Конспект урока для 10 класса «Морфемика и словообразование»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гиагинского района
«Средняя образовательная школа №7»
Интегрированный урок
русского языка в 10 классе
по теме:
«Морфемика и словообразование»
Составлен учителем
русского языка и литературы
высшей категории
Качановой Оксаной Владимировной
п. Новый
2014 г.
Тип урока: комбинированный.
Продолжительность: 45 минут.
Виды деятельности на уроке: лексический диктант, логико-смысловое моделирование (при повторении правил правописания безударных гласных, гласных в корнях слов).
Цели:
дидактическая: создать условия для обобщения единичных знаний по морфемике и орфографии, привести их в систему (определяется самостоятельно учениками);
развивающая: способствовать развитию умения осмысленного выбора правил для написания корней с чередованием с опорой на логико-смысловую модель;
воспитательная: способствовать привитию интереса к русскому языку, используя нестандартные формы преподавания.
Ожидаемые результаты:
Учащийся научиться выделять морфемы; определять условия выбора написания корней с чередованием; применять знания по образцу и в сходных условиях.
Межпредметные связи: информатика, литература.
Средства обучения:
Мультимедиа;
Шаблоны ЛСМ
Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. В.Ф. Греков, Л.А.Чешко. – М.: Просвещение, 2012.
План урока
Постановка учебной задачи.
Проверка домашнего задания: лексический диктант.
Повторение орфографии.
1. Конструирование ЛСМ по теме «Правописание безударных гласных в корнях слов».
2. Практикум: ты ученик – ты учитель.
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
Работа с учебником: выполнение упражнений №78, 79 (устно).
Домашнее задание.
Ход урока
Этап
Содержание, речь учителя
Примерные ответы учащихся
Слайды
I.Поста-
yнов-ка
учебной
задачи
- Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок русского языка посвящен «Морфемике и словообразованию».
- Скажите, что мы должны сегодня вспомнить и повторить относительно темы урока?
- Правильно, а начнем с проверки домашнего задания, которая пройдет в форме лексического диктанта.
Учащиеся записывают тему в тетради.
- Сегодня на уроке мы вспомним, что является строительным материалом для слов, повторим основные правила правописания безударных корней и корней с чередованием.
II.Проверка домашнего задания: лексический диктант.
Лексический диктант.
Цель: выравнивание знаний и проверка готовности к уроку, знание определений по морфемике.
Для проверки лексического диктанта раздаются листки-заготовки (приложение №1). На экране высвечивается вопрос, учащиеся записывают ответ. (Вопросы на слайде №2). После того как ученики сдадут листки с ответами, на экране появится эталон ответа (слайд №3). Для лучшего запоминания рекомендуется понятие и определение повторить.
- Лингвисты, сравнивая и анализируя слова, пришли к выводу, что многие слова делятся на фрагменты – «смысловые кирпичики», которые называют морфемами. Сколько их всего?
- Каждая морфема имеет определенное значение. Рассмотрим значения морфем на конкретном примере (слайд №4). Предлагаю слово ПРИШКОЛЬНЫЙ разделить на морфемы и попытаться определить, что они обозначают.
- Обменяйтесь карточками –заданиями, которые вы приготовили дома. На выполнение задания – 3 минуты. Карточки сдать на проверку учителю.
Ученики подбирали слова в соответствии со способами образования слов в русском языке, но морфемы не выделяли. Другой ученик должен выделить морфемы и указать способы образования слов. Выставляется две оценки: тому, кто подобрал слова, и тому, кто выделил морфемы графически. (Вариант карточки – задания в приложении №2).
- Всего морфем
четыре: приставка, корень, суффикс, окончание , а также постфикс (ся, сь) и интерфикс (соединительные гласные о и е).
- ПРИ-ШКОЛЬ – Н-ЫЙ – это прилагательное. Пришкольный – пришкольная – пришкольного – значит – ЫЙ – окончание. Окончание – ЫЙ говорит о том, что слово является прилагательным в форме мужского рода именительного падежа. ПРИШКОЛЬН – основа. –Н-суффикс прилагательного. Приставка ПРИ – означает нахождение вблизи чего-либо. – ШКОЛЬ- - корень.
III.Повторение изученного материала по теме «Орфография».
1. Конструирование ЛСМ по теме «Правописание безударных гласных в корнях слов».
2.Практикум: ты ученик – ты учитель.
- Умение правильно выделять морфемы в словах необходимо для выработки орфографической зоркости. Сегодня мы повторим правила, связанные с правописанием безударных гласных корней. Наглядно представим все правила написания безударных гласных нам поможет ЛСМ.
Учащиеся получают шаблоны ЛСМ, на которых работают в течение урока. (Можно выполнять задание и в электронном виде на компьютере).
- Правописание гласных в корнях слов подчиняется разным правилам. Представим их в виде логико-смысловой модели. Но прежде мы должны понять для чего это нужно?
- Всем известно, что гласные в безударной позиции очень опасны, именно они дают самое большое количество ошибок в диктантах.
- Где может находиться безударная гласная в слове?
- Перечислите, на какие группы можно разделить правила написания безударных гласных в корнях слов? (луч 2 с координатами)
- Их надо запомнить, при необходимости обратиться к орфографическому словарю.
- Корни с чередованием проверять нельзя. Тогда как же проверять написание таких коней?
- Итак, заполняем луч К3 в схеме ЛСМ: какие группы корней зависят от лексического значения?
- Правописание каких же корней зависит от ударения? Отмечаем координаты-корни на луче К4. При этом помним: «Мы под ударением пишем без сомненья то, что слышим!» Сформулируйте правило.
- Конечно же, нам надо запомнить слова-исключения. Что это за слова?
- Какие еще корни будут на луче К4 координатами? Как будем действовать в этом случае?
- Чередоваться могут не только гласные звуки, но и согласные, например, ПРОСТИТЬ-ПРОЩЕНИЕ. Чаще всего они при чередовании никак не мешают гласным. Но есть корни, в которых согласные командуют гласными и заставляют их тоже чередоваться. Скажите, какие это корни?
- Итак, вторая группа – написание корня зависит от согласной.
Работа идет одновременно на координатах К5 и К6, учащиеся сами формулируют правило, вспоминают слова-исключения.
- Самая большая группа – 4, в которой написание гласной в корне зависит от суффикса А. Давайте вспомним правило. Сколько корней? Назовите их и отметьте на координатной прямой К7. Сюда же относятся и корни –КОС-КАС-.
- Последняя координата призывает нас запомнить. Что же надо запомнить?
- Сюда же отнесем и слово ПЛЫВУН. В остальных словах смело пиши А.
- Ребята, а в чем же заключается секрет слов: город – град, голова – глава, дерево – древо? (луч 8 ч координатами).
Откуда взялись в русском языке такие пары?
Ученики получают карточки, выполняют задание в течение 3 минут, затем обмениваются карточками и по эталону проверяют работу друг друга. (2 мин.)
- Цели нашей работы:
1. Закрепить навыки нахождения орфограммы.
2. Закрепить умение применять правила на практике.
3. Повышение грамотности (цель на перспективу).
- Безударная гласная может находиться в корне, приставке, суффиксе или окончании.
- 1-я группа – проверяемые ударением: дОлины – дОлы. Здесь используем «золотое правило русского языка».
- 2-я группа – непроверяемые, т.е. словарные слова: вИнЕгрет, ОрнамЕнт.
- 3-я группа – корни с чередованием.
- Выбирать чередующуюся гласную в соответствии с правилами их чередования.
- Есть две пары корней, в которых чередованием О-А командует смысл слов: - МАК -=погружать,
-МОК-=пропускать жидкость,
- РОВН - =гладкий,
- РАВН-= одинаковый (искл.: рАвнина)
- От ударения зависят корни: -ГОР—ГАР и –ЗОР- ЗАР-. В корнях –зор-зар- - под ударением пиши О; в корнях - гор- гар- под ударением пиши А.)
- Это ЗОРЯНКА, ЗОРЕВАТЬ, ВЫГАРКИ.
- Корни –ТВОР-ТВАР, -КЛОН-КЛАН-. С этими корнями все просто: без ударения всегда пиши О, а под ударением помним: «МЫ ПОД УДАРЕНИЕМ ПИШЕМ БЕЗ СОМНЕНЬЯ ТО, ЧТО СЛЫШИМ!»
- Это корни -ЛАГ- ЛОЖ-, -СКАК-СКОЧ-, -РАСТ – РАЩ – РОС-.
- Если за корнем есть суффикс А, то пиши в корне И. Таких корней 10.
- Надо запомнит корни –ПЛОВ-ПЛАВ-, где буква О пишется только в двух словах: пловец, пловчиха.
- Здесь нужно вспомнить о полногласных и неполногласных сочетаниях. В старославянском языке, который существовал в древности встречалось много слов с неполногласными сочетаниями: глас, град, врата. Они прижились в нашем языке и «построились в пары» с нашими словами: голос, город, ворота.
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
- Вы доказали, что теория и практические навыки усвоены и готовы закрепить знания по теме урока.
Работа с учебником: выполнение упражнений 78,79 (устно). Ученики по очереди читают слова и объясняют их написание.
Вывод по уроку:
- Ученые утверждают, что объем научных знаний удваивается через каждые 8-10 лет, а это значит, что полученное образование быстро стареет. Как не отстать от жизни и идти в ногу со временем?
- Значит, на уроках русского языка мы занимаемся нужным и важным делом – учимся учиться. Спасибо за урок!
Домашнее задание: упр. 85, с.75 (вопросы).
- Конечно, заниматься самообразованием.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ