Изменение имен числительных (4 класс)
Тема урока: Изменение имен числительных.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: Познакомить детей с изменением имен числительных, определять падеж имен числительных в словосочетаниях и предложениях.
Задачи урока:
Сформировать умение изменять имя числительное по падежам.
Научится определять падеж имен числительных в словосочетаниях и предложениях.
Закрепить умение изменять имена числительные по падежам в словосочетаниях и предложениях.
Оборудование:
Учебник: С.В. Иванов, М.И. Кузнецова. Русский язык. 4 класс., М.:- «Вентана-Граф», -2008г.
Рабочая тетрадь: С.В. Иванов, М.И. Кузнецова. Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь., М.:- «Вентана-Граф», -2008г.
Этап:
Время:
Деятельность учителя:
Деятельность учащегося:
Организационный момент.
2 мин.
-Здравствуйте ребята!
-Садитесь.
-Ребята, давайте проверим вашу готовность к уроку?
-У всех на партах лежат учебники, тетради и ручки?
-Здравствуйте.
Садятся.
-Да, у всех.
Подготовительный этап.
8 мин.
-Ребята посмотрите на доску, и прочтите слова, написанные на доске.
Семь, девятый, двадцать первый, один, два, сто, тысячный, двенадцать, пятидесятый, пять.
-Распределите эти слова на два столбика в первый запишите порядковые имена числительные, а во второй количественные имена числительные.
-Ребята давайте вспомним, какие падежи вы знаете?
-Правильно молодцы.
-А давайте просклоняем с вами слова: стол, степь, окно.
-Правильно, молодцы.
Дети читают слова, написанные на доске.
Дети распределяют слова и записывают в два столбика.
1-й столбик:
Девятый,
Двадцать первый,
Тысячный,
Пятидесятый.
2-й столбик:
Семь,
Один,
Два,
Сто,
Двенадцать,
Пять.
-Мы знаем 6 падежей, это: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.
Стол:
Им. п. – Стол
Род. п. – стол а
Дат. п.- стол у
Вин. п. – стол
Тв. п. – стол ом
Пр. п. – о стол е
Степь:
Им. п. – степь
Род. п. – степ и
Дат. п. – степ и
Вин. п. – степь
Тв. п. – степ ью
Пр. п. – о степ и
Окно:
Им. п. – окно
Род. п. – окн а
Дат. п.-окн у
Вин. п. –окно
Тв. п. –окн ом
Пр. п. –об окн е
Сообщение темы и цели урока.
1 мин.
-Сегодня мы познакомимся с изменением имен числительных.
Дети смотрят на доску и внимательно слушают учителя.
Работа над темой.
20 мин.
-Ребята, а как вы думаете можно ли склонять имена числительные?
-А давайте вместе попробуем просклонять слово семь:
Им. п. – семь
Род. п. – сем и
Дат. п.-сем и
Вин. п. –семь
Тв. п.-сем ью
Пр. п. –о сем и
-Ребята, а теперь как вы думаете, изменяются имена числительные по падежам?
- А теперь откройте учебник на странице 83 и проверьте, правильно ли мы просклоняли слово семь.
-Посмотрите на остальные слова ( двенадцать, пятьдесят, шестнадцатый).
-Прочтите правило написанное ниже.
-А сейчас давайте выполним упражнение №1 на странице83.
-Что нужно сделать?
-Учитель просит одного из учеников прочитать текст найти в нем числительные.
Васька – ловкий рыбачок –
Ловит рыбок на крючок.
Трёх поймал он на рассвете,
Трёх поймал в вечерний час.
Три плюс три любой ответит
То что рыбок шесть у нас.
-Правильно, молодец.
-Какие числительные мы будем склонять?
-Давайте три мы разберем вместе, а шесть вы сделаете сами в тетрадях, а потом проверим.
-Ребята, а какие это числительные? Порядковые или количественные?
-Правильно.
-Ребята, а вы ничего удивительного не заметили?
Правильно.
-Давайте откроем страницу 84 и найдем ответ на наш вопрос.
Учитель просит одного из учеников прочитать правила.
-Ребята, что вы можете сказать об окончаниях?
-Давайте дальше прочтем?
Физкультминутка:
-В небе плавает луна.
В облака зашла она.
1, 2, 3, 4, 5 –
Мы должны луну достать.
6, 7, 8, 9, 10 –
И пониже перевесить.
10, 9, 8, 7 –
Чтоб луна светила всем.
-А теперь давайте выполним упражнение №1 в рабочей тетради на странице 27.
-Что нам необходимо сделать?
-Выполняйте самостоятельно, а потом проверим.
-А теперь давайте проверим, как вы справились с заданием.
Учитель просит одного из учеников прочитать.
-Правильно молодцы.
-А теперь давайте выполним упражнение №3 в рабочей тетради.
-Что нам необходимо сделать?
-Выполняйте самостоятельно, а потом проверим.
-А теперь давайте проверим, как вы справились с заданием.
Учитель просит одного из учеников прочитать.
-Правильно молодцы.
Дети не уверенны. Одни считают, что да, а другие, что нет.
Дети вместе с учителем склоняют слово семь.
-Думаем, что да.
Открывают учебник и сравнивают, правильно ли они просклоняли слово семь.
Дети внимательно их изучают.
Один из учеников читает правило:
Количественные и порядковые числительные изменяются по падежам – склоняются.
Дети смотрят в учебник.
-Выписать имена числительные, изменить выделенные числительные по падежам.
Один из учеников читает:
-Васька – ловкий рыбачок –
Ловит рыбок на крючок.
Трёх поймал он на рассвете,
Трёх поймал в вечерний час.
Три плюс три любой ответит
То что рыбок шесть у нас.
-Имена числительные: трёх, три, шесть.
-Три и шесть.
Три:
Им. п. – (сколько?) три
Род. п. – (скольких?) трех
Дат. п. – (скольким?) трем
Вин. п. – (сколько?) три
Тв. п. – (сколькими?) тремя
Пр. п. – (о скольких?) о трех
Шесть:
Им. п. – шесть
Род. п. – шести
Дат. п. – шести
Вин. п. – шесть
Тв. п. – шестью
Пр. п. – о шести
-Количественные.
-У них разные окончания.
Дети переворачивают страницу в книге.
Один из учеников читает:
Сравни падежные окончания количественных числительных и существительных; порядковых числительных и прилагательных.
Им. п. – ночь - пять
Род. п. – ноч и - пят и
Дат. п. – ноч и - пят и
Вин. п. – ночь - пять
Тв. п. – ночь ю - пять ю
Пр. п. – (о) ноч и - (о) пят и
Им. п. – добр ый – пят ый
Род. п. – добр ого – пят ого
Дат. п. – добр ому – пят ому
Вин. п. – добр ого – пят ого
Добр ый – пят ый
Тв. п. – добр ым – пят ым
Пр.п.– (о)добр ом –(о)пят ом
-Окончания у этих слов одинаковые.
-Вспомни, почему в винительном падеже прилагательное и числительное имеют две формы. Сравни: (вижу) доброго человека – (вижу) добрый взгляд; (вижу) пятого утёнка – (вижу) пятый шар.
-Количественные числительные от 5 до 20, от 50 до 80 при склонении имеют те же окончания, что и существительные 3-го склонения. Порядковые числительные изменяются так же, как имена прилагательные.
Дети открывают рабочие тетради.
-Дополнить предложения нужными словами.
Дети выполняют упражнение самостоятельно.
Ученик читает:
-Количественные числительные от 5 до 20 склоняются как существительные 3-го склонения. В родительном, дательном и предложном падежах в окончании этих числительных пишется буква и.
-Дополнить предложения нужными словами.
Дети выполняют упражнение самостоятельно.
Ученик читает:
У сложных количественных числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части.
У составных количественных числительных, обозначающих целое число склоняются все слова, из которых они состоят.
Закрепление изученного материала.
9 мин.
-А теперь посмотрите на упражнение №2, что нужно сделать?
-Правильно, выполняем упражнение самостоятельно.
-А теперь посмотрите на упражнение №4, что нужно сделать?
-Правильно, выполняем упражнение самостоятельно.
-Просклонять числительные.
Дети самостоятельно выполняют упражнение.
Одиннадцать:
Им. п. – одиннадцать
Род. п. – одиннадцати
Дат. п. – одиннадцати
Вин. п. – одиннадцать
Тв. п. – одиннадцатью
Пр. п. – о одиннадцати
Восемнадцать:
Им. п. – восемнадцать
Род. п. – восемнадцати
Дат. п. – восемнадцати
Вин. п. – восемнадцать
Тв. п. – восемнадцатью
Пр. п. – о восемнадцати
Девятнадцать:
Им. п. – девятнадцать
Род. п. – девятнадцати
Дат. п. – девятнадцати
Вин. п. – девятнадцать
Тв. п. – девятнадцатью
Пр. п. – о девятнадцати
-Просклонять числительные.
Дети самостоятельно выполняют упражнение.
Шестьдесят:
Им. п. – шестьдесят
Род. п. – шестидесяти
Дат. п. – шестидесяти
Вин. п. – шестьдесят
Тв. п. – шестьюдесятью
Пр. п. – о шестидесяти
Двести:
Им. п. – двести
Род. п. – двухсот
Дат. п. – двумстам
Вин. п. – двести
Тв. п. – двумястами
Пр. п. – о двухстах
Семьсот:
Им. п. – семьсот
Род. п. – семисот
Дат. п. – семистам
Вин. п. – семьсот
Тв. п. – семьюстами
Пр. п. – о семистах
Итог урока.
3 мин.
-И так подведем итог урока.
-Повторите мне правило, с которым мы сегодня познакомились.
-Правильно. Вы сегодня все молодцы. Выставляются оценки за работу на уроке.
- Количественные и порядковые числительные изменяются по падежам – склоняются.
-Количественные числительные от 5 до 20, от 50 до 80 при склонении имеют те же окончания, что и существительные 3-го склонения. Порядковые числительные изменяются так же, как имена прилагательные.
Домашнее задание.
2 мин.
-Откройте дневники и записывайте на завтра.
- Упражнение №3 на странице 85 в учебнике и упражнение №5 на странице 28 в рабочей тетради.
Дети открывают дневники и записывают домашнее задание.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ