Методические указания составлены на кафедре «Эксплуатация автомобильного транспорта». Вних изложены цель, задачи и содержание дисциплины, методические указания по проведению лабораторных работ, выполнению контрольных заданий и контрольные вопросы по курсу

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тихоокеанский государственный университет











ЛОГИСТИКА


Методические указания

по выполнению контрольных работ

для студентов специальностей 190701.65 «Организация перевозок и управление на транспорте», 190702.65 «Организация дорожного движения», 080502.65 «Экономика и управление на транспорте» всех форм обучения

















Хабаровск

Издательство ТОГУ

2010


УДК 656.072 (045)

Логистика: методические указания к выполнению контрольных работ

для студентов специальностей 190701.65 «Организация перевозок и управление на транспорте», 190702.65 «Организация дорожного движения», 080502.65 «Экономика и управление на транспорте» всех форм обучения

/ сост. Данило В. И., В. Ф. Карев, В. В. Карева. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2010. – с.





Методические указания составлены на кафедре «Эксплуатация автомобильного транспорта». В них изложены цель, задачи и содержание дисциплины, методические указания по проведению лабораторных работ, выполнению контрольных заданий и контрольные вопросы по курсу.


Печатается в соответствии с решениями кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта» и методического совета института транспорта и энергетики.





















© Тихоокеанский

государственный

университет, 2010

Основные положения


В настоящее время в связи с переходом на рыночные отношения необходимо внедрять методы социально-экономического анализа в учебный процесс подготовки специалистов по организации перевозок и управлению на автомобильном транспорте. Эффективность проведения анализа тесно связана с логистическими процессами, протекающими в социально-экономической системе региона, в котором функционирует автотранспортное предприятие. Любое решение, связанное с управлением логистическими процессами, должно базироваться на выявлении совокупности факторов, влияющих на суммарные издержки входящих в логистическую систему предприятий (организаций). Количество внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на создание оптимальной логистической системы, достаточно велико. Поэтому исследователю приходится выбирать наиболее значимые внешние и внутренние факторы.

Для успешного достижения поставленных целей логистической системы необходимо обеспечить тесную взаимосвязь оперативного управления всех структурных подсистем, в том числе: административного управления; поступления, обработки и оформления заказа; планирования производства; закупки продукции; поставки продукции; складирования и хранения продукции на складе; сбыта продукции и доставки заказа. Перечисленные подсистемы должны работать синхронно и ритмично, обеспечивая минимизацию времени в транзите, оптимизацию запасов, сведение к минимуму логистических рисков и совершенствование сервиса. В случае если отсутствует соответствующая координация всех подсистем логистической системы, то достижение желаемого результата вряд ли возможно.

Практика деятельности существующих логистических систем показала, что оптимальное ее функционирование возможно только при наличии постоянной систематизации производственных проблем и соответствующем формулировании оптимальных задач, решение которых обеспечивает достижение желаемых результатов потребителя.

В настоящее время в связи с постоянно изменяющимися внешними факторами от менеджеров требуется совершенствование знаний и приобретение практических навыков по многим инженерным вопросам, в частности по проблемам логистики – науки о планировании, организации, мотивации и контроле движения материальных, финансовых и информационных потоков в пространстве и во времени, начиная от момента их возникновения до конечного потребителя. Следует заметить, что логистика должна максимально удовлетворять запросы данного потребителя. Если это будет происходить, то тогда можно будет считать, что задачи, поставленные каждой подсистемой, сформулированы, верно, а следовательно, правильно реализованы.

1. Цель и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе


1.1 Цели и задачи изучаемой дисциплины


Дисциплина логистика является одной из инженерно-технологических дисциплин в подготовке специалиста по экономике и управлению на транспорте.

Экономист-менеджер должен иметь хорошие знания в области формирования материальных потоков при производстве продукции, работ и услуг на транспорте.

Цель изучение дисциплины «Логистика» – дать систему теоретических знаний и практических навыков по управлению и организации материальных потоков применительно к деятельности экономиста-менеджера на транспорте.

Задача изучения дисциплины – формирование комплексного подхода к решению проблем повышения экономической эффективности


1.2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины


Для достижения цели экономист-менеджер должен обладать:

во-первых, навыками системного подхода к логистической системе, чтобы охватить все мероприятия по перемещению, хранению материалов в пределах определенной организации;

во-вторых, знаниями, достаточными для понимания проблемы предпринимательства, в целом. А также учета воздействия решений, принимаемых в одной области логистики, на логистическую систему, в целом;

в-третьих, знаниями, позволяющими ему разбираться в ценообразовании, рыночных и финансовых аспектах с тем, чтобы оценить влияние различных мероприятий на эффективность продвижения материалопотоков;

в четвертых. Пониманием экономической ситуации, принципов развития транспорта, чтобы оценивать существующие проблемы, как с точки зрения логиста, так и работника определенной организации;

в-пятых, знаниями в области принятия оптимальных управленческих решений.


2. Контрольные задания по дисциплине «Логистика»


Студенты выполняют контрольную работу, состоящую из 2-х частей:

теоретическая часть, состоящая из трех теоретических вопросов;

практическая часть – задача.

Вариант определяется по последней цифре зачетной книжки студента.


1 вариант

1. Логистические аспекты транспортного обслуживания. Услуги транспорта. Понятие и классификация транспортных услуг.

2. Качество доставки: продолжительность перевозок, безопасность транспортных услуг, перевозок, точность доставки, стоимость перевозок, уровень обслуживания, дополнительные

3. Теоретические концепции логистических систем. Понятие логистической системы. Основные принципы и функции логистических систем


2 вариант

1. Рынок и логистика. Логистика и конкурентные преимущества. Рыночные функции логистики.

2. Основные направления развития логистики. Сокращение количества складов, увеличение объема услуг, усиление глобальной логистической стратегии, интеграция логистической деятельности, увеличение роли управленческой информации.

3. Проектирование интегральной логистики. Определение целей. Анализ узловых моментов. Реализация мер по улучшению. Правило круга.


3 вариант

1. Эффективность системы «Производство-потребление». Организация и формирование сетей и каналов распределения. Логистическая цепь.

2. Управление запасами, перевозка, складирование и хранение, погрузо-разгрузочные работы, упаковка. Жизненный цикл изделий. Коньюктура рынка.

3. Транспортно-экспедиционное обслуживание логистики. Современные проблемы транспортно-экспедиционного обеспечения распределения товаров.


4 вариант

1. Виды ТЭО распределения товаров: транспортное, экспедиционное, коммерческо-правовое, информационно-консультационное.

2. Системы доставки товаров.

3. Юнимодальная система.


5 вариант

1. Интермодальная система. Терминальная система.

2. Планирование развития мультимодальных систем.

3. Системы управления распределения товаров.


6 вариант

1. Система ЛТ (точно в срок).

2. Система SDP (планируемая программа доставки).

3. Система DRP (управление распределением продукций).


7 вариант

1. Система LRP (планирование и контроля материальных потоков).

2. Система QRM (метод быстрого реагирования).

3. Виды запасов: серийные, циклические, запасы свободных мощностей, запасы безопасности, предупредительные запасы, линейные запасы, планируемые запасы. Затраты на формирование и хранение запасов.


8 вариант

1. Системы управления запасами.

2. Система заказа (EOQ).

3. Система планирования потребности в материалах (MRP-I).


9 вариант

1. Система планирования потребности в материалах (MRP-2).

2. Система «Кан Ван».

3. Система OPT – система организации производства и снабжения.


0 вариант

1. Проектирование доставки товаров. Методика поиска перевозчиков. Структура системы проектирования. Алгоритм решения задачи.

2. Модели доставки товаров. Элементы системы доставки.

3. Как увязывается дисциплина «Логистика» с изучаемыми вами дисциплинами на вашей специальности?


Практическая часть


Задача на тему: «Определение места расположения распределительного склада на обслуживаемой территории».


Задача определения места расположения распределительного центра на обслуживаемой территории может формулироваться как поиск оптимального решения или как поиск субоптимального (близкого к оптимальному) решения. Наукой и практикой выработаны различные методы решения задач обоих видов.

Задача выбора оптимального места расположения решается полным перебором и оценкой всех возможных вариантов размещения распределительных центров и выполняется на ЭВМ методами математического программирования. Однако на практике в условиях разветвленных транспортных сетей данный метод может оказаться неприменимым, так как число возможных вариантов по мере увеличения масштабов сети, а с ними и трудоемкость решения, растут по экспоненте.

Гораздо менее трудоемки субоптимальные методы определения места размещения распределительных центров. Эти методы эффективны для решения больших практических задач. Они не обеспечивают отыскивания оптимального решения, однако дают хорошие, близкие к оптимальным результаты при невысокой сложности вычислений.


Задание 1


На территории района (рис. 1) имеется 8 магазинов, торгующих продовольственными товарами. Методом определения центра тяжести грузопотоков найти ориентировочное место для расположения склада, снабжающего магазины.



- расстояние между обслуживаемыми магазинами – потребителями материального потока, км; 620 - № магазина и его объема перевозок (например, магазин № 6, грузооборот - 20 т/мес.); ___ - автомобильные дороги.

Рис. 1 Карта района обслуживания:


Методические указания к выполнению контрольной работы

В табл. 1 приведены координаты обслуживаемых магазинов (в прямоугольной системе координат), а также их месячный объем перевозок.


Таблица 1

Объем перевозок и координаты обслуживаемых магазинов.

магазина

Координата Х, км

Координата Y, км

Объем перевозок, т/мес. (по вариантам)

1

2

3

4

5

6

7

8

1

10

10

15

10

45

10

20

10

10

15

2

23

41

10

15

5

15

15

10

15

5

3

48

59

20

40

10

20

10

15

20

20

4

36

27

5

20

15

25

20

20

5

25

5

60

34

10

10

20

30

25

30

15

30

6

67

20

20

5

30

5

30

25

25

40

7

81

29

45

30

10

10

5

5

20

45

8

106

45

30

25

15

20

10

30

40

15


Пользуясь приведенными в теоретических пояснениях к заданию формулам, необходимо найти координаты точки (Хсклад, Yсклад), в окрестностях которой рекомендуется организовать работу распределительного склада, а также указать эту точку на чертеже.

Прежде чем приступить к расчетам, необходимо выполнить чертеж к зданию. Для этого следует нанести координатные оси, а затем точки, в которых размещены магазины. Рекомендуемый масштаб: одно миллиметровое деление – 1 км.

Задачу выбора места расположения склада решим для распределительной системы, включающей один склад. Основным (но не единственным) фактором, влияющим на выбор места расположения склада, является размер затрат на доставку товаров со склада. Минимизировать эти затраты можно, разместив склад в окрестностях центра тяжести грузопотоков.

В качестве примера решения задачи рассмотрим распределительную систему, обслуживающую четырех потребителей. Нанесем на нашу карту координатные оси таким образом, чтобы обслуживаемый район разместился в первой четверти системы координат (рис. 2). Найдем координаты точек, в которых расположены магазины – потребители материального потока.




Рис. 2 Определение места расположения склада методом поиска центра тяжести грузовых потоков (в скобках рядом с номером магазина указан его месячный объем перевозок).


Координаты центра тяжести грузовых потоков (Хсклад, Yсклад), т.е. точки, в окрестностях которой может быть размещен распределительный склад, определятся по формуле:

(1)

(2)

где r1 – Объем перевозок i-го потребителя;

Х1 Y1- координаты i-го потребителя;

n – число потребителей.

Применение описанного метода имеет ограничение. На модели расстояние от пункта потребления материального потока до места размещения распределительного центра учитывается по прямой. В связи с этим моделируемый район должен иметь развитую сеть дорог, так как в противном случае будет нарушен основной принцип моделирования – принцип подобия модели и моделируемого объекта.


Задание 2


На территории района (рис.1) имеется 8 магазинов, торгующих продовольственными товарами. Определите узел транспортной сети прямоугольной конфигурации, в которой размещение распределительного склада обеспечить минимум грузооборота транспорта по доставке грузов в обслуживаемую сеть.

Методические указания

Задание выполняется на чертеже, сделанном при выполнении задания 1. Изучив теоретические пояснения к заданию 2, найдите и укажите на чертеже рекомендуемую точку размещения склада (точка М). Основой выполнения задания 2 является изучение метода определения оптимального места размещения распределительного склада в случае прямоугольной конфигурации сети автомобильных дорог (метод пробной точки).

Сначала на примере отдельного участка транспортной сети разберем суть метода. Пусть на участке дороги, длиной 30 км (участок AD на рис. 3), имеем четыре потребителя материального потока: A, B, C и D. Месячный объем перевозок каждого из них указан в скобках. Оптимальное место расположения распределительного склада легко определить методом, который можно назвать как «метод пробной точки».


Рис. 3 Определение оптимального места расположения распределительного склада на участке обслуживания.


Суть метода состоит в последовательной проверке каждого отрезка обслуживаемого участка. Введем понятие пробной точки отрезка, а также понятия левого и правого объема перевозок пробной точки.

Пробной точкой отрезка назовем любую точку, находящуюся на этом отрезке и не принадлежащую его концам (т.е. пробная точка не совпадает с точками A, B, C и D).

Левый объем пробной точки – объем перевозок потребителей, расположенных на всем участке обслуживания слева от пробной точки.

Правый объем пробной точки – объем перевозок потребителей, расположенных справа.

Участок обслуживания проверяют с крайнего левого конца. Сначала анализируют первый отрезок участка (в нашем случае – отрезок АВ). На данном отрезке ставится пробная точка и подсчитывается сумма грузооборотов потребителей, находящихся слева и справа от поставленной точки. Если грузооборот потребителей, находящихся справа, больше, то проверяется следующий отрезок. Если меньше, то принимается решение о размещении склада в начале анализируемого отрезка.

Проверка пробных точек продолжается до тех пор, пока не появится точка, для которой сумма объемов перевозок потребителей с левой стороны не превысит сумму объемов перевозок потребителей с правой стороны. Решение принимается о размещении склада в начале этого отрезка, т.е. слева от пробной точки. В нашем примере – это точка С.

Рассмотрим вариант, когда сумма объемов перевозок слева и справа от пробной точки очередного отрезка становится одинаковой. Начало этого отрезка (точка М, рис. 4), является первым, а конец (точка N) последним из возможных мест расположения распределительного склада на участке обслуживания. Распределительный центр может быть расположен в любой из точек отрезка MN участка обслуживания.




Рис. 4. Определение оптимального расположения распределительного склада при равенстве «левого» и «правого» объемов перевозок пробной точки.

Для определения методом пробной точки оптимального узла прямоугольной транспортной сети (для размещения распределительного склада) следует нанести на карту района координатные оси, сориентированные параллельно дорогам. Определив координаты потребителей, необходимо на каждой координатной оси найти методом пробной точки оптимальное место расположения координаты X и координаты Y искомого узла.

В качестве примера рассмотрим обслуживаемую систему, состоящую из 4 потребителей (рис. 5). Сеть дорог прямоугольная. Присваивая ординатам и абсциссам потребителей соответствующие значения объемов перевозок, найдем методом пробной точки ординату и абсциссу оптимального узла транспортной сети. Размещение распределительного склада в найденном узле обеспечит минимальный грузооборот по доставке товаров со складов.



(Точками на схеме обозначены потребители материального потока, числами – объем перевозок потребителей, т/мес.).

Рис. 5 Определение оптимального места расположения распределительного склада в условиях прямоугольной сети автомобильных дорог.


Задание 3


На территории района (рис. 1) имеется 8 магазинов, торгующих продовольственными товарами. Методом частичного перебора найти узел транспортной сети, рекомендуемый для размещения склад, снабжающего магазины.

Методические указания

Задание 3 выполняется на основе решений, полученных при выполнении заданий 1 и 2. Чертеж зоны обслуживания содержит две возможные для размещения склада точки, что позволяет ограничить зону поиска узлами, находящимися в окрестностях этих точек.

Расчет производится в следующей последовательности. Выбирается узел транспортной сети, в котором возможно размещение склада. Затем по участкам транспортной сети определяются расстояния от этого узла (склада) до каждого магазина. В результате умножения величины расстояния на величину объема перевозок магазина получим грузооборот транспорта по доставке. Суммарный грузооборот транспорта по доставке товаров во все магазины из данного узла сравнивается с соответствующими показателями для других узлов. Узел транспортной сети, обеспечивающий минимальный грузооборот транспорта, и будет искомым местом размещения склада.

Расчет рекомендуется выполнить по форме табл. 2.

Таблица 2.

Определение оптимального месторасположения распределительного склада.

№ мага-

зина

Объем перевозок

магазина,

т/мес

Количество транспортной работы

Количество транспортной работы

Для узла №

Для узла №

Для узла №

Для узла №

Рас-стояние от склада, км

Грузо-оборот транс-порта, ткм/мес

Рас-стояние от склада, км

Грузо-оборот транс-порта, ткм/мес

Рас-

стояние от склада, км

Грузо-оборот транс-порта, ткм/мес

Рас-стояние от склада, км

Грузо-оборот транс-порта, ткм/мес

1










2










3










4










5










6










7










8










ИТОГО

-


-


-


-




БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бауэрсокс Дональд Дж., Клосс Дэйвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2001.

2. Внешнеторговые транспортные операции и логистика: Учеб. пособие / С. Николаев и др. М.: Анкил, 1998.

3. Гаджинский А. М. Практикум по логистике. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2001.

4. Голиков Е. А. Маркетинг и логистика. М.: ИД «Дашков и Ко», 1999.

5. Гордон М. П., Карнаухов С. В. Логистика товародвижения. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998.

6. Залманова М. Е. и др. Производственно-коммерческая логистика: Учеб. пособие по курсу «Логистика» для студентов спец. 0608 / М. Е. Залманова, О. А. Новиков, А. И. Семененко. Саратов: Саратовский гос. техн. ун-т, 1995.

7. Зубков Г. С. и др. Торговая логистика: Учеб. пособие. Ростов н/Д., 1997.

8. Колобов А. А., Омельченко И. Н. Основы промышленной логистики: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998.

8. Костоглодов Д. Д., Саввиди И. И., Стаханов В. Н. Маркетинг и логистика фирмы М.: ПРИОР, 2000.

9. Леншин И. А., Юрченко А. В. Практикум по логистике. М.: Машиностроение, 1999.

10. Линдерс М. Р., Фирон Х. Е. Управление снабжением и запасами: Логистика / Пер. с англ. СП6.: Полигон, 1999.

11. Логистика: Учеб. пособие / Под ред. Б. А. Аникина. М.: Инфра М, 2000.

12. Миротин Л. Б., Тышбаев Ы. Э. и др. Транспортная логистика: Учеб. пособие. М.: Брандес, 1996.

13. Нагловский С. Н. Логистика: Ретроспектива. Прогнозирование. Управление. Эффективность. Надежность. Ростов н/Д., 1997.

14. Неруш Ю. М. Логистика: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ: ДАНА, 2000.

15. Новиков О. А., Уваров С. А. Логистика: Учеб. пособие. СПб.: ИД «Бизнес-пресса», 1999.

16. Основы логистики: Учеб. пособие / Под ред. Л. Б. Миротина и В. И. Сергеева. М.: Инфра М, 1999.

17. Плоткин Б. К. Введение в коммерцию и коммерческую логистику: Учеб. пособие. СП6.: Изд-во С.-Петербург. ун-та экономики и финансов, 1996.

18. Практикум по логистике: Учеб. пособие / Под ред. Б. А. Аникина. М.: Инфра М, 1999.

19. Родников А. Н. Логистика: Терминологический словарь. М.: Инфра М, 2000.

20. Семененко А. И. Предпринимательская логистика. СП6.: Политехника, 1997.

21. Сергеев В. И. Логистика в бизнесе: Учебник. М.: Инфра М, 2001.

22. Смехов А. А. Основы транспортной логистики: Учебник. М.: Транспорт, 1995.

23. Чудаков А. Д. Логистика: Учебник. М: Изд-во РДЛ, 2001.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории разное:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ