Конспект урока для 1 класса «Согласный твёрдый звук [ж]. Буквы Ж, ж»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 им. Е.А.Поромонова г. Череповца
Вологодской области
Конспект урока по литературному чтению
(обучение грамоте)
в 1 классе
«Согласный твёрдый звук [ж]. Буквы Ж, ж»
подготовила
учитель начальных классов
Шамурина Алла Валентиновна
2015
Предмет: Литературное чтение (обучение грамоте)
Тип урока: урок объяснения нового материала
Тема: Согласный твёрдый звук [ж]. Буквы Ж,ж.
Цель: Познакомить обучающихся с буквами Ж, ж и особенностью звука, который обозначает данные буквы, с ролью звука и буквы в русском языке.
Планируемые результаты:
Предметные: формировать умение выделять звук [ж ], характеризовать его, сравнивать, обозначать буквой, соотносить все изученные буквы со звуками, осмысленно, правильно читать целыми словами.
Метапредметные УУД:
1)Регулятивные: ставить цель, работать по предложенному учителем плану, формировать умение адекватно оценивать свою деятельность, осуществлять контроль по ходу выполнения задания, рефлексия способов и условий действия.
2)Познавательные: развитие знаково- символических действий: моделирования и преобразования модели.
3)Коммуникативные: умение работать в парах, в группе, договариваться между собой. Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей. Обосновывать и доказывать собственное мнение.
4)Личностные: воспитывать культуру учебного труда, проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству.
Оборудование: учебник «Азбука» Н.Г. Агаркова, Ю.А.Агарков, толковый словарь С.И.Ожегова, звуковые модели слов, шаблоны букв.
Ожидаемый результат: дети должны усвоить, что звук [ж]- это всегда твёрдый согласный, обозначается буквами Ж, ж, научиться читать слова с изученными буквами.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
I этап. Организационный момент.
Цель:
создание благоприятной обстановки, положительного настроя
- Здравствуйте. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Садитесь. Начинаем урок! Проверьте готовность к уроку.
Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше.
Успеха и удачи вам!
Проверяют наличие на парте учебника, шаблонов букв.
II этап. Актуализация ранее полученных знаний.
Цель: выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. Подготовка к восприятию нового.
- Давайте вспомним, что на какие две большие группы делятся изученные нами буквы.
-Что мы знаем о согласных звуках?
-Молодцы! А всегда ли это так?
Гласные и согласные.
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми, звонкими и глухими.
III этап. Постановка учебной задачи.
Цель: создание условий для частично-поискового метода.
- Откройте, пожалуйста, «Азбуку» на стр.78.
-Посмотрите внимательно на эту страницу. Что нового увидели?
-Назовите тему нашего урока. Цель?
-Определите тип урока. У нас сегодня урок закрепления полученных знаний или урок новых получения новых знаний.
- Внимательно посмотрите на план урока. Согласны ли вы с таким планом работы? Что надо сделать, чтобы изучение темы стало логичным? Давайте изменим его.
(Предлагается деформированный план.)
-Какая должна быть работа на уроке?
Новые буквы, новый звук.
Познакомиться с новой буквой и новым звуком.
Урок получения новых знаний.
Составление плана урока:
Выделение нового звука из моделей слов. Его характеристика.
Конструирование буквы Жж.
Работа с двухуровневыми схемами слов.
Чтение слогов и слов со звуком /ж/.
Работа с текстом.
Оценивание своей работы на уроке.
Чёткая, активная, дружная.
IV этап
Поиск решения проблемы - открытие нового знания.
Цель: развитие знаково- символических действий, навыков анализа и синтеза, наблюдение над значением слов.
- Итак, начинаем работу. Назовите первый этап работы.
-Посмотрите на модели слов и скажите, какие слова спрятались в них?
Объясните значение этих слов.
-Поработайте в парах. Прочитайте звукобуквенные модели.
- Какие звуки нас интересуют в этих моделях?
- Посмотрите друг на друга и произнесите первый звук.
-А теперь дайте характеристику этому звуку. Покажите его модель.
-Теперь произнесите первый звук второго слова. Покажите модель этого звука.
- Ещё раз произнесите этот звук. Этот звук обозначается буквой. Кто знает какой?
- Назовите мне слова, в которых пишется буква ж
-А теперь перейдём ко 2 этапу работы. Какой это этап, подскажите. Сконструируйте буквы Ж, ж.
Молодцы!
- Откройте алфавит и найдите место буквы Ж в алфавите.
-Перед какой знакомой буквой находится буква Ж?
-После какой знакомой буквой находится буква Ж?
Будем работать со схемами слов.
Жук, жаба.
Используем словарь С.И.Ожегова.
1.Работа в парах на местах: читают модели, дают характеристику каждому звуку.
2. Работа у доски: в слове «жук» один слог, первый звук [ж], второй звук – гласный [у], последний –[к] – согласный, глухой, твёрдый.
В слове «жук» нас интересует первый звук [ж ].
Это согласный, звонкий, твёрдый.
В слове «жаба» звук [ж] – согласный, звонкий, твёрдый.
[ж] - согласный, звонкий, твёрдый.
Буквой ж
Называют слова, в которых пишется буква ж.
Работа с конвертами: конструирование новых букв. ( Одна целая полоска и 4 половинных; одна половинная полоска и 4 четвертных)
Поиск информации в учебнике.
V.Физкультминутка
Ребята, я буду называть слова со звуком/ж/. Если звук есть в слове - вы хлопаете, если нет – не хлопаете.
Журавль, ворона, кожа, нога, лыжи, коньки, медвежонок, лисёнок, лужа, снежок, слон, жираф.
Дети выполняют упражнения.
VI. Первичное закрепление.
Работа в парах.
Цель: овладение способами переноса одного вида информации в другой.
1)-С каким звуком мы познакомились сегодня?
Какова его особенность? Повторим.
3 этап
2). -Работа в парах с двухуровневыми схемами. Первая группа работает со словом «ужи», вторая - со словом « ёжик», а третья - со словом «лыжи». Обсудите вопрос: «Какие усвоенные знания мы применяем к новому звуку и буквам?»
3). Посмотрите на план. Назовите следующий этап работы.
4 этап
- Сколько слоговых моделей?
-Почему только две модели? Посмотрите на первую модель. Из каких звуков она состоит?
Прочитайте в парах звуки первого столбика.
-Посмотрите на вторую модель. Из каких звуков состоит эта модель?
-Так почему же только две модели?
Большая печатная буква Ж, маленькая печатная буква ж, обозначает согласный звонкий твёрдый звук [ ж ].
Парная работа. Обсуждение вопроса.
Чтение слогов с изученной буквой
Их две.
Первый звук- ртораскрыватель, а второй звук [ ж ]
Первый согласный звонкий , твёрдый звук [ ж ] и ртораскры-ватель.
Звук [ж] не бывает мягким.
Чтение слогов.
VII. Упражнение в чтении слов
Работа в парах
Цель: развитие навыка анализа и синтеза, наблюдение над значением слов
Будем читать слова.
Самое главное: нам надо договориться, как будем читать?
Чтение слов с новым звуком.
Жук
Жужжал
Ежевика
Медвежата
Дорожка
ёжик
VIII.Физкультминутка
Под листочком
Жук проснулся,
Потянулся и встряхнулся,
Брюшко, нос, глаза, усы
Вымыл капелькой росы.
Дети выполняют упражнения.
IХ. Работа с текстом.
Цель: Работать со структурой текста: озаглавливать, выбороч
но читать, находить информацию в тексте, формулировать простейшие выводы на основе этой информации.
- Следующий этап нашей работы……. Подскажите мне, пожалуйста.
5 этап
Найдите этот текст. Прочитайте название текста. Как вы думаете: о чём этот текст?
- Прочитайте текст вполголоса. Можно работать в паре.
-Наши предположения о содержании текста совпали? –Чем были заняты медвежата? Какое было время года? Кто испугал медвежат? Почему медвежата названы глупыми? Кому позавидовали медвежата?
Почему ежа никто не укусит?
-Подберите своё название текста.
-Найдите в тексте предложения, которые могут быть подписями под рисунками.
«Медвежата и жук».
Чтение текста.
Ответы на вопросы.
Х. Итог урока. РЕФЛЕКСИЯ.
Цель: помочь осмыслить и оценить личную деятельность ребенка. Вызвать положи тельные эмоции.
- Скажите, мы выполнили ли всё, о чём сказали в начале урока?
- Что для вас оказалось новым на уроке?
- У кого были затруднения? Какие?
- Дайте эмоциональную оценку своей работы на уроке.
Рефлексия собственной деятельности
Используемые источники:
Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. Обучение грамоте и чтению. 1 класс: Методическое пособие. М.: Академкнига/Учебник, 2012
Лаврова Н.М. Азбука. Обучение грамоте и чтению. Методическое пособие. М.: Академкнига/Учебник, 2011
Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. Учебник по обучению грамоте и чтению. М.: Академкнига/Учебник, 2011
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ