Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий, посвящённых празднованию 200-летия Победы России в Отечественной войне 1812 года для общеобразовательных учреждений Нижегородской области
Методические рекомендации
по организации и проведению мероприятий, посвящённых празднованию
200-летия Победы России в Отечественной войне 1812 года
для общеобразовательных учреждений Нижегородской области
В 2012 году будет отмечаться славная дата – 200-летие Победы России в Отечественной войне 1812 года. В связи с этим рекомендуется проведение классных и внеклассных, общешкольных мероприятий, посвящённых этому знаменательному событию.
В настоящее время обращение к страницам славного прошлого нашей страны особенно актуально. Общество и государство ведут поиск путей преодоления кризиса нравственных ценностей и укрепления национального самосознания. В связи с этим огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты отечественной истории, и одна из важнейших в их ряду – Отечественная война 1812 года, ведь именно в этот период произошёл подлинный подъём национального самосознания.
Традиции патриотического воспитания всегда были сильны в российской школе на разных этапах существования системы образования. Отрадно, что сейчас на государственном уровне приняты документы, направленные на возрождение военно-патриотического воспитания в школах, формирование и развитие гражданских и нравственных качеств личности. О значимости же победы в Отечественной войне 1812 года свидетельствует то, что это событие отражено в Федеральном законе «О днях воинской славы (победных днях) РоссииРоРо» № 32 – ФЗ от 13 марта 1995 года, новая редакция: № 98-ФЗ от 21.07.2005, где в перечень дней воинской славы России включено 8 сентября – день Бородинского сражения.
Цель проведения классных и внеклассных, общешкольных мероприятий, посвящённых 200-летию Победы России в Отечественной войне 1812 года, состоит в осмыслении значимости этого события для истории России и мировой истории. Задачи же заключаются в следующем:
расширение исторических знаний учащихся о событиях Отечественной войны 1812 года;
широкое использование краеведческого материала по данной тематике на уроках истории и во внеурочной деятельности; раскрытие значения Нижегородского края для событий отечественной истории через обращение к деятельности Нижегородского ополчения 1812 года и периода эвакуации из Москвы, значимости событий 1812 года для дальнейшего развития Нижегородского края, его культурной и научной жизни;
актуализация сведений о роли российского народа в событиях Отечественной войны 1812 года, о влиянии неординарных личностей на исторические события, о проявлениях масс и отдельных личностей в событиях Отечественной войны 1812 года;
формирование у учащихся представления о многогранности исторических явлений,
развитие умений сопоставлять различные источники, обобщать материал и делать выводы, находить различные варианты решения поставленных проблем, правильно распределять время работы над заданием, оценивать свою работу и работу группы;
актуализация использования методов исторической реконструкции в урочной и внеурочной деятельности;
повышение роли военно-патриотического воспитания в системе школьного образования; воспитание чувства сопричастности к судьбе страны, гражданственности и патриотизма.
В качестве форм проведения мероприятий, посвящённых 200-летию Победы в Отечественной войне 1812 года можно предложить следующие мероприятия:
для начальной школы:
уроки «Страницы славного 1812 года», «Народ в событиях 1812 года»,
викторины по теме «Отечественная война 1812 года» (о военачальниках, основных сражениях, личностях Отечественной войны 1812 года),
конкурсы рисунков, поделок, значков и памятных знаков, посвящённых Отечественной войне 1812 года,
конкурсы стихов, рассказов и конкурсы чтецов;
для основной школы:
уроки истории по темам: «Бородинское сражение», «России славные сыны» (о военачальниках русской армии в Отечественной войне 1812 года). Формы проведения учебных занятий: уроки-реконструкции, уроки-презентации, уроки-дискуссии и другие; уроки краеведения по темам: «Нижегородское ополчение 1812 года», «Нижний городок – Москвы уголок». Формы проведения занятий: гостиные, уроки-реконструкции, круглые столы, пресс-конференции и другие; а также интегрированные уроки истории и литературы по теме: «Славный день Бородина» (отражение событий Отечественной войны 1812 года в произведениях литературы, авторы: М.Ю. Лермонтов, Д.В. Давыдов, Л.Н. Толстой и другие),
внеклассные мероприятия целесообразно проводить в формах тематических викторин («Военачальники и боевые действия в 1812 году», «Культурно-историческое значение Отечественной войны 1812 года», «Нижегородцы в Отечественной войне 1812 года», «Партизанское движение в 1812 году»), постановки литературно-исторических композиций по произведениям Д.В. Давыдова, Ф.Н. Глинки, Н.А. Дуровой, М.Н. Загоскина, Г.П. Данилевского,
проведение конференции НОУ и иных конференций. На них целесообразно большее внимание уделять таким вопросам как: роль личности в истории, оценка исторических событий современниками, роль народных движений, комплексный взгляд на события Отечественной войны 1812 года (с точки зрения представителей противоборствующих сторон, в оценках историков), роль жителей Нижегородского края. При работе над сообщениями и рефератами важно особое внимание уделять историческим источникам, архивным документам, фольклорному материалу, активно использовать поисковые виды деятельности (причём это может быть подготовительный этап работы, что связано с возрастом учащихся: 8 – 9 классы),
в качестве возможной формы организации работы в рамках подготовки к празднованию 200-летия Бородинского сражения возможна организация школьных клубов военно-исторической реконструкции, с последующим созданием школьных музеев на их базе,
проведение конкурсов творческих работ по различной тематике: эссе «Роль партизанского движения в истории. Отечественная война 1812 года»; конкурс сочинений «России славные сыны», «Славный день Бородина»…,
проведение дебатов по темам: «Отечественная война 1812 года была неизбежна», «Роль народа в событиях Отечественной войны была незначительна» и другим.
для старшей школы:
уроки истории по темам: «Значение Отечественной войны 1812 года для российской и мировой истории», «Отечественная война 1812 года и её значение для развития системы международных отношений», «Дискуссионные вопросы истории Отечественной войны 1812 года», «Социокультурное значение Отечественной войны 1812 года», «России славные сыны» (о военачальниках русской армии в Отечественной войне 1812 года) и другим темам по выбору учителя, носящим проблемный характер. Формы проведения учебных занятий: уроки-реконструкции, уроки-презентации, уроки-дискуссии, гостиные, круглые столы, пресс-конференции и другие; при изучении истории тематически необходимо включать следующий краеведческий материал: «Нижегородское ополчение 1812 года», «Нижний городок – Москвы уголок»; а также интегрированные уроки истории и литературы где необходимо обращаться и к неизвестным произведениям об Отечественной войне 1812 года авторов Ф.Н. Глинки, М.Н. Загоскина, Г.П. Данилевского,
внеклассные мероприятия целесообразно проводить в формах тематических викторин («Военачальники и боевые действия в 1812 году», «Культурно-историческое значение Отечественной войны 1812 года», «Нижегородцы в Отечественной войне 1812 года», «Партизанское движение в 1812 году»), постановки литературно-исторических композиций по произведениям Д.В. Давыдова, Ф.Н. Глинки, Н.А. Дуровой, М.Н. Загоскина, Г.П. Данилевского,
проведение конференции НОУ и иных конференций. На них целесообразно большее внимание уделять таким вопросам как: роль личности в истории, оценка исторических событий современниками, роль народных движений, комплексный взгляд на события Отечественной войны 1812 года (с точки зрения представителей противоборствующих сторон, в оценках историков), роль жителей Нижегородского края, дискуссионные вопросы изучения Отечественной войны 1812 года. При работе над сообщениями и рефератами важно особое внимание уделять историческим источникам, архивным документам, фольклорному материалу, активно использовать поисковые виды деятельности (причём это может быть подготовительный этап работы, что связано с возрастом учащихся: 8 – 9 классы), методы социальных опросов, социокультурные методы исследования,
проведение конкурсов творческих работ по различной тематике: эссе «Роль партизанского движения в истории. Отечественная война 1812 года», «Роль личности в истории (на примере событий Отечественной войны 1812 года)»…,
проведение дебатов по темам: «Отечественная война 1812 года была неизбежна», «Роль народа в событиях Отечественной войны была незначительна» и другим.
общешкольные мероприятия:
дебаты по различной тематике, связанной с Отечественной войной 1812 года,
создание сайтов, посвящённых Отечественной войне 1812 года,
общешкольные конкурсы строевой песни,
конкурсы сценариев (фильмов, мультфильмов и других визуальных и аудио-визуальных произведений), посвящённых Отечественной войне 1812 года.
В списке рекомендуемой литературы приводятся адреса Интернет-ресурсов, мемуары и научные труды, в которых содержатся материалы по истории Отечественной войны 1812 года, а также методические пособия по организации мероприятий, посвящённых 200-летию Победы России в Отечественной войне 1812 года.
Список рекомендуемой литературы:
Интернет-источники:
http://www.museum.ru./1812/ (сайт об Отечественной войне 1812 года, содержит ссылки на источники, научную и художественную литературу)
http://www.imda.ru (официальный сайт Военно-исторической ассоциации)
http://borodino.ru (сайт музея-заповедника «Бородино»)
http://genstab.ru (официальный сайт журнала «Сержант», посвящённого военно-исторической реконструкции)
http://tellur.ru (сайт российского электронного журнала «Мир истории)
Воспоминания современников:
Бородино в воспоминаниях современников. – М., 2001.
Давыдов Д.В. Дневник партизанских действий, Дурова Н. Записки кавалерист-девицы. – М., 1985.
1812 год в воспоминаниях, переписке и рассказах современников. – М., 2001.
Михайловский-Данилевский А.И. Отечественная война 1812 года. Воспоминания современников. – М., 2004.
Лоссберг Ф.-В., фон. Письма вестфальского штаб-офицера. – М., 2003.
Наполеон в России глазами иностранцев. В 2-х кн. – М., 2004.
Росс Г. С Наполеоном в Россию. – М., 2003.
Сегюр Ф.-П., де Поход в Россию: Записки адъютанта Наполеона I. – М., 2003.
Научная литература:
1812 год. Бородинская панорама. – М., 1982 (1989).
Брагин М. В грозную пору. 1812 год. – М., 1969.
Бородино. 1812. – М. 1987.
Вернет Г. История Наполеона. – М. 1997.
Фролов Б.П. «Да, были люди в наше время…» - М., 2005.
Жилин П.А. Гибель наполеоновской армии в России. – М., 1974.
Жилин П.А. Отечественная война 1812 года. – М., 1988.
Залесский К.А. Наполеоновские войны 1799 – 1815. Биографический энциклопедический словарь. – М., 2003.
Исдейл Ч. Наполеоновские войны. – М., 1997.
Клаузевиц К. 1812 год. – М., 2001.
Коленкур де, Арман. Поход Наполеона в Россию. – М., 1991.
Лашук А. Наполеон. Походы и битвы. 1976 – 1815. М., 2004.
Оливер М., Патридж Р. Армия Наполеона. – М., 2005.
Орлик О.В. Гроза двенадцатого года. – М., 1987.
Подмазо А.А. Большая Европейская война 1812 – 1815. Хроника событий. М., 2003.
Отечественная война 1812 года. Энциклопедия. – М., 2004.
Полководцы России. – М., 2005.
Сироткин В. Наполеон и Александр I. – М., 2003.
Смирнов Д.Н. Нижегородская старина. – Н. Новгород: Издательство «Нижегородская ярмарка», 1995.
Тарле Е.В. 1812 год. – М., 1994.
Флиз, де ла. Поход Наполеона в Россию в 1812 году. – М., 2003.
Эпоха 1812 года. Исследования. Источники. Историография. – М., 2002.
Методическая литература:
Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. – СПб., 2004.
Игры и занимательные задания по истории. / Авт.-сост. Субботина М.А. и др. – М., 2003.
История и обществознание в школе: Сборник научных и методических трудов. – Н.Новгород, НГЦ, 2003.
Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. – М., 2001.
Короткова М.В. Методические разработки и сценарии уроков по курсу отечественной и зарубежной истории ХХ века. Пособие для учителей. – М.: ЦГО, 1999.
Кульневич С.В., Лакоцетина Т.П. Современный урок. В 3-х ч. – Ростов-н/Дону, 2004.
Методика преподавания истории в общеобразовательной школе: Учебное пособие. – Н.Новгород, НГЦ, 2000. - С. 140-155.
Моё действие – мой выбор. Методическое пособие для учителй общеобразоватлеьных школ. – Брянск, 2002.
Образовательные технологии на уроках истории и обществознания: теория и практика. Материалы областного научно-методического семинара. – Н.Новгород, НГЦ, 2001.
Селевко Г.К. Энциклопедия педагогических технологий: в 2-х тт. – М., 2005.
Подготовила:
Чепурнова Н.А. – кандидат философских наук,
ст. преподаватель кафедры
истории и обществоведческих дисциплин НИРО,
Романовский В.К.
17 – 52 – 17
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории разное:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ