Цикл методических разработок уроков по русскому языку, 3 класс, по теме «Словосочетание»
Заявка
участника конкурса «Урок Просвещения 2012»
1. ФИО участника конкурса Тугаева Ольга Михайловна
2. Должность учитель начальных классов
3. Полное наименование образовательного учреждения, в котором работает участник конкурса муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 5
4. Адрес образовательного учреждения 352330, Краснодарский край, г. Усть-Лабинск, ул. Красная, 309
5. Телефон учреждения (с указанием федерального кода) (8-861-35)2-34-95
6. Факс учреждения (при наличии)
7. Адрес электронной почты учреждения, в котором работает участник конкурса (сайт, е-mail)
8. Название конкурсной работы, перечень представленных материалов Методическая разработка цикла уроков по русскому языку «Словосочетание», 3 класс
9. Учебник, которому соответствуют представленные материалы (название, авторы, год выпуска) УМК «Школа России», учебник «Русский язык, 3 класс», авт. Т. Рамзаева, 2010г.
10. Краткая аннотация произведения/работы данная разработка содержит различные виды работы по закреплению и систематизации знаний учащихся с использованием компьютерных технологий.
11. Почтовый адрес участника (с указанием индекса) 352330, Краснодарский край, г. Усть-Лабинск, ул. Свердлова, д.69, кв. 13
12. Контактный телефон участника (с указанием федерального кода) (8-918)9575101
13. Адрес электронной почты участника конкурса tugaeva-olga@mail.ru
14. Дополнительная информация, которую бы вы хотели сообщить о себе оргкомитету конкурса педстаж 22 года, воспитываю дочь, 9 лет
15. Согласны ли вы на размещение ваших материалов на сайте учредителя конкурса? Да
16. Каким образом (из какого источника) вы узнали о проведении конкурса? Интернет
Дата 31.03.2012 Тугаева О. М.
Цикл методических разработок уроков по русскому языку, 3 класс,
по теме «Словосочетание»
Урок № 1. Упражнение в установлении связи слов в предложении. Закрепление знаний о
главных и второстепенных членах предложения.
Урок № 2. Словосочетание.
Урок № 3. Выделение словосочетаний из предложений.
Главное и зависимое слово в словосочетании.
Урок № 4. Контроль знаний.
Урок № 1.
Тема урока: Упражнение в установлении связи слов в предложении.
Закрепление знаний о главных и второстепенных членах
предложения.
Цели урока:
развивать умение устанавливать связь слов в предложении;
сформировать умение и навык распознавать в предложении главные и второстепенные члены;
расширять кругозор младших школьников.
Ход урока:
I. Организация детей на урок. Проверка рабочего места.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Фронтальная работа.
Вставить пропущенные буквы, прокомментировав орфограммы.
Краси_ парк осен(?)ю. Сколько тут берё_, ду_ков, ли_! Д_ревья (на)дели яркий осенний наря__. Ж__лтые и красные лист(?)я падают (на)тр__пинки. По а (л, лл)еям парка гуляют р__бята.
(Каждый отвечающий снимает с доски осенний листок, заготовленные детьми на уроках ИЗО и художественного труда.)
Соедини фразы со знаками препинания.
Что за чудо-великан
Покоряет океан
На носу у великана,
Из носа воды фонтан
?
.
Фонетический анализ слова «КИТ» (устно).
IY. Работа по теме урока:
Минута чистописания: оро оло омо ого
-Вставить пропущенные буквы: д . р . г . м . л . к . к . м . д
Словарная работа:
-
О
рех
гурец
ктябрь
город
Синтаксическая работа.
- Составить предложение, используя словарные слова, и найти подлежащее и сказуемое.
В октябре в огороде дачники собрали последние огурцы.
Работа по учебнику (с. 46-47)
а) упр. 96 (списать предложения, определить главные члены предложения, установить связь между словами)
б) упр. 97 (у доски)
Физминутка.
Рано утром встав с постели
Поднимает Глеб гантели.
Подрастет – поднимет гири.
Станет всех сильнее в мире!
У. Закрепление. Обобщение по теме урока.
Упр. 99 (самостоятельно)
- Сегодня мы с вами что научились делать?
- Как связаны слова в предложении?
- Что надо сделать, чтобы найти слова, которые связаны между собой по смыслу?
У1. Выставление оценок.
УП. Домашнее задание: с. 47 правило, упр. 98.
Урок № 2.
Тема: Словосочетание.
Цели урока: • формировать умение находить словосочетания;
• развивать навык установления связи слов в предложении;
• привитие любви к родному языку, развитие речи.
Ход урока:
1. Организация детей на урок.
П. Фронтальный опрос. Загадка на доске.
Определить главные члены предложения, найти слова, связанные между собой по смыслу.
Листья желтые кругом,
Все промокло под дождем.
Заскучала детвора.
Что за грустная пора?
- Как связаны слова в предложении?
- Что надо сделать, чтобы найти слова, которые связаны между собой по смыслу?
- Какие предложения бывают по цели высказывания? По интонации?
Ш. Работа по теме:
1) Минута каллиграфии: о оз ор ол
Г В . З Д И К А Г Е . Р Г И Н Г Л А Д И . Л У С
2)Работа над деформированным предложением
(записать, подчеркнуть главные члены предложения):
Маме, букет, подарил, из, папа, гвоздик, красных.
3)Наблюдение над связью слов в предложении:
Подарил (что?) букет
Подарил (кому?) маме
Букет (из чего?) из гвоздик
Гвоздик (каких?) красных
- Сочетание двух слов, связанных между собой по смыслу и вопросом, называется
словосочетанием. (Чтение правила на стр. 49 учебника.)
1У. Физминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
У. Закрепление изученного материала.
Упр. 102 (комментировано, разбор предложений по членам, составление схем.)
– Что такое словосочетание?
- При помощи чего можно определить связь слов в предложении?
У1. Домашнее задание: с. 49 правило, упр. 103.
Урок № 3.
Тема: Выделение словосочетаний из предложений. Главное и зависимое слово в
словосочетании.
Цели урока:
формировать умение находить словосочетания;
развивать навык установления связи слов в предложении;
упражнение в распознавании изученных орфограмм.
Ход урока:
1. Организация детей на урок. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы повторим с вами, что такое предложение и словосочетание.
П. Работа по теме:
- Ребята, на уроке мы с вами отправимся в …
А куда, вы узнаете, если соберете слово, поставив карточки в порядке возрастания:
10 15 20 25 30 35 40
з о о к р а п
- Правильно, мы идем в зоопарк.
– Давайте откроем наши тетради, путевые листы юных зоологов, и запишем, какого
числа и месяца мы отправляемся в зоопарк. Кстати, кто такие зоологи? Что значит
зоопарк? (лексическое значение слов «зоолог» и «зоопарк».)
Минута каллиграфии: ее ел ен еж
. нот б . лка . жиха
(Фонематическое задание: подчеркнуть слова, где звуков больше, чем букв. Почему?)
Словарная работа.
Угрюм, малоподвижен, несколько ленив, питается ягодами, насекомыми, иногда мясом. Про него говорят косолапый.
Хитра, изворотлива, смела, любит кур, гусей, уток. В сказках – рыжая плутовка.
Труслив, робок, тих, безобиден. Имеет куцый хвост и длинные уши.
Медведь, лисица, заяц.
Работа по учебнику:
а) упр. 104 (прочитать, выписать второе предложение, подчеркнуть подлежащее и
сказуемое)
В зоопарке живут животные из разных стран мира.
б) Выписать словосочетания из данного предложения, определить главное и зависимое
слово при помощи вопроса.
Физминутка. На лужайке, на ромашке
Жук летел в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
Ш. Работа по закреплению изученного:
Записать названия животных, вспомнить изученные орфограммы, немного рассказать об особенностях того или иного животного (упражнение по развитию речи).
ПЕСЕ__АПЛ__СТРЕ__АРСУ__АБА__ОСОРО__
Записать шестое предложение из упр. 104, подчеркнуть главные члены предложения, указать словосочетание.
Мальчики наблюдали за змеями.
Составить и записать из слов словосочетания, определить главное и зависимое слово.
кенгуру из леса
забавные слон
африканский из Австралии
волк обезьяны
- Почему слово «Австралия» пишется с большой буквы?
Записать седьмое предложение из упр. 104, определить тип предложения по цели высказывания.
Много нового узнали мы о животных!
1У. Обобщение по теме урока.
- Что на уроке вы сегодня вспоминали? Вам урок понравился?
- За работу на уроке получили оценки следующие ученики…
У. Домашнее задание: упр. 99.
Урок № 4 (вариант 1)
Тема: Контрольное списывание с грамматическим заданием по теме
«Предложение и словосочетание».
Цели урока: проверка знаний.
Ход урока:
1. Организация учащихся на урок, сообщение темы и цели урока.
П. Контрольное списывание.
Выделить границы каждого предложения и поставить соответствующие знаки препинания.
Осень.
Наступила осень в зеленой листве деревьев появились желтые пряди ярко краснеют гроздья рябины а сколько грибов появилось в лесу очень хороши стройные подберезовики и нарядные подосиновики.
Задание: выписать четыре словосочетания, обозначить главное слово «х».
Ш. Самопроверка.
1У. Итог урока.
У. Домашнее задание: повторить словарные слова на К, Л.
Урок № 4 (вариант 2)
Тема урока: Контрольный тест по теме «Предложение и словосочетание».
Цели урока: проверка знаний о предложении и словосочетании, умения выделять
словосочетания в предложениях.
Ход урока:
1. Организация учащихся на урок, сообщение темы и цели урока.
П. Контрольное тестирование.
Тест «Предложение и словосочетание»
Предложение – это …
А) группа слов, которые имеют общее значение
Б) слова, связанные между собой по смыслу
В) законченная мысль человека
Подчеркните предложение.
А) На высоких берегах рек растут дубравы.
Б) Дикие животные в степи.
В) Разнотравье, птицы и насекомые.
Главные члены предложения – это …
А) антоним и синоним
Б) подлежащее и сказуемое
В) существительное и глагол
Подчеркните в предложениях главные члены:
Зимой медведи спят в берлогах.
Пихтовые шишки всегда торчат вверх.
Осенью кустики черники сбрасывают листья.
5. Дополни стихотворение. Какой член предложения пропущен?
Белый ____________, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Пропущено ______________________.
6.Словосочетание – это …
А) подлежащее и сказуемое
Б) два слова, связанные между собой по смыслу
В) три слова, которые отвечают на один вопрос
7.Подчеркнуть словосочетания.
Гималайский медведь, волк воет, орехи в дупле, растет на земле, на крутых склонах, орел парит.
8.Выписать из предложения словосочетания.
Осенью стайки дроф с птенцами кормятся в степи.
9.Определить главное и зависимое слова в словосочетаниях.
степная вишня живет в норах ночью спят
серая куропатка роют в земле за длинные уши
10. Из словосочетаний составить предложение.
Бежит неторопливо, по белому снегу, рыжая плутовка.
_____________________________________________________________________________
Ш. Самопроверка.
1У. Итог урока.
У. Домашнее задание: повторить словарные слова на К, Л.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ