Элективный курс «Решение задач с параметрами»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Кадетская школа
г. Люберцы Московской области
Реферат
Элективный курс
«Решение задач с параметрами»
Учитель математики
Спиридонова Ирина Петровна
-a\4
1
-1
y=2
0
x
y
y=2x-1
Г. Люберцы, 2007 г.
Оглавление
Введение. 3 стр.
Элективный курс «Решение задач с параметрами».
а) Пояснительная записка. 5 стр.
б) Структура курса планирования учебного материала. 7 стр.
в) Краткое содержание курса. 8 стр.
г) Планирование. 12 стр.
д) Методические рекомендации при изучении
некоторых тем. 13 стр.
3. Заключение. 27 стр.
4. Библиографический список. 28 стр.
5. Приложения.
ВВЕДЕНИЕ.
В связи с переходом на профильное обучение возникла необходимость в обеспечении углубленного изучения предмета математики и подготовки учащихся к продолжению образования.
Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», где ставится задача создания специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».
Принятая в Концепции гибкая система профильного обучения предусматривает возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, осваиваемых старшеклассниками. Эта система включает в себя курсы трех типов: базовые общеобразовательные; профильные общеобразовательные; элективные.
Единый государственный экзамен – это словосочетание знакомо сегодня едва ли не каждой семье, в которой есть школьник. Одной из целей проведения ЕГЭ является совмещение итоговой аттестации выпускников и вступительных испытаний для поступления в ВУЗы. Еще одна из целей введения ЕГЭ – попытка улучшения качества образования в России за счет более высокой мотивации на успешное его прохождение. Теперь детей надо готовить к экзаменам по-иному, так, чтобы они сдавали их успешно, а результаты можно было сравнить. Выдерживать такие экзамены – новая задача, как для школьников, так и для педагогов.
Можно привести один из главных выводов эксперимента с ЕГЭ: «Впервые за сто лет в России появился объективный и абсолютно прозрачный механизм оценки знаний школьников».
На экзаменах прошлых лет в общеобразовательных классах, как правило, задачи с параметрами не решались, а если решались сильными учащимися, то только частично. Решаемость таких заданий не превышала 2% для всех испытуемых.
Каждый ВУЗ предъявляет свои требования к уровню математической подготовки будущего студента, поэтому ВУЗы с большим курсом математики включали в билеты задачи, решить которые, как правило, можно, пройдя специальную целенаправленную подготовку. Вопрос лишь в том, насколько конкурсная задача повышенной сложности обладает диагностической ценностью. Иными словами, можно ли с помощью этой задачи проверить знание основных разделов школьной математики, уровень математического и логического мышления, первоначальные навыки исследовательской деятельности.
Такой диагностической и прогностической ценностью в полной мере обладают задачи с параметрами.
Практика вступительных экзаменов в ВУЗы по математике показывает, что задачи с параметрами представляют для абитуриентов наибольшую сложность как в логическом, так и в техническом плане и поэтому умение их решать во многом предопределяет успешную сдачу экзамена в любом высшем учебном заведении.
На сегодняшний день задачи с параметрами – неотъемлемая часть ЕГЭ по математике.
Поэтому учителю, прежде всего, необходимо познакомить учеников с приемами решения этих задач, и делать это нужно не от случая к случаю, а регулярно.
Что же такое параметр и почему подобные задачи вызывают такие трудности?
Параметр – это переменная, значение которой считается фиксированным, и каждое значение параметра определяет относительно заданного неизвестного соответствующее уравнение (неравенство, систему).
Иными словами, уравнение с параметром является фактически семейством уравнений, рассматриваемых при фиксированном значении параметра.
Введение параметра способствовало появлению качественно новых типов задач, вдохнуло, если так можно выразиться, новую жизнь в такие традиционные виды задач, как решение уравнений и неравенств. При этом параметры, входящие в условие, существенно влияют на логический и технический ход решения и форму ответа. В этом смысле не всякая задача, в условии которой формально присутствуют параметры («буквы»), является задачей с параметрами.
В процессе подготовки к экзамену необходимо отрабатывать у учащихся умение четко представлять ситуацию, о которой идет речь, анализировать, сопоставлять, устанавливать зависимость между величинами. Важно знакомить учащихся с различными способами решения задачи, а не отдавать предпочтение какому-то одному способу. Ученик должен знать, что при выполнении работы он может выбрать любой способ решения, важно, чтобы задача была решена правильно.
При подготовке к экзамену большое внимание следует уделять накоплению у учащихся опыта самостоятельного поиска решений, чтобы на экзамене каждый ученик был готов к полной самостоятельной работе.
В связи с вышесказанным, возникла необходимость в разработке и внедрении в учебный процесс элективного курса по математике по теме: «Решение задач с параметрами».
Основными формами проведения элективного курса являются изложение узловых вопросов курса в виде обобщающих лекций, семинаров, дискуссий, практикумов по решению задач, рефератов учащихся.
Автор реферата долгое время занималась изучением данной темы в рамках самообразования. В 2001г. ею была разработана «Программа дополнительного образования по математике», в которой задачи с параметрами вводились в курс обучения с 7-го класса. (См. приложения к реферату). Программа была успешно отработана на двух выпусках учащихся. Сейчас это студенты соответственно третьего и второго курсов различных ВУЗов. Все ребята отмечают значимость тех дополнительных знаний, которые они получили на этих занятиях.
Нынешний курс позволяет обобщить и систематизировать весь опыт, накопленный за эти годы; дает возможность за короткое время обучить умению решать достаточно сложные задания.
Разработанный курс направлен на решение следующих задач:
Формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;
Выявление и развитие их математических способностей;
Подготовка к ЕГЭ и к обучению в ВУЗе.
Элективный курс
«Решение задач с параметрами»
Пояснительная записка
Целью профильного обучения, как одного из направлений модернизации математического образования является обеспечение углубленного изучения предмета и подготовка учащихся к продолжению образования.
Основным направлением модернизации математического школьного образования является отработка механизмов итоговой аттестации через введение единого государственного экзамена. В заданиях ЕГЭ по математике с развернутым ответом (часть С) встречаются задачи с параметрами. Обязательны такие задания и на вступительных экзаменах в ВУЗы.
Появление таких заданий на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащегося и их математической культуры.
Решению задач с параметрами в школьной программе уделяется мало внимания. Большинство учащихся либо вовсе не справляются с такими задачами, либо приводят громоздкие выкладки. Причиной этого является отсутствие системы заданий по данной теме в школьных учебниках.
В связи с этим возникла необходимость в разработке и проведении элективного курса для старшеклассников по теме: «Решение задач с параметрами».
Многообразие задач с параметрами охватывает весь курс школьной математики. Владение приемами решения задач с параметрами можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления.
Задачи с параметрами дают прекрасный материал для настоящей учебно-исследовательской работы.
Цель курса
Формировать у учащихся умения и навыки по решению задач с параметрами для подготовки к ЕГЭ и к обучению в ВУЗе.
Изучение курса предполагает формирование у учащихся интереса к предмету, развитие их математических способностей.
Развивать исследовательскую и познавательную деятельность учащихся.
Обеспечить условия для самостоятельной творческой работы.
В результате изучения курса учащийся должен:
усвоить основные приемы и методы решения уравнений, неравенств, систем уравнений с параметрами;
применять алгоритм решения уравнений, неравенств, содержащих параметр;
проводить полное обоснование при решении задач с параметрами;
овладеть исследовательской деятельностью.
Структура курса планирования учебного материала
Темы:
Первоначальные сведения. 2ч
Решения линейных уравнений, содержащих параметры. 2ч
Решения линейных неравенств, содержащих параметры. 2ч
Модуль и параметр. 2ч.
Квадратные уравнения и неравенства, содержащие параметры. 7ч
Свойства квадратичной функции в задачах с параметрами. 4ч
Рациональные уравнения. 2ч
Рациональные неравенства. 2 ч
Иррациональные уравнения. 2ч
Иррациональные неравенства. 2ч
Показательные и логарифмические уравнения, содержащие параметры. 4 ч
Показательные и логарифмические неравенства, содержащие параметры . 4ч
Производная и ее применения. 4ч
Тригонометрия и параметры. 4ч
Графические приемы решения. 4ч
Нестандартные задачи с параметрами. 6ч
количество решений уравнений;
уравнения и неравенства с параметрами с некоторыми условиями.
Текстовые задачи с использованием параметра. 4 ч
Краткое содержание курса
Первоначальные сведения.
Определение параметра. Виды уравнений и неравенств, содержащие параметр.
Основные приемы решения задач с параметрам.
Решение простейших уравнений с параметрами.
Цель: Дать первоначальное представление учащемуся о параметре и помочь привыкнуть к параметру, к необычной форме ответов при решении уравнений.
II. Решение линейных уравнений (и уравнений, приводимых к линейным), содержащих параметр.
Общие подходы к решению линейных уравнений. Решение линейных уравнений, содержащих параметр.
Решение уравнений, приводимых к линейным.
Решение линейно-кусочных уравнений.
Применение алгоритма решения линейных уравнений, содержащих параметр.
Геометрическая интерпретация.
Решение систем уравнений.
Цель: Поиск решения линейных уравнений в общем виде; исследование количества корней в зависимости от значений параметра.
III. Решение линейных неравенств, содержащих параметр.
Определение линейного неравенства.
Алгоритм решения неравенств.
Решение стандартных линейных неравенств, простейших неравенств с параметрами.
Исследование полученного ответа.
Обработка результатов, полученных при решении.
Цель: Выработать навыки решения стандартных неравенств и приводимых к ним, углубленное изучение методов решения линейных неравенств.
IV. Модуль и параметр.
Определение модуля.
Алгоритм решения уравнений и неравенств с модулем.
Раскрытие разных модулей.
Графический способ решения.
Цель: Выработать навыки решения уравнений и неравенств с модулем, содержащих параметр.
V. Квадратные уравнения, содержащие параметр.
Актуализация знаний о квадратном уравнении. Исследования количества корней, в зависимости от дискриминанта. Использование теоремы Виета.
Исследование трехчлена.
Алгоритм решения уравнений.
Графический способ. Аналитический способ решения.
Классификация задач, с позиций применения к ним методов исследования.
Цель: Формировать умение и навыки решения квадратных уравнений с параметрами.
VI. Свойства квадратичной функции в задачах с параметрами.
Область значений функции.
Область определения функции.
Монотонность. Координаты вершины параболы.
Цель: Познакомить с многообразием задач с параметрами, решаемых с помощью свойств квадратичной функции.
VII. Рациональные уравнения.
Общая схема решения целых и дробно-рациональных уравнений.
Решение соответствующих уравнений, содержащих параметр.
Различные способы решения.
Цель: Сформировать умение решать рациональные уравнения с параметром.
Исследование дробно-рациональных уравнений, содержащих параметр.
VIII. Рациональные неравенства.
Общая схема решения, «метод областей».
Различные способы решений.
Цель: Формировать умение и навыки решения рациональных неравенств с параметром.
Иррациональные уравнения.
Схемы решения иррациональных уравнений.
Область определения уравнения.
Решение соответствующих уравнений, содержащих параметр.
Цель: Сформировать умение решать иррациональные уравнения с параметром.
Исследование иррациональных уравнений, содержащих параметр.
Х. Иррациональные неравенства.
Схемы решения иррациональных неравенств.
Решение соответствующих неравенств, содержащих параметр.
Цель: Формировать умение и навыки решения иррациональных неравенств с параметром.
XI. Показательные и логарифмические уравнения, содержащие параметры.
Свойства степеней и показательной функции. Решение показательных уравнений, содержащих параметры.
Свойства логарифмов и логарифмической функции. Решение логарифмических уравнений с параметрами.
Цель: Сформировать умение решать показательные и логарифмические уравнения с параметрами.
XII. Показательные и логарифмические неравенства, содержащие параметры.
Свойства показательной функции. Решение показательных неравенств, содержащих параметры.
Свойства логарифмической функции. Решение логарифмических неравенств с параметрами.
Цель: Формировать умение и навыки решения показательных и логарифмических неравенств с параметром.
XIII. Производная и ее применения.
Касательная к функции.
Критические точки.
Монотонность.
Наибольшие и наименьшие значения функции.
Построение графиков функций.
Цель: Познакомить учащихся с типом задач с параметрами на применение методов дифференциального исчисления.
XIV. Тригонометрия и параметры.
Использование основных свойств тригонометрических функций в задачах с параметрами. Тригонометрические уравнения, содержащие параметр.
Тригонометрические неравенства, содержащие параметр.
Область значений тригонометрических функций.
Цель: Сформировать умение использования свойств тригонометрических функций при решении тригонометрических уравнений и неравенств с параметрами.
XV. Графические приемы решения.
Использование свойств различных функций при решении заданий с параметром.
Специфика решений графическим способом.
Преимущества и недостатки графического способа.
Цель: Научить графическим приемам решения задач с параметром.
XVI. Нестандартные задачи с параметрами.
Использование различных свойств при решении задач с параметрами.
Умение проводить анализ задачи, находить алгоритм решения.
Цель: Формировать навыки исследовательской деятельности, развивать логическое и математическое мышление.
XII. Текстовые задачи с использованием параметра.
Использование различных свойств при решении задач с параметрами.
Умение проводить анализ задачи, находить алгоритм решения.
Цель: Формировать навыки исследовательской деятельности, развивать логическое и математическое мышление.
Планирование (64 часа)
№ урока
Тема
Дата проведения
1
Основные понятия уравнений с параметрами
2
Основные понятия неравенств с параметрами
3 – 4
Решение линейных уравнений с параметрами
5 – 6
Решение линейных неравенств с параметрами
7 – 8
Модуль и параметр
9 – 12
Квадратные уравнения, содержащие параметр
13 – 15
Квадратные неравенства, содержащие параметр
16 – 19
Свойства квадратичной функции
20 – 21
Рациональные уравнения с параметром
22 – 23
Рациональные неравенства с параметрами
24 – 25
Иррациональные уравнения с параметром
26 – 27
Иррациональные неравенства с параметрами
28 – 29
Показательные уравнения с параметром
30 – 31
Логарифмические уравнения с параметром
32 – 33
Показательные неравенства с параметром
34 – 35
Логарифмические неравенства с параметром
36 – 39
Производная и ее применения
40 – 43
Параметры в тригонометрии
44 – 47
Графические приемы решения
48 – 49
Количество решений уравнений
50 – 53
Уравнения и неравенства с параметрами с различными условиями
54 – 57
Текстовые задачи с использованием параметра
58 – 60
Итоговая контрольная работа по курсу
62 – 64
Защита индивидуальных проектов
Методические рекомендации
при изучении некоторых тем
Линейные и квадратные уравнения
Линейное уравнение, записанное в общем виде, можно рассматривать как уравнение с параметрами: ах = b, где х – неизвестное, а, b – параметры. Для этого уравнения особым или контрольным значением параметра является то, при котором обращается в нуль коэффициент при неизвестном.
При решении линейного уравнения с параметром рассматриваются случаи, когда параметр равен своему особому значению и отличен от него.
Особым значением параметра а является значение а = 0.
1. Если а ≠ 0 , то при любой паре параметров а и b оно имеет единственное решение х = .
2. Если а = 0, то уравнение принимает вид: 0 х = b. В этом случае значение b = 0 является особым значением параметра b.
2.1. При b ≠ 0 уравнение решений не имеет.
2.2. При b = 0 уравнение примет вид: 0 х = 0. Решением данного уравнения является любое действительное число.
Пример. Решить уравнение
2а(а — 2) х = а — 2. (1)
Решение. Здесь контрольными будут те значения параметра, при которых коэффициент при х обращается в 0. Такими значениями являются а=0 и а=2. При этих значениях а невозможно деление обеих частей уравнения на коэффициент при х. В то же время при значениях параметра а≠0, а≠2 это деление возможно. Таким образом, целесообразно множество всех действительных значений параметра разбить на подмножества
A1={0}, А2={2} и А3= {а≠0, а≠2}
и решить уравнение (1) на каждом из этих подмножеств, т. е. решить уравнение (1) как семейство уравнений, получающихся из него при следующих значениях параметра:
1) а=0 ; 2) а=2 ; 3) а≠0, а≠2.
Рассмотрим эти случаи.
1) При а=0 уравнение (1) принимает вид 0 х = - 2. Это уравнение не имеет корней.
2) При а=2 уравнение (1) принимает вид 0 х=0. Корнем этого уравнения является любое действительное число.
3) При а≠0, а≠2 из уравнения (1) получаем, х = ,
откуда х = .
0твет: 1) Если а=0,то корней нет;
2)если а=2, то х – любое действительное число;
3) если а≠0, а≠2 , то х = .
Пример. Решить уравнение
(а — 1) х2+2 (2а+1) х+(4а+3) =0; (2)
Решение. В данном случае контрольным является значение a=1. Дело в том, что при a=1 уравнение (2) является линейным, а при а≠ 1 оно квадратное (в этом и состоит качественное изменение уравнения). Значит, целесообразно рассмотреть уравнение (2) как семейство уравнений, получающихся из него при следующих значениях параметра: 1) а = l; 2) а≠1.
Рассмотрим эти случаи.
1) При a=1 уравнение (2) примет вид 6х+7=0. Из этого
уравнения находим х = -.
2) Из множества значений параметра а ≠ 1 выделим те значения, при которых дискриминант уравнения (2) обращается в 0.
Дело в том, что если дискриминант D=0 при а=ао, то при переходе значения D через точку ао дискриминант может изменить знак (например, при а<ао D< 0, а при а>ао D>0). Вместе с этим при переходе через точку ао меняется и число действительных корней квадратного уравнения (в нашем примере при а<ао корней нет, так как D< 0, а при а>ао D>0 уравнение имеет два корня). Значит, можно говорить о качественном изменении уравнения. Поэтому значения параметра, при которых обращается в 0 дискриминант квадратного уравнения, также относят к контрольным значениям.
Составим дискриминант уравнения (2):
=(2а+ l)2 — (а — 1) (4а+3). После упрощений получаем
= 5а+4.
Из уравнения = 0 находим а = -
— второе контрольное значение параметра а. При
этом если а <-, то D <0; если a≥-
, то D≥0, a ≠ 1.
Таким образом, осталось решить уравнение (2) в случае, когда а <- и в случае, когда { a≥-
, a ≠ 1 }.
Если а <-, то уравнение (2) не имеет действительных корней; если же
{ a≥-, a ≠ 1 }, то находим
Ответ: 1) если а <-, то корней нет;
2) если а = 1, то х = -;
3) если a≥-, a ≠ 1, то .
Свойства квадратичной функции
в задачах с параметрами
При решении различных задач часто используются не только свойства квадратного уравнения, но и свойства квадратичной функции. Полезно дать учащимся таблицу, позволяющую составлять систему неравенств для нахождения решений задачи. Однако, на мой взгляд, для рационального подхода к поиску решения достаточно рассмотреть только расположение графиков при положительном старшем коэффициенте, но обратить внимание, что тогда неравенства составляются в виде аf(A)< 0 или аf(A)> 0 (а- старший коэффициент).
Пример. При каких значениях параметра а один из корней уравнения
(а2-2)х2+(а2+а-1)х-а3+а=0
больше числа а, а другой меньше числа а?
Решение. Задача равносильна следующей: при каких значениях параметра а нули квадратичной функции
g(х)= (а2-2)х2+(а2+а-1)х-а3+а
лежат на вещественной оси по разные стороны от точки х = а?
Исходя из таблицы, имеем условие: аf(A)< 0.
В нашем случае это условие принимает вид
(а2-2) g(а)<0.
Следовательно, требованию задачи удовлетворяют решения неравенства
(а2-2)((а2-2)а2+(а2+а-1)а-а3+а)<0, где а2-20 (а =
, а =-
требованию задачи не удовлетворяют).
Решая полученное неравенство,
находим, что а(-
; -1)
(1;
).
Ответ: При а(-
; -1)
(1;
).
Пример. При каких значениях параметра корни уравнения
(1)
больше 1?
Решение. Очевидно, что задача равносильна следующей: при каких значениях параметра корни квадратного трехчлена
больше 1?
Переход от одной формулировки задачи к другой подчеркивает ту общую часто используемую при решении алгебраических уравнений второй степени идею, которая связана с описанием тех или иных свойств квадратного трехчлена и их геометрической интерпретации на графике. В частности, для того, чтобы корни квадратного трехчлена
(2)
были больше числа , необходимо и достаточно выполнение условий
(3)
(см. рис. 1.1.)
Условия (3) равносильны условиям
где - дискриминант, а
- производная квадратного трехчлена. Требование же того, чтобы корни квадратного трехчлена были меньше числа
, означает выполнение условий
Возвращаясь к исходной задаче, замечаем, что при =0 уравнение (1) имеет корень
, который требованиям задачи не удовлетворяет.
Рассмотрим случай . При таких
условия (3) запишутся в виде
Решая эту систему, находим, что .
Очевидно, что этот же результат мы получили бы и решая неравенство , где
- меньший корень уравнения (1)
Ответ: .
Рациональные неравенства с параметрами
Пример. Найти все значения параметра , при которых неравенство
выполняется при всех .
Решение. Исходное неравенство является однородным неравенством второй степени относительно функции и
. Если разделить его на
, то получится равносильное неравенство
которое после замены становится квадратным неравенством относительно переменной
с параметром
:
(*)
Найдем множество значений функции при
. Имеем:
, то есть
Отсюда
при
; другие значения
(отличные от нуля) найдем из условия неотрицательности дискриминанта этого квадратного уравнения:
, то есть
.
Итак, исходное неравенство выполняется для всех тогда и только тогда, когда неравенство (*) выполняется для всех
.
Рассмотрим квадратный трехчлен с абсциссой вершины
и дискриминантом
. Тогда имеем следующие необходимые и достаточные условия для нахождения искомых значений параметра
:
(1) (2) (3)
Последовательно преобразуя, получаем:
Объединяя решения систем (1)-(3), получаем ответ.
Ответ:
Иррациональные уравнения с параметрами
Существует несколько способов решения иррациональных уравнений с параметрами. Познакомимся с ними, разобрав следующий пример.
Пример. В зависимости от значений параметра решить уравнение
(1)
Решение. Решим уравнение (1) пятью способами, которые необходимо знать, ибо наряду с другими подходами они могут быть использованы и при решении иных типов уравнений.
Способ 1. Уравнение (1) равносильно системе
или системе
(2)
Решая уравнение из системы (2), находим
(3)
откуда следует, что при уравнение (1) имеет одно решение
. Если
, то
, и тогда уравнение (1) будет иметь два решения при тех значениях параметра
, при которых совместна система
,
т.е. при
Уравнение (1) будет иметь только один корень , если
, а
. В этом случае решая систему
приходим к выводу, что .
Замечая теперь, что при дискриминант уравнения системы (2) отрицателен, получаем
Ответ: если , то решений нет;
если , то
;
если , то
;
если , то
.
Способ 2. Возведя обе части уравнения (1) в квадрат, получим уравнение из системы (2), корни которого задаются формулами (3). Но здесь надо иметь в виду, что при возведении обеих частей уравнения (1) в квадрат могли появиться посторонние корни.
Поэтому при данном способе решения необходимо произвести проверку. Так, подставляя корень в исходное уравнение, придем к соотношению
,
откуда .
Если же подставить корень в уравнение (1), то придем уже к отношению
, и, таким образом,
.
Учитывая теперь, что при корней нет, а при
имеем
, получаем тот же ответ, что и при первом способе решения.
Способ 3. Если воспользоваться геометрическим смыслом квадратного трехчлена, то, обращаясь к равносильной уравнению (1) в системе (2), приходим к выводу, что уравнение (1)будет иметь корни и
в том случае, когда корни квадратного трехчлена
не меньше
. Аналитически соответствующие условия записываются в виде системы
Решая эту систему, находим, что .
При уравнение (1) имеет решение
.
Если же , т.е.
, то уравнение (1) будет иметь один корень
. При
решений нет.
Способ 4. Рассмотрим графики функций
и
заданных соответственно левой и правой частями уравнения (6.1).
Абсциссы точек пересечения этих графиков и будут решениями уравнения (1). При графики не пересекаются (см. рис. 6.1) и значит уравнение (1) решений не имеет.
При графики касаются и уравнение (1) имеет один корень
.
При уравнение (1) будет иметь корни
и
, определяемые формулами (3) (см. рис. 6.2).
При графики функций
и
пересекаются в одной точке, и значит уравнение (1) имеет одно решение
(см. рис. 6.3)
Способ 5. Перепишем равносильную уравнению (1) систему (2) в виде
Построив тогда в плоскости график функции
при условии
(см. рис. 6.4), мы приходим к выводам, полученным ранее четырьмя рассмотренными способами.
Ответ: если , то решений нет;
если , то
;
если , то
;
если , то
.
Показательные и логарифмические неравенства с параметрами
Пример. Найти все значения параметра , при которых неравенство
выполняется для всех действительных значений .
Решение. Исходное неравенство
равносильно следующей совокупности двух систем:
(1) (2) (1) (2)
В системе (1) параметр , поэтому коэффициент
, стоящий при
в левой части последнего неравенства, положителен, следовательно, последнее неравенство системы (1) равносильно неравенству
которое не может выполняться при всех действительных значениях при любом фиксированном значении параметра
. Таким образом, система (1) не дает искомых значений параметра.
В системе
(2)
из первого неравенства () так же, как и раньше, вытекает, что
, следовательно, второе неравенство равносильно неравенству
,
которое, очевидно, выполняется для всех действительных тогда и только тогда, когда
С учетом того, что , получаем
Ответ:
Производная и ее применения
Пример. Найти все значения параметра , при которых функция
имеет хотя бы один экстремум строго между числами и
.
Решение. Для вычисления экстремумов функции найдем её производную:
откуда следует, что в точках экстремума, то есть при
, значение параметра
, так как
. Поэтому интервал
, на котором, согласно условию задачи, надо искать экстремум, целиком расположен справа от точки 0.
Дальнейшее решение задачи изложим двумя способами.
I- ый способ. Рассмотрим квадратный трехчлен с абсциссой вершины
и дискриминантом
, положительность которого следует из того, что
Если абсцисса вершины параболы, являющейся графиком функции
, расположена левее интервала
, то есть величина
, то значения
и
должны быть разных знаков, причем
- отрицательно:
откуда следует, что
Если лежит строго между
и
, то либо
, либо
должно быть положительно:
Если лежит правее интервала
, то есть
, то значения
и
должны быть разных знаков, причем
- положительно:
Объединяя найденные значения параметра в рассмотренных трех случаях
, получает ответ:
.
II – й способ.
Как мы уже получили ранее, в точках экстремума, то есть при имеем
. В плоскости
нарисуем график функции
. Точки экстремума будем искать на интервале
, то есть при
что соответствует внутренним точкам острого угла, ограниченного прямыми
и
, и находящегося в первой четверти. Найдем точки пересечения прямых
и
с параболой
. Решая квадратные уравнения, получаем:
Так как производная при
и
при
, то исходная функция
является возрастающей в области
, расположенной ниже параболы
, и убывающей в области, расположенной выше этой параболы; в точках параболы функция
имеет экстремум (в силу того, что выполнено достаточное условие экстремума – смена знака производной).
Левая ветвь параболы пересекается с прямыми
и
в точках
и
соответственно. Все точки параболы, расположенные строго между этими точками пересечения, отвечают точкам экстремума функции
, соответствующим искомым значениям параметра
:
(проекция на ось
указанного участка левой ветви параболы
).
Правая ветвь параболы пересекается с прямыми
и
в точках
и
соответственно. Все точки параболы, расположенные строго между этими точками пересечения, отвечают точкам экстремума функции
, соответствующим искомым значениям параметра
:
(проекция на ось
указанного участка правой ветви параболы
).
Объединяя найденные выше интервалы и
значений параметра
, получаем ответ.
Ответ: .
Заключение
Введение элективного курса «Решение задач с параметрами» необходимо учащимся в наше время как при подготовке к ЕГЭ, так и к вступительным экзаменам в ВУЗы. Владение приемами решения задач с параметрами можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики.
Даже если бы эти задачи не предлагались на выпускных и вступительных экзаменах, то все равно в школьной математике задачам с параметрами должно уделяться большое внимание. В этом автор данного реферата глубоко убеждена: ведь известно, какую роль играют данные задачи в формировании логического мышления и математической культуры у школьников. Поэтому учащиеся, владеющие методами решения задач с параметрами, успешно справляются (и опыт это подтверждает) с другими задачами. Решение задач, уравнений с параметрами открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в исследованиях и на любом другом математическом материале.
При решении задач с параметрами одновременно активно реализуются основные методические принципы:
принцип параллельности – следует постоянно держать в поле зрения несколько тем, постепенно продвигаясь по ним вперед и вглубь;
принцип вариативности – рассматриваются различные приемы и методы решения с различных точек зрения: стандартность и оригинальность, объем вычислительной и исследовательской работы;
принцип самоконтроля – невозможность подстроиться под ответ вынуждает делать регулярный и систематический анализ своих ошибок и неудач;
принцип регулярности – увлеченные математикой дети с удовольствием дома индивидуально исследуют задачи, т. е. занятия математикой становятся регулярными, а не от случая к случаю на уроках.
Разработанный элективный курс может быть использован учителями математики при подготовке к ЕГЭ, вступительным экзаменам в ВУЗы, на занятиях математического кружка. В нем систематизирован теоретический и дидактический материал, отвечающий принципу последовательного нарастания сложности.
Библиографический список.
Амелькин. В. В., Рабцевич В. Л. Задачи с параметрами. Справочное пособие по математике. – 2-е изд. - Мн. ООО «Асар», 2002. – 464 с.; ил.
Галицкий М. Л. и др. Сборник задач по алгебре для учащихся шк. и кл. с углубл. изуч. математики. – 4-е изд. – Просвещение, 1997. – 271 с.; ил.
Горнштейн П. И., Полонский В. Б., Якир М. С. Задачи с параметрами. – 3-е изд. – М.; Илекса, Харьков: Гимназия, 1998, - 336 с.
Дорофеев Г. В. и др. Математика: Для поступающих в вузы: Пособие. – 5-е изд. – М.: Дрофа, 2002. – 672 с.; ил.
Сканави М. И. и др. Сборник задач по математике для поступающих во втузы. – 7-е изд. – М. 1996. – 528 с.; ил.
Мордкович и др. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.: Задачник для общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 2000. – 315 с; ил.
Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. Алгебра: Доп. главы к шк. и кл. с углубл. изуч. матаматики. – М.: Просвещение,1997. – 224 с.; ил.
Саакян С. М. и др. задачи по алгебре и началам анализа: Пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват.учреждений. – М.: Просвещение, 1997. – 256 с.; ил.
Черкасов О. Ю.Якушев А. Г. Математика для поступающих в серьезные вузы. – М.: Московский лицей, 1998. – 400 с.
Говоров В. М. и др. Математика: сборник задач с решениями для поступающих в вузы. – М.: АСТ: Астрель,2005. – 829 с.; ил.
Шарыгин И. Ф. Сборник задач по математике с решениями: Учеб. пособие для 11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: АСТ: Астрель, 2001. – 448 с.; ил.
Ромашко В. Д. Параметры. – Интернет.
Карп. А. П. Сборник задач для подготовки к выпускным экзаменам по алгебре и началам анализа. – Санкт-Петербург: Оракул, 1998. – 284 с.
Бортаковский А. С., Закалюкин В. М. Задачи повышенной сложности по математике для абитуриентов, - М.: Изд-во МАИ, 2003. – 424 с.
Бортаковский А. С., Закалюкин В., Шапошников В. П. Экзаменационные задачи и варианты по математике: Учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Изд-во МАИ, 2004. – 384 с.
Олехник С. Н., Потапов М. К., Пасиченко П. И. Алгебра и начала анализа. Уравнения и неравенства. Учебно-методическое пособие для учащихся 10-11 кл. – М.: Экзамен, 1998. – 192 с.
Горнштейн П. И., Мерзляк А. Г., Полонский В. Б. Якир М. С. Экзамен по математике и его подводные рифы. – М.: Илекса, Харьков:Гимназия, 1998. – 236 с.
Сергеев И. Н. Математика. Задачи с ответами и решениями: Пособие для поступающих в вузы. – М.:КДУ, 2005. – 3-е изд. – 360 с.; ил.
Приходько Л. А., Грознова С. Ю. Математика: Пособие для поступающих в 10-ый лицейский класс. – М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2002. – 69 с.
Лебедев В. В. Решения задач репетиционного экзамена по математике 2002-2004 г. М.: «Экспресс-Полиграф-Сервис»., - 2002.
Потапов М. К.., Олехник С. Н.,Нестеренко Ю. В. Уравнения и неравенства с параметрами. – Изд-во Московского университета, 1992. – 16 с.
Осколков В. А. и др. Сборник конкурсных задач по математике с решениями и ответами. – М.: МИФИ, 2003. – 92 с.
Сборники «Математика. ЕГЭ». – М.: Экзамен,2004, 2005, 2006.
Сборники «Математика. ЕГЭ». – М.: АСТ: Астрель,2006, 2007.
Сборники «Математика. ЕГЭ». – М.: Просвещение, 2005-2007.
Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Рабинович Е. М., Якир М. С. Сборник задач и контрольных работ (7-9 кл.). – Москва-Харьков: Илекса, Гимназия, 1999.
Ершова А. П., Голобородько В. В., Ершова А. С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре (7-11 кл)

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории разное:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ