Конспект урока для 8 класса «Повторение. Типы и стили речи»

Урок русского языка в 8 классе.


Тема: «Повторение. Типы и стили речи» (2 часа).


Место урока в системе уроков: в учебнике под ред. С. Г. Бархударова и др. данный урок завершает общее повторение изученного в 7 классе и является первым уроком в системе уроков по развитию речи в 8 классе.


Тип урока: урок рефлексии.


Технология: урок разработан в системе традиционного обучения с опорой на технологию деятельностного метода.


Цель урока: помочь учащимся повторить и закрепить учебный материал о стилях и типах речи.


Задачи:


1. Создать условия для актуализации и систематизации знаний о стилях и типах речи (через индивидуальную самостоятельную аналитическую работу с электронной презентацией).


2. Создать условия для формирования навыка определения стилей и типов речи и выработки алгоритма применения данного материала при выполнении заданий, аналогичных экзаменационным (через пошаговое усложнение заданий: от фронтальных бесед к взаимопроверке, индивидуальной проверке и самостоятельной комплексной работе в электронном варианте).


3. Способствовать закреплению знаний о стилях и типах речи через создание аналогичного буклета (продуктивное воспроизведение знаний, которое начинается на уроке и продолжается в домашней работе).



Оснащение урока: электронная презентация «Стили и типы речи», электронная версия самостоятельной работы с фрагментами из текстов, предложенных для анализа в материалах ЕГЭ для 9 класса, шаблоны таблиц по стилям и типам речи (раздаточный материал).








Ход урока.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация учебной деятельности.

- Обратимся к текстам (на листах выданы на парты), прочитаем 1-2 абзацы текста.

- Обратимся к заданию: «Какая характеристика соответствует тексту?»

- Как бы вы ответили на этот вопрос?

- Сформулируйте своё затруднение.

1 ученик читает вслух.


Молчат, сразу затрудняются ответить.



Отвечают фронтально:

- Я не помню, как отличить стили от типов речи.

- Я помню, что есть описание, повествование, но относится ли это к стилям речи?

- Я помню, что есть художественный и публицистический стиль, но уже затрудняюсь, как их определить.

2. Целеполагание.

- Какую же цель мы поставим перед сегодняшним уроком?

- Повторить сведения о стилях и типах речи.

-Закрепить свои знания, чтобы легко определять у текста стиль и тип речи.

- Научиться выполнять задания, похожие на экзаменационные.

3. Формулирование темы урока.

- Как же мы сформулируем тему урока?

- Стили и типы речи. Повторение.

4. Организация учебной деятельности по актуализации материала.

- Повторение каждый произведёт самостоятельно, работая с электронной презентацией (слайды № 1-6). Начнём со стилей речи. Задание перед повторением: «Заполните таблицу с заголовком «Стили речи» названиями разделов, которые повторяются при характеристике каждого стиля речи. Если есть необходимость, то кратко заполните эти графы».

Индивидуальная (или в парах) работа с электронной презентацией, заполнение шаблона таблицы графами:

  1. Где используется?

  2. Зачем? (функция)

  3. Жанры.

  4. Характерные черты.

  5. Языковые особенности.

  6. Пример.

5. Промежуточное закрепление.

- Какие же разделы используются при характеристике каждого стиля?

- Чем функция разговорного стиля отличается от функции делового стиля?

- Назовите жанры публицистического стиля.

- Назовите языковые особенности художественного стиля.

- Используя эти знания, определите стили речи (слайд № 7 или раздаточный материал).

- Фронтальные ответы.












- Самостоятельная работа с последующим заслушиванием и обсуждением ответов

(проверка: 1.худ.,

2. публиц., 3. научн.,

4. разгов., 5. научн.).

6. Продолжение работы по повторению учебного материала.

- А теперь аналогичным образом поработаем с типами речи (слайды № 8-10): «Заполните графы таблицы по типам речи».

- Работа с презентацией, заполнение шаблона таблицы графами:

1. Признаки типа речи.

2. Схема.

3. Языковые средства.

4. Пример.

7. Промежуточное закрепление.

- Какие графы о типах речи появились у вас?

- Назовите схему рассуждения.

- Перечислите признаки повествования.

- Назовите отличительные языковые средства описания.

- Применяя данные знания, определите типы речи (слайды № 11-13 или раздаточный материал).

- Фронтальные ответы.







- Самостоятельная работа с последующим заслушиванием и обсуждением ответов учащихся (проверка:

1. рассужд.,

2. повеств.,

3. описание).

  1. Итоговое закрепление.

1) Фронтальная работа.

- Как вы полагаете, сможем мы теперь справиться с заданием экзаменационной работы? Обратимся вновь к нему.

- Повторное чтение фрагмента текста, определение с доказательствами стиля и типа речи.

2) индивидуальная работа.

- Проверить качество своих знаний вы сможете, выполнив самостоятельную работу, аналогичную заданиям экзамена, т. е. указав и стиль, и тип речи. Образец записи:

Художественный, описание.

- Выполняют самостоятельную работу на компьютере (можно использовать и раздаточный материал), где предложено 6 фрагментов текстов и в баллах высчитывается количество правильных ответов ( проверка:

1. публиц., рассужд.

2. публиц., рассужд.

3. худ., описание.

4. научн., рассужд.

5. худ., повеств.

6. публиц., рассужд.).

9. Подведение итогов.

- Подводя итоги, поработайте с заданиями слайда №14.






- Какую цель мы ставили перед сегодняшним уроком?

- Какие вопросы вы сформулировали по учебному материалу?

- Оцените свою работу на уроке (в 10-балльной шкале) по параметрам: активность, понимание темы, интерес к данной форме работы.

- Самостоятельно работают ещё раз в режиме повторения с презентацией по стилям и типам речи, дополняют таблицы, формулируют вопросы по теме для одноклассников.

- Повторяют цель урока.


- Задают вопросы и отвечают на вопросы товарищей.

- Производят самооценку.

10. Продуктивное домашнее задание.

1. Завершить (кто не успел на уроке) составление таблиц по стилям и типам речи.

2. Подобрать и оформить в виде тестов небольшие фрагменты текстов для определения стиля и типа речи.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ