Дидактический материал. Орфограммы, 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1 П. Навля»

Брянской области




Дидактический материал


Список орфограмм















Подготовил

учитель русского языка и литературы

Лебедева Т.П.







СПИСОК ОРФОГРАММ



5 класс.


I. Гласные в корне слова.


1. Безударные гласные:

проверяемые: удивить дивный;

непроверяемые: каталог, аромат;

чередующиеся еи в корнях –бер - бир-, -дер - дир-,

-мер - мир-, -пер - пир-, -тер - тир-, -стел-

-стил-, -блеет- -блист-, -жег (ч)- — -жиг-: замереть замирать; блестеть блистать;

чередующиеся а—о в корнях –лаг - лож-, -кас

-кос(н)-; -раст—- -ращ - рос-; -гор- — -гар-; -зар-

-зор-: полагающийся, касавшийся; растущий, выращенный, выросли; загар загореть; заря зорька.


2. Гласные после шипящих и ц:

гласные е, ё, о после шипящих: жёлтый желтею­щий; шорох, чащоба; гласные у, а, и после шипящих: чувство, чаща,

шинель;

гласные u, ы после ц; цилиндр, цитата, цыган, цыплё­нок, на цыпочках, цыц.


II. Согласные в корне слова.


1. Проверяемые согласные: луг луга; тростник трости.

2. Непроверяемые согласные: лестница, чувствовать, mpacca.


III. Буквы ь и ъ.


1. Ь для обозначения мягкости согласного: конь, строить; вольно, больше, просьба, но кости; ручка, мощный,

женщина.


[й'э] [й'а] [й'о]


2. Буквы ъ и ь разделительные: въезд, объят, льёт,


[й'у] [У]

полью, но сузить.


IV. Гласные и согласные в приставках.


1. Неизменяемые приставки об-, от-, над-, под-, пред-, в-, с-: отделить, надписать, подделать, вход, сделать.


2. Приставки на з (с): развести рассказать.


3. Приставки пре- и при-: прикрепить (присоед.), прибрежный (близость), присесть (неполнота дейст­вия); прекрасный (= очень), преломить (= пере).


4. Буква ы после приставок на согласный: играть сыг­рать, искать подыскать.


V. Прописная буква в именах собственных.


Имена, фамилии людей, клички животных, географи­ческие названия, названия праздников, исторических событий и др.: Александр Сергеевич Пушкин, Вологда, Россия, День Победы, Академия наук.


VI. Орфограммы имён существительных.


1. Безударные гласные еи в падежных окончаниях су­ществительных: о месте_ (1-е скл., пр. п.), к дочери (3-е скл., пр. п.), в санатории, об армии, на пред­приятии (пр. п., сущ, на – ий, -ия, -ие).


2. Гласные о—е после шипящих и ц в окончаниях: свечой, тучей, птенцом, зайцем.


3. Мягкий знак в существительных: дочь (ж. р.), ключ (м. р.), (нет) туч_ (род, п. мн. ч.).

4. Гласные в суффиксах имён существительных:

гласная е в суффиксе -ен- существительных на -мя: вре­мени;

гласные еи в суффиксах -ек-, -ик-: ключик ключика, но комочек комочка;

гласные о—е в суффиксах после шипящих: ручонка

рученька;

согласные чщ в суффиксах -чик-, -щик-: каменщик, резчик.


5. Не с именами существительными:

недруг (враг); нена­стье (не употр. без не); не_счастье, а беда.


6. Соединительные гласные о—е: землетрясение, благо­дарность.


6 класс.


I. Орфограммы глаголов


1. Безударные гласные в личных окончаниях глаголов:

учишься (учиться, на -итъ, П), видят (искл., П), рисуют (рисовать, на -атъ, I спр.), колет (колоть, на -оть, I).


2. Буква ь:


в инфинитиве: умывать, умываться (что делать? — инф.), но умывается (что делает? — форма 3-го д.); в формах 2-го лица ед. числа: рисуешь, рисуешься (2-е л. ед. ч.);


в форме повелительного наклонения: отрежь, составь,

отметься (повел, накл.).


3. Гласные в суффиксах:


о (е) ы (и) в суффиксах -ова- (-ева-) - ыва- (-ива-):

советоватьсоветую, рассказыватьрассказываю; гласные-суффиксы: клеил, (клеить), лаял (лаять), ви­дел (видеть);

гласная-суффикс и в формах повелительного наклоне­ния: выпиши, выпишите, выпишись (повел, накл.)


4. Не с глаголами:


не_был, нездоровится (не употр. без не).


II. Орфограммы имён прилагательных.


1. Безударные гласные в окончаниях: синим озером каким?


2. Гласные о и е после шипящих в окончаниях и суффиксах:


Большого, хорошего, парчовый, грушевый.


3. Буква ь:


перед окончанием в притяжательном прилагательном: лисьего;


отсутствие ь после шипящих в формах кратких прила­гательных: горяч, могуч (кр. прил.).


4. Буквы н и нн суффиксах:


-онн-, -енн-: экскурсионный, медленный;


-ан-, -ян-, -ин-: песчаный, серебряный, гусйньш,

но оловянный, деревянный, стеклянный (искл.);


-н- плюс основа на к: каменный, весенний, лимонный,

но людмый, юный.


5. Соединительные гласные о и е в сложных прилагатель­ных:


южнорусский, среднеевропейский.


6. Слитное и дефисное написание сложных прилагатель­ных:


восточноевропейский (из подч.), англо-русский (из соч.); бледно-голубой (цвет).


7. Не с прилагательными:


нетрудный (лёгкий); небреж­ный (не употр. без не); не_трудный, а лёгкий.


III. Орфограммы имён числительных.


1. Удвоенная согласная:


одиннадцать, миллион, милли­ард.


2. Буква ь:


пять двадцать, тридцать; пятьдесят восемьдесят; пятьсот девятьсот.

3. Безударная гласная и в окончаниях:


одиннадцати (род., дат., пр. п.).



IV. Орфограммы наречий.


1. Буквы о и e после шипящих:


горячо, певуче (ещё — искл.).

2. Буквы о и а на конце наречий с приставками:


из-, до-, с- и в-, на-, за-: издавна, досуха, справа, влево, насухо, заново.


3. Буквы н и нн:


торжественно (торжественный); инте­ресно (интересный).


4. Буква ь после шипящих на конце наречий:


вскачь, прочь, но уж, замуж, невтерпёж (искл.).


5. Дефис между частями слова в наречиях:


по-русски, по- весеннему; во-первых; мало-помалу, точь-в-точь, еле-еле (повтор слов, корней).


6. Не с наречиями на -о (-е):


немногословно (кратко); невзрачно (не употр. без не); не_трудно, а легко.


V. Орфограммы местоимений.


1. Не и ни в неопределённых и отрицательных местоиме­ниях:


некто, нечего, некуда; никто, ничего, никуда.


2. Слитное и раздельное написание не и ни:


некем — не_с_кем, никого ни у кого.


3. Дефисное и раздельное написание частиц -то, -либо, -нибудь, кое-:

кто-то, кто-либо, кто-нибудь, кое-кто\ кое_£_кем, кое_\цсого.






7 класс.


I. Орфограммы причастий.


1. Гласные и согласные в окончаниях:

у заросшего пруд (у к а к ого ?), заросшим прудом (каким?).


2. Гласные в суффиксах причастия настоящего времени:


рисующий, рисуемый (I спр.), видящий, видимый (П спр.).


3. Её в суффиксах причастий после шипящих:


скошен­ный, решённый.


4. Гласные буквы перед к и нн:


читанный (читать), се­янный (сеять), изученный (изучить); прочитана (про­читанная прочитать).


5. Н в кратких причастиях:


сделано, прописана, сломан (кр. прич.)

6. Нн в причастиях:


груженная песком баржа;

перегруженная баржа; гружёная баржа, негружёная баржа.


7. Не с причастиями:


непрочитанная (один.); непрочи­танная (к е м?) мною (п. о.); непрочитанная, а про­смотренная; не_прочитана (кр. прич.); недоумеваю­щий (не употр. без не).


II. Орфограммы деепричастий.


1. Гласная перед суффиксами деепричастий:


увидев (уви-депгь), услышав (услышать), делая (делать).


2. Не с деепричастиями:


не_зная; недоумевая (не употр. без не).

III. Орфограммы предлогов.


1. Пробел между предлогом и последующим словом:


ко_мне, со_мной, у_них.


2. Гласная Е на конце производных предлогов:


в течение (лета), в продолжение (часа), вследствие (дождя), но в течении (сущ.) реки.


3. Пробел между частями производных предлогов:


в_течение, в_продолжение, по_причине, в_целях, со_стороны, в_связи.


4. Отсутствие пробела в производных предлогах:


вокруг, впереди, навстречу, вследствие, насчёт, ввиду (но имейте в виду — сущ.), несмотря на.


IV. Орфограммы союзов.


1. Традиционное написание составных союзов:


потому_что, так_как, как будто, оттого что, вслед­ствие того что, в силу того что, с тех пор как, до_тех_пор_пока.


2. Отсутствие пробела в союзах


тоже, также (= и); чтобы (= для того чтобы); зато (= но); потому (что), оттого (что).


V. Орфограммы частиц.


1. Пробел между частицей и словом:


не_мог, ни_облачка; не_у кого; смог_бы, читай_же, был_ли.


2. Дефис между частицей и словом:


кто-нибудь, кто-либо, кто-нибудь, кое-что, всё-_таки, скажи-ка.


3. Гласные е, и в частицах не, ни:


не мог (отрицание), как ни старался (усиление утверждения), нет ни облачка (усиление, отрицания).


VI. Орфограммы междометий.


Дефис в междометиях и звукоподражательных словах:


Баю-бай, ой-ой-ой, тик-так, ква-ква, у-у-у.







































Список литературы:

  1. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык, 5 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А.
    Современный русский язык. Словарь-справочник. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

  3. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8 класс / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2011.

  4. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс: тесты, проверочные задания, контрольные работы / Сост. Н.Ю. Кадашникова. – Волгогорад: Учитель, 2010.



  5. Львова С.И. Русский язык. 8 класс. В 3-х ч. Учебник для общеобразовательных учреждений /С.И. Львова, В.В. Львов. – М.: Мнемозина, 2009.

  6. Львова С.И. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка в 5-9 классах: пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2011.


  7. Львова С.И. Секреты русского словообразования: учебное пособие для учащихся 7-9 классов. – М.: Мнемозина, 2011.

  8. С.И.Львова. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя. – М., 2000



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ