Диагностическая работа в формате ОГЭ - 2015 Вариант 16

Автор Акимова Светлана Александровна


Диагностическая работа в формате ОГЭ – 2015

Вариант 16

Инструкция по выполнению работы

Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий.

На выполнение диагностической работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 включает одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание записывается в бланке ответов №2.

Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 14 заданий (2– 14).

Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

В случае записи неверного ответа на задания части 2 зачеркните его и запишите рядом новый.

Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе (бланк ответов №2).

На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.



Желаем успеха!











Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе.

Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.


1

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.


Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2-14


(1)Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере. (2) Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. (3) Утки зябли в зарослях и крякали всю ночь.

(4) Деду не спалось. (5) Он поставил самовар – от него окна в избе сразу запотели.

(6) В сенях мирно спал заяц, дедов любимец, и изредка во сне громко стучал задней лапой по гнилой половице.

(7) Мы пили чай ночью, дожидаясь нерешительного рассвета, и за чаем дед поведал мне историю о зайце.

(8) В августе дед пошёл охотиться на северный берег озера. (9) Леса стояли сухие, как порох. (10) Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. (11) Дед выстрелил в него, но промахнулся, и заяц удрал.

(12) Дед огорчился и пошёл дальше. (13) Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. (14) Поднялся ветер. (15) Дым густел – стало трудно дышать.

(16) Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идёт прямо на него. (17) Ветер перешёл в ураган. (18) Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью.

(19) Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.

(20) Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. (21) Он бежал медленно и волочил задние лапы. (22) Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

(23) Ларион обрадовался зайцу, будто родному. (24) Дед, старый лесной житель, знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. (25) Гибнут они только тогда, когда огонь их окружает.

(26) Дед бежал за зайцем, плакал от страха и кричал: «(27) Погоди, милый, не беги так-то шибко!»

(28) Заяц вывел деда из огня. (29) Когда они выбежали из леса к озеру, то оба упали от усталости. (30) Дед подобрал зайца и понёс домой. (31) У зайца были опалены задние ноги и живот. (32) Дед вылечил его и оставил у себя.

(33) – Этот заяц, – сказал дед, – спаситель мой: я ему жизнью обязанный. (34) Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь – бросить.

(35) Так и живут вместе – старый дед Ларион, его внук Ванька да заяц с рваным ухом.

(По К.Г.Паустовскому)

Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968 гг.) – русский советский писатель, современные читатели в большей степени знают такую грань его творчества, как повести и рассказы о природе для детской аудитории, особое место в его творчестве занимают произведения о Мещерском крае.


Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.


2

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему старый дед Ларион, его внук Ванька и заяц с рваным ухом «так и живут вместе»

  1. Деду и его внуку жаль было выгонять больного зайца, который из-за рваного уха плохо слышал.

  2. Дед и его внук полюбили зайца, который в трудную минуту спас деду жизнь, и заяц тоже привязался к вылечившим его людям.

  3. Дед и его внук приняли зайца в свою семью, так как заяц был ещё совсем маленький и остался один.

  4. Дед и его внук оставили у себя зайца вместо собаки: ночью он спал в сенях и сторожил дом.

Ответ: ___________________________


3

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  1. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью.

  2. Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц.

  3. Ларион обрадовался зайцу, будто родному.

  4. Дед бежал за зайцем, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»

Ответ: ___________________________


4

Из предложений 7-11 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от рядом стоящего согласного.

Ответ: ___________________________

5

Из предложений 3-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса зависит от приставки.

Ответ: ___________________________


6

Замените разговорное слово удрал в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ___________________________


7

Замените словосочетание дедов любимец (предложение 6), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________

8



Выпишите грамматическую основу предложения 18.

Ответ: ___________________________


9

Среди предложений 9-13 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите его номер.

Ответ: ___________________________


10

В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.

Я, 1 можно сказать,2 благодарность оказывать должен,3 а ты говоришь – бросить. Так и живут вместе – старый дед Ларион,4 его внук Ванька да заяц с рваным ухом.

Ответ: ___________________________


11

Укажите количество грамматических основ в предложении 19.

Ответ: ___________________________


12

В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.

Леса стояли сухие,1 как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него,2 но промахнулся,3 и заяц удрал.

Ответ: ___________________________

13



Среди предложений 16-19 найдите сложноподчиненное предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________


14

Среди предложений 1-5 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите его номер.

Ответ: ___________________________


Часть 3


Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе (бланк ответов №2) ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А.И.Горшкова: «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами А.И.Горшкова.

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),

не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2



Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Так и живут вместе – старый дед Ларион, его внук Ванька да заяц с рваным ухом.». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте

цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


15.3

Как Вы понимаете значение слова БЛАГОДАРНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что значит быть благодарным?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.





















Ключи


Номер задания

Ответ

2

2

3

2

4

рассвет

5

изредка

6

убежал, скрылся

7

любимец деда

8

гнало

9

13

10

1,2

11

3

12

3

13

16

14

5



7


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ