Конспект урока для 10 класса "Имя существительное"
Учебный предмет – русский язык
Класс – 10 ПУ
Тема: Имя существительное
Учитель: Поцелуева Наталья Анатольевна
Учебник: Русский язык: Учебник-практикум для старших классов/ Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. – М.: Вербум-М, 2006.
Тема урока: Имя существительное (Обобщение).
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Педагогическая задача – создать условия для усвоения темы.
Цель урока: обобщение знаний, полученных в основной школе по теме «Имя существительное»;
Задачи:
- грамотно употреблять существительные в письменной и устной речи;
- развивать интерес, мышление, память, самостоятельность;
- проявить интерес к русскому языку.
Ход урока:
№
Структура и содержание
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Время
1
Организационный момент
Слушают учителя, настраиваются на занятие
Настраивает учащихся на работу
1 мин.
2
Диагностика.Морфемный разбор слов. (Карточки для учащихся)Слайд 1
Маленький, переносил, осенних, рассветов, взрослых, замечали, рассказывали, выдумщик, выдумки, неправду, придумывал, что-нибудь, устроили, сосновый.
Взаимопроверка в парахпо эталону.Слайд 2
- Выставите себе отметку в лист самоконтроля.
Выполняют диагностическую работу, сверяют свои ответы с эталоном. Выставляют отметку в лист самоконтроля
Предлагает выполнить диагностическую работу
4
Актуализация.
- Какие части речи вы разобрали по составу? В каком разделе лингвистики изучаются части речи? (Существительное, прилагательное, местоимение. Раздел «Морфология»).
Отвечают на вопросы учителя
Предлагает припомнить теоретический материал по данной теме
2
3.
Постановка учебной задачи. Фронтальная работа.
- Посмотрите, пожалуйста, на слайд, перед вами стихотворение А.А.Фета«Шёпот, робкое дыханье» (Слайд 3)
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!
–О чём это стихотворение? (Ответы учащихся – о природе.Фет описывает состояние природы от ночи к утру, её постепенное пробуждение.)
– Что особенного в этом стихотворении? (Имена существительные)
– Понимаем ли мы его смысл?
– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
– Об имени существительном.
–Открыли тетради, записали число, классная работа, тема урока «Имя существительное» Слайды 4-5
– Какая цель стоит перед нами? (Находить имена существительные, определять род, число, падеж).Записываем на доске слева.
– Сегодня мы повторим всё, что знаем об имени существительном.
Оценивать будете сами себя по критериям. На партах у вас листы самоконтроля.
Формулируют проблему, тему и цели урока
Создает проблемную ситуацию. Осуществляет доводящий диалог
4
4
Повторение изученного материала.Фронтальный опрос.
Вопросы (На слайде 6)
1. Изменяемая часть слова… (окончание)
2. Слова женского и мужского родов с окончаниями на -а,-я относятся … ( к 1 склонению)
3. Часть речи, обозначающая название предмета… (имя существительное)
4. Постоянный признак имен существительных… (род)
5. Какую работу провели со словами: река, реке, рекой? (Словоизменение)
6. К 3-скл. относятся имена существительные. . . (женского рода с “ь” на основе слова).
7. Основы слов бывают . . . (мягкие и твердые). День, стол.
8. Часть слова без окончания … (основа).
9. Часть речи, отвечающая на вопросы кто? что?. . . (имя существительное)
10. Имена существительные бывают. . . (одушевленные и неодушевленные).
11. К 2-му склонению относятся слова … (мужского и среднего рода).
12. Слова жен. р. с “ь” в основе слова относятся. . . (к 3 склонению).
13. Какую работу провели со словами: река, речка, речной? (Словообразование).
14. Без какой части не может существовать слово? (Без корня).
15. Имена существительные изменяются по … (числам).
Работа в группах. Слайд 7.Заполнить схему. Проверка результатов каждой группы. Оцените свою работу в листе самоконтроля.Слайд 8.
–Какая цель достигнута на этом этапе?
Отвечают на вопросы. Оформляют, защищают, проговаривают, записывают способ решения
Предъявляет ресурс для обобщения и закрепления темы. Комментирует, направляет работу учащихся
5
7
Слайд 9. Работа в парах. Определить склонение имен существительных.Фамилия, бюллетень, повидло, такси, рояль, бандероль, путь, кофе, жюри, атташе,маэстро, лебедь, мышь, шелковое кашне, шампунь.
Проверка по эталону. Слайд 10.
Знаменитая фамилия (ж.р.,1скл.), избирательный бюллетень (м.р., 2 скл.), яблочное повидло (ср.р., 2 скл.), грузовое такси (ср.р.), старинный рояль (м.р., 2 скл.), заказная бандероль (ж.р., 3 скл.), запасной путь (м.р., разноскл.), горячий кофе (м.р.), авторитетное жюри (ср.р.), военный атташе (м.р.),известный маэстро (м.р.), черный лебедь(м.р.,2 скл.), полевая мышь (ж.р., 3 скл.), шелковое кашне (ср.р.), новый шампунь (м.р., 2 скл.).
Работа по учебнику. (Индивидуально).Упр. 232 (6 ), 1 вариант – от солнца³, 2 вариант- ладонь³.
Проверка. Слайд 11.
От солнца³ - сущ.
1.Сдвинул (от чего?) от солнца.
Н.ф. – солнце.
2. Пост. – нариц., неодуш., ср. род, 2 скл.; непост. – ед. число, Р.п.
3. Сдвинул (от чего?) от солнца (дополнение).
Ладонь³ – сущ.
1. Царапает (что?) ладонь.
Н.ф. – ладонь.
2. Пост. – нариц., неодуш., ж.р., 3 скл.; непост. – ед. число, В.п.
3. Царапает (что?) ладонь (дополнение)
Работают в паре самостоятельно, осуществляют самооценку, фиксируют свои достижения в листе самоконтроля
Производит совместный разбор заданий с учащимися, комментирует
5
5
5
Практическая работа.
Тест. Имя существительное.
1.Как изменяются имена существительные?
А) по временам, числам, родам;
Б) по родам, падежам и числам;
В) по лицам и числам;
Г) по родам, падежам, числам и лицам;
Д) по числам и падежам.
2. Назовите разряды имен существительных по значению.
А) относительные, притяжательные, качественные;
Б) конкретные, отвлеченные, собирательные, вещественные;
В) неопределенные, отрицательные, возвратные;
Г) повелительные, условные, изъявительные;
Д) переходные, действительные, страдательные.
3. Назовите существительные мужского рода:
А) проныра, задира, ябеда, соня;
Б) шоссе, метро, такси, радио;
В) шампунь, тюль, какаду, кофе;
Г) Миссисипи, МГУ, Гималаи, леди;
Д) семя, стремя, время, знамя.
4. Выберите слова, имеющие форму только множественного числа.
А) шахматы, чернила, ножницы, поле;
Б) масло, нефть, студенчество, крупа;
В) листва, деньги, молодежь;
Г) дрожжи, сани, хлопоты, прятки;
Д) любовь, брюки, пальцы, воздух.
5. Укажите разносклоняемые имена существительные:
А) темя, знамя, время, путь;
Б) бюро, пальто, кофе, жюри;
В) армия, санаторий, волнение;
Г) такси, кафе, радио, маэстро;
Д) леди, кашне, кино, шоссе.
6. Укажите правильный вариант пропущенных букв:
по тусклой зыб.., приказ о возвращени.., о человеческой фантази.., в лунном сиянь.., держать ногу в стремен.., в горах Швейцари.., к Мари.. Петровн…
А) –и, -и, -и, -е, -и, -и, -и, -е;
Б) –е, -и, -и, -и, -е, -и, -е, -е;
В) –и, -и, -и, -и, -и, -и, -и, -е;
Г) –е, -е, -и, -и, -и, -и, -и, -е;
Д) –е, -е, -е, -е, -и, -и, -и, -е.
7. Укажите правильный вариант пропущенных букв:
звоноч..к, бубенч..ки, реч..нка, горош..к, реч..нька, пальч..ки, листоч..к.
А) –и, -и, -о, -ы, -е, -и, -и;
Б) –и, -е, -ё, -и, -и, -е, -и;
В) –е, -и, -о, -е, -е, -и, -е;
Г) –и, -и, -ё, -и, -и, -и, -и;
Д) –е, -е, -о, -е, -и, -е, -е.
8. От каких слов можно образовать существительные с суффиксом
–щик?
А) обида, разведать, камень;
Б) поднос, автомат, заказ;
В) буфет, переводить, резать;
Г) переписать, возить, подряд;
Д) угон, барабан, кровля.
9. В каком слове перед суффиксом пишется ь?
А) пон..чик;
Б) стекол..щик;
В) камен..щик;
Г) барабан..щик;
Д) табун..щик.
10. Когда пол- пишется через дефис с последующим существительным?
А) пол..зарплаты, пол..часа, пол..беды;
Б) пол..круга, пол..суток, пол..тарелки;
В) пол..города, пол..минуты, пол..дома;
Г) пол..Москвы, пол..арбуза, пол..литра;
Д) пол..дыни, пол..метра, пол..километра.
Ответы. Слайд 12.
1 Д , 2 Б, 3 В, 4 Г, 5 А, 6 А, 7 В, 8 Д, 9 Б, 10 Г
Выполняет задание и проводит самооценку по критериям
Осуществляет мониторинг
9
6
Рефлексия. Слайд 13
«Синквейн». Составить на тему «Имя существительное»
Синквейн – это один из приемов активации познавательной активности учащихся на уроке. Состоит из пяти строк
1.существительное
2.прилагательные 2
3.глаголы 3
4. фраза, несущая определенный смысл
5 вывод, одно слово, существительное
Проводят рефлексию знаний, соотносят цель и результаты
Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся
2
7
Домашняя работа. Слайд 14
1. Рассказ на грамматическую тему«Каким членом предложения может быть существительное?» с примерами – предложениями, в которых существительные выступают в роли подлежащего, сказуемого, дополнения, обстоятельства.
2. Упр.231 (1-4)
Записывают домашнее задание
1
Лист самоконтроля Лист самоконтроля
Фамилия, имя ученика_________________________Фамилия, имя ученика_________________________
№
Вид задания
Отметка
№
Вид задания
Отметка
1
Морфемный разбор
1
Морфемный разбор
2
Работа в группах. Составление схемы.
2
Работа в группах. Составление схемы.
3
Работа в парах. Определить склонение имен существительных.
3
Работа в парах. Определить склонение имен существительных.
4
Работа по учебнику. (Индивидуально) Упр. 232
4
Работа по учебнику. (Индивидуально) Упр. 232
5
Практическая работа.
Тест. Имя существительное.
5
Практическая работа.
Тест. Имя существительное.
Анализ урока учащимися
Какие формы работы на уроке тебе нравятся больше всего?
Поставь баллы от 1 до 5:
Индивидуальная - работа в парах -
По карточкам - самостоятельная работа -
Работа в группах - коллективная работа -
Анализ урока учащимися
Какие формы работы на уроке тебе нравятся больше всего?
Поставь баллы от 1 до 5:
Индивидуальная - работа в парах -
По карточкам - самостоятельная работа -
Работа в группах - коллективная работа -
Лист самоконтроля Лист самоконтроля
Фамилия, имя ученика_________________________ Фамилия, имя ученика_________________________
№
Вид задания
Отметка
№
Вид задания
Отметка
1
Морфемный разбор
1
Морфемный разбор
2
Работа в группах. Составление схемы.
2
Работа в группах. Составление схемы.
3
Работа в парах. Определить склонение имен существительных.
3
Работа в парах. Определить склонение имен существительных.
4
Работа по учебнику. (Индивидуально) Упр. 232
4
Работа по учебнику. (Индивидуально) Упр. 232
5
Практическая работа.
Тест. Имя существительное.
5
Практическая работа.
Тест. Имя существительное.
Анализ урока учащимися
Какие формы работы на уроке тебе нравятся больше всего?
Поставь баллы от 1 до 5:
Индивидуальная - работа в парах -
По карточкам - самостоятельная работа -
Работа в группах - коллективная работа -
Анализ урока учащимися
Какие формы работы на уроке тебе нравятся больше всего?
Поставь баллы от 1 до 5:
Индивидуальная - работа в парах -
По карточкам - самостоятельная работа -
Работа в группах - коллективная работа -
Практическая работа.
Тест. Имя существительное.
1.Как изменяются имена существительные?
А) по временам, числам, родам;
Б) по родам, падежам и числам;
В) по лицам и числам;
Г) по родам, падежам, числам и лицам;
Д) по числам и падежам.
2. Назовите разряды имен существительных по значению.
А) относительные, притяжательные, качественные;
Б) конкретные, отвлеченные, собирательные, вещественные;
В) неопределенные, отрицательные, возвратные;
Г) повелительные, условные, изъявительные;
Д) переходные, действительные, страдательные.
3. Назовите существительные мужского рода:
А) проныра, задира, ябеда, соня;
Б) шоссе, метро, такси, радио;
В) шампунь, тюль, какаду, кофе;
Г) Миссисипи, МГУ, Гималаи, леди;
Д) семя, стремя, время, знамя.
4. Выберите слова, имеющие форму только множественного числа.
А) шахматы, чернила, ножницы, поле;
Б) масло, нефть, студенчество, крупа;
В) листва, деньги, молодежь;
Г) дрожжи, сани, хлопоты, прятки;
Д) любовь, брюки, пальцы, воздух.
5. Укажите разносклоняемые имена существительные:
А) темя, знамя, время, путь;
Б) бюро, пальто, кофе, жюри;
В) армия, санаторий, волнение;
Г) такси, кафе, радио, маэстро;
Д) леди, кашне, кино, шоссе.
6. Укажите правильный вариант пропущенных букв:
по тусклой зыб.., приказ о возвращени.., о человеческой фантази.., в лунном сиянь.., держать ногу в стремен.., в горах Швейцари.., к Мари.. Петровн…
А) –и, -и, -и, -е, -и, -и, -и, -е;
Б) –е, -и, -и, -и, -е, -и, -е, -е;
В) –и, -и, -и, -и, -и, -и, -и, -е;
Г) –е, -е, -и, -и, -и, -и, -и, -е;
Д) –е, -е, -е, -е, -и, -и, -и, -е.
7. Укажите правильный вариант пропущенных букв:
звоноч..к, бубенч..ки, реч..нка, горош..к, реч..нька, пальч..ки, листоч..к.
А) –и, -и, -о, -ы, -е, -и, -и;
Б) –и, -е, -ё, -и, -и, -е, -и;
В) –е, -и, -о, -е, -е, -и, -е;
Г) –и, -и, -ё, -и, -и, -и, -и;
Д) –е, -е, -о, -е, -и, -е, -е.
8. От каких слов можно образовать существительные с суффиксом–щик?
А) обида, разведать, камень;
Б) поднос, автомат, заказ;
В) буфет, переводить, резать;
Г) переписать, возить, подряд;
Д) угон, барабан, кровля.
9. В каком слове перед суффиксом пишется ь?
А) пон..чик;
Б) стекол..щик;
В) камен..щик;
Г) барабан..щик;
Д) табун..щик.
10. Когда пол- пишется через дефис с последующим существительным?
А) пол..зарплаты, пол..часа, пол..беды;
Б) пол..круга, пол..суток, пол..тарелки;
В) пол..города, пол..минуты, пол..дома;
Г) пол..Москвы, пол..арбуза, пол..литра;
Д) пол..дыни, пол..метра, пол..километра.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ