Конспект урока для 3 класса на тему «Текст. Типы текстов. Повторение»
Работу выполнила: Маракулина Е.Ю.
учитель начальных классов
МАОУ Гимназия №86, г.Нижний Тагил
Урок русского языка с использованием проектных технологий.
Создание специального выпуска «Первоклассной газеты».
УМК «Перспектива», 3 класс
Тема: «Текст. Типы текстов. Повторение»
Цель: Совместный выпуск «Первоклассной газеты».
Задачи: Систематизировать знания учащихся о типах текстов.
Формировать умение распознавать текст описание, повествование, рассуждение; способствовать развитию умения дифференцировать типы текста в зависимости от выбранной ситуации; стимулировать познавательную активность учащихся.
Воспитывать ответственность, чувство коллективизма.
Ход урока:
I Организационный момент.
- Сегодня у нас не обычный урок русского языка, а мастерская.
- Как вы понимаете, что такое мастерская?
- Кто в ней работает?
Сегодня мы с вами будем мастерами слова. Кого можно так назвать? А можно ли назвать мастерами слова создателей газет? Мы с вами уже третий год с удовольствием работаем с «Первоклассной газетой». Мы не только изучаем предложенные статьи и выполняем увлекательные задания, но и овладеваем приёмами вдумчивого чтения и навыками поиска информации.
Для привлечения внимания общества к вопросам развития культуры Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина 2014 год объявлен Годом культуры.
В рамках этого события мы с вами решили выпустить специальный номер «Первоклассной газеты». Чему должен быть посвящён этот номер? Как вы думаете, о чём можно рассказать на страницах газеты? (о достижениях города Нижний Тагил в области культуры).
Я напечатала обложку, которую мы сообща, создали на прошлом уроке, обсудив все предложенные варианты. Посмотрите, какая красивая она у нас получилась. Сегодня на уроке наша задача поработать над содержанием «Первоклассной газеты».
II Тема и цель урока.
- Вспомним, что же такое газета? (Работа с толковым словарём)
- Чтобы отразить события политической и общественной жизни города, какими знаниями и навыками мы должны обладать? Что должны уметь? Попробуйте сформулировать тему и цель урока.
(должны хорошо уметь работать с текстом, определять тип текста и подбирать определённый тип в зависимости от ситуации).
III Систематизация знаний.
1) Понятия «текст, тема, главная мысль». Определение типа текста.
- Начнем мы нашу работу с того, что вспомним, что такое текст и какие бывают тексты.
- Дайте определение, что такое текст.
Назовите признаки текста:
Текст имеет свою тему и основную мысль.
Текст всегда можно озаглавить.
Каждое следующее предложение раскрывает мысль предыдущего.
Определите. Какой из предложенных отрывков является текстом и почему?
1) Собака - друг человека. Мойте руки перед едой. На дворе зима. Весенние ручейки поют свою песенку.
2) Много забот у белочки осенью. Скоро наступит зима, выпадет снег. Скачет белка по веткам, несет три орешка. Вот старый дуб, остановилась белочка. Здесь, в дупле дерева, её домик. Прыгнула она в дупло и спрятала орешки. Сыта будет белочка зимой.
Определите тему текста. Какова же главная мысль? Что автор хотел до нас донести? Озаглавьте текст.
- С какими типами текстов мы знакомы? Дайте им определение.
а) чтение текста учеником.
Есть у меня кот - серый в чёрных пятнышках, как в бусинках. Зовут его Василий Васильевич. Толстый кот. Уши у него круглые. На каждой лапе по пяти кривых когтей. Да зубы как иголки острые.
Это очень красивый кот.
(По Е. Чарушину)
- О ком этот текст?
- Что можно представить, читая его?
- Так как же называются тексты, в которых описываются животные, люди, природа, предметы?
Вывешивается табличка синего цвета, на которой написано – ОПИСАНИЕ.
б) чтение текста учеником.
Раз пошли ребята в лес. За ними побежал щенок. Щенок увидел ежа и залаял. Ёж фыркнул и растопырил иголки. Щенок испугался и убежал.
- А о чём этот текст?
- Давайте вспомним, как называется текст, в котором повествуется о событиях, поступках героев?
Вывешивается табличка красного цвета, на которой написано – СООБЩЕНИЕ.
в) чтение текста учеником.
Пластмассовых полотенец пока нет. Потому что ткани из химических волокон плохо впитывают воду, поэтому ими нельзя вытирать руки.
(Г. Ганейзер, В. Парини)
- Что объясняется в этом тексте?
- Как называются тексты, в которых объясняются причины событий, явлений, доказывается что–либо?
Вывешивается табличка зелёного цвета, на которой написано – РАССУЖДЕНИЕ.
- Итак, мы повторили, что такое текст и вспомнили с какими типами текстов мы знакомы. Как вы думаете, пригодятся ли нам эти знания в работе над нашей газетой?
2) Определение типа текста в зависимости от ситуации.
- Для следующей работы нам понадобятся сигнальные карточки. Они соответствуют цвету таблички, на которой записан тип текста. Слушайте внимательно и поднимите карточку такого цвета, которая соответствует типу текста в данной ситуации:
а) Твои родители уезжают в другой город и спросили, какой тебе привезти подарок ко дню рождения? Ты подробно описываешь подарок.
б) Ты только что был свидетелем смешного происшествия и звонишь другу, чтобы рассказать.
в) Друг спрашивает тебя, почему ты написал контрольную работу лучше всех.
- Как вы думаете, какого типа будет текст, если он называется «Какая бывает роса на траве», «Почему я не ем манную кашу», «Случай с Евсейкой», «Как мы делали новогодние игрушки», «Моя любимая игрушка», «Зачем нужны в классе цветы?»
- Для чего нужно различать типы текстов? (Чтобы грамотно подбирать их в зависимости от ситуации).
4) Работа в группах.
Перед тем как работать в парах повторим правила работы.
Найдите инструкцию по выполнению работы.
Перед вами стоит задача:
прочитать вдумчиво текст,
определить тему и главную мысль, записать заголовок на строке.
Составить к тексту один «тонкий» и один «толстый» вопрос.
Выбрать к тексту фотографию, подходящую по содержанию, наклеить её в рамочку.
Оценить свою работу по пятибалльной шкале.
Поменяться работами с соседом. Оценить его работу.
Обсудить выполненные задания и лучшие заголовки и вопросы записать на странички газеты.
Подготовиться к выступлению у доски.
Итог урока. Рефлексия
- Какова была цель нашего урока? Мы её достигли? – С каким настроением заканчиваем наш урок? (Дети вывешивают на доску знаки)
Приготовьте сигнальные карточки.
– Я благодарю вас за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с такой сложной темой.
V. Д/З
Источники информации:
1. Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. – М., 1993.
2. Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1990.
3. Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. – М., 1994.
4. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина Уроки русского языка 3 класс Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Серия «Академический школьный учебник» Серия «Перспектива». – М., 2012.
5. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2011/07/15/prezentatsiya-k-uroku-russkogo-yazyka-v-3-klasse-po-teme
Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме: "Закрепление понятия текст-описание. Упражнение в определении окончаний имён прилагательных по вопросу.
6. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/02/04/tipy-tekstov
Типы текстов.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ