Методические рекомендации по написанию и защите выпускной квалификационной работы по специальности «Связи с общественностью» (030602)

Методические рекомендации по написанию и защите выпускной квалификационной работы



по специальности

«Связи с общественностью» (030602)


























Москва 2010ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 032602 «Связи с общественностью» квалификационной работой выпускника является дипломная работа. По уровню выполнения дипломной работы и результатам ее защиты Государственной аттестационной комиссией (ГАК) делается заключение о возможности присвоения выпускнику соответствующей квалификации.

Выполнение дипломной работы — это заключительный этап обучения студентов в высшем учебном заведении, который имеет своей целью:

систематизацию, закрепление и углубление теоретических и практических знаний по специальности 032602 «Связи с общественностью» и применение их для решения конкретных задач;

овладение методикой научного исследования, планирования, экономических расчетов и творческих разработок, развитие навыков ведения самостоятельной научно-исследовательской и творческой работы;

приобретение навыков обобщения и анализа результатов, полученных другими разработчиками или исследователями.

Процесс написания дипломной работы, ее содержание, качество привлеченных и разработанных теоретических и практических материалов должны подтвердить следующие положения о том, что студент:

усвоил материал дисциплин, предусмотренных учебным планом специальности 032602 «Связи с общественностью»;

владеет всеми навыками, необходимыми для профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью;

показывает высокий уровень подготовленности, самостоятельности и ответственности в условиях современного производства при решении профессиональных задач;

достоин присвоения квалификации специалиста по специальности 032602 «Связи с общественностью».


Дипломная работа должна отвечать ряду обязательных требований:

самостоятельность исследования;

анализ литературы по теме исследования;

связь предмета исследования с актуальными проблемами современной науки, практики деятельности по связям с общественностью;

наличие собственных суждений по проблемным вопросам темы;

научно-практическая значимость работы.

Дипломная работа выполняется в соответствии с заданием, которое разрабатывается и выдается руководителем работы каждому студенту. Контроль по выполнению дипломной работы осуществляется руководителем, назначенным деканом или заведующим кафедрой. При необходимости ими определяются консультанты по отдельным вопросам.

Перед началом работы над дипломом студент должен ознакомиться со всеми организационными вопросами, связанными с подготовкой и выполнением дипломной работы, порядком прохождения преддипломной практики, а также рационально распределить все время, отведенное для проектирования.

Все изложение и структура работы должны быть подчинены единой логике реализации поставленной перед вами цели. В тексте не следует оставлять ничего лишнего, уводящего в сторону от основной смысловой нити. Однако определенное количество отступлений допустимо, если они косвенно служат более полному раскрытию темы и находятся в правильном пропорциональном соотношении с общим объемом текста. В частности, к структуре работы, отраженной в плане, предъявляется требование правильной логической субординации темы всей работы и названий глав и параграфов. Так, тема должна быть в смысловом отношении шире каждой из глав, а название каждой главы — шире каждого из составляющих ее параграфов. Все структурные элементы представляют собой конкретные шаги раскрытия темы.

Материал должен излагаться логически связно, последовательно, аргументировано. Высказываемые теоретические положения обязательно нужно доказывать или обосновывать.

Большое значение имеет стиль использования источников. Работу не следует перегружать цитатами, в особенности пространными. Но это не означает, что изложение совсем не должно опираться на использованную литературу. Но избыток прямых цитат в тексте обычно производит впечатление несамостоятельности автора. Поэтому лучше прямое цитирование перемежать косвенным, т.е. фактически пересказом того или иного места источника. Наконец, в ряде случаев можно ограничиться обобщенным упоминанием в тексте о той или иной концепции или точке зрения, воспользовавшись подстраничной сноской.

Рецензент обязательно оценивает культуру изложения, стилистику, использование научной лексики и принятых для научных текстов оборотов речи. В работе не следует прибегать к просторечиям, выражениям, в стилистической правильности которых вы не уверены. Не стоит злоупотреблять простыми предложениями: уровень подачи научного текста предполагает известную сложность языка. С другой стороны, не надо делать текст неудобочитаемым из-за обилия специальной терминологии там, где она не является обязательной, канцелярских оборотов письменной речи, слов иностранного происхождения, если их вполне можно заменить привычными слуху русскими синонимами.

Одновременно с дипломной работой Государственной аттестационной комиссии представляются наиболее значимые научно-исследовательские и творческие работы студента за период обучения (обязательна компьютерная презентация и при необходимости раздаточный материал в папке).

По результатам защиты выпускной квалификационной работы экзаменационная комиссия по защите выпускных квалификационных работ принимает решение о присвоении выпускнику квалификации по специальности 032602 «Связи с общественностью» и выдаче диплома о высшем образовании.


ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ


Работа над дипломным исследованием осуществляется в соответствии с графиком написания и оформления дипломной работы. Каждый студент периодически отчитывается перед научным руководителем о ходе выполнения плана своей работы.

Основные этапы выполнения работы:

(1) выбор темы, получение задания на выполнение работы;

(2) составление библиографии, ознакомление с законодательными актами, нормативными документами и другими источниками, относящимися к теме дипломной работы;

(3) определение задач исследования и обоснование его актуальности и новизны;

(4) составление плана работы;

(5) составление плана-графика выполнения работы;

(6) написание работы;

(7) представление работы научному руководителю, получение отзыва и устранение указанных в нем замечаний;

(8) представление работы на кафедру;

(9) рецензирование работы.


  1. Выбор и утверждение темы дипломной работы, назначение руководителя дипломной работы.

Тематика дипломных работ должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, техники и культуры, по своему содержанию отвечать требованиям, предъявляемым к квалификационным работам по специальности 032602 «Связи с общественностью». Тематика дипломных работ и их руководители оформляются по представлению кафедры приказом по факультету не позднее одной недели с начала периода подготовки выпускной квалификационной работы. При определении темы следует учитывать конкретные задачи в данной области подготовки. Общий перечень тем дипломных работ ежегодно обновляется и доводится до сведения студентов в установленном вузом порядке.

Темы дипломных работ разрабатываются студентами совместно с научным руководителем. Предметом исследования могут быть недостаточно изученные теоретические и практические вопросы различных сфер связей с общественностью. Основанием для выбора темы дипломной работы могут служить курсовые и другие работы, выполненные студентом ранее, знания и навыки, полученные студентом при изучении специальной литературы и прохождении им производственных практик, а также заявки предприятий (организаций) на разработку каких-либо вопросов в их интересах.


Дипломная работа может быть выполнена по типу разработки, совершенствования или исследования. Выпускная квалификационная работа специалиста по связям с общественностью представляет собой законченную работу, в которой решаются рекламные задачи по следующим направлениям:

организация кампании по связям с общественностью;

организационно-методические рекомендации по маркетинговым исследованиям для подготовки задания в области связей с общественностью ;

анализ зарубежных и отечественных теорий и опыта рыночного хозяйствования для формирования и развития деятельности в области связей с общественностью;

определение концептуальных основ развития деятельности по связям с общественностью на предприятии;

оптимизация технологий связей с общественностью;

информационно-компьютерное обеспечение в связях с общественностью фирмы;

разработка коммуникационных систем в связях с общественностью;

связи с общественностью и социология;

связи с общественностью и психология;

связи с общественностью и маркетинг;

связи с общественностью в средствах массовой информации;

правовое регулирование в сфере связей с общественностью;

прогнозирование в связях с общественностью;

ценообразование в сфере связей с общественностью;

эффективность кампаний в сфере связей с общественностью;

организация работы отдела по связям с общественностью;

взаимосвязь связей с общественностью и маркетинговых коммуникаций.


2. Изучение и анализ литературы.

Начальной фазой выполнения дипломной работы является подбор монографической и периодической литературы по теме исследования. Это позволяет студенту понять историю и современное состояние вопроса, наметить оптимальную методику выполнения работы. Значительно рационализируют и облегчают поиск и нахождение литературы каталоги библиотек: алфавитный, предметный и систематический. Можно также воспользоваться указателями статей профильных журналов. Например, студенты-рекламисты могут воспользоваться следующими журналами: «Пресс-служба», «Советник», «Про-маркетинг», «Бренд-менеджмент», «Рекламный журнал», «Реклама и жизнь», информационные ресурсы: http://www.sostav.ru, http://www.rwr.ru, www.pr-club.com, http://www.4p.ru и т.д.

Большую помощь в поиске необходимой информации оказывают реферативные журналы и сборники, различные библиографические издания, летопись журнальных статей и книжная летопись, выпускаемая Всероссийской книжной палатой еженедельно.

Приступая к дипломной работе, студент составляет свою картотеку соответствующей литературы по теме и смежным вопросам. Картотека организует и предельно облегчает каждодневное общение с литературой, делает работу с ней целеустремленной. Личная картотека может содержать много дополнительных данных по сравнению с библиотечными каталогами. На карточках приводятся сведения о степени пригодности книги или статьи для дипломной работы; о предполагаемых путях ее использования; названия параграфов или глав, где может быть полезная информация, почерпнутая из этого источника; номера нужных страниц, откуда следует сделать выписки; библиотечные шифры; в какой библиотеке можно найти эту книгу и т.д.

Работая с литературными источниками, целесообразно делать выписки, которые помогают накопить нужные сведения и облегчают запоминание. Их удобно делать на карточках. Над каждой выпиской надо указывать проблему, о которой вы пишите, фамилию и инициалы автора, название книги или статьи, издательство, год издания, страницу с цитатой. Выписки, сделанные на карточках, особенно удобны, когда возникает необходимость собрать материалы из разных источников по одному и тому же вопросу.

Большую помощь в критическом анализе книги или статьи оказывают тезисы. В отличие от выписок тезисы всегда содержат доказательства, позволяющие сопоставить свой взгляд с точкой зрения автора анализируемой книги или статьи. В тезисах информация воспроизводится в той логике, которая отражает общий замысел дипломной работы. Как пишутся тезисы? После предварительного ознакомления с текстом необходимо разбить его на ряд относительно самостоятельных и завершенных частей. В каждой из этих частей определяют и выписывают основные идеи. Хорошо продумав выделенные идеи и уяснив их суть, следует четко сформулировать отдельные положения. Процесс составления тезисов позволяет изучить и продумать тот или иной вопрос, используя несколько источников информации.

Часть тезисов может содержать цитаты, необходимые для сравнения разных точек зрения или же для тех случаев, когда требуется особая осторожность в выводах. Обычно в самих тезисах не приводятся факты или примеры, но сами по себе тезисы должны быть всегда достаточно обоснованными и аргументированными.

Наиболее универсальный вид записи — это конспект. С конспектом у дипломника меньше риска заблудиться в чужих мыслях, чем при использовании выписок и даже тезисов, не говоря уже о набросках «для себя». При составлении конспекта нужно стремиться к форме связного пересказа, но не в ущерб краткости. Конспект должен содержать в себе не только основные положения и выводы автора книги или статьи, но и факты, доказательства, примеры. В конспекте может найти отражение и личное отношение его составителя к самому материалу. Но всегда делать это надо таким образом, чтобы впоследствии можно было легко разобраться где авторское, а где личное понимание вопроса. При изучении литературы нет необходимости отражать в конспекте все содержание анализируемых книг или статей. Лучше всего составлять тематический конспект по ряду источников, позволяющий более или менее полно охарактеризовать состояние исследуемого вопроса, сопоставить и проанализировать различные точки зрения, определить подход к изучению проблемы.


3. Определение задач, организация и проведение исследования.

Изучение и анализ имеющейся литературы вплотную подводят студента к тому, чтобы сформулировать и конкретизировать задачи, поставленные в общем виде в задании на выполнение дипломной работы. Задачи отражают поэтапное достижение цели. При этом уточняются предмет и границы дипломного исследования. Например, следует решить вопрос о том, должно ли проводимое исследование дополнить наши представления о той или иной области рекламной деятельности без изменения их принципиального существа. В этом случае может быть поставлена задача уточнить ранее известное с помощью специально организованного исследования, которое расширит существующие представления в данной области знаний. Возможен и другой вариант, когда в результате изучения и анализа литературы возникает необходимость проведения не прикладного, а теоретического исследования, требующего разработки новой концепции, идеи, закономерности и т.д.

Определяя исходные параметры дипломного исследования, важно также обосновать его актуальность, новизну и практическую значимость.

На данном этапе студент определяет объект и предмет исследования.

Объект отражает ту или иную сторону действительности. Это сфера деятельности, данная исследователю до начала работы. Более узким понятием по отношению к объекту выступает предмет исследования. Предмет — это уже результат исследовательского творчества студента. Предмет — существенная связь явлений в системе объекта, от изучения которой в значительной мере зависит исследование представлений об объекте как целостности. На основании изучения научной литературы и практики студент определяет, какой именно предмет следует рассмотреть в исследовании с точки зрения актуальности, важности и перспективности. Например, при разработке рекламной кампании или кампании по связям с общественностью объектом исследования является предприятие (фирма, организация, учреждение), товар (услуга, работа, идея, проект, социальные приоритеты), торговая марка (бренд).

Предметом соответственно являются планирование комплексной рекламной кампании или кампании по СО с использованием интегрированных маркетинговых коммуникаций, планирование и реализация рекламной кампании или кампании по СО, организация осуществления рекламной кампании или кампании по СО и пр.


4. Работа над текстом и иллюстративным материалом дипломной работы, проведение необходимых расчетов.

Выходным документом данного этапа является первый вариант дипломной работы. К этому моменту работа должна в целом сложиться как единый законченный труд: подводятся итоги дипломного исследования, формулируются общие выводы, разрабатываются практические рекомендации.


5. Имеющиеся недочеты (по собственному мнению студента, замечания научного руководителя, будущих рецензентов и других лиц, знакомых с работой) подлежат устранению и доработке. Согласование первого варианта дипломной работы производится за две недели до предварительной защиты.

6. Подготовка окончательного варианта дипломной работы, иллюстративного материала, выносимого на защиту, обсуждение дипломной работы на заседании выпускающей кафедры и рекомендация к защите. Выходной документ данного этапа — промежуточный вариант дипломной работы и рекомендация к защите. Подготовка к предварительной защите производится за 30 дней до окончательной защиты.


7. Исправление недостатков по сделанным замечаниям, брошюровка дипломной работы, рецензирование работы, рекомендации к окончательной защите. Выходными документами данного этапа являются:

сброшюрованная дипломная работа;

компьютерная презентация;

иллюстрированный материал для защиты (исправленный);

рецензия на работу;

рекомендации к окончательной защите.


8. Предварительная защита должна состояться не позднее чем за две недели до окончательной.


9. Допуск студента к защите фиксируется подписью заведующего кафедрой на титульном листе (под записью «Допускается к защите») и на задании (под записью «Утверждаю») к дипломной работе. Заведующему кафедрой дипломная работа подается в законченном виде при наличии подписей студента (на титульном листе и на задании), руководителя дипломной работы (на титульном листе и на задании) и консультантов (на задании). Если заведующий кафедрой на основании выводов рабочей комиссии не считает возможным допустить студента к защите, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя дипломной работы.


10. Окончательная защита дипломной работы.

Выходными документами данного этапа являются все те документы, которые созданы на предыдущих этапах, а также требуемые Положением «О выпускной квалификационной работе (бакалавра, дипломированного специалиста, магистра)» (например, П ОмГТУ 71.12— 2008). Точная дата защиты сообщается дипломнику за две недели до проведения мероприятия. Решение о допуске к защите осуществляется на базе результатов предварительной защиты.


СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ


Общими требованиями к содержанию дипломной работы являются:

четкость и логическая последовательность изложения материала;

убедительность аргументации, краткость и ясность формулировок, исключающих неоднозначность толкования;

конкретность изложения результатов, доказательств и выводов.


Важным элементом дипломного исследования является план дипломной работы, предполагающий четкое определение глав и параграфов, определение их объема с учетом того, что вся дипломная работа должна быть объемом от 70 до 100 печатных страниц (за исключением приложений).

Дипломная работа состоит из пояснительной и демонстрационной частей.

Материалы дипломной работы должны соответствовать требованиям ГОСТ 7.89—2005 «Оригиналы текстовые авторские и издательские» и располагаться в следующей последовательности:

(1) титульный лист (1 с);

(2) задание по дипломной работе (1 с);

(3) аннотация на русском (обязательно) и английском (по желанию) языках (1 с);

(4) содержание (1—2 с);

(5) введение (1—2 с);

(6) основная часть (60—90 с);

(7) заключение (2—3 с);

(8) библиографический список;

(9) приложения.,


1. Титульный лист.

Представленная к защите дипломная работа должна иметь титульный лист, подписанный заведующим кафедрой, научным руководителем и автором дипломной работы (см. Приложение А). При указании данных руководителя дипломной работы необходимо называть его ученую степень (доктор наук, кандидат наук) и звание (профессор, доцент).

2. Задание по дипломной работе.

Представленная к защите дипломная работа должна включать задание, выданное руководителем дипломной работы в начале дипломного проектирования, и содержать подлинные подписи заведующего кафедрой, руководителя и консультантов, свидетельствующие о готовности дипломной работы, а также подпись автора работы (см. Приложение Б).

3. Содержание.

Включает наименование всех разделов и подразделов с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала, раздела, подраздела. Наименования, включенные в содержание, записываются строчными буквами, за исключением первой, прописной (заглавной). Слово «СОДЕРЖАНИЕ» записывается в виде заголовка (симметрично тексту). Рубрики в содержании должны быть точной копией рубрик в тексте. Взаиморасположение рубрик должно правильно отражать их соподчиненность в тексте (должен быть отступ в каждой нисходящей ступени рубрик от левого края текста). В содержание не включают титульный лист, задание, аннотацию.

  1. Введение.

При подготовке введения должны быть освещены следующие моменты:

обоснование выбора темы, ее актуальность, методологические основы;

предмет, объект, цель исследования;

значение решения поставленной в работе проблемы для региона, страны;

связь темы исследования с деятельностью в сфере связей с общественностью ;

практическая значимость работы, где уже использовались полученные в ходе исследования результаты;

структура дипломной работы;

научная новизна предложенных разработок.


  1. Основная часть.

Первая глава должна содержать обстоятельный обзор известных исследований, патентный анализ и материалы, более подробно повествующие о том, что необходимо выполнить для решения поставленных задач и как это сделать наиболее рационально. В обзоре известных исследований дается очерк основных этапов и переломных моментов в развитии научной мысли по решаемой задаче. Проведенная дипломником систематизация известных исследований украсит главу и работу в целом, укрепит общее впечатление целостности работы.

Кратко, критически осветив работы своих предшественников, дипломник должен назвать те вопросы, которые остались нерешенными, и, таким образом, определить свое место в решении проблемы, поставить и сформулировать задачи дипломной работы.

В основной части в соответствии с заданием должны быть детально освещены вопросы темы, включая критический анализ литературных данных и проведение самостоятельных теоретических исследований изучаемого вопроса или разрабатываемого объекта. Основные понятия дипломной работы должны быть освещены с позиций различных российских и зарубежных авторов, дипломник должен дать их анализ и собственную точку зрения.

Основная часть работы должна в краткой и четкой форме раскрывать творческий замысел автора, содержать методы исследования, описание авторских разработок и при необходимости сопровождаться иллюстрациями, графиками, эскизами, диаграммами, схемами и т.п.

Основная часть, как правило, состоит из 2—3 глав, в которых раскрываются:

теоретико-методологический аспект избранной темы;

аналитический аспект проводимого всестороннего исследования проблемы с использованием материалов;

проектный аспект, включающий разработку конкретных рекомендаций по решению данной проблемы, оценку социально-экономической эффективности ее реализации, а также правовую и информационную обеспеченность.

Каждая глава завершается выводами дипломника!

Важным требованием к материалам основной части является соотнесение их с реальной практикой в сфере связей с общественностью.

Главные составляющие основной части дипломной работы:

выявление и анализ разработок общенаучного характера по исследуемой теме;

выявление и анализ разработок специфически прикладного характера по исследуемой теме;

выявление, оценка значимости и выбор наиболее актуальных проблем и целей развития исследуемой темы в научных и прикладных направлениях;

прогнозные оценки возможных вариантов развития исследуемой темы;

определение ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей;

разработка мероприятий по достижению поставленных целей;

реализация мероприятий и оценка результатов.

Каждая структурная составляющая основной части должна быть озаглавлена.

Теоретический раздел в первом подразделе содержит обзор источников, отражающих необходимые теоретические положения. Ссылка на источник информации дается с указанием страниц.

Во втором подразделе излагается теоретическая концепция автора; формируется необходимый набор форм, методов и инструментов (в том числе и на альтернативной основе), обоснованных автором работы для достижения целей, а также система показателей и критериев, с помощью которых можно будет производить сопоставление возможных и выбор наиболее предпочтительных решений с учетом затрачиваемых при этом ресурсов.


6. Заключение.

В заключении подводятся итоги выполненной работы:

общие итоги и выводы по дипломной работе;

предложения по использованию результатов работы;

количественную оценку ожидаемого (условного) экономического эффекта от применения полученных результатов.

Таким образом, в заключении содержатся результаты исследования избранной темы, выводы, которые свидетельствуют, в какой мере решены задачи исследования, указываются практическая значимость и теоретическая новизна, высказываются рекомендации по внедрению результатов исследования в практику и возможные перспективы работы над избранной темой в дальнейшем.


7. Библиографический список содержит все использованные литературные источники, представленные в алфавитном порядке по нарастающей нумерации, включая те, на которые автор делает ссылки в тексте.


Дипломная работа показывает не только умение грамотного оформления библиографии. Библиография во многом дает представление о глубине разработки темы, о знании автором литературы по исследуемой теме, а также определяет общий уровень культуры автора.

Обязательным элементом дипломной работы как одного из видов научной работы является научный аппарат, т.е. использование и правильное оформление фактов, цифровых данных, важных положений из официальных документов и материалов, мыслей (цитат) из научных работ, статей, средств массовой информации (СМИ).

Использование текстов, фактов, других конкретных данных предполагает, что автор должен указать источник и сделать ссылку с полными выходными данными используемого источника (Ф.И.О. автора, название книги, статьи, год и место издания публикации, порядковый номер страницы).

При оформлении списка литературы библиографические описания необходимо представлять в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1.-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» (см. Приложение И).

Все источники располагаются в следующем порядке:

в начале списка приводится официальная литература: указы Президента РФ, федеральные законы, постановления правительства РФ, инструктивная и методическая литература, постановления центральных и местных органов власти;

затем в возрастающем порядке нумерации приводится библиографическое описание публикаций в строгом лексикографическом порядке фамилий и инициалов автора;

сборники статей нумеруются в соответствии с первой и последующими буквами их названий;

в конце списка приводятся использованная зарубежная литература на языке оригинала и ссылки на интернет-ресурсы.


8. Приложения.

Приложения содержат вспомогательные материалы (промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных данных, тексты документов, анкеты, схемы и т.д.), которые нецелесообразно включать в основные разделы проекта, а также рекламный (маркетинговый) продукт. Схемы, таблицы, рисунки, которые автор считает целесообразным привести в основном

тексте работы, описываются им по ходу анализа и не даются как приложения.

Наличие экспонатов, видеофильмов, программных разработок и опубликованных материалов качественно улучшает процедуру защиты, и поэтому необходимо стремиться к их всестороннему показу. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНА!!!

Содержание иллюстраций определяется темой дипломной работы, достигнутыми результатами в ходе ее подготовки, наклонностями и художественно-ценностными предпочтениями автора, используемыми техническими средствами при подготовке дипломной работы. Иллюстрации (объем, способ представления, расположения и т.д.) согласовываются с научным руководителем и отрабатываются на предварительной защите.


ПРАВИЛА ИЗЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛА

1. Все использованные литературные источники сопровождаются библиографическим описанием. Приводимая из источника цитата берется в кавычки и оформляется в соответствии с предъявляемыми к дипломной работе требованиями. Прямое заимствование текста без указания источника в дипломной работе не допускается.

2. В дипломной работе должна применяться общеупотребительная терминология, принятая в научной литературе. После первого употребления в тексте термины и словосочетания допускается заменять аббревиатурой и текстовыми сокращениями.

3. Рекомендуется включить таблицы, графики, схемы, если они отражают основное содержание работы и улучшают ее наглядность.

4. Названия фирм, учреждений, организаций и предприятий должны именоваться так, как они указываются в источнике.



ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ


Оформление — одна из важнейших стадий дипломной работы. Придание соответствующей формы тексту диплома имеет принципиальное значение: это формальное квалификационное сочинение, и его оформление должно соответствовать общепринятым требованиям. Нельзя отдельные элементы оформления «откладывать на потом», когда основной текст уже будет написан. Правильное оформление чернового варианта облегчит оформление окончательного варианта работы.

Текстовой материал дипломной работы обычно содержит числительные, буквенные обозначения, цитаты, ссылки, перечисления и т.п. Кроме основного текста дипломная работа включает в себя формулы, приложения, таблицы, диаграммы, графики, иллюстрации. Все эти виды материала должны соответствовать требованиям, предъявляемым к дипломным работам.

1. Требования к формату:

размеры листа стандартные: 210 х 297 мм (формат А4);

ориентация книжная, текст размещается на одной стороне листа;

шрифт: гарнитура Тimes, кегль 14, интервал полуторный, абзацный отступ — 1,25;

поля: слева — 30 мм, справа — 10 мм, снизу и сверху — 20 мм;

выравнивание: основной текст — по ширине, заголовки — по центру.


2. Пишутся ПРОПИСНЫМИ буквами полужирным шрифтом: СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ЗАГОЛОВКИ ЧАСТЕЙ ТЕКСТА (например, ГЛАВА 1), ЗАКЛЮЧЕНИЕ, БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. Все заголовки разделов, подразделов и пунктов по тексту и в содержании пишутся строчными буквами, кроме первой прописной.


3. Нумерация.

Все страницы пояснительной части нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы арабскими цифрами. Титульный лист, задание на дипломное проектирование, аннотация и содержание включаются в общую нумерацию, но на них номер не ставится. Не нумеруются и страницы приложений. Номера страниц проставляются внизу листа по центру.


4. Рубрикация текста.

Текст дипломной работы должен делиться на крупные и мелкие части. Такое деление, или рубрикация текста, проявляется в наличии структурных подразделов — глав и параграфов, имеющих заголовки и пронумерованных арабскими цифрами.

Простейшим видом рубрикации является деление текста внутри самостоятельной единицы — параграфа или подпараграфа с помощью абзацев. Абзацы позволяют более зримо обозначить логические переходы внутри текста. Логическая целостность высказывания, присущая абзацу, способствует лучшему восприятию текста. Поэтому правильная разбивка текста дипломной работы на абзацы существенно облегчает ее чтение и осмысление.

Членение работы на главы и параграфы должно служить логике раскрытия темы, поэтому, с одной стороны, не следует вводить в план структурные единицы, содержательно выходящие за рамки темы или связанные с ней лишь косвенно, а с другой — пункты плана должны структурно полностью раскрывать тему.

При делении главы на параграфы нужно учитывать следующее:

параграфы не должны дублировать друг друга по смыслу, но в своей сумме должны полностью исчерпывать содержание главы в целом;

количество параграфов должно быть достаточным для исчерпывающего раскрытия темы главы;

деление главы на параграфы должно осуществляться на протяжении всей главы по одному и тому же признаку;

параграфы, на которые делится глава, не должны сами соотноситься друг с другом, как часть и целое. В разделе могут быть выделены подразделы, например «2.3» (третий подраздел второго раздела).

Каждая глава начинается с новой страницы. Это правило относится и к другим основным структурным частям работы: аннотации, содержанию, введению, заключению, библиографическому списку, приложениям.


5. Заголовки.

Главы и параграфы должны быть озаглавлены так, чтобы название точно соответствовало содержанию текста.

В заголовках следует избегать узкоспециальных терминов, сокращений, аббревиатур, математических формул. Заголовки должны быть достаточно краткими, т.е. не содержать лишних слов, но в то же время они не должны состоять из одного слова. Односложный заголовок утрачивает конкретность и приобретает нежелательную для отдельной главы или параграфа широту.

Не следует растягивать название главы или параграфа на несколько строк, даже если иначе трудно передать содержание главы с достаточной точностью. Заголовки должны быть без переноса слов, точка в конце наименования не ставится. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Не допускается помещать заголовки отдельно от последующего текста: на листе, где приводится заголовок, должно помещаться не менее двух строк последующего текста.

Заголовки глав и параграфов выделяются жирным шрифтом. Не допускается подчеркивание заголовков.


6. Формулы размещаются симметрично тексту и нумеруются арабскими цифрами в пределах главы.

Номера формул следует ставить в круглых скобках на правом краю страницы, на уровне оси, проходящей через центр формулы. Номер формулы состоит из номера главы и порядкового номера формулы внутри главы, разделенных точкой.

Что касается знаков препинания при формулах, то формулы, будучи полноправным элементом предложения, не изменяют пунктуации. В тех случаях, когда по правилам пунктуации в тексте перед формулой должно стоять двоеточие, а после формулы — запятая или точка, эти знаки обязательно ставят.

Например, вторая формула в третьей главе имеет вид

А = В + С,

где А — итоговый показатель, ед. изм.;

В — 1-й промежуточный показатель, ед. изм.; С — 2-й промежуточный показатель, ед. изм.


7. Таблицы.

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Таблицы должны иметь номер и название, определяющее их тему и содержание. Сокращения в заголовках не допускаются. При оформлении таблицы пишется слово «Таблица» и проставляется ее порядковый номер арабскими цифрами (с правой стороны листа). Знак «№» (номер) не ставится. Ниже по центру полужирным шрифтом дается название таблицы. Точка в конце названия не ставится.

Все таблицы нумеруются в пределах главы арабскими цифрами, отделенными точкой от номера главы. Таким образом, таблица имеет двойной номер, например: «Таблица 2.1» (первая таблица второй главы). На все таблицы должны быть ссылки в тексте, например: «...в таблице 2.1».

Если таблица не умещается на стандартном листе бумаги, ее можно давать с продолжением на следующей странице, где пишется «Продолжение таблицы 2.1» или «Окончание таблицы 2.1». Название таблицы на новой странице не повторяется.

В графах таблицы нельзя оставлять свободные места. Если данные отсутствуют, то ставится тире или слово «нет».

Нужно избегать повторов тематического заголовка в заголовках граф. Основные заголовки (как правило, в единственном числе именительном падеже) в самой таблице пишут с прописной буквы. Подчиненные заголовки пишут со строчной буквы, если они грамматически связаны с главным заголовком, и с прописной буквы, если такой связи нет. Заголовки (как подчиненные, так и главные) должны быть максимально точными и простыми.

Все цифровые данные должны быть логически однородными и сопоставимыми, основу их группировки должны составлять существенные признаки.

Форматирование текстовой части таблицы:

шрифт: гарнитура Тimes, кегль 12, интервал одинарный;

текст читабельный;

деловой стиль — цвет не должен мешать восприятию;

итоговые цифры можно выделить цветом или тоном.


Пример оформления таблицы:

Таблица 3.1. Затраты на рекламу

Затраты на рекламу, руб.

Прибыль, руб.

1

6 000

12 895

2

10 000

14 324

3

14 000

14 964

4

18 000

15 083

5

22 000

14 825


8. Иллюстрации.

Существует несколько разновидностей иллюстративного материала, используемого в дипломных работах: чертеж, схема, рисунок, фотография, диаграмма, график.

Рисунки в дипломной работе обычно используются с целью изобразить исследуемый предмет похожим на наше визуальное восприятие, но без лишних подробностей.

Схема — это упрощенное изображение без определенного масштаба, дающее возможность понять основную идею конструкции или технического процесса. На схемах используют стандартные обозначения. Назначение схемы — способствовать ясности представления, поэтому она должна быть максимально наглядной, простой, позволяющей отчетливо увидеть все детали и их связь.

К фотографии прибегают, если необходимы особая документальность и наглядность изображения. Нередко фотография выполняет функции не только иллюстрации, но и научного документа, подтверждающего правоту автора и подлинность его экспериментов.

Допустимо использование как ранее опубликованных фотографий, так и оригинальных фотографий автора. При этом к фотографиям предъявляются требования достаточной четкости и функциональности содержания, т.е. фотография должна отвечать замыслу работы и специфике положения, которое она должна проиллюстрировать.

Диаграммы и графики используются в тех случаях, когда нужно показать графически зависимость друг от друга каких-либо величин.

Диаграммы обычно используют линейные, столбиковые и секторные. Линейную диаграмму строят на поле координат. Столбиковые диаграммы демонстрируют данные в виде столбцов, высота которых пропорциональна изображаемым величинам. Секторная диаграмма представляет собой круг, который делится на секторы, пропорциональные изображаемым данным.

Форматирование диаграммы:

деловой стиль — цвет не мешает восприятию;

легенда диаграммы не должна дублировать значения, доли или цифры самой диаграммы;

на малых значениях диаграмм можно выполнить выноски с пояснениями;

для больших диаграмм над каждым значением необходимо поместить цифры для более точного пояснения.

Графики используют тогда, когда необходимо наглядно продемонстрировать взаимозависимость математических величин, а также результаты обработки статистических и других количественных показателей.

Пример оформления диаграмм и графиков см. в Приложении К.

Диаграммы, схемы, эскизы и т.п., входящие в состав пояснительной записки, рекомендуется именовать как «рисунки».

Структура оформления иллюстрации может быть следующей:

надпись «Рис.» и порядковый номер арабскими цифрами (Рис. 1.2) под иллюстрацией по центру;

наименование иллюстрации в этой же строке полужирным шрифтом;

подрисуночный текст (если он необходим);

в конце названия или подрисуночного текста иллюстрации точки не ставят;

нумеруются иллюстрации по главам, так же как таблицы.


Например: Рис. 5.3. Основные стадии процесса покупки


Если иллюстрации комментируются в тексте, даются ссылки, например:

(см. рис. 1.2).

Иллюстрации, фотографии и таблицы, выполненные на листах меньшего, чем А4, формата или на прозрачном носителе, следует плотно наклеивать на листы белой бумаги формата А4.

Иллюстративный материал должен соответствовать общему замыслу дипломной работы.

Иллюстрации следует давать только там, где это действительно необходимо, они должны строго соответствовать тексту.


9. Ссылки на источник информации даются в виде заключенного в квадратные скобки номера источника и страниц, например: [25, с. 233—235].

Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без знака «№», например: рис. 7, табл. 9, с. 73, гл. 6. Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать в тексте полностью, без сокращений, например: «из рисунка видно, что...», «данные таблицы показывают, что...» и т.д.

Ссылку в тексте на отдельный раздел работы заключают в круглые скобки и используют сокращение «см.», например: (см. Приложение В).


10. Цитаты оформляются по следующим правилам.

(1) Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, она начинается с прописной (большой) буквы и оформляется как прямая речь, например: Дэвид Огилви, начинает свою классическую книгу так: «Я не считаю рекламу формой развлечения или искусства, для меня это средство информации».

(2) Если цитата включена как часть в предложение авторского текста, она пишется со строчной (маленькой) буквы, например: Рейнарз утверждает, что «конкуренция является ключом к успешной экономической системе». (3) Если в цитату вошла только часть предложения цитируемого источника, то либо после кавычки ставится многоточие и цитата начинается с маленькой буквы, либо цитата начинается с большой буквы и заканчивается многоточием, например: Профессор Дж. Филипп Джонс пришел к выводу, что потребителей можно убедить «...при помощи одного рекламного ролика, если он эффективен».

(4) Цитата начинается со строчной буквы и тогда, когда она органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике, например: По мнению профессора Дж. Филиппа Джонса, «вся эффективная реклама обязательно является визуальной».

На все приводимые в тексте цитаты приводятся ссылки на источник (см. п. 9).

11. Сокращения.

В дипломных работах могут использоваться три основных способа сокращений слов:

(1) сохраняется только первая (начальная) буква слова (город — г.);

(2) сохраняется часть слова, отбрасываются окончание и суффикс (медицинский — мед.);

(3) пропускается несколько букв в середине слова, вместо которых ставится дефис (университет — ун-т).

При этом сокращение должно оканчиваться на согласную и не должно оканчиваться на гласную (если она не начальная буква в слове), на мягкий и твердый знак.

Необходимо правильно оформлять общепринятые условные сокращения. После перечисления пишут т.е. (то есть), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочие). В тексте дипломной работы допускаются общепринятые сокращения:

употребляемые с географическим наименованием: г. — перед названием городов, но не в начале предложения;

употребляемые при датах, написанных цифрами: г. — год, гг. — годы, в. — век, вв. — века;

употребляемые при ссылках: с. — страница, см. — смотри, ср. — сравни;

употребляемые только при указании сумм и количеств, написанных цифрами: тыс. — тысяча (вместо нулей), млн. — миллион (вместо нулей), млрд — миллиард (вместо нулей), руб. — рубль, долл. — доллар, у.е. — условная единица.


12. Перечисления, встречающиеся в тексте, рекомендуется оформлять следующим образом.

Если перечисления состоят из отдельных слов или словосочетаний, то они пишутся в строчку или в столбик и оформляются с помощью нумерации арабскими цифрами, буквами и запятых, например:

Джером Мак-Карти в своей книге «Основы маркетинга» в популярной форме ввел классификацию различных маркетинговых элементов, которые определяются следующим образом: 1) продукт, 2) место, 3) цена, 4) продвижение.

Другой пример:

В рекламе активно используются скрытые сравнения, которые делятся на типы:

(1) расширенное,

(2) суженное,

(3) смещенное,

(4) неопределенное,

(5) вырожденное.

Если перечисления состоят из развернутых фраз со своими знаками препинания, то части перечисления чаще всего пишутся с новой строки с маленькой буквы и отделяются друг от друга точкой с запятой. Например:

Перечислим четыре главные функции большинства рекламных агентств:

(1) менеджмент счетов;

(2) творческие услуги;

(3) услуги по средствам массовой информации;

(4) исследования.

Если перечисления состоят из отдельных предложений, то они пишутся с новой строки с большой буквы и отделяются друг от друга точкой. После цифр ставятся точки. Например:

Существует три типа рассылочных списков для прямой почтовой рекламы.

1. Собственные списки фирм - это списки потребителей, составленные компанией, магазином или ассоциацией.

2. Список ответивших состоит из людей, которые ответили, например, на предложение прямой почтовой рекламы.

3. Составные списки — списки, арендованные у брокера списков прямой почтовой рекламы.


Все элементы перечисления в целом должны грамматически подчиняться вводному предложению, которое предшествует перечислению, например:

Поправка Уиллера-Ли возлагала на Федеральную торговую комиссию следующие полномочия: 1) инициировать расследования против компаний, не ожидая поступления жалоб; 2) выдавать распоряжения о приостановке и прекращении деятельности и 3) подвергать штрафам компании, не подчиняющиеся распоряжениям о приостановке и прекращении деятельности».


13. Цифры.

Количественные числительные записываются цифрами, если они являются многозначными, и словами, если они однозначные, например: десять автомобилей (неправильно: 10 автомобилей). Если при числительном даются в сокращенном обозначении единицы величины, то такое числительное (даже однозначное) записывается цифрами; например: 28 кг, 5 л и т.д. После сокращений единиц меры, длины, массы, объема точка не ставится. При перечислении однородных величин и отношений сокращенное обозначение единицы величины ставится только после последнего числа.

Порядковые числительные пишутся словами: седьмой, двадцать пятый, двестипятидесятый. Порядковые числительные, обозначенные арабскими цифрами, не имеют падежных окончаний, если они стоят после существительного, к которому относятся, например: в гл. 11, на рис. 9, в табл. 6, и имеют падежные окончания, если они стоят перед существительным; например: 3-й раунд.

При перечислении более двух порядковых числительных падежное окончание ставится только один раз, например: ассоциации 1, 2 и 3-го уровней.

Записанные римскими цифрами порядковые числительные падежных окончаний не имеют, например: IV курс, XX век (неправильно: ХХ-й век).


14. Приложения помещаются в конце дипломной работы.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа и иметь тематический заголовок и обозначение. Наверху посередине страницы заглавными буквами полужирным шрифтом печатают слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его буквенное обозначение (заглавные буквы русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, И, О, Ч, Ь, Ы, Ъ), а под ним в скобках указывают степень необходимости приложения, например: «(рекомендуемое)», «(справочное)», «(обязательное)». При наличии только одного приложения оно обозначается так: «ПРИЛОЖЕНИЕ А».

Ниже по центру полужирным шрифтом указывают тематический заголовок.

Связь основного текста с приложениями осуществляется посредством ссылок, которые употребляются со словом «смотри»; например: (см. Приложение А).


15. Демонстрационные материалы и компьютерная презентация.

При использовании демонстрационных материалов общими требованиями являются хорошая читаемость (четкость, ясность, хорошая визуальная воспринимаемость изображения), аккуратность и грамотность. Содержание демонстрационных материалов должно строго соответствовать содержанию дипломной работы.

На плакаты (в основном применяется формат А1, соответствующий ГОСТ 2.301—68) выносят схемы, чертежи, таблицы, текст. На листе одного из этих форматов в случае необходимости могут располагаться несколько иллюстраций.

Плакаты размещаются последовательно в соответствии со структурой доклада, без неожиданных для слушателей переходов в ходе доклада от первых плакатов к последним и наоборот.

Иллюстративные материалы на плакатах следует размещать достаточно насыщенно, не создавая впечатления значительного объема выполненных работ количеством представленных плакатов.

Для защиты дипломной работы необходимо иметь не менее 4 листов графических разработок формата А1, в случае представления дипломной работы в электронном варианте — от 8 слайдов с распечаткой раздаточного материала для защиты. В последнем случае раздаточный материал также оформляется в виде приложения к выпускной работе.

На плакатах и раздаточном материале в правом нижнем углу проставляется шифр работы, соответствующий шифру на титульном листе дипломной работы.

Раздаточный материал (экспонаты, образцы и т.д.) выполняется на компьютере или каким-либо другим графическим способом. Количество комплектов должно соответствовать количеству членов Государственной экзаменационной комиссии. Раздаточным материалом могут служить любые рекламные материалы, о которых упоминается в докладе: прайс, медиаплан, буклет, календарь и пр. Будет уместным демонстрация вышеперечисленного в электронной версии презентации.

Компьютерный иллюстративный материал, требующий проекционной техники. Компьютерные версии разработок позволяют оперативно вносить изменения в текст на плакатах после замечаний, сделанных в ходе предварительных защит или появившихся в процессе творческого анализа системы изложения материала дипломной работы в докладе. При подготовке плакатов на компьютере необходимо позаботиться о том, чтобы слушатели могли разглядеть то, что представлено на плакате.

Необходимо помнить, что в отдельных случаях авторы увлекаются демонстрацией достижений в области программирования и забывают, что это лишь элемент процедуры защиты.

Книги, статьи и другие публикации, подготовленные исследователями в процессе обучения и имеющие отношение к теме дипломной работы.



МЕТОДИКА И СТИЛИСТИКА ИЗЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛА


Стиль служит показателем как общей культуры соискателя, так и степени его проникновения в суть проблемы.

Удачное изложение материала дипломной работы и грамотный литературный язык сами по себе являются достоинством и способны подчеркнуть ее преимущества. Невыигрышная подача текста, стилистически неграмотный язык, а тем более наличие в тексте ошибок могут испортить впечатление от самой талантливой и оригинальной работы.

Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логическое изложение материала, т.е. построение изложения в форме рассуждений и доказательств. Это достигается с помощью специальных языковых средств выражения логических связей. Среди таких средств следует назвать функциональные связки (преимущественно вводные слова и обороты):

последовательность развития мысли выражается словами «вначале», «прежде всего», «затем», «во-первых», «во-вторых», «значит», «итак» и др.;

противоречивые отношения — словами «однако», «между тем», «в то время как», «тем не менее»;

причинно-следственные отношения — словами «следовательно», «поэтому», «благодаря этому», «сообразно с этим», «вследствие этого», «кроме того», «к тому же»; переход от одной мысли к другой — «прежде чем перейти к...», «обратимся к...», «рассмотрим», «остановимся на...», «рассмотрев, перейдем к...», «необходимо остановиться на...» и др.; итог выражается словами «итак», «таким образом», «значит», «в заключение отметим», «все сказанное позволяет сделать вывод», «подведя итог», «следует сказать» и др.

Иногда подобные слова дополнительно несут функцию рубрикации текста, поскольку способствуют более глубокому логическому структурированию.

Научный текст отличает прагматическая направленность на конечный результат. Поэтому в дипломной работе словоупотребление должно быть максимально точным, лишенным специальных стилистических украшений. Такой текст не требует художественности, эпитетов и метафор, эмоциональных средств выражения.

Принципиальную роль в научном тексте играют специальные термины, которые необходимо употреблять в их точном значении, умело и к месту. Текст должен отвечать требованию единства терминологии, т.е. терминологического единообразия. Следует избегать использования терминов-синонимов. Нельзя смешивать терминологию различных наук. Помимо единичных слов-терминов в научном тексте используются устойчивые фразеологические обороты, выступающие в роли терминов, например: «коммуникативная эффективность», «экономическое регулирование», «целевая аудитория», «маркетинговые коммуникации» и т.д.

Стиль дипломной работы — это стиль безличного монолога, лишенного эмоциональной и субъективной окраски. Не принято использовать местоимение первого лица единственного числа «я», точку зрения автора обычно отражает местоимение «мы» («нами установлено», «мы можем утверждать», «мы приходим к выводу» и т.д.). Для того чтобы разнообразить текст, конструкции с местоимением «мы» могут заменяться неопределенно-личными предложениями («к проблеме формирования потребительских предпочтений подходят с различных точек зрения»). Возможно также изложение авторской позиции от третьего лица («автор полагает, что...») и страдательный залог («проанализированы графические элементы логотипа и дизайна упаковки торговой марки»).

Помимо точности словоупотребления научный текст требует ясности изложения. Еще одним требованием, предъявляемым к научному тексту, является краткость. Это не означает, что предложения в тексте должны быть односложными, не следует использовать слова и выражения, которые не имеют смысловой нагрузки, а также повторы, слова-паразиты, излишнюю конкретизацию.


ОШИБКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

Все ошибки, которые допускают студенты в ходе подготовки дипломных работ в самом общем виде, делятся на организационные и методические.

Наиболее часто встречаются следующие ошибки.

1. Нарушение графика выполнения работы. Неумение правильно спланировать свою работу резко снижает качество дипломной работы, не дает возможности подготовить доклад, заставляет излишне нервничать, проводить защиту на низком квалификационном уровне. Необходима постоянная и систематическая работа, поскольку только она позволит все выполнить в отведенные сроки и в соответствии с имеющимися требованиями.

2. Ненужная детализация второстепенных проблем при отсутствии четкой и логичной стратегии всей работы. При написании дипломной работы постоянно нужно задавать себе вопросы: зачем нужен этот материал? как он работает на главную проблему темы? в чем новизна преподносимого материала? как он соотносится с общей логикой изложения? Если при раскрытии темы появляются какие-то новые направления, которые желательно осветить, необходимо точно знать, как они связаны с темой. Все второстепенные дополнительные направления либо должны быть исключены, либо освещены в минимальном объеме.

3. Попытка «объять необъятное», т.е. раскрыть тему на более высоком уровне (диссертация, монография и т.д.). Дипломная работа может иметь элементы диссертационной проблематики и даже во многом отвечать требованиям диссертации. Дипломная работа, прежде всего, должна отвечать предъявляемым к ней требованиям. Как показывает практика, нередко погоня за более высоким уровнем работы выделяет одни ее части и не дает развития другим.

4. Занижение уровня разработки, представление дипломной работы, в частности, как курсовой работы. Дипломная работа отличается от курсовой работы качественно. Это другой уровень деятельности, показывающий степень квалификационной грамотности, подытоживающий все то, что освоено, осознано, пережито в процессе учебы, прохождения практик. Здесь важно решение не отдельной типовой профессиональной задачи и тем более ее элемента, а всего комплекса типовых профессиональных задач.

5. Неумение использовать литературные источники, приводящее порой к присваиванию чужих мыслей (плагиату), т.е. простому переписыванию литературных данных без ссылок на авторов. При наличии данной типовой ошибки возникает, с одной стороны, вопрос о честности защищающегося, а с другой — о способности пользоваться им литературными источниками и, следовательно, недостаточном соответствии квалификационным требованиям специалиста с высшим образованием. Умение и навыки по обработке информации, содержащейся в литературных источниках, отрабатываются при подготовке рефератов и курсовых работ. Дипломная работа — высшая ступень представления своих знаний, умений и навыков, и поэтому нельзя спотыкаться на простейшем.

6. Неумение «добывать» информацию. Как показывает опыт, крайне редко встречаются случаи, когда по теме дипломной работы имеется необходимый объем интересующих сведений. Гораздо чаще требуемых сведений недостаточно. В этом случае нужно уметь либо по косвенным данным определить (вычислить, догадаться и т.д.) требуемые сведения, либо аналитическими методами найти недостающую информацию. Для этого необходима глубокая интеллектуальная проработка.

7. Недостаточно полное освещение проблемы. Как правило, разработка темы требует многоаспектного (с различных точек зрения) рассмотрения. Это, прежде всего, заключается в определении последствий (в большей части негативных) от решения проблем, исследуемых в дипломной работе. Специалист с высшим образованием всегда должен помнить, что любая деятельность имеет как положительную, так и отрицательную сторону, уметь прогнозировать и предупреждать негативные последствия. Также нередко требуется рассмотреть психологические аспекты реализации тех предложений, которые предлагаются автором дипломной работы.

8. Неправильное оформление иллюстраций, выносимых на защиту. В самом общем виде выделяется следующее:

недостаточный объем иллюстративного материала. В этом случае присутствующие на защите не могут в достаточной степени оценить проделанный объем исследования и не проникают в глубину разработки. Выносимый на защиту иллюстративный материал — это визитная карточка защищающегося студента, и она должна быть полной, красиво оформленной;

чрезмерно увеличенный объем иллюстративного материала. В этом случае защищающийся выносит слишком много сведений, фактов, данных и т.д., которые уводят его в детали и не позволяют акцентировать внимание на главном.


РУКОВОДСТВО ДИПЛОМНОЙ РАБОТОЙ И КОНТРОЛЬ НАД ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЕМ

Руководитель дипломной работы назначается приказом по факультету по представлению кафедры. Руководителями могут быть члены профессорско-преподавательского состава университета, а также высококвалифицированные специалисты других учреждений рекламного профиля.

Руководитель дипломного проектирования:

(1) составляет и выдает задание на дипломную работу и сбор материала к ней в период практики (задание, утвержденное кафедрой, служит основанием для контроля научным руководителем за ходом выполнения дипломной работы);

(2) совместно со студентом в течение 10 дней с начала выполнения дипломной работы составляет в двух экземплярах календарный график работы на весь период (см. Приложение Д);

(3) рекомендует студенту необходимую основную литературу, справочные материалы и другие источники по теме дипломной работы;

(4) в соответствии с графиком проводит систематические консультации со студентом-дипломником по организации работы;

(5) координирует работу дипломника и консультантов;

(6) контролирует ход выполнения работы и несет ответственность за ее выполнение вплоть до защиты дипломной работы; проверяет выполнение работы по частям и в целом. Если представленный материал не отвечает требованиям, то научный руководитель делает необходимые замечания и возвращает его студенту на доработку;

(7) подписывает дипломный проект, подписанный студентом и консультантами, и вместе со своим письменным отзывом представляет его заведующему кафедрой не позднее чем за 10 дней до защиты.



В письменном отзыве должно быть указано, рекомендует ли руководитель или не рекомендует работу к защите. В отзыве руководителя дипломной работы должны быть отмечены: актуальность темы, степень решенности поставленной задачи, степень самостоятельности и инициативности студента, умение студента пользоваться специальной литературой, способности студента к исследовательской и творческой работе, возможность использования полученных результатов на практике, возможности присвоения выпускнику соответствующей квалификации.

Для повышения уровня выполнения отдельных разделов дипломной работы могут назначаться консультанты — преподаватели высших учебных заведений, а также высококвалифицированные специалисты и научные работники других учреждений и предприятий. Консультантами могут приглашаться профессора, доценты, кандидаты наук, наиболее опытные преподаватели смежных кафедр, а также высококвалифицированные специалисты и научные работники других учреждений и предприятий (при отсутствии в образовательном учреждении соответствующих специалистов). Консультации проводятся за счет лимита времени, отведенного на руководство дипломной работой. Фамилии консультантов указываются в задании на работу. Консультанты проверяют соответствующую часть выполненной студентом работы и ставят свою подпись.



РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ


Каждая дипломная работа подлежит обязательному специальному внешнему рецензированию.

К рецензированию привлекается профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений, опытные специалисты и научные работники других учреждений и предприятий рекламной сферы деятельности.

Не позднее чем за неделю до защиты студент получает от внешнего рецензента подготовленную рецензию, знакомит с ней своего руководителя и передает ее секретарю ГЭК.

Рецензия должна быть подписана рецензентом, в конце рецензии должна стоять оценка дипломной работы: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Рецензия на дипломную работу составляется в письменной форме и должна по возможности характеризовать следующие ее аспекты:

(1) общую характеристику работы: актуальность темы; объем пояснительной записки; краткая характеристика содержания дипломной работы по разделам с отражением полноты и обстоятельности разработки задания, степень соответствия дипломной работы заданию;

(2) полноту раскрытия темы — чего не хватает в дипломной работе в этом плане и как можно было бы улучшить ее разработку;

(3) критический обзор литературы по теме дипломной работы, его полнота и последовательность анализа;

(4) системное логическое изложение материала дипломной работы, степень соответствия целевым установкам исследования;

(5) правильность формулировки научной новизны дипломной работы и ее достаточность для исследования такого ранга. Если научная новизна имеет большую значимость, то следует ли продолжить научные изыскания в этом направлении;

(6) наличие аргументированных выводов по результатам дипломной работы; (7) оценку практической значимости дипломной работы; возможность распространения результатов дипломной работы на деятельность других организаций;

(8) соответствие дипломной работы требованиям, предъявляемым к подобным документам;

(9) наглядность и лаконичность изложения материал, указание в этом плане на недоработки;

(10) наличие в тексте опечаток, стилистических неточностей, неправильно построенных фраз и т.д.;

(11) недостатки и слабые стороны дипломной работы;

(12) предлагаемую оценку работы и возможность присвоения дипломнику квалификации «Специалист по связям с общественностью».


ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ


К защите дипломной работы допускаются только те студенты, которые полностью выполнили учебный план, успешно сдали государственные экзамены, прошли предзащиту на кафедре.

По каждому допущенному к защите студенту кафедра представляет в ГАК:

дипломную работу;

отзыв научного руководителя;

рецензию.


Все документы должны поступить в ГАК за 2—3 дня до защиты.

Защита дипломной работы проходит публично на заседании Государственной аттестационной комиссии, утвержденной приказом ректора. Аттестация проводится в форме заслушивания доклада о проделанной работе и собеседования членов аттестационной комиссии со студентом, представившим дипломную работу.

Весь необходимый иллюстрированный материал студент заранее вывешивает на стендах, а сама работа предъявляется председателю ГАК.


Для доклада о выполненной работе дипломнику отводится 7—10 минут.

Структура доклада студента на защите дипломной работы:

(1) полное наименование темы дипломной работы;

(2) цель и задачи дипломной работы;

(3) краткий обзор результатов работы;

(4) краткое содержание использованных форм и методов для разработки предложений (мероприятий, конкретного документа и т.д.);

(5) обоснование принятых решений, их эффективность;

(6) практическая значимость результатов работы и пути ее совершенствования.

Особое внимание в докладе должно быть уделено новизне полученных результатов и возможной их практической и научной значимости.

В процессе защиты студент должен строго придерживаться установленного регламента, излагать текст доклада четко, ясно и лаконично, не допуская применения элементов нелитературной лексики. Ответы на вопросы должны быть короткими и предметными. Элементы демонстрационной части дипломной работы должны иллюстрировать доклад, поэтому их располагают в последовательности упоминания в докладе.

По рекомендации кафедры студент может представить дополнительно краткое содержание дипломной работы на английском языке, которое оглашается на защите и предусматривает вопросы к дипломнику на английском языке.

По окончании доклада члены ГАК задают дипломнику вопросы в соответствии с темой и содержанием работы, для выявления его знаний по вопросам, затронутым в работе и докладе.

Затем на заседании ГАК зачитывается основное содержание рецензии и дипломнику предоставляется право ответить на замечания рецензента; зачитывается также отзыв научного руководителя, в котором излагаются особенности данной работы, отношение студента к своим обязанностям, отмечаются положительные и отрицательные стороны работы.

Оценка дипломной работы производится на закрытом заседании ГАК.

При этом ГАК принимает во внимание: актуальность темы, степень самостоятельности в работе, ее оригинальность и новизну проведенного исследования; содержание, теоретический и методологический уровни выполнения работы; знание достижений науки, монографической и периодической литературы по теме работы; четкость изложения доклада на защите работы и правильность ответов на вопросы; оценку работы дипломника руководителем дипломной работы и рецензентом.

Оценка объявляется одновременно всем студентам, защищавшим дипломную работу, в день защиты. Оценка за дипломную работу идет в приложение к диплому.

Основные критерии оценки дипломной работы:

соответствие требованиям, предъявляемым к дипломным работам;

правильность выбранной студентом концепции описания и решения проблемы;

глубина проработки материала;

правильность и полнота использования источников;

оформление дипломной работы;

содержательные ответы на вопросы членов комиссии. Дипломная работа оценивается на «отлично», «хорошо»,

«удовлетворительно», «неудовлетворительно» с учетом ее соответствия требованиям, а также официальных и неофициальных отзывов. Итоги защиты подводятся на закрытом заседании ГАК, решение принимается большинством голосов, оформляется протоколом и объявляется в тот же день. Апелляция (при несогласии с оценкой) может быть подана студентом на имя председателя ГАК в день защиты. После защиты секретарь ГАК передает дипломную работу на кафедру.

Тема дипломной работы и ее оценка заносятся в зачетную книжку и в выписку из зачетной ведомости, которая выдается выпускнику вместе с дипломом об окончании института.

Наиболее содержательные в теоретическом и практическом плане дипломные работы могут быть рекомендованы к опубликованию, а также представлены к участию в конкурсе научных работ. Авторы таких работ могут быть рекомендованы в аспирантуру.


библиографический список

1. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат / Ю.Г. Волков. — Ростов н/Д: Феникс, 126 с. —ISBN 5—222— 01785-0.

2. Голодаева В. С. Рекомендации по подготовке и оформлению курсовых и дипломных работ / В.С. Голодаева. — М.: Дашков и К, 2000. - 18 с. - ISBN 5-8316-0037-8.

3. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учеб. пособие по развитию навыков письменной речи / Н.И. Колесникова. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 287 с. - ISBN 5-02-002770-7.

4. Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: Методика подготовки и оформления: Учеб.-метод, пособие / И.Н. Кузнецов. — 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2004. — 350 с. — ISBN 5-94798-435-0.

5. Менеджмент. Итоговая аттестация студентов, преддипломная практика и дипломное проектирование: Учеб. пособие для вузов по экономическим специальностям / С.Д. Резник, В.В. Бондаренко, К.М. Кухарев и др.; Под ред. Э.М. Короткова, СД. Резника. — М.: ИНФРА-М, 2003. - 284 с. - ISBN 5-16-000855-1.

6. Уваров А А. Дипломные и курсовые работы по экономическим специальностям: практические советы по подготовке и защите / А.А. Уваров. - М.: Дело и Сервис, 2000. - 79 с. - ISBN 5-8018-0097-2.

7. Щепакин М.Б. Реклама. Дипломное проектирование: Учеб. пособие для вузов по специальности «Реклама» / М.Б. Щепакин, Г.М. Мишулин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Краснодар: Б.и., 2004. - 145 с. - ISBN 5-94637-008-1.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

(обязательное)

Образец оформления титульного листа дипломной работы

__________________________________________________________________

Федеральное агентство по образованию

Негосударственное частное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НАТАЛЬИ НЕСТЕРОВОЙ


ФАКУЛЬТЕТ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ


Кафедра теории и практики связей с общественностью


Допускается к защите

Зав. кафедрой теории и

практики связей с общественностью

_________Л.А.Баринов

«___»__________200_ г.



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: ___________________________________________________________

__________________________________________________________________



Студент группы Ц5А

Ф.И.О.____________

Научный руководитель

______________________

(уч.звание и уч.степень)

____________________________

(Ф.И.О.)

____________________________

(подпись, дата)
















Москва 2010



ПРИЛОЖЕНИЕ Б

(обязательное)

Образец оформления задания на дипломную работу

__________________________________________________________________


Федеральное агентство по образованию

Негосударственное частное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НАТАЛЬИ НЕСТЕРОВОЙ


ФАКУЛЬТЕТ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ




УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой теории и

практики связей с общественностью

_________Л.А.Баринов

«___»__________200_ г.


ЗАДАНИЕ

на выполнение дипломной работы

Студенту (ке)___________________________________________________

Группа____Ц5А_____факультет средств коммуникации

Направление (специальность) 030602 «Связи с общественностью»

(код, наименование)

Код квалификации _________Степень или квалификация________________

Тема дипломной работы____________________________________________

_________________________________________________________________

Руководитель______________________________________________________

Ученое звание, ученая степень руководителя ___________________________

Место работы, должность руководителя _______________________________

Исходные данные к работе ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (например, литературные источники, не менее 2-х учебников)

Основные проблемы работы, подлежащие исследованию (краткое содержание выпускной квалификационной работы)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечень графического материала с указанием основных чертежей и (или) иллюстративного материала__________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата выдачи задания_________________________________________

Срок сдачи полностью оформленного задания на кафедру________________

Задание принял к исполнению студент __________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________.

(подпись, дата)

Научный руководитель:_____________________________________________

(Ф.И.О., уч.степень и звание, место работы, должность и подпись)



ПРИЛОЖЕНИЕ В

(рекомендуемое)

Образцы составления аннотации

(приведены примеры аннотаций только на русском языке, в дипломной работе необходимо представить аннотации на русском и английском языках)


1. Дипломная работа на тему «Разработка концепции социальной рекламной кампании (на примере тематической кампании по пропаганде семейных ценностей)»

АННОТАЦИЯ

Дипломная работа посвящена разработке творческой концепции социальной рекламной кампании по пропаганде семейных ценностей. В работе рассматриваются:

(1) теоретические основы социальной рекламы, этапы ее развития, аспекты планирования социальной рекламной кампании;

(2) характеристика социальной рекламы в городе Омске, ее проектирование на базе информационной политики Администрации, общая концепция ее развития;

(3) разработанная автором творческая стратегия по продвижению семейных ценностей, ее планирование и проектирование, оценка коммуникативной эффективности.

2. Дипломная работа на тему «Креативное содержание социальной рекламы»

АННОТАЦИЯ

В данной дипломной работе рассмотрены история и основные характеристики социальной рекламы, изучена ее законодательная база, а также сущность креатива и его отражение, изучены методики разработки и создания креативной социальной рекламы, проанализированы макеты и выявлены шаблоны в омской социальной рекламе, разработаны макеты и проведена их коммуникативная эффективность.

3. Дипломная работа на тему «Проблема перевода слоганов и текстов рекламы»

АННОТАЦИЯ

Данная дипломная работа посвящена переводу слоганов и текстов международных рекламных кампаний с английского языка на русский в контексте межкультурных различий США и России. В работе последовательно рассматриваются:

(1) актуальность применения технологии этномаркетинга в современных условиях ведения международной торговли;

(2) культурный и лингвистический аспекты международных рекламных кампаний;

(3) тенденции, существующие в рекламном переводе, и их связь с маркетинговыми целями и задачами компании;

(4) разработка понятия и критериев оценки адекватного перевода;

(5) выполнение копирайтером функций переводчика слоганов и текстов рекламы.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории разное:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ