Тема: Мир добрых соседей
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.
(5-й класс)
Урок 13.
Тема: Мир добрых соседей.
Цели:
1-я линия развития личности:
Анализировать и объяснять понятия: народ, национальность, толерантность, агрессивное поведение, нравственность, нравственный кодекс, благородство, честь, достоинство.
Развивать готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
Формировать внутреннюю установку поступать согласно своей совести.
Воспитывать нравственные качества, основанные на свободе совести и вероисповедания.
Воспитывать уважение к истории и культурным традициям народов России.
2-я линия развития личности:
Развивать готовность определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои и чужие поступки.
Развивать готовность к самостоятельным поступкам и действиям, нести ответственность за результаты.
Учить действовать в соответствии с системой общечеловеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика.
Развивать умение определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
Предметные умения:
Объяснять значения понятий: народ, национальность, толерантность, агрессивное поведение.
Объяснять разницу между дружескими и соседскими отношениями.
Воспринимать мир как единое целое при разнообразии культур, национальностей, религий.
Оборудование: листы и маркеры для работы в группах.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
I. Проверка домашнего задания.
1 2 3 6 1 2 1 2 3 1 2
– Среди качеств личности выберите те, которые, на ваш взгляд, характеризуют интеллигентного человека, подтвердите свой выбор примерами по теме своего проекта.
На доске представлены следующие качества:
1. Обострённое чувство справедливости.
2. Приобщённость к богатствам мировой культуры.
3. Опрятность, аккуратность.
4. Тактичность и порядочность.
5. Безразличие.
6. Образованность.
7. Следование велениям совести.
8. Способность к состраданию.
9. Высокомерие.
Заслушиваются ответы детей, внимание обращается на выставку детских проектных работ по теме.
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из текста.
2. Строить речевое выска-зывание в устной форме.
3. Анализировать и оценивать содержание текста, его языковые особенности и структуру, определять роль иллюстративного ряда в тексте.
4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
5. Использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
6. Устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД
1. Определять цель деятельности на уроке.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения.
5. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
6. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
7. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
8. Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Личностные результаты
1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы.
2. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
3. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
II. Актуализация знаний.
1 2 3 4 5 6 1 2 1 2 3 1 2 3
Учитель пишет на доске: «Поступайте по отношению к другим так, как ...»
– Продолжите фразу. Как вы её понимаете? Приведите примеры.
– Где вы с ней уже встречались? (Учебник «Светская этика», 4-й класс.)
– Обсудите в парах мудрые мысли, которые вы видите на доске. Предположите, о чём пойдёт разговор сегодня на уроке.
Мы сами заводим друзей, сами создаём врагов, и лишь наши соседи – от Бога. (Честертон Г.)
Колыбель личного успеха в жизни – это сохранение дружбы, доверия и уважения со стороны ближайшего вашего соседа. (Вашингтон Б.Т.)
Близкий сосед лучше дальнего родственника. (Азербайджанская пословица.)
– Кого мы называем соседями? (Тех, кто живёт рядом. Этимология:
со-сед – вместе с кем-то осевший, сидящий.)
– Как могут жить соседи? Какие отношения бывают между ними? (Могут дружить, а могут и враждовать.)
– Каких соседей вы хотели бы иметь? Нужно ли для этого что-то делать самому?
Мнения учащихся выслушиваются, но не обсуждаются.
– Как сформулировали тему авторы учебника?
Мир добрых соседей.
III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.
1 2 3 4 5 1 2 1 2 3 5 1 2 3
– Давайте прочитаем по ролям текст в начале параграфа.
Дети читают текст на с. 100.
– За что папа ругает сына? (Он слушал громкую музыку, а когда соседи пришли и попросили его сделать потише, просто захлопнул перед ними дверь.)
– Что говорит сын в свою защиту? (Что в своей квартире в четыре часа дня он имеет право делать всё, что захочет.)
– О чём папа напомнил сыну? (О добром отношении к нему соседей во время его болезни.)
– Что папа хочет исправить в поведении сына? (Он хочет, чтобы Володя так же по-доброму относился к соседям, как и они к нему.)
– Чего не понимает Володя? Какой у него возникает вопрос? (Почему даже в своей квартире нужно думать о тех, кто живёт по соседству с нами?)
– Cформулируйте проблему урока.
– Давайте сравним нашу формулировку с авторской («Зачем нужно поддерживать добрые отношения с соседями?») и попробуем объяснить Володе «золотое правило нравственности».
IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.
1 2 3 4 5 6 1 2 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3
– Как вы думаете, зачем поддерживать доброжелательные отношения с соседями?
Мнения учащихся выслушиваются, но не обсуждаются.
– Чтобы выяснить этот вопрос, проведём работу в четырёх группах. Каждая группа обсудит текст и постарается ответить на вопросы к нему.
Задание для 1-й группы.
– Найдите в тексте «Рассказ дедушки Ахмеда» отрывок о человеке, у которого заболела мать.
Мы живём в дагестанском селе. Однажды мой сосед Расул уехал в большой город на заработки, а без него мать заболела. Бросил он всё, чтобы вернуться домой, но добирался почти три дня. Сердце его разрывалось, что мать больная, одна. А приехал, видит: у матери и убрано, и еда приготовлена, и лекарства, какие надо, соседи из ближайшего города привезли, и рядом с ней люди сидят, одну не оставляют.
– Какие отношения между соседями в нём показаны? В чём они проявились? Сделайте вывод: доброжелательные отношения между соседями приводят к ...
Задание для 2-й группы.
– Найдите в тексте «Рассказ дедушки Ахмеда» отрывок о человеке, у которого сгорел дом.
Мы живём в дагестанском селе. Однажды у моего знакомого Али загорелся дом. Всем селом помогали тушить. Его самого и его детей приютили, новый дом отстроить помогли, да не только его соседи из села, но и из соседних – многие его уважают.
– Какие отношения между соседями показаны? В чём они проявились?
Сделайте вывод: доброжелательные отношения между соседями приводят к ...
Задание для 3-й группы.
– Найдите в тексте «Рассказ папы Дандара» отрывок о том, как жили соседи в бурятской деревне.
Я вырос в бурятской деревне. Меня родители учили жить в дружбе с соседями. Я помогал соседской бабушке копать огород, а мне однажды наши соседи помогли найти потерявшихся коров.
– Какие отношения между соседями показаны? В чём они проявились?
Сделайте вывод: доброжелательные отношения между соседями приводят к ...
Задание для 4-й группы.
– Найдите в тексте «Рассказ папы Дандара» отрывок о том, как жили студенты в институтском общежитии.
Когда я вырос, я поступил учиться в институт в Москве и начал жить в общежитии. Там много разных ребят было. В общежитии без взаимовыручки и поддержки пропадёшь: и учиться надо было успевать, и работу найти, чтобы деньги были, и своё хозяйство вести! А когда все вместе – всё делилось на всех. Я с соседями по общежитию до сих пор переписываюсь.
– Какие отношения между соседями показаны? В чём они проявились?
Сделайте вывод: доброжелательные отношения приводят к ...
После самостоятельной работы представители групп рассказывают о сделанных выводах.
– Что объединяет все эти истории? (В них показаны доброжелательные отношения между соседями.)
V. Выражение решения проблемы.
1 2 3 4 5 1 2 1 2 3 5 1 2 3
– Зачем же нужно поддерживать хорошие отношения с соседями? (Добрые соседи могут помочь в беде, разделить радость.)
VI. Итог урока.
1 2 3 4 5 1 2 1 2 3 5 1 2 3
– А часто ли в вашей жизни встречались случаи проявления доброжелательных отношений между соседями? Расскажите о примерах таких отношений, которые вам запомнились.
– Работу над этой темой мы продолжим на следующем уроке.
VII. Домашнее задание.
В качестве домашнего задания можно выполнить следующие проекты:
Напиши сочинение-рассуждение на тему: «Мои добрые соседи».
Проведи опрос в своей семье на тему: «Как в моей жизни мне помогали мои соседи». Результаты оформи аналогично рассказам, прочитанным тобою сегодня в учебнике.
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Проверка домашнего задания.
* Отметить учеников, успешно представлявших проекты.
Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.
* Работа в учебнике: отметить учеников, которые отвечали на вопросы.
Решение проблемы, открытие новых знаний.
* Отметить учеников, успешно представлявших работу группы у доски.
© ООО «Баласс», 2012
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории разное:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ