Тема 1 введение. Зарождение методики естествознания. Методические проблемы. (2ч)


РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Тема 1 -2. Введение. Зарождение методики естествознания. Методические проблемы. (2ч)

Цель. Расширить знания студентов о развитии методики естествознания. Познакомить с проблемами.

Вопросы к теме:

  1. Чем обусловлено введение преподавания естествознания в русской школе во второй половине 18 века?

  2. Какие были в то время проблемы в школе и с чем это связано?

Методика преподавания как наука имеет свою историю, которая позволяет ученым и учителям широко использовать ценные методические достижения прошлых лет для решения современных учебно-воспитательных задач в школе, в новых научных исследованиях в области методики, предупреждает повторение ошибок. Создавалась она трудом уче-ных-естественнвков, учителей, методистов, каждый из которых внес свой вклад в становление и развитие этой науки.

. Естествознание преподавалось также в учительской семинарии, открытой для подготовки учителей.

Введение естествознания и географии преследовало практические цели: ознакомить учащихся с природой, различными минеральными, горными породами, растениями, животными с целью их широкого использования для удовлетворения потребностей человека.

.

История методики вводит в круг проблем, над которыми работали предшественники современного поколения учителей и методистов.

/ Знание истории предупреждает повторение ошибок, открытие уже известных истин, позволяет использовать ценные достижения прошлого при решении и исследовании насущных для нашего времени методических проблем.

История методики преподавания естествознания показывает, что основными проблемами, решаемыми ею в той или иной степени, всегда были содержание обучения, методы преподавания и их воспитывающее влияние. и.

Отечественная методика естествознания имеет почти двухсотлетнюю историю. В создании се участвовало большое число ученых-биологов, методистов и учителей, которым принадлежат многочисленные методические пособия и учебники, созданные в различных социальных условиях.

История развития отечественной методики преподавания естествознания подразделяется на два основных периода: дореволюционный, в условиях царского государства, капиталистической экономики, классового общества, и советский, в условиях социалистического, а затем коммунистического строительства бесклассового общества.


Задание: В курсе истории педагогики найдите ответы на следующие вопросы: какие реформы по народному образованию были проведены в России в 18 веке?

Основная литература:

  1. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.: «Просвещение», 1990 - 192 с

  2. Верзилин М.В., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.- М.: «Просвещение», 1983 – 384 с.



Тема 3 – 4. 18 век. Развитие методики естествознания В.Ф.Зуевым.(2 ч)

Цель: Познакомить студентов с работами В.Ф.Зуева, его взглядами на развитие естествознания


Вопросы к теме:

  1. Каково значение педагогической деятельности В.Ф.Зуева для становления отечественной методики естествознания?

  2. Как назывался учебник написанный Зуевым?

  3. Какова роль этого учебника для истории методики естествознания?


ХУШ век в школах древней Руси преподавания каких-либо предметов о природе не было. Обучали чтению церковных книг, письму и пению в церкви.

Преподавание естествознания в русских школах введено в конце ХУШ века. Для использования естественных богатств и развития экономики страна нуждалась в грамотных людях, и правительство Екатерины II было вынуждено открыть народные училища («главные»—5-летние и «малые»—2- летние) и учительскую семинарию "(1783).

В народных училищах и в учительской семинарии впервые стало преподаваться естествознание. Для составления учебника по естествознанию, проведения уроков в училище и чтении лекций в учительской семинарии был привлечен академик Василий Федорович Зуев (1754—1794).

В 1786 году им напечатан без указания фамилии учебник в двух_книгах «Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи». С этого года, можно считать, началась история русской методики преподавания естествознания. Автору учебника пришлось впервые решать все основные методические задачи.

Своим учебником В. Ф. Зуев положил начало естествознанию как учебному предмету При отборе объектов изучения и изложении учебного материала автор не придерживался господтвующей тогда систематики, а дает живое описание растений и животных, в первую очередь имеющих значение для человека.

Таким образом, впервые было обозначено различие между школьным предметом и наукой и сделан методический отбор объектов изучения в школе.

С учебника В. Ф. Зуева начинается методика естествознания.

Во второй половине XVIII века в науке о природе на многие годы утвердилось описательно-систематическое направление. Выдающийся шведский естествоиспытатель и натуралист Карл Линней (1707—1778) явился основоположником этого направления и в 1735 г. выпустил небольшую книжку «Система природы». Во второй половине XVIII века она превратилась в многотомный труд, в котором в строгой системе были расположены и кратко описаны все известные тогда растения, животные и минералы. Ученые отыскивали новые виды растений и животных, кратко их описывали и помещали в «Систему природы».

В конце XVIII и в начале XIX века описательно-систематическое направление проникло и в школьное естествознание.

В начале XIX века география как учебный предмет была введена во всех средних учебных заведениях. В большинстве учебных заведений России в течение первых тридцати лет XIX века изучали географию по учебникам Е. Ф. Зябловского. Учебники содержали достоверные данные и соответствовали состоянию географической науки того времени, но они были перегружены фактическим материалом, особенно номенклатурными данными, и содержали мало объяснений.

Наряду с учебниками Е. Ф. Зябловского использовались учебники К. П. Арсеньева, которые содержали больше материала объяснительного характера; в них показывались также некоторые связи хозяйственной деятельности человека с природой, но этого было явно недостаточно. В изучении предмета также преобладала зубрежка.

География стала предметом второстепенным, и преподавание ее велось только в начальных классах. Но социально-демократические изменения в стране, активное развитие естественных наук к началу 60-х годов XIX века способствовали восстановлению в школе естествознания как необходимого предмета.

На развитие методического направления в естествознании и географии того времени большое влияние оказали прогрессивные педагоги, выступавшие за возможность давать детям правильные научные взгляды на природу.

Задание: Ответить на посталенные в начале лекции вопросы.

Литература:

1. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.: «Просвещение», 1990 - 192 с

2.Верзилин М.В., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.- М.: «Просвещение», 1983 – 384 с.




Тема 5 - 6. 19 век. Развитие методики естествознания А.Н.Бекетовым и Августом Любеном (2 ч)

Цель: Рассмотреть взгляды А.Н.Бекетова и А. Любена.

Вопросы к теме:


  1. Что А.Н.Бекетов считал главным при обучении школьников?

  2. Роль А.Н.Бекетова в развитии методики естествознания.

  3. Методика А.Любена


Глубокие мысли о воспитании мышления и наблюдательности при__

изучении_естествознания высказал известный ботаник профессор Андрей Николаевич Бекетов (1825—1902), которого К. Л. Тимирязев назвал «живым проводником современного ему движения научной мысли, истолкователем только что нарождающихся идей.

Он резко выступал против догматического обучения: «Дедуктивное преподавание обогащает школьников знаниями и готовыми выводами, но не вызывает деятельности мысли, заставляя работать только память.

Бекетов установил ценное методическое положение о том, что к самостоятельности учащихся необходимо приучать планомерно. «Прежде всего необходимо научиться наблюдать и сравнивать, и никто не будет спорить, что естественная история представляет самые лучшие данные для наблюдения и сравнения. Для того чтобы научиться наблюдать глубоко и всесторонне, необходимо долго упражняться под руководством опытного наблюдателя», - говорил А. Н. Бекетов.

Таким образом, А. Н. Бекетов поставил_самые существенные проблемы методики: воспитание самостоятельного мышления, руководство самостоятельными работами, развивающими наблюдательность, своеобразие структуры школьного предмета, синтезирующего морфологию, анатомию и физиологию организма.

Обоснованием значимости «индуктивного метода» Бекетов положил начало методическому поиску, выразившемуся в дальнейшем в « исследовательском методе» и в наше время в проблемном построении уроков.

Эти новые веяния подняли вопрос образовательного и воспитательного значения метода. Выявилась необходимость в создании особой педагогической науки – методики естествознания, которой в России в то время не было.

Первая методика естествознания была написана в 40-х годах в Германии учителем Августом Любеном ( 1804 – 1873).

Он считал, что изучение естествознания должно идти от простого к сложному, от известного к неизвестному, от конкретного к отвлеченному, т.е. индуктивным путем.


Задание: Ответить на вопросы, поставленные в начале темы


Литература:


  1. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.: «Просвещение», 1990 - 192 с

  2. Верзилин М.В., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.- М.: «Просвещение», 1983 – 384 с.


Тема 7-8 Философские и естественно-научные основы педагогической теории К.Д.Ушинского. (2 ч)


Цель: Ознакомть студентов с работами К.Д.Ушинского, его взглядами на развитие методики изучения природы


Вопросы к теме:

1.Как развивалось в России общественно-педагогическое движение во второй половине 19 века?

2.В чем сущность педагогической теории К.Д.Ушинского?

3. Роль теории К.Д.Ушинского в истории методики естествознания.


Ушинский Константин Дмитриевич (1824—1870)—крупнейший методист и педагог в области начального обучения. Он придавал большое значение изучению естествознания и географии в начальных классах для развития логического мышления, воображения и языка младших школьников. По мнению К. Д. Ушинского, «логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей» (Ушинский К. Д- Собр. соч. —М.; Л., 1949. Т 5. — С. 26).

Говоря о значении изучения детьми природы, он отмечал, что дети должны зорко смотреть на изучаемый предмет, «замечать его особенности — словом, учиться не только думать, но и созерцать, и прежде даже созерцать, чем думать». К.Д. Ушинский предлагал начать школьную географию с изучения своей местности (принцип краеведения). Под влиянием этих идей в России стали появляться новые учебники географии, основанные на краеведческих принципах. Дальнейшее развитие школьного естествознания связано с появлением нового биологического направления, основанного на эволюционном учении, признающем развитие органического мира и объясняющем особенности строения растений и животных их предшествующим историческим развитием. Больщое влияние на его развитие оказали учение Ч. Дарвина об эволюции органического мирз и его книга «Происхождение видов».

Задание: Подготовить доклады о жизни и деятельности К.Д.Ушинского.


Литература:


1. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.: «Просвещение», 1990 - 192 с

2. Верзилин М.В., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.- М.: «Просвещение», 1983 – 384 с.



Тема 9-10. Герд А.Я. – основоположник отечественной методики естествознания как науки (2 ч)


Цель: Познакомить студентов с системой методической работы А.Я Герда


Вопросы к теме:

  1. В чём сущность курса естествознания, разработанного А.Я.Гердом?

  2. Какова заслуга А.Я.Герда перед начальной школой?

  3. Роль А.Я.Герда в развитии методики естествознания?


Герд Александр Яковлевич (1841 — 1888) — основоположник отечественной методики естествознания как науки, которую разрабатывал на основе дидактической системы К. Д- Ушнн-ского и идеи дарвинизма. Разработанный им курс естествознания для средней школы начинался изучением неорганического мира, затем растений, животных, человека, Завершался курс изучением «Истории Земли», куда включались элементы эволюционного учения. Для понимания жизни растений и животных нужно было изучать живые организмы в условиях обитания, в естественных взаимоотношениях со средой и между собой. Такое обучение, как считал А. Я. Герд, должно иметь место в преподавании естествознания. Он писал, что преподавание естествознания должно по возможности начинаться в саду, в поле, в лесу. Дети должны изучать естественные предметы в их естественной обстановке. Животное необходимо рассматривать в связи с условиями его жизни, растение — в связи с почвой, на которой оно произрастает. В этом заключалась сущность биологического направления в школьном естествознании.

А. Я. Герд разработал систему изучения природы в начальных классах, которая не утратила своего методического значения и в наши дни. Им написан учебник «Мир божий» для учащихся IIIII классов, состоящий из двух частей. Первая часть его «Земля, воздух и вода» предназначается для учащихся второго года обучения, вторая часть «Растения, животные и человек» — для школьников третьего года обучения. А. Я. Герд считал, что, прежде чем знакомить детей с миром растений и животных, им необходимо познакомиться с предметами и явлениями неживой природы, так как закон эволюции природы не может быть осознан учащимися без понимания тех взаимосвязей, которые существуют между неорганическим и органическим миром и которые связывают неживую и живую природу (т. е. растения и животные) в одно целое. Знакомство с неживой природой дает учащимся материал для наиболее полных наблюдений над растениями и животными. В противном случае изучение растений и животных сведется к простому перечислению одних признаков, а такой способ преподавания не может сформировать целостного представления о природе. Для учителей им было написано методическое пособие «Предметные уроки в начальной школе» (1883), в котором объясняется, как следует учить детей начальному естествознанию: какими пособиями пользоваться, какие опыты необходимо ставить, к каким выводам и обобщениям дети должны прийти, проводя наблюдения и опыты.

В статьях на методические темы А. Я. Герд отстаивал такие передовые методы обучения, как самостоятельные наблюдения учащихся, проведение лабораторных работ. Большое значение в изучении природы он отводил предметным урокам, на .которых дети работали с объектами природы, и экскурсиям в природу.

Л. Я. Герд считал, что дети, наблюдая природу или ее объекты под руководством учителя, должны учиться сравнивать, описывать, обсуждать наблюдаемое, делать выводы, обобщения и по возможности проверять их простыми, доступными для них' опытами.

А. Я. Герд, как и все лучшие педагоги того времени, центральной фигурой в учебном процессе считал учителя, его зна-ния, эрудицию, умение быстро устанавливать контакт с детьми, хорошо владеть материалом. Он считал, что к своей работе учитель должен подходить вдумчиво, заранее планировать весь материал, обеспечивая правильную последовательность его изучения. А. Я. Герд требовал регулярного планирования каждого урока как средства наиболее рациональной организации учебного процесса: «Преподавателю необходимо составлять конспекты уроков, т. е. накануне урока записывать в кратких выражениях весь материал, в том порядке, в каком он намерен передать его детям. По этому конспекту преподаватель может тщательно обдумать каждую отдельную часть урока и какими приемами и вопросами удобнее всего довести до ясного сознания содержание всего урока» (Герд А. Я. О преподавании мииералогии//Учитель.— 1866. — № 5, 6).

Желая помочь учителю в планировании уроков, А. Я. Герд в методическом руководстве «Первые уроки минералогии» разработал планы всех уроков по курсу неживой природы. Анализируя их, следует отметить, что А. Я. Герд обращал внимание учителя на необходимость отбора материала, формулировки темы, перечисления оборудования, необходимого для демонстрации опытов, наглядных пособий, требующихся для глубокой проработки учебного материала и записи хода урока. В частности, учитель должен в плане кратко изложить содержание вступительной беседы, связывающей новый материал с ранее изученным, затем сформулировать вопросы для беседы с учениками по изучению нового материала, располагая их в такой логической последовательности, чтобы учащиеся самостоятельно пришли к правильному выводу. Вывод в общей форме также должен быть записан в плане. В плане отмечается также домашнее задание.

Планы уроков, разработанные А. Я. Гердом по курсу неживой природы, явились первым образцом системы преподавания учебного предмета.

Таким образом, А. Я. Герд, обобщив передовой педагогический опыт преподавания естествознания в школе того времени и свой собственный, впервые принципиально поставил и в соответствии с прогрессивными требованиями того времени решил основные общие проблемы методики преподавания естествознания в школе, оформив* ее как педагогическую науку.

Задание: Подготовить выступления о жизни и творчестве А.Я.Герда


Литература:


1. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.: «Просвещение», 1990 - 192 с

2. Верзилин М.В., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.- М.: «Просвещение», 1983 – 384 с.




Тема 11- 12. Развитие методики естествознания Д.Д.Семеновым (2 ч)


Цель: Расширить знания студентов об истории развития методики естествознания


Вопросы к теме:

1. Краеведческий подход Д.Д.Семенова к изучению природы

2. Роль курса отчизноведения в развитии методики естествознания


Семенов Д.Д. – русский педагог, последователь К.Д. Ушинского. В своей педагогической деятельности Д. Д. Семенов много уделял внимания вопросам школьной географии. Он считал, что первоначальный курс географии должен изучаться в младших классах и по своему содержанию являться отчизневедением. Это значит, что изучение географии следует начинать с той местности, на которой живут дети, т. е. с родного края, что даст возможность детям познать природу не только по книгам и картам, но и путем непосредственных наблюдений, а это будет способствовать сознательному усвоению материала. Наблюдая звездное небо, фазы Луны, кажущееся движение Солнца и изменение продолжительности дня и ночи, дети будут подготовлены к правильному восприятию таких явлений, как движение Земли вокруг Солнца и ее оси. Преподавание отчизноведения ведет детей к пониманию плана и карты, что способствует подготовке к изучению школьного курса географии. Д. Д. Семенов считал, что в курсе отчизноведения учащиеся должны усвоить такие географические понятия, как город, деревня, река, озеро, канал, море, низменность, возвышенность, гора, ознакомиться с условными обозначениями местности на плане. Он рекомендовал излагать материал в форме увлекательного путешествия и в ходе его устраивать практические занятия по распознаванию материков, островов, полуостровов, наблюдению рельефа и др., говорил о необходимости проводить экскурсии, прогулки учащихся.

Целесообразность построения таким образом курса отчизноведения Д. Д. Семенов обосновывал дидактическими соображениями, осуществлением принципа сознательности обучения: «Основные понятия науки о земном шаре дитя усваивает из собственного наблюдения; глаза дают ему бессознательное понятие о том клочке, на котором оно живет. Учение должно ввести в сознание детей тесный круг познаний и распространить его... Дело учителя в этом классе — утвердить сознательное понятие в детях о тех предметах, о которых они уже имеют понятие бессознательное» (Семе н о в Д. Д. Об элементарном курсе географии//Ж. Министерства народного просвещения, ч. СХХХУШ. —СПб., 1868. —С. 196).

Д. Д. Семенов предлагает также постановку несложных опытов и демонстраций в целях более глубокого разъяснения отдельных вопросов: опыты по парообразованию воды и конденсации паров, измерение атмосферного давления с помощью барометра, практическое определение стран света с помощью компаса и др.

Д. Д. Семенов в своих учебниках, методических пособиях и в непосредственной практической деятельности проводил в жизнь эти положения, отстаивая курс отчизноведения как основу курса школьной географии. Развитие преподавания огчизноведения явилось по сути дела закладкой фундамента краеведения. Семенов, таким образом, с полным основанием может быть назван предшественником современного крае-

недения.


Задание: Ответить на поставленные вопросы устно.


Литература:


1. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.: «Просвещение», 1990 - 192 с

2. Верзилин М.В., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.- М.: «Просвещение», 1983 – 384 с.








Тема 13-14. Дальнейшее развитие методики естествознания. Д.Н Кайгородов и В.В.Половцев (2 ч)


Цель: Ознакомиться с идеями Д.Н.Кайгородова и В.В.Половцева


Вопросы к теме:


1.В чем суть программы природоведения Д.Н.Кайгородова?

2. Сущность «биологического метода» Половцева В.В.


Итак, вторая половина XIX века характеризуется существенными положительными изменениями в методике начального естествознания. Передовые, творчески работающие учителя поддерживали новые методические идеи А. Я. Герда и старались претворять их в жизнь на практике, но постоянно наталкивались на преграды со стороны царского правительства. Так, программы и учебники по естествознанию для гимназий и городских училищ отражали метафизические взгляды и утверждали «волю Всевышнего творца». К. тому же царское правительство, опасаясь проникновения в школу материализма и безбожия, в 1876 г. вновь изъяло естествознание из младших классов гимназий, а в 1890 г. — из мужских гимназий, и только в 1901 г. оно в них было лишь частично восстановлено.

зику,


В России бурно развивается капитализм, появляется большая потребность в людях, хорошо знающих математику, физику, химию, биологию, географию. Социально-экономические условия развития России заставили царское правительство включить естествознание в учебный план трех младших классов гимназии. В основу программ была положена система А. Я. Герда. Природоведческий материал по этим программам между классами распределялся следующим образом: I класс — неживая природа, II класс-— растения, III класс — животные и человек. (Программа требовала написания учебной литературы).Учителя, методисты – естественники, профессора университетов выпустили учебники по начальному природоведению.

Стали открывать частные учебные заведения, в которых часто проповедовались новые для своего времени методические идеи. Министерство народного просвещения мало вмешивалось в работу этих школ; в них были свои программы, учебники и нередко передовые методы преподавания.

В методике этого времейи разрабатываются две формы преподавания, независимые от уроков: экскурсионная и практическая; решается проблема отбора содержания учебного материала для учащихся.

В 1902 г. в гимназии была введена программа природоведения, составленная профессором Лесного института Д. Н. Кайгородовым. В ней предлагалось изучение природы по «общежитиям» (сад, поле, река, луг, лес). Учащиеся должны были изучать растительный мир и неорганическую среду а их взаимосвязи, только но сезонам (принцип сезонности) и только на экскурсиях в природу. Д. Н. Кайгородов в программе преследовал также воспитательную цель, но явно идеалистическую: познание закона изумительной целесообразности о природе и того «Великого разума», которым «все создается и управляется а природе и во всей Вселенной». Точка зрения Д. Н. Кайгородова не была принята педагогической мыслью, но она дала толчок экскурсионному делу.

Большинство авторов учебников природоведения, выпущенных в период до Великой Октябрьской социалистической революции, в изложении материала придерживались «биологического метода», пропагандистом которого явился В. В. Половцов.

Половцов Валериан Викторович (1862—1918) — русский педагог-естественник, впервые в истории Петербургского университета начал читать для студентов курс методики естествознания. Его лекции вышли в 1907 г. под названием «Основы общей методики естествознания». На этой книге воспитывалось методическое мировоззрение огромного большинства русских педагогов-естественников. В своей методике он указывал, что природные факты и явления, изучаемые учащимися, не должны рассматриваться изолированно. В процессе ознакомления с явлениями природы должны вскрываться те доступные учащимся данного возраста связи и отношения, которые существуют в природе и доступны непосредственному наблюдению. В этом именно пидит В. В. Половцов сущность «биологического метода». Характеризуя его, он выделяет два положения: «формы должны быть изучаемые в связи с отправлениями, образ жизни должен изучаться в связи со средой обитания». Он считает также, что при изучении неживой природы нельзя ограничиваться простым описанием форм, что в данном случае, как и при изучении растений н животных, необходимо вскрывать связи и отношения между предметами. Решающую роль в этом сыграло состояние науки того времени, где связь между формой и средой является одной из важнейших проблем естествознания. Морфологические черты строения животных и растений оказалось возможным не только описывать, запоминать, но и выводить, объяснять и даже элементарно предсказывать. Исходя из этих требований, авторы учебников для начального природоведения, описывая объекты живой природы, старались показать взаимосвязь строения с образом жизни.

Внедрение в школьное естествознание «биологического метода» можно считать зарождением экологического образования и воспитания учащихся, которому в наши дни совершенно справедливо уделяется столь серьезное внимание. Знание экологии растений и животных лежит в основе всех аспектов взаимодействия человека и природы.

В предреволюционный период естествознание в гимназиях преподавалось только в трех младших классах. Авторы учебников, как и составители программ, стремились дать в материалах для этих классов как можно больше знаний, но зачастую не учитывали психологические возможности учащихся 9—12 лет, полезность формируемых знаний и умений. Поэтому часто в учебниках встречался материал, сложный для понимания, недоступный, а значит, неприменимый в жизни.

Недостатки учебников учитывались многими передовыми учителями-практиками, методистами, которые писали специальные пособия для учителей, книги для чтения учащихся. Так, большое влияние на дальнейшее развитие школьного курса начального естествознания и методики его преподавания в этот период оказали В. П. Вахтеров, Л. С. Севрук, И. И. Полянский и другие.


Задание: Ответить на вопросы темы


Литература:


1. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.: «Просвещение», 1990 - 192 с

2. Верзилин М.В., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.- М.: «Просвещение», 1983 – 384 с.





Тема 15-16. Методисты – естественники начала 19 века –Вахтеров В.П.,Севрук Л.С. (2 ч)

Цель: Ознакомление с методикой указанных исследователей


Вопросы к теме:

  1. Рассказать о концепции Вахтерова В.

  2. Какова заслуга Севрука Л.С. в развитии методики естествознания




Василий Порфирьевич (1853—1924) — известный педагог-методист начальной школы, широко пропагандировал всеобщее обязательное начальное обучение, боролся против формализма в обучении, организовывал школы для рабочих. Он разделял педагогические взгляды К- Д. Ушинского, А. Я. Герда, в своих статьях на методические темы развивал теоретические основы школьного образования и преподавания

начального естествознания. В. П. Вахтеров требовал, чтобы учителя при изучении с детьми природы опирались на наблюдения, опыты, демонстрацию объектов.

Для учащихся начальной школы им написаны книги для чтения «Мир в рассказах для детей». Кроме статей объяснительного характера, в них содержался богатейший материал по естествознанию, географии, истории. Он предназначался для самостоятельного изучения и требовал проведения наблюдения в природе, постановки простейших опытов.

Основной труд В. П. Вахтерова—«Предметный метод обучения» (1907). В нем он высказывал требование наглядного обучения, проведения предметных уроков, экскурсий в природу. Особое внимание уделял развитию у детей активности при изучении природы.

Севрук Леонид Сафонович (1867—1918) — методист по естествознанию. В 1902 г. им был издан учебник для младших школьников «Начальный курс естествознания», в котором простым и образным языком давалось описание неживой и живой природы. Система обучения естествознания была заимствована им у А. Я. Герда, т. е. он предлагал сначала формировать у детей знания о неживой природе, потом о растениях и животных. Л. С. Севрук разделял методические взгляды А. Я. Герда о том, что в младших классах необходимо дать такой курс естествознания, который формировал бы у учащихся знания о природе как едином целом; при этом существенное внимание должно уделяться доступности изучаемого материала, систематичности и наглядности обучения. Ведущими методами при обучении он считал беседу, рассказ, тесно связанные с наглядными средствами обучения, под которыми он понимал не только демонстрацию опытов, но и проведение самими учащимися различных опытов и наблюдений.

Для учителей Л. С. Севруком написано руководство «Методика начального курса естествознания» (1902), в котором подчеркивалось, что при обучении каждый учитель должен учитывать возраст учащихся, их развитие и количество времени, отводимого на предмет.

Задание: Изучить работы указанных авторов. Выступить с докладами


Литература:


1. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.: «Просвещение», 1990 - 192 с

2. Верзилин М.В., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.- М.: «Просвещение», 1983 – 384 с.

3. Работы В.П.Вахтерова и Л.С. Севрука



Тема 17-18 Место и роль работ И.И.Полянского в развитии методики естествознания (2 ч)

Цель: Ознакомить студентов с трудами И.И.Полянского


Вопросы к теме:

  1. В чем заключалась методическая деятельность И.И.Полянского?

  2. Роль И.И.Полянского в развитии методики естествознания.


Полянский Иван Иванович (1872—1930) — известный методист-естественник, автор учебника природоведения для учащихся начальных классов «О трех царствах природы» (1904). В 1917 г. вышла в свет написанная им «Методика начального естествознания», в которой Полянский подчеркивает, что методика естествознания базируется на науках о природе и присущих им методах научного исследования, а также на данных педагогики и дидактики. Поэтому связь с науками о природе позволяет методике естествознания правильно переработать содержание науки в учебный предмет, обеспечивая его научность и последовательность. Связь же с педагогикой и дидактикой обязывает ее привести содержание предмета в соответствие с

уровнем развития учащихся начальной школы. Эта двойная связь обеспечивает правильное применение методов преподавания при изучении учащимися природы.

И. И. Полянский разъяснял, что преподавание естествознания необходимо осуществлять исходя из познавательных процессов, происходящих в сознании школьников, т. е. мыслительной деятельности. Ценным было указание на то, что в ходе обучения учащиеся должны развивать отвлеченное мышление, проникая в сущность и закономерные связи изучаемых явлений природы. О1сюда вытекала необходимость в проведении в первых двух классуах начальной школы предметных уроков, способствующих обогащению учащихся фактическим материалом. При этом И. И. Полянский предлагал вести их так, «чтобы дети становились в роли открывателей: сами бы наблюдали, сами бы говорили, что они видят, и сами бы при содействии учителя доходили до объяснений наблюдаемого, не узнавая предварительно из книги или со слов учителя. Это условие — основное с первых шагов "изучения природы» (Полянский И. И. Методика начального естествознания. — СПб., 1917. — С. 189). Он указывал также, что от изучения предметов младшие школьники должны переходить к изучению явлений природы, а затем — к выполнению простых причинных связей между изученными предметами и явлениями. Последнее необходимо осуществлять посредством экскурсий в природу и опытов.

Существенное внимание было уделено И. И. Полянским разработке форм организации педагогического процесса. Он выделял уроки изложения нового материала, практические занятия, экскурсии и обобщающие уроки, причем доказывал необходимость их осуществления в тесной взаимосвязи. Урок —• главная часть обучения, домашние задания служат лишь дополнением к урокам.

Таким образом, в своей «Методике начального естествознания» И. И. Полянский поднял новые методические проблемы о роли познавательной деятельности школьников при усвоении знаний, о разнообразных формах учебных занятий и их взаимосвязи, о месте уроков, домашних заданий и внеклассных занятий в процессе обучения.

В первые два десятилетия XX века, в предреволюционный период обучение естествознанию в начальной школе осуществлялось по системе, разработанной А. Я. Гердом. Большое место в преподавании уделялось выявлению взаимосвязей, существующих в неживой природе и живой природе, формированию знаний о природе как едином целом. В практике работы, кроме словесных методов, ведущее место занимали наблюдение и постановка опытов. Таким образом, в этот период начальная школа накопила дов'ольно большой положительный опыт преподавания начального естествознания, который значительно обогатил теорию методики преподавания природоведения.

Вместе с тем во внутреннем строе школьной жизни наблюдалось сочетание старого и нового. Это обстоятельство подметил В. П. Вахтеров. Говоря о педагогике данного периода как о «поле брани», на котором веди борьбу самые разнообразные цели воспитания и обучения, самые различные методы и системы, он справедливо отмечал наличие в учебно-воспитательном процессе школы непримиримых противоречий: то, что утверждалось на уроках естествознания, отрицалось на уроках религии и наоборот. Здесь уживались бок о бок самые противоположные требования и совершенно несогласуемые направления. Наступил глубокий кризис русской официальной педагогики, который отражал общий кризис царского самодержавия. Вывести Россию из этого кризиса могла только новая народная революция.

Задание:1. Ознакомиться с работами И.И.Полянского. Ответить на вопросы.

2. Написать рефераты о развитии методики естествознания в дореволюционный период


Литература:


1. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.: «Просвещение», 1990 - 192 с

2. Верзилин М.В., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.- М.: «Просвещение», 1983 – 384 с.

3. Работы В.П.Вахтерова и Л.С. Севрука


Тема 19-20. РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД ДО 70 х ГОДОВ (2 ч)

Цель: Расширить понятия студентов о работах Н.К.Крупской

Вопросы к теме:

1.Какие работы Н.К.Крупской посвящены развитию методики естествознания?

2. Заслуга Н.К. Крупской в развитии методики естествознания

Великая Октябрьская социалистическая революция коренным образом перестроила все народное образование. Многочисленные сословные школы царской России сменила единая трудовая общеобразовательная школа для совместного обучения мальчиков и девочек.

Цель трудовой школы — политехническое образование, дающее детям на практике знакомство с методами всех важнейших форм труда, частично в учебной мастерской или на школьной ферме, частично на фабриках, заводах и т. д.

Перед школой встают новые задачи: воспитание материа-•листического мировоззрения, атеистической убежденности; образование и воспитание в труде и в тесной связи с производительным трудом; воспитание самостоятельности в приобретении знаний. Исходя из этих задач новая школа строилась как единая во всех своих звеньях, доступная детям трудящихся.

Единая трудовая школа разделяется на две ступени: первая — для детей от 8 до 13 лет и вторая — от 13 до 17 лет. Основой школьной жизни становится производительный труд как общественно необходимый. Он тесно связывается с обучением. Постоянно усложняясь, производительный труд знакомит детей с самыми разнообразными формами производства.

Б 1920 г. был создан новый учебный план школы, который в качестве главной задачи поставил вооружение учащихся знаниями на уровне современной науки, в котором значительное время отводилось на изучение наук о природе и обществе.

26


Н. К. Крупская (1869—1939)

Крупская Надежда Константиновна (1869—1939) внесла значительный вклад в разработку и решение важнейших проблем педагогики, повлиявших на развитие методики преподавания естествознания. Определение целей и задач всестороннего воспитания, связь школы с практикой социалистического строительства, трудовое и политехническое воспитание, определение содержания образования, вопросы возрастной педагогики, воспитание коллективизма — эти и другие проблемы нашли определенное решение в ее статьях и выступлениях.

Н. К. Крупская указывала на громадное значение естествознания и географии в школьном обучении. Она настаивала на признании естествознания (физики, химии, биологии) основным предметом школьного обучения для учащихся всех возрастов, так как оно дает материалистическое понимание явлений, возможность использовать целесообразно силы природы.

Для формирования марксистско-ленинского мировоззрения у учащихся, считала Н. К. Крупская, важное значение имеет изучение географии, которое в IIV классах, по ее мнению, целесообразно начинать с изучения местного материала и организации личных наблюдений учащихся. Только при этом условии может быть обеспечена жизненность и прочность познаний учащихся.

) Существенное место в дальнейшем совершенствовании школьного образования в соответствии с задачами новой революционной эпохи отводится программам Государственного ученого совета Народного комиссариата просвещения (ГУСа) (1923—1930).

. В этих программах основное внимание уделялось трудовой деятельности человека, воздействию человека на природу, подчинению сил природы общественным целям. Весь учебный материал был расположен по трем разделам; природа — труд —общество. В области естествознания главная цель программы — подвести учащихся к пониманию процесса эволюции, подчеркнуть роль человека, его разума, роль революционной практики, преобразующей окружающий мир. Программа школы первой ступени в разделе «Природа и человек» предусматривала изучение времен года (первый год обучения), воздуха, воды, почвы, окружающих человека культурных растений, животных и ухода за ними (второй год обучения). Программа третьего года обучения предусматривала элементарные наблюдения по физике и химии, изучение природы родного края и жизни человеческого тела. На занятиях четвертого года обучения продолжалось изучение жизни человеческого тела, а также географии России и других стран!

Материалы раздела «Труд» предусматривали знакомство школьников с трудом членов своей семьи, трудовой жизнью деревни или города (в зависимости от местожительства ребенка), хозяйством края, государственным хозяйством РСФСР и других стран в течение всех четырех лет обучения.

В разделе «Общество» давался материал о школах, общественных учреждениях деревни, города, государственных учреждениях; картины прошлого нашей страны и человечества, а также материал о государственном строе РСФСР и других стран. Комплексный подход к обучению школьников, заложенный в данной программе, повлиял не только на содержание обучения природоведению, но и его преподавание. Природа изучалась в связи со всем остальным материалом, и изолированного предмета природоведения как такового не было. В обучении преобладали два подхода: трудовой и экскурсионный.

Трудовой подход связан с непосредственным трудом школьников (например, участие в сортировке семян), параллельно осуществлялся процесс обучения (изучается строение семян, выясняются качество и условия прорастания).

Для участия в трудовых действиях учащиеся выходили за пределы школы. Это считалось трудовой экскурсией. Таким образом, в основе данной программы лежал производительный труд.

5 Вместе с тем школа, решая задачи трудового воспитания и обучения учащихся, не давала необходимого объема общеобразовательных знаний. Поэтому в 1931 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе», в котором отмечались недостатки в работе школы и были намечены пути их исправления. В постановлении говорилось: «...коренной недостаток школы в данный момент заключается в том, что обучение в школе не дает достаточного объема общеобразовательных знаний и неудовлетворительно разрешает задачу подготовки для техникумов и для высшей школы вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами наук (физика, хи-28

мия, математика, родной язык, география и др.)» (Народное образование в СССР. 1917—1973 гг. — М., 1974. —С. 157).

Это постановление и последующее от 25 августа 1932 г. «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» сыграли решающую роль в перестройке работы начальной школы. Они обязывали наркомпросы союзных республик организовать научную разработку программ и составление учебников, в которых четко определить объем систематизированных знаний по каждому предмету, обеспечивающих подготовку к получению профессионального образования; в программах и учебниках должное внимание уделить политехническому обучению, которое должно знакомить учащихся в теории и на практике со всеми главными отраслями производства, проводить тесную связь обучения с производительным трудом.

Соединение обучения с производительным трудом необходимо проводить на такой основе, чтобы весь общественно-производительный труд учащихся был подчинен учебным и воспитательным целям школы.

; Основной формой организации учебной работы должен быть урок с данной группой учащихся, со строго определенным расписанием занятий и твердым составом учащихся. Эта форма должна включать в себя под руководством учителя общегрупповую, бригадную и индивидуальную работу каждого учащегося с применением разнообразных методов.

Учитель обязан систематически, последовательно излагать преподаваемую дисциплину, всемерно приучая детей к работе с книгой и другим видам самостоятельной работы.

Природоведение как самостоятельный учебный предмет вновь возвращается в начальную школу в 1932 г.

В программе начальной школы (1932) так определяются его задачи: «1. Исходя из имеющихся у детей представлений о жизни природы, о природных явлениях, уточняя эти представления и борясь с извращениями их религиозного и обывательского характера, расширить кругозор учащихся знаниями новых фактов из живой и неорганической природы.

  1. Раскрыть учащимся простейшие закономерности разви
    тия в природе в форме, доступной и понятной детям, на базе
    конкретного материала.

  2. Показать яркую картину овладения стихийными силами
    в природе в процессе социалистического строительства.

  3. Разбудить у детей интерес к изучению природы и воору
    жить их элементарными навыками исследования природных
    явлений» (Программы начальной школы (городской и сель
    ской).—М., 1932.— С. 31).

Программа определяла для изучения следующий материал. В I классе дети знакомились с сезонными изменениями в природе: изменениями погоды, изменениями в жизни растений и животных. Изучение осуществлялось на основе непосредственных наблюдений детей.

Во II классе жизнь растений и животных изучалась по'отдельным природным группировкам (огород, сад, пруд, река, лес).

В III классе школьники знакомились с материалом по неорганической природе в таких темах, как «Почва и полезные ископаемые», «Вода», «Воздух». Изучение материала сопровождалось постановкой опытов, организацией наблюдений как демонстрационного, так и лабораторного характера.

В IV классе изучался материал по органической природе в темах «Жизнь растений», «Жизнь животных», «Жизнь и строение человеческого тела».

Материал но естествознанию в школе первой ступени был достаточно цельным, законченным и подготавливал учащихся к восприятию материала курса ботаники и зоологии в средней школе.

Программы 1932 г. действовали до 1937 г., а с 1937—38 учебного года изучение естествознания как специального предмета планировалось в IIIIV классах. В III классах сведения о природе давались на уроках чтения и развития речи, а также на экскурсиях в природу и путем организации внеклассных наблюдении. В IIIIV классах школьники изучали почву, полезные ископаемые, воду, воздух, электрические явления в природе. А с 1938—39 учебного года в программу IIIIV классов введена тема «Жизнь растений», в связи с чем сокращен объем материала в III классе. В таком виде программа по природоведению сохранилась вплоть до 1944 г. В 1944—45 учебном году были введены новые программы начальной школы, естествознание как самостоятельный предмет начиналось уже с IV класса. В I, II, III классах школьники получали сведения по прии народоведению на уроках русского языка и связанных с ним занятиях.


Задание: Подготовить доклады о творчестве Н.К.Крупской. Выступить с докладами на занятии


Литература:



1. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.: «Просвещение», 1990 - 192 с

2. Верзилин М.В., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.- М.: «Просвещение», 1983 – 384 с.

3. Работы В.П.Вахтерова и Л.С. Севрука




Тема 21-22. Ягодовский К.П.- его роль в развитии методики естествознания (2 ч)


Цель: Ознакомление с работами Ягодовского К.П.


Вопросы к теме.

1.Рассказать о системе работы Ягодовского К.П.

2. Значение работ Ягодовского в развитии методики естествознания


Ягодовский Константин Павлович (1877—1943) — замечательный педагог, методист, значительно способствовал становлению и развитию школьного природоведения в советский период. Именно в первые годы Советской власти он завершает многолетние исследования по методике естествознания, нашедшие отражение в следующих его работах: «Уроки по естествознанию в начальной школе» (1921), «Практические занятия по естествознанию в начальной школе» (1926), «Живой уголок в школе и дома» (1927), «Как преподавать естествознание вна-чальной школе» (3936).

В своих работах К. П. Ягодовский отмечает, что занятия по естествознанию в начальной школе должны дать детям знания о самых обычных предметах и явлениях природы, пробудить у них любовь к родной природе и дать элементарные знания и навыки по сельскому хозяйству и охране здоровья,. На основе по-30

.нученных знаний учащиеся должны видеть существующие с-нязи мгжду отдельными явлениями природы, что создаст прочную базу для формирования материалистических взглядов на окружающее. Кроме ^ого, знания о природе должны содействовать расширению политехнического кругозора детей и воспитанию простейших трудовых навыков.

К. П. Ягодовский на конкретных примерах показывал, как 1'ледует вести преподавание естествознания, чтобы успешно решать данные задачи. Прежде всего в процессе обучения, знакомя учащихся с определенными объектами или явлениями природы, необходимо организовать восприятие их с помощью органов чувств. Чувственное восприятие учащихся требует управления со стороны учителя; руководить процессом восприятия следует так, чтобы дети наблюдали то, что составляет сущность предмета или явления, чтобы созданный образ прочно связывался с точно отвечающим ему словом, названием.

В результате чувственного восприятия предмета или явления природы у ребенка формируется ряд ярких представлений, характеризующих изучаемый предмет или явление. По мере накопления представлений ребенок начинает их обобщать, приводить в систему и постепенно подходит к понятию. Перед учителем стоит задача помочь ему произвести эту трудную работу по обобщению, так чтобы выводы и заключения, к которым ребенок придет, были правильными. Прежде всего ребенку нужно помочь среди совокупности признаков предмета или явления выделить существенные признаки и на основании этого сделать обобщения.

Чтобы выполнить указанные выше задачи, К. П. Ягодовский рекомендовал в каждом отдельном случае ясно видеть цель урока или всякой предстоящей работы, определить содержание работы, т. е. тот материал, которым будет пользоваться учитель для достижения цели, найти методы и формы работы.

Таким образом, К- П. Ягодовский в своих работах положил начало исследованиям об учебном предмете как системе взаимосвязанных понятий. Он определил пути и средства формирования понятий в процессе преподавания природоведения в начальной школе. Это позволило более четко решать вопросы методов и средств обучения, содержания школьного предмета природоведения.

Большую роль в развитии начального обучения географии сыграли такие советские методисты, как А. А. Половинкин, К. А. Сонгайло.


Задание: Ознакомиться с работами К.П.Ягодовского. Выступить с докладами

Литература:


1. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.: «Просвещение», 1990 - 192 с

2. Верзилин М.В., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.- М.: «Просвещение», 1983 – 384 с.

3. Работы Ягодовского К.П.




Тема 23-24 . Методическая деятельность Половинкина А.А.и Сонгайло К.А. (2 ч)


Цель: Роль работ Половинкина и Сонгайло К.А. в истории развития методики естествознания


Вопросы к теме:

1. В чем заключалась методическая деятельность Половинкина А.А. и Сонгайло К.А.


Половинкин Александр Александрович (1887—1955)—профессор Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина, свои основные труды посвятил методике преподавания географии, в которых показал пути осуществления идей активизации учащихся на уроках, раскрыл необходимость проведения экскурсий в природу для непосредственного ознакомления школьников с окружающей местностью. Также он обратил внимание учителей на работу с планом, картой, на применение педагогического рисунка на уроках географии.

Сонгайло Константин Антонович (1890—1961) работал в основном над содержанием и методикой преподавания географии в начальных классах. Он много внимания уделял изучению детьми плана, карты, проведению практических работ, экскурсий, наблюдений на местности, ознакомлению школьников с жизнью населения на основе краеведческого принципа. К. А. Сонгайло работал над созданием различных типов наглядных пособий и методических указаний к ним.

В 50—60-е годы в системе народного образования произошли существенные изменения, направленные на укрепление связи школы с жизнью. В 1958 г. был принят «Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». В первом разделе его отмечалось, что главной задачей советской школы является подготовка учащихся к жизни, общественно полезному труду, дальнейшее повышение уровня общего и политехнического образования, подготовка образованных людей, хорошо знающих основы наук, воспитание молодежи в духе глубокого уважения к принципам социалистического общества, в духе идей коммунизма. Ведущим началом обучения и воспитания в средней школе должна стать тесная связь обучения с трудом.

В связи с этим законом в СССР вместо обязательного семилетнего образования вводится обязательное восьмилетнее образование. Восьмилетняя школа является неполной средней общеобразовательной трудовой политехнической школой.

Закон потребовал от школы серьезного улучшения постановки воспитательной работы. Школа должна прививать учащимся любовь к знаниям, к труду, уважение к людям труда, формировать мировоззрение, воспитывать их в духе беззаветной преданности Родине и народу. Школьный предмет «Природоведение» призван был решать поставленные задачи на уровне начальной школы.

Советская школа в период с 1917 до 1960-х годов претерпела различные преобразования, обусловленные особенностями становления и развития социалистического общества.

На протяжении этих лет методика преподавания природоведения совершенствовалась как наука в своей теории и практике.


Задание: Изучить систему работы указанных методистов.


Литература:


1. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.: «Просвещение», 1990 - 192 с

2. Верзилин М.В., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.- М.: «Просвещение», 1983 – 384 с.

3. Труды Половинкина А.А. и Сонгайло К.А.



Тема 25-26. РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (2 ч)


Цель: Изучить творческую деятельность современных методистов

Вопросы к теме:

  1. В чем заключается реорганизация начальной ступени обучения и каково ее значение в 70 годах 20 века для совершенствования деятельности школы в условиях перехода ко всеобщему среднему образованию?

  2. Какое отражение нашли вопросы развития народного образования и школы в документах партии и правительства в период с 1981 г по настоящее время?

Наиболее существенным изменением в структуре и построении курса средней школы в 70-е годы явился переход с четырехлетнего на трехлетний курс начального обучения, что связано с изменением роли .начального обучения в общей системе народного образования. В условиях всеобщего восьмилетнего и тем более десятилетнего образования излишне растянутый курс начального обучения неизбежно приводил к повторениям одного и того же материала на смежных ступенях обучения.

В соответствии с этими изменениями,' природоведение как учебный предмет изучалось во И—III классах начальной школы и в IV классе. В I классе дети знакомились с отдельными элементами и явлениями природы во время наблюдений, экскурсий, чтения статей из учебника «Родная речь». Такая система обучения начальному природоведению просуществовала до 1984—1985 годов.

В связи с сокращением срока начального обучения (до трех лет) были разработаны новые программы начальной школы, в том числе и по природоведению, в основу которых легли следующие теоретические положения: а) . знания должны быть доступны детям, вытекать из их осознанных практических потребностей; б) усвоение знаний должно происходить в условиях целенаправленной учебной деятельности детей, при их высокой активности и самостоятельности, не исключающей помощи со стороны учителя; в) в процессе обучения у школьника формируются мотивы учебной деятельности, соответствующие целям и содержанию обучения; г) учитель обеспечивает применение приобретенных ранее знаний для усвоения новых; д) учебный материал максимально используется в целях коммунистического воспитания учащихся. Учитель формирует их мировоззрение, правильное отношение к событиям, фактам и явлениям общественной жизни.

Перестройка содержания начального образования потребовала совершенствования методической системы начального обучения. Программы требовали от учителя такой организации учебной деятельности учащихся, в ходе которой он должен опираться на все разнообразие практических и умственных действий, которые способны выполнять дети. Учитель должен не только формировать у школьников систему знаний, но и учить их умениям и навыкам умственного труда, практических действий. В основу перестройки начальной школы и перевода ее на трехлетний срок обучения была положена идея развивающего обучения, В сложной структуре этого понятия ведущая роль принадлежит развитию мышления ребенка, а дальнейшее совершенствование образования предполагает изменение самого типа мышления.

Развитию методики преподавания природоведения как науки в 60—80-е годы способствовали известные методисты этого времени П. Л. Завитаев, М. Н. Скаткин, • Л. Ф. Мельчаков, 3. А. Клепиннна и др,


Задание: Изучить вышеуказанные докуметы партии и правительства, школьные программы этого периода


Литература:


1. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.: «Просвещение», 1990 - 192 с

2. Верзилин М.В., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.- М.: «Просвещение», 1983 – 384 с.

3. Документы партии и правительста1960 года до настоящего времени

4. Программы природоведения начальной школы периода с


Тема 27. Развитие методики естествознания ( П.Л. Завитаев, М.Н. Скаткин) (2 ч)


Цель: Ознакомиться с работами указанных авторов


Вопросы к теме:


1.Изучить методическую деятельность Завитаева П.А.

2. Определить его роль в развитии методестествознания


Завитаев Петр Александрович (1890—1970) в своих работах показал возможность формирования природоведческих


рпедставлений и понятий методами, свойственными естественным наукам, т. е. посредством проведения наблюдений и постановки опытов, способствующих созданию конкретно-чувственной основы для формирования природоведческих понятий. Много внимания уделял П. А. Завитаев занятиям учащихся на учебно-опытном участке, где можно формировать умения и навыки по выращиванию растений и уходу за ними. Он считал, что природоведение составляет начальную ступень политехнического обучения учащихся.

П. Л. Завитаев разрабатывал методику проведения предметных уроков и был уверен, что их успех определяется широким применением разнообразных наглядных средств обучения. Он много работал над совершенствованием методики применения разнообразного оборудования и наглядных пособий на уроках природоведения.

Скаткин Михаил Николаевич — методист по естествознанию в начальных классах. Он является автором программ по природоведению в начальной школе, учебников природоведения для учащихся IIIIV классов, занимается вопросами методики проведения природоведческих экскурсий, ведения календарей, наблюдений в природе, внеклассной работы по природоведению, большое внимание уделяет разработке проблемы активизации познавательной деятельности учащихся.


Тема 28. Методическая деятельность Мельчакова Л.Ф. и Клепининой З.А.(2 ч)


Цель: Познакомить студентов с работами Мельчакова Л.Ф. и Клепининой З.А.

Вопросы к теме:

1.Заслуги Мельчакова Л.Ф. и Клепининой З.А. в развитии методики природоведения


Мельчаков Леонид Федорович — методист по природоведению в начальной школе. Он является автором школьного учебника по природоведению для учащихся третьих классов. Л. Ф. Мельчаков изучает проблемы воспитания и развития детей в процессе обучения природоведению.

Много внимания уделяет он методической подготовке будущих учителей природоведения, создает методические пособия по природоведению для учителей начальных классов. Им написаны «Уроки природоведения в 3 классе» (М., 1980).

Клепинина Зоя Александровна — автор ряда' учебников по природоведению для учащихся начальных классов. Занимается проблемами разработки содержания начального природоведения. Ею в содружестве с Л. П. Чистовой разработаны «Дневники наблюдений над природой и трудовой деятельностью человека» для учащихся I, II и III классов. 3. А. Клепинина пишет методические пособия по природоведению для учителей начальных классов, разрабатывает методику проведения уроков природоведения, экскурсий в природу. Совместно с Л. П. Чистовой ею написаны «Уроки природоведения во 2 классе» (М, 1980).

В 1984 г. были обнародованы «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», цель которых — преодоление ряда негативных явлений, серьезных недостатков и упущений, накопившихся в деятельности школ, Прежде всего речь идет о необходимости усовершенствовать структуру образования, повысить качество общеобразовательно и, трудовой и профессиональной подготовки, более широко применять активные формы и методы, технические средства обучения. Задачи школьной реформы; поднять работу общеобразовательной и профессиональной школы па качественно но-1зый уровень; устранить недостатки, имеющиеся в ее деятельности; обеспечить овладение учащимися основами наук; формирование у них трудолюбия, нравственной чистоты; воспитание в духе любви к нашей Родине.

В соответствии с основными направлениями реформы средняя общеобразовательная школа должна стать одиннадцатилетней.

В начальных классах (IIV классы) продолжительность учебы увеличивается на один год. Это позволит обеспечить более основательное обучение детей чтению, письму и счету, элементарным трудовым навыкам, одновременно уменьшить умственную нагрузку учащихся и обеспечить последующее усвоение основ наук.

В совершенствовании деятельности школы особое значение придается коренному улучшению подготовки молодого поколения к труду. Соединение обучения с производительным трудом предполагает включение учащихся, начиная с младших классов, в систематический, организованный, посильный для их здоровья и возраста общественно полезный труд — труд настоящий, необходимый обществу.

Учащиеся начальной школы (1—IV классы) должны овладеть необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с различными материалами, выращивания сельскохозяйственных растений, ремонта учебно-наглядных пособий, изготовления игрушек, различных полезных предметов для школы, детского сада, дома и т. д.

Реформа школы потребовала составления новых программ, разработки новых форм, методов и средств обучения.

В связи с этим перед методической наукой встали задачи, требующие безотлагательного решения. Это — создание новых учебников, комплексное воспитание учащихся в процессе обучения природоведению, формирование ответственного отношения к природе, развитие активности, самостоятельности младших школьников в процессе изучения природоведения и целый ряд других, решение которых зависит от активности, творчества ученых и широких масс учительства.


Тема 29-30. Изучение трудов методистов Республики Казахстан (2 ч)


Цель: Изучить работы методистов Казахстана и определить их значение в развитии методики познания мира


Вопросы к теме:

1.Кто из методистов Казахстана занимался разработкой вопросов методики естествознания, природоведения, ознакомления с окружающим миром, познания мира?


Задание:


1. По каталогу библиотеки и Интернету определить состав методистов Казахстана, занимающихся разработкой вопросов методики естествознания, природоведения, ознакомления с окружающим миром, познания мира.


Литература:


1. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.: «Просвещение», 1990 - 192 с

2. Верзилин М.В., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.- М.: «Просвещение», 1983 – 384 с.

3. Документы партии и правительста1960 года до настоящего времени

4. Программы природоведения начальной школы периода с





Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

  1. Чем обусловлено введение преподавания естествознания в
    русской школе во второй половине XVIII века?

  2. Каково значение педагогической деятельности В. Ф. Зуева
    для становления отечественной методики естествознания?

  1. Почему А. Я. Герда называют основоположником науки ме
    тодики естествознания?

  2. Какое влияние на развитие методики естествознания ока
    зали работы Д. Д. Семенова?

Б. Какой вклад в развитие отечественной методики естествознания внес В. П. Вахтеров?

  1. Как развивалась методика природоведения в период с 1917
    по 1930 годы?

  2. Как повлияли на преподавание природоведения постановле
    ния о школе (1931 — 1932)?

  3. Какое значение для дальнейшего развития методики есте
    ствознания имели работы К. П. Ягодовского?

  4. Чем была вызвана перестройка общеобразовательной шко
    лы в 70-х годах нашего века и как она повлияла на обуче
    ние природоведению?

10. Что изменилось в методике преподавания природоведения в связи с реформой средней и профессиональной школы?


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории разное:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ