Конспект урока для 1 класса «Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»


Урок русского языка в 1 классе.


Учебник «Русский язык». Авторы: В.П.Канакина, В.Г. Горецкий. Издательство «Просвещение» 2011г.


Тема урока: «Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»


Цели:

Систематизировать сведения по правописанию буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Развивать память, внимание, ассоциативное мышление, образную речь.

Дать ориентир на познавательный интерес и творческую активность.


Структура урока:


1. Организация внимания учащихся.

2. Развитие учебной мотивации.


* Цели и содержание учебных задач и речевых ситуаций.


3. Стимулирование реакций обучающихся.


* Введение в речевую ситуацию и создание мотивации.

* Заучивание правила.


Физкультурная минутка


4. Обеспечение обратной связи.


* Определение учебной задачи, нахождение способов и алгоритмов ее решения.

* Организация учебной и речевой деятельности по восприятию (групповая работа – проверка).

* Руководство мыслительной деятельности.


5. Гимнастика для пальцев.

6. Стимулирование прочности полученных знаний и умений.


* Контроль и анализ с последующей корректировкой.


8. Выводы и обобщения относительно достигнутых целей.

9. Рефлексия.










Ход урока.



  1. Организация внимания учащихся.


2. Развитие учебной мотивации



Прочитайте стихотворение и постарайтесь определить тему урока.


Разговор с пчелой.


Меня ужалила пчела.

Я закричал: «Как ты смогла?!»

Пчела в ответ: «А ты как мог

Сорвать любимый мой цветок?

Ведь он мне был уж-жасно нужен:

Я берегла его на уж-жин».

(М. Бородицкая.)

Перечитайте стихотворение несколько раз. Прислушайтесь к его звучанию. Можно ли услышать, как возмущается пчела?

Попробуйте убедить своих слушателей, что в стихотворении подбор слов с определенным звуком помогает оживить картинку.

Давайте все вместе дружно пожужжим. Пожужжали? Теперь скажите, какая тема нашего урока? Кто догадался?



- Что такое шипящие согласные звуки?


3.Работа по теме.


3. Следующий вопрос: можно ли звуки Ш и Ж произнести так, чтоб они стали мягкими? Попробуйте.

Что, не получается? А какие это звуки?


- Всегда твердые.


- О чём мы будем говорить на уроке?


- Будем говорить о шипящих согласных звуках.


Прочитайте еще одно стихотворение про себя, затем - вслух.


Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.


Дремучая чаща леса.


Поищем в словах другие шипящие — Ч и Щ.



- Замечаете, какие они по сравнению с Ш и Ж?


- Мягкие.


- Обратите внимание, какие буквы пишутся рядом с шипящими. Приведите свои примеры.


Чайник, часы, щука, жил.


4.Работа с учебником.


Что такое шипящие согласные звуки?


Об этом прочитайте на с.105 учебника.

(Обучающие читают про себя, затем один обучающийся читает вслух)

Некоторым звукам дали интересное название: шипящие. Произнеси звуки [ш], [ ч], [щ ] один за другим. Что тебе напоминают звуки? Может быть так шипит масло на сковородке, кипит чайник, шуршат сухие листья под ногами, шипит утюг или газированная вода?

Звук [ ж] поже назвали шипящим не случайно: произнеси его сначала громко, потом тише и тише [жж-жжшш-ш]. А теперь произнеси слова ёж, уж, и вновь ты слышишь в этих словах звук [ш].


5.Работа в тетради.


Запишите в тетрадь упражнение №1.

Прочитайте.

Весной дождик шальной, захочет – все смочит, в шутку поплачет, слезами обманет, всех подурачит и перестанет.

( И. Эренбург.)

Каким назван дождик? Почему?

Найдите слова, в которых есть шипящие согласные звуки.

- Спишите.


- Подчеркните все шипящие и определите, какие из них мягкие, а какие твердые?


- Что же мы узнали?


- Что звуки Ж и Ш всегда твердые, а звуки Ч и Щ всегда мягкие.



Физкультурная минутка.


Упражнения проводятся парами: каждая пара стоит лицом друг к другу, движения делать одновременно (под музыку).


Наши правые ладошки

Пусть поборются немножко.

Ну-ка, поглядим скорей,

Кто из всех борцов сильней

Ладони левые

Тоже очень смелые:

Мы от правых не отстанем.


6. Работа над правилом.


Теперь мы переходим к очень важному правилу грамотного письма, которое нужно просто запомнить.

В сочетаниях жи — ши

Только и всегда пиши!

В сочетаниях ча — ща

Пишем только букву а.

В сочетаниях чу — щу

Пишут только букву у.


- Вот, ведь, как интересно получается: звуки Ж и Ш всегда твердые, но в буквосочетании ЖИ, ШИ пишется буква И. Это новая орфограмма, которую нужно просто заучить. Ч А с буквой А, ЧУ и ЩУ с буквой У. Надо понимать так же, что так как звуки Ч и Щ всегда мягкие, их мягкость не надо специально обозначать на письме.


7.Чтобы лучше запомнить это правило, выполним упражнение №5 на странице 117.

Прочитайте.

Скоро выйдут муравьи

На дорогах лужи.

По полям бегут ручьи,

После зимней стужи.

Определите, а каком порядке должны следовать строки, чтобы они составили стихотворение.

Прочитаете получившееся стихотворение.

Вспомните, кто автор этих строк.

Запишите составленное стихотворение. Подчеркните в них буквосочетания, в которых написание гласных надо запомнить.


8.Проверка знаний.

Тест Индивидуальное задание.

1. Подчеркни верное высказывание

чю-щю пишется с буквой ю

чу-щу пишется с буквой у

2. Подчеркни лишнее слово

чудо

щавель

лисица

чайник

3. Подчеркни слово с ошибкой

туча

машына

лыжи

4. Вставьте пропущенные буквы (дополнительное задание)

щ_вель, ч_десный, маш_на, луж_



9. Выводы и обобщения относительно достигнутых целей


- Для чего нужен был этот урок? Что нового узнали?


- Звуки Ж и Ш всегда твердые, а звуки Ч и Щ всегда мягкие.

- Буквосочетания ЖИ и ШИ всегда пишутся через И. Эту орфограмму, которую нужно запомнить.

- Следующие орфограммы — ЧА и ЩА с буквой А, ЧУ и ЩУ с буквой У.


10.Работа с учебником.

Найдите на стр. 106 Упр. 5.

Прочитайте. Когда так говорят?

Хорошая работа два века живет.

Работе время, а потехе час.

Спишите одну пословицу. Подчеркните в словах буквы, которыми обозначены шипящие согласные звуки.



11. Рефлексия.

Поднимите руку те, кто доволен своей работой на уроке.

Что помешало работать лучше?

О чём расскажете дома родителям?

Итог урока.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ