Методические указания и контрольные задания по предмету «навигация и лоция»
Одесская государственная морская академия
Методические указания и контрольные задания по предмету
«НАВИГАЦИЯ и ЛОЦИЯ»
Для студентов-заочников
Специальногсть 6.100301
«судовождение»
Одесса2001
Пояснительная записка
Курс «Навигация и лоция»—основная профилирующая дисциплина для специальности «судовождение на морских путях».
Цель изучения курса —научить судоводителя теоретическим знаниям и практическим навыкам для выбора наивыгоднейшего пути судна и обеспечения безопасности плавания этим путем. Для выполнения этих задач судоводитель должен уметь работать с навигационными картами, пособиями и руководствами для плавания, вести счисления пути судна (навигационную прокладку), определять место судна всеми доступными способами, используя мореходные инструменты и технические средства судовождения, учитывая влияния гидрометеорологических условий, а также решать другие задачи судовождения Курс состоит из двух тесно связаных между собой частей —
«Навигация»и «Лоция». Основной частью является навигация, которая рассматривает теоретические и практические вопросы судовождения в различных условиях плавания, а также способу контроля правильности движения судна при плавании в узкостях, вблизи берега и в открытом море. Лоция изучает навигационные пособия и руководства для плавания, навигационное оборудование морских путей, освещает ряд других вопросов.
Все дисциплины изучаются на 3 и 4 курсах в соответствии с программой дисциплины.
Общие методические указания
При изучении курса Навигация и лоция необходима систематическая самостоятельная работа, которую целесообразно организовывать следующим образом:
1.Осваивать курс в последовательности, указанной в программе.
2.Изучаемый раздел необходимо законспектировать. Особое внимание следует обращать на терминологию, определения и обоснования методов навигации. Подробно анализировать обоснования методов навигации. Подробно анализировать выводы формул с последующим самостоятельным их выводом.
3.После изучения раздела проверить усвоение материала по контрольным вопросам.
4.Подробно разобрать решение приведенных примеров в учебниках и задачнике по данному разделу. После этого решить задачи по своему контрольному заданию.
5.Прослушать обзорные лекции, получить необходимые консультации, выполнить лабораторные работы в время лабораторно-экзаменационной сессии.
6.Детально изучить структуру исодержание навигационных пособий для плавания.
7.В период плавания на судах настоятельно рекомендуется отрабатывать навыки практической работы судоводителя, работая с картами и пособиями. Выполнять навигационную прокладку с определениями места различными навигационными способами.
Контрольная работа
Методические указания
1. Контрольная работа выполняется студентом-заочником самостоятельно, в тетради в клнтку и сдается для проверки и рецензирования на кафедру судовождения до начала лабораторно-экзаменационной сессии.
2.Вариант контрольной работы соответствует последней цифрезачетной книжки студента-заочника.
3.Для выполнения задач необходимо использовать судовые карты и пособия, советского, российского или английского издания. После выполнения прокладки на картах 22113,22114 ГУНиО МО СССР или РФ; или картах 2251,2360 английских, необходимо прокладку перенести на кальку и приложить к контрольной работе. Списанные на судне карты и пособия можно использовать для учебных целей и прилагать к контрольной работе.
4.Расчеты и рисунки выполнять простым карандашом.
5.Записи должны быть аккуратными и со стандартными обозначениями, цифры писать четко, по стандартам, изученным в курсе начертательной геометрии. Небрежно выполненные работы будут возвращаться для переделки.
6.Схемы решений должны быть компактны и соответствовать приведенным в задачнике.
7.На лабораторно-экзаменационной сессии для выполнения навигационных прокладок и расчетов необходимо иметь простой карандаш, циркуль,циркуль-измиритель и микрокалькулятор с тригонометрическими функциями.
Задачи
Задача№1
Вычислить по формулам РШ,РД,ОТШ,РМЧ,ИК и S, если судно совершило плавание из точки (1, 1) в точку (2, 2). Выполнить рисунок.
№ Варианта
1
1
2
2
1
5210,0' N
0635.0' W
4124,0' N
7348,0' W
2
3740,0' N
7608,0' W
4832,0' N
0416,0' W
3
3910,0' N
0915,0' W
0130,0' S
4944,0' W
4
3829,0' N
7412,0' W
3416,0' S
1832,0' E
5
2330,0 S
4318,0' W
3508,0' S
2634,0' E
6
5815,0' N
14952,0' W
4436,0' N
14208,0' E
7
3410,0' N
11848,0' W
3735,0' N
14120,0' E
8
1235,0' N
8718,0' W
3124,0' N
13205,0' E
9
0843,0' N
8336,0 W
0215,0' S
14217,0' E
0
1505,0' N
9414,0' W
4543,0' N
14443,0 E
Задача№2
По заданным значениям h (высота маяка в метрах), e (высота глаза наблюдателя в метрах) вычислить дальность видимости горизонта. Дг и дальность открытия огня маяка Дог. Выполнить рисунок.
№
Варианта
1
2
3
4
5
6
7
8
9
0
h, метры
64
39
30
44
48
94
84
71
63
29
е, метры
15
18
10
19
14
16
17
13
21
11
Задача№3
По заданным значениям магнитного курса, магнитного склонения, девиации магнитного компасса и курсового угла определить:
МК,ИК,КК,КП по формулам и графически (рисунок)
№
Варианта
1
2
3
4
5
6
7
8
9
0
МК
300
200
30
40
55
66
70
80
90
100
d
5E
2E
3W
4E
5W
2W
3E
4W
3W
2E
-3
-4
+4
+2
+4
+3
-5
+3
+2
+6
КУ
60пр.б.
20л.б.
45пр.б.
50пр.б.
45л.б.
30пр.б.
70пр.б.
40л.б.
60л.б.
55л.б.
Задача№4
По заданным значениям определить по формулам и графически (рисунок):
ИК,МК,КК, МК,ИП,МП,КП,ОИП,ОМП,ОКП (плавание в 2002 году), девиацию выбрать из таблицы девиации (см.приложение). Магнитное склонение 1991г, годовое уменьшение 0,1 . Ветер NW. КУ=45 пр.б.
№
Варианта
1
2
3
4
5
6
7
8
9
0
ПУ
10
20
315
40
350
200
45
190
220
45
5
4
0
5
3
5
4
5
5
4
d
5,0W
3,5E
0,5W
3,5W
8,0E
6,0W
7,0W
3,5W
4,5E
5,5W
Задача№5
Рассчитать по формулам плавание по ортодромии Dорт, начальный курс Кн, конечный курс Кк, если судно совершило плавание из точки(1, 1) в точку (2, 2). Значения координат взять из своего варианта в задаче№1. Выполнить рисунок.
Задача№6
Выполнить графическую прокладку на навигационной карте, перенести прокладку на кальку и приложить к работе. Расчеты выполнить в тетради.
Задача№6 (Вариант 1)
Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения
Карта 22113 изд.1989г. или карты 2251, 2360 Англ.
Плавание в 2000г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, ГК=-1,5; Скорость судна V=12узлов, л=-6%. Ветер N – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на E со скоростью 1, 2 узла. Видимость хорошая.
01.00
21.8
Находясь по истинному пеленгу 113,0, в расстоянии 5,5 миль на маяк Эландс
Сёдра Удде, следуем ГКК=181,5.
* * *
Когда истинный пеленг на маяк Эландс Сёдра Грунд стал равным 85,0, повернули влево и легли на ИК=105,0. Приняли к учету дрейф 3 и течение.
* * *
Когда курсовой угол (КУ) на маяк Эландс Сёдра Грунд стал равным 72л/б, повернули влево для следования в зону разделения движения, проложили ПУс=55. Дрейф и течение прежние.
* * *
Прошли траверз маяка Эландс Сёдра Грунд .
* * *
Когда КУ на маяк Эландс Сёдра Грунд стал равным 155л/б, повернули влево на ПУ=0, дрейфа нет, течение прежнее.
04.00
60.2
* * *
На траверзе маяка Сегеротад повернули вправо и легли на ГКК=65,0, учитывая дрейф 4 и течение.
Определить:
1)МК на всех курсах;
2)Суммарные углы сноса;
3)Координаты начальной и поворотных точек;
4)Истинные скорости судна;
5)Рассчитанные ККгл;
6)Тс, ОЛ в момент траверза маяка Эландс Сёдра Грунд;
7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.5, mv=(+/-)1.0узел, mкт=(+/-)10, mvт=(+/-)0.5 узла.
Задача№6 (Вариант 2)
Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения
Карта 22113 изд.1989г. или карты 2251, 2360 Англ.
Плавание в 2001г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, ГК= -2.0; Скорость судна V=15узлов, л= -6%. Ветер NW – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на SW со скоростью 1, 5 узла. Высота глаза наблюдателя e =9.0м. Видимость хорошая.
02.00
06.3
Находясь восточнее банки Сёдра Мидшёбалекен, перешли на карту 22113.с=5540.2N, с=1741.2E. Следуем ПУс= 305.0, учитывая дрейф 2 и течение. Рассчитали ГКК и задали рулевому.
02.30
14.3
03.00
22.3
* * *
Открылся огонь маяка Эландс Сёдра Грунд, повернули влево и легли на ГКК=280.0, дрейф 3, течение прежнее.
04.00
38.2
* * *
На траверзе маяка Эландс Сёдра Грунд повернули вправо и проложили на карте ПУ = 315, дрейфа нет, течение прежнее.
05.00
54.2
* * *
Когда курсовой угол (КУ) на маяк Эландс Сёдра Удде стал равным 67п/б, повернули вправо и легли на ГКК=2.0. Прекратили учет дрейфа и течения. Уменьшили ход до 10 узлов, л= -4%.
* * *
Пришли на параллель 5615N . Застопорили ход, стали на якорь.
Определить:
1)МК на всех курсах;
2)Суммарные углы сноса;
3)Координаты поворотных точек и на 04.00;
4)Истинные скорости судна;
5)Рассчитанные ККгл (компасные курсы по главному компасу);
6)Тс, ОЛ в момент траверза маяка Эландс Сёдра Грунд;
7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.5, mv=(+/-)1.2узла, mкт=(+/-)10, mvт=(+/-)0.5 узла.
Задача№6 (Вариант 3)
Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения
Карта 22113 изд.1989г. или карты 2251, 2360 Англ.
Плавание в 2000г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, ГК= +1.5; Скорость судна V=14узлов, л= +4%. Ветер N – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на SW со скоростью 1, 2 узла. Видимость хорошая.
03.00
28.6
Находясь в счислимых координатах с=5528.8N, с=1708.7E, проложили линию пути (ПУс) на маяк Сегерстад, учитывая дрейф 4 и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.
* * *
Не доходя до маяка Сегерстад 9.5 миль, повернули влево и легли на ГКК=188.5 Дрейфа нет, течение прежнее.
04.00
42.0
* * *
Когда истинный пеленг (ИП) на маяк Эландс Сёдра Удде стал равным 288.5, повернули вправо для следования в зону разделения движения, проложили линию (ПУс) = 234.0, учитывая дрейф 4 и течение.
* * *
Траверз маяка Эландс Сёдра Грунд
06.00
68.9
* * *
Когда истинный пеленг (ИП) на маяк Утклиппан стал равным 293.0, повернули вправо и проложили линию пути (ПУс) с намерением пройти маяк Утлиппан в 5 милях. Рассчитали ГКК и задали его рулевому. Дрейф и течение прежнее.
* * *
Траверз маяка Утклиппан.
Определить:
1)МК на всех курсах;
2)Суммарные углы сноса;
3)Координаты поворотных точек и на 04.00;
4)Истинные скорости судна;
5)ККгл (компасные курсы по главному компасу);
6)Тс, ОЛ в момент траверзов маяков Э.С.Г. и Утклиппан;
7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.2, mv=(+/-)0.8узла, mкт=(+/-)10, mvт=(+/-)0.5 узла.
Задача№6 (Вариант 4)
Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения
Карта 22113 изд.1989г. или карты 2251, 2360 Англ.
Плавание в 2001г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, ГК= -1.5; Скорость судна V=12узлов, л= -3%. Ветер NW – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на SE со скоростью 1, 5 узла. Видимость хорошая.
04.00
31.6
Находясь в счислимых координатах : с=5549.2N, с=1632.6Е, следуем ГКК=50.0, учитывая дрейф 4 и течение.
05.00
44.0
* * *
Траверз маяка Эландс Сёдра Грунд.
* * *
Когда истинный пеленг (ИП) на маяк Эландс Сёдра Грунд стал равным 296.5, повернули влево и проложили на карте ПУс=23.0, дрейф и течение прежнее. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.
06.00
56.2
07.00
68.6
* * *
На паралелли 5615N повернули вправо на ПУс =75.0, учитывая дрейф 2 и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.
* * *
На меридиане 1730E повернули вправо и легли на ГКК =135.0, дрейфа нет, течение прежнее.
08.00
81.0
* * *
Пройдя этим курсом 10 миль, застопорили ход и легли в дрейф.
Определить:
1)МК на всех курсах;
2)Суммарные углы сноса;
3)Координаты поворотных точек и на 08.00;
4)Истинные скорости судна;
5)ККгл (компасные курсы по главному компасу);
6)Тс, ОЛ в момент траверза маяка Эландс Сёдра Грунд и постановку судна в дрейф;
7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.2, mv=(+/-)1.0 узел, mкт=(+/-)10, mvт=(+/-)0.5 узла.
Задача№6 (Вариант 5)
Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения
Карта 22113 изд.1989г. или карты 2251, 2360 Англ.
Плавание в 2000г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, ГК= +2.0; Скорость судна V=13узлов, л= +6%. Ветер NЕ – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на W со скоростью 1, 5 узла. Видимость хорошая.
05.00
11.8
Находясь в счислимых координатах с=5624.2N, с=1803.2E, следуем ГКК=5.0. учитывая дрейф 3 и течние.
06.00
24.1
Повернули вправо для следования в зону разделения движения, проложили на карте ПУ=54.0. Дрейфа нет, течение прежнее.
* * *
Траверз маяка Хобург.
08.00
48.6
* * *
Когда истинный пеленг (ИП) на маяк Хелигхольмен стал равным 290.0, повернули вправо и легли на ПУс =140.0, учитываем дрейф 4 и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.
* * *
На паралелли 5645N повернули влево и легли на ПУс=90.0, дрейф 3, течение прежнее. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.
* * *
Пройдя этим курсом 10 миль, повернули влево и легли на ГКК=45.0, дрейфа нет, течение прежнее.
Определить:
1)МК на всех курсах;
2)Суммарные углы сноса;
3)Координаты поворотных точек и на 08.00;
4)Истинные скорости судна;
5)ККгл (компасные курсы по главному компасу);
6)Тс, ОЛ в момент траверза маяка Хобург;
7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.2, mv=(+/-)1.0 узел, mкт=(+/-)10, mvт=(+/-)0.6 узла.
Задача№6 (Вариант 6)
Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения
Карта 22114 изд.1983г.
Плавание в 2001г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, ГК= +1.5; Скорость судна V=14узлов, л= +4%. Ветер NЕ – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на W со скоростью 1, 5 узла. Видимость хорошая. Магнитное склонение на год плавания принимаем 0.4Е.
06.00
61.8
Находясь по истинному пеленгу 68.0 на маяк Косеберга в расстоянии 6 миль, снялись с якоря и легли на ГКК=130.0. Дали ход 14 узлов.
* * *
Траверз маяка Косеберга.
* * *
Траверз маяка Сандхамарен. Следуем прежним курсом, принимая к учету дрейф 4.
* * *
На меридиане маяка Сандхамарен повернули влево и проложил на карте ПУс =60.0, учитывая дрейф 2 и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.
* * *
Когда истинный пеленг на маяк Сандхамарен стал равным 313.0, повернули влево и проложили на карте ПУс=30.0, дрейф и течение прежнее. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.
08.00
88.8
08.26
94.8
Пройдя этим путем 10 миль, повернули влево и легли на ГКК=10.0, учитывая дрейф 3 и течение.
* * *
На траверзе маяка Симрасхамн, повернули вправо и легли на ГКК=75.0, прекратили учитывать дрейф, течение прежнее.
10.10
18.2
На меридиане 1500.0Е повернули влево и проложил на карте линию пути ПУс =37.0, ведущую к месту ожидания лоцманов Карлскруна, учитывая дрейф 3 и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.
Определить:
1)МК на всех курсах;
2)Суммарные углы сноса;
3)Координаты поворотных точек и на 08.00;
4)Истинные скорости судна;
5)ККгл (компасные курсы по главному компасу);
6)Тс, ОЛ в момент траверза маяка Симрасхамн;
7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)2.0, mv=(+/-)1.0 узел, mкт=(+/-)10, mvт=(+/-)0.5 узла
Задача№6 (Вариант 7)
Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения
Карта 22114 изд.1983г.
Плавание в 2002г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, ГК= -1.5; Скорость судна V=14узлов, л= -3%. Ветер N – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на Е со скоростью 1, 5 узла. Видимость хорошая. Магнитное склонение на год издания карты 1.0Е, годовое увеличение 0.02.
07.00
01.3
Находясь в счислимых координатах: с=5503.7N, с=1428.1Е, следуем ГКК=20.0, учитывая дрейф 2.0 и течение.
08.00
15.7
* * *
Траверз маяка Хаммерен.
* * *
Когда истинный пеленг на маяк Хаммерен стал равным 138.5, повернули вправо и проложили на карте ПУс =71.0, учитывая дрейф 4 и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.
* * *
На истинном пеленге маяка Хаммероде равном 37.5 повернули вправо и легли на ГКК=132.0, учитывая дрейф 3 и течение.
09.00
30.2
* * *
Траверз маяка острова Кристиансё.
* * *
Когда курсовой угол на маяк Саникос-Оде стал равным 75п/б, повернули влево и легли на ИК=90.0, учитывая дрейф 4 и течение.
10.00
44.6
* * *
На меридиане 1530.0Е застопорили ход и легли в дрейф.
Определить:
1)МК на всех курсах;
2)Суммарные углы сноса;
3)Координаты поворотных точек и на 08.00;
4)Истинные скорости судна;
5)Курсы судна по главному компасу;
6)Тс, ОЛ в момент открытия маяка острова Кристиансё;
7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.5, mv=(+/-)1.5 узла, mкт=(+/-)10, mvт=(+/-)0.6 узла
Задача№6 (Вариант 8)
Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения
Карта 22114 изд.1983г.
Плавание в 2001г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, ГК= +1.0; Скорость судна V=12узлов, л= +3%. Ветер NW – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на SЕ со скоростью 1,5 узла. Видимость хорошая. Магнитное склонение на год плавания принимаем 1.4Е.
08.00
14.6
Находясь в счислимых координатах: с=5503.2N, с=1354.9Е, перешли на карту 22114. Следуем по лини пути ПУс=65.0, учитывая дрейф 4 и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.
09.00
26.2
* * *
На меридиане 1430Е повернули влево и легли на ГКК=20.0, учитывая дрейф 2 и течение.
10.00
37.6
* * *
На траверзе маяка Хаммерен повернули вправо и проложили линию пути = 75, учитывая дрейф 4 и течение.. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.
* * *
Траверз маяка Хаммероде.
11.00
49.1
* * *
Траверз маяка острова Тат.
12.00
60.8
* * *
Когда курсовой угол маяка острова Крастиана стал равным 134.5п/б, повернули вправо и легли на ГКК=155.0, учитывая дрейф 2 и течение.
12.33
67.4
Пришли на параллель 5520N. Застопорили ход, легли в дрейф.
Определить:
1)МК на всех курсах;
2)Суммарные углы сноса;
3)Координаты поворотных точек и на 12.00;
4)Истинные скорости судна;
5)Курсы судна по главному компасу;
6)Тс, ОЛ в момент поворота на последний курс;
7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.6, mv=(+/-)1.4 узла, mкт=(+/-)10, mvт=(+/-)0.6 узла
Задача№6 (Вариант 9)
Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения
Карта 22114 изд.1983г.
Плавание в 2002г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, ГК= -1.5; Скорость судна V=9узлов, л= - 2%. Ветер Е – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на NW со скоростью 1,0 узел. Видимость хорошая. Магнитное склонение на год плавания принимаем 1.0Е.
09.00
55.3
Перешли на карту 22114, с=5617.6N, с=1649.8Е. Следуем ГКК=195.0, учитывая дрейф 4 и течение.
10.00
64.5
* * *
На истинном пеленге =288 на маяк Эландс Сёдра Удде, повернули вправо, проложив на карте линию пути ПУс =236.0и, учитывая дрейф 3 и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.
* * *
Траверз маяка Эландс Сёдра Грунд.
11.00
73.6
* * *
Когда истинный пеленг на маяк Эландс Сёдра Удде стал равным 5, повернули вправо и проложили на карте ПУс=315.0, учитывая дрейф 4 и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.
12.00
83.1
* * *
Когда истинный пеленг на маяк Эландс Сёдра Удде стал равным 42.0, повернули вправо и легли на ГКК=15.0. Дрейф и течение прежнее.
13.00
92.6
* * *
На траверзе маяка Эландс Сёдра Удде застопорили ход и легли в дрейф.
Определить:
1)МК на всех курсах;
2)Суммарные углы сноса;
3)Координаты поворотных точек и на 12.00;
4)Истинные скорости судна;
5)Курсы судна по главному компасу;
6)Тс, ОЛ в момент прихода судна на ИП=42 маяка Э.С.У.;
7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.2, mv=(+/-)0.8 узла, mкт=(+/-)10, mvт=(+/-)0.5 узла
Задача№6 (Вариант 0)
Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения
Карта 22114 изд.1983г.
Плавание в 2000г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, ГК= +2.0; Скорость судна V=11узлов, л= - 3%. Ветер Е – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на S со скоростью 1,5 узел. Видимость хорошая. Магнитное склонение на год плавания принимаем 1.0Е.
10.00
23.6
Находясь на истинном пеленге маяка Эландс Сёдра Удде равным 56.0 в расстоянии 11.2 мили, следуем ГКК=220.0, учитывая дрейф 3 и течение.
11.00
34.9
* * *
Когда истинный пеленг на маяк Утклиппан стал равным 316.5, повернули вправо и проложили линию пути ПУс=270.0, дрейфа нет, течение прежнее. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.
12.00
46.2
* * *
На меридиане 1530Е, повернули влево и проложили линию пути на маяк Симрисхамн, учитывая дрейф 2 и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому.
13.00
57.5
Повернули влево и проожили на карте линию пути ПУс=180, учитывая дрейф 4 и течение .
* * *
Пришли на параллель 5540.0N. Застопорили ход, легли в дрейф.
Определить:
1)МК на всех курсах;
2)Суммарные углы сноса;
3)Координаты поворотных точек и на 12.00;
4)Истинные скорости судна;
5)Курсы судна по главному компасу;
6)Тс, ОЛ в момент прихода судна на меридиан 1530E;
7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.2, mv=(+/-)1.0 узел, mкт=(+/-)10, mvт=(+/-)0.6 узла
Задача№7
Вычислить рамку меркаторской карты в указанных границах и масштабе по заданной главной паралелли 0, нанести через указанные интервалы и паралелли и меридианы, найти частный масштаб в указанной широте и промежуток практически постоянного масштаба. Значение “P0”-длина 1 главной паралелли выбрать из Картографических таблиц или рассчитать, используя МТ-75, табл.28, или по формулам.
№ варианта
Граница карты
0
С 0
Широта для нахождения частного масштаба
S
N
W
E
1
5920N
6010N
2400E
2513E
60
100000
10
20
5940N
2
5912N
6002.5N
2247E
2405E
60
100000
10
20
5930N
3
5853N
5951N
2139E
2300E
60
100000
10
20
5900N
4
5723N
5912N
2030E
2258E
60
200000
15
30
5800N
5
5725N
5910N
1830E
2057E
60
200000
15
30
5830N
6
5653N
6005N
1625E
2437E
60
500000
1
2
5653N
7
6932N
7106N
2835E
3204E
69
200000
20
30
6950N
8
3335`N
3456N
12835E
13103E
40
300000
30
30
3410N
9
4215N
4325N
13040E
13305E
40
300000
20
30
4250N
0
3918N
4026N
4916E
5024E
42
200000
20
30
3940N
Задача№8
Рассчитать координаты точки прихода, Ген.К и Ген.S, если судно вышло из точки с координатами 1 и 1 и шло переменными курсами. На всем переходе учитывать течение и дрейф от ветра.
№ варианта
ГКК
S, мили
Направление ветра
ГК
1
1
Данные о течении
Время действия
Кт
Vт
1
34.0
92.0
117.0
333.5
9
0
6
8
76.0
133.2
267.5
101.0
E
-2
7002.4N
3652.0E
58 часов
280
1.0 узел
2
170.0
98.0
17.5
231.0
4
3
5
6
86.0
178.5
125,0
42.5
NW
-1
053.0S
2132.0W
36 часов
280
1.0 узел
3
108.5
166.5
270.5
53.0
3
4
5
8
61.0
181.5
74.5
163.0
SE
-0.5
3850.0S
2856.0W
48 часов
70
1.4 узла
4
27.5
268.5
234.5
170.0
7
0
4
8
37.4
196.0
106.6
80.0
E
+1.5
1945.5S
8816.2E
28 часов
225
1.1 узла
5
134.0
239.0
336.0
357.5
7
1
6
5
260.0
107.5
116.5
36.0
SW
-2
4630.0S
6216.5E
65 часов
90
1.3 узла
6
263.5
44.5
201.5
338.5
6
7
6
1
105.3
130.7
247.0
77.0
NW
+0.5
2517.5N
5458.0W
70 часов
315
1.3 узла
7
275.0
336.5
233.0
159.0
3
3
8
2
83.8
108.0
238.0
56.5
NW
-2
7428.0N
2447.5E
40 часов
SW
1.3 узла
8
36.5
88.5
162.5
334.5
8
3
2
2
238.0
83.8
108.0
56.5
NW
-1.5
7134.0N
2447.5E
40 часов
NE
1.3 узла
9
250.0
329.0
88.0
28.5
2
8
0
6
84.0
262.0
92.5
126.0
W
+2
5326.0N
15113E
45 часов
300
1.2 узла
0
105.0
199.5
181.5
64.5
6
2
0
6.5
164.0
91.0
103.5
278.7
N
-1
7138.0N
2352.6E
64
часа
280
1.0 узел
Задача№9
Изучить названия, вид, окраску, характеристику огней, назначения плавучих предостерегательных знаков (ППЗ), устанавливаемых для ограждения навигационных опасностей по системе МАМС. Зарисовать в цвете, описать назначение и характеристику ППЗ:
№ варианта
ППЗ
1
Кардинальный северный
2
Кардинальный восточный
3
Кардинальный южный
4
Кардинальный западный
5
Латеральный левой стороны
6
Латеральный правой стороны
7
Отдельно лежащая опасность
8
Чистой воды
9
Специального назначения
0
Новая опасность
Задача№10
Изучить условные знаки морских карт. Приложить к работе путевую карту, списанную на судне, или её фрагмент, или выкопировку на кальке, описав детально навигационную обстановку на ней, условные знаки, номер и другие сведения.
Задача№11
Подобрать необходимые карты и навигационные пособия для перехода между портами, пользуясь английским каталогом карт и книг. Расположить карты в порядке их использования с указанием номера, названия и масштаба. В перечне навигационных пособий указать гидрографический номер, название и год выпуска. По возможности приложить к работе списанный на судне Каталог предыдущего года издания.
№ варианта
ПЕРЕХОД
1
Одесса-Пирей
2
Генуя-Пирей
3
Венеция-Родос
4
Самсун-Анталья
5
Марсель-Лиссабон
6
Бордо-Танжер
7
Гибралтар-Кальяри
8
Мерсин-Аден
9
Копенгаген-Лондон
0
Саутгемптон-Алжир
Задача№12
Построить суточный график прилива для указанного пункта и на указанную дату. Используя график, определить промежутки времени возможного безопасного прохода судна с осадкой Тmax=8.9м. и запасом воды под килем 0.5м., при глубине, указанной в данном районе на карте 7.5м.. Для вычислений высоты и времени ПВ и МВ использовать Таблицы приливов текущего года или предыдущих лет, указав год. По возможности таблицы приложить к работе.
№ варианта
Дата
Пункт
1
27.01
Борнмут (Bournemouth)
2
27.02
Кливел, мыс (Cleavel, point)
3
27.03
Ярмут (Yarmouth)
4
27.04
Дахла (Al-Dakhla)
5
27.05
Гуэра (Guera)
6
27.06
Тамаджаруси (Tamajarush)
7
27.07
Уэрем (Wareham)
8
27.08
Тантан (Tantan)
9
27.09
Ламингтон (Lymington)
0
27.10
Фрешуотер (Freshwater)
Приложение №1
Таблица девиации главного компаса
КК
КК
0
+2,3
180
-1,7
10
+1,7
190
-0,7
20
+1,3
200
+0,3
30
+1,0
210
+1,3
40
+0,5
220
+2,0
50
0,0
230
+2,7
60
-0,7
240
+3,5
70
-1,5
250
+4,0
80
-2,0
260
+4,3
90
-2,7
270
+4,5
100
-3,3
280
+4,5
110
-3,7
290
+4,3
120
-4,0
300
+4,0
130
-4,3
310
+3,7
140
-4,0
320
+3,5
150
-3,7
330
+3,0
160
-3,3
340
+2,7
170
-2,5
350
+2,5
180
-1,7
360
+2,3
Методические указания и контрольные задания по предмету «Навигация и Лоция» для студентов-заочников судоводительской специальности разработали преподаватели ОГМА:
Северин Виталий Васильевич
Носов Станислав Александрович
Утверждено на заседании кафедры судовождения ОГМА 14 ноября 2001 года, протокл №3.
Список рекомендуемой литературы
Рекомендации по организации штурманской службы на морских судах Украины (РШСУ-98).-Одесса:ЮЖНИИМФ, 1998 – 111с.
Навигация / Ю.К.Баранов, М.М.Гаврюк, В.А.Лонгиновский, Ю.А.Песков. – 3 изд., перераб. и доп. – спб.: Лань, 1997.-512с.
Ермолаев Г.Г. Морская лоция. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. Транспорт, 1982. –392с.
Задачник по навигации и лоции под редакцией проф. М.И.Гаврюка.-3-е изд., перераб. и доп.- М. Транспорт, 1984.-312с.
Гаврюк М.И. Использование малых вычислительных машин при решении задач судовождения. – М.:Транспорт, 1980.-237с.
Мореходные таблицы – МТ-75.
Российские или адмиралтейские таблицы приливов.
Справочник судоводителя по навигационной безопасности мореплавания / В.Т. Кондрашихин, Б.В. Бердинских, А.С. Мальцев, Л.А. Козырь – Одесса: Маяк, 1990 – 168с.
Адмиралтейский каталог карт и книг.
Система ограждения МАМС №9029: - изд. ГУНИО М.О. РФ.
Условные знаки морских карт и карт внутренних водных путей №9025: - ГУНИО М.О. РФ.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории разное:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ