Конспект урока для 1 класса "Буква Ь. Употребление Ь как показателя мягкости согласных. Работа с текстом"







































Цель:

раскрыть значения мягкого знака для обозначения мягкости согласных.

Задачи:

способствовать :

- раскрытию значения мягкого знака для обозначения мягкости согласных;

-фомированию навыка чтения;

- умению читать слова с изученными буквами;

-развитию фонематического слуха;

-развитию речи;

-содействовать развитию интереса к чтению и желанию читать;

-развитию памяти, внимания, творческих способностей,

обогащению словарного запаса учащихся.


Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, видеофильмы о Московском Кремле и его достопримечательностях.

Программные средства: УМК «Школа - 2100», авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.






























Ход урока:

1 Организационный момент. Актуализация знаний.

А) устный опрос учащихся ( подготовительная работа)

- Из чего состоит наша речь? ( из предложений)

- А предложения? ( из слов)

- Слова? ( из слогов)

- Слоги? ( из звуков)

- Чем обозначаются звуки? ( буквами)

- На какие две группы делятся все звуки? ( гласные, согласные)

- Какие звуки называем гласными? Согласными?

- Какая работа у гласных? ( образуют слог)

- Может ли одна и та же буква обозначать разные звуки? (Твёрдые и мягкие)

- Какие ещё могут быть согласные звуки? ( звонкие и глухие)


(ОТВЕТЫ СОПРОВОЖДАЮТСЯ ТАБЛИЧКАМИ ).

Б) чтение слогов и соединений букв (учащиеся читают хором по столбикам,

по строчкам)

Слайд 2

2.Постановка проблемы. «Открытие нового знания». Формулирование новой темы.

Слайд 3.

- Отгадайте загадку (чтение учителем)



Слайд 4

- Прочитайте букву Ь. (? – проблемная ситуация. Она не читается)

- Какой звук она обозначает? Произнесите его. ( никакой) .

- Почему? (Он не обозначает звука)

- Ребята, а ещё о Ь говорят, что он фокусник. Как вы думаете, почему?

Слайд 5 (наблюдение за произношение звуков)

- Перед нами буквы. Какие звуки они обозначают? ( твёрдые)

(чтение звуков слева)



- А теперь эти буквы попадают в волшебный ящик нашего фокусника,

посмотрите, что с ними произошло? Как мы будем читать эти звуки? Почему?

( чтение звуков правого столбика, наблюдение за цветовым обозначением)

- для чего нам нужен Ь знак? ( чтобы мягко произносить согласный звук)

- какую роль играет Ь знак в словах? ( обозначает мягкость согласных)

Слайд 6

ВЫВОД: Ь не обозначает звука, это особая буква; она обозначает мягкость

согласных звуков. ( на доску вывешиваю табличку)

ФИЗМИНУТКА

3. Первичное закрепление нового материала.

Мягкий знак – настоящий фокусник. Почему? Давайте прочитаем пары слов.

Работа с учебником

- чтение 1-го столбика слов парами.

(Мол – моль, угол – уголь, был – быль, пыл – пыль, кон - конь)


- беседа о лексическом значении слов каждой пары.

- Какую роль играет мягкий знак? (смягчает звук Л)

- Как изменилось слово, если звук Л смягчили? (Поменялось его лексическое значение.)

Вывод:

- Что происходит со словом, если после согласной на конце слова добавить Ь? (меняется его значение)

ФИЗМИНУТКА.

- работа в «Азбуке», стр 182 .

- чтение 2 столбика

- чтение 3-го столбика слов

Слайд 7
- разбор значений слов

- Почему площадь называют Красной?

(красная, значит красивая.)



Слайд 8

Объясните значение слова Кремль. (крепость в старинных русских городах.)

Слайд 9

Слайд 10

- Что такое Колокольня? (Башня с колоколом на здании церкви)

( звон колоколов)

Слайд 11

4. Закрепление материала.

- работа с текстом «Московский Кремль», стр 182 – 183

Слайд 12

- до чтения

- По ключевым словам, названию текста, картинкам на кубиках сделайте

предположения , о чём будет текст?

- Чтение текста учителем.

- Чтение текста учащимися по цепочке.

- Выборочное чтение.

- Куда приходят люди на экскурсию в Москве? ( в Московский Кремль)

- Чем любуются взрослые и дети? ( соборами и колокольней)

- Кремль был такой всегда, краснокаменный, или он был другим? Каким?

( дубовые брёвна, белокаменная)

Фильм 1

- Сколько башен на Кремле? ( двадцать)

- Названия каких запомнили? ( Тайницкая, Спасская, Царь – пушка, Царь – колокол)

- Как вы думаете, почему они так названы?


Фильм 2

( Тайницкая – находится тайник – колодец; Спасская – парадная , имела

главный парадный въезд, по обеим сторонам башни находились иконы Спасса,

которые оберегами Кремль и его жителей.)

- Почему Красная площадь получила такое название?

( Красная значит красивая)

- Почему каждому жителю России дороги Кремль и Красная площадь?

Фильм 3

- Ребята, а сколько слов в этом тексте с Ь за конце? Кто первый и правильно посчитает?

5 Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие новые слова узнали?

- Для чего нужен Ь знак?

6 Рефлексия.

Показ слайд- шоу «Москва».

7. Орг. момент.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ