Конспект урока на тему "проблема, идея в тексте описательного типа"
Тема, проблема, идея в тексте описательного типа
Описательный текст в ЕГЭ по русскому языку в задании С1 вам тоже может запросто встретиться. И здесь определять ключевые моменты — тему, проблему, авторскую позицию — надо будет немного иначе. Заметьте, я не сказал «труднее». Просто надо рассматривать текст немного под другим углом и анализировать его тоже несколько по-другому. Выясняем проблему и авторскую позицию в описательном тексте на ЕГЭ по русскому языку
1. Сначала мы, как и договорились, просто читаем предложенный текст. Стараемся понять суть. Узнаем, о чем нам пишет автор.
Первый раз прочитали. Можем смело назвать тему. Тема данного текста: природа Мещерского края. На материале этой темы нами будет найдены проблема и идея.
2. Читаем второй раз. На этом этапе нам надо увидеть проблему и идею.
Прочитали. Что-то никакой проблемы не видно, правда? Нет никакого острого вопроса. Автор ни с кем не спорит, ничего нам и себе не доказывает.
Неужели проблемы нет?
Есть.
Просто она здесь как бы подразумевается. Не забывайте, что перед нами описательный текст, пейзаж, а в описательных текстах так часто бывает.
Если бы никакой проблемы не было, этот текст никогда бы не попал в ЕГЭ по русскому. Так ведь?
Как же нам ее найти и сформулировать?
Решение только одно: идем от противного. То есть сначала находим идею, авторскую позицию, а потом проблему. Вы же помните, что идея есть ответ на проблему. Идея — ответ, проблема — вопрос.
Если есть ответ, значит должен присутствовать и вопрос. Только этот вопрос в описательных текстах почти никогда не озвучивается. Он подразумевается.
Хорошо, начинаем с идеи.
Как найти идею в описательном тексте?
Перед нами пейзаж. Давайте поищем внимательно в тексте такие фразы, которые содержат оценку. По оценочным фразам и художественным средствам мы поймем, какую идею автор хотел до нас донести.
1. По ходу описания я вижу такие оценочные выражения:
«Нет большего отдыха и наслаждения, чем идти весь день по этим лесам…»
«В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет.»
«Мы почему-то говорим шепотом — боимся спугнуть рассвет.»
В оценочных фразах есть прямая оценка. Как видим она положительная, даже очень. К.Г. Паустовский призывает нас полюбоваться природой, прислушаться к тихим ее звукам. Он боится потерять ощущение красоты, поэтому говорит шепотом.
2.Теперь смотрим на художественные приемы. Они тоже всегда несут авторскую оценку.
Идём по порядку
леса глухие (эпитет)
километры тишины и безмолвия (метафора)
дрожь осиновых листьев (олицетворение)
торжественный свет (эпитет)
закат тяжело пылает (метафора)
золотит позолотой (метафора)
как будто заглядывают в лицо летучие мыши (сравнение)
догоревшего дня (эпитет)
необыкновенная тишина (эпитет)
загорается голубым хрусталем (метаморфоза)
и так далее.
В сочинении нам не надо приводить все эти художественные средства. И давать им определений тоже не надо. Проверяющие прекрасно знаю, что это сравнение, а это олицетворение.
Просто мы должны в описательном тексте по этим изобразительно-выразительным средствам понять, какую оценку дает автор изображаемым картинам.
Что испытывает он?
Любовь, восторг, наслаждение. Любуется сам и в то же время приглашает полюбоваться нас, читателей.
3. Увидим повторяющиеся мотивы.
Для справки: мотив — это вообще любой элемент художественного мира. Так вот нам надо найти повторяющийся.
Обратите внимание при повторном чтении, что автор несколько раз подчеркивает тишину.
леса глухие
уже темно и глухо
говорим шепотом
и так далее
Тишина — вот самый частый мотив художественной реальности этого описательного текста.
Итак, авторская позиция:
Тишина и красота леса способны привести душу человека в настоящий восторг, они дарят нам наслаждение и отдых.
Как определить проблему?
Проблема, когда она буквально не высказана, как это и есть в нашем случае, находится так. Мы уже знаем идею-ответ. Задаем к ней проблему-вопрос.
Вопрос будет такой:
Как красота тихого леса влияет на человека?
или
Какие чувства способна вызвать у нас тихая красота леса в летнее время?
Понимаете ход мыслей? Мы действовали от противного. Рассуждали не от проблемы, а от идеи.
Только не надо слишком уж расширять проблему (Как правильно отдыхать?). Это будет ошибкой. Также нельзя слишком сужать ее (Можно ли наслаждаться прогулкой в глухом лесу?). Это тоже ошибка.
Вот, собственно, и все, чему мы должны были научиться .
3. Читаем текст третий раз. При чтении формируем свое мнение. Отыскиваем в памяти свои прогулки по лесу, которые помогут нам согласиться с автором. Вспоминаем картины города, где постоянно шум и беготня. Это позволит нам сделать сравнение. Поднимаем свой читательский опыт, вспоминаем произведения других авторов, литературные примеры. Они тоже понадобятся для аргументации нашего мнения.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ