Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Управление персоналом»
Федеральное агентство по образованию
Южно-Российский государственный технический университет
(Новочеркасский политехнический институт)
Шахтинский институт (филиал) ЮРГТУ (НПИ)
Методические указания
к семинарским занятиям по дисциплине
«Управление персоналом»
Новочеркасск 2008
УДК 338.2(07)
Рецензент – к.э.н., доцент А.Ф. Баташова
Составитель Довлатян Г.П.
Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Управление персоналом» / Сост. Г.П. Довлатян; Шахтинcкий ин-т (филиал) ЮРГТУ (НПИ). – Новочеркасск:
ЮРГТУ, 2008. – 21 с. - 50 экз.
Знакомят студентов с ролью управленческой дисциплины в условиях рыночной экономики. Представлены темы, изучение которых позволит более детально прорабатывать цели, решать задачи и применять оптимальные управленческие решения при подборе персонала на предприятиях различных форм собственности.
Предназначены для студентов очной и очно-заочной форм обучения специальности «Прикладная информатика (в экономике)».
УДК 338.2(07)
© Шахтинский институт ЮРГТУ, 2008
Введение
В условиях рыночной экономики, в жесткой конкурентной среде возрастает роль значимости человеческого фактора в производственной системе. Знания, квалификации, творческие и предпринимательские способности работников рассматриваются как основной ресурс повышения эффективности и выявления конкурентных преимуществ, нацеленных на стратегическое развитие организаций.
Основные задачи курса: учебный курс «Управление персоналом» является дисциплиной (по выбору студентов) специальности «Прикладная информатика (в экономике)» нацеленной на формирование у студентов видения целостной системы управления социально-трудовыми отношениями в современной организации. Овладение методиками и технологиями планирования и реализации кадровой стратегии, мотивации трудовой деятельности, обучения и развития персонала, регулирования конфликтов и трудовых споров позволит будущим специалистам принимать своевременно управленческие решения в кадровых вопросах.
Изучение курса базируется на таких дисциплинах, как «Менеджмент», «Экономика предприятия», «Социология», «Трудовое право».
Программа курса включает все лучшее из мировой и отечественной теории и практики управления персоналом.
В процессе преподавания дисциплины предусмотрены лекции семинарские занятия, которые проходят в виде деловых игр и конференций внутри коллектива.
Рубежный контроль знаний включает выполнение домашнего задания (в виде доклада) и сдачу итогового контроля (экзамена или зачета) в зависимости от формы обучения.
При завершении учебного курса информатик-экономист должен:
знать предмет и содержание дисциплины «Управление персоналом»; механизм управления персоналом: методы управления, их классификацию, взаимосвязь и развитие;
уметь проводить системный анализ управления персоналом организации: устанавливать цели, использовать принципы, обозначать функции, составляющие подсистемы и элементы;
иметь представление об эволюции теории и практики кадрового менеджмента: мировом и российском опыте;
уметь использовать информацию в ситуациях: современные концепции управления трудом в деловых организациях.
Семинарские занятия проходят в виде проведения деловых игр по следующим темам:
1.Управление персоналом как тип менеджмента. Сущность управления персоналом.
2. Кадровая политика.
3. Управленческая психология. Психологические проблемы бизнеса и менеджмента.
4. Личность как объект управленческого воздействия.
5. Руководство: власть, влияние и партнерство.
6.Стиль руководства. Социально-психологический портрет руководителя.
7. Управление группой.
8. Управление формированием и развитием коллектива.
9. Управление конфликтами. Психологическое упреждение и разрешение конфликтов в деловом общении.
10. Мотивация работы с персоналом. Мотивация как функция управления.
11. Методы обучения персонала государственных и коммерческих структур.
ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинар 1. Тема: Управление персоналом как тип менеджмента. Сущность управления персоналом
Вопросы для обсуждения
Менеджмент и его типы.
Цели и задачи управления персоналом.
Концепция управления персоналом в организации.
Система управления персоналом.
Власть и основные формы ее реализации.
Темы докладов/рефератов
Управление деловой карьерой в организации.
Специфика управления персоналом в различных моделях менеджмента.
Формы текущего контроля знаний: опрос.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование.
Литература
Смыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент по персоналу. – М., 2001.
Румянцева З.П., Саломатин Н.А. Менеджмент организации. – М., 2000.
Вестник госслужбы. Роскадры. – М., 1999. - №3
Кадровое обеспечение государственной службы. – Ростов на Дону, 1999.
Философия власти – М.: Изд-во МГУ, 2002.
Янов А. Истоки автократии // Октябрь, 1999. - №8.
Семинар 2. Тема: Кадровая политика
Вопросы для обсуждения
Сущность кадровой политики.
Структура кадров системы управления.
Развитие коммуникативных возможностей персонала.
Ротация и продвижения кадров.
Кадровая служба: функции, организация, ответственность.
Тема доклада
Кадровая служба: функции, организация, ответственность.
Формы текущего контроля знаний: опрос, решение задач.
Форма контроля самостоятельной работы студентов: тестирование.
Литература
1. Омаров А.М. Руководитель. Размышления о стиле управления. - М., 1998. -С. 217 - 35.
Хостинг А. Курс предпринимательства. - М., 2001. - С. 228 -230.
Розенбаум Ю.А. Формирование управленческих кадров. – М., 2000.
Якокка Ли. Карьера менеджера. – М.: Прогресс, 2000.
Семинар 3. Тема: Управленческая психология Психологические проблемы бизнеса и менеджмента
Вопросы для обсуждения
Управленческая психология как наука.
Взаимосвязь управленческой психологии с другими науками управленческого цикла.
Положительные результаты адаптации и ее отрицательные результаты.
Адаптация, как процесс приспособления личности, группы, нации, народа к новым условиям социальной среды.
Темы докладов/рефератов
Адаптация как проблема мотивации.
Психологические законы функционирования рыночной экономики.
Форма текущего контроля знаний: опрос.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, доклады.
Литература
Ключевский О.В. Курс русской истории в 9-ти томах. Т.4.
– С 207 -212.
Бердяев Н.А. Судьба России. – М., 2001.
Булгаков С.Н. Философия хозяйства. – М., 2000. - С.187.
Франки В. Человек в поисках смысла – М., 1999. - С 10 -11.
Попов В.Д. Адаптация населения к рынку // Человек и труд. - 2001. -№3.
Семинар 4. Тема: Личность как объект управленческого воздействия
Вопросы для обсуждения
Личность как субъект и «универсальный ресурс» рыночной экономики.
Необходимость индивидуального подхода к личности в управлении.
Проблема совместимости психологии личности и методов управленческого воздействия.
Психодиагностика как область психологического знания.
Тема доклада/реферата
Области применения и возможности использования психодиагностики в управленческой деятельности и кадровой работе.
Форма текущего контроля знаний: опрос.
Форма контроля самостоятельной работы студентов: тестирование.
Литература
Анастази А. Психологическое тестирование – М., 1999.
Айзенк Т.Ю. Проверьте свои способности – М., 2002.
Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. – М., 2000.
Бодалев А.А., Столин В.В. психодиагностика. – М., 2000.
Берлочук Л.Ф. Морозов С.Н. Словарь-справочник по психологической диагностики. Киев, 1999г.
Лучшие психологические тесты. – Петрозаводск, 1999.
Собчин Л.Н. Психодиагностика: методы и методология. – М., 2000.
Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М., 1999.
Семинар 5. Тема: Социальный психоанализ, психокоррекция поведения персонала
Вопросы для обсуждения
Предмет психодиагностики как области психологического знания.
Методы и техника психодиагностики:
а) тесты, опросники;
б) проективная техника.
Тема доклада/реферата
Области применения и возможности использования психодиагностики в управленческой деятельности и кадровой работе.
Формы текущего контроля знаний: опрос, тестирование.
Семинар 6. Тема: Руководство: власть, влияние и партнерство. Модели лидерства
Вопросы для контроля знаний
Руководство в организации.
Управление и лидерство.
Теории лидерства.
Партнерство руководителя и подчиненных.
Виды влияния, обеспечивающие партнерство: убеждение, привлечение работников к участию в управлении.
Базовые подходы к изучению проблемы лидерства.
Лидерство в механизме осуществления власти.
Темы докладов/рефератов
Лидер и менеджер: общее и особенные черты.
Власть как возможность влияния на поведения людей.
Качества современного лидера.
Форма текущего контроля знаний: опрос.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты.
Литература
Проект «Лидер» // Проблемы теории и практики управления. 1999. - №4.
Качество элиты // Деловой мир. 2001.
Роль лидеров в реорганизации предприятия // Кадры. – 2000. - №2.
Тичи Н.И., Девана М.А. Лидеры реорганизации. – М.: Экономика, 2002.
Семинар 7. Тема: Стиль руководства.
Социально-психологический портрет руководителя
Вопросы для обсуждения
Стиль руководства как категория управления.
Классификация стилей руководства.
Субъективная составляющая стиля руководства.
Самоменеджмент руководителя.
Тема доклада
Модель личности современного руководителя.
Формы текущего контроля знаний: опрос, решение задач.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты.
Литература
Ниссинин И. Воутилайнен Э. Время руководителя: эффективность использования. / Пер. с финского – М.: Экономика, 2000.
Осипов Г.В. Работа руководителя с документами. – М.: Экономика, 1999.
Шемль В.М. Секреты личного обаяния. – М., 2000.
Шемль В.М. Управленческая этика. – М., 1999.
Семинар - конференция 7.
Тема: Технология имиджа менеджера
Вопросы для занятий
Роль имиджа в политике, бизнесе, управлении.
Общие условия формирования личного обаяния.
Некоторые специфические условия и приемы овладения имиджем (официальная переписка, стратегия и тактика ведения переговоров, официальные приемы и т.п.).
Темы докладов/рефератов
1. Авторитет руководителя.
2. Имидж организации.
Формы текущего контроля знаний: опрос, дискуссия.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, доклады.
Литература
Вудков М., Френзис Д. Раскрепощенный менеджер: для руководителя – практика. – М., 2001.
Гольман И.А. Добробобенко Н.Н. Практика рекламы: 10 уроков для советского бизнесмена. – Новосибирск, 2000.
Гуревич П.С. Приключения имиджа – М., 2001.
Корнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. – М., 1990.
Шемль В.М. Секреты личного обаяния. – М., 2000.
Шемль В.М. Управленческая этика. – М., 1999.
Семинар 8. Тема: Организация труда руководителя
Вопросы для занятий
Необходимость организации труда руководителя.
Планирование рабочего времени.
Тренировка памяти.
Быстрое чтение.
Управлением стрессом.
Рабочее место руководителя (интерьер кабинетов, специфика помещения и его оборудования).
Работа с документами.
Темы докладов/рефератов
Временной ресурс руководителя.
Тренировка интеллекта и выработка креативного мышления.
Форма текущего контроля знаний: опрос.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты.
Литература
1. Ниссинин И. Воутилайнен Э. Время руководителя: эффективность использования. / Пер. с финского – М.: Экономика, 2000.
2. Осипов Г.В. Работа руководителя с документами. – М.: Экономика, 1999.
3. Силюк Н.А., Веселов П.В., Галахов В.В. Организация управленческого труда. – М.: Экономика, 1999.
4. Ладанов Н.Д. Практический менеджмент. – М., 2002.
Семинар 9. Тема: Управление группой
Вопросы для занятий
Групповые методы работы с персоналом.
Типы групп в управлении.
Формальная и неформальная структура групп.
Основные причины вступления людей в неформальные организации.
Повышение эффективности функционирования формальных групп и организаций.
Темы докладов/рефератов
Психологическая совместимость в малых группах.
Психологические аспекты эффективной коммуникации.
Психологические аспекты эффективных инноваций.
Форма текущего контроля знаний: опрос.
Форма контроля самостоятельной работы студентов: тестирование.
Литература
Вудков М., Френзис Д. Раскрепощенный менеджер: для руководителя – практика. – М., 2001.
Гольман И.А. Добробобенко Н.Н. Практика рекламы: 10 уроков для советского бизнесмена. – Новосибирск, 2000.
Василюк В.Е. Психология переживания. - М., 1998.
Гриман Л.П. Общение с собой. – М., 2001.
Семинар 10. Тема: Управление формированием
и развитием коллектива
Вопросы для занятий
Формирование коллектива.
Качество персонала. Построение коллектива.
Построение коллектива. Этапы построение коллектива.
Преимущество и недостатки коллективной работы.
Менеджер как воспитатель коллектива.
Темы докладов/рефератов
Формирование команд.
Роль менеджера в воспитании коллектива.
Форма текущего контроля знаний: опрос.
Форма контроля самостоятельной работы студентов: тестирование.
Литература
Рудкевич А.М. Человек и толпа // Диалог. – 1998. - №12. – С. 102 – 104.
Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я // Диалог. – 1998. - №12. – С 104 – 112.
Собчин Л.Н. Психодиагностика: методы и методология. – М., 2000.
Шемль В.М. Управленческая этика. – М., 1999.
Семинар 11. Тема: Психология толпы. В неколлективные формы массового поведения людей и способы их коррекции
Вопросы для занятий
Массовые формы неколлективного поведения.
Феномен толпы. Психология толпы.
Тема доклада/реферата
Социально-психологические методы воздействия на массовое стихийное поведение.
Форма текущего контроля знаний: опрос.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты.
Литература
1. Лебон Г. Психология народов и масс – 1898.
Петровский А. Синдром толпы // Литературная газета 1999.
Рудкевич А.М. Человек и толпа // Диалог. – 1998. - №12. – С. 102 – 104.
Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М., 1999.
Семинар 12. Тема: Управление конфликтами
Вопросы для занятий
Природа и виды конфликта.
Движущие силы конфликтов и формы их протекания.
Стратегии и техника управления конфликтами.
Анализ и способы разрешения конфликтов.
Темы докладов/рефератов
Методы разрешения конфликтов.
Практика использования конфликтов в управлении.
Форма текущего контроля знаний: опрос.
Форма контроля самостоятельной работы студентов: тестирование.
Литература
Бородкин Ф.Н., Коряк Н.М. Внимание! Конфликт! – Новосибирск, 1999г.
Зигерт В., Ланк Л. Руководить без конфликтов. – М., 2002 . - С. 189 -204.
Василюк В.Е. Психология переживания. - М., 1998.
Гриман Л.П. Общение с собой – М. 2001.
Семинар 13. Тема: Психологическое предупреждение и разрешение конфликтов
в деловом общении
Вопросы для занятий
Типология и характеристика конфликтов делового общения.
Социальные и психологические факторы упреждения конфликтов в деловом общении.
Пути и средства разрешения конфликтов в процессе делового общения.
Условия и возможности саморегуляции в общении.
Тема доклада
Зарубежный опыт разрешения конфликтов в управлении.
Формы текущего контроля знаний: опрос.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование.
Литература
Бородкин Ф.Н., Коряк Н.М. Внимание! Конфликт! – Новосибирск, 1999.
Зигерт В., Ланк Л. Руководить без конфликтов. – М., 2002 . - С. 189 -204.
Василюк В.Е. Психология переживания. - М., 1998.
Семинар 14. Тема: Мотивация работы
с персоналом
Вопросы для занятий
Мотивация как функция управленческого цикла.
Роль мотивации в достижении цели управлении.
Эволюция идей в мотивации. Классическая теория в мотивации.
Психологические аспекты мотивации.
Тема доклада/реферата
Особенности мотивации и стимулирование персонала.
Форма текущего контроля знаний: опрос.
Форма контроля самостоятельной работы студентов: тестирование.
Литература
1. Ковалев В.И. Мотивы поведения, деятельность. – М.: Наука 1999.
2. Волгин Н.А., Никлолаев С.В. Доходы работника и результативность производства: проблемы, реалии, перспективы. – М., 2000.
3. Грейсон Д., О Делл К. Амереканский менеджмент на пороге 21 века. – М., 2001.
4. Как добиться успеха / Под ред. Хруцкого В.Е. – М., 2002. С 460 – 480.
Семинар 15. Тема: Мотивация как функция управления
Вопросы для обсуждения
Проблемы мотивации в трудах основоположников научного менеджмента. Классические теории мотивации.
Современные системы стимулирования труда и их отличие от традиционных систем.
Зарубежный и отечественный опыт мотивации.
Перспективы совершенствования систем стимулирования труда.
Оценка собственных мотивационных тенденций.
Тема доклада/реферата
Зарубежный опыт психологического подхода к стимулированию труда.
Форма текущего контроля знаний: опрос.
Форма контроля самостоятельной работы студентов: тестирование.
Литература
1. Макконел К.Р., Брю С.Н. Экономика. Т.2. – М., 2000. – С. 156 – 175.
2. Проников В.А., Ладанов И.Д. Управление персоналом в Японии. – М., 1999.
3. Роджерс Ф.. - ИБН: взгляд из внутри: человек – фирма – маркетинг / пер. с англ. – М., 1999.
4. Управление по результатам / Пер. с финского. – М., 1998.
5. Шегель В.М. Управленческая психология. - М., 2000.
Семинар-конференция 15.
Тема: Методы обучения персонала государственных и коммерческих структур
Вопросы для занятий
Цели и способы оценки управленческого персонала.
Подготовка программы Центра оценки персонала.
Проведение мероприятий по оценке персонала.
Обработка и способы использования результатов.
Темы докладов/рефератов
Организационное, правовое и научно-методическое обеспечение социального партнерства.
Зарубежные модели социального партнерства.
Подготовка кадров и повышение их квалификации.
Формы текущего контроля знаний: опрос, дискуссия.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, доклады.
Литература
Базаров Т.Ю., Беков Х.А., Ансенова Е.А. Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур. – М., 2002.
Менеджмент персонала. Учебник. – М., 2001.
Вопросы для итогового контроля (экзамен или зачет)
Менеджмент и его типы.
Цели и задачи управления персоналом.
Концепция управления персоналом в организации.
Система управления персоналом.
Власть и основные формы ее реализации.
Специфика управления персоналом в различных национальных моделях менеджмента.
Сущность кадровой политики.
Структура кадров системы управления.
Кадровая служба: функции, организация, ответственность.
Управленческая психология как наука.
Положительные и отрицательные результаты адаптации.
Личность как субъект и «универсальный ресурс» рыночной экономики.
Необходимость индивидуального подхода к личности в управлении.
Проблема совместимости психологии личности и методов управленческого воздействия.
Психодиагностика как область психологического знания.
Предмет психодиагностики как области психологического знания.
Области применения и возможности использования психодиагностики в управленческой деятельности и кадровой работе.
Управление и лидерство.
Теории лидерства.
Партнерство руководителя и подчиненных.
Виды влияния, обеспечивающие партнерство.
Базовые подходы к изучению проблемы лидерства.
Лидерство в механизме осуществления власти.
Качества современного лидера.
Модели лидерства.
Стиль руководства как категория управления.
Классификация стилей руководства.
Субъективная составляющая стиля руководства.
Технические средства управления, самоменеджмент руководителя.
Роль имиджа в политике, бизнесе, управлении.
Необходимость организации труда руководителя.
Планирование рабочего времени.
Управлением стрессом.
Рабочее место руководителя (интерьер кабинетов, специфика помещения и его оборудования).
Работа с документами.
Групповые методы работы с персоналом.
Типы групп в управлении.
Повышение эффективности функционирования формальных групп и организаций.
Психологические аспекты эффективной коммуникации.
Психологические аспекты эффективных инноваций.
Формирование коллектива.
Качество персонала. Построение коллектива.
Преимущество и недостатки коллективной работы.
Менеджер как воспитатель коллектива.
Природа и виды конфликта.
Движущие силы конфликтов и формы их протекания.
Стратегии и техника управления конфликтами.
Типология и характеристика конфликтов делового общения.
Пути и средства разрешения конфликтов в процессе делового общения.
Мотивация как функция управленческого цикла.
Эволюция идей в мотивации. Классическая теория мотивации.
Психологические аспекты мотивации.
Проблемы мотивации в трудах основоположников научного менеджмента. Классические теории мотивации.
Современные системы стимулирования труда и их отличие от традиционных.
Зарубежный и отечественный опыт мотивации.
Перспективы совершенствования систем стимулирования труда.
Учебно-методическое издание
Методические указания к семинарским занятиям
по дисциплине «Управление персоналом»
Составитель: Довлатян Галина Петровна
Редактор Т.П. Дмитриева
Темплан 2008 г. Подписано в печать 17.03.2008 г.
Формат 60х841/16. Бумага офсетная. Ризография.
Усл.-печ.л. 1,16. Уч.-изд. л. 1,25. Тираж 50
Южно-Российский государственный технический университет
Адрес ун-та: 346428, г. Новочеркасск, ул. Просвещения, 132
Шахтинский институт (филиал) ЮРГТУ (НПИ)
Адрес ин-та: 346500, г. Шахты, пл. Ленина, 1
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории разное:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ