Государственная поддержка инвестиционной деятельности в Республике Карелия
Российская академия государственной службы
при Президенте Российской Федерации
Северо-Западная академия государственной службы
Кафедра экономического регулирования и финансов
Курсовая работа
Государственная поддержка инвестиционной деятельности в Республике Карелия
Выполнила: студентка 312 группы
ф-та ГиМУ
Долинина С. В.
Проверил: Гиманов Н. П.
Санкт-Петербург
2003
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Понятие инвестиционной деятельности.
Республиканская инвестиционная законодательная база…………………………4
1.1. Режим инвестиционного благоприятствования………………………….....5
1.2. Обеспечение стабильности условий инвестирования……………………...8
Глава 2. Общая характеристика поддержки инвестиционной деятельности в Республике Карелия………………………………………………………………...13
2.1. Инвестиционная политика правительства Республики Карелия
на 2003-2006 гг.…………………………………………………………......13
2.2. Внутренние инвестиции……………………………………………………20
2.3. Иностранные инвестиции…………………………………………………..21
2.3.1. Объективные и субъективные причины инвестиционной
непривлекательности Республики Карелия………………………….22
2.3.2. Создание условий для привлечения иностранных инвестиций…...25
Заключение…………………………………………………………………………34Список использованных источников…………………………………………...35Введение
Данная курсовая работа посвящена описанию государственной поддержки инвестиционной деятельности в Республике Карелия.
Привлечение инвестиций является одной из серьезных проблем экономического развития республики, стоящих перед Правительством Карелии в настоящее время.
Чтобы увеличить темпы роста инвестиций, необходимо создание благоприятного инвестиционного климата. Это является важным направлением деятельности Правительства Карелии, в рамках которого создана нормативная правовая база, обеспечивающая гарантии и льготы инвесторам, защиту прав собственников.
Цель данной работы – рассмотреть инвестиционную деятельность на территории республики, показать, как региональные органы власти поддерживают и регулируют её.
Для этого необходимо выполнить ряд следующих задач:
дать понятие инвестиционной деятельности;
дать понятие режиму инвестиционного благоприятствования, рассмотреть его основные составляющие;
охарактеризовать поддержку инвестиционной деятельности;
рассказать об инвестиционной политики Карелии на 2003-2006 гг.
Источниками для написания работы послужили: Закон Республики Карелия «Об инвестиционной деятельности на территории Республики Карелия», Программа «Основные направления социально-экономического развития Республики Карелия на период 2002-2006 гг.», статьи из журналов Эксперт Северо – Запад, материалы из интернета.
Глава 1. Понятие инвестиционной деятельности.
Республиканская инвестиционная законодательная база.
Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в осуществление инвестиционных проектов с целью получения прибыли (дохода) и достижения полезного социального эффекта.
Инвестиционная деятельность - деятельность по вложению инвестиций в инвестиционные проекты и осуществление совокупности действий по реализации последних.
Режим инвестиционного благоприятствования - совокупность мер государственного стимулирования инвестиционной деятельности по приоритетным направлениям развития экономики республики.1
Создание благоприятного инвестиционного климата в республике является одним из направлений деятельности Правительства Республики Карелия.
В целях упорядочения мер государственной власти в создании условий для привлечения инвестиций Правительством Республики Карелия в 1999 году была разработана и утверждена Республиканская программа реализации направления "Инвестиционная политика" в Республике Карелия на 2000-2002 годы, принятая на основании и в развитие Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период 1999-2002-2010 гг. В основе Программы - план мероприятий, целью которого было заложить основы эффективной государственной инвестиционной политики в Карелии.
В соответствии с указанным планом, в целях создания благоприятной законодательной базы в республике были подготовлены и приняты Законодательным Собранием Республики Карелия Закон "Об инвестиционной деятельности в Республике Карелия", Закон "О Бюджете развития Республики Карелия", внесены соответствующие изменения в Закон Республики Карелия "О республиканских налогах и сборах на территории Республики Карелия", где закреплены составляющие благоприятного инвестиционного климата в Республике Карелия в виде налоговых льгот.
1.1. Режим инвестиционного благоприятствования
В Закон "Об инвестиционной деятельности в Республике Карелия" заложена идеология предоставления режима инвестиционного благоприятствования организациям в реализации инвестиционных проектов, которые отвечают установленным законом приоритетам и критериям.
Режим инвестиционного благоприятствования представляет собой совокупность мер государственного стимулирования инвестиционной деятельности по приоритетным направлениям развития экономики республики. Он предусматривает следующие меры (при этом под инвестором подразумевается предприятие, вкладывающее собственные и привлеченные (заемные) средства в реализацию своего инвестиционного проекта и зарегистрированное как налогоплательщик на территории Республики Карелия):
1) предоставление инвесторам и банкам налоговых льгот по региональным налогам, а также по федеральным налогам в части, зачисляемой в республиканский бюджет, в соответствии с налоговым законодательством и только в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством, при условии обязательного ведения отдельного бухгалтерского учета операций (доходов и расходов), осуществляемых по реализации конкретных инвестиционных проектов;
2) предоставление инвесторам государственных гарантий, обеспеченных активами гарантийного залогового фонда и средствами республиканского бюджета Республики Карелии в порядке, предусмотренном Правительством Республики Карелия;
3) поддержка ходатайств и обращений инвесторов в федеральные органы власти Российской Федерации, органы, регулирующие ценообразование на услуги естественных монополий, банки и другие кредитные учреждения о применении в отношении инвесторов со своей стороны режима инвестиционного благоприятствования;
4) оказание содействия и сопровождение органами государственной власти Республики Карелия процедуры образования и становления юридических лиц, а также реализации инвестиционных проектов;
5) предоставление на возвратной, срочной, платной и льготной основе кредитных ресурсов (бюджетных кредитов) из средств Бюджета развития Республики Карелия по согласованным инвестиционным проектам, отобранным на конкурсной основе;
6) предоставление инвесторам инвестиционных налоговых кредитов.
При этом приоритетными направлениями для предоставления режима инвестиционного благоприятствования приняты:
-производство продукции, не имеющей зарубежных аналогов (при условии патентной защищенности);
-производство товаров на экспорт несырьевых отраслей;
-углубленная переработка древесины, производство стройматериалов, камнепереработка;
-производство продовольственной продукции;
-развитие транспортной инфраструктуры;
-развитие туризма;
-улучшение экологической обстановки на территории республики.
Кроме того, в Законе были приняты следующие критерии конкурсного отбора инвестиционных проектов для предоставления режима инвестиционного благоприятствования:
-инвестиции в объекты производственной сферы и сельского хозяйства республики;
-увеличение рабочих мест;
-прирост суммарных отчислений в консолидируемый республиканский бюджет после окончания действия налоговых льгот.
Режим инвестиционного благоприятствования предоставляется путем заключения соглашения с Министерством экономики Республики Карелия. Обязательным условием является наличие разработанного бизнес-плана инвестиционного проекта, доказывающего безопасность и эффективность инвестиций.
Режим инвестиционного благоприятствования предоставляется инвесторам и банкам вне зависимости от организационно - правовых форм и форм собственности.1
Государственная поддержка инвестиционной деятельности в Республике Карелия осуществляется обеспечением стабильности условий инвестирования и защиты интересов инвесторов по инвестиционным проектам, реализуемым на территории Республики Карелия, и предоставлением режима инвестиционного благоприятствования инвесторам, реализующим инвестиционные проекты в соответствии с инвестиционным соглашением с Правительством Республики Карелия (уполномоченным органом исполнительной власти).
1. 2. Обеспечение стабильности условий инвестирования
Обеспечение стабильности условий инвестирования и защиты прав, предоставленных инвесторам законодательством Российской Федерации и Республики Карелия, включает в себя следующее:
1) сохранение в силе условий инвестирования и исполнения договоров до полного их исполнения в случаях принятия законодательных и иных нормативных актов Республики Карелия или органов местного самоуправления, положения которых ограничивают права инвесторов, ухудшают указанные условия инвестирования, предоставляемые им по ранее заключенным договорам. Указанная норма не распространяется на случаи, когда законодательством Республики Карелия вносятся изменения в стандарты (нормы, правила) по безопасному ведению работ, охране недр, окружающей природной среды и здоровью населения, в том числе в целях приведения их в соответствие с аналогичными стандартами (нормами, правилами), принятыми и общепризнанными в международной практике;
2) гарантия защиты от незаконных действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица не вправе ограничивать права инвесторов в выборе объектов инвестирования, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Законом. В случаях незаконных действий органов государственной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, ограничивающих права инвесторов, обусловленные этими действиями убытки инвестора подлежат возмещению в судебном порядке;
3) недопустимость национализации и реквизиции инвестиций, объектов инвестиций, а также применения мер, равных указанным по последствиям, без полного предварительного возмещения инвестору всех убытков, причиненных отчуждением инвестиций, объектов инвестиций, и только на основании законодательных актов, действующих на территории Российской Федерации и Республики Карелия;
4) предоставление страховым организациям, страхующим коммерческие риски по инвестиционным проектам, реализуемым на территории Республики Карелия, налоговых льгот по платежам, зачисляемым в республиканский бюджет и в Территориальный дорожный фонд Республики Карелия в соответствии с налоговым законодательством, при условии обязательного ведения отдельного бухгалтерского учета операций (доходов и расходов), осуществляемых по страхованию коммерческих рисков по конкретным инвестиционным проектам.
Налоговые льготы при предоставлении режима инвестиционного благоприятствования предусмотрены следующими:
предоставляется льгота по налогу на имущество, созданное в
результате реализации инвестиционного проекта (полное освобождение от налога). В настоящее время ставка налога на имущество составляет 2% от среднегодовой стоимости имущества. Льгота предоставляется на период фактической, но не более расчетной по бизнес-плану окупаемости инвестиций и не более 5 лет. Кроме того, после завершения периода окупаемости, предоставляется дополнительный льготный период, но не более 2 лет и только на балансовую стоимость основных фондов, созданных по инвестиционному проекту;
ставка налога на прибыль от реализации продукции после осуществления инвестиционного проекта составляет для инвесторов 10,5%, а не 14,5% как для всех остальных налогоплательщиков и предоставляется также на период окупаемости инвестиций.
Исходя из принципа, что территория только тогда сможет привлечь инвестиции извне, когда сама будет проводить активную государственную поддержку инвесторов через софинансирование (разделение с инвестором возможных рисков) или предоставление государственных гарантий, в республике принят Закон "О Бюджете развития Республики Карелия". Согласно данному закону по итогам конкурсного отбора инвестиционных проектов возможно предоставление государственной поддержки в виде непосредственного инвестирования путем предоставления кредитных ресурсов под годовые проценты в размере 1/3 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации и не более 50% необходимых по бизнес-плану инвестиционного проекта средств или путем предоставления государственной гарантии Республики Карелия (обеспеченной средствами Бюджета развития РК) под выделяемые банками (иными источниками инвестиционного кредитования) кредиты для реализации инвестиционных проектов.
Документы для участия в конкурсе на оказание государственной поддержки за счет средств Бюджета развития Республики Карелия предоставляются организациями в Министерство экономики Карелии до 1 июля года, предшествующего году запрашиваемой поддержки.
Не допускаются к участию в конкурсе организации, имеющие: просроченную задолженность по ранее предоставленным из республиканского бюджета средствам на возвратной основе; недоимку по налоговым платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, а также неудовлетворительную структуру баланса.
При запрашивании финансирования из Бюджета развития Республики Карелия необходимо подтвердить наличие других источников в размере не менее 50% от общего объема инвестиционных затрат.
Таким образом, за период с 1998 г. по 2001 г. в Республике Карелия была создана законодательная база в инвестиционной сфере, которая позволила занять республике 11-ое место среди субъектов Российской Федерации по рейтингу минимального законодательного риска. Более того, согласно мониторингу Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации Карелия в пересчете инвестиций на душу населения занимает высокое место и, если сравнивать республику с регионами, отличающимися высоким уровнем развития (Москва, Санкт-Петербург, Самарская область, Татарстан и другие), то из 25 таких регионов Карелия уступает только 8. Республика Карелия опередила по этому показателю такие благополучные субъекты РФ как Башкирию, Санкт-Петербург, Белгородскую, Тюменскую, Нижегородскую, Самарскую области. Объем инвестиций на душу населения в республике превышает среднероссийский уровень на 6,3% (в Карелии 8,4 тыс. рублей на человека, а в России - 7,9 тыс. рублей на человека).
На сегодняшний день работа Министерства экономики Республики Карелия направлена на дальнейшее совершенствование инвестиционной политики. Ведется подготовка к формированию программы инвестиционной политики на период 2003-2006 годы.
Это, прежде всего, создание институциональной инфраструктуры в инвестиционной сфере. В 2001 году Министерством экономики Республики Карелия подготовлена концепция проекта создания инвестиционной консалтинговой компании с участием государства. Проект вызывает интерес среди кредитных организаций, у страховых компаний и предприятий реального сектора экономики. Главной целью создания подобной компании является оказание всевозможной помощи как потенциальным инвесторам в поиске объектов инвестиций на территории Карелии, так и уже функционирующим предприятиям в поиске инвесторов.
В стадии формирования находится Каталог свободных индустриальных площадок для стратегических инвесторов. Часть предложений этого Каталога было направлено в министерство экономического развития и торговли РФ, где вызвало повышенный интерес, в том числе и при продвижении этой информации к потенциальным инвесторам.1
Глава 2. Общая характеристика поддержки инвестиционной деятельности в Республике Карелия
В области инвестиций деятельность Правительства Республики Карелия направлена на создание благоприятного инвестиционного климата, привлекательной законодательной и налоговой среды для инвесторов на территории республики, обеспечивающей безопасность и защиту инвестиций, стабильность и предсказуемость для инвестиционной деятельности. В результате этого за период с 1998г. по 2001г. динамика инвестиций в основной капитал приобрела положительную тенденцию.
2.1. Инвестиционная политика правительства
Республики Карелия на 2003-2006 гг.
В начале марта 2003 года на заседании правительства Республики Карелия была принята программа "Инвестиционная политика правительства Республики Карелия на 2003-2006 годы".
Инвестиционная программа - один из важнейших документов. От ее реализации во многом зависит, как дальше будет развиваться республика. Сегодня республика имеет дефицит бюджета и необходимо искать внутренние резервы для его пополнения. Этому как раз и может способствовать успешное выполнение намеченных программой действий.
Программа "Инвестиционная политика правительства Республики Карелия на 2003-2006 гг." выполнена с учетом приоритета в области экономической политики - повышения инвестиционной привлекательности республики, ее районов, каждой отрасли. Главным результатом реализации такой политики должны стать оживление инвестиционной деятельности существующих предприятий, приток в республику внешних инвестиций, как частных (отечественных, иностранных), так и за счет средств федерального бюджета. Данная программа - это инструмент, обязанный обеспечить выполнение намеченных целей по двукратному росту инвестиций в основной капитал к 2006 году.
Начиная с 1999 года, в республике наблюдается существенный рост инвестиций. В расчете на душу населения по Северо-Западному федеральному округу, Карелия по итогам 2002 года вышла на первое место по инвестициям в основной капитал и занимает четвертое место по объемам инвестиций по федеральной инвестиционной программе.
Однако, при внешне благоприятных темпах роста инвестиций, поводов для беспокойства более чем достаточно.
Первое. Очевидно, что экономический рост 1998-2001 годов, который носил экстенсивный характер, закончился. Положительные факторы дефолта 1998 года также исчерпаны. В это время темп роста объемов промышленной продукции не был адекватен вложенным инвестициям по той причине, что главной задачей оставалась загрузка уже имеющихся производственных мощностей, не требовавшая больших затрат, необходимых для строительства принципиально новых мощностей.
Второе. Основным источником инвестиций, согласно данным государственной статистики, являются собственные средства предприятий (до 70% от всего объема инвестиций). На фоне снижения таких финансовых показателей, как прибыль предприятий, даже беря во внимание другой важный источник средств - амортизационные отчисления, напрашивается вывод, что только за счет собственных средств карельских предприятий невозможно радикально изменить положение к лучшему в наращивании объемов производства, даже в достаточно стабильных макроэкономических условиях.
Третье. Структура мотивации инвестиционной деятельности, составленная Национальным банком РК на основе проводимых опросов, показывает, что опираясь на собственные средства и возможности, сегодняшние карельские предприятия и их собственники ориентированы пока только на поддержание эксплуатации имеющихся мощностей, расширение и модификацию существующего производства. Создание принципиально новых товаров и производств без привлечения сторонних (внешних) источников финансирования сейчас практически невозможно. Кроме того, у существующих предприятий и их собственников есть существенное опасение, сдерживающее привлечение внешних инвесторов. Это немалый риск перераспределения собственности в пользу последних.
Четвертое. Структура инвестиций в Карелии показывает: в последние годы все большую долю занимают инвестиции отраслей, оказывающих рыночные и нерыночные услуги. Подавляющую часть здесь составляют инвестиции в железнодорожную инфраструктуру - проект, который не может быть бесконечным. Поэтому уже сегодня необходимы эффективные меры по адекватному восполнению этих объемов инвестиций.
Пятое. Начиная с 2001 года произошел спад объемов инвестиций в основной капитал промышленности. Уровень 2002 года (2,46 млрд. руб.) несколько превысил результат 2001 года (2,05 млрд. рублей), но он не достиг уровня 2000 года (2,66 млрд. руб.). Промышленность - основа экономики и такое неустойчивое инвестирование промышленных предприятий вызывает обоснованное беспокойство.
И, наконец, шестое. Расширение производственной базы экономики за счет развития инвестиционной деятельности - необходимое в настоящее время условие для обеспечения роста доходов бюджетов всех уровней.
Не случайно правительство Республики Карелия настроено на более интенсивные методы осуществления инвестиционной политики, нацеленной не только на активизацию внутренних, ограниченных инвестиций карельских предприятий, но, главным образом, на привлечение инвестиций из-за пределов республики.
К сожалению, для большинства карельских предприятий получение инвестиций сегодня еще не стало приоритетом. Инвестор, будь то российский или зарубежный, предпочитает вкладывать средства в открытый бизнес, в предсказуемого партнера. А для многих руководителей предприятий стратегическое планирование производства, его развитие и модернизация, невозможные, как уже говорилось, без вложения немалых денежных средств, пока, похоже остаются "тайной" за семью печатями. Поэтому правительству Республики Карелия придется нередко стимулировать инвестиционный процесс всеми доступными методами.
Главная роль исполнительной власти всех уровней - формирование благоприятной инвестиционной среды, законодательное поощрение инвестиций, оказание содействия инвестору, снятие возможных административных барьеров на пути бизнеса и т.д.
Поэтому одним из главных направлений работы правительства Республики Карелия является налаживание четкого взаимодействия между тремя уровнями исполнительной власти (местной, республиканской и территориальными органами федеральных органов власти), с целью предотвращения случаев отказа от инвестирования на территории Карелии по административным причинам. В этом направлении намечено реализовать целый комплекс мер. Важным направлением работы по оживлению инвестиционной деятельности является и совершенствование взаимодействия всех заинтересованных органов исполнительной власти Республики Карелия по повышению инвестиционной привлекательности каждой из отраслей экономики республики. Предстоит выработать эффективные меры по снижению инвестиционных рисков, повышению инвестиционного потенциала.
Следует учитывать и благоприятное географическое положение Карелии, так называемый приграничный фактор. Республика сегодня все больше рассматривается западными кампаниями, как регион, потенциально удобный для размещения части производств на ее территории, что дает существенное снижение издержек при производственной кооперации. В Финляндии издержки производства растут сейчас быстрыми темпами в связи с унификацией законодательства Европейского Союза. Поэтому уже сегодня в Карелии создаются производства с кооперацией и переработкой товаров под таможенным контролем, идут переговоры с рядом крупных фирм о возможном размещении производств в приграничных зонах республики. Совместно с отраслевыми министерствами необходимо грамотно, в полном объеме использовать этот шанс для обновления основных фондов.
Важнейшим инвестиционным ресурсом в значительной мере становятся и органы местного самоуправления, от позиции которых, понимания ими рисков инвестора, зависит его желание вкладывать свой капитал в данные проекты. Есть примеры активной позиции главы местного самоуправления, приносящей свои плоды в виде реализуемого крупного проекта. Цель данного направления работы - повысить инвестиционную привлекательность каждого муниципального образования через разработку муниципальных программ социально-экономического развития, комплексного исследования инвестиционного потенциала каждого района, города. Не случайно в данной инвестиционной программе намечено проведение целого ряда мероприятий по активному взаимодействию Министерства экономического развития Республики Карелия с органами местного самоуправления в сфере обучения специалистов, выявления земельных участков, потенциально пригодных для промышленного освоения, их оценки с учетом имеющихся коммуникаций и инженерных сооружений. Необходимо собрать информацию и об объектах незавершенного производства, пусковых объектах, свободных производственных и торговых площадях, о состоянии рынка труда во всех населенных пунктах.
Немаловажным условием успешной деятельности инвесторов в регионе должна стать информационная открытость республики, формирование четкой системы обеспечения инвесторов необходимой информацией. Разнообразных сведений, содержащихся на ряде сайтов, разумеется недостаточно. В этой связи намечено создать специальный электронный информационный ресурс, который объединит всю отраслевую, ведомственную и муниципальную информацию для инвестора. Предстоит большая совместная работа по формированию соответствующих информационных блоков, согласованных действий между органами управления различных уровней власти.
Финансовая сторона инвестирования - один из самых сложных вопросов для карельских предприятий, особенно в сфере развития их социальной и технической инфраструктуры. Инвестиционная программа предусматривает содействие развитию банковского и ипотечного кредитования, бюджетного кредитования высокоэффективных проектов, в том числе - социальной направленности, в основном, в сфере малого и среднего бизнеса. Будет продолжено и финансовое поощрение инвесторов с помощью предоставления налоговых льгот.
Один из основных резервов - это решение проблем в части привлечения инвестиций за счет средств федерального бюджета. Главное - преодоление пассивности ряда республиканских органов исполнительной власти во взаимодействии с государственными заказчиками целевых федеральных программ и органами местного самоуправления, осуществление серьезной технико-экономической проработки проектов, грамотная подготовка проектно-сметной документации и учет общероссийских критериев. Для привлечения инвестиций в республику требуются и создание благополучной бизнес-среды, снятие административных барьеров при вхождении в бизнес, развитие инновационной деятельности, что также нашло свое отражение в инвестиционной программе правительства.
Предстоит также дополнить все отраслевые программы развития перечнем конкретных мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности отраслей, снижению инвестиционных рисков, формированию отраслевых перечней инвестиционных проектов и разработке мер по их поддержке. Только при выполнении перечисленных выше условий можно рассчитывать на дальнейший рост инвестиций в Республике Карелия. 1
2.2. Внутренние инвестиции
Рост инвестиций в основной капитал в 1998 г. составил 104 процента по отношению к 1997г., в 1999 г. - 140 процентов к 1998г., в основном за счет приобретения оборудования такими крупными предприятиями, как ОАО "Карельский окатыш", ОАО "Электросвязь" и ОАО "Кондопога"1, в 2000 г. - 168 процентов к 1999г., в 2001г. - 147,0 процента к 2000 г.
Табл.1. Динамика инвестиций 1998-20012
1998
1999
2000
2001
Инвестиции в основной капитал, в млн. руб.
1306,5
2874,9
6702,9
10998,0
Инвестиции в основной капитал, в % к соответствующему периоду предыдущего года (в сопоставимых ценах)
103,9
140,2
168,4
147,0
В разрезе отраслей экономики наибольший объем инвестиций в основной капитал за отчетный период осуществлен в отраслях промышленности: в 1998 г. он составил 39,3 процента от общего объема инвестиций в основной капитал, в 1999 г. - 41,5 процента, в 2000г. - 39 процентов, в 2001г. - 31,3 процента, а также по отрасли "транспорт" (в 1998 г. - 12,4 процента, в 1999г. - 14,7 процента, в 2000 г. - 33,6 процента, в 2001г. - 53,9 процента).
Табл.2. Динамика объема инвестиций по отраслям промышленности1
(в тыс. руб.)
1998
1999
2000
2001
Сумма
в % к итогу
Сумма
в % к итогу
Сумма
в % к итогу
Сумма
в % к итогу
Всего
1306507
100
2874879
100
6702933
100
9898600
100
Промышлен-
ность
514004
39,3
1194100
41,5
2612023
39
3098262
31,3
Сельское хозяйство
33946
2,6
99566
3,5
169153
2,5
108885
1,1
Лесное Хозяйство
30279
2,3
48840
1,7
73236
1,1
19797
0,2
Транспорт
161778
12,4
423067
14,7
2251707
33,6
5335345
53,9
Связь
82619
6,3
148205
5,2
68538
1
108885
1,1
Строительство
24299
1,9
34669
1,2
74687
1,1
138580
1,4
Торговля
116408
8,9
150925
5,2
416633
6,2
79189
0,8
Жилищное хозяйство
202648
15,5
307314
10,7
474320
7,1
247465
2,5
Прочие отрасли
140526
10,8
468193
16,3
562636
8,4
762192
7,7
2. 3. Иностранные инвестиции
На 1 января 1999 года суммарный накопленный иностранный капитал в экономике республики с учетом погашенных финансовых кредитов от зарубежных организаций составил 48,4 млн. долларов США.
Структура иностранных инвестиций в разрезе отраслей показывает, что наибольшие инвестиции идут в сферу промышленности (94% всех долларовых инвестиций). Внутри промышленного производства подавляющее большинство инвестиций направляются в сферу лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (76,3%), что косвенно подтверждает перспективность инвестирования в данную отрасль промышленности, в том числе и со стороны иностранных инвесторов.
Сегодня в республике реально действуют 134 предприятия с иностранными инвестициями (ПИИ), на которых трудится 4,5 тыс. человек. По режиму создания и деятельности они практически не отличаются от предприятий чисто российских. Поэтому нет оснований полагать, что иностранный инвестор создает ПИИ на территории республики исключительно в целях получения более льготных, по сравнению с российскими предприятиями, условий осуществления хозяйственной деятельности. Сопоставляя работу российских предприятий и ПИИ, можно отметить более стабильную и производительную работу ПИИ. Они показывают производственные результаты, превышающие средние по России, а также обеспечивают более высокий уровень технического оснащения производства. Из общего объема инвестиций в промышленность Республики Карелия за последние 3 года на долю ПИИ приходится 23,3%, при их доле в объемах выпуска промышленной продукции Республики Карелия, равной 4,2%. Таким образом, за последние годы ПИИ стали достаточно существенным фактором в экономической жизни республики, сдерживающим в определенной степени падение промышленного производства.
2.3.1. Объективные и субъективные причины инвестиционной непривлекательности Республики Карелия
За прошедшие годы Республика Карелия не смогла переломить настороженного отношения иностранных партнеров к сфере инвестирования.
Отсутствие широкого привлечения иностранных инвестиций - это в первую очередь общероссийская проблема. Политическая и финансовая нестабильность, несовершенное законодательство и его частое изменение, низкие условия личной безопасности и высокий уровень налогообложения делают вложение капитала непривлекательным, несущим высокие инвестиционные риски. В то же время в России условия инвестирования для иностранного капитала существенно различаются по регионам. Существуют объективные условия инвестиционной привлекательности регионов России. По ряду рейтинговых оценок Карелия не попадает в число особо привлекательных регионов России с точки зрения данных условий. Карелия не обладает высокой емкостью потребительского и финансового рынков, обусловливаемых высокой численностью и плотностью населения, относительно развитой производственной сферой экономики, высокоразвитым менеджментом, как такие регионы России, как г. Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская, Свердловская, Самарская и Саратовская области. Республика Карелия не имеет таких топливно-энергетических ресурсов, как Тюменская и Томская области, Сахалин, Республики Татарстан, Башкортостан и Коми. В силу этих и других объективных причин республика не может претендовать на роль одного из финансово-индустриальных центров России. Тем более, что такой центр, как Санкт-Петербург, будет всегда "оттягивать" на себя инвестиционные и финансовые потоки на Северо - Западе России. Емкости потребительского и финансового рынков Северного региона России (Архангельская область, Республика Коми) также имеют относительно низкий объем. Неразвитая транспортная инфраструктура пока не располагает к эффективному использованию транзитных возможностей республики между Западной Европой и Севером Европейской части России. Карелия, в части объективных условий инвестиционной привлекательности, находится в середине списка российских регионов.
Существуют и субъективные причины инвестиционной непривлекательности Республики Карелия, несмотря на ее приграничное расположение. Один из них - отсутствие эффективно действующего инвестиционного законодательства. Формально существуют Законы Республики Карелия "О государственных гарантиях осуществления иностранных инвестиций в Республике Карелия" и "Об инвестиционной деятельности в Республике Карелия". Однако данные законы не работают в силу ряда субъективных причин. Кроме того, отказ прежнего Правительства республики от активной инвестиционной политики и сопровождения проектов оттолкнули ряд инвесторов, создав имидж в определенной мере неблагополучного региона. В республике отсутствует надежная банковская система, приемлемая для обслуживания иностранных инвестиций. Не уделяется должного внимания формированию информационного обеспечения иностранных инвесторов. Сегодня отсутствует в удобном и обобщенном виде информация об инвестиционном потенциале Республики Карелия.
На уровне предприятий также имеются серьезные препятствия на пути иностранных инвестиций. Затруднения создают долги карельских предприятий в различные уровни бюджетов и отсутствие доступных механизмов их "замораживания" или ликвидации в случае прихода иностранных инвестиций.
Достаточно слабый уровень менеджмента не позволяет предприятиям убедительно представлять инвесторам свои проекты, которые не оформляются в развернутые технико-экономические обоснования (ТЭО) или бизнес-планы, тем более, что иностранные инвесторы привыкли работать по международным стандартам в этой области. Неурегулированные вопросы в сфере отношений собственности на имущество самого предприятия, землю и т.д. также отрицательно влияют на желание инвестора вкладывать свой капитал в экономику республики. Важное значение имеет возможность доступа к ресурсам, в первую очередь, к лесным, если инвестор намерен работать в сфере переработки леса, а также к информации, необходимой для принятия предварительных решений о возможности инвестирования. Такие возможности в республике пока не созданы.
2.3.2. Создание условий для привлечения иностранных инвестиций
Иностранные инвестиции рассматриваются Правительством как один из важных источников структурной перестройки экономики республики наравне с отечественными инвестициями, в том числе и собственными средствами предприятий.
Правительство исходит из того, что проблема привлечения иностранных инвестиций зависит в первую очередь от общероссийских условий: общеполитической и макроэкономической ситуации, от степени развития федерального законодательства и уровня налогообложения.
Привлечение иностранных инвестиций не должно рассматриваться как самодвижущийся процесс, особенно в условиях нарастающей конкуренции российских регионов в борьбе за иностранные инвестиции. Кроме того, вопрос о привлечении иностранных инвестиций не может происходить в отрыве от создания общих условий для инвестирования, в первую очередь - для отечественного инвестора, поскольку главным ориентиром для иностранного инвестора будет служить оживление отечественного инвестирования. И в этом смысле, меры, направленные на ликвидацию субъективных факторов, препятствующих отечественным инвестициям, будут благотворно влиять и на общий инвестиционный климат в Республике Карелия, в том числе - для иностранных инвестиций.
Поэтому, создание региональных условий для повышения инвестиционной привлекательности Республики Карелия будет являться основной целью Правительства в планируемом периоде.
С одной стороны, способствовать достижению цели будет реализация таких общих для экономики республики задач, как развитие транспортной, таможенной, банковской и другой технической инфраструктуры. Вместе с тем, ставятся и конкретные задачи, имеющие прямое отношение к инвестициям:
1) создание системы правительственного сопровождения конкретных проектов, связанных с приходом на карельский рынок крупных иностранных инвесторов с тем, чтобы помочь их адаптации, освободить от чрезмерной "опеки" различных контролирующих структур и снять организационно-бюрократические преграды в деле становления конкретных производств.
Одним из таких "пилотных" проектов может стать идея строительства лесопильного производства по выпуску высококачественных пиломатериалов на основе заключенного Правительством республики и финско-шведским концерном "Стура - Энсо" соглашения в июле 1999 года;
2) внесение соответствующих изменений и дополнений в законодательство республики, имея в виду отработку достаточно ясной и однозначной системы предоставления преференций и гарантий иностранным инвесторам. Обеспечение перевода законодательных актов на английский язык;
3) организация информационного обеспечения инвесторов. Предстоит накопить в удобном для инвесторов виде банки данных об инвестиционном потенциале республики, касающихся конкретных инвестиционных проектов в виде идей и ТЭО, незавершенных строительных объектах, о собственности республики, общие сведения о ресурсах и т.д.;
4) продвижение идеи создания Костомукшской Свободной экономической зоны (СЭЗ) на федеральном уровне. Предлагаемая концепция создания СЭЗ позволяет восполнить отсутствие российского законодательства в данной области. Правительство надеется на то, что данный проект встретит понимание и поддержку Правительства Российской Федерации.
Правительство республики будет так же содействовать изучению возможностей создания локальных СЭЗ в других приграничных районах республики и в первую очередь – в районе г. Сортавала;
5) Содействие созданию в республике надежного коммерческого банка, возможно, с участием иностранного капитала, способного оказывать услуги в соответствии с международными стандартами;
6) разработка программы действий по созданию международного имиджа республики, как региона с благоприятным инвестиционным климатом, имея в виду реализацию комплекса мер рекламного, представительского, организационного характера;
7) проведение исследования по Карелии на предмет выявления факторов, ухудшающих показатели инвестиционной привлекательности республики (инвестиционный потенциал и инвестиционный риск) в рейтинговании регионов России, проводимые экспертными группами ведущих экономических изданий страны.
8) наработка устойчивых связей с различного рода международными финансовыми институтами и потенциальными стратегическими инвесторами республики;
9) содействие в продвижении готовых проектов карельских предприятий на международные рынки инвестиционных ресурсов.
Основным механизмом реализации поставленных целей и задач Правительство видит Межведомственный совет Республики Карелия по инвестициям, созданный Постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 12 апреля 1999 г. Кроме того, намечена разработка специальной программы в области привлечения как внутренних, так и внешних инвестиций в экономику республики.1
Инвестиционный вклад различных стран в республиканскую экономику неодинаков. Устойчиво лидирующее положение занимают США, на долю которых приходится около 1/3 всех инвестиций. За последние 2 года вплотную к США приблизились Германия, Кипр, Австрия. Положительная тенденция по росту в доле инвестиций отмечается со стороны Великобритании, которая по итогам 2001 года имеет все шансы отодвинуть Финляндию с 7 на 8 место. Со стороны Финляндии отмечается устойчивое сокращение инвестиций в экономику республики как в долларовом выражении, так и в долевом вкладе в общий объем иностранных инвестиций. Учитывая давние, имеющие хорошую материальную, географическую, культурную историю связи Финляндии и Карелии, такая тенденция не может не беспокоить Правительство Республики Карелия и бизнес республики. Форсированный рост инвестиций со стороны предпринимателей США, других стран Западной Европы может привести к упущенной выгоде финского бизнеса на территории Карелии. Бизнесу Финляндии в части своего развития на территории Карелии есть над чем подумать и проявить инициативу, чтобы не упустить свою очевидную, как ближайшего соседа, выгоду.
В 1999 году в рамках инвестиционной программы из республиканского бюджета профинансированы 77 объектов на сумму 124,1 млн. рублей (или 78% годового лимита), в то же время кредиторская задолженность подрядным организациям составила свыше 16 млн. рублей.
Осуществляя государственную поддержку развития отраслей экономики, из Фонда развития и реконструкции удалось профинансировать ряд важных объектов на сумму более 9 млн. рублей. За счет привлеченных средств начата полная электрификация карельского участка железной дороги, реконструкция Беломорско-Балтийского канала, строительство некоторых значимых социальных объектов.
Важным и полезным фактором для привлечения инвестиций в республику стали Межрегиональные соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве и, в частности, между Правительством г. Москвы и Правительством Республики Карелия. Результат - более 10 млн. рублей дополнительных инвестиций. 1
В целях привлечения дополнительных средств для финансирования исключительно инвестиционных проектов принято решение о выпуске республиканского облигационного займа Республики Карелия. Суммарный объем займа установлен в размере 200 млн. руб. В 2002 год было заявлено более 30 инвестиционных проектов. В основном это лесопереработка, пищевая и строительная отрасли.2
Несмотря на рост инвестиций в республику, нельзя говорить о сложившемся благоприятном инвестиционном климате. Инвестиционные потребности Карелии составляют, по экспертным оценкам, как минимум 3-5 млрд. долларов. Получает она много меньше. В то же время регион, с его богатейшими природными ресурсами и выгодным географическим положением, мог бы рассчитывать на инвестиционный бум. Дефицит капитала объясняется недостаточной законодательной поддержкой инвестиций, а также спецификой отношений между властью и предпринимателями.
Поправки, внесенные в законы «О государственных гарантиях осуществления иностранных инвестиций на территории Карелии» и «О налоговых ставках и сборах», позволили предоставлять инвесторам ряд льгот- прежде всего, по налогу на прибыль. Так, полностью освобождается от налогообложения прибыль, направляемая на создание нового производства.
Тем не менее кардинальных перемен в инвестиционной ситуации поправки не вызвали. Во-первых, предусмотренные льготы реально пока не применяются. Во-вторых, карельские преференции инвесторам далеко не так интересны, как те, что предоставляют Новгородская или Ленинградская области. Отсутствует главное: освобождение от всех основных налогов на период окупаемости проекта.
Есть серьезные структуры, которые хотят, но не могут проникнуть на территорию Карелии, или с нее вытесняются.
Еще один рычаг ограничения доступа к сырью - ценовая политика. В 2000 году республика повысила попенную плату ( плата за пользование лесом) почти в 3 раза. Рост платы за лесопользование безусловно снижает инвестиционную привлекательность региона.
Указанные меры влияют не только на конкурентную среду, но на экономику Карелии в целом: сейчас республиканские перерабатывающие предприятия закупают лес в Архангельской и Вологодской областях.
Лесозаготовители Архангельска и Вологды получают прибыль, а лесной комплекс Карелии ее теряет.1
Принцип избирательности распространяется и на местный карельский бизнес. Это особенно заметно на примере лесопромышленного комплекса. Правительство выпустило постановление, отсекающее целый ряд экономических субъектов от пользования лесными ресурсами.
В то же время Катанандов С. Л., Председатель правительства Республики Карелия, утверждает, что Карелия открыта для диалога со всеми заинтересованными лицами и что уже есть стратегические партнеры по основным отраслям экономики.
Республика поддерживает хорошие отношения с череповецкой «Северсталью», владеющей акциями «Карельского окатыша»; с уральским концерном СУАЛ, собственником Надвоицкого алюминиевого завода. Недавно пришел в Карелию якутский концерн «АЛРОС», который начинает осуществлять крупный инвестиционный проект по разведыванию и добыче на территории Карелии алмазов. Кроме этого реализуются большие проекты с Октябрьской железной дорогой, с РАО «Газпром». Главным партнером в камнеобрабатывающей отрасли является правительство г. Москвы. По дорожному строительству ведется сотрудничество с Архангельской и Вологодской областями. В 2000 году была открыта трасса на Архангельск, благодаря которой путь от Архангельска до Мурманска стал на 800 км короче. В данный момент с губернатором Вологодской области обсуждается проблема соединения Вологды и Кеми. Эти две магистрали входят в так называемый «Северный коридор», призванный через Финляндию связать Европейский Союз с российскими северными территориями.
Конечно, Правительство Карелии более всего заинтересовано в работе с крупными иностранными компаниями, готовыми вкладывать деньги под государственные гарантии и под государственным контролем в развитие лесопромышленного комплекса, туризма, камнеобработки, новых технологий- тех отраслей, которые республика определила приоритетными. Ведутся серьезнейшие переговоры с финским концерном Stora Enso по строительству деревообрабатывающего предприятия в Приладожье. Это очень большой проект с обьемом инвестиций в десятки миллионов долларов.
«То, что мы ведем себя жестко это неплохо для инвестиций. Инвесторы понимают, чего от нас ждать, на каких условиях мы готовы работать». - Катанандов С. Л.1
Заключение
Таким образом, в курсовой работе была рассмотрена проблема государственной поддержки инвестиционной деятельности в Республике Карелия.
Были выполнены следующие стоящие перед автором задачи, а именно:
В первой главе описана инвестиционная законодательная база республики, дано понятие режима инвестиционного благоприятствования и раскрыто его содержание.
Во второй главе дана общая характеристика поддержки инвестиционной деятельности в Республике Карелия. Показаны объективные и субъективные причины инвестиционной непривлекательности республики, рассмотрена программа инвестиционной политики Карелии на 2003-2006 гг.
Создание в республике благоприятного инвестиционного климата позволит привлечь дополнительно за год в свою экономику сотни миллионов долларов.
Без сомнения проблема создания условий для привлечения инвестиций в развитие бизнеса на территории республики не может быть решена без непосредственного участия государства в этом процессе, в первую очередь, в виде законодательного закрепления особого, благоприятного отношения власти к инвестору.
Безусловно, наличие законов, создающих привлекательные условия для вложений и регулирующих инвестиционную деятельность, не является единственным фактором благоприятного инвестиционного климата. Тем не менее, существование даже "плохого" закона более удобно для инвестора, чем его отсутствие, поскольку при анализе экономической ситуации он может прогнозировать риски. Отсутствие "правил игры" всегда отрицательно сказывается на принятии решения об инвестировании, особенно со стороны иностранных инвестиционных источников.
Таким образом, в республике сформирована база, включая законодательную, для относительно безопасного и эффективного вложения инвестиций, которая четко определяет позицию Правительства республики - заинтересованность в привлечении инвестиций, участие государства в снижении рисков и обеспечении эффективности инвестиций. Эта база наряду с мощным ресурсным, интеллектуальным потенциалом, на фоне благоприятных экологических условий дает уверенность в наличии благоприятной инвестиционной перспективы у Карелии.
Список использованных источников:
Закон Республики Карелия «Об инвестиционной деятельности на территории Республики Карелия» // www. gov. karelia. ru
Бюджетная политика Республики Карелия: сегодня и завтра//Эксперт Северо-Запад. 2002. № 12
Грищенков А. В. Инвестиционная политика правительства Республики Карелия на 2003-2006 гг. // www.innw.ru
Мы опасаемся варягов! // Эксперт Северо-Запад. 2000. № 18.
Программа « Основные направления социально-экономического развития Республики Карелия на период 2002-2006 гг.» // www. gov. karelia. ru
www.minfin.karelia.ru
www.pik-karelia.ru
www.dialogspb.ru/karel/econ/fin.
http://kicbi.karelia.ru/innovation/info.
11 Закон Республики Карелия «Об инвестиционной деятельности на территории Республики Карелия» // www. gov. karelia. ru
11 Закон Республики Карелия «Об инвестиционной деятельности на территории Республики Карелия» // www. gov. karelia. ru
1 www. pik-karelia.ru
11 Грищенков А. В. Инвестиционная политика правительства Республики Карелия на 2003-2006 гг. // www.innw. ru
1www.dialog. spb. ru / karel /econ/ fin.
2 2 www.pik-karelia.ru
11 www. pik-karelia.ru
11 Программа « Основные направления социально-экономического развития Республики Карелия на период 2002-2006 гг.» // www. gov. karelia. ru
11 www.dialogspb.ru/karel/econ/fin.
22 Бюджетная политика Республики Карелия: сегодня и завтра//Эксперт «Северо- Запад». 2002. № 12.
11 Свои и чужие//Эксперт «Северо- Запад».2000. №18
11 Мы опасаемся варягов!//Эксперт «Северо-Запад». 2000. № 18
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории разное:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ