Конспект урока на тему "Нахождение опасного звучания" в словах с непроизносимыми согласными. Алгоритм проверки"

Тема урока: Нахождение« опасного звучания» в словах с непроизносимыми согласными . Алгоритм проверки.

Цели урока:

Познавательные:учить обозначению на письме звуковых сочетаний согласных [ сн], [зн] , [ рц] , [нс] , [ств] и способу проверки корневой орфограммы « непроизносимые согласные в корне слова» ; повторить виды разбора ( фонетический , синтаксический ) ; учить работать с толковым словарём;

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету ; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах (планировать работу, совместно оценивать результат работы);

Развивающие: развивать логическое мышление, развивать навыки исследовательской работы, познавательные интересы, творческие способности; способствовать развитию устной и письменной речи, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

  1. Мотивация к учебной деятельности

  2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Работа со словами с традиционным написанием

( запись слов под диктовку, проверка по «цепочке»)

Город, диктант, морковь, автобус, тетрадь.

- Какая ещё одинаковая корневая орфограмма встретилась во всех этих словах?

Как проверить парный звонкий или глухой согласный , стоящий в слабой позиции ?

- Подберите проверочное слово к слову «тетрадь», изменяя форму слова, подобрав однокоренное слово.

Сделайте транскрипцию слова тетрадь

[т'итрат']

- Посчитайте количество звуков и букв в слове «тетрадь» .

- Почему букв больше чем звуков?

- Посмотрите на транскрипцию еще одного известного вам словарного слова : [праз'н'ик]

транскрипция слова « праздник» , запишите его

- Посчитайте количество звуков и букв в этом слове?

- Почему в этом слове букв больше, чем звуков?

3. Постановка учебной задачи :

Причина этого несоответствия в характере произнесения слов русскими людьми. Сочетания трех и более согласных звуков

нетипичны для слов русского языка . Поэтому в словах с такими сочетаниями букв русский человек одну из букв при произнесении не передает никаким звуком. Возникает противоречие между звучанием и написанием слова.

Обратим внимание, что звуковое сочетание [зн ] обозначается буквенным сочетанием здн (подчеркнуть в транскрипции и слове) . Исследовав слова с такими звуковыми сочетаниями [сн] , [рц], [ств] и уже встречавшееся сочетание [зн] мы выясним, какими буквенными сочетаниями эти звуки будут обозначаться на письме.

4. Исследовательская деятельность учащихся + работа по развитию речи:

- Списать предложение, вставив пропущенные буквы там , где это необходимо.

( ученики выполняют задание самостоятельно, один ученик на доске вставляет пропущенные буквы и объясняет свой выбор после того как, класс с заданием справился)

Лё…кие снежинки кружились в моро…..ом воздухе .

- Подберём и запишем однокоренные слова к слову «морозном» , выделим в них корень; вспомним как пишутся корни однокоренных слов ; слово «морозном» разберём по составу.

Проведя наше исследование сделаем вывод : ни в одном из однокоренных слов мы не услышали звук [д] и не увидели букву «д» , значит и в слове « морозном» сочетание звуков

[зн] ( учитель поясняет , что это сочетание на стыке корня и суффикса ) обозначается буквенным сочетанием зн, а не сочетанием здн как в слове « праздник»

- В ходе проверки повторяются понятия « форма слова», «однокоренное слово».

- Далее этот ученик выполняет разбор предложения по членам предложения и определяет в нём части речи.

- Вспомните , какие слова называют синонимами?

Учитель дополняет определение «синоним» тем, что это должны быть слова из одной части речи.

- Подберите синонимы к слову « кружились » ( порхали, танцевали)

- Подобрать антоним к слову «легкие» ( тяжелые) .

- Упражнения для мышц глаз, спины.

5. Первичное закрепление :

- Прочитайте стихотворение – загадку , доскажи словечко

( хором)

В небе проплыла девица

В золотистой колеснице –

Поздним вечером в оконце

Скрылось огненное солнце.

- Прочитайте вопрос после текста

Какой образ использован для описания солнца? ( девица)

- Этот литературный прием называется олицетворение .

Солнце представлено в образе живого существа – девицы.

Работа с толковым словарём

- Как вы понимаете значение слова «колесница» ?

- Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова

- Колесница – в старину: большая колесная повозка, боевая колесница у древних греков и римлян.

- Мы с вами будем работать только со словами, в которых встречаются данные звукосочетания , в учебнике они обозначены вопросительным знаком.

Колесница

- Подберем однокоренные слова к слову «колесница» , запишите их , обозначьте корни . ( колесо, колесико)

- Вспомним, как пишутся корни однокоренных слов

- Все согласные звуки корня мы слышим четко, то есть они находятся в сильной позиции

- сделайте вывод : в слове колесница звуковое сочетание [сн] соответствует ли буквенному?

- записать слово «колесница» , выделить корень

- слова колесо и колесико являются проверочными или проверяемыми по отношению к слову колесница?

- подбери однокоренные глаголы с приставками о и за к слову поздний

опоздал, запоздал,

выделим корень позд , согласный звук [д] стоит в сильной позиции ,

значит и в слове «поздний» этот корень пишется как позд , звуковое сочетание [зн] , а буквенное сочетание здн.

- какие слова являются проверочными?

6. Реализация построенного проекта

- После нашего исследования какой мы можем сделать вывод? что данные звуковые сочетания на письме обозначаются разными буквосочетаниями.

- Как проверить непроизносимый согласный звук в данных звукосочетаниях?

- Нужно подобрать однокоренные слова так, чтобы опасный звук стоял в сильной позиции , то есть слышался четко.

Для развития вашей орфографической зоркости воспользуемся данным тренинговым листом.

- Прочитаем первое слово, пожалуйста, подберите проверочные слова к слову «солнце»

солнышко, солнечный

- Какой здесь звук непроизносимый согласный?

- Домашнее задание: 8 слов из тренингового листа записать с проверочными

- Работа с текстом ( дифференцированное задание для самостоятельной работы с самопроверкой по эталону)

( карточки в приложении)

7. Рефлексия деятельности

Какую задачу ставили?

Удалось ли решить поставленную задачу?

Что показалось тебе простым, а что сложным?

Что ты считаешь важным для себя?

Где можно применить новое знание?

Над чем ещё надо поработать?







Приложение к уроку:

[сн] [зн] [рц] [нс] [ств]

Корневая орфограмма «непроизносимый согласный».



Солнце, сердце, лестница, тростник, вестник, местность, пастбище, прелестный, прекрасный, известный, радостный, ненастный, окрестность, костный, участник, доблестный, свистнул, честный, областной, гигантский, яростный, капустный, грустный, хрустнуть, счастливый, лепестки, поздний, праздник, звёздный, небесный, чувство, вкусный, адресный, парусный, колбасный, властный, пресный, древесный, алмазный, отвесный, ужасный, чудесный, устный, грозный, громоздкий , ненавистный, наездник.


  • Спиши стихотворный текст , вставь пропущенные буквы, где это необходимо .



- Что за праз.?.ник Новый го… ?

Всем извес.?.но наперё… :

Это - шу…ки, пес.?.ни, скри…ки,

И чудес.?.ные улы…ки.

Карточка 2

  • Спиши стихотворный текст , вставь пропущенные буквы, где это необходимо .



- Что за праз.?.ник Новый го… ?

Всем извес.?.но наперё… :

Это - шу…ки, пес.?.ни, скри…ки,

И чудес.?.ные улы…ки.



Воспользуйся проверочными словами :



Улыбайся, впереди, чудеса, шутили, песенка, вести, скрипач.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ