Конспект открытого урока по теме: «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных» 6 Класс



Конспект открытого урока по теме: «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»


Цели:

Обучающая: сформулировать понятие о сложных прилагательных, обеспечить усвоение учащимися орфограммы слитного и дефисного написания сложных прилагательных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написания прилагательных;

Развивающая: создать условия для развития умений производить классификацию прилагательных по слитному и дефисному написанию, умений устанавливать сходства и различия, умений делать обобщенные выводы;

Воспитывающая: формировать умение ставить цели в учебной деятельности и стремление добиваться их, воспитывать потребности давать самостоятельную оценку своей деятельности.


Оборудование: компьютер, проектор.


Ход урока:


1 Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята.

- Садитесь.


- Ну проверьте-ка, ребята, всё ль на месте, все ль в порядке: ручки, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать, только лишь оценку пять.


2. Актуализация знаний.

А)

- Какую большую тему вы сейчас изучаете?

- Что вы знаете об этой части речи? Вот сейчас мы и проверим( РОМАШКА). Вы должны сказать , оторвав листочек, правильное ли утверждение или нет?



Имя прилагательное

Обозначает-(признак предмета), действие?

Изменяется по-(родам, числам, падежам)-это постоянный прризнак?

Каким членом предложения может быть(сказуемым, определением,обстоятельством?)

Какие разряды прилагательных вам известны?(качественные, относительные, притяжательные).прилагтельное характеризует глаглол?


Какие орфограммы вы изучили-(не с прилагательными, Н и НН в прилагательных, О, Ё после шипящих и Ц, суффиксы К и СК в прилагательных)


Б)

Найди лишнее и объясни почему.(слайд № 1)

Морской

Матросский

Флотский

Рыболовецкий


(рыболовецкий, потому что 1) суффикс К, 2) состоит из двух корней, т.е. является сложным)

- Давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число и классная работа, а для темы оставим 2 строчки и запишем ее чуть позже.

3. Формирование знаний.


А) Работа с текстом.(слайд №2)

- Прочитайте текст.

Юго - западный ветер гнал сине - зеленые волны горько – соленого моря. На борту рыболовецкого судна стоял высокий седобородый человек с темно – зеленым водонепроницаемым плащом и смотрел вдаль. На горизонте маячил трехмачтовый бриг. Над ним висели бело – розовые облака. Одно было похоже на огромную носорожью тушу.


- Слова какой части речи у нас подчеркнуты?

-Что отличает их от других прилагательных?

- Почему они являются сложными?


Задание: Выпишите в 2 столбика все сложные прилагательные, которые пишутся слитно и через дефис.(2 челов у доски)

Слитно

Через дефис

Рыболовецкое судно

Юго-западный ветер

Седобородый человек

Сине-зеленые волны

Водонепроницаемый плащ

Горько-соленое море

Трехмачтовый бриг

Темно-серый плащ

Носорожья туша

Бело-розовые облака


- Почему они пишутся по- разному?

- Как вы думаете, какую тему мы будем сегодня изучать?

Давайте запишем ее.(слайд 3)

- Чему мы должны научиться к концу урока?

- Мне бы очень хотелось, чтобы к концу урока каждый из вас смог ответить себе на вопрос достиг ли он поставленной цели?



- Какие из этих сложных прилагательных образованы от имени существительного?(слайд 4)

Носорожья – носорог,

Юго – западный – юго – запад

- Почему одно прилагательное пишется слитно, а другое через дефис?

- Какой мы вывод можем сделать?


- Какие из этих сложных прилагательных образованы от словосочетания?(слайд5)

Рыболовецкое – ловец(чего?) рыбы,

Седобородый – борода (какая?) седая,

Водонепроницаемый – непроницаемый( чем?) водой,

Трехмачтовый – три(чего?) мачты

- Как пишутся все эти сложные прилагательные?


Вывод. Сложные прилагательные, образованные от словосочетания должны писаться слитно.


-Какие сложные прилагательные образованы от сочетания двух имен прилагательных, не зависящих друг от друга?( слайд 6)

Сине – зеленый

Горько- соленый

Темно – серый

Бело – розовые

- Что объединяет некоторые прилагательные? Есть ли общий признак у некоторых из этих прилагательныз? Какой?

(Цвет)

- Как они пишутся?


Вывод: Сложные прилагательные, в одной части которого имеется цвет ,пишутся через дефис.


- Можно ли между частями оставшегося прилагательного вставить союз И. Море горькое и соленое.(слайд 7)

- Такие прилагательные называются равноправными или равносильными. Как пишутся такие прилагательные?


Вывод: Сложное прилагательное, между частями которого можно вставить союз И пишется через дефис.


Б) Работа в по вариантам (слайд 8) вар и 2 варс опорой на материал учебника ( страница )

Задание: Сформулируйте правило и заполните таблицу.


Слитно

Через дефис

1.






1.


2.





2.







3.






4. Формирование умений и навыков.


Задание по парам .


1 группа: Раскрашивает кораблик не карандашами и фломастерами, а словами, используя только сложные прилагательные.


2 группа: из словосочетаний составьте сложное прилагательное.

Язык Древней Руси-

Техника по строительству судов-

Обряды старой Руси-


3 группа: Образовать сложные имена прилагательные.

Бумажный и картонный комбинат-

Взлетная и посадочная полоса-

Русский и татарский словарь-


4 группа: Образовать сложные имена прилагательные от сложных существительных.

Северо – восток-

Северо – запад-

Юго –восток-

Юго – запад-


5 группа: Образовать сложные имена прилагательные от сложных имен существительных.

Водопровод-

Лесопарк-

Трубопровод -


Проверка.

Тестовое задание для каждого:Теперь вам предстоит проверить, достигли ли мы поставленой цели, дать самооценку своей работы)

( сдают и ставят себе оценку за урок)Для этого проведем небольшой тест.


5. Итоги урока.


- Ребята, с какой темой мы сегодня познакомились?

- Какой была наша цель?

- Что мы рассмотрели, давайте еще раз вспомним.(слайд № 18)


- Как пишутся сложные прилагательные, одна часть которого обозначает цвет?

- Как пишутся прилагательные, образованные от словосочетаний?

- Как пишутся прилагательные, образованные от сложных существительных, которые также пишутся через дефис?

- Как пишутся прилагательные, которые образованы от сложных существительных, которые пишутся слитно?

- как пишутся прилагательные, образованные от равноправных прилагательных, между которыми можно вставить союз И?


-Для того, чтобы закрепить пройденный материал вы должны выполнить следующее домашнее задание пар.56(выучить правило), упр. 331(раскрыть скобки)


-Рефлексия

- Кто-то сегодня работал очень хорошо и у него все получилось, кто – то был сегодня не в настроении и работал не в полную меру.


- Я по рядам пущу кораблики с оценкой.

В зависимости от того, на сколько вы сегодня поработали, посадите себя в кораблик с соответствующей оценкой и напишите на обороте листочка свою фамилию и имя.


- Ребята, я рада, что мы с вами успешно изучили тему. Желаю вам успеха. Спасибо за урок!







































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ