Конспект урока на тему "Текст как речевое произведение. Функциональные стили речи"
Готовимся к ЕГЭ
Текст как речевое произведение.
Функциональные стили речи.
Теория
Текст как речевое произведение. Признаки текста.
Смысловая и композиционная целостность текста. Виды информации в тексте.
Средства связи предложений в тексте.
Сложное синтаксическое целое. Абзац.
Типы речи (повествование, описание, рассуждение), их характерные признаки: содержание, структура, языковые особенности.
Стили и жанры речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка: тропы, фигуры речи.
Зависимость употребления языковых средств от темы, цели, адресата и ситуации общения
Контрольная работа Тест Текст. Стили речи.
Изобразительно – выразительные
средства языка.
Творческий практикум Сочинение-рассуждение
/собственное высказывание на основе
прочитанного текста/
Литература
Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебник для
10–11 кл. общеобразоват. учреждений /А.И.Власенков. Л.М.Рыбченкова. – М.:
Просвещение, 2006
Львова С.И. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник заданий. – М.: Эксмо, 2009
Любичева Е.В. Русский язык. На пути к экзамену: ЕГЭ.Сдаём без проблем!/ Е.В.Любичева. – М.: Эксмо, 2007
Е.В.Мазнева О.А., Михайлова И.М. Тренинг по стилистике. Пособие для
старшеклассников. – М., 2005
Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ 2008. Учебно-методич. пособие. – Р н/Д:
Легион, 2008
Тест
Текст. Стили речи.
Вариант 1
№
задан
А. Задания с выбором ответа
эталон
А 1
Какое утверждение о тексте является неверным?
1) текст включает в себя не менее двух предложений (т.е. состоит из группы предложений)
2) предложения в тексте расположены в определённой
последовательности
3) предложения текста связаны между собой по смыслу и с
помощью различных языковых средств
4) текст не всегда можно озаглавить
Прочитайте предложения и выполните задания А2 – А4.
1)… что и возникли они, и совершенствуются одновременно, – ведь для того, чтобы облечь мысль в слово, нужно как минимум осознать, понять то, о чём хочешь сказать. 2)Поэтому речь человека всегда служит яркой и, как правило, безошибочной характеристикой культурного и интеллектуального уровня каждого из нас. 3)И значит, речь наша, если пользоваться известной пословицей, – это и та «одёжка», по которой нас встречают, и тот ум, по которому обычно провожают. 4) Заметьте – и то и другое вместе! 5)Как не вспомнить здесь слова древнегреческого философа Сократа: 6) «Заговори, … я тебя увидел!»
А 2
Какая фраза должна стоять в начале первого предложения данного текста?
1) Язык и мышление неразрывно связаны…
2) Философы давно доказали…
3) Философы давно доказали взаимную связь языка и мышления, доказали…
4) Философы давно доказали взаимную связь языка и мышления…
А 3
Какое слово пропущено в предложении 6?
1) когда 3) чтобы
2) так как 4) хотя
А 4
В каком ряду слов, взятых из текста, представлены синонимы?
1) осознать, понять (предложение 1)
2) произношение, интонации (предложение2)
3) набор и выбор (предложение 2)
4) встречают и провожают (предложение 3)
А 5
Укажите неверное утверждение.
1) тема – это то, о чём идёт повествование в тексте (предмет, понятие, явление, вопрос)
2) тема связана с содержательной стороной текста
3) идея – это основная мысль текста
4) в тексте может быть только одна тема
Прочитайте текст и выполните задания А6 – А9.
1)Что такое красота? 2)Одинаково ли мы воспринимаем красивое? 3)Можно ли оценить красоту? 4)Меняются ли со временем представления о красоте? 5)Часто мы называем красивым то, что соответствует нормам и идеалам нашего времени. 6)Идеалы и мода у каждой эпохи свои. 7)Но есть красота нетленная, непреходящая, к которой человечество обязательно возвращается. 8)Нас никогда не престанут радовать пропорции Парфенона, гармоничность и единство с природой церкви Покрова на Нерли… 9)Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фразу: «На вкус и цвет товарищей нет…» 10)Как раз обратное – удивляешься тому, как много людей одинаково оценивают красоту.
(По Л. Мигдалу)
А 6
Определите тип(-ы) речи данного текста. .
повествование
2) рассуждение
3) повествование и описание
4) описание и рассуждение
А 7
Какое из высказываний вы бы выбрали в качестве эпиграфа к этому тексту?
Чтобы создать красоту, надо самому быть чистым душой. (М.Глинка)
Красота обладает удивительной силой и даром вносить мир в сердца. (М. де Сервантес)
Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть не скудеющая сила,
Есть и нетленная краса. (Ф.Тютчев)
4) Чтобы не нарушить, не расстроить,
Чтобы не разрушить, а построить… В.Высоцкий
А 8
Какое утверждение противоречит точке зрения автора?
1) Идеалы и мода у каждой эпохи свои.
2) Много людей одинаково оценивают красоту.
3) Со временем представления людей о красоте не меняются.
4) Часто красивым называем то, что соответствует нормам и
идеалам нашего времени.
А 9
В каком предложении выражена основная мысль текста?
1) 5 2) 7 3) 9 4) 10
А 10
Выберите правильное определение
Функциональный стиль – это
1) единица текста
2) изобразительно-выразительные средства языка
3) разговорное употребление языка
4) разновидность употребления языка, функционирующая в
определённой сфере человеческой деятельности
Прочитайте и сравните несколько текстов. Выполните задания А11 –А14, В1 – В6 .
Текст 1.
Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка. Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд, то, наконец, ложатся в нашей памяти медленным строем, подобно течению звёзд.
Текст 2.
Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер ещё разлетелся, рванул со всей силы, и тогда слетели все листья и остались на старой липе только редкие золотые монетки.
Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, и брызнула туча, и сразу вся разошлась дождём. Другую тучу ветер нагнал и погнал, и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи – и мокрые леса и поля засверкали.
Текст 3.
Авторскую специфику всего написанного Пришвиным определяет присущее ему глубокое и острое чувство природы, умение видеть и понимать её законы, способность к диалогу с ней… Всем рассказам Пришвина присущ лаконизм в сочетании со смысловой и лексической насыщенностью. Язык простой, ёмкий и выразительный, обращает на себя внимание строгий словесный отбор. Нередко встречается ритмическая организация текста.
Текст 4.
Ну и ветрище! Налетел откуда ни возьмись… Последние листья с деревьев посрывал! Вон липа, голым – гола… Ещё и дождище нагнал! Надо же! Пасмурно, тоскливо… Хоть бы солнце что ли скорее из-за туч выглянуло… Только на него и остаётся уповать. Ну, слава Богу, вот и оно!
А 11
Укажите неверное(-ые) утверждение(-ия).
А) к публицистическому стилю относятся тексты 1, 3
Б) стиль художественной литературы представлен в текстах 1,2
В) к научному стилю речи относится текст 3
Г) разговорный стиль речи представлен в тексте 4
1) А 2) А, Б 3) В 4) В, Г
А 12
Укажите жанр, которому соответствует текст 1.
1) очерк
2) репортаж
3) памфлет
4) научная статья
А 13
Какие особенности характерны для стиля текста 2? Укажите верный вариант ответа.
А) единство коммуникативной и эстетической функций
Б) общественно политическая лексика
В) проявление творческой индивидуальности автора
Г) широкое использование изобразительно-выразительных средств
1) А, Б 2) А, Б, В 3) А, В, Г 4) Б, В, Г
А 14
Укажите вариант ответа, в котором названы языковые средства, характерные для стиля текста 4 .
А) прямой порядок слов
Б) неполные предложения
В) повторы слов
Г) оценочная и эмоционально-экспрессивная лексика (включая
частицы и междометия)
1) А, Б, В 2) Б, В, Г 3) А, В, Г 4) А, Б, В, Г
В 1
Определите ведущий тип речи в тексте 3.
В 2
Как называется художественный приём (основанный на сопоставлении предметов или явлений), который используется в последнем предложении текста 1?
В 3
Из текста 4 выпишите местоимения, которые выступают как средства связи между предложениями.
В 4
Как называются использованные в тексте 3 слова (словосочетания), обозначающие определённые понятия какой-либо специальной области науки («смысловой и лексической насыщенностью», «ритмическая организация текста»)?
В 5
Из текста 4 выпишите устаревшее слово и синоним, которым можно заменить это слово в данном предложении.
В 6
Какие изобразительно-выразительные средства языка не используются в тексте 2?
1. градация
2. литота
3. метафора
4. парцелляция.
5. олицетворение
6. эпитеты
7. фразеологизмы
8. ряды однородных членов
Ответы к тесту
Текст. Стили речи.
Вариант 1
А 1
А 2
А 3 А 3
А 4
А 5
А 6
А 7
1
+
2
+
3
+
+
+
4
+
+
А 8
А 9
А 10
А 11
А 12
А 13
А 14
1 1
+
2
+
+
+
3
+
+
4
+
В 1
рассуждение
В 2
сравнение
В 3
на него, оно
В 4
термины
В 5
уповать, надеяться
В 6
2, 4, 7
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ