Конспект урока для 2 класса "Учимся писать безударные гласные в корне слова"
Открытый общероссийский интернет-конкурс
«Педагогическая копилка
учителя начальной школы»
Номинация:
«Методические разработки уроков, занятий»
Учитель начальных классов
ПАРФИРОВА
ВЕРОНИКА АЛЕКСАНДРОВНА
МБОУ СОШ № 69
г.УЛЬЯНОВСК, 2014
Урок – исследование в начальной школе – универсальное средство, обеспечивающее не только формирование необходимых исследовательских и коммуникативных умений, но и развитие мотивации учащихся к самостоятельному исследованию окружающего мира и продуктивной коммуникации со сверстниками.
Тема:
«Учимся писать безударные гласные в корне слова»
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных умений
Форма организации: урок – исследование, исследование в малых группах
Цель урока: познакомить со способами проверки безударных гласных (подбором проверочных слов); отработать умения применять правило обозначения безударных гласных на письме; развить орфографическую зоркость.
Обобщение урока: чтобы проверить безударную гласную в корне слова, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением.
Дети учатся:
выделять способы проверки безударных гласных (подбор проверочных слов): изменение формы слова и подбор родственных слов;
анализировать языковой материал, выделять существенные признаки слов, обобщать, формулировать результаты деятельности в виде правила.
Умения, характеризующие достижение этих результатов:
различать два способа проверки безударных гласных в корне слова;
давать определение понятиям, формулировать правило обозначения безударных гласных и применять его на письме.
Материалы к уроку: карточки со словами для проведения мотивации, рабочие листы для работы в малых группах, самостоятельной работы, пары слов: проверочное и проверяемое слово, конверты «Помощник представления».
Ход урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Формируемые УУД
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
- Поделитесь, что вы ждете от урока? Что вы пожелаете друг другу?
Улыбнитесь соседу по парте, протяните ему руку и скажите:
Я желаю тебе добра.
Если тебе будет трудно, я помогу.
Человек живет пока учиться и познает что-то новое.
Высказывают свои мысли, создают себе ситуацию комфорта
Личностные УУД : мотивация к изучению нового учебного материала
2. Актуализация знаний. Мотивация.
Цель: возникновение вопроса или проблемы, на разрешение которой направлена вся дальнейшая активность учащихся на уроке.
На этапе актуализации знаний повторяем с детьми понятия «родственные слова» и «безударные гласные». Минутка чистописания на уроке связана с этой темой.
Минутка чистописания.
Правописание сочетания букв и слов: сж, снег, снежок.
Для создания мотивации используется приём «выполнимое/ невыполнимое действие»:
(Задание с ловушкой: требование выполнить действие, которое субъективно воспринимается как выполнимое, а объективно является невыполнимым)
Вставьте недостающие слова в правило:
Чтобы проверить безударный в корне слова,
надо изменить слово так, чтобы безударный оказался
- Молодцы, хорошо знаете правило! Тогда вы сможете вставить безударную гласную в слово, подобрав к нему проверочное.
(Каждому ученику - карточка с одним словом на безударную гласную в корне слова. Слова должны быть подобраны так, чтобы они вызывали у учащихся затруднение в подборе проверочных слов.)
Для усиления затруднения - вариант проверочных слов, которые подобрал первоклассник:
т_нуть — тина
к_сить — кости
ст_кло — стекольщик
(фиксируется затруднение)
- Каких знаний не хватает для того, чтобы выполнить это задание?
Выслушать детей и сформулировать цель исследования: выяснить, что ещё нужно уметь делать, чтобы проверить безударную гласную в корне слова.
Оформляют тетради, отвечают на вопросы учителя
Восстанавливают правило
Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать , слушать.
Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.
Не хватает знаний о способах проверки безударных гласных.
Формулируют вместе с учителем цель исследования.
Личностные УУД : осмысление, мотивация к изучению нового учебного материала
Познавательные УУД: извлечение информации из опыта детей
РегулятивныеУУД: саморегуляция как способность к преодолению препятствий
Коммуникативные УУД: умение полно и ясно выражать свои мысли
Личностные УУД : осознание
РегулятивныеУУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно
Познавательные УУД: поиск, отбор ,структурирование
информации
Коммуникативные УУД: умение полно и ясно выражать свои мысли
3. Исследование в малых группах- парах
Цель: развитие навыка совместной работы, исследовательских, коммуникативных умений, подготовка группового сообщения и выступления перед классом.
Все учащиеся в классе заранее рассажены за парты так, чтобы облегчить работу в малых группах( смешанные группы с сильными и слабыми участниками по 4 человека). Организуется работа в 6 группах. У каждой специальные рабочие листки, которые помогают учащимся собирать необходимую информацию, информационная карта.
- Исследование вы будете проводить в группах, проверьте, всё ли у вас на столах есть: рабочие листы, информационная карта. Чтобы вы ,в группах, работали дружно и слаженно, используйте помощницу - инструкционную карту. Итак, начинаем работу.
РАБОЧИЙ ЛИСТ
___________________ Ковры, коврик, ковровое
Проверочное слово: Проверяемое слово:
____________________ ____________________
Проверочное слово является ... (родственным словом, формой одного и того же слова)
___________________________
Гнездиться, гнёзда, гнёздышко
Проверочное слово: Проверяемое слово:
____________________
Проверочное слово является ... (родственным словом, формой одного и того же слова)
Организовывают свою
деятельность.
Проводят исследование по инструкции рабочего листа.
Анализируют языковой материал, выделяют существенные признаки слов, обобщают.
Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.
РегулятивныеУУД: саморегуляция как способность к преодолению препятствий
Познавательные УУД: исследование, выделение необходимой информации , отбор, структурирование информации.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать партнёра, согласованно выполнять совместную деятельность
Личностные УУД: осмысление
4. Физкультминутка.
Игра «Снежинка, льдинка, сугроб»
Выполняют физически
Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья
5. Обмен информацией
Цель: дать возможность каждой группе рассказать о проделанной работе, продемонстрировать ту или иную особенность переноса слова.
У каждой группы конверт, в котором находятся 4 пронумерованные полоски бумаги, содержащие незавершённые предложения. Это варианты начала изложения части работы, выполненной группой
Помощник представления
(Выслушать выступления групп)
- Как вы определяли, какой буквой будет обозначен безударный гласный в корне слова? Какое слово выступило в качестве проверочного: родственное слово или форма одного и того же слова?
Учитель прикрепляет на доску пару слов «проверочное слово» и «проверяемое слово», которую получила каждая группа.
Выступления групп
Выделяют способы проверки безударных гласных (подбор проверочных слов): изменение формы слова и подбор родственных слов.
Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества – правильно выражать свои мысли, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Личностные УУД: осмысление
Познавательные УУД: моделирование
РегулятивныеУУД: коррекция своих действий
6.Организация информации
Цель: облегчить возможность открытия обобщения
(Для того чтобы помочь учащимся выделить способы проверки безударного гласного в корне слова и сформулировать правило, необходимо сделать классификацию представленных примерв.)
- На какие группы мы можем разбить полученные пары слов? Каким способом вы находили поверочные слова?
(Подбирали проверочное слово, изменяли форму слова.)
Родственные (однокоренные) слова
Гнёздышко — гнездо
Коврик — ковёр
Форма слова
Гнёзда — гнездо
- Запишите в тетрадь пары из каждого столбика, выделите правильно орфограмму «Безударные гласные в корне»
Дети дают ответ.
Анализируют языковой материал, выделяют существенные признаки слов, обобщают.
РегулятивныеУУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий
Личностные УУД: осмысление
Познавательные УУД: моделирование
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества – правильно выражать свои мысли, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Обобщение
- Теперь вы сможете ответить на вопрос: «Как подобрать проверочное слово?»
- Итак, как мы теперь уточним наше правило?
«Чтобы проверить безударный _______ в корне слова, необходимо изменить ___________ или подобрать такое _______________ слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ___________».
Дети дают ответ.
Формулируют результаты деятельности в виде правила.
Личностные УУД: осмысление
Познавательные УУД: способы
решения задач
Коммуникативные УУД: умение полно и ясно выражать свои мысли
РегулятивныеУУД: оценка успешности усвоения
8. Подведение итогов, рефлексия
Цель: достижение понимания решения, осознание процесса мышления.
( необходимо вернуться к словам, которые вызвали затруднение в начале урока)
- Попробуем подобрать проверочные слова, применяя способы проверки, которые мы знаем.
(Обсуждаются результаты проделанной работы: достигнута ли цель исследования, как осуществлялся поиск, каким были его этапы, каким образом и на основании чего было сделано обобщение.)
Анализируют варианты проверочных слов, предложенных ими в начале урока.
Познавательные УУД: извлечение информации из опыта детей
РегулятивныеУУД: оценка успешности усвоения
9. Применение.
Цель :закрепление умения проверять безударную гласную в корне слова
- Прочитайте предложения и расставьте их в правильном порядке , чтобы получился связный текст. Запишите два первых предложения в тетрадь. Какие слова выделены в тексте? Докажите, что безударный гласный в корне выбран верно, указав рядом проверочное слово:
Трудно птицам и зверям найти корм. В полях и лесах лежат глубокие снега. Помогайте животным! Пришла зима.
Выполняют задание.
Анализируют языковой материал, выделяют существенные признаки слов, обобщают.
РегулятивныеУУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий
Личностные УУД: осмысление
Познавательные УУД: логические: наблюдение , сравнение, умозаключение.
10. Домашнее задание
1-й вариант. К данным проверочным словам подберите однокоренные слова с безударной гласной в корне. Слова должны обозначать предмет, признак или действие предмета (им. сущ., им. прил., глагол). Обозначьте орфограмму.
Прямо — (признак предмета)
Свет — (действие предмета)
Зверь — (предмет)
Спешка — (действие предмета)
Плеск — (действие предмета)
Лов — (действие предмета)
2-й вариант. Выберите из данных слов проверочное. Вставьте безударную гласную. Выделите корень. Обозначьте орфограмму.
Ш...ги — шаг, шагать
М...сты — мостик, мост
Сл...за — слёзный, слёзы
П...скливый — писк, пищит
Т...нистый — теневая, тень
11. Подведение итогов, рефлексия
Цель: достижение понимания решения, осознание процесса мышления.
- Что нового о безударных гласных в корне слова вы узнали сегодня на уроке? Вы стали лучше разбираться в этой орфограмме?
Познавательные УУД: извлечение информации из опыта детей
РегулятивныеУУД: оценка успешности усвоения
Личностные УУД: осмысление

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ