Конспект урока для 3 класса "Повторение старого и открытие нового"
Технологическая карта урока
Тема урока
Повторение старого и открытие нового.
Тип урока
Комбинированный
Формы работы
Фронтальная
Работа в парах
Работа в группах
Цели урока
Создать комфортные условия для усвоения материала и реализации возможностей учащихся.
Развивать умения правильно формулировать учебную цель, делать самостоятельные выводы.
Задачи урока
провести наблюдение над синонимами, антонимами и омонимами;
выявить особенности образования слов;
уметь подбирать синонимы, антонимы;
развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;
продолжить работу по воспитанию самостоятельности, взаимоуважения.
№
п/п
Этапы урока
Формируемые умения
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1.
Организационный
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Реализация общеучебных умений и навыков.
Итак, русский язык, друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас! Хотите учиться?
Значит можно всем садиться.
Правила посадки.
-Руки на месте?
-Ноги на месте?
-Локти у края?
-Спинка прямая?
Закончите предложение.
Сегодня я пришёл на урок русского языка для того, чтобы………….
А зачем вам это нужно? Это может в дальнейшем пригодиться?
Я тоже продолжу. Сегодня я пришла к вам на урок русского языка для того, чтобы помочь вам стать грамотными, думающими людьми. В русском языке ещё много секретов. Мы обязательно постараемся открыть ещё один.
Чтобы наш урок прошел успешно, какими нужно быть? Я желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке.
Напишите в тетрадях сегодняшнее число.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Отвечают хором:
-На месте!
-На месте!
-У края!
-Прямая!
Высказывают своё мнение.
Обучающиеся настраиваются на работу.
Активными, внимательными, помогать друг другу.
2.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Предметные:
- распознавать синонимы, антонимы, омонимы;
- разграничивать эти понятия.
Метапредметные (УУД)
познавательные:
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
регулятивные:
- высказывать свое предположение;
коммуникативные:
- точно и полно выражать свои мысли.
Раздается стук в дверь. Ученикам передают телеграмму.
Читают:
«Здравствуйте ребята! Пишет Вам Незнайка. Помогите разобраться. Мне нужно объединить слова в пары, а я не могу понять, как это правильно сделать. Буду Вам очень благодарен, если поможете. Спасибо. Незнайка»
Холодный
Красивый
Горячий
Прекрасный
Как называются такие группы слов?
Картинки омонимов
Предлагается тема урока и слова "помощники":
Повторим
Узнаем
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока, о чём мы будем говорить?
- Какую цель поставим перед собой на уроке?
-А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться самостоятельно мыслить.
Холодный – горячий
Красивый – прекрасный
Синонимы и антонимы
омонимы
С помощью слов "помощников" дети формулируют задачи урока.
Вспомнить о словах-синонимах, антонимах, омонимах. Узнать о них что-то новое.
3.
Актуализация знаний.
Предметные:
- правильно работать со словарем;
-
Метапредметные (УУД)
познавательные:
- выполнять классификацию;
- обосновывать основание для классификации;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы, используя информацию учебника
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Откройте учебники на странице 38. Найдите упражнение 36.
С каким словарем будем работать?
Найдите слова НАИВНЫЙ и ОПРЯТНЫЙ в Толковом словаре. Отыщите синонимы этих слов в словарных статьях.
Посовещайтесь в парах и запишите пары синонимов.
Подберите антонимы к словам НАИВНЫЙ и ОПРЯТНЫЙ, используя объяснение этих слов в словарных статьях.
Найдите упражнение 37. Прочтите отрывок из стихотворения Фёдора Глинки о Москве.
Что означает повторённое три раза слово «град»? Найдите в тексте слово с тем же значением, но звучащее по-другому.
Ты догадываешься, что «град» и «город» означают одно и то же?
«Град» - так говорили раньше, «город» - так мы говорим сейчас.
А теперь определи, что означает слово « град» в следующем предложении:
Из темной тучи выпал крупный град.
«Град» (город) и «град» (осадки) одно и тоже слово с разными значениями?
Как называются такие слова?
Найдите упражнение 38.
Найдите в толковом словаре слово СВЕЖИЙ. Подбери антонимы к 1-му и 2-му значениям этого слова. Запишите полученные пары слов.
Я разделила вас на группы. 1 группа найдут в толковом словаре слова ток1, ток2 и ток3.
2 группа –экипаж1 и экипаж2.
3 группа – язык1 и язык2. Докажите что это омонимы.
Как можно доказать, что эти слова омонимы?
Итак, расскажите своими словами, какие слова называются СИНОНИМАМИ, какие – АНТОНИМАМИ, а какие – ОМОНИМАМИ. Приведите примеры синонимов, антонимов и омонимов, пользуясь материалами предыдущих упражнений.
Толковый словарь
Наивный – доверчивый, неопытный.
Опрятный – аккуратный, чистый.
Наивный – недоверчивый, опытный.
Опрятный – неаккуратный, грязный.
Град – город.
Да, это крупный населённый пункт.
Град – это осадки.
Нет.
Омонимы – звучат одинаково, значения разные.
Свежий – испорченный.
Свежий – грязный.
Нужно составить с ними предложения.
Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение
Антонимы – слова с противоположными значениями
Омонимы – звучат одинаково, значения разные.
Физминутка - игра «Делай все наоборот»
Я называю действие, а вы выполняете противоположное действие.
1) Опустите руки вниз.
2) Поднимите руки вверх. }2 р.
3) Голову поднимите.
4) Голову опустите. }2 р.
5) Поворот туловища вправо.
6) ----------------------- влево. }2 р.
7) Закройте глаза (откройте) }2 р.
8) Привстаньте.
9) Присядьте.
Спасибо. Садитесь за парты.
4.
Первичное усвоение новых знаний.
Предметные:
- уметь определять, значение слов;
- учиться выяснять значение новых слов;
Все эти слова древние, они пришли к нам из греческого языка. Сравните их состав:
Син-оним ант-оним ом-оним
Какую общую часть вы обнаружили?
Каждое из этих слов в греческом языке состоит из двух корней.
Общий корень ОНИМ означает «имя», «название». Другие корни переводятся так:
СИН – единый, охватывающий всё;
АНТ – противоположный;
ОМ – один и тот же, одинаковый.
Посмотрите в учебнике, как произошли слова и их значение: «сим+фония», «сим+патия», «сим+метрия».
Можно ли сделать вывод, что эти слова сложные?
А теперь вам предстоит трудное задание. Переведите на русский язык слова «ОМОФОНЫ», «АНТИФОНЫ», «АНТИПАТИЯ», «СИНОПТИКИ».
ОНИМ
Работа с учебниками.
Да.
5.
Первичная проверка понимания
Личностные УУД:
- определять общие для всех правила поведения;
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- работать по предложенному плану;
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- ориентироваться в учебнике;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- уметь находить и выделять необходимую информацию;
- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
Если фон по-гречески означает звук, как ты переведешь слова омофоны, антифоны?
А что такое антипатия?
Зная, что оптика – это приборы, позволяющие лучше видеть, объясни, кто такие синоптики?
Зарядка для глаз:
закройте глаза – откройте ( 2раза),
посмотрите вверх – вниз ( 3раза),
далеко - близко ( 3 раза).,
налево - направо (3 раза)
- Кто был внимателен какие антонимы я вам назвала?
Омофоны – слова с одинаковым звучанием.
Антифоны – слова с противоположным звучанием.
Антипатия – чувство неприязни.
Синоптики – специалисты, дающие прогноз погоды.
6.
Первичное закрепление
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Упражнение 39. Сочини и запиши предложения с использованием нескольких новых для тебя слов.
Сначала устно, а затем некоторые предложения записывают в тетради.
Синоптики предсказывают приближение грозы.
Узоры на ковре составляют симметрию.
Оркестр исполнял симфонию.
Молодой человек испытывал симпатию к девушке.
7.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
- Ребята, а для чего нам нужно уметь подбирать синонимы и антонимы? Где их можно чаще всего встретить?
Да, синонимы и антонимы делают нашу речь яркой, выразительной.
Вы часто встречаете синонимы и антонимы на уроках математики, они имеются в загадках, пословицах, некоторых рассказах, стихотворениях.
Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали.
Выставление оценок.
8.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Творческое:
Составить словосочетание с омонимами, все возможные варианты: например: бить (бить в колокол, бить ключом, бить соседа)
Ключ
Лист
Лук
Рысь
Тройка
Или учебник Упр.40
9.
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
--Вспомним тему урока.
--Какую цель ставили?
--Как достигали поставленную цель?
--Что помогало в достижении цели?
--Что нового сегодня вы узнали на уроке?
Продолжите предложения.
Сейчас я проверю, чему вы научились.
"Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь : ... (низко)
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь : ...(близко)
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь : ...(пол)
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты : ...(нашел)
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты : ...(храбрец)
Теперь НАЧАЛО я скажу,
Ну, отвечай : ...(конец)
Хорошо! Молодцы!
- Оцените свою работу, своё самочувствие на уроке с помощью условных знаков (смайлики) .
Участвуют в диалоге с учителем.
Анализируют и осмысливают, проговаривают и фиксируют свои достижения.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ