Конспект урока на тему "Имя прилагательное - удивительный мир чудес"
Тема урока: Имя прилагательное - удивительный мир чудес.
Цель урока: систематизация знаний по теме «Имя прилагательное».
Задачи: вспомнить , что такое имя прилагательное, значение имени прилагательного в речи; познакомиться с грамматическими и синтаксическими признаками имени прилагательного; обогащать речь учащихся за счет использования в ней имен прилагательных; развивать творческие способности детей; воспитывать самостоятельность, инициативность.
Цель:
Образовательная: усовершенствовать знания учащихся об имени прилагательном; показать роль прилагательных в тексте;
Развивающая: развивать умение отличать имя прилагательное от имени существительного; точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи;
Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку.
Ход урока:
Организационный момент.
- Откройте тетради, запишите число. Чтобы определить тему урока, послушайте стихотворение Е. Руженцева «Сказку про краски».
Актуализация знаний.
Дети читают стихотворение:
Если б всё на свете было Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или обрадовало это?
Кто решился бы отныне,
Приходя домой усталым,
На зелёной спать перине
Под зелёным одеялом?
Любоваться как над вами,
Зеленея, птицы реют,
Над зелёными домами
Ярко солнце зеленеет.
И зелёною водою
На рассвете умываться,
И зелёным-презелёным
Полотенцем утираться?
Видеть мир привыкли люди
Белым, жёлтым, синим, красным;
Пусть же всё вокруг нас будет
Удивительным и разным.
Тема и цели урока:
-Чтобы рассказать об удивительном и разном в мире, как вы думаете, какие нужны слова? (Прилагательные.)
-Определите тему урока. (Сегодня на уроке мы будем говорить о прилагательных).
-Нашей целью на этом уроке будет усовершенствование знаний об имени прилагательном, развивать умение отличать имя прилагательное от имени существительного, точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи, узнаем какую роль, имеют прилагательные в тексте.
ЭПИГРАФ К УРОКУ:
Я – часть речи интересная, широко в миру известная: опишу любой предмет – в этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, и точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить, мною нужно дорожить! О. Головко
ХОД УРОКА
1. ОРГМОМЕНТ. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие. Оно будет трудным, но очень интересным . Во время путешествия нам пригодятся знания, умения и навыки, полученные при изучении темы «Имя прилагательное»
Итак, что же на уроке мы должны знать и уметь?
ЗНАТЬ:
-что такое имя прилагательное;
-его грамматические признаки;
УМЕТЬ:
-находить имена прилагательные;
-определять грамматические признаки;
2. Путешествие по королевству «Имя прилагательное».
Слово учителя. Отгадайте загадку.
Художника этого знает весь свет,
Раскрасит художник всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какое? Какая? Какие?
- О какой части речи эта загадка?
- А почему имя прилагательное назвали художником?
Первая остановка «Театральная»
Инсценирование отрывка из произведения Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Г-жа Простакова: Митрофанушка, что ты знаешь из грамматики?
Митрофанушка: Много. Существительна да прилагательна.
Г-жа Простакова: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофанушка: Дверь? Котора дверь?
Г-жа Простакова: Вот эта!
Митрофанушка: Эта? Прилагательна!
Г-жа Простакова: Почему же?
Митрофанушка: Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит не навешана: так покамест существительна.
Г-жа Простакова: Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку.
Митрофанушка: И ведомо!
-Так Митрофанушка рассуждал о прилагательных. Согласны ли вы с Митрофанушкой? А как вы сами ответите на вопрос, что такое имя прилагательное?
Вторая остановка «Загадочная»
Перед вами два текста. Внимательно прочитайте оба текста, ответьте на вопрос, чем они отличаются?
1. Феи и другие приглашенные съехались во дворец, где для гостей был накрыт стол.
Перед феями поставили приборы и по ящичку из золота. В каждом ящичке лежали ложка, вилка и ножик – тоже из золота.
2. Феи и другие приглашенные съехались в королевский дворец, где для почетных гостей был накрыт праздничный стол.
Перед феями поставили великолепные обеденные приборы и по ящичку из литого золота. В каждом ящичке лежали ложка, вилка и ножик – тоже из золота самой тонкой работы, усыпанные алмазами и рубинами.
Имена прилагательные придают речи точность, меткость, особую выразительность, образность, яркость, передают настроение. Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту и разнообразие окружающего мира
Отгадайте загадки и скажите, что вам помогло легко разгадать загадки?
1. Босыми ножками по лесным дорожкам
С пауками бой ведет и друзей не предает! (Хоббит)
Парень этот очень славный и надежный, и забавный.
Желтый он, как одуванчик, глазки, словно пуговки.
Персонаж из сказки - горький, потому что луковка (Чиполлино)Он весел и не злобен, этот милый чудачок.
С ним хозяин, мальчик Робин, и приятель Пятачок.
Для него прогулка - праздник. И на мед особый нюх.
Это маленький проказник - Медвежонок ... (Винни - Пух)
С круглым животиком похож на бегемотика
Этот герой - финских сказок король.
Любознательный, веселый ... (Мумми - тролль)Деревянный озорной друг Пьеро и девочки Мальвины,
Непослушный и смешной сынок Карло-…. (Буратино)Смешной человечек – большой озорник.
Смешной человечек скучать не привык.
В маленьком доме на крыше живет
Ужасный сластена конфеты жуёт. (Карлсон)
7. Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила
Девочка имя забыла свое,
А ну подскажите, как звали ее. (Красная Шапочка)
8. У отца был мальчик странный, необычный – деревянный,
На земле и под водой искал он ключик золотой. (Буратино)
Третья остановка «Сказочная»
Послушаем сказку «Как появилось Имя Прилагательное»
В алфавите все буквы дружили с Именем Существительным. Оно было доброе и очень трудолюбивое. Оно постоянно что-нибудь сочиняло или мастерило. И нужен был ему помощник, который пояснял бы все предметы, придуманные Существительным, и во всём бы ему подчинялся. Буква И взялась помочь. Она собрала все буквы алфавита, и стали они думать, как назвать помощника. — Ну, раз он будет прилагаться к Имени Существительному, то и назовём его — Имя Прилагательное. Так и появилось Имя Прилагательное и стало стоять в том же роде, числе и падеже, что и Имя Существительное.
Четвертая остановка «Орфографическая»
Упражнение 1.Дополните предложения прилагательными.
В (…) лесу было тихо. Великолепен вид (…) леса. Все покрыто (…)снегом. Снег опушил (…) деревья и кусты. По ним скользят (…) (…) лучи и обсыпают их (…) блеском .Ветви ели украсились (…)инеем. В этом (…) (…) наряде каждая ветка казалась (…).(…) воздух тонок и жгуч. Но вот мороз начинает сдавать, и меркнет яркость (…) неба. (…) туча заволокла горизонт.
Упражнение 2. Выборочное письмо
Выпишите имена существительные и зависимые от них прилагательные.
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далёких
Одинокий бег.
А.Фет
Упражнение 3.
Согласуйте существительное и прилагательное в нужном падеже. Выделите окончания, определите падеж имен прилагательных.
В ( тёмное) небе, за (густой) лесом, после (летний) отдыха,
с (весёлые) товарищами, (холодный) ветром, к (спокойное) морю, за (стройный) тополем, после (жаркое) лета, у (высокое) дерева, над (цветочная) поляной, средь (стройные) берез, в (лунное) сиянии, в (пахучая) хвое, (клейкий) листочка, в (дальний) дорогу.
Упражнение 4.
Дайте правильный ответ и объясните свой выбор.
1.Какое слово называет признак предмета?
Среди тишины послышался тихий говор.
А) первое Б) третье В)четвертое
2) Какая часть речи называет различные признаки предметов?
А) Имя прилагательное Б) Имя существительное В) Глагол
3) Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной форме:
А) умный (ребенок). Б) о книжном (шкафе.) В) маминого (участка.)
4) Каким членом предложения является имя прилагательное в полной
форме?
А) сказуемое Б) дополнение В) определение
5) Имя прилагательное не изменяется
А) по родам Б) по числам В) по спряжению
6) В каком словосочетании имя прилагательное является главным словом?
А) зимний лес Б) веселый от природы.
7) Какая часть речи отвечает на вопросы : какой? чей? каков?
А) Имя существительное Б) Имя прилагательное В) Глагол
Упражнение 5. Дополни текст именами прилагательными.
Вот и подошел к концу ______________________ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _______________. Ребята нашего класса были ________________________. Они давали_____________________________ответы. На уроке мы узнали много _____________ и _____________________, надеемся, что станем еще более ____________________. Надеемся, что по окончании урока настроение у всех будет ________________________________________________
4.Остановка «Финальная» Ну вот и подошел к концу наш сказочный урок. Ребята, скажите, что мы сегодня с вами повторяли? Вы убедились, что важно учиться в жизни и не останавливаться на достигнутом, чтобы не быть похожим на Митрофанушку.
. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
10. у меня получилось …
11. я смог…
12. я попробую…
13. меня удивило…
14. урок дал мне для жизни…
15. мне захотелось…
Я рада, что вы показали себя умными, понятливыми, смышлеными ребятами. Спасибо за работу.
5. Домашнее задание: 1 группа: упр. 235;
2 группа: выписать из стихотворений 5 словосочетаний с именами прилагательными, определить род, число, падеж имен прилагательных;
3 группа: составить сказку на тему «Имя прилагательное»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ