Конспект урока на тему "Правописание парных согласных в корне"

Разработала: Глухова Лилия Анатольевна, учитель начальных классов.

Тема: Правописание парных согласных в корне.

Цели: формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слова; сравнивать в них произношение и написание корня, применять различные способы поверки написания парных согласных в корне слова (изменением числа, либо подбором однокоренных слов);

- Повторить алгоритм проверки безударной гласной в корне слова, составить алгоритм проверки парных согласных в корне слова, формулировать задачу урока, отвечать на поставленные вопросы;

- работать в парах.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

(Звучит песня В.Я. Шаинского «Улыбка», на доске изображение улитки)

- Какое настроение у нашей улитки? (весёлое, радостное)

- Как вы это определили? (она нам улыбается)

- Улыбка может согреть других своим теплом, улучшить настроение.

- Улыбнитесь друг другу.

- Над какой орфограммой работали на предыдущих уроках?

- Написание безударной гласной в корне слова.

- Чему мы научились?

- Мы умеем проверять безударную гласную в корне слова.

2. Актуализация знаний.

- На доске написаны слова. (в…сна, т…грята, к…р…ндаш, к…рмушка, наро…, ду…ки)

- Как вы думаете, какое задание будем выполнять? (спишем слова, вставим пропущенные буквы)

- Какое правило вам поможет обосновать выбор буквы? (правописание безударных гласных в корне слова)

- Как вы будете действовать? (по алгоритму)

1. найти в слове ударный слог, для этого поставить знак ударения;

2. выделить корень;

3. подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне;

4. написать слово и подчеркнуть орфограмму.

- Предлагаю поработать в парах, договоритесь, кто прочитает слова, кто будет записывать, вместе подберите проверочные слова.

- Что вы не смогли сделать? (не смогли определить, какую букву нужно дописать в слова народ, дубки,)

- Почему не смогли? (в эти слова нужно дописать согласные буквы, а мы не знаем как их проверить)

3. Постановка учебной задачи.

- На какие же вопросы нам предстоит ответить? (в какой части слова пропущены буквы, какие согласные нужно проверять, когда нужно проверять слова с парными согласными, какие слова являются проверочными, какие способы проверки есть для слов с парными согласными)

- На какие вопросы вы сможете ответить?

В какой части слова пропущены буквы? (в корне – народ-, дуб-)

Какие согласные нужно проверять? (парные согласные д, б)

- Все ли согласные назвали? (нет, нужно проверять ещё согласные – в, з, г, ж)

Когда нужно проверять слова с парными согласными? (когда они стоят на конце слова или в корне перед глухой согласной)

4. Поиск решения учебной задачи.

- Значит ваша цель? (научиться подбирать проверочные слова, писать слова с парным согласными в корне слова)

- Сформулируйте тему урока. (Написание слов с глухими и звонкими согласными в корне слова)

Учитель: Прокомментируйте орфограмму в слове

Народ (дети записывают в тетрадях)

Дети: В слове есть парная звонкая согласная буква, которая на конце слова оглушается.

Учитель: - Как проверить орфограмму?

- Сможем ли мы применить известные алгоритмы проверки для слова народ?

- Как мы умеем проверять орфограмму в корне слова?

- Надо изменить форму слова народ - народы.

Дети: В этом слове согласный звук слышится звонко, чётко.

Учитель: Смогли ли мы воспользоваться известным нам алгоритмом?

Дети: Да.

Учитель: Чем отличается новый алгоритм от известного?

Дети: В проверочном слове проверяемый согласный должен слышится ясно, после него стоит гласная.

Учитель: - Как проверить парный согласный на конце слова?

- Сформулируйте правило.

Дети: Чтобы проверить парную согласную букву на конце слова, надо изменить это слово или подобрать родственное так, чтобы после согласного звука появился гласный, и этот звук слышался ясно.

-   Какая орфограмма в слове дубки? (Парный согласный в корне).

- Подберите проверочное слово.

Посмотрите, какие это слова? Кто догадался? ( Однокоренные, форма слова).

     - Выделяем корень в словах. Слова дубок, дубы, дубовая являются проверочными к слову дубки? Почему? (После парный согласной стоит гласный).

   - Значит, какой мы можем сделать вывод? Что нужно сделать, чтобы проверить парный согласный в корне слова? (Чтобы проверить парный согласный в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного стоит гласный.)  

- Как нам проверить правильно ли вы сформулировали правило? (прочитать правило в учебнике)

- Составим алгоритм проверки парных согласных.

надо:

изменить … или

подобрать …

так, чтобы …

народ - народы

5. ФИЗМИНУТКА.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

- Предлагаю поработать в парах.

- Прочитайте слова, как вы думаете, какое задание будем выполнять. (Выберем букву, которую нужно написать в слове, запишем слова в тетрадь)- комментированное письмо

- Какой следующий шаг? (потренируемся в написании слов с парными согласными в корне)

Проговаривание по цепочке (по эталону).

Моло(т,д)цы, пиро(ш,ж)ки, дру(ж,ш)ки, ку(з,с)ки, ночё(ф,в)ка,

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Подбери проверочные слова и вставь пропущенные буквы.

    - Я сочинил стишок, вот он

         Берёзка – берёза

         Ры _ ка – лодочка

         Ло _ ка – селёдочка

         Яго _ ка – рыба

         Селё _ ка – ягода

-Запиши стишок правильно.

( Корни во всех словах пишутся одинаково, чтобы не сделать ошибку, нужно подобрать однокоренное слово, где парный согласный звук слышится чётко. Например, в слове берёзка нужно писать букву з, так как в слове берёза чётко слышится звук з)

- Проверьте работу по эталону, оцените.

Эталон

Я сочинил стишок, вот он         

Берёзка – берёза

Рыбка – рыба

Лодка – лодочка

Ягодка – ягода

Селёдка – селёдочка

8. Включение в систему знаний и повторение.

Тест.

     1. Обведи парные согласные:

З            Н             С               Ч               Б

    2. Обведи слова с парной согласной на конце:

молотки      дом       голубь       дорожка        нос

    3. Подчеркни слова, которые являются проверочными:

  погодка  грибы   виноград    глазок    лебеди

  4.  Вставь букву:

Д У . К И 

З У . К И 

М О Р О  .  

А Р Б У  .  

- Проверьте по эталону.

- Договоримся как будем оценивать работу. (дети: если ошибок нет -!, 1 - 2 ошибка - +, более 2 ошибок - ?)

Тест.

     1. Обведи парные согласные:

З            Н             С               Ч               Б

   2. Обведи слова с парной согласной в корне слова:

молотки      дом      голубь       дорожка        нос

    3. Подчеркни слова, которые являются проверочными:

  погодка  грибы   виноград    глазок    лебеди

  4.  Вставь букву:

Д У Б К И

З У Б К И

М О Р О  З 

А Р Б У  З

- Кто поставил себе вопросительный знак?

- Что не получается?

- Над чем нужно ещё работать?

9. Итог урока

 - Вернёмся к целям нашего урока. Какие цели мы ставили перед собой?

 - Достигли ли мы этих целей?

 - Что нам помогло?

- Кого бы вы сегодня хотели поблагодарить за помощь на уроке?

- Возьмите цветные полоски и покажите, какое настроение у вас в конце урока.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ