Индивидуально-групповая работа по освоению фразеологизмов
Индивидуально-групповая работа по освоению фразеологизмов со студентами первых курсов колледжей
Автор: Баркова Ю.А., преподаватель
Московского педагогического колледжа №6
«Издревле есть у людей мудрые и прекрасные
изречения, от них следует поучаться».
Геродот
Лингвистическая литература о фразеологизмах практически неисчерпаема. Ни в одной работе нельзя встретить более или менее полный анализ всех существующих точек зрения. Тем не менее, точки зрения, отраженные в обычных учебниках русского языка, сходятся в одном – фразеология это сокровищница языка. В ней как в зеркале, отражена история и культура народа, многовековой опыт его трудов и духовной деятельности, его нравственные ценности, религиозные воззрения и верования.
Фразеология отражает мир чувств, образов, оценок того или иного народа, она самым непосредственным образом связана с культурой речи.
О фразеологии написано множество книг, статей, словарей, а интерес к этому разделу не иссякает. Этот интерес проявился не только со стороны ученых-лингвистов, лексикографов, но и со стороны писателей, публицистов, простых носителей языка. Студенты колледжа с большим интересом погружаются в любую работу, связанную с данным разделом. Понимая значение фразеологии, учащиеся стремятся получить как можно больше знаний об этом разделе языкознания, отмечают, что фразеология одна из самых увлекательных сфер языка. В ней заключены современные языковые образования и реликты древних эпох – слова, формы, конструкции. Издавна, античная история, мифология, Библия были живительными источниками образных выражений в нашем разговорном языке. Мы порой не замечаем, что то и дело употребляем в своей речи крылатые слова, не задумываясь об их происхождении и значении. При изучении фразеологии, нам отрываются тайны происхождения образных выражений, этимологические особенности, функции крылатых выражении, их значение. Используя фразеологизмы, мы способствуем образности, яркости, эмоциональности и экспрессивности своей речи.
Фразеология русского языка, как и лексика, представляет собой струйную систему. Она обладает автономностью, поскольку фразеологизмы принципиально отличаются, с одной стороны, от отдельных слов, с другой – от свободных словосочетаний, и в то же время входит в более сложную систему общенационального языка. Следовательно, изучение фразеологии в колледже осуществляется, как и в школах, в разделе «Лексика и фразеология», но за счет практических занятий и дополнительных часов для самостоятельной работы, студенты более глубоко и достаточно серьезно погружаются в исследовательскую деятельность в рамках данного раздела.
На практических занятиях при закреплении материала наиболее успешно осуществляется индивидуально-групповая форма занятий, которая заключается в попеременном обращении преподавателя то к фронтальной работе всей группы, то к индивидуальной работе учащихся по карточкам. В фронтальной работе раскрываются теоретические вопросы фразеологии, этимологические споры, правописание, стилистические особенности употребления крылатых выражений. Далее преподаватель делит учащихся на группы, после чего определяются задачи предстоящей работы, преподавателем раздаются карточки (каждой группе по одной карточке), оговариваются условия выполнения работы каждой команды.
Задание: Каждая группа, получив карточку с художественными текстами, работает с устойчивыми выражениями, согласно поставленным задачам.
Задачи:
- прочитать тексты, найти фразеологизмы,
- определить тип фразеологизма,
- выписать из фразеологического словаря значения выражений,
- используя Фразеологический словарь русского литературного языка Федорова А.И., Фразеологический словарь русского языка под редакцией А.И. Молоткова или Словарь русской фразеологии. Историко - этимологический справочник БирихаА.К., Мокиенко В.М., Степановой Л.И., выяснить этимологическую справку,
- выписать причину и сферу употребления фразеологизма,
- проанализировать: употребление фразеологического оборота в предложенном тексте с изначальным значением (этимологией) и, суммировав полученную информацию, сделать выводы.
Карточка № 1
1). Вот люди! Все таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства, - а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности.
М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»
2). Он сказал жене, что отступается от Александра, что как он хочет, так пусть и делает, а он, Петр Иванович, сделает все, что мог, и теперь умывает руки.
И. Гончаров, «Обыкновенная история»
Карточка № 2
1). Кабинет являлся для Шуры заколдованным царством, к которому она не могла приближаться. Но зато она постепенно завоевала все другие комнаты, которые раньше являлись запретным плодом.
Мамин-Сибиряк, «Забытый альбом»
2). О люди! Все похожи вы
На прародительницу Еву:
Что вам дано, то не влечет;
Вас непременно змий зовет
К тебе, к таинственному древу;
Запретный плод вам подавай,
А без него вам рай не рай.
А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»
Карточка № 3
1). У них не было впечатлений и интересов... Иногда, по праздникам, они ходили в гости к таким же нищим духом, как сами.
М. Горький, «Супруги Орловы»
2). Как я мелок, ничтожен, - говорил Александр, нет у меня сердца, я жалок, нищ духом!»
И. Гончаров, «Обыкновенная история»
Карточка № 4
1). Нередко один литератор воюет до большой крови с другим только по принципу: мне не нравится, как он пишет, значит, это ересь, значит, это от лукавого, значит, искоренить. Это называется красиво – литературной борьбой.
А.Афанасьев, «Будем доброжелательны»
2). Иисус, запретив клясться небом, землею, головою клянущегося, сказал: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет, а что сверх того, то от лукавого»
Библия (Мф, 5, 37)
Карточка № 5
1). Musset взял, кажется, на себя обязанность воспевать одни смертные грехи, убийства и прелюбодеяние.
А.С. Пушкин, «Об Альфреде Мюссе»
2). [ Цинзерлинг ] подозревал своих учеников во всех смертных грехах, они, в свою очередь, всей душой ненавидели его.
Маршак, «В начале жизни»
Результатом выполненной работы являются выступления лидеров микрогруппы перед аудиторией. Также лидер оценивает работу каждого товарища своей команды.
Данная работа ценна тем, что актуальность и современность любого слова проверяются на практике, т.е. исследуется применение устойчивых выражений в речи. Это в полной мере справедливо по отношению к фразеологическим оборотам, восходящим к различным источникам. Поскольку жизнь языка регулируется многими факторами, в том числе и экстралингвистическими, то не приходится удивляться активному использованию устойчивых выражений в художественной литературе. Проанализировав современное значение фразеологизмов с изначальным, определив функции предложенных устойчивых выражений в текстах, поработав на занятии со словарями, выполнив задание в микрогруппе, разделив между собой обязанности – все это способствует развитию у студентов интереса к русскому языку, активизирует творческую активность, формирует желание у студентов разнообразить свою речь, сделать ее образной, выразительной, яркой.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ