«Основы электропривода»
ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОПРИВОДА.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.
1.Пояснительная записка.
Предмет «Основы электропривода» предусматривает изучение режимов работы, характеристик, возможностей регулирования координат электроприводов постоянного и переменного токов. Программой предмета предусмотрено изучение основ расчета и выбора сопротивлений электрических приводов, определений энергетических показателей работ.
В процессе изучения учебного материала необходимо обращать внимание на современные достижения науки и техники в области энергомашиностроения, создания новых технических средств автоматизации, расширение применения
регулируемого электропривода.
Изучение предмета базируется на знании материала дисциплин»Техническая механика», «Теоретические основы электротехники», «Электрические измерения», «Электрические машины». В свою очередь он является базовым для изучения дисциплины «Системы автоматизированного управления электроприводом».
В результате изучения предмета «Основы электропривода» учащийся должен знать:
механику электропривода,
режим работы электродвигателей, способы пуска и торможения, естественные и искусственные механические характеристики электродвигателей,
основные способы регулирования координат электроприводов постоянного и переменного тока,
общие сведения о неустановившемся механическом движении электропривода,
методику расчета пусковых и регулировочных сопротивлений,
методику расчета мощности электродвигателя при различных режимах работы,
принципиальные схемы электроприводов,
правила и требования ТБ, ПС И ПБ.
Учащиеся должны уметь:
составлять расчетные схемы механической части электропривода,
производить расчеты неустановившегося механического движения электропривода,
анализировать процессы, происходящие в электроприводе в различных режимах работы,
рассчитывать механические и электромеханические характеристики электропривода,
производить необходимые расчеты регулировочных и пусковых сопротивлений,
делать расчеты по определению мощности электродвигателей,
проводить проверку электродвигателей по перезагрузочной способности, пусковым условиям, нагреву.
Программа предмета «Основы электропривода»предусматривает самостоятельное изучение рекомендуемой литературы (см. список).
Учащиеся- заочники, в соответствии с учебным планом выполняют 1 контрольную работу и сдают экзамен.
Рекомендуемая литература.
Основная.
1.Васин.В.М. Электрический привод. -М.: Высшая школа, 1984
2. Москаленко В.В. Электрический привод.- М.: Высшая школа,1991
Дополнительная.
Яковенко В.С., Аренюк С.С., Царик В.М. – Расчет и конструирование элементов электропривода.- М.: Энергоиздат, 1987.
Цейтлин Л.С. Электропривод, электрооборудование и основы управления.- М.: Высшая школа, 1985.
Кацман М.М. Электрические машины и электропривод автоматических устройств.- М.: Высшая школа, 1987.
Справочник по автоматизированному электроприводу / Под ред. Елисеева В.А. и Шинянского А.В.- М.: Энергоиздат, 1983.
Справочник по проектированию автоматизированного электропривода и систем управления технологическими процессами / Под ред. Круповича В.И.- М., Энергоатомиздат, 1982.
Содержание предмета.
Введение.
Понятие об электроприводе. Классификация электроприводов. Основные направления развития электропривода и его роль в народном хозяйстве.
Литература: [1, с. 4- 13 ]
Методические указания
Необходимо обратить внимание на роль и задачи электропривода, расширение сферы применения регулируемого электропривода постоянного и переменного тока.
Вопросы для самопроверки:
Каковы преимущества электрического привода по сравнению с другими видами привода исполнительных органов?
Как классифицируются электрические приводы?
Назвать основные этапы развития электрического привода.
Чем характеризуется развитие современного электрического привода?
Тема 1.1. Структура механической части электропривода.
Механические звенья электропривода. Расчетные схемы механической части
электропривода. Статические моменты сопротивления Приведение статических моментов и моментов инерции к одному валу. Понятие механической характеристики электродвигателя и исполнительного органа рабочей машины. Неустановившееся движение электропривода.
Практическая работа № 1.
Литература: [1, с. 6-15], [2, с. 14-34]
Методические указания.
Изучение данной темы необходимо сопровождать составлением уравнений движения, определение его параметров и построения совместной характеристики.
Вопросы для самопроверки:
1. Дать характеристику движения электропривода для следующих видов основного уравнения :
а). – М дин = -М + М ст
б). О = М – М ст
2. Для чего выполняется операция приведения?
3. Какое движение называется установившимся, а какое- неустановившимся?
4. Что такое динамический момент ?
Что называют механической характеристикой двигателя?
Тема 2.1 Электропривод с двигателями постоянного тока независимого возбуждения.
Схема включения, режимы работы, электромеханические и механические характеристики. Пуск и торможение. Регулирование координат изменением сопротивления якоря, магнитного потока и подводимого к якорю напряжением. Расчет регулировочных и пусковых сопротивлений. Понятие импульсного регулирования.
Литература: [ 1, с. 15-31], [2, с. 46-85]
Методические указания.
Изучая данную тему, нужно научиться анализировать физические процессы, происходящие в различных режимах двигателя, рассчитывать и строить естественные характеристики при изменении сопротивления якоря, магнитного потока или величины подводимого напряжения, а также строить тормозные характеристики и рассчитывать тормозные сопротивления, строить пусковую диаграмму и определять сопротивление секций пускового реостата.
Вопросы для самопроверки.
Координаты каких точек нужно рассчитать, чтобы построить механическую характеристику ДПТ с независимым возбуждением?
Что общего у всех тормозных режимов?
Нарисовать схему включения ДПТ с независимым возбуждением?
Записать уравнение напряжений, ЭДС и момента для двигателя постоянного тока с незавершенным возбуждением.
В каком режиме работы двигателя постоянного тока с независимым возбуждением угловая скорость будет больше скорости холостого хода?
Тема 2.2. Электропривод с двигателя постоянного тока последовательного и смешанного возбуждения.
Схемы включения, характеристики и режимы работы двигателей постоянного тока последовательного и смешанного возбуждения.
Литература: [1, с. 31-36], [2, с. 91-95], [2, с. 104-105]
Методические указания.
Рассматривая схемы включения двигателей постоянного тока последовательного и смешанного возбуждения, уяснить назначение обмоток параллельного и последовательного возбуждения. Необходимо отчетливо представлять достоинство и недостатки двигателей с различным типом возбуждения сравнивать и сопоставлять эти схемы. Особое внимание уделить изучению режимов работы.
Вопросы для самопроверки.
Какую роль играет последовательная обмотка, если основную МДС создает параллельная обмотка в двигателях со смешанным возбуждением?
Какой вид торможения невозможен в двигателях постоянного тока с последовательным возбуждением и почему ?
Почему механические характеристики ДПТ НВ прямолинейны, а последовательного возбуждения - криволинейны?
Тема 3.1. Электропривод с асинхронным двигателем переменного тока.
Схемы включения и режимы работы асинхронных двигателей . Электромеханические и механические характеристики асинхронных двигателей. Пуск и торможение. Регулирование координат с помощью сопротивлений, изменением числа пар полюсов, изменением величины и частоты подводимого напряжения. Каскадные схемы включения. Расчет пусковых сопротивлений для асинхронных двигателей.
Литература: [1, с. 36-49], [2, 106- 153 ].
Методические указания.
При изучении данной темы необходимо обратить внимание на различие схем включения асинхронного двигателя в зависимости от конструкции ротора, на различие пусковых свойств и способов регулирования скорости вращения Более подробно следует остановиться на расчете и построении естественной и искусственной механической характеристик. Необходимо проанализировать преимущества асинхронных двигателей, их использование в электроприводе. Обратить внимание на вид искусственных механических характеристик, полученных при изменении сопротивления якоря, числа полюсов, изменение величин и частоты подводимого напряжения .
Вопросы для самопроверки.
Почему скорость реального холостого хода асинхронного двигателя не совпадает с идеальной?
Какова возможная минимальная скорость в установившемся режиме асинхронного двигателя?
Какими способами могут быть получены механические характеристики асинхронного двигателя ( АД) ?
Почему индукционное торможение менее эффективно, чем конденсаторное.
Как изменяется вращающий момент АД во время пуска?
Тема 3.2. Электропривод с синхронными двигателями.
Схемы включения, характеристики и режим работы синхронного двигателя. Достоинства и недостатки синхронного двигателя, область его применения. Синхронный двигатель как компенсатор реактивной мощности систем электроснабжения. Регулирование скорости и торможение синхронного двигателя.
Литература: [1, с. 54-58], [2, с. 169- 177]
Методические указания.
Рассматривая схемы включения, характеристики и режим работы синхронного двигателя, следует более подробно остановиться на механической и угловой характеристике и на пуске синхронного двигателя, внимательно изучить работу СД как компенсатора реактивной мощности.
Вопросы для самоконтроля.
Как может включаться обмотка возбуждения СД при пуске?
Какие достоинства присущи СД?
Что такое угловая характеристика СД?
Тема 4.1. Энергетические показатели работы электропривода.
Потери мощности и энергии электроприводов. в установившемся режиме работы. Потери энергии при пуске и торможении электроприводов.
Литература: [1, с. 111- 115], [2, с. 197- 219]
Методические указания.
Следует обратить внимание на причины и величину возникающих потерь мощности энергии в установившемся и переходных режимах работы электропривода на способы снижения потерь. Особое внимание уделить коэффициенту полезного действия коэффициенту мощности электропривода.
Вопросы для самопроверки.
Что входит в состав постоянных и переменных потерь мощности?
Как связаны между собой потери мощности и энергии ?
Какие существуют способы снижения потерь энергии в переходных процессах ЭП?
Способы повышения коэффициента мощности.
Тема 4.2. Расчет мощности, выбор и проверка электродвигателей.
Нагрузочные диаграммы двигателей. Расчет мощности двигателей при различных режимах работы. Выбор и проверка двигателей по условиям пуска и перегрузочной способности.
Литература: [1, с. 116- 137], [2, с.220- 230].
Методические указания.
Изучить методы расчета мощности двигателей при продолжительном, кратковременном и повторно- кратковременном режимах работы различными методами. Изучить, как осуществляется выбор двигателей по условиям пуска и перегрузочной способности.
Практическая работа № 2.
Практическая работа № 3
Вопросы для самопроверки.
Асинхронный двигатель работает с номинальной нагрузкой и нагревается выше допустимой температуры. Каковы возможные причины перегрева? Какими способами можно снизить нагрев?
Почему температура двигателя, отключенного от сети, сначала падает быстро, а затем охлаждение замедляется?
В каком режиме работают двигатели в городском пассажирском энергетическом транспорте?
ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ
ПО ПРЕДМЕТУ
« ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОПРИВОДА »
Понятие об электроприводе. Структурная схема автоматизированного электропривода.
Классификация электропривода.
Основные направления развития автоматизированного электропривода.
Механические звенья ЭП и их расчетные схемы.
Статический и динамический моменты в электроприводе.
Основное уравнение движения электропривода.
Понятие механической характеристики двигателя и исполнительного органа рабочей машины.
Жесткость механической характеристики.
Операция приведения статического момента и момента инерции к валу двигателя.
Схема включения ДПТ с НВ, особенности, применение.
Основные уравнения ДПТ НВ и естественная механическая характеристика.
Основные технические показатели двигателя постоянного тока.
Режим холостого ДПТ НВ и короткое замыкание.
Двигательный режим ДПТ НВ и его характеристика.
Генераторный режим работы ДПТ НВ, параллельный с сетью и его характеристика.
Генераторный режим работы ДПТ НВ, последовательный с сетью и его характеристика.
Режим автономного генератора и его характеристика.
Электромеханическая и механическая характеристики ДПТ НВ, их характерные точки.
Качественные показатели регулирования скорости двигателей.
Регулирование скорости вращения ДПТ НВ путем изменения магнитного потока.
Регулирование скорости вращения ДПТ НВ изменением подводимого к якорю напряжения.
Регулирование скорости вращения ДПТ НВ изменением сопротивления в цепи якоря.
Регулирование скорости в системе «Преобразователь-двигатель».
Регулирование скорости в системе «Преобразователь-двигатель».
Расчет пусковых сопротивлений для ДПТ НВ графо-аналитическим методом.
Синхронный двигатель. Особенности, область применения.
Синхронный двигатель как компенсатор реактивной мощности системы электроснабжения. Угловая характеристика синхронного двигателя.
Пуск синхронного двигателя. Схема пуска СД с ограничением тока с помощью реактора.
Пуск синхронного двигателя. Схема пуска СД с помощью автотрансформатора.
Схемы включения ДПТ (с независимым возбуждением, параллельным возбуждением и последовательным).
Электромеханическая характеристика ДПТ с последовательным возбуждением.
Энергетические режимы работы двигателя постоянного тока с последовательным возбуждением.
Продолжительный режим работы двигателей и его характеристика.
Повторно-кратковременный режим работы двигателей и его характеристика.
Кратковременный режим работы двигателей и его характеристика.
Критерии выбора двигателей для ЭП.
Классы изоляции электрических машин.
Расчет мощности двигателя по методу средних потерь.
Расчет мощности двигателя по методу эквивалентных величин.
Проверка двигателей по условиям пуска и перегрузочной способности.
Выбор электропривода по технико-экономическим показателям.
Коэффициент мощности электропривода.
Потери мощности энергии при переходных процессах.
Потери мощности энергии в установившихся режимах.
Особенности выбора двигателя по мощности регулируемого электропривода.
Асинхронный двигатель: схемы включения, особенности, область применения.
Основные технические характеристики асинхронного двигателя.
Динамическое торможение АД с самовозбуждением.
Динамическое торможение АД с независимым возбуждением.
Торможение АД противовключением и его характеристика.
Режим рекуперативного торможения АД.
Регулирование скорости вращения АД путем изменения числа пар полюсов («звезда-двойная звезда»)
Регулирование скорости вращения АД путем изменения числа пар полюсов («треугольник-двойная звезда»).
Регулирование скорости вращения АД изменением частоты тока.
Регулирование скорости вращения АД введением сопротивления в цепь ротора.
Регулирование скорости вращения АД изменением величины подводимого напряжения.
Холостой ход и короткое замыкание 3-х фазного асинхронного двигателя.
Характерные точки естественной механической характеристики асинхронного двигателя.
Указания по выполнению контрольной работы по предмету
«Основы электропривода».
При выполнении контрольной работы необходимо выполнять следующие требования:
написать условия задачи и вопросы,
в приведенных формулах обязательно дать расшифровку входящих в нее величин и указать размерность,
работа должна быть написана чернилами или пастой синего цвета, схемы и графики вычерчены карандашом на миллиметровой бумаге с соблюдением действующих ГОСТов,
все страницы контрольной работы необходимо пронумеровать,
в тетради необходимо оставлять поля для замечаний и место в конце работы для рецензии преподавателя,
обязательно следует указать литературу, использованную при выполнении контрольной работы,
при ответе на вопросы недопустимо механическое переписывание материала учебника,
в конце работы ставится подпись учащегося и дата выполнения задания.
ЗАДАНИЕ №1.
Какая особенность ДПТ НВ и ДПТ параллельного возбуждения отличает их от других двигателей постоянного тока.
Почему генераторный режим называется тормозным?
Координаты каких точек нужно рассчитать, чтобы построить механическую характеристику ДПТС НВ?
Какой вид торможения невозможен в двигателях постоянного тока с последовательным возбуждением и почему?
Почему механические характеристики ДПТ НВ и ДПТ параллельного возбуждения прямолинейны, а у ДПТ последовательного возбуждения- криволинейны?
Как изменится скорость двигателя последовательного возбуждения, если уменьшить сопротивление шунта?
Почему механические характеристики ДПТ с параллельным возбуждением при различных напряжениях на якоре параллельны друг другу?
Почему скорость реального холостого хода АД не совпадает с идеальной?
Какова возможная минимальная скорость в установившемся режиме асинхронного двигателя?
Координаты каких точек нужно рассчитать, чтобы построить механическую характеристику АД?
Перечислить способы получения репуперативного торможения для ДПТ НВ.
Как ослабить динамическое торможение АД?
Как усилить конденсаторное торможение?
Почему индукционное торможение менее эффективно, чем конденсаторное?
Какой вид торможения имеет место в шифтах с двухскоростным АД? Почему?
Как изменяется вращающий момент АД во время пуска?
Какой режим торможения считается самым эффективным и почему?
Почему с уменьшением частоты переменного тока, подаваемого на АД, необходимо пропорционально уменьшать и напряжение?
Каким образом можно получить динамическое торможение для АД с фазным ротором? Нарисовать схему.
Назвать главную отличительную особенность режима репуперативного торможения для АД
Почему при соединении обмоток статора в двойную звезду ток в каждой фазе можно пропустить в 2 раза больше, чем при соединении в звезду или треугольник?
Будет ли иметь место режим короткого замыкания для ДПТ, его цепь якоря замкнуть попарно? Почему?
Назвать, в каком режиме ДПТ одновременно получает энергию и электрическую и механическую? Показать этот режим на характеристике.
Пояснить, почему механическая и электромеханическая характеристики изображаются совмещенными? Назвать их характерные точки.
Описать основную схему включения ДПТ НВ. Нарисовать ее.
Что такое пусковая диаграмма и что является исходными данными для ее построения?
Назвать отличительные особенности частотного способа регулирования скорости вращения АД?
Как определить приведенный момент инерции I при подъеме и спуске груза?
Для чего операции приведения?
Что называют одномассовой системой?
Какими способами можно оценить устойчивость установившегося движения?
Как определить приведенный момент нагрузки Мс при подъеме груза в случае прямолинейного и вращательного движения?
В каком случае возникает неустановившееся движение ЭП?
Какое движение называется установившимся, а какое -нет? Привести пример.
В чем отличие расчета приведенного момента нагрузки при различных направлениях потока энергии в механической части ЭП?
Дать понятие механических характеристик двигателя и исполнительного органа и привести пример.
Как с помощью механических характеристик двигателя и исполнительного органа определить скорость установившегося движения?
Чем отличается активный момент от реактивного?
Что называется динамическим моментом ЭП?
Что называют жесткостью механической характеристики, как она определяется?
Пояснить правило знаков момента в уравнении движения?
Как выполняется проверка установившегося движения?
Какими силами создается активный момент нагрузки? Привести примеры действия активного момента.
Всегда ли будет противодействовать движению реактивный момент нагрузки? Какими силами он создается?
Какие параметры ЭП называют приведенными и для чего выполняют операцию приведения?
Охарактеризовать реостатный способ регулирования скорости вращения ДПТ НВ
В какой режим перейдет работать двигатель без отключения от сети только за счет действия активного момента нагрузки на его валу?
Какими способами можно получить торможение противовключением для ДПТ НВ. Нарисовать схему включения.
При каком тормозном режиме возникают большие значения тока и момента? Охарактеризовать данный режим.
Оказывает ли влияние на характеристики асинхронного двигателя в двигательном режиме конденсаторная батарея, подключаемая параллельно обмоткам статора? Почему?
Какие показатели регулирования вам известны? Пояснить их.
Пояснить как происходит динамическое торможение асинхронного двигателя?
В каком режиме асинхронного двигателя скорость ротора больше скорости поля? Охарактеризовать данный режим.
Можно ли осуществить торможение асинхронного двигателя при его питании от сети переменного тока? Какими способами?
В каком режиме асинхронного двигателя скольжение становится отрицательным? Охарактеризовать данный режим.
От чего зависит интенсивность конденсаторного торможения? Нарисовать возможные при этом варианты механических характеристик.
Можно ли использовать полупроводниковые диоды и резисторы для получения торможения? Пояснить и обосновать свой ответ.
В каком режиме асинхронного двигателя кинетическая энергия переходит сначала в электрическую, а затем в тепловую? Охарактеризовать данный режим.
Пояснить от чего зависит синхронная скорость вращения АД?
Пояснить, от чего зависит скорость вращения холостого хода ДПТ НВ. Как определяется ее значение?
Сколько граничных точек имеет двигательный режим АД? Показать эти точки на механической характеристике.
За счет чего достигается резкое уменьшение синхронной скорости при рекуперативном торможении?
С какой целью при реализации торможения в цепь ротора или статора АД включают добавочные резисторы? Как выбирают их величину?
Почему конденсаторное торможение при малых скоростях еще менее эффективно, чем динамическое? Пояснить.
Из какого условия выбирается величина тормозного сопротивления при рекуперативном торможении?
При каком способе регулирования скорости вращения ДПТ НВ практически отсутствуют потери мощности? Охарактеризовать данный способ.
Можно ли ступенчато изменять скорость вращения асинхронного двигателя? Обосновать ответ.
Из какого условия выбирают величину тормозного сопротивления при динамическом торможении? Для чего на время торможения вводится сопротивления?
В каких электроприводах применяют синхронные двигатели? Какими отличительными особенностями они обладают?
Какой вид торможения используются для синхронного двигателя? Обосновать ответ.
Охарактеризовать продолжительный режим работы ЭД и нарисовать его характеристики.
Охарактеризовать кратковременный режим работы ЭД и нарисовать его характеристики.
Охарактеризовать повторно кратковременный номинальный режим работы ЭД и нарисовать его характеристики.
Чем предопределяется выбор типа электродвигателя?
Сущность метода средних потерь для определения мощности электродвигателя?
Сущность метода эквивалентного тока для определения мощности электродвигателя.
Каким образом в ДПТ НВ можно изменить магнитный поток? В какую сторону(Увеличения или уменьшения ) можно изменять магнитный поток ? Ответ обосновать.
С какой целью на время пуска ДПТ включают резисторы? Как выбирают их величину?
Из какого условия выбирают величину тормозного сопротивления при торможении противовключением? С какой целью оно вводится?
Объяснить сущность метода эквивалентного момента для выбора мощности двигателя.
Пояснить, как производится расчет мощности и выбор продолжительного режима работы?
В чем состоят особенности пуска синхронного двигателя? перечислить способы пуска.
По каким критериям может происходить регулирование тока возбуждения синхронного двигателя?
Поясните, как производится расчет мощности и выбор двигателя для кратковременного режима работы.
Как могут ограничиваться токи при пуске синхронного двигателя?
С какой целью при частотном способе производится также и регулирование подводимого к асинхронному двигателю напряжения?
Какие возможности по управлению асинхронным двигателем имеет способ, связанный с регулированием напряжения на его статоре?
За счет чего в частотно-управляемом асинхронном ЭП производится регулирование величины подводимого к асинхронному двигателю напряжения?
В чем основная особенность переходных процессов асинхронного двигателя?
В чем особенность схемы включения и характеристик двигателя постоянного тока с последовательным возбуждением?
Назовите виды генераторного режима для двигателя постоянного тока.
В чем цель и сущность формирования статических и динамических характеристик ДПТ?
Что такое пусковая диаграмма ДПТ и что является исходными данными для ее построения?
В чем особенность схемы включения и характеристик двигателя постоянного тока смешанного возбуждения?
Пояснить, как происходит регулирование скорости двигателя с последовательным возбуждением изменением магнитного потока.
Пояснить, как происходит регулирование скорости двигателя с последовательным возбуждением шунтированием якоря резистором.
Что называют моментом или силой сопротивления
Пояснить, по каким признакам и как классифицируются электрические приводы.
Чем характеризуется развитие современного электрического привода?
Пояснить геометрический и физический смысл электромеханической постоянной времени.
ЗАДАЧА № 2.
Для ДПТ НВ рассчитать и построить:
а).естественную механическую электромеханическую (согласно варианта) характеристику в двигательном режиме и
б).искусственные в соответствии с вариантом,
в).определить сопротивление реостата, которое нужно ввести в цепь якоря при торможении и построить соответствующую тормозную характеристику в соответствии с вариантом.
исходные данные для расчета приведены в таблице 1:
номинальная мощность двигателя РН , кВт,
номинальный ток якоря Iян , А,
номинальная частота вращения, nн , об/мин,
номинальный коэффициент полезного действия, ηн, %.
Таблица1.
1
2
3
4
5
6
№
задач
Рн, кВт
Iян,
А
nн,
об/мин
ηн,
%
Примечание
101
2,5
14,6
945
79
механическая w=f(M)
при Rд = 0,4 Rном
в режиме противовключения, если если wт=1,1wн , Мт=1,25Мн
102
8,0
44
975
83
1. электромеханическая w=f(I)
2. при U=0,7Uн
3. в режиме динамического торможения, если wт=1,1wн Iт=0,9Iн
103
12,0
64
1450
84
1. механическая w=f(M)
2 при при Rд = 0,55 Rном
3 . в режиме противовключения, если wт=1,2wн , Мт=1,1Мн
104
18,0
94
1470
86
электромеханическая w=f(I)
при Ф=0,7Фн
в режиме динамического торможения, если wт=1,1wн Iт=0,9Iн
105
4,0
12
960
77
механическая w=f(M)
при U=0,7Uн
в режиме рекуперативного торможения. если wт=1,1wo, Iт=0,95Iян
106
15
40
1430
85
1.механическая w=f(M)
2. Rо = 0,4 Rном
3.в режиме противовключения, если wт=1,2wн , Мт=1,1Мн
107
17
45
1470
86
механическая w=f(M)
при Ф=0,7Фн
в режиме рекуперативного торможения, если wт=1,1wo, Iт=0,95Iян
108
32
82
2940
88
электромеханическая w=f(I)
при U=0,7Uн
в режиме динамического торможения, если wт=1,1wн Iт=0,9Iн
109
16
86
1440
85
электромеханическая w=f(I)
при Rд=0,4 Rном
в режиме динамического торможения, если wт=1,1wн Iт=0,9Iн
110
7,0
19,5
1420
83
механическая w=f(M)
при U=0,6Uн
в режиме рекуперативного торможения, если wт=1,1wo, Iт=0,95Iян
111
4,5
26
725
77
электромеханическая w=f(I)
при Ф=0,7Фн
в режиме динамического торможения wт=1,1wн Iт=0,9Iн
112
6,0
33
740
82
механическая w=f(M)
при Rд = 0,3Rном
в режиме противовключения wт=1,2wн , Мт=1,1Мн
113
12,0
65
740
84
электромеханическая w=f(I)
при Rо = 0,4 Rном
в режиме динамического торможения wт=1,2wн Iт=0,9Iн
114
55
31
2950
80
механическая w=f(M)
при U=0,7Uн
в режиме рекуперативного торможения wт=1,1wo, Iт=0,95Iян
115
8,0
43,5
1450
83
электромеханическая w=f(I)
при Ф=0,7Фн
в режиме противовключения wт=1,2wн , Мт=1,1Мн
116
24
124
2950
87
механическая w=f(M)
при Rо = 0,4 Rном
в режиме рекуперативного торможения wт=1,1wo, Iт=0,95Iян
117
6,7
19,0
730
83
электромеханическая w=f(I)
при U=0,7Uн
в режиме динамического торможения wт=1,2wн Iт=0,9Iн
118
37
96
2920
88
механическая w=f(M)
при Rо = 0,4 Rном
в режиме противовключения wт=1,2wн , Мт=1,1Мн
119
17,0
45
1450
86
механическая w=f(M)
при Ф=0,7Фн
в режиме рекуперативного торможения wт=1,1wo, Iт=0,95Iян
120
17,0
45
1460
86
механическая характеристика w=f(M)
при U=0,7Uн
в режиме противовключения wт=1,2wн , Мт=1,1Мн
121
5,2
22,6
730
84
механическая характеристика w=f(M)
при U=0,7Uн
в режиме рекуперативного торможения wт=1,1wo, Iт=0,95Iян
122
60
160
2980
865
электромеханическая характеристика w=f(I)
при Rдоб=0,5Rян
в режиме противовключения wт=1,2wн , Мт=1,1Мн
123
10
50
1450
86
механическая характеристика w=f(M)
при Ф=0,8Фн
в режиме рекуперативного торможения wт=1,1wo, Iт=0,95Iян
124
2,5
11
950
85
механическая характеристика w=f(M)
при U=0,7Uн
в режиме противовключения wт=1,2wн , Мт=1,2Мн
125
24
80
2940
88,5
механическая характеристика w=f(M)
при Rдоб=0,7Rян
в режиме рекуперативного торможения wт=1,1wo, Iт=0,95Iян
126
15
78
1460
88
электромеханическая характеристика w=f(I)
при U=0,5Uн
в режиме динамического торможения wт=1,1wo, Iт=0,95Iян
127
12
78
1470
87,5
механическая характеристика f(M)
при Ф=0,8Фн
в режиме противовключения wт=1,2wн , Мт=0,9Мн
128
26
63,8
2960
85,5
механическая характеристика w=f(M)
при Rдоб=0,5Rян
в режиме рекуперативного торможения wт=1,1wo, Iт=0,95Iян
129
16
134
1470
88
механическая характеристика w=f(M)
при U=0,8Uн
в режиме противовключения wт=1,2wн Iт=0,9Iн
130
17,0
55
2970
90
механическая характеристика w=f(M)
при Ф=0,7Фн
в режиме рекуперативного торможения wт=1,25 wo, Iт=0,95Iян
131
16
80
2980
89
1. механическая характеристика w=f(M)
2. при U=0,7Uн
3. в режиме противовключения wт=1,2wн Iт=0,9Iн
132
36
95
2960
85
механическая характеристика w=f(M)
при Rдоб=0,6Rян
в режиме рекуперативного торможения wт=1,1wo, Iт=0,95Iян
133
5,0
21
730
84
электромеханическая характеристика w=f(I)
при Ф=0,8Фн
в режиме динамического торможения wт=1,2wн Iт=0,9Iн
134
2,5
14,6
1140
79
механическая характеристика w=f(M)
при U=0,7Uн
в режиме противовключения wт=1,2wн Iт=0,9Iн
135
8
44
820
83
механическая характеристика w=f(M)
при Rдоб=0,5Rян
в режиме рекуперативного торможения wт=1,1wo, Iт=0,95Iян
136
12
64
1310
83,5
механическая характеристика w=f(M)
при Ф=0,8Фн
в режиме противовключения wт=1,2wн Iт=0,9Iн
137
18
94
1140
85
электромеханическая хар-ка w=f(I)
при Rдоб=0,5Rян
в режиме динамического торможения wт=1,2wн Iт=0,9Iн
138
4
12
1100
76,5
механическая хар-ка w=f(M)
при Ф=0,8Фн
в режиме противовключения wт=1,2wн Iт=0,9Iн
139
15
40
700
84
механическая хар-ка w=f(M)
при Ф=0,8Фн
в режиме рекуперативного торможения wт=1,1wo, Iт=0,95Iян
140
17
45
1075
85
механическая хар-ка w=f(M)
при U=0,7Uн
в режиме противовключения wт=1,05wн Mт=1,25Mн
141
32
82
1130
86
электромеханическая хар-ка w=f(I)
при Rдоб=0,5Rян
в режиме динамического торможения wт=1,2wн Iт=0,9Iн
142
16
86
635
84
механическая хар-ка w=f(M)
при Ф=0,8Фн
в режиме рекуперативного торможения wт=1,1wo, Iт=0,95Iян
143
32
82
1150
86,5
механическая хар-ка w=f(M)
при U=0,6Uн
в режиме противовключения wт=1,05wн Mт=1,25Mн
144
16
86
675
85
механическая хар-ка w=f(M)
при Rдоб=0,2Rян
в режиме рекуперативного торможения wт=1,1wo, Iт=0,95Iян
145
7,0
19,5
1520
83
механическая хар-ка w=f(M)
при Ф=0,8Фн
в режиме противовключения wт=1,05wн Mт=1,25Mн
146
7,0
19,5
1420
84
1. электромеханическая хар-ка w=f(I)
2. при U=0,8Uн
3. в режиме динамического торможения wт=1,2wн Iт=0,9Iн
147
7
19,5
1530
84,5
механическая хар- ка w=f(M)
при Rдоб=0,4Rян
в режиме рекуперативного торможения wт=1,1wo, Iт=0,95Iян
148
4,5
26
1000
76
механическая хар-ка w=f(M)
при Ф=0,8Фн
в режиме противовключения wт=1,05wн Mт=1,25Mн
149
6,0
33
1075
77,5
механическая хар-ка w=f(M)
при Rдоб=0,2Rян
в режиме рекуперативного торможения wт=1,1wo, Iт=0,95Iян
150
12,0
65
758
84,5
1.механическая хар-ка w=f(M)
при U=0,8Uн
3. в режиме противовключения wт=1,05wн Mт=1,25Mн
151
5,5
31
1475
81
электромеханическая хар-ка w=f(I)
при Ф=0,7Фн
3. в режиме рекуперативного торможения wт=1,1wo, Iт=0,95Iян
152
8,0
43,5
1400
90
механическая хар-ка w=f(M)
при Ф=0,8Фн
в режиме противовключением wт=1,05wн Mт=1,25Mн
153
24
124
1075
875
механическая хар-ка w=f(M)
при U=0,8Uн
в режиме рекуперативного торможения wт=1,1wo, Iт=0,95Iян
154
6,7
19
975
84
механическая хар-ка w=f(M)
при U=0,7Uн
в режиме противовключения wт=1,05wн Mт=1,25Mн
155
37
96
875
87
механическая хар-ка w=f(M)
при U=0,8Uн Rдоб=0,2Rян
в режиме рекуперативного торможения wт=1,1wo, Iт=0,95Iян
156
17
45
1475
86,5
электромеханическая хар-ка w=f(I)
при Rдоб=0,2Rян
в режиме динамического торможения wт=1,2wн Iт=0,9Iн
157
5,2
22,6
2735
84,5
механическая хар-ка w=f(M)
при U=0,6Uн
в режиме противовключения wт=1,1wн, Mт=1,25Mн
158
60
160
975
87,5
механическая хар-ка w=f(M)
при Ф=0,8Фн
в режиме рекуперативного торможения wт=1,2wo Iт=0,95Iян
159
10
50
2150
85
механическая хар-ка w=f(M)
при Rдоб=0,2Rян
в режиме противовключения wт=1,15wн, Iт=1,2Iн
160
2,5
11
975
86
механическая хар-ка w=f(M)
при Ф=0,7 Фн
в режиме рекуперативного торможения wт=1,4wн, Iт=0,95Iян
161
18
94
3075
88
механическая хар-ка w=f(M)
при Rд=0,2Rян
в режиме противовключения wт=1,1wн, Iт=1,2Iн
162
24
80
3350
86
электромеханическая хар-ка w=f(I)
при U=0,6Uн
в режиме динамического торможения wт=1,1wн, Iт=0,9Iн
163
15
78
3150
87
механическая хар-ка w=f(M)
при Rд=0,3Rян
в режиме рекуперативного торможения wт=1,3wн, Iт=1,1Iян
164
12
78
1475
87
механическая хар-ка w=f(M)
при Ф=0,8Фн
в режиме противовключения wт=1,1wн, Iт=1,2Iн
165
26
63,8
2140
85
механическая хар-ка w=f(M)
при U=0,65Uн
в режиме рекуперативного торможения wт=1,25wo,Mт=1,1Mн
166
16
134
2175
89
механическая хар-ка w=f(M)
при Rд=0,25Rян
в режиме противовключения wт=1,1wн, Iт=1,2Iн
167
24
124
1100
89
электромеханическая хар-ка w=f(I)
при Ф=0,9Фн
3. в режиме динамического торможения wт=0,9wн, Iт=0,95Iян
168
18
94
1190
85
механическая хар-ка w=f(M)
при U=0,65Uн
в режиме рекуперативного торможения wт=1,2wo,Mт=1,1Mн
169
12
64
1310
85
механическая хар-ка w=f(M)
при Rд=0,25Rян
в режиме противовключением wт=1,1wн, Iт=1,2Iн
170
8
43,5
1450
82
механическая хар-ка w=f(M)
при U=0,7Uн
в режиме рекуперативного торможения wт=1,2wo,Mт=1,1Mн
171
5,5
31
1400
81
механическая хар-ка w=f(M)
при U=0,65Uн
в режиме противовключения wт=1,1wн, Iт=1,2Iн
172
16
86
670
82
механическая хар-ка w=f(M)
при Rд=0,4Rян
в режиме рекуперативного торможения wт=1,25wo,Mт=0,9Mн
173
12
65
740
83
электромеханическая хар-ка w=f(I)
при Ф=0,8Фн
в режиме динамического торможения wт=0,9wн, Iт=0,95Iян
174
8
44
820
82
механическая хар-ка w=f(M)
при Ф=0,7Фн
в режиме противовключения wт=1,1wн, Iт=1,2Iн
175
4
12
1220
76
механическая хар-ка w=f(M)
при U=0,65Uн
в режиме рекуперативного торможения wт=1,05wo,Mт=0,9Mн
176
15
40
710
86
механическая хар-ка w=f(M)
при Rд=0,25Rя
в режиме противовключения wт=0,9wн, Iт=1,1Iн
177
7
19,5
1460
82
электромеханическая хар-ка w=f(I)
при Ф=0,7Фн
в режиме динамического торможения wт=0,9wн, Iт=0,95Iян
178
17
45
1190
87
1. механическая хар-ка w=f(M)
при Rд=0,25Rян
в режиме рекуперативного торможения wт=1,25wo,Mт=0,9Mн
179
32
82
980
89
механическая хар-ка w=f(M)
при U=0,85Uн
в режиме противовключения wт=1,1wн, Mт=1,2Mн
180
6,7
19
860
82
механическая хар-ка w=f(M)
при Rд=0,25Rян
в режиме рекуперативного торможения wт=1,15wo,Mт=1,1Mн
181
4,5
26
1030
78
механическая хар-ка w=f(M)
при Ф=0,85Фн
в режиме противовключения wт=1,1wн, Mт=1,1Mн
182
6
33
1070
80
электромеханическая хар-ка w=f(I)
при U=0,8Uн
в режиме динамического торможения wт=0,9wн, Iт=0,95Iян
183
5,5
31
1440
82
механическая хар-ка w=f(M)
при Ф=0,7Фн
в режиме рекуперативного торможения wт=1,1w0 Mт=1,1Mн
184
4
12
1200
76
механическая хар-ка w=f(M)
при Rд=0,25Rян
3. в режиме противовключения wт=1,1wн, Mт=1,2Mн
185
19
102
1500
85
механическая хар-а w=f(M)
при Ф=0,75Фн
в режиме рекуперативного торможения wт=1,1w0 Mт=1,1Mн
186
19
51
1475
80
электромеханическая хар-ка w=f(I)
при U=0,7Uн
3. в режиме динамического торможения wт=0,9wн, Iт=1,1Iн
187
2,2
13
1000
77
механическая хар-ка w=f(M)
при Rд=0,25Rян
в режиме противовключения wт=1,1wн, Mт=1,1Mн
188
4,8
24,2
1500
80
механическая хар-ка w=f(M)
при U=0, при U=0,7Uн
при U=0,7Uн
9Uн
в режиме рекуперативного торможения wт=1,1w0, Mт=1,1Mн
189
3,0
75
1250
81
механическая хар-ка w=f(M)
при U=0,75Uн
в режиме противовключения
190
5,5
59
1530
80
механическая хар-ка w=f(M)
при Rд=0,2Rян
в режиме рекуперативного торможения wт=1,1w0 Mт=1,1Mн
191
5,5
59
1075
82
электромеханическая хар-ка w=f(I)
при Ф=0,95Фн
3. в режиме динамического торможения wт=0,95wн, Iт=1,15Iн
192
4,8
24,2
1100
78
механическая хар-ка w=f(M)
при Rд=0,3Rян
в режиме противовключения
193
19
102
1375
86
механическая хар-ка w=f(M)
при U=0,9Uн
в режиме рекуперативного торможения wт=1,1w0 Mт=1,1Mн
194
2,2
13
975
75
механическая хар-ка w=f(M)
при Ф=0,85Фн
в режиме противовключения wт=1,1wн, Mт=1,2Mн
195
4,8
24,2
1575
81
механическая хар- ка w=f(M)
при U=0,9Uн
в режиме рекуперативного торможения wт=1,1w0 Mт=1,1Mн
196
30
75
1075
80
электромеханическая хар-ка w=f(I)
при Ф=0,85Фн
в режиме динамического торможения wт=0,9wн, Iт=1,1Iн
197
5,5
59
1475
81
механическая хар-ка w=f(M)
при Rд=0,2Rян
в режиме противовключения wт=1,1wн, Mт=1,2Mн
198
2.2
13
875
74
механическая хар- ка w=f(M)
при Ф=0,85Фн
в режиме рекуперативного торможения wт=1,1w0 Mт=1,1Mн
199
5,5
59
1475
81
механическая хар-ка w=f(M)
при Rд=0,2Rян
в режиме противовключения wт=1,1wн, Mт=1,2Mн
200
19
102
1575
84
механическая хар-ка w=f(M)
при U=0,9Uн
в режиме рекуперативного торможения wт=1,1w0 Mт=1,1Mн
Методические рекомендации по выполнению задания №2
Из курса «Электрические машины» известно, что электромеханическая (механическая) характеристика двигателя постоянного тока параллельного возбуждения представляет собой прямую линию. Значит, для ее построения необходимо и достаточно определить координаты двух точек: точки холостого хода (0, wo) и номинальной точки (Iян, wн) или (Mн, wн).
Основные формулы для расчета:
wн=0,105 * nн – номинальная угловая скорость двигателя;
Rян=0,5Rн (1-ηн)- номинальное активное сопротивление якоря;
Mн=Pн/wн- номинальный момент вращения на валу двигателя;
wo=Uн/kФ –угловая скорость холостого хода, где kФ- коэффициент, определяемый их уравнения момента или уравнения электродвижущей силы для двигателя постоянного тока параллельного возбуждения.
Для построения регулировочных характеристик необходимо воспользоваться уравнением электромеханической (механической) характеристики двигателя
w=(U/kФ) – (IRян/kФ) и получить соотношения :
а) при регулировании скорости путем изменения сопротивления якоря
wиск=wo [1(Iян(Rян+Rдоб))/Uн)];
б) при регулировании скорости путем изменения величины подводимого напряжения
wo,иск=kwo, где k-величина, показывающая, во сколько раз изменяется величина подводимого напряжения.
В) при регулировании скорости путем изменения величины подводимого магнитного потока:
wo,иск=wo/k, wиск=wo-Δwиск
Величину тормозных сопротивлений, включаемых в цепь якоря, определяют в зависимости от способа торможения:
при динамическом торможении- Rт=(Eт/Iт)-Rян ;
при рекуперативном торможении –Rт=(Uн-Eт/Iт)-Rян ;
при торможении противовключением – Rт=(Uн+Eт/Iт)-Rян.
Построение соответствующих тормозных характеристик выполняют в соответствии с указаниями в литературном источнике 1 , стр. 49-54.
ЗАДАНИЕ №3.
Для трехфазного асинхронного двигателя с фазным ротором рассчитать и построить естественную механическую характеристику и искусственную механическую характеристику при добавочном сопротивлении в цепи ротора.Rg =0,1R2Н
Данные для расчета приведены в таблице 3.
Номинальное напряжение 380 В (для всех вариантов).
Номинальная мощность Рн, кВт.
Синхронная частота вращения, n1 ,об/мин.
Номинальное скольжение, Ѕн , %.
Отношение максимального момента к номинальному, Мкр / Мн ,
Напряжение ротора U2н , В.
Номинальный ток ротора I2н , А.
Таблица 3.
1
2
3
4
5
6
7
вариант
Рн , кВт
n1 , об/мин
Мкр / Мн
U2н , В
Ѕн, %
I2н , А
201
11
1500
3
305
5
122
202
14
1500
3,5
300
4
129
203
7,5
1000
3,5
300
5
118
204
10
1000
3,8
310
4,5
120
205
5,5
750
2,5
300
6,5
114
206
7,5
750
3
290
6
116
207
18
1500
4
295
4
138
208
13
1000
4
325
4,5
125
209
55
500
1,8
165
5
35
210
45
600
1,8
162
5
78
211
11
750
3,2
315
5
122,5
212
22
1500
4
340
2,5
145
213
30
1500
4
350
2,5
155
214
18,5
1000
3,5
360
3,5
135
215
22
1000
3,5
330
3,5
145
216
15
750
3,0
360
3,5
128
217
18,5
750
3,0
300
3,5
140
218
14
1500
3
330
5
127
219
17
1500
3,5
315
5
134
220
22
1500
3,2
300
5,5
143
221
37
1500
3
160
3,5
60
222
45
1500
3
230
3
70
223
55
1500
3
200
3
70
224
30
1000
2,5
140
3,5
50
225
37
1000
2,5
150
3,5
65
226
45
1000
2,5
180
3
60
227
22
750
2,2
102
4,5
40
228
30
750
2,2
125
4
55
229
37
750
2,2
148
3,5
55
230
71
1500
3
250
2,5
70
231
30
750
1,8
120
5
65
232
37
750
2,2
115
5,5
90
233
45
750
2,2
140
4
90
234
55
750
2,2
190
3,5
85
235
75
750
1,9
190
4
57
236
90
1500
2,5
220
4
140
237
110
1500
2,5
250
3,5
185
238
11
750
3,2
315
5
122,5
239
14
750
3,5
310
4,5
128
240
22
750
2,5
330
4,5
140
241
30
750
1,8
120
5
65
242
37
750
2,2
115
5,5
90
243
45
750
2,2
140
4
90
244
90
750
1,9
214
4
67
245
110
750
1,9
225
3,5
111
246
132
750
1,9
280
3,5
64
247
11
1500
3
305
5
122
248
14
1500
3,5
300
4
129
249
18
1500
4
295
3,5
138
250
5,5
1500
1,9
144
2
57
251
5,5
1000
2,2
213
2,4
88
252
7,5
1000
2,5
242
2,3
120,7
253
11
1000
1,8
179
2,0
41
254
15
1000
1,8
213
2,0
48
255
22
1000
2,5
235
2,0
116
256
30
1000
2,5
235
2,0
73
257
37
1000
2,2
293
2,0
77
258
55
1000
2.1
290
2,5
115
259
7,5
750
1,8
227
2,0
122
260
11
750
1,9
185
2,2
39
261
15
750
2
206
2,3
48,8
262
22
750
2,5
241
2,5
59
263
30
750
2,5
252
3,0
71
264
110
500
4
265
1,7
165
265
90
500
4
222
1,7
159
266
75
500
5
207
1,8
121
267
55
500
5
165
1,8
135
268
110
600
3,8
283
1,7
142
269
75
600
4,5
217
1,8
121
270
45
600
5
162
1,8
78
271
110
750
3,5
214
1,9
107
272
30
750
5
120
1,8
65
273
37
750
5,5
115
2,2
90
274
22
750
4,5
330
2,5
140
275
14
750
4,5
310
3,5
128
276
11
750
5
315
3,1
122,5
277
45
750
4
140
2,2
90
278
55
750
3,5
190
2,1
85
279
90
1000
3,6
202
1,9
77
280
75
1000
3
250
2,5
102
281
55
1000
3,5
190
2,5
85
282
37
1000
4
140
1,9
80
283
30
1000
4
375
3
146
284
22
1000
3,5
380
3
137
285
17
1000
6
335
3
132,5
286
13
1000
7
205
3
42
287
22
1000
5
380
2,5
135
288
110
1500
3,5
250
2,5
60
289
90
1500
4
220
2,5
160
290
75
1500
4,5
180
2,3
50
291
37
750
3,4
158
2,2
55
292
30
750
4
125
2,0
48
293
22
750
4,5
102
2,5
32
294
18,5
750
3,5
300
3,1
140
295
15
750
3,4
360
3,0
128
296
45
1000
2,5
180
2,0
55
297
30
1000
3,0
330
2,5
145
98
70
1500
2,5
255
3,0
170
299
55
1500
3,0
210
30
65
300
37
1500
3,5
350
3,0
155
Методические рекомендации по выполнению задания №3.
Расчет можно вести по упрощенной формуле Клосса. Необходимо рассчитать 6-8 точек. Результаты расчета должны быть сведены в таблицу. Для решения задачи необходимо воспользоваться следующими формулами:
w1 = 2π ׃ 60 · η1 , где η1 - синхронная частота вращения, w1 - синхронная скорость.
wн = w1 ·(1- Ѕн ), где wн – номинальная скорость, Ѕн – номинальное скольжение.
Мн = Рн ׃ wн , где Рн - номинальная мощность двигателя, Мн – номинальный момент
Ѕкр = Ѕн [ Мкр ׃ Мн + √ ( Мкр ׃ Мн )2 - 1 ] , где Ѕкр – критическое скольжение.
М= 2 Мкр ׃ ( Ѕ ׃ Ѕкр +Ѕкр ׃ Ѕ ) - формула Клосса для построения механической характеристики двигателя.
R2вт = R2н · Ѕн - активное сопротивление обмотки фазы ротора.
R2н = U2н : √3·I2н - сопротивление роторной цепи.
Sиск = Sест · R2∑ : R2вт - искусственное скольжение, где R2∑ = R2вт +R2вш – суммарное сопротивление роторной цепи.
Для решения задачи необходимо изучить следующий материал: [1, § 1-1, 3-1,5-1.]
[6, § 1-9, 6-1.]
ЗАДАНИЕ №4.
Для вариантов 301 - 340 данные содержатся в таблице 4, где указаны мощность и время участков, коэффициент полезного действия. Необходимо выбрать асинхронный двигатель серии 4А с синхронной частотой вращения n = 1500 об/мин., если Токр=250 . Задачу решить методом эквивалентной мощности или методом средних потерь (согласно варианта) и осуществить проверку двигателя на перегрузочную способность. Для нечетных вариантов задачу решить методом эквивалентной мощности, для четных – методом средних потерь.
Таблица 4.
ва-ри-ант
Р1
кВт
Р2
кВт
Р3
кВт
Р4
кВт
Р5
кВт
Р6
кВт
t1
С
t2
С
t3
С
t4
С
t5
С
t6
С
η1
%
η2
%
η3
%
η4
%
Η5
%
η6
%
301
2,5
5,8
6,3
6,1
8,9
6,7
14
21
17
23
27
18
84
84
84
79
73
83
302
13,1
4,7
10,4
11,5
1,7
9,1
30
12
26
28
22
27
81
81
80
72
76
79
303
3,5
5,5
6,5
7,0
9,0
5,1
12
24
15
24
25
21
85
85
84,5
80
73
79
304
12
4,0
9,0
12,1
2,4
8,5
24
16
19
25
21
30
81
81
80
71
75
90
305
10,1
4,5
9,2
13,2
3,7
3,5
15
22
16
22
29
17
83,5
83
83
72
79
82
306
8,5
3,5
4,6
12,1
4,5
4,8
19
31
19
16
22
29
82
82
79
73
79
81
307
12,4
16,1
13
11,2
5,1
10,4
16
13
12
15
17
11
79
72
73
78
78
80
308
13
15,5
8
15,3
6,1
11
20
8
10
12
16
15
84,5
84
84
71
75
80
309
12,6
15,9
10
12,5
7,1
10,5
19
10
5
15
10
12
86
77
79
80
85
85
310
13,5
15,2
10
6
9
4,7
15
8
10
21
16
23
78
76
77
78
78
80
311
10
10,2
23
7,8
14
11,6
10
14
6
10
15
19
85
85
85
80
80
76
312
14
21
7,5
19,5
23
20,4
10
15
16
19
17
15
85
85
84,5
80
80
75
313
12
23
7
20
21
24,4
16
12
22
8
10
7
84,5
84
84
80
79
72
314
10
9,7
19
17
21
18,5
15
21
12
10
9
17
83
83
82,5
75
70
76
315
3,8
4,7
5,9
11,3
8,5
7,5
15
21
10
12
5
21
83,5
83
80
72
80
82
316
4,8
5,2
6,7
12,5
9,5
2,4
16
10
7
4
25
21
82,5
82
80
71
76
80
317
5,3
4,9
4,8
12
5,2
6,1
13
22
16
10
14
17
83
83
82
72
79
81
318
4
4
10
9,5
11
6,5
20
15
16
10
11
9
85,5
85
85
73
76
80
319
5,1
6,3
10,5
12,5
9,8
12,1
15
17
13
7
12
11
86
85
85
80
72
79
320
10,1
13,1
5,5
6,2
13,5
10
13
10
21
15
8
12
83
83
82
81
73
76
321
9,5
8,6
12,2
10
15
7,8
12
10
15
13
19
21
82,5
82
82
81
70
75
322
10
9,5
16,5
4,5
6,7
9,5
15
10
12,5
22
13
14
81,5
80
72
76
79
80
323
11,5
10,1
20
3,5
9,9
6,5
15
16
8
25
10
15
81
81
70
75
76
77
324
11
15
13,5
19
11
8
15
12
10
6
10
21
85,5
85
85
74
76
81
325
6,5
12
14
21
9
10
16
18
15
8
10
10
84,5
84
84
72
75
80
326
7,5
8
20
16,5
13
14
15
14
8
10
13
14
84
84
78
79
80
82
327
9,5
16
13
18
10
9
14
10
12
10
21
20
85,5
85
85
72
76
80
328
10,1
13
14,5
20
9
11
18
13
16
7
12
15
84
84
83
71
76
80
329
12,3
15,5
21
20,5
9,5
13
10
15
13
21
8
10
82
82
72
80
81
82
330
8,6
8,6
19
18
12
12,5
20
10
5
13
9
25
83,5
83
71
74
75
82
331
7,3
13,5
19,5
16
11,5
14
16
12
10
19
9
8
84
84
72
75
78
83
332
9,6
14
18
17
12,6
13
25
10
16
15
9
26
85,5
85,5
73
75
78
85
333
10,5
12,1
14
17,5
12,5
9
10
13
10
14
24
19
85
85
73
76
79
84
334
14
15,2
16
18,5
13
8,5
17
11
5
9
25
18
84,5
84,5
84
72
77
84
335
13
14
17
20,5
13,1
9
12
25
10
18
17
13
82,5
82,5
82
70
75
81
336
8
8,7
18,5
21
10,5
10
26
9
7
10
19
16
83
83
83
71
74
83
337
7
9
19
17,5
11
12
15
17
8
10
22
16
82,5
82
72
74
79
82
338
3,8
9,5
20
16
11,5
13
18
20
17
15
12
6
83,5
83
72
75
80
83
339
6,5
9,9
20,5
17
12
12,5
16
25
17
9
12
14
84,5
84,5
71
76
79
84
340
12,5
10,2
19,5
18
13
14
15
21
17
16
11
12
81,5
81,5
71
77
79
81
Для вариантов 341-400 в таблице 5 приведены значения моментов М1, М2 , М3 на валу двигателя для соответствующих участков графика нагрузки, время работы t1, t2, t3 двигателя с заданными моментами нагрузки, время паузы t0, частота вращения двигателя и коэффициент, учитывающий возможное снижение напряжения сети.
Определить для заданного варианта расчетную мощность двигателя и выбрать по каталогу асинхронный двигатель, предназначенный для привода механизма с циклическим графиком нагрузки в продолжительном (для четных вариантов) или повторно- кратковременных режимах (для нечетных вариантов) работы. Провести проверку двигателя по перегрузочной способности.
Таблица 5.
вариант
М1,
н.м.
М2,
н.м.
М3,
н.м.
t1,
с
t2,
с
t3,
с
t0,
с
η2 ном,
об/мин
Kи
341
80
40
60
10
5
20
25
1410
0,95
342
120
100
95
10
10
15
55
930
0,90
343
50
20
30
10
15
10
5
915
0,85
344
150
125
145
10
20
10
60
930
0,95
345
150
130
160
10
25
20
35
1415
0,9
346
40
30
10
5
15
20
10
930
0,85
347
40
25
20
5
15
15
5
1420
0,95
348
30
15
25
5
20
10
25
950
0,9
349
20
15
10
5
10
5
60
935
0,85
350
180
140
150
5
15
15
25
1440
0,95
351
30
20
10
15
10
20
5
1440
0,9
352
30
40
60
15
5
15
5
1400
0,85
353
30
45
20
15
10
10
5
1410
0,95
354
30
50
30
15
15
10
10
940
0,90
355
200
180
170
15
20
5
60
930
0,85
356
220
230
215
10
15
10
25
940
0,95
357
20
15
25
10
10
15
5
930
0,90
358
20
45
40
10
5
10
75
950
0,85
359
25
20
15
10
15
15
60
950
0,95
360
20
25
15
10
10
5
20
1440
0,90
361
25
50
40
15
15
20
5
1400
0,85
362
25
20
10
15
15
2
25
950
0,95
363
20
35
10
15
15
10
30
920
0,90
364
25
40
10
15
15
15
5
930
0,85
365
25
15
10
15
10
20
5
950
0,95
366
245
230
240
5
10
10
40
940
0,90
367
60
50
55
5
15
25
10
1410
0,85
368
45
10
20
5
20
10
50
950
0,95
369
45
15
10
5
10
10
75
950
0,90
370
40
20
10
5
20
5
20
1440
0,85
371
100
50
60
15
10
15
20
1410
0,90
372
110
90
100
15
10
15
50
930
0,85
373
55
25
30
10
20
15
5
915
0,85
374
140
105
130
10
15
15
55
930
0,90
375
160
120
100
5
10
10
30
1440
0,90
376
25
35
55
15
10
10
5
1400
0,95
377
20
15
20
10
15
20
10
930
0,90
378
20
45
40
5
10
10
65
950
0,85
379
15
35
30
10
15
20
45
950
0,85
380
145
100
90
5
10
15
30
1440
0,90
381
20
15
10
15
10
5
10
1440
0,90
382
130
105
140
5
15
5
40
930
0,85
383
30
25
10
15
10
20
10
1410
0,90
384
50
40
30
5
15
10
15
1410
0,90
385
40
25
35
5
20
10
20
950
0,85
386
190
180
150
10
15
5
60
930
0,80
387
200
215
205
10
5
15
25
940
0,90
388
210
205
195
5
15
10
35
950
0,85
389
25
20
10
10
15
15
50
950
0,90
390
20
25
15
10
10
10
15
1440
0,90
391
20
15
10
15
10
15
10
1400
0,85
392
15
30
10
10
15
5
20
950
0,95
393
25
40
10
15
10
25
15
950
0,90
394
20
35
40
10
15
15
10
920
0,95
395
20
10
15
15
10
25
5
950
0,90
396
230
215
210
5
10
5
40
940
0,85
397
55
40
50
5
10
20
10
1410
0,80
398
40
15
25
5
15
25
50
950
0,90
399
40
20
10
5
15
10
60
950
0,95
400
35
20
15
10
15
5
15
1440
0,90
Методические рекомендации по выполнению задания №4.
Выбор двигателя для продолжительного режима работы производится с учетом условия Рном ≥ Р.. Если двигатель предназначен для работы в продолжительном режиме при переменной нагрузке, предварительный выбор электродвигателя производится из условия Рном ≥ Рср, а затем выполняется проверочный расчет. Мощность двигателя можно определить двумя методами:
методом эквивалентных величин,
методом средних потерь.
На практике метод эквивалентных величин подразделяется на метод эквивалентного тока, момента мощности. В этом случае определяют эквивалентный момент (ток, мощность аналогично)
Мп2 · tп + М12 · t1 + М22 · t2 + …Мт2 · tт
Мэкв.= К1( tп + tт ) + t1 + t2 +…+ К2 · t0
где Мп – значение момента при пуске,
М1, М2… - значения момента в соответствующие промежутки времени,
Мт - значения момента при торможении,
tп, t1, t2,… tт – значение промежутков времени,
t0 – время паузы,
К1 – коэффициент, учитывающий снижение теплоотдачи при пуске и торможении (для двигателя постоянного тока К1 =0,75, а для асинхронного К1 = 0,5),
К2 – коэффициент, учитывающий уменьшение теплоотдачи во время паузы ( для двигателя постоянного тока К2 = 0,5, а для асинхронного К2 = 0,25).
Номинальную мощность двигателя выбирают по условию Рном ≥ Рр, где Рр = 0,105 Мэкв nном – расчетная мощность, nном – номинальная частота вращения.
Для более грубого выбора типа двигателя можно использовать упрощенную формулу:
М12 · t1 + М22 · t2 + …
Мэкв.= t1 + t2 + t3 +…
Проверку двигателя по перегрузочной способности производят путем сравнения наибольшего момента нагрузки Мнб , определяемого по нагрузке с максимальным моментом двигателя
Мmax = Мmax * Мном,
где Мmax * - кратность максимального момента ( для ДПТ Мmax * = 2 2,5, для асинхронных 1,6 2,5)
Необходимо выполнить условие Мнб ≤ Кп Мmax .
Согласно метода средних потерь сначала определяют среднюю мощность:
Рср = (Р1 t1 + Р2 t2+…) : (t1 + t2 +…)
Затем по каталогу предварительно выбирают двигатель и определяют номинальные потери: ∆ Рном = Рном ( 1- ηном ) : ηном
Средние потери для каждого участка:
∆ Р1= Рном ( 1- η1 ) : η1
где ∆ Р1cр = (∆ Р1 t1 + ∆ Р2 t2+…) : ( t1 + t2 +…)
Затем средние потери сравниваются с номинальными. необходимо выполнение условия Рср Рном
Для решения задачи необходимо изучить следующий материал [2, § 8,2 ; 8,3 ;8,4]
ТАБЛИЦА ВАРИАНТОВ.
Предпос
ледняя
цифра
шифра
Последняя цифра шифра
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
0
1,101,
201,
301
2,102,
202,
302
3,103,
203,
303
4,104,
204,
304
5,105,
205,
305
6,106,
206,
306
7,107,
207,
307
8,108,
208,
308
9,109,
209,
309
10,110,
210,
310
1
11,111,
211,
311
12,112,
212,
312
13,113,
213,
313
11,114,
214,
314
15,115,
215,
315
16,116,
216,
316
17,117,
217,
317
18,118,
218,
318
19,119,
219,
319
20,120,
220,
320
2
21,121,
221,
321
22,122,
222,
322
23,123,
223,
323
24,124,
224,
324
25,125,
225,
325
26,126,
226,
326
27,127,
227,
327
28,128,
228,
328
29,129,
229,
329
30,130,
230,
330
3
31,131,
231,
331
32,132,
232,
332
33,133,
233,
333
34,134,
234,
334
35,135,
235,
335
36,136,
236,
336
37,137,
237,
337
38,138,
238,
338
39,139,
239,
339
40,140,
240,
340
4
41,141,
241,
341
42,142,
242,
342
43,143,
243,
343
44,144,
244,
344
45,145,
245,
345
46,146,
246,
346
47,147,
247,
347
48,148,
248,
348
49,149,
249,
349
50,150,
250,
350
5
51,151,
251,
351
52,152,
252,
352
53,153,
253,
353
54,154,
254,
354
55,155,
255,
355
56,156,
256,
356
57,157,
257,
357
58,158,
258,
358
59,159,
259,
359
60,160,
260,
360
6
61,161,
261,
361
62,162,
262,
362
63,163,
263,
363
64,164,
264,
364
65,165,
265,
365
66,166,
266,
366
67,167,
267,
367
68,168,
268,
368
69,169,
269,
369
70,170,
270,
370
7
71,171,
271,
371
72,172,
272,
372
73,173,
273,
373
74,174,
274,
374
75,175,
275,
375
76,176,
276,
376
77,177,
277,
377
78,178,
278,
378
79,179,
279,
379
80,180,
280,
380
8
81,181,
281,
381
82,182,
282,
382
83,183,
283,
383
84,184,
284,
384
85,185,
285,
385
86,186,
286,
386
87,187,
287,
387
88,188,
289,
389
89,189,
289,
389
90,190,
290,
390
9
91,191,
291,
391
92,192,
292,
392
93,193,
293,
393
94,194,
294,
394
95,195,
295,
395
96,196,
296,
396
97,197,
297,
397
98,198,298,
398
99,199,
299,
399
100,200,300,
400
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории разное:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ