ЕГЭ 2015 по русскому языку (Вариант 5)
ВАРИАНТ 5 ЕГЭ-2015
Часть 1
Ответами к заданиям 1- 24 являются число, слово, словосочетание или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите
в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву и цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.
(1)Эмаль на поверхности зуба – самый прочный материал, который создан организмом человека. (2)Но <...> на зубах могут появиться повреждения, потому что невидимые маленькие бактерии, которые живут во рту, разлагают застрявшие в промежутках между зубами остатки пищи, образуя кислоты, разрушающие зубную эмаль. (3)Поэтому необходимо следить за состоянием полости рта.
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Живущие во рту бактерии разрушают зубную эмаль, несмотря на её прочность, поэтому необходимо следить за состоянием полости рта.
2) На зубах человека со временем могут появиться повреждения, потому что невидимые маленькие бактерии, живущие во рту, образуют кислоты, разрушающие зубную эмаль.
3) Нужно соблюдать гигиену полости рта, чтобы живущие во рту бактерии не разрушали зубную эмаль.
4) В зубах могут образоваться дупла, поэтому необходимо каждый день чистить зубы.
5) Зубная эмаль – самый прочный материал, который создан организмом человека, и невидимые маленькие бактерии не способны его разрушить.
Ответ:_______________________________________
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
поэтому благодаря этому, ,несмотря на это, из-за этого зато
Ответ:_______________________________________
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЛЕДИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
СЛЕДИТЬ, слежу, следишь; несов., за кем-чем и (устар.) что.
1) Смотреть, наблюдая. С. за полетом птиц. С. движения звезд.
2) Наблюдать, вникая в развитие чего-н., ход чего-н. С. за успехами науки. С. за чьей-н. мыслью. С. за литературой. Следящие системы (системы автоматического управления; спец.).
3) Наблюдая, заботиться. С. за детьми. С. за собой (заботиться о своей внешности или здоровье).
4) Наблюдать чьи-н. действия с целью собрать какие-н. сведения, разоблачить, поймать. С. за нарушителем границы.
Ответ:_______________________________________
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
шофЁр аэропорты нАчав экспЕрт нарвалА
Ответ:_______________________________________
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Архитектор разработал ЭФФЕКТНЫЕ, красочные иллюстративные материалы, благодаря чему презентация нового проекта прошла успешно.
За первым цехом находились ЗАВОДСКИЕ склады.
Принятый закон призван ОГОРОДИТЬ россиян от сомнительных лекарственных средств, не прошедших проверочных испытаний в установленном порядке.
Перед установкой нового МАСЛЯНОГО фильтра следует смазать маслом его резиновую уплотнительную прокладку и налить немного масла в его полость.
Прежде чем создавать на своём садовом участке ИСКУССТВЕННЫЙ водоём, необходимо оценить возможности территории.
Ответ:_______________________________________
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ЛЯГТЕ на пол ШЕСТИСТАМИ учениками горячие СУПЫ
ПРОМОК под дождём РЕДЧАЙШИЙ экземпляр
Ответ:_______________________________________
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Лингвистика не теряет не только своеобразия своих методов, но и щедро делится ими со смежными науками.
Б) В справочном издании «Словаре русского искусства» есть прекрасные репродукции икон.
В) Часть слушателей подготовительных курсов посещает кинолекторий, заинтересованных в получении знаний.
Г) Нарушая правила поведения, друзьям будет стыдно за тебя.
Д) Все, кто изучал творчество М.Ю. Лермонтова, знает много его стихотворений.
ОШИБКИ
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
-
А
Б
В
Г
Д
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву
б..гаж оф..рмлять оз..рило водор..сли зап..раются
Ответ:_______________________________________
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
ра..жать, ни..падать по..сказать, о..бор пр..ручил, пр..небрёг
с..гласие, поз..вчера пр..успеть, пр..умный
Ответ:_______________________________________
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
милост..вый питом..ц проветр..вать неуживч..вый выносл..вый
Ответ:_______________________________________
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
растян..шь отлаж..нный тревож..шься подкле..нный колебл..мый
Ответ:_______________________________________
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Биму пришло в голову: «А (НЕ)ПРОЙДЁТ ли хозяин между домами?»
В сухой, (НЕ)ТРОНУТОЙ пахарем степи расхаживают дрофы.
(НЕ)ВИДЯ несколько дней сряду градоначальника, граждане взволновались.
В пору бездорожья пришлось мне ехать по (НЕ)БОЛЬШОМУ, но разбитому просёлку.
Этот человек выбрал (НЕ)ПОДХОДЯЩУЮ ему профессию, поэтому он испытывает большие трудности.
Ответ:_______________________________________
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Свои стихи, (В)ОТЛИЧИЕ от многих других поэтов, Мандельштам сочинял интуитивно, ТАК(ЖЕ) как композитор сочиняет музыку.
Для Бунина, а ТАК(ЖЕ) для многих других, НА(ПРОТЯЖЕНИИ) всей жизни Толстой оставался создателем абсолютных ценностей в сфере художественного творчества.
Лермонтов, (НЕ)СМОТРЯ на мучительные сомнения, твёрдо верит в судьбу, ТАК(ЧТО) жизнь для него не бесцельное скитание по морю житейской суеты.
Юный Чайковский значительно преуспел в фортепианной технике, (ТАК)ЧТО (В)ПОСЛЕДСТВИИ в консерватории он был освобождён от занятий по фортепиано.
«(И)ТАК, Шишкин был и (НА)ВСЕГДА остался непревзойдённым знатоком дерева, художником, который не имел соперников в изображении хвойного леса», – завершил свою лекцию экскурсовод.
Ответ:_______________________________________
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Дом стоял несколько в стороне от леса: стены его тут и там были подновле(1)ы свежими лесинами, деревя(2)ые рамы окон покраше(3)ы белилами, маленькое крылечко сбоку, изукраше(4)ое резьбой, ещё пахло смолой.
Ответ:_______________________________________
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Бессистемная заготовка лекарственных растений может привести к уменьшению их запасов в местах сбора.
2) С дороги можно было видеть только выкрашенную тёмной краской крышу да старый тополь.
3) Постоянно меняются как зелёные краски леса так и цвет водной глади в озёрах и реках.
4) Полярники открывали в Арктике и острова и архипелаги и наносили их на карту.
5) Этим летом профессору улыбнулось счастье и после изнурительных раскопок в Крыму он обнаружил останки древнего человека.
Ответ:_______________________________________
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Восприняв от этрусков и греков (1) рационально организованную (2) планировку города (3) римляне усовершенствовали её (4) воплотив в городах большего масштаба.
Ответ:_______________________________________
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
На дворе от надвигающейся отовсюду растительности стало теснее, дом стал (1) как будто (2) меньше.
Хозяин (3) по-видимому (4) ждал гостей: были открыты двери и окна во всех комнатах.
Ответ:_______________________________________
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Тем временем командир вызвал Каштанова (1) взвод (2) которого (3) отправлялся завтра на рубку леса (4) чтобы заготовить топливо.
Ответ:_______________________________________
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В почтовом ящике оказалось сразу несколько писем (1) и (2) если бы не строгий запрет командира (3) вряд ли кто-нибудь из отряда удержался бы от искушения немедленно проверить (4) нет ли весточки из дома.
Ответ:_______________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.
(1)Она удивилась, что я приехал в Москву в неурочное время, в самый разгар лета. (2)Я сказал ей, что убежал из деревни из-за отличной погоды.
– (3)Как же так? – удивилась она. – (4) Обыкновенно убегают от дождя, ненастья.
(5)Мне хотелось рассказать ей по порядку о реке, полях и лугах... (6)Но никакого порядка в моей растревоженной любовью душе не было. (7)Валерия слушала меня мечтательно и неожиданно предложила:
– А почему бы мне не поехать и не посмотреть на все эти прелести природы?
(8)Я не мог опомниться от столь стремительного претворения сказки в жизнь. (9)Ва-лерия едет в наши места! (10)Я не успел ещё опомниться от нахлынувшего счастья, а уж дальний рейсовый автобус увозил нас всё дальше от Москвы.
– (11)Ты знаешь, – говорила она, усаживаясь поудобнее в автобусное кресло, – я ведь пловчиха. (12)Я очень люблю плавать. (13)Я уплываю в море на три-четыре часа. (14)А вашу реку за какое время можно переплыть? (15)3а полчаса или за сорок минут?..
– (16)Видишь ли, Валерия, ты, наверное, неправильно представляешь. (17)У нас в деревне маленькая река, а не такая, чтобы плыть полчаса поперек или хотя бы туда и обратно.
(18) Я теперь с ужасом думал, как я впервые подведу Валерию к нашей речке. (19)От берега до берега метров десять... (20)Я почувствовал, что на меня надвигается катастрофа. (21)Но кувшинки-то должны всё равно понравиться. (22)На реке встречаются большие заросли кувшинок, жёлтые хороводы в десять-двадцать метров в длину и ширину.
(23)О кувшинках я упомянул вскользь, дожидаясь восторженного отношения к ним Валерии. (24)Она оживилась и начала вспоминать, но только не о жёлтых кувшинках, а о белых лилиях.
– (25)Ты знаешь, однажды я плавала на лодке по старому руслу какой-то реки. (26)3аплыли в такое место, что плыть дальше было нельзя, кроме как по ковру из белых душистых лилий. (27)И эта сказка длилась полчаса, может быть, час...
(28)Так померкли, погасли, словно трепетные огоньки, мои кувшиночьи хороводы. (29)Из человека счастливого тем, что Валерия едет в нашу деревню, я вдруг превратился в человека несчастного по той же самой причине.
(30)В расстроенных чувствах я помог Валерии определиться на квартиру старушки тёти Дарьи, а сам скорей пошёл домой. (31)Мне хотелось остаться одному. (32)Расставаясь, я сказал, что мне нездоровится. (33)Встретимся завтра. (34)Валерия посмотрела на меня и ничего не сказала: завтра так завтра.
(35)Целый день я просидел дома, а вечером не выдержал, побрёл на свою любимую кручу. (36)Вдруг мне показалось, что кто-то идёт. (37)Я мгновенно вскочил и увидел Валерию.
– (38)Ну вот, я знала, что ты именно здесь. (39)Как здоровье? (40)А я провела чудесный день. (41)Рано утром я ходила купаться. (42)3наешь, там, где поворачивает река, а на горе сосновый лесочек. (43)Ни одно морское купание не приносило мне столько свежести. (44)Потом ходила за речку в луга, насобирала огромный букет полевых цветов. (45)Я видела, как цветут дикие маки в Средней Азии. (46)Но такого разнообразия цветов, таких нежнейших оттенков я себе никогда не представляла.
(47)Она уселась рядом со мной. (48)Постепенно меня стал волновать какой-то как будто знакомый, несильный, но свежий запах. (49)Я заметил: в её тяжёлых волосах спрятался золотой цветок кувшинки. (50)После долгой тишины Валерия заговорила.
– (51)Чудак. (52)Чего испугался? (53)Может ли не очаровать такая вот ночь, такая тишина среди трав и звёзд? (54)А если не очарует, значит, виноват уж сам человек. (55)Чудак. (56)Усомнился в могуществе природы. (57)Нужен ли бескрайний океан и тонны цветов? (58)Нет, когда цветов тонны, то это уже не цветы, а силос. (59)А если один цветок? (60)А если одна-единственная травинка? (61)Так что же, она уже не прекрасна? (62)Как видишь, нам из целой реки, в сущности и целого мира, понадобилась одна-единственная кувшинка.
(По В. Солоухину*)
* Владимир Алексевич Солоухин (1924-1997 гг.) – русский советский писатель и поэт, общественный деятель.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) По тому, как раскрываются кувшинки, можно определять, какая будет погода.
2) Валерия – знакомая героя-рассказчика – любила плавать в море, плавала по руслу старой реки на лодке.
3) Чувства рассказчика остались для Валерии непонятными.
4) Рассказчик сомневался в том, что его любимые места понравятся Валерии, так как природа в его деревне не отличалась экзотической красотой.
5) Валерия тонко чувствовала красоту окружающей природы, прелесть неброских цветов, соснового леса, прозрачной уютной реки.
Ответ:_______________________________________
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 3-4 представлено рассуждение.
2) Предложение 9 содержит указание на причину того, о чём говорится в предложении 8.
3) Предложения 18, 20 содержат описание состояния человека.
4) В предложениях 25-26 содержится рассуждение.
5) В предложениях 59-62 представлено повествование.
Ответ:_______________________________________
22. Из предложений 11-17 выпишите антонимы (антонимическую пару).
Ответ:_______________________________________
23. Среди предложений 23-27 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_______________________________________
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 – 23.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термин из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
24. «Желая показать родные места своей знакомой Валерии, персонаж - рассказчик хочет понять, как она их воспримет. Его волнение выражено в том числе и в такой форме речи, как (А)__________ (предложения 11-17, 25-27, 38-46). Смятение в душе героя помогает выразить троп – (Б)__________ («Так померкли, погасли мои кувшиночьи хороводы» в предложении 28). Однако отчаяние героя сменяется радостью, когда он слышит слова Валерии. То, как она воспринимает природу родных для рассказчика мест, помогают передать приёмы: (В) __________ (предложения 57-58), (Г)__________ («такая вот ночь, такая тишина» в предложении 53)».
Список терминов:
1) вопросно-ответная форма изложения
2) метафора
3) цитирование
4) лексический повтор
5) парцелляция
6) диалог
7) восклицательное предложение
8) ряды однородных членов предложения
9) сравнение
Ответ:
-
А
Б
В
Г
Часть 2
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ОТВЕТЫ
ВАРИАНТ 5 ЕГЭ-2015
к заданиям части 1
№ задания
ответ
1
13 < или > 31
2
Несмотрянаэто
3
3
4
начав
5
оградить
6
шестьстами
7
43652
8
оформлять
9
преуспетьпреумный < или > преумныйпреуспеть
10
питомец
11
тревожишься
12
небольшому < или > небольшой
13
итакнавсегда < или > навсегдаитак
14
24< или > 42
15
34< или > 43
16
34 < или > 43
17
34 < или > 43
18
14 < или > 41
19
1234 < или > любая другая последовательность этих цифр
20
245 < или > любая другая последовательность этих цифр
21
123 < или > любая другая последовательность этих цифр
22
тудаобратно < или > обратнотуда
23
24
24
6214
ИНФОРМАЦИЯ О ТЕКСТЕ
ЧАСТИ 2
Примерный круг проблем
Авторская позиция
1. Проблема восприятия природы. (Как человек воспринимает окружающую его природу? Что производит на него впечатление?)
1. Люди по-разному видят окружающий мир, у них своё представление о самых красивых местах мира. При этом важно уметь увидеть индивидуальную красоту любого природного ландшафта.
2. Проблема любви к Родине. (В чём проявляется любовь человека к Отечеству?)
2. Любовь к Родине проявляется прежде всего в любви к своим родным местам, в стремлении ими любоваться.
3. Проблема взаимопонимания людей. (Может ли один человек понять то, что чувствует другой человек?)
3. Взаимопонимание между людьми возможно, оно строится на чутком отношении к другому человеку, на любви к нему, желании посмотреть на мир его глазами.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ