Налогообложение юридических лиц
Профессиональный институт управления
Факультет Финансы и кредит
Специальность Финансы и кредит
Курс 5
Дисциплина Налоги с юридических лиц
Реферат
на тему:
Налогообложение юридических лиц
Студента Ивановой Е.А.
Группа УФТЗ-51/8-Ф-В-2
Москва — 2010
Содержание
Введение 3
Налог па прибыль 4
Налог на имущество предприятий 6
Налог на добавленную стоимость 8
Акцизы 10
Налоги, поступающие в дорожные фонды 13
Земельный налог 13
Единый социальный налог 15
Заключение 17
Список литературы 18
Введение.
Основным потоком средств для пополнения федерального бюджета являются взимаемые налоги с юридических лиц.
Доказательством пристального внимания государства, уделяемого регулированию правоотношений в сфере налогообложения юридических лиц, является внесение изменений и дополнений Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).
В 2010 году государство продолжает политику, направленную на снижение налогового бремени. Кроме того, для снижения налоговой нагрузки на предприятии в НК РФ введены специальные налоговые режимы.
В отношении юридических лиц применяют такие налоги как налог на прибыль, НДС, акцизы, ЕСН, налог на имущество организаций, земельный налог, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, государственная пошлина, налог на игорный бизнес, транспортный налог, сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Снижение ставки НДС направлено на сокращение общего уровня налоговой нагрузки.
Существуют особенности налогообложения юридических лиц, которые заключаются в следующем:
постановка на учет в налоговых органах предполагает обязанность по уплате налогов и сборов;
предприятие самостоятельно исчисляет и уплачивает налоги.
Целью работы является исследование экономических основ и программы реформирования системы налогообложения юридических лиц в Российской Федерации на Международные стандарты финансовой отчетности.
Налог па прибыль.
Правовую основу взимания налога на прибыль составляют нормы главы 25 НК РФ. Как и налог на доходы физических лиц, налог на прибыль является прямым, личным налогом, основанным на принципе резидентства. Резиденты, уплачивающие налог на прибыль, полученной как в России, так и за рубежом, - это юридические лица, зарегистрированные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Иностранные юридические лица уплачивают в России налог на прибыль, полученную от деятельности через постоянное представительство, а также налог на доходы, полученные из источников на территории Российской Федерации.
Филиалы или иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налога на прибыль по месту своего нахождения.
Не являются плательщиками налога на прибыль малые предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, а также организации, ведущие предпринимательскую деятельность в сферах, для которых предусмотрена уплата единого налога на вмененный доход.
Прибыль предприятия, выступающая объектом налогообложения, представляет собой доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. Доход организации есть результат сложения дохода от реализации продукции (работ, услуг) и имущественных прав и дохода от внереализационных операций, т.е. непроизводственной (неосновной) деятельности.
Доход от реализации определяется как выручка от реализации товаров (работ, услуг), выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав за минусом затрат.
Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (обоснованных и документально подтвержденных затрат, понесенных налогоплательщиком). Затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), включаются в расходы налогоплательщика вне зависимости от того, упомянуты они прямо в соответствующем перечне, установленном в главе 25 второй части НК РФ, или нет. Иными словами, действует принцип: «Затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), относятся к расходам налогоплательщика, если иное не установлено НК РФ». Помимо связи с производством продукции (работ, услуг) налогоплательщику приходится доказывать обоснованность затрат, т.е. подтверждать, что понесенные расходы экономически оправданы.
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (товаров, работ, услуг), включают материальные затраты, затраты на оплату труда, суммы начисленной амортизации, прочие затраты, связанные с производством и реализацией. К последним, относятся расходы налогоплательщика на командировки, на сертификацию продукции и услуг и др.
Доход от внереализационных операций определяется как разница между доходами от таких операций и понесенными в связи с ними расходами. К внереализационным доходам относятся доходы от сдачи имущества в аренду; доходы от долевого участия в других предприятиях; доходы от операций купли-продажи иностранной валюты, доходы в виде процентов, полученных по договорам займа и кредита; доходы от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности, другие подобные доходы. Внереализационные расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены.
Согласно НК РФ право определять доходы от реализации кассовым методом предоставлено только организациям с небольшим объемом выручки (в среднем по году до 1 млн руб. в квартал).
Налог на прибыль — шедулярный налог. Выделяются следующие виды прибыли (доходов), которые облагаются налогом по разным ставкам:
прибыль от основной (производственной) деятельности;
доходы от участия в других предприятиях;
доходы (дивиденды, проценты) по ценным бумагам;
доходы от видеопоказа, видеопроката и связанной с ними деятельности.
В дополнительные шедулы могла быть выделена прибыль от видов деятельности, облагаемых повышенным налогом по решению субъекта федерации:
прибыль от посреднических операций и сделок;
прибыль от страховой деятельности;
прибыль от отдельных банковских операций и сделок.
Налоговым кодексом Российской Федерации количество шедул сокращено до трех:
прибыль от основной деятельности;
дивиденды;
доход от отдельных видов долговых обязательств.
Законодательные органы субъектов Федерации вправе изменять налоговые ставки по сумме налога, подлежащей зачислению в их бюджет, только в сторону понижения, причем ставка не может быть понижена больше чем на 4%.
Налоговым периодом считается год. В течение этого периода налогооблагаемая прибыль и подлежащая уплате сумма налога исчисляются нарастающим итогом.
Налог на имущество предприятий.
Цель введения в налоговую систему России налога на имущество предприятий - стимулировать производительное использование имущества предприятий, сократить излишние запасы сырья и материалов.
Налог начисляется на имущество предприятий-резидентов (в том числе на основные средства, производственные запасы, долговременные вложения, текущие вложения в какой-либо вид имущества), находящееся на их балансе, за исключением денежных средств на счетах и имущества, освобожденного от налогообложения.
У нерезидентов налогом облагается имущество, расположенное на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Среднегодовая стоимость облагаемого имущества в целях налогообложения определяется сложением стоимостей имущества на начало каждого месяца и делением полученного результата на число месяцев. Налоговая база определяется исходя из стоимости основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, отражаемой в активе баланса по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Льготы предоставляются в двух формах. Одни направлены на освобождение от налогообложения всего имущества некоторых категорий налогоплательщиков, например, предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, специализированных протезно-ортопедических предприятий, религиозных объединений и организаций, национально-культурных обществ и др. Другие предполагают вычет из среднегодовой стоимости имущества организаций балансовой стоимости некоторых его видов: земли, объектов жилищно-коммунальной социально-культурной сферы, объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны.
Предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия установлен на федеральном уровне и не может превышать 2%. Конкретная ставка устанавливается представительными органами власти субъектов Федерации. Устанавливать индивидуальные ставки налога для отдельных предприятий не разрешается.
При отсутствии решения законодательного органа субъекта Федерации об установлении конкретных ставок налога на имущество применяется максимальная ставка, установленная федеральным законодательством.
Налоговым периодом определен календарный год, отчетным - квартал. Налог исчисляется нарастающим итогом, вносится в бюджет поквартально и в конце года проводится его перерасчет.
Налог на добавленную стоимость.
Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный многоступенчатый налог, взимаемый на всех стадиях производства и реализации товаров (работ, услуг). В теории налогообложения он получил название универсального акциза. Взимание НДС построено на территориальном принципе: налогообложению подлежат как резиденты, так и нерезиденты, совершающие на территории Российской Федерации операции, признаваемые объектами налогообложения. Правовая основа исчисления и взимания НДС изложена в гл.23 второй части НК РФ.
Система взимания НДС, используемая в России, не предусматривает непосредственного определения добавленной стоимости, т.е. суммы, добавленной производителем товара к стоимости сырья, материалов, некоторых других затрат, понесенных в связи с производством. Вместо этого ставка применяется к компонентам добавленной стоимости: к стоимости реализованного товара и к стоимости производственных затрат. Этот метод расчета НДС называется методом зачета по счетам или инвойсным методом.
Налогоплательщик выписывает покупателю товара (работы, услуги) специальный (по установленной Правительством РФ форме) счет-фактуру, увеличивая цену товара (работы, услуги) на сумму налога, которая указывается отдельно. Из полученного от покупателя налога налогоплательщик вычитает сумму налога, уплаченного им при приобретении необходимых для производственных нужд товаров (работ, услуг) и выделенного в счете-фактуре поставщика. Разница вносится в бюджет.
Таким образом, продавец товара теоретически не несет экономического бремени, связанного с уплатой НДС при покупке сырья и материалов, так как покупатель его товара компенсирует эти затраты. Процесс переложения налога завершается, когда товар приобретает конечный потребитель, поэтому НДС традиционно относят к косвенным налогам (налогам на потребление).
К объектам налогообложения отнесены также передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных непроизводственных нужд и выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.
Другой объект НДС - импорт товаров. Налог взимается таможенными органами на основе таможенной стоимости товара.
НК РФ устанавливает несколько ставок налога: нулевую, стандартную, пониженную и расчетную. Пониженная ставка применяется при налогообложении основных продовольственных товаров и товаров детского ассортимента по перечню, установленному в НК РФ. Налогообложение проводится по расчетным ставкам налога при получении авансовых платежей, при удержании налога налоговыми агентами, при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.
На экспортируемые товары и услуги НДС взимается по нулевой ставке. Облагаются по нулевой ставке и услуги по сопровождению, транспортировке, погрузке, перегрузке экспортируемых и импортируемых товаров, транзиту иностранных грузов через территорию Российской Федерации, а также услуги по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем.
Нулевая ставка применяется в отношении товаров и услуг, предназначенных для официального пользования иностранными дипломатическими представительствами и их персоналом, включая проживающих вместе с ними членов их семей.
Налогоплательщикам, применяющим нулевую ставку, возмещаются из бюджета суммы налога, уплаченные ими при покупке товаров (работ, услуг), использованных при производстве облагаемой по нулевой ставке продукции (товаров, работ, услуг). Возмещение происходит путем возврата или зачета уплаченных сумм налога на основании решения налогового органа, в который налогоплательщик представляет отдельную декларацию.
Сроки составления и представления в налоговый орган расчетов НДС, а также его уплаты зависят в основном от масштаба деятельности налогоплательщика. При больших оборотах налог уплачивается по истечении каждого налогового периода - ежемесячно, при незначительных - реже. Для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки, не превышающими 1 млн. руб., налоговым периодом определен квартал. Для организаций и предпринимателей, У которых сумма выручки за три последовательных календарных месяца не превысила в совокупности установленный налоговым законодательством размер (т.е. 1 млн руб.), предусмотрена возможность освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика.
Акцизы.
В отличие от многоступенчатого НДС акцизы уплачиваются в бюджет однократно производителем подакцизного товара и теоретически перекладываются на потребителя. Поэтому косвенные налоги, в том числе акцизы, имеют регрессивный характер. С целью ослабить их негативное влияние на малообеспеченные слои населения в число подакцизных товаров традиционно включают предметы роскоши (ювелирные изделия, легковые автомобили и т.п.) и товары, пользующиеся повышенным спросом, но недорогие в производстве (спиртные и табачные изделия, бензин и т.п.).
Экономическая роль акциза заключается в перераспределении доходов и препятствии образованию сверхвысокой прибыли. С этой же целью акцизами традиционно облагаются компании, добывающие минеральное сырье.
Глава 22 второй части НК РФ вводит две группы предметов налогообложения акцизами — подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье. Перечень подакцизных товаров включает спиртосодержащую продукцию, табачные и ювелирные изделия, легковые автомобили, автомобильный бензин и дизельное топливо. К подакцизному минеральному сырью относится природный газ.
Перечень подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья, ставки акцизов, в том числе по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, едины на всей территории Российской Федерации и установлены в Налоговом кодексе РФ.
Действующие ставки акцизов разделяются на специфические, устанавливаемые в твердых суммах, и адвалорные (процентные). Так, для ювелирных изделий и некоторых видов подакцизного минерального сырья применяются адвалорные ставки, а для алкогольной и табачной продукции - специфические.
Объектами акцизов являются факты реализации (передачи) налогоплательщиком подакцизных товаров (в том числе и из давальческого сырья), а также импорт подакцизных товаров. В гл. 22 второй части НК РФ установлен накопительный метод учета налоговой базы: моментом реализации подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья, за исключением моторного масла и природного газа, считается день их отгрузки; моментом реализации моторного масла и природного газа - день поступления денежных средств на банковский счет или в кассу налогоплательщика. Сумму акциза плательщики определяют самостоятельно. При этом сумма акциза, как и НДС, в счетах - фактурах выделяется отдельной строкой.
В целях расширения экспорта готовой продукции и недопущения двойного налогообложения акциз не взимается либо возврата (возмещается) из бюджета в случае поставок большинства подакцизных товаров за пределы государств - участников СНГ. Не освобождаются от акцизов поставки на экспорт минерального сырья.
Сроки уплаты налога и представления отчетности определяются зависимости от величины оборота по реализации соответствующего товара и вида производимой продукции. Наиболее часто уплачивают акциз производители этилового спирта и ликероводочных изделий.
В качестве особой меры контроля за своевременным и полным внесением акцизов в бюджет применяется обязательная маркировка специальными марками акцизного сбора алкогольной продукции, табак и табачных изделий, как производимых на территории Российской Федерации, так и ввозимых на ее таможенную территорию.
В Российской Федерации акцизы отнесены к федеральным налогам, но они ежегодно распределяются в порядке межбюджетного регулирования доходов между бюджетами разных уровней. В региональных бюджеты может зачисляться от 50 до 100% сумм акцизов, собранных на территории субъектов Федерации.
Налоги, поступающие в дорожные фонды.
В эту группу входят налоги, установленные Законом РФ от 18 октября 1991 г. № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации». Рассматриваемая группа налогов может зачисляться в бюджеты субъектов Федерации и в целевые фонды, консолидируемые в соответствующих бюджетах, - в Федеральный и территориальные дорожные фонды. За счет средств этих фондов финансируются затраты, связанные с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования.
Налог на пользователей автомобильных дорог - уплачивают все юридические лица независимо от фактического пользования автодорогами. Базой для исчисления налога в зависимости от вида деятельности налогоплательщика служит выручка, полученная от реализаций продукции (работ, услуг), либо сумма разницы между продажной, покупной ценами товаров.
Налог с владельцев транспортных средств уплачивается ежегодно владельцами автомобилей, мотоциклов, мотороллеров, автобусов и других самоходных машин и механизмов на пневмоходу при прохождении обязательного технического осмотра. Размер налога зависит от мощности двигателя автомобиля.
Акцизы на реализацию легковых автомобилей уплачивают заводы-изготовители с соблюдением условий, установленных в гл. 22 «Об акцизах» второй части НК РФ.
Земельный налог.
Земельный налог - поимущественный налог рентного типа. Он построен таким образом, чтобы изъять часть доходов налогоплательщика, которые получены не в результате его личных усилий, а являются следствием относительно более благоприятных условий хозяйствования на земле, в которые объективно поставлен налогоплательщик: участок более плодороден, имеет лучшее расположение и т.п.
Закон РФ от 11 октября 1991 г. «О плате за землю» делит земельные Участки на группы в зависимости от характера их использования и, следовательно, от условий получения дохода: земли сельскохозяйственного использования (сельхозугодия и земли сельских населенных пунктов) и земли несельскохозяйственного использования (земли городов и других населенных пунктов, земли промышленного, транспортного, военного и другого использования вне населенных пунктов, земли водного и лесного фондов).
Размер земельного налога напрямую не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога могут пересматриваться в связи с изменением условий хозяйствования не зависящих от пользователя земли.
Ставки налога определяются местными органами государственной власти или органами государственной власти субъектов Федерации на Установленных федеральным законодательством базовых ставок и поправочных коэффициентов, учитывающих особенности земельного участка. За земельные участки, не используемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере.
Льготы имеют в основном социальный характер. Так, освобождаются от налога высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, заповедники и ботанические сады. Органы представительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные льготы в пределах суммы налога, поступающего в бюджеты соответствующих территорий.
Налоговым периодом определен календарный год. Юридические лица самостоятельно рассчитывают сумму налога. Налог уплачивается по срокам, установленным Законом, — 15 сентября и 15,ноября.
Единый социальный налог (взнос) в государственные внебюджетные фонды.
Единый социальный налог (взнос) заменил несколько видов обязательных платежей — страховых взносов, которые ранее уплачивались в государственные внебюджетные фонды, собиравшие средства для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. Он зачисляется в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды: в Фонд социального страхования Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования. Плательщики налога - работодатели, проводящие выплаты наемным работникам, предприниматели и адвокаты.
Работодатель включает в налогооблагаемую базу выплаты и вознаграждения вне зависимости от формы, в которой они происходят, в том числе оплату за работников и членов их семей, потребляемых товаров, работ и услуг, имущественных или иных прав (оплату коммунальных услуг, стоимости приобретаемых квартир и др.). Включаются в налогооблагаемую базу и выплаты в натуральной форме по рыночным ценам передаваемых товаров (работ, услуг).
Налоговый кодекс РФ устанавливает широкий круг изъятий в основном социального характера. Так, не подлежат включению в налогооблагаемую базу государственные пособия, компенсационные выплаты, связанные с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; оплата стоимости и выдача натурального довольствия и др. Кроме того, у работодателей - организаций не облагаются выплаты, не относящиеся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.
От уплаты единого социального налога освобождены: организации-работодатели с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение года установленного законодательством размера на каждого работника-инвалида; работодатели - учреждения, созданные общественными организациями инвалидов для достижения социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.
Объект налогообложения предпринимателей и адвокатов - их собственные доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением; объект налогообложения индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения - валовая выручка,
Ставки единого социального налога для отдельных групп налогоплательщиков установлены федеральным законодательством. Таких групп в НК РФ выделено четыре: работодатели; работодатели - сельскохозяйственные товаропроизводители и родовые, семейные общины Малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; предприниматели; адвокаты.
Налоговым периодом по единому социальному налогу принят календарный год. Налогоплательщики-работодатели в течение года уплачивают ежемесячные авансовые платежи. Адвокаты и предприниматели перечисляют авансовые платежи на основании уведомлений налоговых органов к трем срокам - 15 июля, 15 октября текущего и 15 января следующего года.
Заключение.
Предпринимательская деятельность юридических лиц, определение которой дает гражданское законодательство, основывается на осуществлении самостоятельной, проводимой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли. Прибыль же определяется разностью притока и оттока денежных средств (и иных материальных благ). К последнему (оттоку), с экономической точки зрения, относятся фискальные платежи. Таким образом, стремление к максимизации конечного финансового результата предпринимательской деятельности юридических лиц включает, в том числе задачу оптимизации или планирования размера налоговых платежей государству.
Выбор оптимального сочетания (построения) форм правоотношений, а также возможных вариантов их соотношения в рамках действующего законодательства о налогах и сборах с целью направленного воздействия на элементы налогообложения юридических лиц и предопределения размера налоговых обязательств и определяет сущность налогообложения юридических лиц. Соответственно, под налогообложением юридических лиц может подразумеваться процесс предопределения и формирования размера налоговых обязательств юридических лиц, осуществляемый посредством выбора оптимального сочетания (построения) различных вариантов осуществления предпринимательской деятельности и размещения активов, направленный на достижение как можно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств налогообложения юридических лиц.
Список литературы.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998г. № 146-ФЗ.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000г. № 117-ФЗ.
ФЗ «О внесение изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» от 11 ноября 2003 г. № 148-ФЗ.
Юшкевич Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2007.
Налоги: Учебное пособие/Под ред. Д.Г. Черника. М.: Финансы и статистика, 2006.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории разное:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ