1. Направления инновационной деятельности в РФ 5

19





Содержание







Введение


Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание “нововведение” в буквальном смысле “введение нового” означает процесс использования новшества.

Таким образом, с момента принятия к распространению новшества приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).

Актуальность выбранной темы состоит в том, что переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т.п.). Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как система экономических отношений купли – продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности.

Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.

Основная цель моей работы – рассмотреть состояние развития инновационной деятельности в современной России.

Эта цель будет раскрываться через следующие задачи:

  • Направления инновационной деятельности в РФ

  • Инновационная деятельность предприятий России на современном этапе

  • Ключевые проблемы развития инновационной деятельности в России и пути их решения

По структуре работа состоит из введения, основной части, заключения, и списка литературы.



1. Направления инновационной деятельности в РФ

Основными направлениями политики Российской Федерации в области развития инновационной системы определены цель, задачи, направления, механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы, включающие порядок создания благоприятной экономической, правовой и инвестиционной среды в отношении инновационной деятельности и формирования инфраструктуры отечественной инновационной системы, а также меры государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

Комплексные международные исследования показали, что Россия существенно уступает по уровню инновационного развития ведущим зарубежным странам.

По экспертным оценкам, интегральный инновационный индекс России в 2007 г. составил 47,3% по сравнению с США и 51,1% по сравнению со странами ЕС. Сегодня этот показатель улучшен пока не значительно.

Масштабы и темпы создания современной НИС в России пока явно недостаточны, а низкая восприимчивость российских компаний к инновациям приводит к снижению конкурентоспособности выпускаемой продукции. Вследствие этого нарастает технологическое отставание России от развитых стран.

В настоящее время, инновационная политика государства учитывает следующие обстоятельства:

1.Россия обладает одним из лучших в мире потенциалов в ряде областей фундаментальной науки, однако в стране отсутствуют все необходимые условия для его расширенного воспроизводства.

2.Существует проблема прерывания инновационная цикла на этапе перехода от фундаментальных исследований через НИОКР к коммерческим технологиям. Отмечается низкий уровень развития сектора прикладных разработок и неразвитость инновационной инфраструктуры в части коммерциализации передовых технологий.

3.Ресурсы предпринимательского сектора ориентированы в большей степени на закупку импортного оборудования. Капитализация высокого интеллектуального ресурса происходит преимущественно вне пределов России, а значительные средства предпринимательского сектора исключены из процессов воспроизводства отечественного сектора исследований и разработок.

Важнейшую роль в стимулировании инновационного процесса играют не только сами субъекты, но и степень развитости отношений между ними. Вместе с тем, у нас недостаточно развиты соответствующие государственные и общественные институты, стимулирующие связи между научными, учебными организациями и инновационными компаниями, между крупными компаниями и малыми и средними инновационными предприятиями.

В рамках комплексного анализа динамики финансирования инновационной деятельности за период 2006-2007 гг. сопоставлены тенденции и приоритетность вложения средств в инновационные проекты в различных отраслях (табл. 1).1

Таблица 1

Инновационная активность предприятий по отраслям

 

Доля холдингов осуществляющих инновационные мероприятия (в%)

В целом по выборке

I полугодие 2007 г.

2 полугодие 2006г.

Химическая и нефтехимическая промышленность

46

47

Машиностроение и металлообработка

63

67

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

56

58

Промышленность строительных материалов

14

23

Легкая промышленность

22

27

Пищевая промышленность

18

19

В целом по выборке

25

30


По приведенным данным можно сформулировать следующие выводы: за рассматриваемый период отмечается стабильный рост объемов капитальных вложений в инновации. Уровень средств затраченных на разработку инноваций в 2007 г. почти на 38% превысил подобный показатель за 2006 г. (табл. 2, 3).

Таблица 2

Объем средств, выделяемых из бюджета на государственные инновационные программы


Год

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Объем средств, предоставляемых бюджетом (тыс. р.)

15926668,6

18324611,92

21958527,4


Таблица 3

Динамика изменения объемов инвестиций в инновационные программы (в % к предыдущему году)


Год

2006 г. по отношению к 2005 г.

2007 г. по отношению к 2006 г.

Объем средств направленных на инновационные программы

Объем инвестиции вырос на 15,056 %

Объем инвестиции вырос на 19,83 %


На основе проведенного анализа можно заключить, что в России идет непрерывное развитие инновационного процесса. Также представляется целесообразным рассмотреть структуру источников финансирования инноваций (рис. 1).


Рисунок . Источники финансирования инноваций


Анализируя имеющиеся за последние пять лет данные, можно заключить, что доли федерального и местного бюджетов в общем финансировании сокращается и использование зарубежного капитала увеличивается.

На основе приведенных данных можно выявить тенденцию роста инноваций в предпринимательском секторе, в котором концентрируется большая часть зарубежных средств. Также в работе отмечено, что на рынке инноваций в России выделяются отдельные организации, находящиеся на финансировании у зарубежных компаний.

Основным участником на рынке инноваций в России сегодня выступают крупные и средние инновационные компании, представленные предприятиями иностранной и совместной форм собственности. Количество малых инновационных предприятий в России в настоящий момент сокращается. Однако, на наш взгляд, рост объема инновационного продукта не означает рост применения инновационных технологий в России. По нашему мнению, достаточно большое количество разработок уходит на апробацию и дальнейшее внедрение за рубеж (табл. 4).

Таблица 4

Внедрение инноваций в России и за рубежом


Годы

2005 г. к 2000 г.

2006 г. к 2005 г.

Рост количества инновационных разработок относительно предыдущего года в %

21%

26%

Рост количества внедряемых разработок относительно предыдущего года в % (Россия)

13%

22%

Рост количества внедряемых разработок относительно предыдущего года в % (зарубежные государства)

27%

39%


Таким образом, объемы финансирования инновационной деятельности неуклонно повышаются, это позволяет сформулировать приоритеты финансирования инновационной деятельности, направленные на повышение эффективности производственной деятельности отечественной промышленности в целом:

финансирование исследований в области создания новых технологий в наиболее динамично развивающихся и экспортоориентированных отраслях для формирования базиса подъема экономики России;

финансирование исследований в области создания новых технологий в стратегически важных отраслях для национальной безопасности как элемента обеспечения международной стратегической стабильности;

финансирование исследований в области создания нового и перспективного производственного оборудования, в том числе в виде прототипов и моделей в наиболее стабильных отраслях как ресурс обеспечения их роста.



2. Инновационная деятельность предприятий России на современном этапе

2.1. Состояние малого предпринимательства в России

В 2004 году количество малых предприятий в России составляло 920 тыс., а количество занятых на них – около 8,3 млн. человек, что составляет 17 % всех наемных работников. В период до 2007 года количество малых предприятий оставалось неизменным (около 850 тыс.), а предпринимаемые государством усилия по увеличению количества предприятий и занятых на них работников не оказывали значимого эффекта.2

Наметившаяся в 2004 году положительная динамика (рост числа занятых на малых предприятиях составил 3 %, объем производства товаров и услуг увеличился на 33 % по сравнению с 2007 годом) во многом обусловлена осуществленной в 2007-2004 годах государственной политикой по совершенствованию законодательства.

При этом отраслевая структура малого предпринимательства характеризуется преобладанием малых предприятий в сфере торговли и услуг (32 % от общего объема производства товаров и услуг), объемы производственных предприятий в сфере промышленности и строительства занимают второе-третье места (22,8 и 20,9 % соответственно), доля предприятий, занятых в науке и научном обслуживании, к сожалению, пока мала – 2,5 % - всего около 30 000 малых предприятий.

Несмотря на рост производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, их вклад в валовой внутренний продукт России пока не отражает их потенциала.

В настоящее время в России сформировалась устойчивая группа предприятий, для которых инновационная деятельность носит непрерывный характер. Это означает, что предприятия, осуществляющие инновации, занимаются этим постоянно, улучшая производимую продукцию и выводя новые товары на рынок. Эта группа предприятий расширяется за счет появления новых предприятий, реализующих стратегию инновационного развития.

Характерно, что в большинстве случаев авторами инновационных разработок являются сами предприниматели. Основным стимулом для инновационной деятельности становится нарастание конкуренции и, как следствие, последующая диверсификация предприятий, как по товарным рынкам, так и по выпускаемой продукции. Таким образом, прагматичные рыночные критерии становятся определяющими в стратегии отбора инновационных идей и их реализации. Однако в современном мире из-за возрастания конкуренции все больше требования к потребительским свойствам и качеству продукции и все меньше времени на прохождение пути от научной разработки до готовой продукции.

2.2. Трансфер и коммерциализация технологий

Задача обеспечения инновационного процесса современными разработками и технологиями в России возложена на систему Государственных научных центров (ГНЦ), являющуюся, по существу, основой государственной инновационной инфраструктуры.3

В настоящее время на территории России функционирует 58 ГНЦ: в Москве и Московской области (39), Санкт-Петербурге (12) и ряде крупных промышленных центров Центрального и Западно-Сибирского округов (7).

Деятельность ГНЦ сосредоточена на четырех основных направлениях:

фундаментальные научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы (НИОКР) в области приоритетных направлений развития науки и техники и критических технологий федерального уровня;

участие в разработке и реализации федеральных целевых программ (ФЦП);

участие в выполнении обязательств, предусмотренных межгосударственными, межправительственными договорами и другими документами о научно-техническом сотрудничестве;

подготовка и переподготовка высококвалифицированных научных кадров в области, относящейся к тематике исследований конкретного ГНЦ.

Структура видов работ, выполняемых ГНЦ, представлена на диаграмме (рис.2).


Рисунок 2. Структура видов работ, выполняемых ГНЦ


Однако, по сложившейся в России практике, зачастую путь от научного продукта до серийного образца получается слишком долгим.

Причин этому много, но одна из главных – недостаток менеджерской культуры, не понимание учеными возможностей и правил использования результатов их интеллектуального труда в бизнесе, не отлаженность механизмов коммерциализации технологий.

В этой связи успешная деятельность всех участников инновационного процесса, как правило, основывается на реализации комплекса услуг, оказываемых субъектами инфраструктуры инновационного цикла по таким направлениям, как информационное обеспечение; защита интеллектуальной собственности и патентно-лицензионная работа; финансово-экономическое обеспечение; сертификация наукоемкой продукции и предоставление услуг в области метрологии и стандартизации; производственно-технологическая поддержка создания и освоения новой, наукоемкой, конкурентоспособной продукции; услуги по маркетингу; рекламная и выставочная деятельность; подготовка и переподготовка кадров в области инновационного менеджмента.

В реализации инноваций важнейшую роль приобретает взаимодействие ГНЦ с предпринимательской сферой и непосредственно с промышленными предприятиями. Такое взаимодействие осуществляют около 90 % ГНЦ. В деятельности по разработке, модернизации и внедрению принципиально новых технологий с предприятиями стран дальнего зарубежья участвует более 55 % ГНЦ.

Среди целей и направлений взаимодействия ГНЦ с зарубежными фирмами и организациями преобладают научно-техническое сотрудничество и выполнение заказов на научно-техническую продукцию (91 % ГНЦ), совместное проведение НИОКР (40 %). Необходимо отметить, что менее половины ГНЦ имеют стратегического партнера в России и 36% — в странах дальнего зарубежья.

По степени перспективности регионов для экспорта результатов научно-технической и инновационной деятельности ГНЦ на первом месте — регионы России, на втором и третьем — Юго-Восточная Азия, Западная Европа и США, на четвертом — страны СНГ, на пятом — развивающиеся страны, на шестом — Восточная Европа.

Одним из важнейших условии перехода экономики на инновационный путь развития является наличие в научно-технической, промышленной и предпринимательской сферах достаточного количества квалифицированных специалистов, способных, с одной стороны, обеспечить продвижение результатов научных исследований и разработок на рынок наукоемкой продукции, а с другой, использовать эти результаты в производственных и предпринимательских инновациях.

По оценкам экспертов, оптимальное количество специалистов в области менеджмента инноваций составляет до 25 % от общего количества работников научно-технических отраслей экономики. Текущая минимальная потребность в подготовке кадров и обучении такого рода специалистов в России составляет порядка 24 тыс. человек в год. Однако объем и особенно качество подготовки специалистов для инновационной деятельности и эффективной коммерциализации технологий в настоящее время не соответствуют современным потребностям. Поэтому особенно остро стоит проблема в кратчайшие сроки насытить рынок труда специалистами, способными организовать процессы коммерциализации интеллектуальной собственности и реализовать результаты научно-технических разработок на рынке наукоемкой продукции, эффективно использовать эти результаты в инновационном процессе.

Главное место здесь занимает подготовка специалистов для малых технологических фирм и инновационных структур (технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров, центров продвижения технологий). Кроме материально-финансовых и информационных ресурсов, им нужен эффективный менеджмент и, соответственно, подготовленные кадры по всей цепочке инновационного процесса. Речь идет о подготовке руководителей малых фирм, менеджеров инновационных проектов, специалистов по правовой охране и коммерческому использованию результатов исследований и разработок, выведению на рынок высокотехнологичного продукта, стратегии развития наукоемких компаний, технологическому аудиту в инновационных фирмах и научных учреждениях, экспертизе инновационной деятельности фирм.

Как показывает анализ зарубежного и отечественного опыта, подготовка кадров является сферой, финансовые вложения в которую при относительно небольших затратах приносят быстрый и положительный социально-экономический эффект.

В настоящее время идет работа по решению следующих задач в сфере подготовки кадров:

Обучение научных сотрудников, прежде всего авторов разработок, специалистов научных подразделений и руководителей научных организаций и учреждений основным положениям и принципам коммерциализации технологий, использования научных результатов в качестве инновационного ресурса.

Подготовка персонала предпринимательской сферы, прежде всего для малых технологических фирм и инновационных структур (технопарков, инновационно-технологических центров, центров продвижения технологий). Им нужен эффективный менеджмент по всей цепочке инновационного процесса.

Подготовка квалифицированных кадров преподавателей и консультантов для образовательных учреждений, специализирующихся на подготовке персонала и консалтинговом сопровождении предприятий, осуществляющих инновационную деятельность.

Обучение и повышение квалификации работников федеральных и региональных органов исполнительной власти, муниципалитетов, отвечающих за обеспечение условий для инновационной деятельности, коммерциализации технологий, формирование и регулирование соответствующих рынков.

2.3. Развитие бизнес-инкубаторов

В настоящее время в России действуют около 100 бизнес-инкубаторов, более 50 инновационно-технологических центров, более 50 технопарков.

До недавнего времени основной проблемой бизнес-инкубаторов в России было недостаточность помещений. Сейчас эта проблема получила решение.

Только в 2005 году при государственной поддержке будет создано – построено около 30 новых бизнес-инкубаторов общей площадью более 80 000 кв. метров. За два последующих года их число должно увеличиться до 150.

Роль бизнес-инкубаторов – содействовать созданию и развитию новых малых предприятий, предоставив им необходимые условия. В первую очередь: офисные и производственные помещения, обучение и консалтинг, помощь в маркетинге и поиске инвесторов и деловых партнеров.

Вместе с тем, по-прежнему для развития бизнес-инкубаторов актуальными остаются следующие задачи:

подготовка управляющих команд;

оказание содействия предприятиям – клиентам в развитии производства, в выходе на новые, в том числе зарубежные рынки;

помощь разработчикам в коммерциализации технологий, путем создания новых предприятий.

Одной из проблем для малых инновационных предприятий России является сложность выхода на международные рынки. Это связано не только с конкуренцией, но и барьерами, которые существуют в каждой стране по доступу продукции из вне. Барьеры не только административные, но и культурные. Нужно уметь работать на международных рынках, а для этого нужны специалисты, средства, время. Как правило, всего этого недостаточно у малых предприятий.

В этой связи мы испытываем потребность в сотрудничестве с мировым сообществом бизнес-инкубаторов по следующим направлениям:

- распространение передового опыта в бизнес-инкубировании малых предприятий;

- содействие в поиске партнеров;

- содействие в маркетинговых исследованиях и выходе на международные рынки;

- содействие в создании новых (совместных) малых предприятий.

С другой стороны, богатый и не полностью востребованный научный потенциал нашей страны позволяет для других стран брать на вооружение и реализовывать совместно многие разработки. При этом российские малые предприятия могли бы обеспечить часть разработки нового продукта, возможно, производство (эту фазу так же можно проходить совместно), а наши партнеры за рубежом – сертификацию, продвижение на рынок – обслуживание.

Аналогично можно содействовать реализации продукции малых предприятий зарубежных стран в России – на большой постоянно растущий рынок. Значительная часть потребляемой на рынке продукции не производится в России, поэтому мы заинтересованы в поступлении качественных товаров с новыми потребительскими свойствами.

Национальное содружество бизнес-инкубаторов России готово стать тем мостиком, через который будут осуществляться контакты между бизнес-инкубаторами, между конкретными малыми инновационными предприятиями.

Развитие сети бизнес-инкубаторов России имеет три стадии:

создание (1996 год);

координация и интеграция на уровне страны (1996-2007);

международная кооперация (2007 – по н.в.).

Международная кооперация является важной составляющей как для развития БИ, так и возможности БИ содействовать в развитии клиентов - малых инновационных предприятий

В плане развития международной кооперации предлагается:

организация стажировок руководителей и специалистов бизнес-инкубаторов в ведущих бизнес-инкубаторах мира (возможно на основах делового обмена);

создание сетей профильных бизнес-инкубаторов (например, биотехнологических, информационных и т.д.);

создание единой базы данных малых предприятий – клиентов бизнес-инкубаторов, предлагающих продукцию и услуги на международные рынки, и содействие в продвижении продукции и услуг;

создание постоянно-действующих распределенных выставок лучших продуктов и проектов, предлагаемых бизнес – инкубаторами.

Решение этих задач позволит и бизнес-инкубаторам в каждой стране и ассоциациям бизнес-инкубаторов стать сильнее и эффективнее.

3. Ключевые проблемы развития инновационной деятельности в России и пути их решения

Ключевые проблемы развития НИС отражены в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года. Где в качестве основных задач определено:

-разработать и приступить к реализации долгосрочной (до 2010-2015 годов) стратегии развития инноваций;

-обеспечить функционирование системы институтов развития и венчурных фондов, отработать механизмы финансирования инновационной сферы на долгосрочной основе;

-сосредоточить усилия на стратегически важных направлениях фундаментальных и прикладных исследований, что потребует концентрации соответствующих финансовых ресурсов государства, создания условий для увеличения инвестиций на финансирование научных исследований и разработок, а также укрепления связи образования с экономикой путем создания интегрированных научно-образовательных структур;

В этой связи предусмотрена разработка проекта Федерального закона об участии государства в развитии инновационной системы, предложений по определению размера и вида компенсационных платежей за использование прав на получение за счет средств федерального бюджета результатов научно-технической деятельности, порядка учета и использования таких поступлений; выработку мер по развитию центров трансфера технологий; совершенствованию порядка формирования и реализации важнейших инновационных проектов государственного значения в рамках федеральных целевых программ технологического профиля; разработке мер государственной поддержки развития малого инновационного предпринимательства в научно–технической сфере из средств государственного бюджета; формированию и реализации пилотных проектов по инновационной деятельности субъектами Российской Федерации.

Одним из результатов реализации этой программы стало продолжение практического выполнения 13 важнейших инновационных проектов государственного значения за счет средств федерального бюджета. В настоящее время у нас находится на рассмотрении еще около 40 предложений, претендующих на включение в перечень важнейших инновационных проектов, финансирование которых может быть обеспечено, в том числе за счет внешних инвестиций.

Эти проекты предусматривают усиление конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках за счет решения ключевых задач конкурентоспособности, а именно ресурсосбережения (в первую очередь энергосбережения), применения технологий высокой степени переработки исходного сырья, эффективного использования сырьевой базы, обеспечения гибкости производства.

Они основаны на научных достижениях мирового уровня в передовых областях науки и техники и в первую очередь касаются критических технологий федерального уровня.

Следует отметить, что в рамках вышеуказанных проектов реализуется полный инновационный цикл: прикладные научные исследования – опытно-конструкторские и технологические разработки – освоение производства в период не более 3-4 лет.

Особенностью этих проектов является то обстоятельство, что в результате их выполнения должны быть обеспечены промышленный выпуск и коммерческая реализация конкурентоспособной продукции в объемах, не менее чем в пять раз превышающих бюджетные ассигнования, выделенные исполнителю соответствующего государственного контракта.

Кроме того, в ходе реализации каждого важнейшего инновационного проекта государственного значения наряду со средствами федерального бюджета предусмотрено обязательное привлечение необходимых средств из внебюджетных источников в пропорции 1:2.

Становление отечественной инновационной инфраструктуры сопряжено с развитием институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности. С целью повышения эффективности правового регулирования вопросов, связанных с оборотом интеллектуальной собственности продолжается работа по созданию нормативно-правовой базы в указанной сфере, а также по стимулированию инновационной деятельности.

В частности подготовлен и проходит согласование проект Федерального Закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации с целью стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство научно-технических результатов», который, в частности, предусматривает:

- государственное регулирование инновационной деятельности;

- определение правового статуса участников инновационного процесса;

- регулирование отношений, возникающих при использовании

различных механизмов финансирования инновационной

деятельности;

- регулирование отношений в сфере распределения полномочий в

области осуществления государственной инновационной политики

между органами государственной власти субъектов Российской

Федерации;

- регулирование отношений, связанных с учетом и контролем за

исполнением результатов научно-технической деятельности,

создаваемых за счет или с привлечением средств федерального

бюджета.

Одним из важнейших элементов развития инновационной системы России является Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно- технической сфере, финансирование которого осуществляется пока только за счет средств федерального бюджета. Фонд реализует ряд программ, таких как «Старт», «Темп», которые направлены на финансовое содействие при создании и развитии малых инновационных предприятий.


Заключение


Инновационная деятельность в России характеризуется значительным научно-техническим потенциалом и низким результирующим показателем инновационной активности. В настоящее время разработку и освоение инноваций осуществляют только около 5% промышленных предприятий (для сравнения в США около 30%).

Драматично складывается ситуация в тех областях, где по разным причинам сложилось значительное отставание российских разработок от мирового уровня. В первую очередь, это относится к информационным и телекоммуникационным технологиям, отдельным направлениям машиностроения и биотехнологии. Открытие российского рынка для зарубежных товаров привело к падению спроса на отечественную наукоемкую продукцию, вытеснению ее с внутреннего рынка.

Однако в России еще сохраняется ряд отраслей экономически, конкурентоспособных на мировом рынке - это топливно-сырьевой комплекс, черная и цветная металлургия, химическая, деревообрабатывающая, авиационная и аэрокосмическая промышленность, приборостроение, судостроение.

Среди проблем коммерциализации российских разработок исследователи отмечают следующие:4

1. Сложность коммерческой оценки предлагаемой разработки, технологии Если попросить авторов разработки представить небольшой бизнес-план по ее освоению в производстве, то они, скорее всего представят план финансирования своих исследований. Ученые достаточно поверхностно относятся к вопросам окупаемости своих разработок и необходимости учета интересов инвесторов. Но и для профессионального экономиста составить бизнес-план также непросто. Оценке препятствуют многочисленные неопределенности, связанные со спецификой российской экономики, оценкой текущего состояния проекта, а более того оценкой риска незавершенности проекта в устанавливаемые сроки и т.п.

2. Незавершенность большинства исследований Мало количество разработок, близких к серийному производству. В последние годы, когда финансирование российской науки практически прекратилось, многие перспективные разработки "застряли" на стадии создания экспериментальных образцов. Как правило, эти образцы требуют серьезной доработки, и неясно, удастся ли вообще довести изделие до уровня коммерчески привлекательного и конкурентоспособного продукта.

3. Постепенная потеря мировых приоритетов российских ученых в различных областях науки. Вследствие фактического замораживания финансирования российской науки темпы ее развития в последнее время резко снизились. Многие разработки, приоритетные на мировом уровне еще 3-5 лет назад, уже потеряли или теряют свою новизну.

4. Низкий уровень юридической грамотности. Российские ученые, изобретатели и авторы ноу-хау слабо осведомлены о различных путях, какими может быть осуществлен процесс передачи технологий. Они недостаточно знакомы с возможными видами контрактов, способами защиты своих прав и со своими будущими обязанностями. Все это порождает у них подозрительность и опасения относительно того, что предприниматели пытаются их обмануть, незаконным путем получив у них информацию о разработках. Данное обстоятельство сильно затрудняет переговоры с авторами разработок.

5. Недостаточность инфраструктуры по коммерциализации технологий в России. Внедрение передовых разработок в производство по-прежнему, как и в "застойные" годы, остается слабым местом российской науки. Россия практически только приступила к организации такой распространенной на Западе формы бизнеса, как венчурные фонды и компании. Слабо развита и посредническая сеть. В настоящее время действует, возможно, не более двух-трех десятков российских консалтинговых фирм, специализирующихся в области поиска и коммерциализации высоких технологий, причем действительно активными среди них являются единицы. Большинство этих компаний базируется в Москве. В России действует также определенное число дочерних структур или представительств иностранных компаний, занимающихся поиском и трансфертом технологий, а также уполномоченных частных лиц, выполняющих поручения в этом направлении. Незначительное участие в процессе коммерциализации технологий принимают также патентные поверенные и патентно-правовые фирмы. Несмотря на накопленный положительный опыт по созданию инфраструктуры коммерциализации технологий и рынка интеллектуальной собственности, такая инфраструктура в России развита недостаточно, и широкомасштабная деятельность по коммерциализации технологий не ведется.

Вместе с тем нельзя не отметить и преимущества коммерциализации российских технологий. Их немного, но они достаточно весомые. Перечислим основные из них:

1. Значительный неиспользованный потенциал в этой сфере. Россия традиционно считается страной с высоким уровнем развития науки и образования. Во многих отраслях знаний сохраняется мировой приоритет российских ученых. В России есть очень много талантливых людей - авторов уникальных технологических идей.

2. В последнее десятилетие в России происходит процесс перехода ряда технологических разработок из военной области в гражданскую- конверсия. Результатом конверсии стала доступность использования в массовом производстве множества уникальных изобретений и технологий, ранее применявшихся при производстве военной техники. Это означает появление на рынке интеллектуальной собственности новых интересных технологий. Особенно сильны позиции в областях, связанных с механикой, энергетическими устройствами, материаловедением и т.д.

3. Дешевизна интеллектуальной собственности в России. Вследствие неразвитости рынка интеллектуальной собственности и ограниченности знаний изобретателей и ученых о своих правах и возможностях в этой сфере, стоимость российских технологий все же ниже мирового уровня. Одной из причин такого положения




Литература

  1. Стратегия социально-экономического развития России - инновационный путь // Российский экономический журнал. 2008. № 4.

  2. "Основные направления государственной научно-технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды" (доклад Правительства Президенту Российской Федерации) // Инновации. 2008. №3.

  3. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу // Поиск. № 16 (674). 19 апреля 2008 г. С.8-10

  4. Батчиков С. Импортозамещающий вектор альтернативной стратегии народнохозяйственного развития // Российский экономический журнал. 2008. № 3.

  5. Гурков И., Авраамова Е., Тубалов В. Инновационная деятельность российских промышленных предприятий // Вопросы экономики. 2008. № 7. С.71-85.

  6. Глазьев С. Новый программный документ прежнего курса // Российский экономический журнал. 2008. № 8.

  7. Петров Ю., Жукова М., Карапетян А. Становление глобально-информационного технологического уклада в России: сценарии технико-экономического развития и задачи реформирования финансовых институтов // Российский экономический журнал. 2008. № 2.

  8. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. М. Экзамен. 2005.

  9. Мартынюк Е. А.Динамика финансирования инновационной деятельности . http://www.cfin.ru/bandurin/article/sbrn07/index.shtml

  10. Сафаралиев Г.К., Бердашкевич А.П. Проблемы научно-технической и инновационной деятельности в высших учебных заведениях Российской Федерации // Инновации. 2008. № 6.

  11. Хохлов Н. Проблемы и перспективы коммерциализации технологий в России - [email protected].

  12. http://www.poisknews.ru/_rubr/grants1.asp?table=rubGrTeku

  13. Каганов В. Развитие бизнес-инкубаторов и международная кооперация ректор Академии менеджмента и рынка, председатель Координационного Совета Национального содружества бизнес-инкубаторов см.: http://www.smb-support.org/doc/kaganov.doc

1 Мартынюк Е. А.Динамика финансирования инновационной деятельности . http://www.cfin.ru/bandurin/article/sbrn07/index.shtml

2 Каганов В. Развитие бизнес-инкубаторов и международная кооперация ректор Академии менеджмента и рынка, председатель Координационного Совета Национального содружества бизнес-инкубаторов см.: http://www.smb-support.org/doc/kaganov.doc

3 Гурков И., Авраамова Е., Тубалов В. Инновационная деятельность российских промышленных предприятий // Вопросы экономики. 2008. № 7. С.71-85.

4 Н.Хохлов. Проблемы и перспективы коммерциализации технологий в России - [email protected].

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории разное:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ