Рабочая программа "Мой выбор" 9 класс
«Согласованно» Руководитель ШМО
______________/______________________/
Пр. №___ от_________________________
«Согласованно»
Зам. директора по УВР
_____________/_______________________/
«____»_______________20____г.
«Утверждаю»
Приказ № ____ от________
Директор школы
_______________ /___________________/
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п.Соцземледельский Балашовского района Саратовской области»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО курсу «Мой выбор»
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № ___ от ____
Класс: 9
Учитель: Галкина Наталья Викторовна
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка.
На современном этапе от учащихся требуется четкое осознание своих целей, умение планировать, корректировать свои планы и сознательно претворять их в жизнь, поэтому в Концепции модернизации российского образования в качестве одного из приоритетных направлений образовательной политики заложено создание «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся». Таким образом, введение профильного обучения изначально заявлено как часть реформирования школы, направленная на повышение способности будущего выпускника к самостоятельному действию на рынке образовательных услуг, конструированию собственного образовательного маршрута.
Данный курс знакомит школьников с общими основами выбора профиля обучения (информационными, психологическими, практическими). Знание этих основ обеспечивает учащимся принятие адекватного решения, как о выборе конкретного профиля, так и о пути дальнейшего образования.
Программа структурирована следующим образом: всего 35 часов по 1 часу в неделю в 9 классе.
Особенностью предлагаемой программы является межпредметная направленность, позволяющая учащимся на практике применять знания из различных областей. Программа не только информирует, но и дает на практике использовать методики самоорганизации, самопознания и самоконтроля.
Учащимся для того, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда, необходимо иметь не только профессиональные знания, но и обладать рядом компетенций - коммуникативных компетенций, умений работе в команде, умений тайм-менеджмента, умений справляться ос стрессами и работать в условиях стресса, решать конфликты, умений управлять.
В основе программы лежит программа элективного ориентационного курса Чистяковой С.Н. «Слагаемые профиля выбора обучения и траектории дальнейшего образования», поэтому можно воспользоваться учебным пособием для учащихся по данной программе.
Цель программы: оказание психолого-педагогической поддержки учащимся в выборе профиля в старшей школе и пути дальнейшего образования, развитие коммуникативной компетентности учащихся.
Задачи:
сформировать у школьников представления о требованиях изменяющегося общества к выпускникам школы, начального, среднего и высшего профессионального образования, будущим профессионалам;
способствовать развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;
обеспечить школьников способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута;
способствовать приобретению практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю его дальнейшего обучения.
Овладеть навыками общения в различных ситуациях с последующим выбором оптимальной модели поведения.
Развивать умения анализировать данные самонаблюдения и рефлексии.
Развивать чувство уверенности учащихся в своих силах.
Воспитывать интерес к окружающим людям.
Развивать чувство понимания и сопереживания другим людям, ориентироваться на другого как «субъекта» общения.
Формы деятельности:
самоанализ;
анализ научных и художественных источников, СМИ;
анализ практических примеров проблемных ситуаций;
групповые дискуссии;
индивидуальная работа;
индивидуальная и групповая проектная работа;
психотренинг;
психодиагностические процедуры;
ролевые и деловые игры;
эвристические задания.
В данной программе используются групповые и интерактивные методы обучения. Преимущества тренинговой формы проведения занятия заключаются в создании непринужденной атмосферы, стимуляции креативности и осознании личной ответственности за свой выбор.
Оценка достижений учащихся: оценивание происходит по итогам групповой рефлексии, результатам психодиагностического исследования и анализу образовательного продукта; результаты заносятся в портфолио учащихся. В конце курса обучения каждый участник принимает решение о выборе профиля обучения и моделирует личную образовательную траекторию.
В результате изучения данного курса у школьников должны быть сформированы:
знания и представления о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека,
о рынке профессионального труда и образовательных услуг; о возможностях получения образования не только в условиях избираемого профиля, но и в дальнейшей перспективе;
о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения, в частности;
умения находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения и пути продолжения образования;
объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; ставить цели и планировать действия для их достижения;
выполнять творческие упражнения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;
знания о психологических особенностях процесса общения, его структуре, закономерностях и средствах, а также эффективном использовании различных средств;
представления о способах саморегуляции в условиях межличностного взаимодействия.
Литература.
Анастази А. Психологическое тестирование: в 2 т. М., 2002
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996
Куляпин А.С. Выбор профессионального маршрута. Программа для учащихся общеобразовательных школ / Под ред. Н.Н.Захарова. Пермь, 2004
Куляпин А.С. Выбор профессионального маршрута. Рабочая тетрадь ля профессионального самоопределения учащихся / Под ред. Н.Н.Захарова. Пермь, 2004
Микляева А.В. Я - подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии (8 класс). – СПб., 2003
Ребус Б.М. Психологические основы делового общения: Учебное пособие. – М.: 2002
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М., 2005
Савченко М.Ю. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство – М., 2005
Садилова О.Л., Шевченко Ю.А. Психология делового общения. Пермь, 2004
Чистякова С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс (9 класс): Учебное пособие /С.Н. Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин. – 2-е изд., стер. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»; 2005
. Чистякова С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс (9 класс): Программа курса. Методическое пособие для учителя /С.Н. Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин. – 2-е изд., стер. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2005
Тематический план (основное содержание)
Тема
Количество часов
Содержание темы
Контрольные, лабораторные, практические работы,
творческие работы (количество)
Требования к уровню подготовки
учащихся по каждой теме
(знания, умения)
Значение общения в жизни человека
2
Человек как социальное существо. Роль общения в развитии личности. Общение: отдельный вид деятельности или составная часть любой деятельности человека?
Функции общения: контактная, информационная, побудительная, координационная, функция понимания, эмотивная, функция установления отношений, функция оказания влияния.
Уровни общения: социально-ролевой, деловой, интимно-личностный.
знания и представления о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека,
о рынке профессионального труда и образовательных услуг; о возможностях получения образования не только в условиях избираемого профиля, но и в дальнейшей перспективе;
о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения, в частности;
умения находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения и пути продолжения образования;
объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; ставить цели и планировать действия для их достижения;
выполнять творческие упражнения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;
знания о психологических особенностях процесса общения, его структуре, закономерностях и средствах, а также эффективном использовании различных средств;
представления о способах саморегуляции в условиях межличностного взаимодействия.
Вербальные средства общения
1
Общая характеристика средств общения: вербальные и невербальные.
Речь как процесс осуществления коммуникации. Язык как средство говорения. Различные стороны речи: содержательная сторона и звуковое оформление речи. Звуковое оформление процесса говорения (тон, тембр, высота, интонация, громкость, скорость, ритмичность и т.д.) Роль грамотности речи и языка в адекватном выражении мыслей. Особая важность владения речью для отдельных групп людей (политики, люди социальных профессий, журналисты и т.д.) и сфер жизни (в особенности делового общения)
Невербальные средства общения
1
Особенности невербальной коммуникации. Невербальные средства общения: выразительные движения тела, мимика, жесты, дистанция общения. Функции невербальных сообщений (дополнение, опровержение, замещение вербальных сообщений, регулирование разговора). Проблема корректной интерпретации невербального поведения.
. Виды общения
1
Виды общения: примитивное общение, духовно-личностное общение, манипулятивное общение, светское общение, деловое общение.
Влияние вида общения на выбираемый стиль и стратегию поведения.
Слушание собеседника
2
Слушание – одна из сторон взаимодействия в процессе общения. Распределение ответственности за взаимодействие между слушающим и говорящим. Внимание как основа активного слушания. Условия эффективного восприятия речи.
Передача информации
2
Характеристика передачи информации как одной из сторон взаимодействия в процессе общения. Модели передачи информации, эффективность передачи информации
Эффективное общение
2
Учет индивидуально-психологических характеристик партнера в общении (темперамент, характер, стили и способы деятельности и т.д.) для создания наиболее комфортной обстановки в ситуации общения. Тренинг «Эффективное общение»
Роль самопрезентации в общении
1
Роль самопрезентации в общении. Приемы расположения к себе. Положительный имидж. Репутация
Публичное выступление на «5»
2
Ситуации публичных выступлений. Оптимизация подготовки к выступлению. Способы поддержания внимания аудитории. Психологическое состояние оратора. Уверенность в себе. Ролевая игра «Эффектное выступление»
Барьеры в общении
1
Наиболее распространенные барьеры общения: демонстрация разности позиций, непонимание интересов, состояния собеседника, его отношения к другим людям, вещам, событиям, переход с роли на личность. Ситуации, условия, фразы, вызывающие психологический дискомфорт собеседника.
Деструктивное общение
1
Способы оказания нежелательного влияния: модели влияния. Защита от манипулирования.
Поведение при использовании собеседником негативных техник
Агрессивно-конфликтное взаимодействие
1
Конфликт и его оценка в аспекте возможностей решения
Календарно-тематический план
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
Форма и тип урока
Лабораторные и практические работы,
самостоятельная учебная деятельность
Виды контроля
Дата проведе
ния
план
факт
Модуль 1. «Мой выбор» (18 часов).
1
Варианты выбора и продолжения образования
1
Интеракт.лекция
Рефлексия
фронтальный
3.09
2
Возможности и ограничения. Интерес к собственному будущему
1
Интеракт. лекция
Эвристические задания
индивидуал
10.09
3
Особенности индустриального и постиндустриального общества
1
Интеракт.лекц
Эвристические задания
индивидуал
17.09
4
Самобытность человекав меняющемся мире
1
Комбинир
Групповая дискуссия
упражнения
фронтальный
24.09
5
Изменение на отечественном рынке труда
1
комбинир
Самостоятельная работа с источниками информации
индивидуал
1.10
6
Индивидуальные и профессиональные качества
1
Интер.лекц
Самостоятельная работа с источниками информации
фронтал
8.10
7
Человек- как субъект выбора
1
комбинир
Диагностика профнамерений
индивидуал
15.10
8
Пути продолжения образования и приобретения профессии
1
Ролевая игра, анализ практических примеров проблемных ситуаций
Практическая работа
Самостоятельная работа с источниками информации
индивидуал
22.10
9
Виды учебных заведений. Риски предстоящего выбора
1
анализ практических примеров проблемных ситуаций
Самостоятельная работа с источниками информации
индивидуал
28.10
10
Рынок образовательных услуг
1
Комб. групповая дискуссия;
Разработка мини-проектов
индивидуа
6.11
11
Современное представление о профессиональной карьере
1
Комбин. групповая дискуссия
упражнения
фронтальный
12.11
12
Пути достижения карьеры
1
Объясн.нового матер. анализ практических примеров проблемных ситуаций
упражнения
фронтал
19.11
13
Принятие решения о выборе профиля обучения
1
Групповые консультации
Диагностика Дж. Голланд «Тип профессиональной среды»
индивидуал
26.11
14
Варианты выбора профиля обучения
1
Комбинир
Групповые дискуссии
Практическая работа с информационными источниками
фронталн
3.12
15
Факторы выбора профиля обучения
1
Профориент. игра
Работа в группах
фронтальный
10.12
16
Профессиональные ценности
1
комбинир
Упражнения «Копилка моих ценностей»
фронтальный
17.12
17
Проектирование индивидуальной образовательной территории
1
Объясн.нового матер.
Разработка профессиограммы
индивидуал
24.12
18
Критерии готовности к принятию решения о выборе профиля обучения
1
комбинир
Работа над проектом
фронтал
14.01
Модуль 2. «Развитие компетентности в общении» 17 часов
19
Значение общения в жизни человека
1
Мини-лекция
упражнения
фронтал
21.01
20
Функции общения. Уровни общения
1
Урок-практикум
Упражнения, эвристические задания
индивидуал
28.01
21
Вербальные средства общения
1
Ролевая игра
индивидуал
4.02
22
Невербальные средства общения
1
Урок-практикум
индивидуальная
11.02
23
Виды общения
1
Урок практикум
индивидуальная
18.02
24
Слушание. Условия эффективного восприятия речи
1
Урок практикум
Работа в группах
индивидуал
25.02
25
Передача информации
1
Дискуссия
Практическая работа
фронтал
4.03
26
Модели передачи информации
1
Урок практикум
упражнения
фронтал
11.03
27
Тренинг «Эффективного общения»
1
тренинг
Работа в группах
фронтал
18.03
28
Тренинг «Эффективного общения»
1
тренинг
Практическая работа
индивидуал
1.04
29
Роль самопрезентации в общении
1
Тренинг уверенности
упражнения
8.04
30
Публичное выступление на «5»
1
Тренинг уверенности
индивидуал
15.04
31
«Эффективное выступление»
1
Ролевая игра
Упражнения
анализ практических примеров проблемных ситуаций
фронтал
22.04
32
Барьеры в общении
1
Урок-практикум
упражнения
анализ практических примеров проблемных ситуаций
29.04
33
Ролевая игра. Техника «Я-ориентированных высказываний»
Ролевая игра
упражнения Приемы актуализации субъектного опыта,
игровые методы
6.05
34
Деструктивное общение
1
Урок-практикум
Психотренинговые упражнения, приёмы актуализации субъектного опыта
фронтал
13.05
35
Агрессивно-конфликтное взаимодействие
1
Урок-практикум
Психотренинговые упражнения, приёмы актуализации субъектного опыта
индивидуал
20,05
ИТОГО:
35
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории разное:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ