Конспект урока для 8 класса «Повторение. Типы и стили речи»
Урок русского языка в 8 классе.
Тема: «Повторение. Типы и стили речи» (2 часа).
Место урока в системе уроков: в учебнике под ред. С. Г. Бархударова и др. данный урок завершает общее повторение изученного в 7 классе и является первым уроком в системе уроков по развитию речи в 8 классе.
Тип урока: урок рефлексии.
Технология: урок разработан в системе традиционного обучения с опорой на технологию деятельностного метода.
Цель урока: помочь учащимся повторить и закрепить учебный материал о стилях и типах речи.
Задачи:
1. Создать условия для актуализации и систематизации знаний о стилях и типах речи (через индивидуальную самостоятельную аналитическую работу с электронной презентацией).
2. Создать условия для формирования навыка определения стилей и типов речи и выработки алгоритма применения данного материала при выполнении заданий, аналогичных экзаменационным (через пошаговое усложнение заданий: от фронтальных бесед к взаимопроверке, индивидуальной проверке и самостоятельной комплексной работе в электронном варианте).
3. Способствовать закреплению знаний о стилях и типах речи через создание аналогичного буклета (продуктивное воспроизведение знаний, которое начинается на уроке и продолжается в домашней работе).
Оснащение урока: электронная презентация «Стили и типы речи», электронная версия самостоятельной работы с фрагментами из текстов, предложенных для анализа в материалах ЕГЭ для 9 класса, шаблоны таблиц по стилям и типам речи (раздаточный материал).
Ход урока.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Мотивация учебной деятельности.
- Обратимся к текстам (на листах выданы на парты), прочитаем 1-2 абзацы текста.
- Обратимся к заданию: «Какая характеристика соответствует тексту?»
- Как бы вы ответили на этот вопрос?
- Сформулируйте своё затруднение.
1 ученик читает вслух.
Молчат, сразу затрудняются ответить.
Отвечают фронтально:
- Я не помню, как отличить стили от типов речи.
- Я помню, что есть описание, повествование, но относится ли это к стилям речи?
- Я помню, что есть художественный и публицистический стиль, но уже затрудняюсь, как их определить.
2. Целеполагание.
- Какую же цель мы поставим перед сегодняшним уроком?
- Повторить сведения о стилях и типах речи.
-Закрепить свои знания, чтобы легко определять у текста стиль и тип речи.
- Научиться выполнять задания, похожие на экзаменационные.
3. Формулирование темы урока.
- Как же мы сформулируем тему урока?
- Стили и типы речи. Повторение.
4. Организация учебной деятельности по актуализации материала.
- Повторение каждый произведёт самостоятельно, работая с электронной презентацией (слайды № 1-6). Начнём со стилей речи. Задание перед повторением: «Заполните таблицу с заголовком «Стили речи» названиями разделов, которые повторяются при характеристике каждого стиля речи. Если есть необходимость, то кратко заполните эти графы».
Индивидуальная (или в парах) работа с электронной презентацией, заполнение шаблона таблицы графами:
Где используется?
Зачем? (функция)
Жанры.
Характерные черты.
Языковые особенности.
Пример.
5. Промежуточное закрепление.
- Какие же разделы используются при характеристике каждого стиля?
- Чем функция разговорного стиля отличается от функции делового стиля?
- Назовите жанры публицистического стиля.
- Назовите языковые особенности художественного стиля.
- Используя эти знания, определите стили речи (слайд № 7 или раздаточный материал).
- Фронтальные ответы.
- Самостоятельная работа с последующим заслушиванием и обсуждением ответов
(проверка: 1.худ.,
2. публиц., 3. научн.,
4. разгов., 5. научн.).
6. Продолжение работы по повторению учебного материала.
- А теперь аналогичным образом поработаем с типами речи (слайды № 8-10): «Заполните графы таблицы по типам речи».
- Работа с презентацией, заполнение шаблона таблицы графами:
1. Признаки типа речи.
2. Схема.
3. Языковые средства.
4. Пример.
7. Промежуточное закрепление.
- Какие графы о типах речи появились у вас?
- Назовите схему рассуждения.
- Перечислите признаки повествования.
- Назовите отличительные языковые средства описания.
- Применяя данные знания, определите типы речи (слайды № 11-13 или раздаточный материал).
- Фронтальные ответы.
- Самостоятельная работа с последующим заслушиванием и обсуждением ответов учащихся (проверка:
1. рассужд.,
2. повеств.,
3. описание).
Итоговое закрепление.
1) Фронтальная работа.
- Как вы полагаете, сможем мы теперь справиться с заданием экзаменационной работы? Обратимся вновь к нему.
- Повторное чтение фрагмента текста, определение с доказательствами стиля и типа речи.
2) индивидуальная работа.
- Проверить качество своих знаний вы сможете, выполнив самостоятельную работу, аналогичную заданиям экзамена, т. е. указав и стиль, и тип речи. Образец записи:
Художественный, описание.
- Выполняют самостоятельную работу на компьютере (можно использовать и раздаточный материал), где предложено 6 фрагментов текстов и в баллах высчитывается количество правильных ответов ( проверка:
1. публиц., рассужд.
2. публиц., рассужд.
3. худ., описание.
4. научн., рассужд.
5. худ., повеств.
6. публиц., рассужд.).
9. Подведение итогов.
- Подводя итоги, поработайте с заданиями слайда №14.
- Какую цель мы ставили перед сегодняшним уроком?
- Какие вопросы вы сформулировали по учебному материалу?
- Оцените свою работу на уроке (в 10-балльной шкале) по параметрам: активность, понимание темы, интерес к данной форме работы.
- Самостоятельно работают ещё раз в режиме повторения с презентацией по стилям и типам речи, дополняют таблицы, формулируют вопросы по теме для одноклассников.
- Повторяют цель урока.
- Задают вопросы и отвечают на вопросы товарищей.
- Производят самооценку.
10. Продуктивное домашнее задание.
1. Завершить (кто не успел на уроке) составление таблиц по стилям и типам речи.
2. Подобрать и оформить в виде тестов небольшие фрагменты текстов для определения стиля и типа речи.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ