Конспект урока для 5 класса "Число имен существительных"
Класс
5
Тема урока
Число имен существительных
Цель урока
Познакомить учащихся с существительными, которые употребляются только в форме единственного и множественного числа, окончаниями существительных в именительном падеже множественного числа
Ожид.рез-ты
Совершенствовать умение изменять имена существительные по числам
Время
Действия учителя
Действия учеников
Оцен-ие
Ресур.
Ход урока:
І. Организационный момент: приветствие, деление учащихся на мини-группы
Рефлек
сия поощре
ние
Слай
ды
Открытые и закрытые вопросы
II. Актуализация знаний(Слайд №2) Сегодня мы отправимся в путешествие по городу Существительному. Наша школа находится на проезжей части. И поэтому мы должны помнить правила дорожного движения. И первый помощник это светофор. Скажите, на какой свет нужно переходить дорогу? (зелёный) Сейчас мы и поиграем в игру СВЕТОФОР. (Слайд №3) Игра светофор: да – зеленый; нет – красный. У вас на столах лежат карточки с вопросами. Ваша задача ответить на вопрос закрасив кружок определённым цветом. Если ваш ответ – ДА- зелёным , НЕТ- красным.
Имя существительное отвечает на вопрос ЧТО? ДА
Имя существительное обозначает признак предмета. НЕТ
Имя существительное бывает среднего рода? ДА
Имя существительное отвечает на вопрос КТО? ДА
Имя существительное в предложении может быть подлежащим? ДА
Красный - это имя существительное? НЕТ
Имя существительное обозначает предмет. ДА
Имя существительное бывает женского рода? ДА
Имя существительное бывает одушевлённое и неодушевлённое. ДА
В предложении имя существительное может быть только второстепенным членом. НЕТ
Светофор – это имя существительное? ДА
Имя существительное отвечает на вопрос, какой? НЕТ
Имя существительное бывают мужского рода? ДА - А сейчас поменяйтесь своими карточками и проверьте работу друг друга. (Работа в парах). - Сравним с доской. Оцените работу друг друга Посмотрите на слайд №4 и выпишите только верное высказывание.
- Выполним синтаксический разбор этого предложения.( Один ученик у доски).
-Кто уже догадался на чем мы с вами продолжим путешествие? (На троллейбусе.)(Слайд 5)
- «Троллейбус» - это безрельсовый наземный вид транспорта с питанием от электроэнергии. Используется преимущественно в городах. Первый троллейбус был создан в Германии 130 лет назад. А вот в России они появились 79 лет назад.
1.Отвечают на вопросы.
Перед осенью идёт зима.
Осенью на деревьях распустятся листья.
В больших городах люди добираются до работы на троллейбусе.
ІІІ Новая тема - В форме какого числа существительное троллейбус употреблено в нашем предложении? ( в ед. числе)
- Поставьте его во множественное число. (Троллейбусы).
- О чем мы с вами сегодня будем говорить? ( О форме числа имени существительного.)
- И так, в форме какого числа употребляются имена существительные? ( В форме единственного и множественного числа.)
5. Объяснение нового материала
1)Остановка «Орфографическая». (Слайд №6) ( работа у доски и по карточкам)
- Подберите проверочные слова, вставьте пропущенные буквы.( Заранее на доске.
Поменяйтесь тетрадями и проверим по компьютеру (Слайд№7)
Взаимопроверка Самопроверка ОЦЕНКИ
Посмотрите внимательно, в 1 столбике существительные, в форме какого числа? А во 2 ?
А как вы подбирали проверочные слова?
Сделайте вывод: (Имена существительные изменяются по числам._) (Слайд№ 8)
2. Работа с учебником. - Давайте сделаем остановку и зайдем в кафе под названием “Учебник” (Слайд №9).Но внимание, чтобы в него войти вам необходимо решить задачку.
- Перед вами слова (Слайд № 10), прочитайте их:
Ландыш Край Инженер Директор
- Что у них общего? (Существительные, единственное число, именительный падеж).
- Запишите их в тетрадь, изменив форму числа этих существительных, выделите окончания. - Что вы заметили?(Изменяются окончания.)
- А какое окончание во множественном числе вы написали у существительного «Директор»? У кого другой вариант?
- С какой проблемой мы столкнулись?
- Откройте учебники на странице 123 и прочитайте правило.
-Какие же окончания имеют существительные в именительном падеже во множественном числе?
- А вот что касается существительного «Директор», то правильным окончанием будет окончание ( а). Таких слов много и их произношение и написание нужно запомнить. С ними нам ещё предстоит встретиться на других уроках.
- Ребята, надо отдохнуть в кафе, сейчас зазвучит музыка, давайте подвигаемся, встаньте все
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Отдохнули в кафе? 3.Поехали дальше на пути стройка. Придётся остановиться
(Учитель читает стихотворение, на экране это стихотворение появляется.) (Слайд№14)
Мне нужны такие вещи: Молоток, тиски и клещи, Ключ, напильник и ножовка.
А всего нужней сноровка.
Сноровка это Навык, умение в каком – нибудь деле.
Определите, в каком числе употреблены выделенные существительные.
Подумайте можно ли изменить форму их числа. (Нет.)
- Почему?
-Все ли существительные в русском языке могут быть в форме и множественного и в форме единственного числа? Какой сделаете вывод? (Есть существительные только в единственного и только множественного числа.)
-Сравним наш вывод с компьютером. (Слайд № 15).
ВЫВОД в русском языке есть существительные, которые употребляются только в форме множественного числа или
(К 1 столбику – существительные в форме множественного числа, а к существительным 2 столбика – слова в форме единственного числа).
ІV.Закрепление изученного на уроке материала.
Остановка « Площадь закрепления»(Слайд№16)
1) На карточка напечатаны слова, поместите их в 2 столбика . в 1 столбик слова, которые употребляются только в форме единственного числа, во 2 столбик слова, которые употребляются в форме множественного числа
А сейчас возьмите разноцветные карточки 2) Работа с карточками разного уровня.
а) сильный уровень - составить предложения употребив данные в скобках слова, запиши в тетрадь ( доброта, смелость, ловкость.)
б) слабый уровень - вставь в данные предложения подходящие по смыслу слова, запиши в тетрадь
Лиса прыгнула в … к мужику и полёживает. Дети на уроках технологии используют для работы … . Папа потерял … . (Сани, ножницы, щипцы) - Всегда ли имена существительные изменяются по числам? - Какие окончания пишутся у существительных в именительном падеже множественном числе?- А сейчас ребята в блоке предписания оцените свою работу на уроке
Составление постера
Представитель от каждой группы комментирует задание и алгоритм решения.
ДОБРОТА, СМЕЛОСТЬ, ЛОВКОСТЬ, НОЖНИЦЫ, ОТВАГА, ТЕМНОТА, САНИ, ЩИПЦЫ, КАНИКУЛЫ Дети выполняют, проверим по компьютеру(Слайд№17)
Дом.
зад-ие
с. 122, упражнение 242. (Слайд № 18)
Самооценка:
Что прошло удачно:
Что прошло неудачно:

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ