Методические указания к проведению сквозной производственной практики для студентов специальности 140211 «Электроснабжение» Курган 2008
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Энергетика и технология металлов»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к проведению сквозной производственной практики
для студентов специальности 140211 «Электроснабжение»
Курган 2008
Кафедра энергетики и технологии металлов
Дисциплина: «Сквозная производственная практика»
Составил: канд. техн. наук, доцент А.А.ЗУЕВ
Утверждены на заседании кафедры «20» февраля 2008 г. протокол № 4 .
Рекомендованы методическим советом университета
«28» марта 2008 г.
2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1 Общие требования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1 Значение производственной практики для подготовки
специалистов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.2 Виды, цели и задачи производственных практик . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2 Порядок прохождения производственных практик
и подведение итогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
2.2 Индивидуальные задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2.3 Охрана труда, техника безопасности, противопожарная
профилактика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.4 Контроль над ходом практик . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.5 Обязанности руководителя от университета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
2.6 Обязанности руководителя от предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
2.7 Проведение итогов практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2.8 Требования по оформлению отчета по практике . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2.9 Защита практики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
3 СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ПРАКТИК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
3.1 Содержание и объем ознакомительной практики . . . . . . . . . . . . .. . . . 12
3.2 Содержание и объем производственно-технологической
практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
3.3 Содержание и объем преддипломной практики . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
4 СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . 14
4.1 Учебная и справочная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
4.2 Методическая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
приложение а. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
3
1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1 Значение производственной практики для подготовки специалистов
Среди основных проблем повышения качества подготовки специалистов в высшей школе занимает производственная практика, целью которой является систематизация и закрепление теоретических знаний в процессе ознакомления с реальным производством и приобретение навыков решения задач будущей деятельности инженера.
Обеспечение надежной работы энергосистем, электрических станций и сетей на современном этапе является важнейшей задачей проектирования и эксплуатации, обеспечивающей минимальный расход материальных и денежных ресурсов и минимальной затраты живого труда при одновременном обеспечении требуемой степени надежности электроснабжения. Энергосистемы продолжают оставаться основными источниками электроснабжения потребителей электроэнергии. В то же время изменение технологических процессов производства, связанное с их усложнением приводит к необходимости модернизации и реконструкции систем электроснабжения, т.е. перехода на автоматизированные системы управления.
Эти основные проблемы охватывает большое количество теоретических и практических вопросов, в изучении и усвоении которых производственная практика играет важную роль. Именно в этот период студенты имеют возможность ознакомиться с предстоящей работой, понять производственные проблемы, ощутить те требования, которые будут к нему предъявлены как к специалисту.
1.2 Виды, цели и задачи производственных практик
Производственная практика является основополагающей составной частью общей программы теоретической и практической подготовки квалифицированных специалистов и формирует у студентов профессиональные знания, практические навыки в предметной области в соответствии с установленной отраслевой ориентацией специальности.
Цель производственной практики – закрепление и углубление теоретических знаний студентов, приобретение практических производственных навыков, последовательная подготовка для дальнейшего изучения специальных дисциплин и выполнения учебных проектов.
Задачи производственной практики:
- ознакомление с организацией и структурой предприятия;
- ознакомление студентов с основным энергетическим и электротехническим оборудованием системы электроснабжения;
- изучение системы электроснабжения, ее особенностей, нормирования расхода электропотребления, условий надежности и бесперебойности питания, вопросы поддержки (регулирования) качества электроэнергии, отчетность перед энергосберегающей и вышестоящей организациями;
4
- получение практических навыков чтения и составления принципиальных схем электрических соединений электроустановок;
- изучение режимов работы электрооборудования, релейной защиты и противоаварийной автоматики, грозозащиты и заземляющих устройств;
- сдача экзамена в объеме II – III групп по технике безопасности;
- овладение навыками выполнения электромонтажных и ремонтных работ;
- сбор материалов для курсовых работ и дипломного проекта.
В результате прохождения практики студенты должны изучить и знать:
- мероприятия по безопасному ведению работ в электроустановках, защитные средства и правила пользования ими;
- основы организации предприятия, структуру энергетического хозяйства предприятия;
- основные вопросы стандартизации и качества продукции;
- технические схемы производства и распределения тепловой и электрической энергии;
- схемы электроснабжения, условные обозначения основных элементов схем электроснабжения;
- способы промышленного получения переменного и постоянного тока;
- назначение, принцип работы и конструкцию основного энергетического оборудования (котлы, турбины, генераторы, трансформаторы, линии, выключатели, разъединители и т.д.);
- назначение, принцип работы, конструкцию основных потребителей электрической энергии на предприятии;
- организацию рабочих мест по ремонту и монтажу электрооборудования.
В соответствии с учебным планом подготовки инженеров по специальности 140211 «Электроснабжение» студенты должны пройти ознакомительную, производственно-технологическую и преддипломную практики, в ходе которых реализуются установленные цели и задачи. Общая характеристика производственных практик приведена в таблице 1.
Таблица 1-Виды производственных практик
Этапы
Наименование
практики
Курс
Семестр
Продолжительность
1
Ознакомительная
III
6
В течение семестра
1 раз в неделю
2
Производственно-технологическая
IV
8
6 недель
3
Преддипломная (очная форма обучения)
V
10
3 недели
4
Преддипломная (заочная форма обучения)
VI
12
3 недели
Практики проводятся в виде теоретических занятий (лекций и экскурсий) и индивидуальной работы в отделах и подразделениях предприятия в соответствии с установленными задачами.
Задачи практик, базовые дисциплины, курсовые работы и проекты для каждого вида приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Задачи практик, базовые дисциплины, курсовые работы и проекты
Курс
Задачи практики
Базовые дисциплины
Сбор материалов для курсовых работ
Работа над дипломным проектом
1
2
3
4
5
III
Изучение:
- основного энергетического и электротехнического оборудования систем электроснабжения;
- принципиальных схем электрических соединений электроустановок;
- структуры энергетического хозяйства предприятий;
- технико-экономических показателей электроэнергетической системы
Математика: дифференциальное и интегральное исчисления.
Физика: молекулярная физика и термодинамика;
постоянный электрический ток, электромагнетизм
Основы ТАР.
Переходные процессы в СЭС.
Расчет трансформатора.
Проектирование электрической сети
IV
Изучение:
- технологических схем производства и распределения тепловой и электрической энергии;
-организации рабочих мест по ремонту и монтажу основного электрооборудования;
- организации проектно-конструкторской работы, порядка разработки, прохождения и утверждения проектной, технической и конструкторской документации, приобретение практических навыков по проектированию систем электроснабжения;
- влияние параметров основного силового оборудования на режимы, технико-экономические показатели и схему системы электроснабжения;
Системы электроснабжения.
Экономика энергетики
Обоснование темы курсового проекта.
Формирование основных вопросов курсового проекта и определение связи с предполагаемым дипломным проектом
Продолжение таблицы 2
- основные устройства защиты, измерений, автоматики, телемеханики и телеуправления в системе электроснабжения, их назначения, порядок функционирования;
- основные методы обнаружения и устранения повреждений в силовом оборудовании
V
дневная форма обучения
Сбор материалов для выполнения дипломного проекта. Изучение технико-экономической эффективности системы электроснабжения, вопросов БЖД и промышленной экологии
Выбор темы и разработка задания на дипломное проектирование
заочная форма
обучения
В период прохождения практики с целью более широкого и глубокого изучения отдельных вопросов представители от предприятия и преподаватели университета проводят теоретические занятия со студентами.
Примерная тематика лекций:
- структура предприятия, задачи и функции служб, перспективы развития;
- роль инженера на промышленном предприятии;
- производство, передача и распределение электрической энергии;
- основные потребители электроэнергии на промышленном предприятии. Электрические сети. Электрические провода и кабели;
- общие сведения об электроснабжении промышленных предприятий, трансформаторные подстанции и распределительные устройства;
- электрическое освещение;
- общие сведения об электрических аппаратах;
- правила техники безопасности при работе в электроустановках.
Во время практики проводятся следующие экскурсии:
- по основным цехам промышленного предприятия;
- на электрические установки предприятия;
- на подстанции;
- в лаборатории кафедры.
2 ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
2. 1 Организация производственной практики
Организация производственной практики осуществляется выпускающей кафедрой на III – V курсах очной и VI курсе заочной форм обучения.
Общая координация работ по организации практик осуществляется учебным отделом университета. Участие в подготовке проведения практики принимают деканат и кафедры, выступающие в качестве консультантов при дипломном проектировании.
Базы практики определяются договором между университетом и предприятиями, в котором предусматривается закрепление за студентами рабочих мест и квалифицированных руководителей.
Списки студентов, направляемых на практику, доводятся учебным отделом университета до баз практики не менее чем за 15 дней до ее начала. Направления студентов на практику производится приказом по университету. Перед началом практики проводится организационное собрание студентов.
При направлении на практику студент должен иметь при себе:
- дневник практики с индивидуальным заданием;
- паспорт;
- студенческий билет;
- 2 фотографии размером 64.
В каждой группе студентов, направляемых на базу практики, назначается староста.
При прибытии на практику руководитель согласовывает с руководством предприятия календарный график прохождения студентами практики. Предприятие назначает руководителей практики, выдает пропуска, организует проведение инструктажа по технике безопасности и охране труда, планирует организацию лекций, экскурсий, работы в подразделениях.
В период практики студентам должна быть предоставлена возможность пользования технической документацией. Продолжительность рабочего дня студента определяется режимом работы предприятия. В связи с этим студенты в период практики находятся на табельном учете.
2.2 Индивидуальные задания
Индивидуальными заданиями являются задания, выдаваемые:
- руководителем практики;
- руководителем дипломных проектов;
- представителем кафедры БЖД;
- представителем кафедры менеджмента.
2.3 Охрана труда, техника безопасности, противопожарная
профилактика
Практика студентов, независимо от ее вида, начинается с изучения правил техники безопасности и пожарной профилактики по предприятиям (вводный инструктаж) и далее на конкретных местах, на которых студентам предстоит работать.
Инструктаж по технике безопасности осуществляется в соответствии с особенностями работы на предприятии и завершается оформлением в соответствующих учебных документах.
Студент, не выполняющий правил по технике безопасности, отстраняется от практики и об этом сообщается в университет.
2.4 Контроль над ходом практик
Текущий контроль над прохождением студентом практики осуществляется руководителем от предприятия. Материалом для контроля служит текущая работа студентов и табельный учет.
Руководитель практики от университета осуществляет периодический контроль путем ознакомления с работой студентов на местах, просмотра дневников, бесед со студентами и руководителями практики от предприятия.
2.5 Обязанности руководителя от университета
В обязанности руководителя практики от университета входит:
- устройство студентов на предприятии (принятие участия в оформлении приказа о прохождении практики и назначении руководителей от предприятия, оформление пропусков, инструктаж по технике безопасности, контроль над распределением студентов по службам или цехам и т.д.;
- обеспечение проведения организационных мероприятий перед началом практики (ознакомление студентов с программой практики, консультации о порядке прохождения практики и по выполнению программы практики);
- составление и выдача индивидуальных заданий;
- проверка дневников и отчетов по практике;
- участие в комиссии по приему зачетов по практике.
2.6 Обязанности руководителя от предприятия
В обязанности руководителя практики от предприятия входит:
- организация и проведение практики в соответствии с программой практики и календарным планом;
- предоставление студентам, в соответствии с программой практики, мест, обеспечивающих наибольшую эффективность прохождения практики;
- предоставление студентам возможности пользоваться чертежно-технической документацией и имеющейся технической литературой;
- оказание студентам помощи в подборе материала;
- контроль над выполнением студентами правил внутреннего распорядка;
- проведение лекций, консультаций и экскурсий;
- проверка и подписание отчетов по практике, составление отзыва о работе студента (отзыв дается в дневнике с указанием оценки и заверяется печатью).
2.7 Проведение итогов практики
Основными документами, определяющими работу студентов в период практики, являются отчет студента по практике и дневник.
Дневник ведется ежедневно в течение всего периода практики. Он проверяется и визируется руководителем практики не реже одного раза в неделю. В дневнике записываются все виды работ, выполняемые ежедневно студентом.
За три дня до окончания практики отчет и дневник в окончательно оформленном виде сдаются руководителю практики от предприятия для проверки и подписи.
2.8 Требования по оформлению отчета по практике
Отчет по практике оформляется в соответствии с общими требованиями и правилами по ГОСТ 2.105-95.
Содержание отчета включает:
- титульный лист по форме (Приложение А);
- содержание;
- введение;
- изложение изученных вопросов и собранных материалов по всем разделам, предусмотренным программой практики;
- заключение по отчету;
- список использованных источников.
Примерный список вопросов, которые должны быть отражены в отчете, в зависимости от базы практики, приведены в Приложении Б.
Отчет должен быть написан от руки (или набран на компьютере) грамотно, разборчиво на листах формата А4(210×297) с соблюдением полей: левого – 30 мм , правого – 10 мм, верхнего – 20 мм, нижнего – 20 мм.
Разделы нумеруются арабскими цифрами в пределах всего отчета. Подразделы следует нумеровать арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела должен состоять из номера раздела и номера подраздела, разделенных точкой. Номер соответствующего раздела и подраздела ставится в начале заголовка. Подчеркивать заголовок не следует.
Нумерация страниц отчета должна быть сквозной: первой страницей является титульный лист, второй – содержание, далее – основная часть (разделы и подразделы) и список использованных источников. Номера страниц проставляются арабскими цифрами по середине нижней части листа. На первой станице (титульный лист) номер страницы не ставят.
Все иллюстрации (фотографии, схемы, чертежи) именуются рисунками. Рисунки, формулы и таблицы нумеруются последовательно в пределах раздела арабскими цифрами, например: Рисунок 1.2 – название рисунка (второй рисунок первого раздела).
Если в работе более одной таблицы, то их нумеруют в пределах раздела арабскими цифрами. Например: Таблица 2.1 (первая таблица второго раздела). Допускается сквозная нумерация таблиц.
Над левым верхним углом таблицы должна быть надпись «Таблица» с указанием ее порядкового номера в виде арабской цифры без знака «№» (например: Таблица 2). Надпись «Таблица» при наличии тематического заголовка располагают в одной строке. Если в работе только одна таблица, то пишут – Таблица 1 – Название.
Все таблицы желательно располагать по тексту сразу после их первого упоминания. Допускается располагать таблицу на следующей после ссылки странице. При переносе части таблицы на другой лист слово "Таблица" и номер ее указывают один раз над первой частью таблицы, над другими частями пишут «Продолжение» и указывают номер таблицы. При переносе таблицы на другой лист заголовок помещают только над ее первой частью, а на следующей странице таблицы пишут: Продолжение таблицы с указанием ее №.
В список использованных источников необходимо включить наименование всех использованных источников в порядке их появления в тексте отчета. Сведения о книгах отражают в следующем порядке: фамилия и инициалы автора, заглавие книги, место издания, издательство и год издания, объем в страницах или используемые страницы. В ссылках на технические условия, инструкции и другие подобные документы указываются название документа, его номер и наименование.
2.9 Защита практики
Защита практики проводится в университете и принимается комиссией (не менее двух человек), назначаемой заведующим кафедрой.
На защиту студент дневной формы обучения представляет отчет по практике за подписью руководителей от предприятия и университета, дневник и собранные за период практики материалы.
Студенты заочной формы обучения представляют отчет и подобранные материалы.
Результаты зачета оформляются ведомостью и заносятся в зачетную книжку студента за подписью членов комиссии.
Ликвидация задолженности по практике для студентов, не явившихся на защиту в установленные сроки, проводится по решению деканата или заведующего кафедрой.
Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите, направляется на практику во время каникул или отчисляется из университета.
3 СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ПРАКТИК
3.1 Содержание и объем ознакомительной практики (6 недель)
Для данной практики установлена следующая программа:
- обучение и ознакомление студентов с основным энергетическим и электротехническим оборудованием системы электроснабжения на примере электростанции, подстанции, города, промышленного предприятия;
- получение практических навыков чтения и составления простейших принципиальных схем электрических установок;
- ознакомление с основами организации и структурой энергетического хозяйства предприятия и его управлением;
- ознакомление с основными вопросами стандартизации и качества, технико-экономическими показателями электроэнергетической системы;
- ознакомление с технологическими схемами производства и распределения тепловой и электрической энергии;
сдача экзамена в объеме II квалификационной группы по технике безопасности.
При прохождении ознакомительной практики студенты должны собрать материалы для выполнения курсовых работ по дисциплинам:
- Основы ТАР.
- Электромеханика.
- Электропитающие системы и электрические сети.
- Переходные процессы в СЭС.
Индивидуальные задания по сбору материалов выдают руководители курсовых работ.
3.2 Содержание и объем производственно-технологической практики (8 недель)
Для данной практики установлена следующая программа:
- овладение навыками выполнения и практическая деятельность на рабочем месте при монтаже и ремонте электрооборудования.
- изучение схемы технологического процесса предприятия, характеристик и параметров потребителей электроэнергии;
- знать требования, предъявляемые технологическим процессом к приемникам электроэнергии;
- схема внешнего электроснабжения: типы, характеристики, режимы и параметры ее основных элементов (силовых трансформаторов, выключателей, заземляющих ножей, трансформаторов собственных нужд, разрядников, высоковольтных и пробивных предохранителей);
- схема внутреннего электроснабжения: число и схемы распределительных пунктов и цеховых трансформаторных подстанций; типы, длины, сечения, способы прокладки кабелей; основные коммутационные и защитные аппараты и их характеристики (выключатели, разъединители, автоматы, предохранители и т.п.); обеспечение надежности электроснабжения, резервирование источников питания; схемы питания энергоемких потребителей электроэнергии;
- графики электрических нагрузок предприятия, способы их составления, мероприятия по выравниванию графиков нагрузок, учет и экономия электроэнергии;
- показатели качества электроэнергии на предприятии и мероприятия по их улучшению;
- релейные защиты основных элементов системы электроснабжения (основное внимание уделить изучению релейных защит на переменном оперативном токе). Автоматический ввод резерва;
- уровни токов короткого замыкания, мероприятия по ограничению токов короткого замыкания;
- способы компенсации реактивной мощности на предприятии;
- основные технико-экономические показатели системы электроснабжения и методики их определения;
- применение средств вычислительной техники в автоматизированной системе управления электроснабжения предприятия;
- сдача экзамена на III квалификационную группу.
При прохождении производственно-технологической практики студенты должны собрать материалы для выполнения курсовых работ по дисциплинам: системы электроснабжения; экономика и энергетика.
3.3 Содержание и объем преддипломной практики (6/5 недель )
Для данной практики установлена следующая программа:
- основной технологический процесс предприятия;
- электротехническое оборудование технологических установок, силовых электроустановок и сетей предприятия, его основные характеристики, режимы работы:
- принципиальные электрические схемы электроснабжения, последствия перерывов электроснабжения основных объектов предприятия или города;
- показатели качества электроэнергии и мероприятия по их улучшению;
- влияние параметров основного силового оборудования на режимы, технико-экономические показатели и схему системы электроснабжения;
- основные устройства защиты, измерений, автоматики, телемеханики и телеуправления в системе электроснабжения, их назначение, порядок функционирования;
- основные методы обнаружения и устранения повреждений в силовом оборудовании;
- организация проектно-конструкторской работы, порядка разработки, прохождения и утверждения проектной, технической и конструкторской документации;
- методики проектирования и применение ЭВМ при разработке проектов систем электроснабжения;
- технико-экономические расчеты в системах электроснабжения. Выбор экономически целесообразных параметров систем электроснабжения;
- оптимизация систем электроснабжения промышленных предприятия;
- обеспечение в производственных условиях БЖД и состояние промышленной экологии.
При прохождении преддипломной практики производится сбор материалов для дипломного проекта. По завершению практики должно быть сформировано задание на дипломное проектирование.
4 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
4.1 Учебная и справочная литература
1 Электротехника / Под ред. В.Г. Герасимова.- М.: Высш.шк., 1985. – 480 с.
2 Касаткин А.С., Немцов М.В. Электротехника. - М.: Энергоиздат, 1983. – 440 с.
3 Борисов Ю.М., Липатов Д.Н., Зорин Ю.Н. Электротехника. – М.: Высш. шк., 1982. – 551 с.
4 Нейман Л.Р. Демирчян К.С. Теоретические основы электротехники. Т.1. 3-е изд. - Л.: Энергоиздат, 1981.-536с.
5 Нейман Л.Р., Демирчян К.С. Теоретические основы электротехники. Ч.1. 5-е изд. – М.: Энергия, 1978. –592с.
6 Татур Т.А. Основы теории электрических цепей: Учеб. пособие. – М.: Высш.шк, 1980.- 271с
7 ТОЭ: Учеб. пособие для вузов. – Барнаул, Алтайский госуд. техн. университет, 2000. – 772 с.
8 Нормы технологического проектирования понижающих подстанций с высшим напряжением 35-750 кВ. 3-е изд. - М.:Энергия, 1979.-40 с.
9 Неклепаев Б.Н. Электрическая часть станций и подстанций - М.: Энергоатомиздат, 1986. - 640 с.
10 Рожкова Л.Д., Козулин В.С. Электрооборудование станций и подстанций. - М.: Энергоатомиздат, 1987. - 648 с.
11 Козлов В.А. и др. Справочник по проектированию электроснабжения городов. - Л.: Энергоатомиздат, 1986.- 256 с.
12 Неклепаев Б.Н., Крючков И.П. Электрическая часть станций и подстанций: Справочные материалы для курсового и дипломного проектирования: - 4-е изд.- М.: Энергоатомиздат, 1989. - 608 с.
13 ПУЭ. - М.: Энергоатомиздат, 1986. - 640 с.
14 Электрическая часть станций и подстанций: Учебник для вузов /А.А.Васильев и др. - 2-е изд.- М.: Энергоатомиздат, 1990.- 576 с.
15 Дорошев В.И. Эксплуатация комплектных распределительных устройств 6-220 кВ. - М.: Энергоатомиздат, 1987. - 336 с.
16 Белецкий О.В. и др. Обслуживание электрических подстанций -М.: Энергоатомиздат, 1985. - 416 с.
17 Шапиро И.М. Принципы унификации элементов электрической сети 110-330 кВ. - М.: Энергоатомиздат, 1984. - 176 с.
19 Гук Ю.Б. и др. Проектирование электрической части станций и подстанций. - Л.: Энергоатомиздат, 1985.-312 с.
20 Электротехнический справочник: В 3 т./Под ред. В.Г. Герасимова и др. -М.:Энергия, 1980.-520 с.
21 Электрическая часть подстанций: Методические указания к курсовому проекту / Сост. Е.А. Тунгусова, В.И. Ветров. - Новосиб. электрот. ин-т. - Новосибирск: Изд-во НЭТИ, 1989. - 32 с.
22 Жуков В.В. и др. Современные КРУ на 6 и 10 кВ с вакуумными и электромагнитными выключателями. - М.: Высш.шк. 1988.-103 с.
23 Пособие к курсовому и дипломному проектированию для электроэнергетических специальностей вузов /Под ред. В.Н. Блок. - М.: Высш.шк. 1990. -383 с.
24 Двоскин Л.И. Схемы и конструкции распределительных устройств.- 3-е изд.-М.: Энергоатомиздат, 1985. - 220 с.
25 Румянцев Д.Е. Современное вакуумное коммутационное электричекое оборудование электрических сетей и подстанций: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. - М.: Изд-во ИПК госслужбы. 2002. - 72 с.
26 Балаков Ю.Н., Неклепаев Б.Н., Шунтов А.В. О достигнутых параметрах выключателей // Электрические станции, 1996. - №10. - С. 56-60.
27 Справочник по электрическим аппаратам высокого напряжения / Под ред В.В. Афанасьева. - Л.: Энергоатомиздат, 1987. – 544 с.
28 Техническая и информационная документация НПП «Таврида-Электрик», г. Москва, 1998 – 2000 гг.
29 WWW. Ipkgos. ru; http: // ppws. susu. ac. ru.
30 http: // WWW. enas. ru.
31 Проектирование подстанций: Учебное пособие / М.Н. Гервиц и др. – Свердловск: Изд-воУПИ, 1988. - 83 с.
32 Найфельд М.С. Заземление и защитные меры безопасности. – М.: Энергия, 1971. – 351 с.
33 Воронина А.А., Шибенко Н.Ф. Охрана труда в энергосистемах. – М.: Энергия, 1973. – 211 с.
34 Типовые схемы принципиальных электрических распределительных устройств напряжением 6-750 кВ подстанций и указания по их применению (№ 14198 тм - т. 1). - М.: Энергосетьпроект, 1993. - 75 с.
35 Двоскин Л.И. Схемы и конструкции распределительных устройств. - М.: Энергоатомиздат, 1985. - 220 с.
36 Хусаинов И.М. Примеры расчетов электрических сетей: Учебное пособие для студентов специальности 100400 и направления 551700. Саратов: Изд-во СГТУ, 1998. - 94 с.
37 Идельчик В.И. Электрические системы и сети. - М.: Энергоатомиздат, 1989. - 592 с.
38 Справочник по проектированию электроэнергетических систем/ Под ред. С.С. Рокотяна и М.М. Шапиро. - М.: Энергоатомиздат, 1985. -349 с.
4.2 Методическая литература
1 Турыгин В.Н., Мошкин В.И. Основы теории линейных электрических цепей: Учебное пособие. – Курган: Изд-во КГУ, 2002, 106 с.
1 ТОЭ: Задание для выполнения контрольной работы № 1 с методическими указаниями для студентов заочного обучения направления 650900 (специальность 100400) / Мошкин В.И. – Курган: Изд-во КГУ, 2003. – 27 с.
2 ТОЭ: Задание для выполнения контрольной работы № 2 с методическими указаниями для студентов заочного обучения направления 650900 (специальность 100400) / Мошкин В.И. – Курган: Изд-во КГУ, 2003. – 21 с.
3 ТОЭ: Задание для выполнения контрольной работы № 3 с методическими указаниями для студентов заочного обучения направления 650900 (специальность 100400) / Мошкин В.И. – Курган: Изд-во КГУ, 2003. – 21 с.
4 ТОЭ: Задание для выполнения контрольной работы № 4 с методическими указаниями для студентов заочной формы обучения направления 650900 (специальность 100400) / Мошкин В.И. – Курган: Изд-во КГУ, 2003. – 19 с.
5 Электропитающие системы и электрические сети. Выбор номинального напряжения и конфигурации схемы электрической сети: Методические указания к курсовому и дипломному проектированию для студентов дневной и заочной форм обучения направления 650900 (специальности 100400)/ Мошкин В.И. – Курган: Изд-во КГУ, 2004. – 23 с.
6 Проектирование электрической части подстанций систем электроснабжения: Методические указания к курсовому и дипломному проектированию для студентов направления 140200 (650900) (специальность 140211 (100400) «Электроснабжение») / Мошкин В.И. – Курган: Изд-во КГУ, 2005. – 43 с.
7 Расчет трехфазного сухого силового трансформатора: Методические указания к выполнению курсового проекта (работы) по курсу «Электромеханика» для студентов специальности 140211 (100400) «Электроснабжение» очной и заочной форм обучения / Иванов В.Я. – Курган: Изд-во КГУ, 2005. – 62 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Энергетика и технология металлов»
О Т Ч Е Т
по ___________________________________________
(вид практики)
Студент группы ____________ ___________________
(номер) Ф.И.О.
Руководители практики:
От университета
___________________ _____________________________
подпись, дата уч. звание, должность Ф.И.О.
От предприятия
___________________ _____________________________
подпись, дата уч. звание, должность Ф.И.О.
Курган 200__
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Электрические сети ОАО «Курганэнерго»
1 Структура, назначение.
2 По каким ЛЭП происходит канализация электроэнергии (по ВЛ, по КЛ), доля в % от общей длины.
3 Величина напряжения ЛЭП высокого напряжения, конструктивное исполнение (двухцепные, одноцепные).
4 Какие используются схемы питания п.с. 35 – 110/10 (радиальные, магистральные, смешанные).
5 Перечислить электрооборудование, установленное ОРУ п.е. 35 – 110/10 кВ, применяемое для отключения силового трансформатора.
6 Как выполнена защита оборудования ОРУ п.с. 35 – 110/10кВ от грозовых перенапряжений и прямых ударов молнии.
7 Какие основные типы силовых трансформаторов установлены на п.с. 35 – 110/10 кВ.
8 Виды релейной защиты, установленной на отходящих ВЛ-10кВ районных подстанций.
9 Имеется ли устройство АПВ на отходящих ВЛ-10 кВ.
10 Как резервируются районные п.с. 35 – 110/10кВ.
11 Имеется ли электрическая связь ВЛ высокого напряжения с другими энергосистемами, установленный порядок передачи и приема мощности (электроэнергии) от них , наличие и место установки расчетных приборов учета электроэнергии.
12 Какого исполнения ВЛ – 0,23-0,4 кВ в населенных пунктах, режим нейтрали электроустановок.
13 Виды защиты электрооборудования ТП 10/0,4 кВ от грозовых перенапряжений.
14 Аппараты, применяемые для защиты от токов короткого замыкания электрооборудования ТП 10/0,4 кВ (на стороне 10 и 0,4 кВ)
15 Что такое оперативно-выездная бригада (ОВБ) и какими средствами электрозащиты она пользуется при работе в электроустановках.
16 Какими средствами связи пользуется бригада ОВБ при оперативных переговорах с диспетчером.
17 Начертить однолинейную схему КТП -10/0,4 кВ с трансформатором 100 кВА, установленной в сельской местности.
МУП «Городские электрические сети»
1 Общая характеристика предприятия, структура, назначение.
2 Принятый порядок обслуживания ТП, кабельных и воздушных ЛЭП.
3 Канализация электроэнергии, вид ЛЭП (кабельная, воздушная), способ прокладки кабельных линий 0,4 – 6 – 10 кВ.
4 Принятые схемы питания потребителей первой и второй категории надежности (наличие устройства АВР, резервных ЛЭП, автономные источники питания).
5 Виды ТП 6-10/0,4 кВ (проходные, тупиковые, одно- двухтрансформаторные).
6 Типы ячеек, установленных в ЦРП, РП 6 – 10 кВ.
7 Типы силовых трансформаторов и ячеек 0,4 кВ, установленных в ТП 6 – 10/0,4 кВ.
8 Наличие релейной защиты в РП, ЦРП, ТП – 6 10/0,4 кВ, виды защиты.
9 Метод защиты от грозовых перенапряжений кабельных ЛЭП (кабельных вставок).
10 Аппараты, применяемые для защиты от токов короткого замыкания электрооборудования ТП-6 10/0,4 кВ (на стороне 6 – 10 и 0,4 кВ).
11 Описание схемы включения наружного освещения улиц (ручной, автоматический режим), наличие графика включения и отключения освещения.
12 Порядок и меры безопасности при замене ламп уличного освещения на опорах ВЛ.
13 Какими средствами электрозащиты пользуется персонал при работе на опорах ВЛ, находящихся под напряжением. На основании каких документов производится подключение нового потребителя (абонента).
14 Что указывается в договоре на отпуск электроэнергии Потребителю.
15 Типы расчетных счетчиков (однофазных, трехфазных), применяемых для расчета за электроэнергию, класс точности.
16 Начертить однолинейную схему типовой двухтрансформаторной ТП 10/0,4 кВ (с трансформаторами любой мощности).
ТЭЦ
Назначение ТЭЦ, структура.
Общая установленная электрическая мощность генераторов МВт, типы.
Наличие электрической связи с другими энергосистемами.
Суммарный кпд станции.
Фактическая электрическая нагрузка на ТЭЦ в часы максимальных нагрузок в летний и зимний период (активная, реактивная).
Доля вырабатываемой электроэнергии на ТЭЦ в % потребления электроэнергии всей области (зимой, летом).
Средняя величина потребления электроэнергии (в%) на собственные нужды ТЭЦ от всей вырабатываемой активной электроэнергии (коп/кВт·час).
Себестоимость вырабатываемой электроэнергии (коп/кВт·час).
Типы ячеек установленных в ГРУ = 6 кВ ТЭЦ.
На какую величину повышается напряжение на ОРУ ТЭЦ, типы трансформаторов (автотрансформаторов), силовых выключателей, разъединителей.
Какие системы сборных шин используется на ОРУ ТЭЦ.
Какое конструктивное исполнение отходящих воздушных ЛЭП высокого напряжения, (однолинейных, двухцепных) величина их напряжения.
Куда поступает электрическая энергия, по ВЛ высокого напряжения, вырабатываемая на ТЭЦ.
Как происходит питание потребителей электрической энергии в случае полного останова ТЭЦ.
Перечислите особенности ТЭЦ, как источника электрической энергии (преимущества, недостатки).
Применяются ли компенсация емкостных токов в ГРУ – 6 кВ на подключенных кабельных линиях.
Метод регулирования напряжения и частоты, применяемый на ТЭЦ.
Зуев Александр Андреевич
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к проведению сквозной производственной практики
для студентов специальности 140211 «Электроснабжение»
Редактор Н.М. Кокина
__________________________________________________________________
Подписано к печати Формат 60х84 1/16 Бумага тип. № 1
Печать трафаретная Усл.печ.л. 1,5 Уч.-изд. л. 1,5
Заказ Тираж 150 Цена свободная
__________________________________________________________________
Редакционно-издательский центр КГУ.
640669, г. Курган, ул. Гоголя, 25.
Курганский государственный университет
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории разное:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ