Конспект урока для 2 класса "Слова-антонимы"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение – средняя общеобразовательная школа № 13
имени героя Советского Союза А.П.Маресьева г.Орла
Конспект урока по русскому языку
Тема: Слова-антонимы
(2 класс, программа «Начальная школа XXI века»)
Подготовила:
учитель начальных классов
Елисеева Г.В.
Тема: Слова-антонимы
(2 класс, программа «Начальная школа XXI века»)
Цель урока:
Познакомить детей с понятием «антоним».
2. Учить самостоятельно подбирать антонимы; пользуясь правилом доказывать, что данные пары являются антонимами или нет.
3. Расширить словарный запас детей; познакомить с новым словарем – словарем антонимов.
4. Учить взаимодействовать в парах, группах.
5. Формировать познавательный интерес к русскому языку.
Тип урока: открытие нового знания
Результаты деятельности:
Личностные: учебно-познавательный интерес к словам – антонимам и умению использовать эти слова в речи.
Метапредметные:
Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем и самостоятельно.
Познавательные: умение осуществлять анализ объектов с выделением критериев, проводить сравнение по заданным основаниям, выстраивать модель в сотрудничестве с учителем и самостоятельно.
Коммуникативные: формировать собственное мнение и позицию, умение договариваться, задавать вопросы, выслушивать мнения других.
Предметные: знание определения «антонимы», построение модели слов - антонимов, выявлять слова, значение которых требует уточнения, подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении. Определять значение слова по тексту или с помощью словаря.
1.Мотивация к учебной деятельности.
Посмотрите, друг другу в глаза и своей улыбкой, пожелайте товарищу хорошего настроения на весь учебный день. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня, чтобы день принес вам радость общения друг с другом.
(Тетрадь правильно кладу, ручку правильно держу,
За посадкою слежу, на отлично напишу!)
2.Актуализация знаний. (приложение 1)
Уч. - Сейчас объединитесь парами. На парте у вас есть маленькие белые карточки. Прочитайте слова и скажите, какую работу надо выполнить. ( – Будем создавать пары слов.)
Уч. – По какому основанию создадите эти пары слов?
( - Близкие по значению.)
Уч. – Как называются слова близкие по значению?
( – Синонимы.)
(Дети работают в парах, создают пары слов по близкому значению, опираясь на модель синонимов).
Уч. – Прочитайте полученные пары слов. Докажите, что записали слова-синонимы.
(Дети доказывают).
Уч. - Все ли слова образовали пару? (Выписать на доску)
Д. – Эти слова не являются синонимами. ( У них разные значения (противоположные).
Уч.- А как вы доказали, что слова правда и ложь не являются синонимами?
Д.- У этих слов разные значения, следовательно, они не являются синонимами. (А какими словами они являются, мы не знаем.)
Уч. - А откуда ты знаешь? Ну, это мы еще проверим.
Уч. - О чем будем говорить на уроке? И так, у вас затруднение: надо назвать одним словом противоположные по смыслу слова.
Уч. – Куда мы можем обратиться, чтобы решить это затруднение?
Д. – В содержание учебника.
Уч. – Урок 107.
(дети читают и узнают тему урока – Слова - антонимы)
Уч. – Какова тема урока?
Д. – Тема урока: Слова – антонимы.
Уч. – Какое новое слово узнали?
Д.- Антонимы.
Уч. – Каковы будут задачи урока?
Д. – 1. Узнать, как называются слова с противоположным значением. 2. Научиться создавать пары слов. 3. Находить эти слова в тексте. 4. Использовать их в речи.( вывесить на доске)
Уч. –А чтобы разгадать еще одну тайну языка. Надо узнать о словах подобных словам, правда и ложь, научиться создавать такие пары слов и использовать их и в речи.
Уч.- Чтобы больше узнать про слово антонимы, обратимся к рубрике «Из истории языка» стр. 62.
(Дети читают эту рубрику и узнают историю происхождения этого слова).
Уч. – Теперь мы можем предположить, что слова подобные словам, правда - ложь называются антонимами. Чтобы проверить наше предположение обратимся в учебник к рубрике «Давай подумаем».
3. Первичное восприятие и усвоение нового материала.
(Дети в учебнике на стр. 62 находят рубрику «Давай подумаем». Читают задание.)
Уч. – Какое задание будете выполнять?
Д. – Сравним картинки и подберем к ним слова.
(Дети работают с картинками и записывают слова парами. Один из учеников у доски.)
Уч. – Как записали слова? (парами)
Уч. - Как называются слова, которые вы записали парами?
Д.- Антонимы.
Уч. - Что объединяет эти пары слов?
Уч. – Давайте попробуем составить правило об антонимах? (Дети говорят) - Где можем проверить правильность нашего вывода?
Д.- В учебнике. Рубрика «Тайны языка».
(Дети находят рубрику и читают, анализируют, выделяют новое для себя).
Уч. - Мы правильно сказали, что антонимы должны отвечать на один и тот же вопрос и иметь противоположное значение.
Уч. - Проверим, являются ли антонимами слова правда – ложь.(Дети доказывают что слова, правда – ложь являются антонимами так, как отвечают на один и тот же вопрос, но противоположные по смыслу).
Уч.- Верными ли были наши предположения?
Д. – Да, верными. Эти слова - антонимы. (Дети анализируют, сравнивают, делают выводы).
Физминутка
А нам теперь пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», (Дети поднимают руки вверх)
А ты ответишь («низко»). (Опускают руки вниз)
Скажу я слово «далеко», (Протягивают руки вперед)
А ты ответишь («близко»). (Ладонями закрывают глаза)
Скажу я слово «потолок», (Поднимаются на носочки, тянут руки вверх)
А ты ответишь («пол»). (Дети приседают)
Скажу я слово «потерял», (Трясут руками)
И скажешь ты («нашёл»). (Хлопают в ладоши)
Скажу тебе я слово «трус», (Зажмуривают глаза)
Ответишь ты («храбрец»). (Упираются руками в бока)
Теперь «начало» я скажу.
А вы ответите («конец»)!
Уч. – Расскажите, какая тема урока и что узнали.
Д.- Тема урока: Слова – антонимы. Узнали что, слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по значению называются - антонимами.
Уч. – Скажите, какую из задач урока мы с вами выполнили?
Д.- Первую. Узнали, как называются слова с противоположным значением.
Уч. – Какая следующая задача, над которой мы будем работать?
Д. – Вторая задача - научиться создавать пары слов.
Применение теоретических знаний в условиях выполнения упражнений.
Уч. - Для этого и обратимся к упр. №2. Прочитайте задание. Какую работу надо выполнить?
Д. – Записать парами антонимы. (Один у доски.)
Уч.- Вы уже заметили на своих столах карточки разного цвета. Возьмите их, Прочитайте задание. Какую работу надо выполнить?
(У детей на столах разно уровневые карточки с заданиями. Приложение 2)
Д.- Подобрать антонимы. Ответить на какой вопрос они отвечают и какой частью речи являются.
Уч.- Поработайте самостоятельно. Уч. - Чему учились, выполняя задание на карточке? (правильно подбирать антонимы к словам) Проверим у кого Жел.к., Зел.к., Роз.к.
Творческое, самостоятельное использование сформированных умений и навыков.
Уч. – Вернемся к задачам урока. Какие задачи мы выполнили?
Д. – Узнали, как называются слова, научились создавать пары слов – антонимов. Теперь будем находить эти слова в тексте.
Уч.- Учебник стр. 63. упр. 4. Прочитайте текст и найдите в нем ошибки. Поработайте парами.
Уч. – Какие ошибки вы заметили? Как их можно исправить?
Д. – Лось - зверь большой, тигр и медведь – тоже большие, заяц совсем маленький зверь, клыки – острые, когти – сильные.
Уч. – Молодцы! Прочитаем, как будет звучать исправленный текст. (Дети читают исправленный текст. И доказывают, что теперь он правильный).
Обобщение усвоенного и включение его в систему раннее усвоенных ЗУНов.
Уч. - Какая тема урока? Какие задачи стояли перед нами? Какие задачи мы выполнили? Какую задачу мы не выполнили? Над четвертой задачей будем работать на следующем уроке.
Контроль за результатом учебной деятельности обучающихся.
- А сейчас не большой тест. Самостоятельная работа: Тест. (Дети работают самостоятельно ) Проверка. Цифры, под которыми записаны антонимы – 1 3 4 6. (на доске)
Уч. – под какими цифрами верное утверждение? Какое число получилось? Д. – 12.
Рефлексия деятельности.
Если вы были активны, старались и всё уяснили, расположите свой жетон соответственно на «лесенке успеха».
Приложение 1
школьник торопиться
азбука друг
спешить ученик
товарищ ложь
правда алфавит
Приложение 2
Подберите антонимы к словам и напишите их рядом.
Добро-_____________ , сила- , лето- ,
мир- ______________ , молодость -____________________ .
Слова для справок: зло, зима, слабость, старость, война.
На какие вопросы отвечают слова?
Какой частью речи они являются?
__________________________________________________________________________________
Подберите антонимы к словам и напишите их рядом.
хороший - , толстый -______________ ___,
весёлый - , близкий -______________ ____,
большой - .
Слова для справок: плохой, печальный, тонкий, маленький, далёкий.
На какие вопросы отвечают слова?
Какой частью речи они являются?
__________________________________________________________________________________
Подберите антонимы к словам и напишите их рядом.
работать - , любить - ,
смеяться - , расцветать - ,
приходить ____________________ .
Слова для справок: ненавидеть, отдыхать , плакать, уходить, увядать.
На какие вопросы отвечают слова?
Какой частью речи они являются?
_____________________________________________________________________________________
Подберите антонимы к словам и напишите их рядом.
Добро-_____________ , сила- , лето- ,
мир- ______________ , молодость -____________________ .
На какие вопросы отвечают слова?__________________________________
Какой частью речи они являются?___________________________________
__________________________________________________________________________________
Подберите антонимы к словам и напишите их рядом.
хороший - , толстый -_____________________,
весёлый - , близкий -_______________________,
большой - .
На какие вопросы отвечают слова?_________________________________
Что обозначают слова?___________________________________________
Какой частью речи они являются?_________________________________
__________________________________________________________________________________
Подберите антонимы к словам и напишите их рядом.
работать - , любить - ,
смеяться - , расцветать - ,
приходить ____________________ .
Слова для справок: ненавидеть, отдыхать , уходить, увядать.
На какие вопросы отвечают слова?________________________________________
Какой частью речи они являются?________________________________________
Что обозначают слова?______________________________________________________
_______________________________________________________________
Приложение 3
Самостоятельная работа: Ф.И._____________________________
Тест:
Задание: Отметь антонимы
Радость – грусть
Огонь – пламя
Одевать – раздевать
Большой – маленький
Смелый - храбрый
Широкий – узкий
2. Задание: Отметь верное утверждение.
1. В этом предложении есть антонимы.
Сыплет белый снег на черную землю.
2. В этом предложении есть синонимы.
У Вани есть товарищи, и настоящий друг тоже есть.
3. В этом предложении нет антонимов.
Вместо минуса по ошибке он поставил плюс.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ