Методические указания к семинарским занятиям и самостоятельной работе по курсу «философские проблемы научного познания»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ


ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ










МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

ПО КУРСУ «ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ»

ДЛЯ МАГИСТРАНТОВ

























Харьков 2010


Цель курса – познакомить магистрантов с философией и методологией научного познания ХIХ-ХХІ веков, с основными философскими школами и течениями, привить им навыки использования философской методологии.


Курс рассчитан на 54 часа:

18 часов лекций

10 часов семинарских занятий

26 часов самостоятельной работы



Лекции (18 часов):


1. Особенности научного познания

Наука как деятельность по производству знаний, как система знаний, как арсенал методов и средств познания, как социальный институт. Обыденное и научное знание. Особенности научного знания. Системность, обоснованность, универсальность, предметность научных знаний. Особенности языка науки. Наука, религия, миф. Критерии демаркации науки и не-науки. Наука и псевдонаука.


2. Структура научного знания.

Знание естественнонаучное, техническое, гуманитарное, их взаимосвязь. Эмпирическое, теоретическое и метатеоретическое знание. Основные формы научного познания – проблема, факт, гипотеза, закон, теория, концепция.


3. Общая характеристика методов и средств познания

Понятие метода и методологии. Общелогические методы научного познания: индукция, дедукция, анализ, синтез. Специально-научные и общенаучные методы. Средства и методы эмпирического исследования. Наблюдение и эксперимент, виды эксперимента. Роль приборов в современном научном познании. Средства и методы теоретического познания. Формализация и математизация научного познания. Мысленный эксперимент и теоретическое моделирование. Вычислительный эксперимент. Методы обоснования знаний: доказательство, опровержение.


4. Философские основания научного познания

Основные исторические типы отношения философии и науки: натурфилософия, сциентизм и антисциентизм, диалектическая взаимосвязь философии и науки. Функции философии в научном познании. Философские основания научного познания. Типология философских и методологических проблем науки, ситуации их возникновения и пути разрешения. Роль этих проблем в развитии науки.


5. Общие закономерности развития науки

Неопозитивистская модель развития науки. Концепция развития научного знания К. Поппера. Концепция смены парадигм Т. Куна. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.


6. Аксиологические проблемы науки

Этические нормы и ценности науки. Свобода научного описка и социальная ответственность ученого.



Семинары (10 часов):


Во время семинаров обсуждаются отрывки из произведений мыслителей разных эпох, упоминавшихся в лекциях. В начале семестра каждый студент получает “ компьютерную хрестоматию” с основными текстами, которые затем обсуждаются на семинарах.



1. Многообразие форм познания. Наука в современной культуре

  1. Наука и обыденное знание..

  2. Наука и миф. Научное и псевдонаучное знание.


Литература:

  1. Гайденко В.П. Природа в религиозном мировосприятии // Вопросы философии. – 1995, №3.

  2. Границы науки: о возможности альтернативных моделей познания. - М., 1991.

  3. Заблуждающийся разум? Многообразие форм вненаучного знания. - М., 1991.

  4. Кохановский В.П. Философия и методология науки. - Р. н/Д., 1999.

  5. Культурные универсалии, наука и вненаучное знание // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. - М.. - С. 328-380.

  6. Купцов В. Философия и методология науки. – 1996.

  7. Лекторский В.А. Научное и вненаучное мышление: скользящая граница // Научные и вненаучные формы мышления. - М., 1996.

  8. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. - М., 2001.

  9. Новейший философский словарь. - Минск, 2001.

  10. Полани М. Личностное знание. - М., 1985.

  11. Современная западная философия: Словарь-справочник. - М., 1991.

  12. Философия. Учебник под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: Русское слово, 1998.

  13. Холтон Дж. Что такое "антинаука" // Вопросы философии. № 2, 1992.

  14. Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. - М., 1988.

  15. Штанько В.І. Філософія і методологія науки. – Харків, 2002.

  16. Штанько В.І. Філософія. Навчальний посібник. – Харків, 2002.



2. Особенности научного познания

  1. Особенности научного познания.

  2. Знание естественнонаучное, техническое, гуманитарное, их взаимосвязь.

  3. Эмпирическое и теоретическое знание.


Литература:

  1. Кохановский В.П. Философия и методология науки. - Р. н/Д., 1999.

  2. Купцов В. Философия и методология науки. – 1996.

  3. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. - М., 2001.

  4. Мигдал А.Б. Физика и философия // Вопросы философии. - 1990. - №1.

  5. Новейший философский словарь. - Минск, 2001.

  6. Попович М.В. Раціональність і виміри людського буття. - К., 1997.

  7. Современная западная философия: Словарь-справочник. - М.,1991.

  8. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 1994.

  9. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. - 1989. - №10.

  10. Философия. Учебник под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: Русское слово, 1998.

  11. Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. - М., 1988.

  12. Штанько В.І. Філософія і методологія науки. – Харків, 2002.

  13. Штанько В.І. Філософія. Навчальний посібник. – Харків, 2002.



3. Наука и философия: история и современность

  1. Проблема соотношения науки и философии в различные исторические эпохи развития европейской цивилизации.

  2. Соотношение философии и науки с точки зрения позитивизма.

  3. Проблема взаимосвязи философии и науки в диалектико-материалистической философии.

  4. Философия как рефлексия над наукой

  5. Философия как способ включения научного поиска в социокультурный контекст.

  6. Философия и самосознание ученого.


Литература

  1. Вайцзекер К.Ф. Физика и философия // Вопросы философии. - 1994. - №1.

  2. Гейзенберг В. Физика и философия. V. Развитие философских идей после Декарта в сравнении с современным положением в квантовой теории. - М., 1989.

  3. Кун Т. Структура научных революций. - М.,1977.

  4. Купцов В.Философия и методология науки. – 1996.

  5. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. - М., 2001.

  6. Новейший философский словарь. - Минск, 2001.

  7. Современная западная философия. Словарь справочник. - М., 1998.

  8. Современная западная философия: Словарь-справочник. - М., 1991.

  9. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации. // Вопросы философии. – 1989. - №10.

  10. Степин В.С. Становление научной теории. - М., 1976.

  11. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 1994.

  12. Философия. Учебник под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: Русское слово, 1998.

  13. Штанько В.І. Філософія і методологія науки. – Харків, 2002.

  14. Штанько В.І. Філософія. Навчальний посібник. – Харків, 2002.



4. Теоретические модели развития науки (по работам К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна)

  1. Концепция развития научного знания К.Поппера.

  2. Методология научно-исследовательских программ И.Лакатоса.

  3. Теория научных революций Т.Куна.


Литература:

  1. Кохановский В.П. Философия и методология науки. - Р. н/Д., 1999.

  2. Кун Т. Структура научных революций. - М., 1967.

  3. Купцов В. Философия и методология науки. - 1996.

  4. Лакатос И. Методология научно-исследовательских программ // Вопросы философии. – 1997. - №7.

  5. Лакатос И. Методология научных исследовательских программ // Вопросы философии. - 1995. - №4.

  6. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. - М.: Медиум, 1995.

  7. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. - М., 2001.

  8. Новейший философский словарь. - Минск, 2001.

  9. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М.,1983.

  10. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М.: Прогресс, 1983.

  11. Современная западная философия: Словарь справочник. - М., 1998.

  12. Современная западная философия: Словарь-справочник. - М., 1991.

  13. Философия. Учебник под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: Русское слово, 1998.

  14. Штанько В.І. Філософія і методологія науки. – Харків, 2002.

  15. Штанько В.І. Філософія. Навчальний посібник. – Харків, 2002.



5. Этика науки

  1. Сциентизм и антисциентизм.

  2. Этические нормы и ценности науки.

  3. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.


Литература

  1. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. - М. 1998.

  2. Агацци Э. Ответственность - подлинное основание для управления свободной наукой // Вопросы философии. - 1992. - №1.

  3. Кохановский В.П. Философия и методология науки. - Р. н/Д., 1999.

  4. Купцов В.Философия и методология науки. – 1996.

  5. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. - М., 2001.

  6. Мертон Р. Амбивалентность ученого. - М., 1965.

  7. Наука, техника, культура: проблемы гуманизации и социальной ответственности. Материалы "Круглого стола" // Вопросы философии. – 1989. - №1.

  8. Новейший философский словарь. - Минск, 2001.

  9. Проблемы гуманитаризации математического и естественнонаучного знания. - М., 1991.

  10. Современная западная философия: Словарь-справочник. - М.,1991.

  11. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. - 1989. - №10.

  12. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М., 1996.

  13. Философия. Учебник под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: Русское слово, 1998.

  14. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки: проблемы и дискуссии. - М., 1986.

  15. Ценностные аспекты развития науки. - М., 1990.

  16. Чешев В.В., Иванов Б.И. Становление и развитие технических наук. - Л., 1977.

  17. Чешков. М. Постмодернизм и целостность современного мира // Вопросы философии, №, 1995.

  18. Штанько В.І. Філософія і методологія науки. – Харків, 2002.

  19. Штанько В.І. Філософія. Навчальний посібник. – Харків, 2002.








Самостоятельная работа (26 часов)

Вопросы для самостоятельного изучения:


1. Основные этапы развития научного познания

a. Античная наука и ее влияние на мировую культуру

b. Особенности развития рациональности в средние века

c. Наука нового времени

d. Расцвет науки в 19 в. и проблемы ее развития на рубеже 19-20 вв.

e. Особенности неклассической науки


Литература:

  1. Бернал Дж. Наука в истории общества. - М., 1956.

  2. Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. - М., 1989.

  3. Гайденко П.П. Эволюция понятия наука. - М., 1980.

  4. Гайденко П.П. Эволюция понятия наука. - М., 1980.

  5. История математики с древних времен до начала 19 в. В 3-х т. - М., 1970.

  6. История науки в контексте культуры. (ред. П.П. Гайденко). - М., 1990.

  7. Клайн М. Математика. Поиск истины. - М., 1988.

  8. Кохановский В.П. Философия и методология науки. - Р. н/Д., 1999.

  9. Купцов В. Философия и методология науки. – 1996.

  10. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. - М., 2001.

  11. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. - М., 1990.

  12. Новейший философский словарь. - Минск, 2001.

  13. Порус В.Н., Никифоров А.Л. Эволюция образа науки во второй половине ХХ в. // В поисках теории развития науки. - М., 1982.

  14. Проблемы методологии постнеклассической науки. - М., 1992.

  15. Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. - М., 1979.

  16. Романский И.Д. Античная наука. - М., 1980.

  17. Рошкевич А.П. История математики в средние века. - М., 1981.

  18. Современная западная философия: Словарь-справочник. - М., 1991.

  19. Степин В.С. Теоретическое знание. - М., 2000.

  20. Философия. Учебник под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. М.: Русское слово, 1998.

  21. Штанько В.І. Філософія і методологія науки. – Харків, 2002.

  22. Штанько В.І. Філософія. Навчальний посібник. – Харків, - 2002

  23. Эпистемология и постнеклассическая наука. М., 1998.


2. Наука и религия: их соотношение в современной культуре

a. Особенности религиозного знания

  1. Религиозная и естественнонаучная истина

  2. Религия и наука: по-прежнему война?


Литература:

  1. Автономова Н. С. Миф: хаос и логос //Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990

  2. В. Гейзенберг. Естественнонаучная и религиозная истина //Шаги за горизонт. М., 1987.

  3. Гайденко В. П. Природа в религиозном мировосприятии //Вопросы философии, №3, 1995

  4. Кохановский В.П. Философия и методология науки. Р. н/Д. 1999

  5. Кулаков Ю. И. Синтез науки и религии// Вопросы философии. 1999, № 2

  6. Купцов В.Философия и методология науки.1996

  7. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М., 2001.

  8. Новейший философский словарь. Минск, 2001.

  9. Планк М. Религия и естествознание//Вопросы философии N 8, 1990.

  10. Рьюз М. Наука и религия: по-прежнему война?

  11. Рьюз М..Наука и религия: по-прежнему война? // Вопросы философии, №,199.

  12. Современная западная философия: Словарь-справочник.- М.,1991.

  13. Философия. Учебник под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. М.: Русское слово, 1998.

  14. Штанько В.І. Філософія і методологія науки. Харків. 2002

  15. Штанько В.І. Філософія. Навчальний посібник. Харків.2002


3. Особенности технического познания:

a. Эмпирическое и теоретическое в структуре технического знания

b. Особенности технической теории

c. Проблемы этики научно-технической деятельности

d. Социальные проблемы развития новой техники и технологии


Литература:


  1. Горохов В.Г. Научно-технические дисциплины, инженерная деятельность и проектирование (проблемы развития и исследования)/ “Философские науки”, 1989, № 3.

  2. Кохановский В.П. Философия и методология науки. Р. н/Д. 1999

  3. Купцов В.Философия и методология науки.1996

  4. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М., 2001.

  5. Новейший философский словарь. Минск, 2001.

  6. Современная западная философия: Словарь-справочник.- М.,1991.

  7. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М. А. Философия науки и техники. М., 1996.

  8. Степин В.С. Становление научной теории. М.,1976.

  9. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.

  10. Философия. Учебник под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. М.: Русское слово, 1998.

  11. Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. М.,1988.

  12. Штанько В.І. Філософія і методологія науки. Харків. 2002

  13. Штанько В.І. Філософія. Навчальний посібник. Харків. 2002


4. Социальные, политические и экономические факторы развития науки

a. Социальные факторы, влияющие на развитие науки

b. Идеология и наука

c. Наука в тоталитарном обществе

d. Экономические факторы и их влияние на развитие науки


Литература:

  1. Кохановский В.П. Философия и методология науки. Р. н/Д. 1999

  2. Купцов В.Философия и методология науки.1996

  3. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М., 2001.

  4. Мамчур Е.А. Проблемы социально-культурной детерминации научного познания. М.,1987.

  5. Микешина Л.М. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М., 1990.

  6. Новейший философский словарь. Минск, 2001.

  7. Проблемы гуманитаризации математического и естественнонаучного знания. М.,1991.

  8. Современная западная философия: Словарь-справочник.- М.,1991.

  9. Философия. Учебник под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. М.: Русское слово, 1998.

  10. Штанько В.І. Філософія і методологія науки. Харків. 2002

  11. Штанько В.І. Філософія. Навчальний посібник. Харків.2002


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. - М., 1998.

  2. Агацци Э. Ответственность - подлинное основание для управления свободной наукой // Вопросы философии. – 1982. - №1.

  3. В. Гейзенберг. Естественнонаучная и религиозная истина // Шаги за горизонт. - М., 1987.

  4. Вайцзекер К.Ф. Физика и философия // Вопросы философии. – 1994. - №1.

  5. Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. - М., 1989.

  6. Гайденко П.П. Эволюция понятия наука. - М., 1980.

  7. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). - М.: Наука, 1987.

  8. Гейзенберг В. Физика и философия: Часть и целое. - М., 1963.

  9. Границы науки: о возможности альтернативных моделей познания. - М., 1991.

  10. Заблуждающийся разум? Многообразие форм вненаучного знания. - М., 1991.

  11. История математики с древних времен до начала 19 в. В Зх т. - М., 1970.

  12. История науки в контексте культуры. (ред. П.П. Гайденко). - М., 1990.

  13. Клайн М. Математика. Поиск истины. - М., 1988.

  14. Кохановский В.П. Философия и методология науки. - Р. н/Д., 1999.

  15. Кун Т. Структура научных революций. - М., 1977.

  16. Купцов В.Философия и методология науки. – 1996.

  17. Лакатос И. Методология научных исследовательских программ // Вопросы философии. - 1995. - №4.

  18. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.: Медиум, 1995.

  19. Лекторский В.А. Научное и вненаучное мышление: скользящая граница // Научные и вненаучные формы мышления. - М., 1996.

  20. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. - М., 2001.

  21. Мамчур Е.А. Проблемы социально-культурной детерминации научного познания. - М., 1987.

  22. Мертон Р. Амбивалентность ученого. - М., 1965.

  23. Мигдал А.Б. Физика и философия // Вопросы философии. - 1990. - №1.

  24. Микешина Л.М. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. - М., 1990.

  25. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. - М., 1990.

  26. Наука, техника, культура: проблемы гуманизации и социальной ответственности. Материалы "Круглого стола" // Вопросы философии. – 1989. - № 1. - 1989.

  27. Новейший философский словарь. - Минск, 2001.

  28. Планк М. Религия и естествознание // Вопросы философии. - 1990. - №8.

  29. Полани М. Личностное знание. - М., 1985.

  30. Попович М.В. Раціональність і виміри людського буття. - К., 1997.

  31. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М.: Прогресс, 1983.

  32. Порус В.Н., Никифоров А.Л. Эволюция образа науки во второй половине ХХ в. // В поисках теории развития науки. - М., 1982.

  33. Проблемы гуманитаризации математического и естественнонаучного знания. - М., 1991.

  34. Проблемы методологии постнеклассической науки. - М., 1992.

  35. Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. - М., 1979.

  36. Романский И.Д. Античная наука. - М., 1980.

  37. Рошкевич А.П. История математики в средние века. - М., 1981.

  38. Рьюз М..Наука и религия: по-прежнему война? // Вопросы философии. – 1994.

  39. Современная западная философия: Словарь-справочник. - М., 1991.

  40. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 1994.

  41. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. - 1989. - №10.

  42. Степин В.С. Теоретическое знание. - М., 2000.

  43. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М., 1996.

  44. Философия. Учебник под ред. В.Д. Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. М.: Русское слово, 1998.

  45. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки: проблемы и дискуссии. - М., 1986.

  46. Холтон Дж. Что такое " антинаука" // Вопросы философии. - 1992. - №2.

  47. Ценностные аспекты развития науки. - М., 1990.

  48. Чешев В.В., Иванов Б.И. Становление и развитие технических наук. - Л., 1977.

  49. Чешков. М. Постмодернизм и целостность современного мира // Вопросы философии. – 1995.

  50. Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. - М., 1988.

  51. Штанько В.І. Філософія і методологія науки. – Харків, 2002.

  52. Штанько В.І. Філософія. Навчальний посібник. – Харків, 2002.

  53. Эпистемология и постнеклассическая наука. - М., 1998.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ:

  1. Наука как объект философского исследования.

  2. Типология философских и методологических проблем науки, ситуации их возникновения и пути разрешения. Роль этих проблем в развитии науки.

  3. Философские основания науки. Философия как рефлексия над наукой, способ включения научного поиска в социокультурный контекст.

  4. Философия и самосознание ученого.

  5. Проблема соотношения науки и философии в различные исторические эпохи развития европейской цивилизации.

  6. Соотношение философии и науки с точки зрения позитивизма.

  7. Проблема взаимосвязи философии и науки в диалектико-материалистической философии.

  8. Многообразие путей и форм познания (обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, научное, философское).

  9. Особенности языка науки.

  10. Критерии научности.

  11. Основания научного познания: идеалы и нормы исследования, научная картина мира.

  12. Эмпирическое и теоретическое знание.

  13. Знание естественнонаучное, техническое, гуманитарное, их взаимосвязь.

  14. Особенности технического познания:

  15. Эмпирическое и теоретическое в структуре технического знания

  16. Особенности технической теории

  17. Проблемы этики научно-технической деятельности

  18. Социальные проблемы развития новой техники и технологии

  19. Научный факт

  20. Научная гипотеза

  21. Научная теория и концепция

  22. Общая характеристика методов и средств познания (специально-научные и общенаучные, эмпирические и теоретические и т.д.).

  23. Средства и методы эмпирического исследования. Наблюдение и эксперимент, виды эксперимента.

  24. Общелогические методы познания

  25. Мысленный эксперимент и теоретическое моделирование.

  26. Критический рационализм К. Поппера и проблема роста научного знания.

  27. Диалектика развития науки в диалектико-материалистической философии.

  28. Теория научных революций Т. Куна.

  29. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

  30. Античная наука и ее влияние на мировую культуру

  31. Особенности развития рациональности в средние века

  32. Наука нового времени

  33. Расцвет науки в 19 в. и проблемы ее развития на рубеже 19-20 вв.

  34. Особенности неклассической науки

  35. Этические нормы и ценности науки.

  36. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ ЭССЕ



Тема эссе избирается магистрантом из предложенных кафедрой работ известных философов и ученых. Работа над эссе имеет целью углубленное изучение избранной работы, предполагающее творческое освоение современной философской и научной литературы и овладение навыками логически-связного письменного изложения философских проблем.

Реферат должен быть работой, показывающей способность автора умение самостоятельно анализировать тексты известных философов и ученых, выделяя важные мировоззренческие проблемы развития современной науки.

Объем эссе - 5-6 страниц печатного текста (в текстовом редакторе Word, шрифт размер 14, полуторный межстрочный интервал; примерно 10 000 знаков). Текст должен быть сброшюрован и иметь титульный лист следующего содержания:



Министерство образования и науки Украины

Харьковский национальный университет радиоэлектроники


Эссе по курсу «Философские проблемы научного познания»


__________________________________________ (тема)


Выполнил:

Магистрант (Фамилия, имя, отчество)


Название кафедры, научный руководитель

Харьков

2010


Срок сдачи эссе. На кафедру философии сдается первый экземпляр с подписью автора не позже 1 февраля.


Список текстов для написания эссе
по курсу «Философские проблемы научного познания»


  1. Автономова Н. С. Миф: хаос и логос//Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990 (с. 30-57)

  2. Агацци Э.Ответственность - подлинное основание для управления свободной наукой

  3. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. Глава " Я и мир объектов "

  4. Вебер М. Наука как призвание и профессия

  5. Вернадский В.И Из лекции “О научном мировоззрении / Философия и мировоззрение, М., 1990г. стр.180-203.

  6. Гейзенберг В. Естественнонаучная и религиозная истина

  7. Князева Е.Н., Курдюмов С.П.синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным//Вопросы философии. №12, 1992.

  8. Моисеев Н.Н. Мир ХХ1 века и христианская традиция

  9. Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм// Вопросы философии №3,1991.с.3-28

  10. Общая дискуссия //Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990, с. 328-380

  11. Пригожин И., Стенгерс И. Новый диалог человека с природой //Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: 2000.

  12. Рузавин Г. И. Синергетика и диалектическая концепция развития

  13. Рьюз М. Наука и религия: по-прежнему война?

  14. Статус науки в современной культуре (дискуссия)

  15. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации.

  16. Степин В.С.Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность

  17. Фейерабенд П. Наука versus рационализм

  18. Холтон Дж. Что такое “антинаука”?

  19. Шрейдер Ю. Наука - источник знаний и суеверий

  20. Эйнштейн А. Мотивы научного исследования // Собрание научных трудов. Том.4 -М., 1967


Принципы оценки работы магистрантов:


Итоговая оценка складывается из трех частей:

  • выступление на семинарах,

  • эссе (реферат) по результатам самостоятельной работы,

  • тестовый контроль на лекциях.


Магистранты, не выполнившие одну из этих форм работы, сдают зачет по всем разделам курса.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории разное:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ