Конспект урока на тему "Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи-ши,ча - ща,чу -щу"







СОВРЕМЕННЫЙ УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ + ПРЕЗЕНТАЦИИ

РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

1 КЛАСС. УМК «Перспектива».


Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу – щу.






Автор: Климаненко Галина Михайловна,

учитель начальных классов

ГБОУ лицей № 384

г. Санкт - Петербурга




СОВРЕМЕННЫЙ УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ + ПРЕЗЕНТАЦИИ

РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

1 КЛАСС. УМК «Перспектива».

Учитель начальных классов Климаненко Галина Михайловна.

Тема: « Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу – щу.»


Актуальность данной темы. Уровень грамотности учащихся – одна из острейших проблем образования в настоящее время. Связано это с быстро меняющимся современным миром. В век компьютеризации орфографическая грамотность является составной частью общей языковой культуры, залогом точности выражения мысли и взаимопонимания, иными словами – средством общения.

Методика обучения правописанию в начальной школе опирается не только на правила, но и на всю систему языкового развития:

1) на усвоение звукового строя русского языка и его графики;

2) на развитие дикции и орфоэпического навыка;

3) на процесс овладения чтением, письмом, восприятия речи на слух (аудирования) и на развитие собственной речи, умение выразить собственную мысль;

4) на интонацию и выразительное чтение и т.д.

Именно с первого класса закладываются основы правописания. На самых ранних ступенях обучения, есть своя специфика, которая определяется возрастом детей и почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку.




Учебная ситуация

Действия учителя

УУД

Критерии оценки

В классе установлен компьютер, и дети с помощью учителя пишут ответы на полученные вопросы, которые присылает Иван Иванович Самоваров и Петрушка.

Ученики используют компьютер с целью самим научиться грамотно, писать и помочь в учебе «ученику Петрушке».

Петрушка спрашивает детей о правописании буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу – щу.




1.Создать в классе учебную ситуацию: помощь Петрушке грамотно научиться писать правописание буквосочетаний жи - ши,

ча - ща, чу - щу.


2.Помочь детям ответить на вопросы Иван Ивановича Самоварова.


3.Использовать компьютер, демонстрационный и раздаточный материал на изучаемые орфограммы:

жи - ши, ча - ща, чу – щу.


4.Организовать на уроке:

- фронтальную,

- индивидуальную,

- работу учеников в парах,

- в микрогруппах

при выполнении заданий.


5.Реализовать работу учеников по учебнику «Русский язык» Л.Ф. Климановой, С.Г.Макеевой, с помощью электронного пособия к учебнику «Русский язык» Л.Ф. Климановой, С.Г.Макеевой на компьютере, в тетрадях, на листках заданиях.


6.Предоставить возможность детям, имея знания, полученные при изучении букв, высказать свою точку зрения на особенность написания слов с сочетаниями «жи – ши, ча - ща, чу - щу».


7.Оказывать помощь ученикам, которые будут затрудняться при выполнении заданий.


8.Побуждать учеников к самоконтролю и контролю других детей.


9.Поощрять активных учеников.

1. Личностные:

Понимать учебную задачу и искать пути ее решения, применяя правила правописания;

Оказать интеллектуальную помощь Петрушке.


2. Познавательные

а) общеучебные:

  • Уметь применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.

  • Прочитать самостоятельно вопрос Иван Ивановича Самоварова на слайде.

  • Вспомнить и рассказать правила правописания слов с сочетаниями «жи - ши, ча - ща, чу - щу».

б) информационные:

  • обучение работе с помощью электронного пособия к учебнику «Русский язык» Л.Ф. Климановой, С.Г.Макеевой на компьютере.

  • выполнение заданий на карточках, которые помогут лучше запомнить правила написания слов с «жи - ши, ча - ща, чу - щу»;

в) логические:

  • подведение к правилу: Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу – щу на стр. 91.

  • выполнение задания в учебнике «Русский язык» Л.Ф. Климановой, С.Г.Макеевой на стр. 92-94.


3. Коммуникативные -

инициативное сотрудничество :

  • работа в парах,

  • в микрогруппе.

Уметь распределить выполнение работы и взаимопроверки.


4.Регулятивные :

  • самоконтроль.

  • контроль товарищей



Базовый уровень:

1. Умение находить орфограммы в словах, определять их место, группировать по определенным признакам.

2. Соблюдение норм орфографии.

3. Различие произношения и написания слов.

4. Использование приобретенных знаний в практической деятельности.

5. Знание правила.


Повышенный уровень:

1. Применение норм русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.







Тема:

« Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу – щу.»

Цели урока:

  • формировать на материале урока УУД:

  • развивать умение писать слова с сочетаниями жи - ши, ча - ща, чу – щу;

  • развивать речь и интерес к учёбе;

  • формировать положительное отношение и адекватное представление о школе;

  • формировать умение работать на компьютере с помощью учителя.


Планируемые результаты:

  • учащиеся научатся писать слова с сочетаниями жи - ши, ча - ща, чу – щу;

  • получат первоначальные представления о нормах русского языка;

  • посредством УУД используют и будут развивать приобретенные знания практически, т.е. при ответе на вопрос от Петрушки;

  • получат установку на принятие моральных норм жизни детского коллектива;

  • научатся работать на компьютере.


Образовательные ресурсы:

Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности:

  • Учебник «Русский язык» Л.Ф. Климановой, С.Г.Макеевой , для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе -М.: Просвещение,2011;

  • методическое пособие Л.Ф. Климановой. Русский язык. Методическое пособие : 1 класс. М.: Просвещение,2011;

  • презентация на электронном носителе;

  • электронное пособие к учебнику «Русский язык» Л.Ф. Климановой, С.Г.Макеевой

Дидактический и раздаточный материал:

  • веер гласных и согласных букв у каждого ученика;

  • индивидуальные карточки с пропущенными орфограммами;

  • плакат по русскому языку для 1 класса на изучаемые орфограммы жи - ши, ча - ща, чу – щу;

  • рабочая тетрадь по русому языку на печатной основе 1 класс. Русский язык Л.Ф. Климанова.-М.:Просвещение,2010; стр.49-51

  • демонстрационные карточки с картинками.


Основной метод обучения – объяснительно-иллюстративный.


Формы работы – фронтальная, индивидуальная, в парах, в микрогруппах;


По организации познавательной деятельности – репродуктивный.



УУД


1. Личностные:

Понимать учебную задачу и искать пути ее решения, применяя правила правописания;

Оказать интеллектуальную помощь Петрушке.


2. Познавательные

а) общеучебные:

  • Уметь применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.

  • Прочитать самостоятельно вопрос Иван Ивановича Самоварова на слайде.

  • Вспомнить и рассказать правила правописания слов с сочетаниями «жи - ши, ча - ща, чу - щу».

б) информационные:

  • обучение работе с помощью электронного пособия к учебнику «Русский язык» Л.Ф. Климановой, С.Г.Макеевой.

  • выполнение заданий на карточках, которые помогут лучше запомнить правила написания слов с «жи - ши, ча - ща, чу - щу»;

в) логические:

  • подведение к правилу: Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу – щу на стр. 91.

  • выполнение задания в учебнике «Русский язык» Л.Ф. Климановой, С.Г.Макеевой на стр. 92-94




3. Коммуникативные -

инициативное сотрудничество:

  • работа в парах,

  • в микрогруппе.

Уметь распределить выполнение работы и взаимопроверки.

4.Регулятивные :

  • самоконтроль.

  • контроль товарищей.


План урока.


I.Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

III. Лингвистическая разминка.

IV. Самоопределение к деятельности.

V. Физкультминутка.

VI. Осмысление

VII. Рефлексия.

VIII. Подведение итогов урока.



Ход урока.

I. Организационный момент.

Цель: развивать интерес, формировать положительное отношение и адекватное представление о школе.

Слайд 4

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок!

Пожелаем Вам удачи

За работу, в добрый час!

Проверим готовность к уроку.

У Вас на парте приготовлено:

  • учебник «Русский язык» Л.Ф. Климановой, С.Г.Макеевой,

  • рабочая тетрадь по русому языку на печатной основе 1 класс. Русский язык Л.Ф. Климановой,

  • веер гласных и согласных букв,

  • карточки с пропущенными орфограммами.

II. Актуализация знаний.

Прочитайте вопрос от Петрушки.

Слайд 5 Привет, первоклашки!

Вместе со мной Вы учили звуки, обозначали их буквами, учились читать и писать. Вы научились грамотно писать слова с сочетаниями жи - ши, ча - ща, чу – щу? Давайте, вместе выполним приготовленные задания Иван Ивановичем Самоваровым. Они даны в Вашем новом учебнике, в электронном пособии к учебнику, и на листочках.

Петрушка.

Мы должны ответить на вопрос Петрушки и выполнить задания Иван Ивановича Самоварова.


- В русском языке есть шипящие согласные звуки, которые на письме обозначаются буквами ж, ч, ш, щ.

- А что Вы помните о написании этих букв в сочетаниях жи - ши, ча - ща, чу – щу?

III. Лингвистическая разминка.

Работа с электронным образовательным ресурсом.

Иван Иванович Самоваров рассказывает:

В буквосочетаниях жи – ши пишется с буквой и. слайд 6

В буквосочетаниях ча и ща пишется буква а. слайд 7


В буквосочетаниях чу и щу пишется буква у. слайд 8












IV. Самоопределение к деятельности.


Цель: . Понимать учебную задачу и искать пути ее решения, применяя правила правописания;

Уметь выполнять задания в электронном пособии на слайдах, уметь работать с учебником. Уметь применять правила, показывая на веере соответствующие гласные буквы.

Как будем действовать?

Ученики предлагают способы:

  • повторить правила правописания словосочетаний жи - ши, ча - ща, чу – щу,

  • приступить к выполнению тех заданий, которые приготовил Иван Иванович Самоваров.


1. Повторить правила:

Ученики 1 ряда проговаривают правило правописания словосочетаний жи - ши.

Ученики 2 ряда проговаривают правило правописания словосочетаний ча - ща.

Ученики 3 ряда проговаривают правило правописания словосочетаний, чу - щу.

Хором повторить все правила.

2. Работа учащихся по электронному пособию.

В электронном пособии к учебнику «Русский язык» нужно помочь пчёлам собрать мёд.

В словах правильно заполнить пропуски.

Вставь слоги, чтобы получились слова.

(Дети показывают на карточках слоги, а учитель на компьютере вставляет слоги, которые показывают дети.)

В первом задании нужно вставить в слова сочетания жи или ши. Пчёлка по щелчку подносит слог.

Машина, лыжи, моржи, мыши, шина, шишка, стрижи, жираф.

Во втором задании нужно вставить в слова сочетания ча или ща. Пчёлка по щелчку подносит слог.

Свеча, чайник, каланча, пища, сайка, запищал.

В третьем задании нужно вставить в слова сочетания, чу, или щу. Пчёлка по щелчку подносит слог.

Тащу, чудный, чужой, кричу, щука, навстречу, угощу. Слайды 9-11


Физкультминутка. «Улыбнись» слайд 12

Цель: Ориентируясь на показ движений учителя и на слова текста осуществлять пошаговый контроль своих действий.

Вверх и вниз рывки руками,

Будто машем мы флажками.

Разминаем наши плечи.

Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)

Руки в боки. Улыбнись.

Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)

Приседанья начинай.

Не спеши, не отставай. (Приседания.)

А в конце — ходьба на месте,

Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)

Упражненье повтори

Мы руками бодро машем,

Разминаем плечи наши.

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Корпус влево мы вращаем,

Три-четыре, раз-два.

Упражненье повторяем:

Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.)

Мы размяться все успели,

И на место снова сели. ( Дети садятся)


V. Осмысление.

Цель: Уметь достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

1. Работа по учебнику «Русский язык» Л.Ф. Климановой, С.Г.Макеевой.

Цель: Уметь обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя. Уметь распределять работу при выполнении заданий, при взаимопроверке.

Откройте учебник на странице 92, работаем с упражнением 176 устно.

Слайд 13 Упр.176 на стр.92

Как называется сказка?

Помогите Емеле правильно написать все слова из сказки. Покажите на веере соответствующие гласные буквы в словах:

Ч…до - ч…деса - ч…удесный.

Щ..ка – щ…чий – по щ…чьему веленью.

В тетради самостоятельно карандашом вставьте буквы. Самостоятельно проверьте, правильно ли Вы вставили буквы.

Слайд Упр. 177 на стр. 93. Прочитайте задание. Поупражняйтесь вместе с Емелей в написании слов с чу – щу.

Я грамотно писать хочу,

Слова на ЧУ и ЩУ учу:

Ч…лки, ч…лан, стуч…, крич…,

Тащ…., ворч…, молч….,ищ… .

Какие буквы надо вставить в слова. Проверьте друг у друга, правильно ли Вы вставили буквы.

Слайд 14 Упр. 178 на стр. 93

Какие слова загадала щука Емеле?

Закончите их с помощью слогов ча – ща.

Пи…, встре…, ча…, све…, зада…, ро…, ту… . Проверьте правильно ли Вы вставили слоги по слайду.

Повторите правила правописания словосочетаний жи - ши, ча - ща, чу – щу хором.

Слайд 15

2. Работа в тетрадях на печатной основе.

Упр.1 на стр. 49.

- Составьте из слогов слова и запишите их в тетрадь на печатной основе.

Подчеркните буквосочетания, написание которых надо запомнить.

Взаимоконтроль.

Мыши, машина, шило, дыши, ежи, чижи, лужи, ужи.

Упр.3 на стр. 50.

Прочитайте и допишите предложения.

Ужи малыши моржи

Жи – жи – жи – прибежали к нам ___________.

Ши – ши – ши – их кормили _______________ .

Упр. 5 на стр. 50. слайд 16

Прочитай стихи И. Сурикова. Заполни пропуски.

Белый снег, пуш..стый

В воздухе круж..тся.

И на землю тихо

Падает, лож..тся.

Запиши ответы на вопросы, используя слова из стихотворения.

Какой снег кружится в воздухе?

Что делает снег? Прочитайте записанные ответы в тетради и проверьте себя по слайду.

3. Работа на опорных листах:

Цель: Уметь применять правила и слаженно работать в парах и в микрогруппах.

На листах из электронного пособия распечатаны задания. Дети, работая, в парах и в микрогруппах выполняют эти задания. Слайд 17-19


Вставь в предложениях пропущенные буквы

V. Рефлексия.

Слайд 20

Здравствуй, Петрушка!

Мы выполнили все задания, приготовленные Иван Ивановичем Самоваровым.

Повторили правила правописания словосочетаний жи –ши, ча – ща, чу – щу.

Мы с удовольствием ответим на все твои вопросы и поможем тебе в учебе.

Ученики 1 -3 класса.

Знаю точно: ЖИ да ШИ пишем только с буквой И!

ЧА и ЩА, мои друзья, напишу их с буквой А!

Знаю правило одно, очень верное оно:

ЧУ и ЩУ, ЧУ и ЩУ пишем только с буквой У!

-Быть я грамотным хочу!


VI. Подведение итогов урока.

Слайд №14.

Оцените, чему вы научились на уроке:

Я научился (лась) … .

Я понял (а) … .

Я смогу … .

Оцените свою работу на уроке: на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно - весёлый человечек; затруднялся при выполнении заданий - печальный; было трудно работать – грустный.


Литература:

1. Климанова Л. Ф.. Русский язык. Методическое пособие: 1 класс. М.: Просвещение,2011;







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ