Темы практических занятий 1 Кразделу Романтизм как ведущее художественное направление в литературе 1800 1820-х гг. Тема №1

3. Раздел ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ1


К разделу 2. Романтизм как ведущее художественное направление

в литературе 1800 – 1820-х гг.


Тема № 1. Ранний романтизм. Творчество К. Н. Батюшкова,

В. А. Жуковского, Д. В. Давыдова


Форма проведения: практическое занятие


Цель занятия:

  • выявление основных черт романтизма, утверждение романтических жанров в творчестве поэтов рубежного периода


Основные вопросы к теме:

  1. Античный идеал в поэзии К. Н. Батюшкова

    1. Периодизация творчества К. Батюшкова:

    2. Чувственная поэзия К. Батюшкова. Эпикурейские мотивы в лирике («Вакханка», «Радость», «Мои пенаты»).

    3. Духовный кризис поэта – крушение «маленькой философии» («К другу», «К Дашкову»)

  2. В. А. Жуковский – «певец средних веков»

    1. Русские и западноевропейские традиции в творчестве В. А. Жуковского;

    2. Новаторство поэта в создании «русской баллады» («Людмила», «Светлана»). Сопоставительный анализ баллад: стиль, язык, образы.

  3. Жизнеутверждающая лирика Д. В. Давыдова

    1. Тема гусарского быта в поэзии Д. Давыдова («Песня», «Гусарский пир», «Бурцову» .);

    2. Анакреонтическая (любовная) лирика («Неверной»);

    3. Элегия. Историческая элегия (Элегии; «Бородинское поле»);

    4. Аллегория и сатира в поэзии Д. Давыдова. Басня («Чиж и Роза», «Быль или басня…», «Голова и Ноги» и др.)

  4. Значение поэзии К. Н. Батюшкова, В. А. Жуковского, Д. В. Давыдова для становления русского Ренессанса. Белинский о Жуковском и Батюшкове.


Методические рекомендации:


На примере лирики поэтов выявить своеобразие элегического жанра, выделить специфику образной системы лирики каждого поэта, выписать характерные художественные средства, проследить связь поэтов с стилем античной культуры, средневековья и др., выучить наизусть 3 стихотворения каждого поэта.


Литература:

  1. Иезуитова Р. В. Жуковский и его время. – Л., Наука, 1989.

  2. Афанасьев В. Жуковский (ЖЗЛ). – М., 1985.

  3. Коровин В. И. «И жил так точно, как писал…» / К. Н. Батюшков. К 200-летию со дня рождения. – М., Знание, 1987.

  4. зорин А. Несчастный счастливец. / К. н. Батюшков. Избранные сочинения. – М., 1986.

  5. Серебряков Г. В. Денис Давыдов (ЖЗЛ). – М., Молодая гвардия, 1985.

  6. Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. – М., 1965.



Тема 2. Поэзия декабристов. Поэты пушкинской поры


Цель лекции:

  • Определение особенности романтизма поэтов-декабристов, выявление черт декабризма


Основные вопросы к теме:

  1. Явление «декабризма» в русской культуре. Жизненный и творческий путь поэтов-декабристов: К. Ф. Рылеева, А. Бестужева-Марлинского, А. И. Одоевского, В. К. Кюхельбекера, В. Ф. Раевского;

  2. Идеалы эпохи в поэзии М. Языкова, П. А. Вяземского, А. А. Дельвига, Е. Баратынского.


Методические рекомендации:


  1. Написать реферат о творчестве отдельного поэта пушкинской поры;

  2. Подготовить выступление на основе реферата;

  3. Составить и заполнить таблицу следующего содержания:

Поэты пушкинской поры


Имя поэта

Годы жизни, краткие биографические сведения о поэте

Художест.

произвед.

(жанровое своеобразие)

Эстетические

воззрения поэта





*Заполнение таблицы продумывается каждым студентом в соответствии с темой реферата и заполняется в ходе выступлений студентов на занятии.


Литература:

  1. Лотман Ю. М. Литературное наследие декабристов. – Л., 1975.

  2. Мемуары декабристов: Северное общество. – М., 1981.

  3. Друзья Пушкина. Воспоминания. Дневники: в 2-х т. – Т. 1. – М.: Правда, 1984.

  4. Коровин В. И. Поэты пушкинской поры. М., Просвещение, 1980.

  5. Модзалевский Б. Л. Пушкин и его современники. СПб., 1999.

  6. Поэты пушкинского круга. – М., Правда, 1983.

  7. Русская поэзия 1813-1825. – М., Художественная литература, 1990.

  8. Пушкин А. С. о литературе. – М., Гослитиздат,

  9. Афанасьев Ф. Рылеев (ЖЗЛ). – М., Молодая гвардия, 1982.

  10. Декабристы. Избранные сочинения. В двух томах. – М.: Правда, 1987.



К разделу 3. Драматургия начала XIX В.

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Тема 3: Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»


Форма проведения: практическое занятие


Цель занятия:

  • определение роли и значения А. Грибоедова для русской культуры


Основные вопросы к теме:


  1. Жизнь и судьба А. С. Грибоедова. История создания комедии «Горе от ума».

  2. Идейно-художественное своеобразие комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

а) Проблематика и основные конфликты комедии:

Чацкий и фамусовского общество;

Чацкий – Софья – Молчалин;

Образ Чацкого: внутренний конфликт. Чацкий и автор;

б) Язык и стиль комедии, словесные портреты персонажей. Функции монологов и диалогов, особенности композиции;

3. И. А. Гончаров о комедии А. С. Грибоедова в статье «Мильон терзаний».


Методические рекомендации:


  1. Выявить и проанализировать основные сюжетные линии комедии, подготовить характеристику персонажей;

  2. Законспектировать статью И. А. Гончарова «Мильон терзаний».

  3. Ответить на вопросы: Чацкий – герой времени? Можем сегодня встретить чацких?


Литература:

  1. Смольников И. Ф. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». – М., 1986.

  2. Пиксанов Н. К. Творческая история «Горя от ума». – М., 1971.

  3. Фомичев С. А. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий. – М., 1983.

  4. Мещеряков В. П. А. С. Грибоедов: Литературное окружение и восприятие (XIX-XX вв.) – Л., Наука, 1983.

  5. Глухов В. И. «Горе от ума» А. С. Грибоедова как произведение просветительского реализма. – В его кн.: Становление реализма в русской литературе XVIII- начала XIX в. – Волгоград, 1976.

  6. Лебедев А. А. Куда влечет тебя свободный ум (о Грибоедове). – М., Детская литература, 1982.


К разделу 4. Литературные портреты


Тема 4: Романтические поэмы А. С. Пушкина

«Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан»


Форма проведения: практическое занятие


Цель занятия:

  • выявление своеобразия романтического периода в творчестве поэта, особенности художественной обрисовки романтического героя


Основные вопросы к теме:


  1. Феномен А. С. Пушкина. Значение Пушкина для русской литературы (по конспектам работ исследователей творчества Пушкина);

  2. «Южные» поэмы А. С. Пушкина. Своеобразие романтизма в поэмах «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан». Образ романтического героя;

  3. Эволюция романтического героя от «Кавказского пленника» до «Цыган». Сравнительная характеристика образов Пленника и Алеко, Черкешенки и Земфиры.


Методические рекомендации:


  1. Составить конспект 2-3 работ авторов – литературоведов-пушкинистов: Б. Бурсова, Ю. Лотмана, Н. Скатова, Е. Маймина, Г. Гуковского, Д. Благого.

  2. Проанализировать эволюцию романтического героя от Пленника к Алеко (от романтизма к реалистической типизации).

  3. Выучить наизусть отрывок (на выбор) из романтических поэм А. С. Пушкина.


Литература:

  1. Скатов Н. Н. Пушкин: Очерк жизни и творчества. – Л., Дет. Лит., 1990.

  2. Маймин Е. А. Пушкин. Жизнь и творчество. – М., Наука, 1981.

  3. Бурсов Б. Национальное своеобразие русской литературы. – М.-Л., Советский писатель, 1964.

  4. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., Просвещение, 1988.

  5. Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина (1813-1826). – М.; Л., 1950; Творческий путь Пушкин (1826-1830). – М., 1967.

  6. Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. – М., 1965.

  7. Фридман Н. В. Романтизм в творчестве А. С. Пушкина. – М., 1980.

  8. Гуревич А. От «Кавказского пленника» к «Цыганам». – В сб.: В мире Пушкина. – М., 1974.


Тема 5: Роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»


Форма проведения: практическое занятие


Цель занятия:

  • раскрытие авторской идеи создания «русского» произведения в споре с традиционным западноевропейским романом


Основные вопросы к теме:


  1. Замысел романа. Своеобразие жанра «романа в стихах». Сюжет произведения, особенности его формирования.

  2. Онегина как тип личности:

а) реалистические принципы в изображении человека в романе, личность – среда – время;

б) отношение к Татьяне;

в) Онегин – Ленский: смысл антитезы;

г) Эволюция образа Онегина.

  1. Типы женских характеров в «Евгении Онегине»:

а) Татьяна как «исключительная натура», особенности развития личности Татьяны;

б) Смысл сопоставлений Татьяна – Ленский, Татьяна – Ольга, Татьяна – Онегин.

  1. Роман «Евгений Онегин» в интерпретации В. Г. Белинского.

  2. «Онегинская строфа» как содержательная единица романа.


Методические рекомендации:


  1. Составить сопоставительную характеристику основных персонажей романа в стихах «Евгений Онегин».

  2. Сравнить ответ Пленника («Кавказский пленник») на признание Черкешенки и ответ Онегина на письмо Татьяны.

  3. Законспектировать восьмую и девятую статьи из цикла «Сочинения Александра Пушкина» В. Г. Белинского.


Литература:

  1. Маймин Е. А. Пушкин. Жизнь и творчество. – М., Наука, 1981

  2. Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. – Л., 1980.

  3. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., Просвещение, 1988.

  4. Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. – М., 1957.

  5. Скатов Н. Н. Пушкин: Очерк жизни и творчества. – Л., Дет. Лит., 1990.



Тема 6: «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина


Форма проведения: практическое занятие


Цель занятия:

  • понимание сущности авторской концепции «Маленьких трагедий» с точки зрения антропоцентризма


Основные вопросы к теме:


  1. Замысел «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина. Время и место создания;

  2. Проблема жанра «Маленьких трагедий». Особенности Композиции;

  3. Проблематика и идейное содержание «Маленьких трагедий» в интерпретации литературоведов: точки зрения Ю. М. Лотмана, Е. А. Маймина, Г. А. Гуковского и др.;

  4. Смысл названия драматических эпизодов. Характеристика главных персонажей «Маленьких трагедий», противопоставление образов (Барон – Альбер, Моцарт-Сальери, Дон Гуан–Командор, Вальсингам- Священник);

  5. Время и пространство в «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина.


Методические рекомендации:


  1. Законспектировать работы Ю. М. Лотмана, Е. А.. Маймина, Г. А. Гуковского, сравнить разные точки зрения исследователей;

  2. Повторить роды и жанры литературы: В чем особенности трагедии? Вспомнить термины поэтики: Что такое оксюморон?

  3. Проанализировать образы персонажей «Маленьких трагедий»: Барон –Альбер, Моцарт-Сальери, Дон Гуан–Командор, Вальсингам- Священник.

  4. Ответить на вопрос: В чем идейный смысл «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина?


Литература:

  1. Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. – М., 1957.

  2. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., Просвещение, 1988.

  3. Маймин Е. А. Пушкин. Жизнь и творчество. – М., Наука, 1981

  4. Скатов Н. Н. Пушкин: Очерк жизни и творчества. – Л., Дет. Лит., 1990.


Тема 7: Романтические поэмы М. Ю. Лермонтова


Форма проведения: практическое занятие


Цель занятия:

  • выявление специфических особенностей романтической природы поэм Лермонтова;


Основные вопросы к теме:


  1. «Песнь про купца Калашникова» - поэма в народном стиле. Историзм поэмы;

  2. Идейно-художественное содержание поэмы «Мцыри». Образ главного героя;

  3. Социально-философская и художественная проблематика поэмы «Демон»:

а) Образ Демона, его смысл, психологическая сложность и противоречивость.

б) Эволюция образа Демона в творчестве М. Ю. Лермонтова;

  1. В. Г. Белинский о Лермонтове.


Методические рекомендации:


  1. Сопоставить «Песнь про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова с произведениями устного народного творчества, определить черты поэтического сходства.

  2. Выявить характерные черты романтического героя в поэмах Лермонтова.

  3. Законспектировать статью В. Г. Белинского «Стихотворения М. Лермонтова»


Литература:

  1. Удодов Б. Т. М. Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы – Воронеж, 1973.

  2. Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. – М ., 1976.

  3. Логиновская Е. Поэма М. Ю. Лермонтова «Демон». – М., 1977.



Тема 8: Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»


Форма проведения: практическое занятие


Цель занятия:

  • своеобразие раскрытия образа «героя времени», демонических черт лермонтовского героя в романе «Герой нашего времени»


Основные вопросы к теме:

  1. Композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Особенности сюжета: «двойная хронология»;

  2. «Герой времени» как сквозная тема творчества Лермонтова. Образ «времени» в романе;

  3. Образ Печорина, черты демонизма главного героя. Проблема фатализма в романе;

  4. Образ Максим Максимыча, его значение.

  5. Образ Грушницкого. Проблема вульгарного романтизма.

  6. В. Г. Белинский о романе М. Ю. Лермонтова.


Методические рекомендации:

  1. Составить характеристику образа Печорина в отношении с другими персонажами романа;

  2. Сравнить образ Печорина («Герой нашего времени») с образами Демона (поэма «Демон») и Арбенина (драма «Маскарад»);

  3. Законспектировать работу В. Г. Белинского «Герой нашего времени» (Сочинения М. Ю. Лермонтова).


Литература:

  1. Григорьян К. Н. Лермонтов и его роман «Герой нашего времени». – М., 1984.

  2. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., Просвещение, 1988.

  3. Удодов Б. Т. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». – М., Просвещение, 1989.

  4. Турбин В. И. Пушкин. Гоголь. Лермонтов. Об изучении литературных жанров. – М., Просвещение, 1978.

  5. Михайлов Е. Н. Проза Лермонтова. – М., 1970.


Тема 9: Н. В. Гоголь «Мертвые души»»


Форма проведения: практическое занятие


Цель занятия:

  • Выявление идейно-художественного своеобразия поэмы, характеристика галереи персонажей


Основные вопросы к теме:


  1. История создания I тома «Мертвых душ» Гоголя. Смысл названия.

  2. Своеобразие жанра «Мертвых душ».

  3. Особенности композиции романа в соответствии с замыслом произведения.

  4. Основные черты системы персонажей в «Мертвых душ»: образы помещиков, образов чиновников.

  5. Социальная и нравственная проблематика поэмы, взаимосвязь между ними. Образ Чичикова – хозяина-приобретателя.

  6. Значение лирических отступлений. Образ России. Автор в романе.


Методические рекомендации:

  1. Повторить теоретический материал по разделам «жанр» и «композиция».

  2. Сопоставить различные точки зрения по вопросу композиции «Мертвых душ».

  3. Составить план композиционной структуры одной из глав (со II по VI) первого тома.


Литература:

  1. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., Просвещение, 1988.

  2. Переверзев В. Ф. Гоголь. Достоевский. Исследования. – М., 1982.

  3. Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. – М.; Л., 1959.

  4. Гус М. Живая Россия и «Мертвые души». – М, 1981.

  5. Елистратов А. А. Гоголь и проблемы западноевропейского романа. – М., 1972.

  6. Манн Ю. В поисках живой души. - М., 1984.

  7. Турбин В. И. Пушкин. Гоголь. Лермонтов. Об изучении литературных жанров. – М., Просвещение, 1978.

  8. Гоголь: История и современность. – М., 1985.


1 Учебным планом практичекские занятия не предусмотрены, практические занятия проводятся в рамках СРСП

9


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории разное:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ