Конспект урока для 2 класса "Суффиксы животных"
Российская Федерация
Ханты-Мансийский автономный округ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 3»
Логопедическое мультимедийное занятие на тему:
«Суффиксы животных».
2 класс.
Учитель – логопед: Куценко Дина Камолова
первая квалификационная категория
высшее профессиональное образование
стаж работы – 32 года
2013 год
Тема
В гостях у животных. Суффиксы.
Логопедическая: развитие фонематических представлений.
Лексическая: дикие животные леса.
Грамматическая: образование новых слов при помощи суффикса, развитие морфологического анализа и синтеза.
Цель темы
Развитие фонематических представлений через игры «Шифровальщики», «Кто в домике живёт?», «Угадай, сколько звуков?» в процессе упражнений по фонематическому анализу и синтезу слов.
Формирование умения анализировать морфологическую структуру слова через образование новых слов при помощи суффиксов, развитие связной речи через работу с деформированным текстом, развитие орфографической зоркости через автоматизацию правила ча - ща пиши с буквой а.
Увеличение словарного запаса по теме: «Дикие животные нашего леса» через расширение семантического поля,
Развитие речеслуховой памяти, внимание, логическое мышление, творческое воображение через отгадывание загадок с элементами программирования, «Найди лишнее», «Путаница».
Воспитывать любовь к животным, формировать сознание духовных ценностей: семьи, дома, труда через лексическую тему данного занятия, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи через формы работ: групповой, работа в парах, фронтальной.
Планируемый результат
-знать и уметь применять общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова;
-научиться образовывать новые слова при помощи суффикса; пользоваться полученными знаниями в новых и творческих условиях.
Основные понятия
- состав слова
--орфограмма в суффиксах;
Межпредметные связи
окружающий мир, русский язык, литературное чтение.
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Тема: « В гостях у животных. Суффиксы».
наглядный материал, индивидуальные пособия, ИКТ - презентация, индивидуальная тетрадь.
Организация пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.
Организационный момент.
Сегодня у нас с вами необычное занятие, и к нам пришли гости. Повернитесь, ребята, кивните головой, это будет ваше приветствие, улыбнитесь и садитесь.
Психогимнастика.
Сейчас мы с вами представим себя на облачке и отправимся в путешествие.
Сядьте поудобнее. Закройте глаза. Мысленно нарисуйте облачко. Они бывают разной формы. Каждый своё представляет. Прислушайтесь к своему дыханию. Оно спокойное, ровное. Вдох-выдох. Представьте мягкие, пушистые облака, проплывающие мимо нас. Яркое ласковое солнышко согревает нас. Подставьте свои щёчки. Вдох – выдох. Мы проплываем над лесом. Опуститесь чуть пониже, дотроньтесь до иголочек ёлки. Чувствуется покалывание ладошек. Ёлочка нас не хочет обидеть. Поют птицы. Вдох-выдох. Как хорошо в лесу! Как свободно! Вдох – выдох. Куда нас несёт облачко? Откройте глаза. Поморгайте ими. Отдохните.
Целевая установка.
Сейчас мы с вами совершим экскурсию в очень интересное место. Вы должны сейчас сами догадаться, где мы с вами приземлились.
Попробуйте расшифровать слова.
1 ряд – вот это ваше слово. 2 ряд – вот ваше слово.
1 2 3 4 5 6 7 8
А о я е л н п с
5486 13 725361
лесная поляна
Так нас встретила лесная полянка.
- А с кем мы с вами здесь встретимся, вы тоже догадаетесь сами.
Работа в подгруппах.
1 ряд – 1 слово;
2 ряд- 3 слово.
За правильно выполненное задание дети получают полоску, за индивидуальные ответы – картинки.
Развитие фонематических представлений.
Игра «Угадай, сколько звуков»?
Возьмите цифровой ряд от 1 до 10. Я буду называть слова, а вы должны посчитать количество звуков и показать их мне на пальцах. Задание выполняем молча.
Лиса, медведь, заяц, ёж.
- Ребята, в каких словах вы испытывали трудности?
- А сейчас отгадайте, кто в каком домике живёт?
Игра «Кто- кто в этом домике живёт»?
- В первой клетке царь зверей, самый сильный, самый гордый, самый опасный. Но название этого сильного зверя всего из 3 звуков. Кто же это? (лев).
- Во второй клетке зверь тоже свирепый. В его названии 4 звука. Кто это? (тигр)
- У этого зверя звук о находится между в и л. (волк)
- А у этого животного 3 звука, но 4 буквы, первый звук р.
- Кто был внимательным, может мне сказать, что животных я называла ещё одним словом. Каким?
- Звери.
- А вот есть ещё одно слово. Догадайтесь.
- В нём 7 звуков, все согласные мягкие, а все гласные - и.
- Хищники.
- Мы можем их всех назвать хищниками.
- Да.
- Но здесь есть одно лишнее слово. Как вы думаете, какое это слово?
Лев – это житель жарких стран. А мы говорим об обитателях леса.
Мы повстречались с лесными зверями в их доме – в лесу. Нас окружают высокие деревья, цветы, грибы. Но, давайте, не будем забывать, что мы здесь гости, а в гостях принято вести себя хорошо и прилично.
Побывав в гостях, мы научимся с вами вглядываться в слова, изменять их, объяснять смысл новых слов и многому другому.
Индивидуальная работа.
полоска
Лексико-грамматические конструкции.
- Но не бывает такого, чтобы животные жили по - одиночке. У каждого зверя есть своя семья. Давайте вспомним их родственные связи.
- У меня здесь части слов, но не всё понятно. Сейчас я вам буду показывать другие части слова, а вы должны угадать, к какому слову можно отнести эту часть.
-иц-, -их- ят-, -ат-
- А кто мне может напомнить, какую часть слова мы добавляли?
- Суффикс.
- Что он делает со словом?
- Образует новые слова.
- У нас получается новое значение слов?
- Да.
- Как мы его обозначаем?
- Домиком.
- И каким цветом мы договорились?
-Зелёным. Цветом травы.
- Как мы назовём слова первой колонки?
- Мамы или родители.
-Какие там суффиксы встречаются?
- -ИЦ- , - ИХ-
- Второй колонки?
-Детёныши.
- Посмотрите на суффиксы детёнышей. На какие две группы мы их можем разделить?
-Суффикс –АТ- и –ЯТ-.
- Кто-то может объяснить, а когда пишется -ат-, а когда –ят-?
- Ча - ща пиши с буквой а.
Игра «Прыгаем - приседаем».
- Давайте, потренируем себя в написании этих слов.
- Я буду называть слова. Вы, если услышите суффикс –АТ- - подпрыгиваете, а если –ЯТ- приседаете.
Сейчас мы каждое семейство должны соотнести с домом.
Я показываю карточки, вы читаете и помещаете их куда нужно.
- Берлога, дупло, нора, логово.
- Какое животное у нас осталось без домика?
- Заяц.
- А какой дом у зайца?
- Под кустиком.
- Кто-нибудь может объяснить, почему?
Фронтальная работа.
Тигрица – тигрята
Волчица – волчата
Зайчиха – зайчата
Медведица – медвежата
Лисица – лисята
Рысята
Тигрята
Бельчата
Волчата
Ежата
Физкультминутка.
Ёж, медведь, барсук, енот
Спят зимою каждый год.
Волка, зайца, рысь, лису
И зимой найдёшь в лесу.
7 . Связная речь. Работа с деформированными предложениями.
- Иду я сегодня на работу, вдруг зайчик – шустряк из кустов выбегает. Он меня испугался – «прямо душа в пятки ушла». Бросил конверт мне под ноги и только я его косого и видела. Давайте, посмотрим, что там?
- Ой, да здесь разбросанные предложения. Давайте их соберём по порядку, и может быть у нас что-то получится.
- Был сильный мороз.
- Женщины пошли к озеру за водой.
- На льду сидела лисица.
- Тявкает бедняжка, а убежать не может.
- Рыжая охотница ещё вечером села у проруби.
- Она долго поджидала добычу.
- Хвост и примёрз ко льду.
- Как в сказке.
- И что же у нас получилось?
- Радуга. Любят радугу все люди. И животные, наверное, тоже.
Групповая работа.
Музыкальная пауза.
Давайте послушаем песню «Паучок» А. Мичурина. Может, вы потом скажете, о чём она?
Разгадывание ребусов.
Игра «Путаница».
Соединив буквы по линиям, можно прочитать пословицу.
- Волка ноги кормят.
- Как вы её понимаете?
Работа в парах.
Отгадывание загадок.
- Сейчас, вы получите вот такие карточки. Здесь загадка про животного и справа – 4 отгадки. Вы соединяете стрелочками свою загадку с отгадкой. Давайте, теперь поделимся своими загадками.
1.Зимой спит, летом ульи ворошит.
2.Рыжая птичница пришла в курятник наводить порядки.
3.Маленький, беленький
По лесу прыг – прыг,
По снежочку тык – тык.
4.Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.
На меня они глядят, молока они хотят.
5.Кто зимой холодной, ходит злой, голодный?
6. Эта рыжая плутовка, кур ворует очень ловко.
Индивидуальная работа.
Работа с фразеологизмами.
Рефлексия.
- Ну вот, ребята, наше занятие подходит к концу. Пора подводить итоги. Сегодня мы на занятии получали подарки и полоски. Может у нас что- то должно получиться.
Выйдите к доске, посмотрите, что можно из этих полосок составить.
- Дом.
- Теперь возьмите свои призы. У кого крыльцо – поставьте его справа от дома. У кого – забор – слева. Печку – в правый угол. Трубу – на крышу дома. Окно – посередине, а вот бабочек, птичек, облака куда хотите.
Подведение итогов.
Мы сегодня с вами проделали большую работу. Мыс вами повторили суффиксы животных, мы выполняли разнообразные задания, я думаю, все эти знания вы можете применить на своих занятиях, а вот, кто скажет, а что ещё самое главное было на нашем занятии?
У всех живых существ есть семья, есть дом, а создание очага есть великий труд. Вы даже песню про это прослушали. Создать, а потом сохранить и приумножить – не это ли счастье? А для нас сегодня счастье – хороший труд, от которого мы получили радость. Мы себе устроили небольшой праздник, а праздник без подарков не бывает.
Вручение призов.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ