Конспект урока для 4 класса "Личные местоимения. Исследование грамматических признаков личных местоимений"
Развернутый конспект урока по русскому языку в 4 классе
Развивающая система Л.В. Занкова
Работу выполнила Кузьмина М.В.
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №1 г. Окуловка
г. Окуловка
2014
Урок русского языка в 4 классе.
Тема: Личные местоимения. Исследование грамматических признаков личных местоимений
Урок «открытия» нового знания.
Цели урока: - актуализация знаний учащихся о местоимениях
- формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности к русскому языку на основе соединения теоретического материала с пониманием его практического применения
- формулирование высказывания в рамках учебного диалога и в монологической форме
Планируемые результаты:
Предметные: уметь распознавать местоимения, определять грамматические признаки местоимения, применять знания в практической ситуации
Метапредметные (УУД)
• Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
• Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку, как учителя, так и оценку учеников.
• Коммуникативные: учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные:
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах;
• развитие самостоятельности; самооценки;
• развитие интереса к изучению русского языка.
Ресурсы: компьютерная презентация урока, карточки для итога урока (критериальное оценивание), карточки для групповой работы.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
1.Орг.момент.
Психологический настрой.
Цель этапа: включение учащихся
в деятельность.
2.Пробное учебное действие.
Определение темы урока.
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к приобретению нового знания.
3.Постановка учебной задачи
Цель этапа: обсуждение темы и цели урока
4. Актуализация знаний.
Цель:
актуализация знания учащихся о местоимениях
4.Открытие нового знания.
Цель этапа: развитие умения решать учебно-познавательные задачи
- определение грамматических признаков местоимения
- объяснение, на кого или на что указывают личные местоимения
- применение знаний в практической ситуации
Физкультминутка.
Цель:снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.
5.Включение в систему знаний.
Развитие умения
- ориентироваться в разных вариантах выполнения заданий
- планировать свою деятельность в соответствии с учебным заданием
- представлять результат своей деятельности
6.Этап закрепления -самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.
Цель: закрепить полученные знания,
развитие умения решать учебно-познавательные задачи
7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Цель: сформировать умение
- соотносить результат с поставленной целью
- оценивать результат своей деятельности
- Ребята, каким вы хотите видеть наш урок?
(Интересным, познавательным).
- Пожелайте друг другу удачи.
Вы единая команда, и будете совместно добывать знания. А чтобы знания были крепкими, вы должны работать дружно.
- Я желаю вам удачи.
Сегодня на уроке мы будем учиться сравнивать, анализировать и оценивать свою работу и откроем еще одну маленькую тайну русского языка. А подобрать ключ к этой тайне нам помогут задания.
Готовы? Какое открытие сделает каждый из вас – вы поделитесь в конце урока.
На доске текст:
Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на самом деле редко лисе это удается. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.
- Ребята, прочитайте текст. Какие задания к тексту вы можете предложить? (отредактировать текст, исправить речевые ошибки)
-Давайте, исправим речевую ошибку
- Прочитайте получившийся текст.
- Какую часть речи вы заменили в тексте? (им.сущ.)
-Какая часть речи вам помогла? (местоимение)
- Назовите грамматические признаки имен существительных.
-Как вы думаете, если местоимения могут заменить имена существительные, значит, они могут иметь те же грамматические признаки, что и имена существительные или нет?
- Кто догадался, над какой проблемой мы будем работать сегодня на уроке?
- Сформулируйте тему нашего урока?
- Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока.
- Сегодня на уроке мы выясним, какие грамматические признаки могут быть у личных местоимений, и научимся их различать
Расскажите, что вы знаете о местоимении
Составление кластера
Личные мест. бывают 1,2 и 3 лица Значение можно понять только в предл. Указ. на предметы, их признаки и количество, но не называют их
местоимения
Мест. 3л. ед. ч. имеют форму рода Имеют форму числа, но не изменяются по числам
1. Исследовательская работа в группах
- Подумайте, с какой целью я дополнила кластер.
Личные мест. бывают 1,2 и 3 лица
- Вы сделаете открытие, выполнив практическую работу.
Каждой группе выдана карточка с предложениями, где нужно вставить местоимения и ответить на вопрос:
На кого указывают эти местоимения.
« Стой, братцы, стой! – кричит
Мартышка. Погодите! Как музыке идти? Ведь … не так сидите.
… с басом, Мишенька, садись против альта,
…, прима, сяду против вторы;
Тогда уж музыка пойдет не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет:
… все-таки на лад нейдет.
« Постойте ж, … сыскал секрет! –
Кричит Осел, - …, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем.»
Свойство зеркальце имело:
Говорить ... умело.
На него … взглянула,
Тяжелешенько вздохнула.
Отвели … девицу,
Вверх во светлую светлицу.
Только месяц показался,
… за ним с мольбой погнался.
2. Вывод. Обобщение и заполнение кластера
- Какое открытие вы сделали?
Личные местоимения бывают 1,2 и 3 лица
Местоимениями Я и МЫ говорящие указывают на себя
Мест. ОН, ОНА, ОНО, ОНИ могут указывать на одуш. и неодуш. предметы
Местоимения ТЫ, ВЫ указывают на лицо или лица, к которым обращена речь
- Оцените вклад каждого в работе группы.
- Прочтите рубрики «Это надо знать» на с.131, 134.
Сопоставьте рубрики с вашими выводами.
Физкультминутка «Берегите глаза» и использованием ИКТ
1.Инсценирование ситуаций.
Докажите утверждения из рубрики «Это надо знать» (с.131). Используйте примеры из рубрики или свои примеры, инсценируйте ситуации.
Подтвердите примерами утверждения из рубрики «Это надо знать» (с.134)
- К кому вы обращаетесь на Вы?
- В какой ситуации ты говоришь – мы?
- В какой - они?
2. Определение грамматических признаков местоимений, роли местоимений в речи.
Упр.231, с.134.
3. Обобщение.
- Какую тайну открыли сегодня на уроке?
Вам предлагается в качестве закрепления материала сегодняшнего урока выполнить упражнение «Экзаменатор»
Каждый из вас составит вопрос для экзамена по теме урока и задаст его одноклассникам.
Взаимопроверка по эталону.
Возвращение к цели урока.
- Какую цель ставили на урок?
- Удалось ли достичь цели?
- Оцените свои знания на данном этапе.
Задание на самооценку:
- Сегодня на уроке я узнал…
- Для меня было открытием то, что…
- Урок мне показался интересным ( не интересным )…
- С каким настроением вы уходите с этого урока?
- Как оцениваете свою работу?
- Кого особенно хотите похвалить за работу?
- Я тоже испытала радость от того, что мы дружно справились со своей задачей.
- Благодарю всех за работу.
Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе.
Редактирование текста
Работа в парах на карточках
Формулировка темы урока.
Формулировка цели урока.
Предположения детей
Деление на группы
Повторение правил работы в группе
Работа в группах по карточкам
Каждая группа формулирует вывод, выбирает выступающего, который защищает работу группы.
Оценка работы группы и ее участников.
Сопоставление рубрик с выводами, анализ своих выводов.
.
Самостоятельная работа по составлению вопросов для экзамена.
Опрос одноклассников.
Критериальное оценивание (карточка)
Личностные - настрой на позитивное начало урока
- проявление
эмоционально-ценностного отношения к тайнам русского языка
Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Познавательные умения:
- определять лицо, число и род личных местоимений
- объяснять, на кого или на что указывают личные местоимения
Регулятивные умения:
- выполнять учебные задания в соответствии с целью
- контролировать и оценивать результат учебной деятельности
Коммуникативные умения:
- выполнять учебные задания в группах
- представлять результат деятельности
Познавательные – умение анализировать информацию.
Личностные умения:
- проявление интереса к инсценированию, работе с текстом
Познавательные умения:
- определение грамматических признаков местоимений, роли местоимений в речи
Регулятивные умения:
- выполнять учебное действие в соответствии с заданием
- умение применять полученные знания на практике.
Коммуникативные умения:
- представлять результат деятельности
Регулятивные: способность оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку, как учителя, так и оценку учеников.
Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ