Конспект урока на тему "Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи-ши,ча - ща,чу -щу"
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ + ПРЕЗЕНТАЦИИ
РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
1 КЛАСС. УМК «Перспектива».
Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу – щу.
Автор: Климаненко Галина Михайловна,
учитель начальных классов
ГБОУ лицей № 384
г. Санкт - Петербурга
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ + ПРЕЗЕНТАЦИИ
РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
1 КЛАСС. УМК «Перспектива».
Учитель начальных классов Климаненко Галина Михайловна.
Тема: « Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу – щу.»
Актуальность данной темы. Уровень грамотности учащихся – одна из острейших проблем образования в настоящее время. Связано это с быстро меняющимся современным миром. В век компьютеризации орфографическая грамотность является составной частью общей языковой культуры, залогом точности выражения мысли и взаимопонимания, иными словами – средством общения.
Методика обучения правописанию в начальной школе опирается не только на правила, но и на всю систему языкового развития:
1) на усвоение звукового строя русского языка и его графики;
2) на развитие дикции и орфоэпического навыка;
3) на процесс овладения чтением, письмом, восприятия речи на слух (аудирования) и на развитие собственной речи, умение выразить собственную мысль;
4) на интонацию и выразительное чтение и т.д.
Именно с первого класса закладываются основы правописания. На самых ранних ступенях обучения, есть своя специфика, которая определяется возрастом детей и почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку.
-
Учебная ситуация
Действия учителя
УУД
Критерии оценки
В классе установлен компьютер, и дети с помощью учителя пишут ответы на полученные вопросы, которые присылает Иван Иванович Самоваров и Петрушка.
Ученики используют компьютер с целью самим научиться грамотно, писать и помочь в учебе «ученику Петрушке».
Петрушка спрашивает детей о правописании буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу – щу.
1.Создать в классе учебную ситуацию: помощь Петрушке грамотно научиться писать правописание буквосочетаний жи - ши,
ча - ща, чу - щу.
2.Помочь детям ответить на вопросы Иван Ивановича Самоварова.
3.Использовать компьютер, демонстрационный и раздаточный материал на изучаемые орфограммы:
жи - ши, ча - ща, чу – щу.
4.Организовать на уроке:
- фронтальную,
- индивидуальную,
- работу учеников в парах,
- в микрогруппах
при выполнении заданий.
5.Реализовать работу учеников по учебнику «Русский язык» Л.Ф. Климановой, С.Г.Макеевой, с помощью электронного пособия к учебнику «Русский язык» Л.Ф. Климановой, С.Г.Макеевой на компьютере, в тетрадях, на листках заданиях.
6.Предоставить возможность детям, имея знания, полученные при изучении букв, высказать свою точку зрения на особенность написания слов с сочетаниями «жи – ши, ча - ща, чу - щу».
7.Оказывать помощь ученикам, которые будут затрудняться при выполнении заданий.
8.Побуждать учеников к самоконтролю и контролю других детей.
9.Поощрять активных учеников.
1. Личностные:
Понимать учебную задачу и искать пути ее решения, применяя правила правописания;
Оказать интеллектуальную помощь Петрушке.
2. Познавательные
а) общеучебные:
Уметь применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
Прочитать самостоятельно вопрос Иван Ивановича Самоварова на слайде.
Вспомнить и рассказать правила правописания слов с сочетаниями «жи - ши, ча - ща, чу - щу».
б) информационные:
обучение работе с помощью электронного пособия к учебнику «Русский язык» Л.Ф. Климановой, С.Г.Макеевой на компьютере.
выполнение заданий на карточках, которые помогут лучше запомнить правила написания слов с «жи - ши, ча - ща, чу - щу»;
в) логические:
подведение к правилу: Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу – щу на стр. 91.
выполнение задания в учебнике «Русский язык» Л.Ф. Климановой, С.Г.Макеевой на стр. 92-94.
3. Коммуникативные -
инициативное сотрудничество :
работа в парах,
в микрогруппе.
Уметь распределить выполнение работы и взаимопроверки.
4.Регулятивные :
самоконтроль.
контроль товарищей
Базовый уровень:
1. Умение находить орфограммы в словах, определять их место, группировать по определенным признакам.
2. Соблюдение норм орфографии.
3. Различие произношения и написания слов.
4. Использование приобретенных знаний в практической деятельности.
5. Знание правила.
Повышенный уровень:
1. Применение норм русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.
Тема:
« Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу – щу.»
Цели урока:
формировать на материале урока УУД:
развивать умение писать слова с сочетаниями жи - ши, ча - ща, чу – щу;
развивать речь и интерес к учёбе;
формировать положительное отношение и адекватное представление о школе;
формировать умение работать на компьютере с помощью учителя.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся писать слова с сочетаниями жи - ши, ча - ща, чу – щу;
получат первоначальные представления о нормах русского языка;
посредством УУД используют и будут развивать приобретенные знания практически, т.е. при ответе на вопрос от Петрушки;
получат установку на принятие моральных норм жизни детского коллектива;
научатся работать на компьютере.
Образовательные ресурсы:
Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности:
Учебник «Русский язык» Л.Ф. Климановой, С.Г.Макеевой , для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе -М.: Просвещение,2011;
методическое пособие Л.Ф. Климановой. Русский язык. Методическое пособие : 1 класс. М.: Просвещение,2011;
презентация на электронном носителе;
электронное пособие к учебнику «Русский язык» Л.Ф. Климановой, С.Г.Макеевой
Дидактический и раздаточный материал:
веер гласных и согласных букв у каждого ученика;
индивидуальные карточки с пропущенными орфограммами;
плакат по русскому языку для 1 класса на изучаемые орфограммы жи - ши, ча - ща, чу – щу;
рабочая тетрадь по русому языку на печатной основе 1 класс. Русский язык Л.Ф. Климанова.-М.:Просвещение,2010; стр.49-51
демонстрационные карточки с картинками.
Основной метод обучения – объяснительно-иллюстративный.
Формы работы – фронтальная, индивидуальная, в парах, в микрогруппах;
По организации познавательной деятельности – репродуктивный.
УУД
1. Личностные:
Понимать учебную задачу и искать пути ее решения, применяя правила правописания;
Оказать интеллектуальную помощь Петрушке.
2. Познавательные
а) общеучебные:
Уметь применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
Прочитать самостоятельно вопрос Иван Ивановича Самоварова на слайде.
Вспомнить и рассказать правила правописания слов с сочетаниями «жи - ши, ча - ща, чу - щу».
б) информационные:
обучение работе с помощью электронного пособия к учебнику «Русский язык» Л.Ф. Климановой, С.Г.Макеевой.
выполнение заданий на карточках, которые помогут лучше запомнить правила написания слов с «жи - ши, ча - ща, чу - щу»;
в) логические:
подведение к правилу: Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу – щу на стр. 91.
выполнение задания в учебнике «Русский язык» Л.Ф. Климановой, С.Г.Макеевой на стр. 92-94
3. Коммуникативные -
инициативное сотрудничество:
работа в парах,
в микрогруппе.
Уметь распределить выполнение работы и взаимопроверки.
4.Регулятивные :
самоконтроль.
контроль товарищей.
План урока.
I.Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Лингвистическая разминка.
IV. Самоопределение к деятельности.
V. Физкультминутка.
VI. Осмысление
VII. Рефлексия.
VIII. Подведение итогов урока.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Цель: развивать интерес, формировать положительное отношение и адекватное представление о школе.
Слайд 4
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок!
Пожелаем Вам удачи
За работу, в добрый час!
Проверим готовность к уроку.
У Вас на парте приготовлено:
учебник «Русский язык» Л.Ф. Климановой, С.Г.Макеевой,
рабочая тетрадь по русому языку на печатной основе 1 класс. Русский язык Л.Ф. Климановой,
веер гласных и согласных букв,
карточки с пропущенными орфограммами.
II. Актуализация знаний.
Прочитайте вопрос от Петрушки.
Слайд 5 Привет, первоклашки!
Вместе со мной Вы учили звуки, обозначали их буквами, учились читать и писать. Вы научились грамотно писать слова с сочетаниями жи - ши, ча - ща, чу – щу? Давайте, вместе выполним приготовленные задания Иван Ивановичем Самоваровым. Они даны в Вашем новом учебнике, в электронном пособии к учебнику, и на листочках.
Петрушка.
Мы должны ответить на вопрос Петрушки и выполнить задания Иван Ивановича Самоварова.
- В русском языке есть шипящие согласные звуки, которые на письме обозначаются буквами ж, ч, ш, щ.
- А что Вы помните о написании этих букв в сочетаниях жи - ши, ча - ща, чу – щу?
III. Лингвистическая разминка.
Работа с электронным образовательным ресурсом.
Иван Иванович Самоваров рассказывает:
В буквосочетаниях жи – ши пишется с буквой и. слайд 6
В буквосочетаниях ча и ща пишется буква а. слайд 7
В буквосочетаниях чу и щу пишется буква у. слайд 8
IV. Самоопределение к деятельности.
Цель: . Понимать учебную задачу и искать пути ее решения, применяя правила правописания;
Уметь выполнять задания в электронном пособии на слайдах, уметь работать с учебником. Уметь применять правила, показывая на веере соответствующие гласные буквы.
Как будем действовать?
Ученики предлагают способы:
повторить правила правописания словосочетаний жи - ши, ча - ща, чу – щу,
приступить к выполнению тех заданий, которые приготовил Иван Иванович Самоваров.
1. Повторить правила:
Ученики 1 ряда проговаривают правило правописания словосочетаний жи - ши.
Ученики 2 ряда проговаривают правило правописания словосочетаний ча - ща.
Ученики 3 ряда проговаривают правило правописания словосочетаний, чу - щу.
Хором повторить все правила.
2. Работа учащихся по электронному пособию.
В электронном пособии к учебнику «Русский язык» нужно помочь пчёлам собрать мёд.
В словах правильно заполнить пропуски.
Вставь слоги, чтобы получились слова.
(Дети показывают на карточках слоги, а учитель на компьютере вставляет слоги, которые показывают дети.)
В первом задании нужно вставить в слова сочетания жи или ши. Пчёлка по щелчку подносит слог.
Машина, лыжи, моржи, мыши, шина, шишка, стрижи, жираф.
Во втором задании нужно вставить в слова сочетания ча или ща. Пчёлка по щелчку подносит слог.
Свеча, чайник, каланча, пища, сайка, запищал.
В третьем задании нужно вставить в слова сочетания, чу, или щу. Пчёлка по щелчку подносит слог.
Тащу, чудный, чужой, кричу, щука, навстречу, угощу. Слайды 9-11
Физкультминутка. «Улыбнись» слайд 12
Цель: Ориентируясь на показ движений учителя и на слова текста осуществлять пошаговый контроль своих действий.
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания.)
А в конце — ходьба на месте,
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)
Упражненье повтори
Мы руками бодро машем,
Разминаем плечи наши.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Корпус влево мы вращаем,
Три-четыре, раз-два.
Упражненье повторяем:
Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.)
Мы размяться все успели,
И на место снова сели. ( Дети садятся)
V. Осмысление.
Цель: Уметь достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
1. Работа по учебнику «Русский язык» Л.Ф. Климановой, С.Г.Макеевой.
Цель: Уметь обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя. Уметь распределять работу при выполнении заданий, при взаимопроверке.
Откройте учебник на странице 92, работаем с упражнением 176 устно.
Слайд 13 Упр.176 на стр.92
Как называется сказка?
Помогите Емеле правильно написать все слова из сказки. Покажите на веере соответствующие гласные буквы в словах:
Ч…до - ч…деса - ч…удесный.
Щ..ка – щ…чий – по щ…чьему веленью.
В тетради самостоятельно карандашом вставьте буквы. Самостоятельно проверьте, правильно ли Вы вставили буквы.
Слайд Упр. 177 на стр. 93. Прочитайте задание. Поупражняйтесь вместе с Емелей в написании слов с чу – щу.
Я грамотно писать хочу,
Слова на ЧУ и ЩУ учу:
Ч…лки, ч…лан, стуч…, крич…,
Тащ…., ворч…, молч….,ищ… .
Какие буквы надо вставить в слова. Проверьте друг у друга, правильно ли Вы вставили буквы.
Слайд 14 Упр. 178 на стр. 93
Какие слова загадала щука Емеле?
Закончите их с помощью слогов ча – ща.
Пи…, встре…, ча…, све…, зада…, ро…, ту… . Проверьте правильно ли Вы вставили слоги по слайду.
Повторите правила правописания словосочетаний жи - ши, ча - ща, чу – щу хором.
Слайд 15
2. Работа в тетрадях на печатной основе.
Упр.1 на стр. 49.
- Составьте из слогов слова и запишите их в тетрадь на печатной основе.
Подчеркните буквосочетания, написание которых надо запомнить.
Взаимоконтроль.
Мыши, машина, шило, дыши, ежи, чижи, лужи, ужи.
Упр.3 на стр. 50.
Прочитайте и допишите предложения.
Ужи малыши моржи
Жи – жи – жи – прибежали к нам ___________.
Ши – ши – ши – их кормили _______________ .
Упр. 5 на стр. 50. слайд 16
Прочитай стихи И. Сурикова. Заполни пропуски.
Белый снег, пуш..стый
В воздухе круж..тся.
И на землю тихо
Падает, лож..тся.
Запиши ответы на вопросы, используя слова из стихотворения.
Какой снег кружится в воздухе?
Что делает снег? Прочитайте записанные ответы в тетради и проверьте себя по слайду.
3. Работа на опорных листах:
Цель: Уметь применять правила и слаженно работать в парах и в микрогруппах.
На листах из электронного пособия распечатаны задания. Дети, работая, в парах и в микрогруппах выполняют эти задания. Слайд 17-19
Вставь в предложениях пропущенные буквы
V. Рефлексия.
Слайд 20
Здравствуй, Петрушка!
Мы выполнили все задания, приготовленные Иван Ивановичем Самоваровым.
Повторили правила правописания словосочетаний жи –ши, ча – ща, чу – щу.
Мы с удовольствием ответим на все твои вопросы и поможем тебе в учебе.
Ученики 1 -3 класса.
Знаю точно: ЖИ да ШИ пишем только с буквой И!
ЧА и ЩА, мои друзья, напишу их с буквой А!
Знаю правило одно, очень верное оно:
ЧУ и ЩУ, ЧУ и ЩУ пишем только с буквой У!
-Быть я грамотным хочу!
VI. Подведение итогов урока.
Слайд №14.
Оцените, чему вы научились на уроке:
Я научился (лась) … .
Я понял (а) … .
Я смогу … .
Оцените свою работу на уроке: на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно - весёлый человечек; затруднялся при выполнении заданий - печальный; было трудно работать – грустный.
Литература:
1. Климанова Л. Ф.. Русский язык. Методическое пособие: 1 класс. М.: Просвещение,2011;
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ