Конспект урока для 3 класса "Имена существительные именительного падежа"
Открытый урок русского языка в 3 классе
Тема: Имена существительные именительного падежа.
Цель: познакомить учащихся с особенностями именительного падежа; способствовать развитию умения определять падеж по вопросам; вспомогательным словам; продолжать работу по развитию орфографической зоркости, памяти, мышления; воспитывать аккуратность, трудолюбие, уважение к ответу сверстников.
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс издательство «Алматыкітап» В.К. Павленко, Г.В. Клыпа, проектор, экран, карточки с заданиями.
Тип урока: комбинированный
Слайд № 1 стоит на экране в начале урока.
Ход урока:
Орг. момент.
Здравствуйте, дети. Вас приветствует страна русского языка.
Слайд № 2.
Психологический настрой.
Мы готовы к уроку. Желаем всем удачи,
хороших оценок. Ведь не может быть иначе.
Готовность к уроку.
Проверьте, все ли у вас в порядке. Ручка, карандаш, учебник, дневник и тетрадь.
Проверка домашнего задания.
Верно ли записаны имена существительные по родам и выделены окончания?
Проверка по слайду. Слайд № 3.
Самопроверка.
Повторение ранее изученного.
Запись числа. 30 ноября. Классная работа. Слайд № 4.
Минутка чистописания. Оо, осень (лексическое значение, грамматическое значение).
Какие периоды осени вы знаете? Слайд № 5.
Кто является автором этих картин?
Осень бывает разная и сейчас мы послушаем стихи об осени, которые выучили ребята. (Тенгрихан, Артур Б.).
Что вы можете еще сказать об осени?
Осень – это время уборки урожая. В нашем районе собрали богатый урожай зерновых культур, овощей, фруктов.
Я предлагаю составить устно предложения об осени.
Осенью идут частые дожди. Осенью по утрам тонкий ледок стягивает лужи. Поздней осенью на траве лежит иней. Осенний холод окрасил природу.
Запись понравившегося предложения с комментированием.(У существительных определить род, число).
Словарная работа. Слайд № 6. Слайд № 7 – проверка.
Цель: вставить пропущенные орфограммы, определить род и число имен существительных.
Природа, о погоде, на картине, в корзине, по улице, с урожаем, в октябре, в трактор.
Работа по карточкам. Снежана, Саша Бардин, Рита, Саша Моркель (на месте), Эля – у доски.
Карточка № 1.
Вставьте пропущенные буквы, определите род.
Адрес, газета, вагон, солнце, вокзал, дорога, телефон, экскурсия.
Карточка № 2. Подбери пару ж.р. к слову
Отец, Дедушка, Внук, Волк, Баран, Бык, Брат.
Карточка № 3.
Разбери предложение по членам.
Идет мягкий снег.
Карточка № 4.
Просклоняй имя существительное книга.
Подготовка к усвоению нового материала.
Давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном.
Что мы знаем об имени существительном?
Как изменяется имя существительное?
Какие существительные отвечают на вопрос Кто?
Какие существительные отвечают на вопрос Что?
Какие имена существительные называются собственными?
Какие имена существительные называются нарицательными?
Изменение имен существительных по родам.
Физминутка. Слайд № 8.
Звериная зарядка
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснутся
(кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться
(потянуться)
Обязательно зевнуть
(зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть
(движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнут
(прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть
(легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый
(руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы
(ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе
(переступание а ноги на ногу)
Долго топчется на месте
(раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало -
Начинает все сначала!
(развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)
Изучение нового материала.
Тема урока: имена существительные именительного падежа.
Что мы называем склонением?
Сколько падежей в русском языке? (дети называют хором падежи со вспомогательными словами и вопросами).
Давайте все их назовем. Сегодня мы узнаем поподробнее о существительных именительного падежа. Слайд № 9.
Я именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд,
Меня легко все узнают
и в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
Ни с кем не спутает никто.
Учебник
Стр. 119, знакомство с правилом.
Что мы узнали о существительных именительного падежа?
Сущ. В И.п. отвечают на вопросы кто? Что? Употребляются без предлогов. В предложении сущ. Им.п. является подлежащим.
- Предлагаю закрепить свои знания в следующем задании.
Запись предложения на доске с комментированием.
Осенью летят белые паутинки. Ветер несет паутинку. На паутинках качаются паучки. Паучок летит за ней, как парашют.
Понимание (беседа). Слайд № 10.
На какие вопросы отвечает существительное в именительном падеже?
Продолжи предложения:
Существительное женского рода в именительном падеже имеет окончание …
Существительное мужского рода в именительном падеже имеет окончание …
Существительное среднего рода в именительном падеже имеет окончание …
Работа с пословицами в парах. Задание на слайде. Слайд № 11
Правильный вариант. Проверка. Слайд № 12
Лексическое значение пословиц.
Найти существительные в именительном падеже.
Найдите ключевое слово к этим пословицам.
В чем заключается наш труд? (желание учиться).
Закрепление нового материала.
Стр. 121, упр. 268 – самостоятельно. Взаимопроверка. Слайд № 13.
Доскажи слова-отгадки в именительном падеже.
Горох.
Итог урока. Оценки. Домашнее задание.
Какова была цель нашего урока?
Достигли ли мы цели урока?
С каким настроением уходите с урока?
Домашнее задание стр. 119 – правило, стр. 120 упр. 266. Слайд № 14.
Слайд № 15 – прощальное напутствие.
Учитесь с улыбкой,
Шутите учась!
Любая ошибка
исчезнет, боясь
Веселой науки
и радостных глаз.
Учитесь без скуки!
Вперед! В добрый час!

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ