Конспект урока на тему "Разделительный мягкий знак в словах. Закрепление"

Тема: Разделительный мягкий знак в словах. Закрепление.


Цели: совершенствование навыков правописания слов с разделительным Ь, знание правила, когда пишется разделительный мягкий Ь.

Задачи:

1. Повторить правило, когда пишется разделительный мягкий Ь.

2. Развитие орфографической зоркости и речи учащихся; основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

4. Воспитание бережного отношения к своему здоровью.


Оборудование: презентация, карточки с пословицами, толковый словарь С. И. Ожегова.


Ход урока.


  1. Организационный момент.


- Здравствуйте. Посмотрите, у нас гости. Поздоровайтесь с ними. Садитесь. Ребята, а кто знает значение слова «здравствуйте»? Сегодня на уроке русского языка мы будем говорить не только о правописании, но и о здоровье, а также факторах, которые положительно на него влияют.

- Ребята, я приготовила для вас плакат. Скажите, что на нём изображено? (скелет рыбы) Скелет – это основа рыбы. А основой любой жизни является здоровье.

Давайте в ходе урока дополним рисунок факторами, укрепляющими здоровье, и сделаем нашу рыбу красивой и привлекательной.


- Откройте тетради и запишите число.


Слайд 1

  1. Словарно-орфографическая работа.


- Нашу работу на уроке мы начнём со знакомства с новым словарным словом

- Это слово – «здоровье». Как вы понимаете его значение? (ответы уч-ся)


- В толковом словаре С. И. Ожегова значение этого слова объясняется так: «Здоровье – это нормальное состояние, самочувствие организма человека».


- Посмотрите на доску и прочитайте слово так, как мы его будем писать. Объясните написание этого слова. Сколько слогов в данном слове? На какой слог падает ударение? Назовите орфограммы. (В слове «здоровье» 3 слога, ударение падает на 2-й слог, в

первом слоге безударная гласная буква о. В этом слове пишется разделительный ь.)


- Запишите это слово в свои тетради с выделением орфограмм.

- Это слово основное, поэтому на плакате мы закрепим его там, где находится голова нашей рыбы. (Вставка в рыбу - здоровье)


Слайд 2

  1. Минута чистописания.


- Букву, над написанием которой мы будем работать, вы найдёте в этом слове, она обозначает в нём непарный звонкий твёрдый согласный звук. (р)


- Посмотрите на написание букв «Р» заглавной и «р» строчной. (Слайд 3, 4)


- Напишите эти буквы по половине строки.


  1. Мобилизующий этап.

- А сейчас послушайте внимательно задание и постарайтесь его запомнить. (Слайд 5)

«Друзья – Татьяна, Дарья, Илья – решили укреплять своё здоровье: делать зарядку, бегать на коньках, ходить на лыжах. Дарье больше нравились коньки, Илья не всегда выбирал лыжи.»

- Определите, как каждый ребёнок укреплял своё здоровье. (Дарья – коньки, Илья – зарядка, Татьяна – лыжи). (перестановка на доске) (Слайд 6)

- Подумайте, что же ещё укрепляет наше здоровье? (зарядка, ходьба на лыжах, катание на коньках).

- Дополним нашу рыбу. (Вставка в рыбу - зарядка, ходьба на лыжах, катание на коньках )


- Определите, на какое правило больше всего слов в нашем логическом упражнении, и сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Слайд 7)


- Поставьте перед собой цель: чему мы будем учиться на уроке, учитывая, что сегодня последний урок по теме.


  1. Повторение правила о правописании разделительного ь.


- Назовите из нашего логического упражнения слова, в которых пишется разделительный мягкий знак. (друзья, Дарья, Татьяна, Илья, здоровье)


- Скажите правило о правописании разделительного ь. (Слайд 7) Запишите эти слова в тетрадь с выделением орфограмм.


  1. Работа с пословицами. Работа по карточкам.


- Возьмите карточки и прочитайте записи. Что там написано? (пословицы)


Человека лен… не кормит, а зд…ров…е тол…ко портит.

Физкул…тура и труд зд…ров…е несут.

Зд…ров…е и счаст…е не живут друг без друга.


- Как вы понимаете смысл пословиц?


- Запишите любую пословицу в тетрадь, вставив пропущенные буквы. Назовите слова с разделительным ь. (Слайд 8)(Один ученик пишет на доске с комментированием.)


Взаимопроверка на местах.


- Что же ещё влияет на наше здоровье? (труд, счастье, физкультура)

- Дополним рыбу. (Вставка в рыбу - труд, счастье, физкультура )


  1. Физкультминутка.


- Ребята, давайте и мы укрепим наше здоровье и немного отдохнём.

- Я буду называть слова. Если я называю слово с разделительным ь, то вы делаете руки в стороны, а затем хлопок над головой, а если разделительного мягкого знака нет, то - наклоняетесь в стороны.

Скамья, семя, семья, деревья, полёт , колья, Коля, волчьи, листья, вьюга.

  1. Упражнения на закрепление.

  1. Упражнение 1.(слайд 9)

На доске ряды букв:

в п а е р ч е е н н ь ь е е

в р ь у ю ч г ь а и

д л е и р с е т в ь ь я я


- Что записано на доске? (буквы)

- Какое задание вы могли бы выполнить с данными буквами? (составить из букв слова)


- Собирать слова из букв мы будем, используя загадки:


К 1-й строке:

Эти сладости люблю, ими всех друзей кормлю. (варенье, печенье)


Ко 2-й строке:

В ней снег зимой летел кружа. Весною в них журча бежал. (вьюга, ручьи)


К 3-й строке:

Они закутаны в кору и шепчут чем-то на ветру. (деревья, листья)


- Запишите отгадки в тетрадь. Первую пару слов на доске напишет ….

(с комментированием), следующие - …


- Что объединяет эти слова?


- Расскажите, когда в словах пишется разделительный ь. Приведите свои примеры. Запишите любые 3 слова. Выделите орфограммы.

- Объясните, как каждая пара слов относится к теме здоровья. (Печенье, варенье – надо правильно питаться; вьюга, ручьи – одеваться согласно погоде; деревья, листья – очищают воздух.)


- Что ещё влияет на наше здоровье? (питание, одежда, природа)

(Вставка в рыбу - питание, одежда, природа)


  1. Упражнение 2. (Слайд 10)


- Укреплению здоровья помогает пребывание на свежем воздухе. Представьте себе, что в один из выходных дней вы пошли в лес на прогулку.

Посмотрите на картинки и составьте предложения, используя слова с разделительным ь.


(В зимнем лесу мы можем увидеть заячьи и лисьи следы. На высокой сосне воронье гнездо. И т. д.)


- Из этих предложений составьте небольшой текст под названием «Прогулка в лесу». Запишите заголовок и 2-3 предложения, которые вы составили.


- Что же укрепляет наше здоровье? (прогулка)

(Вставка в рыбу - прогулка.)


  1. Домашнее задание.


- Составьте рассказ о здоровье, используя слова с разделительным ь.


  1. Итог урока.


- Наш урок близок к завершению. Как вы думаете, что мы должны сделать? (Подвести итог урока.)


- Скажите, чему мы учились сегодня на уроке?


- Расскажите, в каких словах и когда пишется разделительный ь? (правило, примеры)


- О чём ещё мы говорили сегодня на уроке? Какие факторы укрепляют наше здоровье?


- У вас на столах лежат смайлики. Покажите мне своё настроение.

- Я думаю, что хорошее настроение это тоже положительный фактор для нашего здоровья. Поэтому я дополню им нашу рыбу.

Вставка в рыбу – хорошее настроение.


Оценивание работы учащихся на уроке.


(Слайд 11)

- Урок окончен. Спасибо за урок. Будьте здоровы!














Приложение.


Здоровье, зарядка, ходьба на лыжах, катание на коньках, труд, счастье, физкультура, правильное питание, одежда, природа, прогулка.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ