Методические указания по организации самостоятельной работы для студентов всех специальностей Санкт-Петербург


УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ


Методические указания

по организации самостоятельной работы

для студентов всех специальностей


Санкт-Петербург

2007


канд. филос. наук, доц. Иванов И.А.

канд. филос. наук, доц. Чернеевский А.П

Предисловие


Учебная практика по культурологии является логическим продолжением учебных курсов «Культурология» и «История мировой культуры».

«Учебная практика» означает, что студент должен самостоятельно и на практических примерах научиться соотносить произведения изобразительного искусства, литературы, архитектуры, кино, театра и т.д. соответствующим жанрам, направлениям и стилям в искусстве, историческим эпохам.

Студенты посещают музеи изобразительного искусства, знакомятся с шедеврами мировой живописи, скульптуры и готовят рефераты, которые являются основной формой отчета по дисциплине.

Для проведения практики студенты должны под руководством преподавателя выбрать тему и соответствующий ей объект практики. Тема практической работы должна соответствовать не только интересам студента, но и представлять культурную ценность.


ГЛАВНОЕ! Студенты дневного отделения пишут отчет по нескольким произведениям (сравнительный анализ). Студенты заочники и вечерники пишут отчет по одному произведению.

Подробный план написания ОТЧЕТА см. ниже на 9 стр.

Например, студента интересует религиозная тематика в изобразительном искусстве и предметом работы может стать библейский сюжет о снятии с креста тела Христа. Согласно выбранной задаче, студент знакомится с описанием этого события в Евенгелие от Иоанна, затем знакомится с тем, как это событие изображается в иконах (представленных в Государственном Русском музее) или в Эрмитаже изучает картину Рембранта «Снятие с креста».

Важно отметить, что практическая работа не должна представлять из себя простое описание произведения искусства, это должен быть культурологический анализ (сравнительный, исторический, искусствоведческий). Потому выбор темы практики представляет собой совместную творческую задачу преподавателя и студента. Например, если студента интересует художественная кинематография, и в качестве объекта практической работы выбираются фильмы Ф. Феллини, то недостаточно просмотреть фильм и пересказать его, необходимо провести минимальную исследовательскую работу, найти соответствующую искусствоведческую литературу, а также поучаствовать в семинарах и кинофестивалях.

В качестве объекта практики может быть избран художественный или исторический музей, постоянная или временная выставка, памятник архитектуры, мемориальное кладбище, место исторического события, театр, концертный зал, садово-парковый комплекс и т.п.

Таким образом, тема культурологической практики должна по-настоящему интересовать студента, она не должна быть научно-сухой и отвлеченной для человека, но с другой стороны, предмет практики должен обладать культурной значимостью и непреходящей исторической ценностью.


Прохождение практики, сбор материала

Для студентов дневного отделения ИНЖЭКОНа предусмотрено коллективное, плановое посещение Русского музея. Студенты других форм обучения посещают музеи самостоятельно. Важно помнить, что предметом «Учебной практики по культурологии» является реальный объект культуры, истории и искусства, который студент самостоятельно изучил. Например, если тема практики связана с изобразительным искусством, то предметом не может быть репродукция картины, ее фото в журнале, в Интернете и т.п. Желательно, чтобы студент сохранил входной билет в музей и прикрепил его к реферату.


Содержание разделов и тем дисциплины

Тема 1. Приемы и методы анализа феноменов культуры

Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований: диалектический, системный, структурно-функциональный, аналитический, компаративный, типологический, культурантропологический, семиотический, герменевтический, биографический, а также другие общенаучные и частные.

Комментарии:

В рамках первой темы студенты практикуются в понимании различных феноменов культуры и прилагают тот или иной культурологический метод для выяснения практических вопросов. Например, на практическом занятии можно поставить вопрос о взаимодействии восточной (буддийской) и западной христианской культуры, и изучить это взаимодействие с помощью компаративного и структурно-функционального методов культурологии. Другой пример: с помощью метода герменевтической философии, а также биографического метода сделать разбор произведения Л.Толстого «Война и мир», уяснить на занятии возможности и значение этих методов; вычленить уровни понимания: здравый смысл, эстетический, образовательный. На этих примерах студент должен проанализировать свое мышление (восприятие произведения) и процесс понимания литературного текста в герменевтическом контексте, уяснить и назвать тот метод, которым литературные произведения анализируются в средней школе; уяснить на каком философско-культурном основании строится понимание, осознание текста в ВУЗе после курсов философии и культурологии. Третий пример: по произведениям Чернышевского «Что делать» и Достоевского «Идиот», «Преступление и наказание» применить типологический метод в культурологии: разобраться на практическом занятии, какие типы личностей присутствуют в произведениях, какие задачи ставят авторы и каким образом их реализуют. Это можно сделать с помощью культурологического метода Макса Вебера. Для этого следует уяснить степень рациональности (осознанности) действия того или иного героя, уяснить, каким образом поступки героя произведения вовлекают его в социальное пространство, а затем сделать вывод, насколько удалось автору романа создать «идеальный тип» человека, характеризующий на примере одного героя целую общность людей. Например, сделать вывод о том, насколько реален тип «нового человека», представленного Чернышевским, проанализировать удачность произведения с этой точки зрения, задаться вопросом, как повлиял роман на формирование мышления русского человека в 20 столетии.



Тема 2. Ранние этапы формирования культуры

Культура Древнего Египта. Культура стран Ближнего Востока (Палестина, Сирия, Месопотамия). Индийская культура. Культура Китая и Японии. Культура коренных народов Африки, Америки, Океании и Австралии. Античная культура. Древнегреческая культура. Древнеримская культура. Культура эллинизма III в. до н.э. – VI в. н.э. Культура ислама VIIXX вв.

Комментарии:

Эта обширная тема предполагает интерес студента к какому-либо виду национального, народного творчества, а также интерес к истории. Главным мотивом для работы в этой теме должно быть желание студента найти общие черты в произведениях искусства разных народов, исторических эпох. Для этого придется провести работу по изучению не только конкретных произведений искусства, но и ознакомиться с литературой, дающей пример исторического и культурологического анализа мировых шедевров скульптуры, живописи и т.д. Однако материалом для работы по данной теме может послужить не только искусство, но и любые виды ранней культуры. Например, можно написать реферат по истории способов исчисления, арифметики; ознакомиться со способами счета на заре цивилизации в древней Месопотамии, в Индии, в Египте, Греции и Риме, затем в арабских странах в более позднюю эпоху, сделать соответствующие выводы. Другой пример: провести сравнительный анализ современной европейской скульптуры и скульптуры древних цивилизаций по шедеврам, с которыми можно ознакомится в Эрмитаже. Здесь можно выделить конкретную тематику, например жанр скульптурного портрета представленного в Древнем Риме и в современной России.


Тема 3. Христианская культура Западной Европы до XIX в

Католическая культура. Готический стиль в живописи и архитектуре. Готическая литература. Трубадуры и труверы. Лирика вагантов. Скандинавский эпос в средневековой культуре. Предпосылки становления и развития протестантской культуры. Становление гуманизма. Возрождение и Реформация. Рококо. Барокко. Классицизм. Сентиментализм. Романтизм.

Комментарии:

В данной теме не обязательно ограничиваться сюжетами, связанными непосредственно с христианством, подойдет любой сюжет из данного периода. С другой стороны, в культуре Европы с V по XIX столетие трудно отыскать нехристианский мотив. Можно сравнивать архитектурные сооружения, храмы, дворцы, капеллы как в одном месте и времени, так и в различных регионах и исторических периодах. Можно сравнивать и изучать тексты по их культурному значению, например, написать реферат о становлении библейской культуры, найти различные переводы Библии, почитать литературу об истории переводов Библии на национальные языки и т.п. Другой пример, для студентов, которые с удовольствием читают «Фауста» Гете, можно взять предметом изучения легенду о Фаусте, которая возникла в Европе в эпоху Возрождения, и проанализировать, каким образом эта легенда нашла отражение в произведении великого немецкого поэта.


Тема 4. Православная культура

Культура Византии. Становление, развитие и расцвет византийской культуры. Византийская культура в странах «византийского содружества наций». Русская культура и славянство. Становление русской духовной и материальной культуры при переходе от язычества к православию. Русская культура X-XIII вв. Русская культура второй половины XIII-XVI вв. Русская культура второй половины XVI-XVII вв. Проблемы русской культуры XVIII-XIX вв. Православная культура в современном мире.

Комментарии:

Для студентов, которые живо интересуются историей и культурой своей страны, эта тема может показаться наиболее актуальной. Здесь подойдет любой исторический сюжет, отображенный в произведении искусства. Например, выбрав один из эпизодов Отечественной войны 1812 года, можно сопоставить его описание в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» с его кинематографической версией, отечественной или зарубежной. Другой пример: написать реферат о том, каким образом духовные поиски русской интеллигенции в начале ХХ века нашли отражение в картинах русских художников символистов Н.Рериха, М.Шагала, Филонова, Петрова-Водкина и др. Можно провести параллели и с ситуацией религиозно-духовной нестабильности в 90-х годах этого же столетия.


Тема 5. Проблемы европейской художественной культуры XIX-XX вв

К тайнам иррационального. Символизм. Экспрессионизм. Примитивизм. Научное мышление в искусстве. Импрессионизм, модерн, фовизм и кубизм. Технологический оптимизм и искусство. Футуризм, дадаизм, поп-арт. Абстракционизм, сюрреализм, новый реализм. Экзистенциализм и деконструктивизм. Культура и антикультура в состоянии постмодерна. Массовая культура. Техногенная культура.

Комментарии:

Эта тема позволяет ввести в рамки культурно-исторического дискурса самые современные произведения искусства. Потому здесь можно брать в качестве материала исследования те произведения искусства, которые пока не получили четкой оценки искусствоведов, и попытаться дать философское обоснование культурно-исторической ценности какого-либо шедевра современной живописи, кинематографии, литературы и т.п. Например, сравнить роман японского писателя Мисимы «Золотой храм» с романом Достоевского «Преступление и наказание». Другой пример, сравнить архитектуру в стиле модерн Петербурга 2000-х годов с модерновой архитектурой Парижа. В данной теме главное помнить, что все объекты культурологической практики, относящиеся к современному искусству, не должны быть исследованы сами по себе, но должны быть рассмотрены в контексте истории культуры.




Форма отчета о практике

Результаты выполненной работы должны быть изложены в реферате. Его объем должен составлять от 7 до 10 машинописных страниц. Он выполняется на листах белой бумаги формата А4 (210 x 297 мм), сшитых по левому краю. Реферат должен состоять из титульного листа, оглавления, введения, основной части (возможно, разделенной на главы), заключения и списка литературы. Страницы реферата нумеруются внизу и посередине каждой страницы арабскими цифрами, начиная со второй страницы. Основной текст следует набирать гарнитурой «Таймс» 14 кегля с межстрочным интервалом 1,5. Верхнее, нижнее, левое и правое поле каждого листа составляет 25 мм. Рукописная версия должна быть написана четким и разборчивым почерком.

На титульном листе указывается полное название министерства, университета, факультета, форма обучения и его сроки, номер группы, фамилия, имя и отчество студента. На второй странице дается оглавление с указанием страниц. Во введении приводится обоснование выбора сюжета. В основной части дается подробное описание каждого из рассмотренных произведений и проводится их сопоставление. В заключении дается собственная оценка рассмотренных произведений и высказывается личное мнение об их роли в культурном процессе. Список литературы должен состоять минимум из трех наименований, оформленных в соответствии с действующей нормой.


Как писать отчет

Только для студентов, которые хотят сдать этот зачет Чернеевскому!



Студент должен выбрать произведение искусства, посмотреть его в оригинале и написать короткий отчет. Затем найти преподавателя по расписанию, прийти за 10 минут до конца занятий этого преподавателя и сдать зачет.


Теперь по порядку.


Произведение искусства:

1. Отчет пишется по произведению (одно для заочников, два-три для очников) изобразительного искусства: живопись, скульптура, графика.

2. Вы должны это произведение увидеть своими глазами (никакие копии, репродукции, картинки в Инете не годятся).

3. Вы должны принести на зачет билет из музея, в котором вы были и видели эту картину. Теоретически можно и без билета, но тогда я задам несколько уточняющих вопросов, например: у какого метро Русский музей? и т.п.

4. Если вы были в Париже в Лувре и смотрели Джоконду в оригинале, то пишите про Джоконду.

5. Желательно не писать про стандартные картины, как то: «Девятый вал» Айвазовского, «Гибель Помпеи», «Христос и Грешница» и т.п. (Я просмотрел уже около пятидесяти отчетов по «Девятому валу»).

6. При выборе произведения искусства берите лучше те, которые произвели на вас сильное впечатление. Как говорил индусский мудрец Рамакришна (19 век): «Люби, остальное приложится». Так что пишите о том, что вы именно любите и не пишите о том, что не любите.

7. (следует из 6 пункта) предполагается, что Вы пред картиной простояли как минимум полчаса и отлично знаете все подробности сюжета, цвета и т.д.

8. Желательно иметь репродукцию картины в отчете, если картина не очень известная, но не обязательно.


План отчета:

1. Кто написал картину (слепил скульптуру и т.п.). Годы жизни художника, основные вехи его жизни (занимает не более 20 % объема работы). Кто был учителем художника, где он учился и т.д.

2. Техника исполнения работы

2.1. В каком стиле написана работа, к какой художественной школе принадлежит. Какое место картина занимает в мировой культуре.

2.2. Техника исполнения. Композиция, перспектива, колорит и т.д.

3. Задачи художника (что он хотел выразить этим произведением искусства, чего хотел добиться от зрителя, о чем думал, что переживал).

4. Ваше личное впечатление от картины, какое место эта картина занимает в вашей жизни.


Примечания:

- процентные отношения четырех пунктов отчета любые. Вы можете написать много о технике исполнения и немного о своем личном впечатлении и т.п.

- третий пункт можно опустить, либо высказать свои предположения в двух предложениях. ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ПУНКТЫ ДОЛЖНЫ ПРИСУТСТВОВАТЬ В ОТЧЕТЕ.

- теоретически, вы можете написать и о фильме, или о прочитанной книге, или о музыкальном произведении, но для этого нужно написать мне по электронной почте cherneevski@nm.ru

и получить от меня согласие. Например, я буду рад посмотреть отчет о фильме «Трасса 60», или о книге «Духлесс» но не приму отчет о «Городе греха». Но имейте в виду, что о фильме или книге гораздо сложнее написать, потому что о картинах полно книг и искусствоведческих сайтов в Инете, а при написании отчета по фильму довольно сложно будет соблюсти все пункты отчета. Про режиссеров мы знаем мало и информацию бывает сложно найти, тем более отнести фильм к какому-либо направлению в искусстве, а без этого отчет не принимается.

- Практикум по культурологии является творческим занятием. Любые творческие начинания (в пределах плана) приветствуются. Желательно, чтобы отчет был написан самостоятельно, полностью своими словами (или хотя бы 4 пункт).

- Практикум по культурологии можно сдать и БЕЗ ОТЧЕТА, если вы прекрасно знаете искусствоведение, но тогда я буду задавать примерно такие вопросы:

- Назовите и опишите 5 картин в корпусе Бенуа в Русском музее.

- Назовите имена 10 великих композиторов и их произведений.

- Назовите 5 имен лауреатов Нобелевской премии в литературе.

- Назовите 10 имен писателей-драматургов

- Сколько живописных картин Да Винчи сохранилось сегодня в мире

- и т.п.



9


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории разное:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ