Экзаменационная работа по русскому языку 8 класс
Экзаменационная работа, 8 класс
Пояснительная записка
Данная работа составлена в формате ГИА в соответствии с
демонстрационной версией, опубликованной на сайте ФИПИ
(http://www.fipi.ru) и рассчитана на учеников 8 класса, которым предстоит сдавать экзамен в формате ГИА по русскому язык. Экзаменационная работа содержит задания на темы, пройденные как в 8 классе, так и в 5-7 классах.
Работа состоит из двух частей. Часть 1 – написание сжатого изложения объёмом около 40 слов. Часть 2 – тестирование – предполагает задания 2-х типов: 10 заданий типа А и 8 заданий типа В. Задания предполагают проверку знаний по следующим темам:
А1 – понимание содержания текста.
А2, В1 – лексическое значение слова.
А3 – средства художественной выразительности.
А4 – фонетический анализ слова.
А5,А6 – правописание гласных в корне слова.
А7,А8 – правописание приставок.
А9,А10 – правописание суффиксов.
В2,В3 – типы подчинительной связи в словосочетании.
В4,В5 – грамматическая основа предложения
В6,В7 – обособленные члены предложения.
В8 – вводные конструкции.
Продолжительность написания работы составляет 60 мин.
Экзаменационная работа, 8 класс
Вариант1
Прочитайте текст и выполните задания
(1)Когда я позвонил в дверь квартиры Нины Георгиевны, мне открыл парень лет пятнадцати. (2)Парень был аккуратный, прибранный, у него были волнистые светлые волосы. (3)Вежливо спросил он, кого мне нужно. (4)Я всегда терялся перед мальчишками, которые были всего на два или три года старше меня. (5)Особенно неловко мне было перед теми, в которых я чувствовал превосходство. (6)Я и тут так оробел, что чуть было не забыл имя–отчество Нины Георгиевны.
– (7)Заходи, она скоро придёт, – сказал парень и пропустил меня вперёд. (8)Не обращай на меня внимания, я должен собраться. (9)На полу стоял большой чемодан, в который парень укладывал рубашки, майки, книги.
– (10)Ты, наверное, Шурик? – спросил я то, в чём был совершенно уверен.
– (11)Да, приятель, а ты откуда меня знаешь?
– (12)Нина Георгиевна мне рассказала. (13)Она очень ждала тебя.
(14)Лицо его стало строгим и даже печальным.
– (15)Да, Нина Георгиевна вырастила меня. (16)Но, к сожалению, я должен был выбирать. (17)Мои родители, потерявшие меня пятнадцать лет назад, с тех пор искали меня повсюду. (18)Они очень благодарны Нине Георгиевне. (19)Хотя и в детском доме мне было бы хорошо, но в домашних условиях, разумеется, лучше. (20)Нина Георгиевна меня очень любит, и я её тоже очень люблю. (21)Хотя она несколько странная, добрая чрезмерно. (22)И меня бы испортила своей добротой. (23)Сейчас, узнав своего отца, я понял, что во мне от рождения отцовский стержень.
(24)Все его фразы были обдуманными, он ни разу не сбился, не назвал Нину Георгиевну так, как раньше, – мамой. (25)Но всё же я улавливал в его голосе смущение, хотя он и старался его скрыть.
– (26)Думаешь, мне нужны эти рубашки и книги? (27)Я просто не хочу, чтобы они напоминали Нине Георгиевне обо мне, ей это будет тяжело. (28)Лучше один раз пережить и больше не вспоминать. (29)Шурик сел на крышку туго набитого чемодана и закрыл его на ключ. (30)Потом он согнул руку в локте, рукав пиджака полез наверх, и я увидел у него на руке красивые модные часы.
– (31)Отец подарил, – между прочим сообщил он. (32)И сразу заторопился:
– (33)Мне пора! (34)Очень хорошо, что ты здесь оказался. (35)Я потом напишу Нине Георгиевне. (36)А ты скажи, что я очень переживал. (37)Но если нашлись родители? (38)Я ведь не виноват.
(39)Шурик выложил на стол ключи.
– (40)Передай ей, пожалуйста.
(41)Боясь встретиться с ней по дороге, он удалился почти бегом. (42)Я взглянул на висящую на стене фотографию мальчишки лет четырёх, в матроске и бескозырке, из-под которой выбивались светлые волнистые волосы. (43)Я представил себе, как много лет назад Нина Георгиевна купила ему этот нарядный костюмчик. (44)Но часы она ему купить не успела. (45)«Эх, ты… витязь!» – подумал я, схватил ключи и сунул в карман. (46)Я сделал это необдуманно и потом понял, зачем так поступил: эти ключи, оставленные на столе, говорили о чём-то окончательно непоправимом.
(По А. Г. Алексину*)
Задания A1–A10 выполните на основе содержания прочитанного текста. К каждому заданию A1–A10 даны 4 варианта ответа, из которых нужно выбрать один правильный. Номера выбранных ответов на задания запишите рядом с номером задания на бланке ответов.
A1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик спрятал оставленные Шуриком ключи в карман?»
1) По оставленным ключам Нина Георгиевна поняла бы, что Шурик уехал навсегда.
2) Рассказчик взял ключи, чтобы лично передать их Нине Георгиевне.
3) Рассказчик рассердился на Шурика, оставившего ключи на столе.
4) Нине Георгиевне эти ключи были не нужны.
A2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «пропустил» (предложение 7).
1) посторонился, дал дорогу 2) прошёл мимо
3) сделал пропуск 4) обработал что-либо особым образом
A3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) И меня бы испортила своей добротой, если бы я не оказывал сопротивления.
2) На полу стоял большой кожаный чемодан с откинутой крышкой, в который парень с
аккуратностью укладывал рубашки, майки, книги.
3) Сейчас, узнав своего отца, я понял, что во мне от рождения отцовский стержень.
4) Парень был аккуратный, прибранный, у него были волнистые светлые волосы, зачёсанные набок, живые глаза и нежные, розовые щёки.
A4Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ПОЖАЛУЙСТА буква Й обозначает непроизносимый звук.
2) В слове СБИЛСЯ первый звук – [з].
3) В слове СТЕРЖЕНЬ мягкость согласного [н’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) .
4) В слове БОЯСЬ звуков больше, чем букв.
A5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) вырастила 2) удалился 3) костюмчик 4) волнистые
A6 Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.
1) выложил 2) матроске 3) выбирать 4) домашних
A7 В каком слове правописание приставки определяется её значением – «приближение»?
1) превосходство 2) припадая 3) причёсывала 4) придёт
A8 В каком слове правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой?
1) обдуманными 2) испортила 3) открыл 4) позвонил
A9 В каком слове правописание суффикса является исключением правила?
1) серебряным 2) необдуманно 3) оловянный 4) странный
A10 В каком слове правописание суффикса определяется правилом правописания полных страдательных причастий?
1) необдуманно 2) остеклённый 3) деревянный 4) кожаный
Задания B1–B8 выполните на основе прочитанного текста.
Ответы на задания B1–B8 записывайте словами или цифрами рядом с номером задания на бланке ответов.
B1 Замените разговорное слово «парень» в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
B2 Замените словосочетание «аккуратно укладывал», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
B3 Замените словосочетание «кожаный чемодан», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
B4 Выпишите грамматическую основу предложения 16.
B5 Выпишите грамматическую основу из предложения 21.
B6 Среди предложений 16 - 23 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
B7 Среди предложений 15 - 23 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
B8 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую (-ие) запятую(-ые) при вводном(-ых) слове(-ах).
Конечно,(1) Нина Георгиевна вырастила меня. Но,(2) к сожалению,(3) я должен был выбирать. Мои родители,(4)потерявшие меня пятнадцать лет назад,(5) с тех пор искали меня повсюду.
Экзаменационная работа, 8 класс
Вариант2
Прочитайте текст и выполните задания
(1)К нам в класс пришёл новый классный руководитель, Виктор Юльевич Шенгели, литератор.
(2)Вся школа его заметила с первого же дня: он быстро шёл по коридору, в левой руке он нёс старорежимный кожаный портфель, по виду гораздо более старый, чем сам учитель.
(3)Для начала он сказал Илье, когда тот проходил между рядами парт своей шаткой походкой: (4)«А вы что вихляетесь?» (5)И Илья его невзлюбил. (6)Потом учитель взял журнал, сделал перекличку. (7)На фамилии «Свиньин» – был такой несчастный ученик – сделал остановку, посмотрел на Свиньина и сказал со странной, не то почтительной, не то насмешливой интонацией: (8)«Хорошая фамилия!» (9)Класс заржал с готовностью, Сенька Свиньин налился краской.
(10)Учитель поднял недоумённо брови:
– (11)Да что вы смеётесь? (12)Почтенная фамилия! (13)Был старинный боярский род Свиньиных. (14)Пётр Первый посылал одного Свиньина в Голландию учиться. (15)Да вы и «Князя Серебряного» не читали? (16)Там Свиньин упоминается. (17)Интереснейшая книга, между прочим…
(18)Уже через три месяца все смотрели учителю в рот, обсуждали каждое его слово. (19)Все как-то незаметно сблизились через разговоры о хитроумном Одиссее, о таинственном летописце Пимене, о несчастном сыне Тараса Бульбы. (20)Мальчишки стали задавать вопросы о дружбе, о любви, о войне? (21)И сразу стало ясно, что Виктор Юльевич литературу любит, а войну нет. (22)В те время всё юное мужское население, не успевшее пострелять фашистов, войну обожало.
– (23)Война – самая большая мерзость из тех, что выдумали люди, – говорил учитель.
(24)Затем он начинал читать стихи. (25)Странный человек!
(26)Каждый урок Виктор Юльевич начинал с какого-нибудь стихотворения. (27)Выбирал причудливо – то общеизвестный, то непонятный, но запоминающийся. (28)У Мишки кровь к лицу приливала от таких стихов: он заглатывал рифмованные строчки, как ложку варенья. (29)Саня улыбался снисходительно учительской слабости: некоторые были те самые, что бабушка читала. (30)Другие ребята это учителю прощали. (31)На все случаи жизни был у него заготовлен стишок!
– (32)Ну, кто же мне скажет, что такое лирика? – спросил однажды учитель. (33)Класс замер. (34)Виктор Юльевич наслаждался этой минутой – он научился создавать эту думающую тишину.
– (35)Это про любовь, – сказал кто-то смелый.
– (36)Правильно, но это будет неполный ответ. (37)Лирика – это про внутреннюю жизнь человека, про его душу. (38)Ну и про любовь. (39)А также про печаль … (40)В глубокой древности, когда человеческая культура только возникла, слово было гораздо теснее связано с музыкой. (41)Когда стихи читали вслух, то аккомпанировали на музыкальном инструменте - лире. (42)Откуда и пошла «лирика». (43)Теперь редко читают стихи с музыкальным сопровождением, зато появились новые жанры, в которых слова и музыка нераздельны… (44)Ну, давайте примеры…
(45)Звенел звонок, а они всё сидели как одурманенные его словами. (46)Почему не хлопали крышками парт, не срывались с воплями с мест –скорее прочь! (47)В коридор, на улицу!
(По Л.Улицкой)*
Задания A1–A10 выполните на основе содержания прочитанного текста. К каждому заданию A1–A10 даны 4 варианта ответа, из которых нужно выбрать один правильный. Номера выбранных ответов на задания запишите рядом с номером задания на бланке ответов.
A1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему «уже через три месяца все смотрели учителю в рот»?
1) Виктор Юльевич Шенгели был фронтовиком.
2) Учитель очень любил поэзию.
3) Виктор Юльевич всегда высказывал личное мнение.
4) Учитель много знал и обсуждал с ребятами те вопросы, которые их в это время интересовали.
A2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «думающую» (предложение 34).
1) замысловатую 2) мечтательную 3) творческую 4) понятную
A3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) На место никому не запомнившейся учительницы к нам в класс пришёл новый классный руководитель, Виктор Юльевич Шенгели, литератор, фронтовик.
2) У Мишки кровь к лицу приливала от таких стихов: он был почти единственный, кто заглатывал рифмованные строчки, как ложку варенья.
3) Саня улыбался учительской слабости: некоторые были те самые, что бабушка читала.
4) В глубокой древности, когда человеческая культура только возникла, слово было гораздо теснее связано с музыкой.
A4 Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ПОЧТИ все согласные звуки глухие.
2) В слове СЕРЕБРЯНОГО есть звук [в].
3) В слове ПОХОДКОЙ происходит озвончение согласного.
4) В слове ПОЯВИЛИСЬ количество звуков и букв совпадает.
A5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) переживания 2) пострелять 3) изменилось 4) выбирал
А6 Укажите слово с непроверяемой гласной в корне слова.
1) представлял 2) вырастать 3) появились 4) президент
А7 В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный»?
1) спрыгивает 2) неизвестно 3) рассказывал 4) представлял
A8 В каком слове правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного?
1) возникли 2) восхищались 3) сблизились 4) расставание
A9 В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В наречиях пишется столько Н, сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованы»?
1) особенности 2) мгновенно 3) внутреннюю 4) нераздельны
А10 В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется -НН-»?
1) несовместны 2) единственная 3) постоянно 4) услышанные
Задания B1–B8 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания B1–B8 записывайте словами или цифрами.
B1 Замените разговорное слово «заржал» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
B2 Замените словосочетание «на устах мальчиков», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
В3 Замените словосочетание «по каменной мостовой», построенное на основе согласования, синонимичным со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
B4 Выпишите грамматическую основу предложения 1.
В5 Выпишите грамматическую основу предложения 31.
B6 Среди предложений 2–6 найдите предложение с однородными членами предложения. Напишите номер этого предложения.
В7 Среди предложений 18 - 23 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
В8 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Лирика – это про всякие человеческие переживания,(1) про внутреннюю жизнь человека,(2) про его душу. Ну и,(3) конечно,(4) про любовь. А также про печаль,(5) про одиночество,(6) про расставание с любимым человеком….
Ответы
Вариант 1
Номер
задания
Ответ
Номер
задания
Ответ
А1
1
В1
юноша
А2
1
В2
Укладывал с аккуратностью
А3
4
В3
Чемодан из кожи
А4
4
В4
я должен был выбирать
А5
1
В5
Она странная, добрая
А6
2
В6
17
А7
4
В7
23
А8
2
В8
1,2,3
А9
3
А10
2
Вариант 2
Номер
задания
Ответ
Номер
задания
Ответ
А1
4
В1
засмеялся
А2
3
В2
На мальчишеских устах
А3
2
В3
По мостовой из камня
А4
3
В4
Пришёл классный руководитель
А5
4
В5
Был заготовлен стишок
А6
4
В6
6
А7
3
В7
22
А8
3
В8
3,4
А9
2
А10
4
Критерии оценки
1-8
9-13
14-17
18-20 баллов
2
3
4
5
Текст для прослушивания
Задание: прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – около 40 слов.
Настоящую литературу читать сложно. Она требует от читателя работы: осмысления, переживания, поиска. А ещё воображения и фантазии: благодаря писателю мы оказываемся в особом мире, в котором возможно невозможное, и разгадываем его тайны. Однако чем больше внутренней работы проделывает читатель, тем больше он получает от общения с произведением.
Настоящая литература помогает жить полнее и интереснее. Более чутко отзываться на прекрасное и безобразное в жизни, строить отношения с другими людьми по гуманным законам жизни, видеть в происходящих событиях более глубокий смысл. Поэтому так важно в юности открыть для себя литературу, понять, что чтение – не обязанность, а счастливая возможность, которая есть у каждого из нас.
Проверка и оценивание сжатого изложения
№
Критерии оценивания сжатого изложения
Баллы
ИК1
Содержание изложения
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его
восприятия микротемы.
2
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,
но
упустил или добавил 1 микротему
1
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,
но
упустил или добавил более 1 микротемы
0
ИК2
Сжатие исходного текста
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия
текста, использовав их на протяжении всего текста
2
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия
текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста
1
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста 0
0
ИК3
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста
1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущена логическая ошибка,
и/или
имеется нарушение абзацного членения текста
0
Максимальное количество баллов за сжатое изложение
по критериям ИК1–ИК3
5
№
Критерии оценки грамотности и фактической
точности речи экзаменуемого
Баллы
ГК1
Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет
2
Допущено не более 1 орфографической ошибки
1
Допущено 2 и более ошибок
0
ГК2
Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет
2
Допущено 1–2 ошибки
1
Допущено 3 и более ошибок
0
ГК3
Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет
2
Допущена 1 ошибка
1
Допущено 2 и более ошибок
0
ГК4
Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет
2
Допущено не более 2 ошибок
1
Допущено 3 и более ошибок
0
ФК1
Фактическая точность письменной речи
Фактических ошибок в изложении материала, нет
1
Допущены фактические ошибки в изложении материала, а также в его понимании
0
Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по
критериям ФК1, ГК1–ГК4
9
Критерии оценки
1-12
13-21
22-28
29-32 баллов
2
3
4
5
Бланк ответов
Ф.И. обучающегося _______________________________________________
Класс ________________
Вариант ______________
ИЗЛОЖЕНИЕ
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________
А1 ___________________
А2 ___________________
А3 ___________________
А4 ___________________
А5 ___________________
А6 ___________________
А7 ___________________
А8 ___________________
А9 ___________________
А10 __________________
В1 ____________________________________________________
В2 ____________________________________________________
В3 ____________________________________________________
В4 ____________________________________________________
В5 ____________________________________________________
В6 ____________________________________________________
В7 ____________________________________________________
В8 ____________________________________________________
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ