. Обогащённый данными из других источников

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

5 сентября 2006 г. N 658-ПП

О Концепции инновационной

политики города Москвы

В целях создания инновационной системы в городе Москве Правительство Москвы постановляет:

1. Одобрить Концепцию инновационной политики города Москвы.

2. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы:

2.1. Выступить государственным заказчиком по разработке городской целевой среднесрочной программы "Комплексная программа инноваций в городе Москве на 2007-2009 гг.".

2.2. Финансировать эту Программу.

2.3. В IV квартале 2006 г. представить на рассмотрение Правительства Москвы проект Программы.

2.4. Представить в ДЭПР города Москвы прогноз обеспечения финансовыми средствами мероприятий Программы на 2007 год и среднесрочную перспективу.

2.5. В целях образования органа управления Программой внести заявку на создание государственного учреждения "Московский инновационный центр".

2.6. Выявить технологии, освоение которых в производстве обеспечит организациям науки и промышленности города Москвы преимущества на рынке технологий, и учесть при разработке Программы.

2.7. Подготовить предложения по развитию инфраструктуры инновационной деятельности в городе Москве для использования при разработке Программы.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы, руководителя Департамента науки и промышленной политики города Москвы Пантелеева Е.А.

О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в IV квартале 2006 г.

П.п. Мэр Москвы Ю.М. Лужков

\01\

Приложение

к постановлению Правительства Москвы

от 5 сентября 2006 г. N 658-ПП

КОНЦЕПЦИЯ

ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА МОСКВЫ

(РЕФЕРАТ. ОБОГАЩЁННЫЙ ДАННЫМИ ИЗ ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ)

1. Введение

Ст. 2 Закона города Москвы от 7 июля 2004 г. N 45 "Об инновационной деятельности в городе Москве" определяет термины и основные понятия, применяемые в тексте Концепции:

инновационная деятельность - деятельность, направленная на освоение научно-технологических достижений, получение новых товаров, услуг, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках;

продукция инновационной деятельности – освоенные в производстве на основе научно-технологических достижений новые товары, услуги и технологические процессы;

инновационная политика города Москвы - комплекс мер органов государственной власти города Москвы, направленный на законодательное, экономическое, информационное, организационно-распорядительное обеспечение в области инновационной деятельности;

инновационная программа (проект) - увязанный по цели, задачам, ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, обеспечивающий разработку, производство и реализацию инновационной продукции;

инновационная программа города Москвы - комплекс инновационных проектов, направленный на реализацию инновационной политики города Москвы;

субъект инновационной деятельности - организация любой формы собственности, осуществляющая инновационную деятельность;

субъект инфраструктуры инновационной деятельности - организация любой формы собственности, оказывающая услуги по созданию, производству и реализации продукции инновационной деятельности;

инновационная система города Москвы - совокупность взаимодействующих на единых принципах субъектов инновационной деятельности и субъектов её инфраструктуры, а также органов государственной власти города Москвы, обеспечивающих реализацию государственной инновационной политики.

меры поддержки инновационной деятельности - совокупность действий органов государственной власти города Москвы, направленных на создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности;

целевой бюджетный инновационный фонд - фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством в составе бюджета города Москвы.

В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию от 10 мая 2006 г. сказал:

"Нам нужна инновационная среда, которая поставит производство новых знаний на поток. Нужно сформировать благоприятные налоговые условия для инновационной деятельности".

2. Главная цель инновационной политики города

Основная цель государственной политики в области науки и технологий - переход к инновационному развитию страны.

Сегодня как экономика России, так и экономика Москвы теряют конкурентоспособность. Предприятия используют изношенное оборудование и устаревшие технологии. Они давно лишились притока инноваций и научной поддержки. Из года в год растёт приток импортных товаров. Вступление России в ВТО приведет к дальнейшему падению конкурентоспособности.

Главная цель инновационной политики Москвы - достижение конкурентоспособности предприятий Москвы в целом на мировом уровне. Инновационная деятельность позволит решать и актуальные проблемы города.

Достичь цели инновационной политики можно только за счет переоснащения промышленности, строительства, энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи, медицины и других отраслей города на базе передовых достижений науки и техники.

\02\

3. Научно-технический потенциал Москвы

В городе имеется достаточный научно-технический потенциал. В Москве 1200 научно-технических учреждений (третья часть научных работников страны, более половины докторов наук и 44% кандидатов наук России).

Столица имеет лучшие высшие учебные заведения, выпускающие специалистов по всем специальностям, необходимым для развития экономики города. Вузы имеют в своем составе успешно работающие научно-образовательные комплексы.

На их базе созданы научно-технические и инновационные предприятия малого бизнеса. При ведущих университетах организованы технопарки. А на территории Зеленоградского административного округа Москвы создана особая экономическая зона технико-внедренческого типа - "Зеленоград".

В Москве 60% научно-технического потенциала страны. Этот, не имеющий аналогов в мире, потенциал способен реализовать и осваивать научно-технические достижения, отвечающие мировому уровню.

4. Основные проблемы развития инновационной деятельности

Научно-технический потенциал Москвы мало задействован на инновационное развитие именно экономики города: московская продукция, которую можно отнести к инновационной, составляет по отношению к общему объему продукции города не более 5%.

Основная причина этого - плохая организация инновационной деятельности в целом по стране. За последние годы разрушена существовавшая ранее государственная система создания и реального экономического освоения инноваций.

В недавнем прошлом этот процесс начинался с фундаментальных и поисковых исследований, проходил стадию прикладных НИОКР, а завершался освоением инноваций на предприятиях всех отраслей экономики. Сейчас прежняя система не работает, а новый механизм, действующий в соответствии с рыночными принципами, не создан.

Разрыв между наукой и производством возрос, они оказались организационно разобщены. Без интеграции науки и производства экономику настигает коллапс. Поэтому следует сосредоточить максимум сил и средств на процессе внедрения инноваций в реальную экономику.

Полностью отсутствуют стимулы у физических и юридических лиц к этой деятельности. Обычно, если власти хотят поддержать какое-либо направление деятельности, они создают для него систему льгот и преференций.

Однако федеральные власти, отстаивая «принцип равных возможностей» для всех хозяйствующих субъектов, лишили научные учреждения и университеты даже малых льгот, которые они имели раньше. В том числе льгот по налогу на имущество, по налогу на землю, по тарифам на энергоносители. - В стране созданы фискальные условия, невыгодные для модернизации производств.

\03\

Приобретение оборудования и заказ НИОКР нужно оплачивать из прибыли предприятия. Немалых трат требует выплата таможенных пошлин за импорт сырья и оборудования. В стране не созданы условия для финансирования инновационной деятельности. Финансовые потоки ищут и находят для себя пути к менее рискованным, более прибыльным видам бизнеса. Для такой экономики научные исследования и разработки не нужны.

Реальные поступления денежных средств в отечественную науку не обеспечивают даже её простое воспроизводство. Научные приборы и оборудование изнашиваются и устаревают, а инфраструктура научных учреждений разрушается.

Но главная беда - низкий уровень зарплат у ученых и специалистов. Молодые специалисты не идут в науку, а квалифицированные ученые часто переходят в коммерческие фирмы или уезжают за границу, где их труд востребован и оплачивается несравнимо выше.

Возраст руководителей, ученых и специалистов почти во всех научных учреждениях Москвы подходит к верхнему пределу. Им теперь некому передать накопленные поколениями знания и опыт.

{V: Не хочешь кормить собственную науку, она вымрет, и вскорости ты станешь втридорога кормить зарубежную науку!}

В особо трудном положении находится отраслевая наука. Дезинтеграция отраслей, неразумная приватизация, набеги рейдеров и другие беды привели к разрушениям научно-технического потенциала отраслевых институтов. Некоторых институтов уже нет. Другие только числятся научными учреждениями. Если такая ситуация сохранится еще несколько лет, то вливание даже больших ресурсов не возродит науку России и Москвы.

Инновационные предприятия малого бизнеса, количество которых в городе незначительно, также в незавидном положении. Они не имеют ни инфраструктуры, ни денежных средств, которые необходимы для доработки и освоения инноваций, ведь создание и освоение любого научного достижения требует комплексного подхода и участия широкого круга специалистов разнообразной квалификации, а персонал малых предприятий отличается малочисленностью и узкой специализацией.

Такие предприятия сильно зависят и от конъюнктуры рынка, что не позволяет им планировать рискованную инновационную деятельность. Они меняют свой профиль и занимаются лишь производством и реализацией подновлённой мелкосерийной продукции.

В Москве слабо развита инновационная инфраструктура: лишь отдельные, не связанные между собой фрагменты. Налицо также дефицит специалистов и управленцев в области инновационной деятельности, имеющих профессиональные знания и опыт по коммерциализации достижений науки и техники.

{V: Наша тарифно-квалификационная сетка таковых и не содержит. Потому нет и сертификации таких инновационных специалистов и предприятий. Ни одного сертифицированного лица, и мы затеваем Мегапроект – это круто!}

5. Основные задачи инновационной политики

В сложившейся ситуации инновационная политика органов власти Москвы должна обеспечить решение следующих задач:

- организовать городскую инновационную систему, способную к массовому созданию и освоению инноваций;

- сформировать городские органы координации инновационной деятельности;

\04\

- разработать и практически реализовать систему различных форм государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности для ускоренного развития в городе этих видов деятельности;

- разработать и практически реализовать комплекс мер по сохранению прикладной науки;

- создать условия для ускоренного развития малого научно-технического и инновационного предпринимательства;

- создать в городе инновационную инфраструктуру, включая организацию новых инновационных предприятий и фондов для финансирования инновационной деятельности;

- осуществить комплекс мер по модернизации городской экономики Москвы на базе передовых достижений науки и техники.

Россия вступает в ВТО, и органы власти Москвы должны ускорить решение перечисленных задач, чтобы успеть предотвратить угрозу неконкурентоспособности, надвигающуюся на экономику города.

6. Городская инновационная система

Инновационная деятельность сможет быстро развиться только при проведении целенаправленной политики органов власти страны и города и при активной поддержке общественных организаций. Эту проблему можно решить только при новом, гораздо более высоком уровне организации дела. Необходимо создать городскую инновационную систему, которая обеспечит развитие инновационной деятельности в Москве.

Чтобы обеспечить конкурентоспособность экономики города, инновационная система Москвы должна инициировать массовую разработку и освоение передовых достижений науки и техники.

Как сказал президент России В.В. Путин, эту деятельность необходимо поставить на поток.

Массовость же инноваций требует принципиально новой инновационной политики. Управление инновационной деятельностью только административными методами не будет эффективным.

Следует организовать взаимодействие властей города, которые будут оказывать инновационной деятельности всестороннюю поддержку, с предприятиями различных форм собственности, а также с отечественными и зарубежными инвесторами, стремящимися работать в экономике Москвы.

{V: Зарубежная «русская научная диаспора» уселась на лучшее в мире научное оборудование в США, Германии. Канаде и Австралии, причём с привезёнными с собой задачами, то есть они там – руководители, принимающие самостоятельные решения. Там им никто задач не ставит. Уехали лучшие. Нам не использовать их «в порядке лизинга» на взаимовыгодных условиях – просто глупо! Но об этом ни слова! А китайские научные хуа-цяо только так и работают – «и нашим и вашим»… далеко не все участники инновационной деятельности перечислены… далеко не все инновационные механизмы опознаны. Например, японские власти, отправляющимся в турпоездки дают оплачиваемую нагрузку по легальной технической разведке. А мы разве даём?}

Взаимоотношения всех участников инновационной деятельности должны основываться на инициативе, заинтересованности и ответственности самих участников.

И именно сами участники должны ответственно определять, какие инновации следует создавать, где их осваивать, как и в каком размере привлечь инвестиции. Отбор лучших инновационных проектов должны производить только заинтересованные инвесторы, которые ведь рискуют собственными средствами.

7. Городские органы организации и координации инновационной деятельности

Целостное руководство, определение государственной политики и регулирование отношении в инновационной деятельности в городе необходимо возложить на Департамент науки и промышленной политики, который целесообразно переименовать в Департамент инновационной и промышленной политики города Москвы.

\05

Московский инновационный центр будет выполнять функции рабочего органа по координации инновационной деятельности в городе. Этот центр следует создать при Департаменте науки и промышленной политики города Москвы.

Он должен подготавливать предложения по стратегии и тактике инновационной деятельности, разрабатывать организационную нормативно-правовую базу, регулирующую эту деятельность, способствовать обмену передовым опытом.

На первом этапе Московский инновационный центр может быть создан как государственное учреждение, но в дальнейшем целесообразно преобразовать его в открытое акционерное общество со 100% участием Правительства Москвы. Это заставит центр осуществлять свою деятельность более качественно и на условиях полной коммерческой ответственности.

Будущий Экспертный совет по инновационной деятельности (общественный орган) будет вырабатывать приоритеты и направления развития, давать заключения по проектам документов, касающихся этой деятельности, организовывать экспертизу инновационных проектов.

Инновационную политику невозможно проводить без активного участия Московской городской Думы. Она должна создать законы Москвы, обеспечивающие режим наибольшего благоприятствования для инновационной деятельности, подготовить в порядке законодательной инициативы предложения для Государственной думы Российской Федерации по преодолению препятствий, стоящих на пути развития инновационной деятельности в целом по стране.

Создание и развитие городской инновационной системы – дело сложное и многоплановое. Департамент поддержки и развития малого предпринимательства, Департамент экономической политики и развития города, Департамент финансов, Департамент имущества должны постоянно оказывать ему содействие.

Особую роль в проведении инновационной политики должны играть префектуры, в которых необходимо создать окружные инновационные центры, которые будут помогать префектурам в развитии инновационной деятельности в округах. Эффективность работы окружных центров будет обеспечиваться за счет взаимодействия с Московским инновационным центром.

При префектурах целесообразно организовать общественные советы по науке и инновациям, которые будут выполнять функции, подобные Экспертному совету по инновационной деятельности.

Влияние на проведение инновационной политики должны оказывать и общественные организации города. Московской федерации профсоюзов, Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей, Московской торговой палате, союзам предпринимателей нужно объединить усилия для решения проблемы конкурентоспособности.

\06\

Особо важной задачей властей Москвы должно стать повышение престижности научно-технической и инновационной деятельности.

8. Государственная поддержка инновационной деятельности

Органы власти должны оказывать поддержку инновационной деятельности. Формы поддержки следующие.

1) Административная поддержка: приоритетный порядок принятия и административные решения по вопросам инноваций и контроль их исполнения.

2) Законодательное обеспечение: разработка правовых основ инновационной деятельности и принятие нормативно-правовых актов с целью:

- усовершенствовать городское законодательство, создающее благоприятные условия для развития научно-технической и инновационной деятельности;

- разработать предложения по совершенствованию федерального законодательства для устранения препятствий, стоящих на пути развития инновационной деятельности в целом по стране;

- совершенствовать нормативно-правовое обеспечение по защите авторских прав и интеллектуальной собственности;

- разработать предложения по совершенствованию нормативно-правового обеспечения частно-государственного партнерства при осуществлении инновационной деятельности;

- разработать предложения по увеличению объема использования высокотехнологичной и наукоемкой продукции в рамках госзаказа.

Чтобы повысить заинтересованность предприятий, разрабатывающих передовые достижения науки и техники, путем передачи им всех прав на интеллектуальную собственность, созданную ими за счет средств города и

разработать порядок долевого использования средств бюджета при зарубежном патентовании изобретений.

3) Финансовая поддержка. Формы и методы финансовой поддержки научно-технической и инновационной деятельности в настоящее время не могут быть командно-административными и централизованными. Только в строго регламентированных случаях в качестве инвесторов инновационных проектов могут выступать подразделения Правительства Москвы.

Бюджетные средства города следует использовать главным образом на создание инновационной инфраструктуры бизнеса. Финансовая поддержка из бюджета должна быть направлена на создание условий, при которых инновационная деятельность в Москве стала бы более выгодна, чем какая-либо другая.

Городская система стимулирования участников инновационной деятельности должна предоставлять всем участникам различные виды льгот и преференций, в том числе налоговые льготы, а также льготы по аренде земли и помещений.

4) Создание инновационной инфраструктуры. Для перевода экономики на инновационный путь развития городу требуется соответствующая инфраструктура. Такая инфраструктура должна включать предприятия следующих групп:

- городские органы координации инновационной деятельности;

- научно-технические предприятия, которые генерируют новые идеи и создают инновации;

- инновационные предприятия, специализирующиеся на продвижении инноваций в реальную экономику;

- предприятия, непосредственно осваивающие инновации;

- обслуживающие предприятия, которые оказывают участникам инновационной деятельности финансовые, экспертно-консалтинговые, правовые, патентные, информационные, рекламные, проектно-конструкторские, производственные, образовательные и другие услуги.

Создание инфраструктуры дело долгое и капиталоемкое. Поэтому инновационную инфраструктуру Москвы следует создавать постепенно и поэтапно, рачительно используя имеющиеся в городе резервы городской собственности, продумывая каждый следующий этап.

Опыт развитых стран свидетельствует, что бюджетные средства целесообразно использовать для создания и развития инновационной инфраструктуры даже в виде прямых инвестиций. Однако такие инвестиции желательно осуществлять путём объединения ресурсов города и предпринимательского сообщества.

Важнейшее значение имеют инновационные предприятия, то есть предприятия, специализирующиеся на освоении достижений науки и техники, но сейчас огромен дефицит предприятий, основная деятельность которых направлена на продвижение инноваций в экономику города.

Постановка вопроса о массовом освоении инноваций вызывает необходимость появления в городе развитой сети новых инновационных предприятий. Чтобы предприятие было способно достичь успеха в инновационной деятельности, причем на мировом уровне, оно должно соответствовать определенным критериям.

Инновационному предприятию необходимо иметь в своем распоряжении передовые достижения науки или техники, располагать квалифицированными учеными и специалистами, имеющими внедренческий опыт, а также обладать современной научной, опытной, инженерной, а иногда и производственной базой.

Наиболее приспособлены к преобразованию в инновационные предприятия отраслевые институты и научно-технические предприятия. В Москве имеется опыт подобных преобразований, что позволяет рекомендовать такую стратегию развития для широкого распространения.

Новые инновационные предприятия могут быть учреждены Московским инновационным центром, окружными центрами и любыми инвесторами.

Первоочередная задача - создание финансовой инфраструктуры инновационной деятельности и, прежде всего, фондов, занимающихся финансированием инновационных проектов. Без них инновации и инвестиции друг с другом не встретятся.

Сейчас городское банковское сообщество и инвесторы опасаются рисков, связанных с инновационной деятельностью.

В развитых странах эту нишу заполняют венчурные фонды, которые охотно берутся за финансирование инноваций. За счет успешных инноваций венчурные фонды в целом получают хорошую прибыль, хотя попытки внедрение некоторых инноваций могут принести и убытки.

Органы власти и банковское сообщество Москвы должны активно участвовать в создании городских венчурных и других фондов. Следует рассмотреть целесообразность создания целевого бюджетного инновационного фонда, предусмотренного Законом города Москвы от 7 июля 2004 г. N 45 "Об инновационной деятельности в городе Москве".

Необходимо создать систему подготовки и переподготовки кадров в области инновационной деятельности. К этой работе следует привлечь ведущие университеты Москвы.

5) Повышение престижности инновационной деятельности. Значимая государственная форма поддержки - повышение престижности научно-технической и инновационной деятельности.

Авторитет ученого, изобретателя, новатора должен быть поднят на прежнюю высоту, как в те годы, когда весь мир поражался достижениям нашей науки и техники.

На это важное дело нужно нацелить все городские средства массовой информации.

6) Другие формы поддержки. Органы власти должны создать в городе условия для оказания всем участникам инновационной деятельности правовой, рекламной, информационной и консалтинговой помощи. Опыт передовых стран свидетельствует, что затраты на создание благоприятных условий для инновационной деятельности быстро окупаются.

9. Сохранение и развитие прикладной науки

Главную роль в инновационной деятельности играет прикладная наука. Она осваивает большую часть инноваций. В передовых в данном деле странах до 70% всех инноваций создают и осваивают научно-технические и инженерные центры при промышленных корпорациях.

Эти центры обеспечивают конкурентоспособность корпоративных производств. Руководители корпораций постоянно оказывают финансовую помощь этим центрам.

В нашей стране корпорации не спешат создавать научно-технические и инженерные центры. В связи с этим инновационная политика города должна предусматривать систему стимулов, создающих заинтересованность корпораций города в развитии собственных научно-технических центров. Однако такое развитие потребует много времени.

В Москве много отраслевых институтов, которые проводят разработки прикладного характера. Они осуществляли почти всю инновационную деятельность в советское время и сегодня ещё имеют квалифицированные сохранившуюся инфраструктуру и кадры, умеющие осваивать инновации. Эту инфраструктуру можно легко модернизировать, приспособив ее к рыночным условиям. Это будет дешевле и быстрее, чем создавать её заново.

Комплекс мер по сохранению и развитию прикладной науки в городе должен иметь цели:

- разработать и реализовать мероприятия по предотвращению недружественных поглощений и необоснованного перепрофилирования отраслевых институтов;

- создать стимулы для участия отраслевых институтов в решении научно-технических проблем города;

- создать стимулы для организации научно-технических и инженерных центров при промышленных предприятиях и корпорациях;

- создать стимулы для притока молодых специалистов в прикладную науку и инновационный бизнес;

- создать условия, способствующие модернизации научной, опытной, инженерной и производственной инфраструктуры отраслевых институтов.

Необходимо заинтересовать руководство и коллективы отраслевых институтов в постепенном преобразование их в инновационные предприятия. В результате таких преобразований в городе могут появиться новые научно-инновационные комплексы, которые сразу профессионально займутся созданием и освоением инноваций, а также инновационно-промышленные комплексы, которые возьмут на себя не только разработку и освоение наукоемкой продукции, но и ее производство и сбыт.

10. Развитие малого инновационного предпринимательства

Инновационные предприятия малого бизнеса создавали главным образом на базе ведущих университетов, отраслевых и академических институтов. Обычно их возглавляют предприимчивые специалисты. Они умеют работать на рынке и, как правило, доводят предлагаемые инновации до внедрения.

Такие малые предприятия являются естественным резервом для развития сети инновационных предприятий, однако предстоит многое сделать, чтобы малое предпринимательство смогло проявить себя в качестве среды, перманентно рождающей новые инновационные предприятия.

Следует создать условия, способствующие существенному росту числа инновационных предприятий малого бизнеса, развить инновационную инфраструктуру, в которой они нуждаются, организовать им правовую и информационную помощь, обеспечить условия, способствующие превращению успешных малых предприятий в средние и крупные.

Практика создания в городе технопарков, бизнес инкубаторов, центров коллективного пользования и трансферта технологий должна быть продолжена. Опыт таких предприятий, организованных при ведущих университетах и отраслевых институтах города, свидетельствует, что они смогли преодолеть недостатки предприятий малого бизнеса и развиваются успешно.

11. Порядок, сроки реализации и ожидаемые результаты

Создание городской инновационной системы следует начать с формирования городских органов координации инновационной деятельности. Необходимо приступить к созданию окружных инновационных центров в Восточном административном округе, Юго-Восточном административном округе и некоторых других округах, имеющих успешные результаты освоения инноваций. Опыт первых окружных инновационных центров может быть использован при организации таких центров во всех административных округах.

Первоочередная мера - создание системы стимулирования участников инновационной деятельности и организация различных фондов для финансирования инновационной деятельности и привлечения средств инвесторов.

Еще одна первоочередная задача - создание городской целевой среднесрочной Комплексной программы инноваций в городе Москве на 2007-2009 гг.

В ней должны найти отражение все формы поддержки властями города Москвы инновационной деятельности, включая и меры по сохранению научно-технического потенциала города.

Реализация Комплексной программы позволит к 2009 г. завершить создание городской инновационной системы и реализовать большую часть форм поддержки инновационной деятельности.

В 2010-2012 гг. необходимо будет значительно повысить мощность и эффективность городской инновационной системы. Начиная с 2013 года в городе должны быть созданы все условия для массовой разработки и освоения передовых достижений науки и техники.

Для достижения конкурентоспособности экономики Москвы на мировом уровне потребуется от 12 до 15 лет, однако результаты перевода экономики на инновационный путь начнут проявляться раньше в виде повышения экономической эффективности многих предприятий города, а также ускорения темпов роста экономики Москвы.

Превращение города в зону инновационной экономики позволит преобразовать Москву в постиндустриальный мегаполис с высоким уровнем жизни.

Верно:

Адрес электронной почты: [email protected]

Свои замечания и предложения присылайте: [email protected] [email protected]

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории разное:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ