Конспект урока на тему "Текст как речевое произведение. Функциональные стили речи"


Готовимся к ЕГЭ





Текст как речевое произведение.

Функциональные стили речи.



Теория


      • Текст как речевое произведение. Признаки текста.

      • Смысловая и композиционная целостность текста. Виды информации в тексте.

      • Средства связи предложений в тексте.

      • Сложное синтаксическое целое. Абзац.

      • Типы речи (повествование, описание, рассуждение), их характерные признаки: содержание, структура, языковые особенности.

      • Стили и жанры речи.

      • Основные изобразительно-выразительные средства языка: тропы, фигуры речи.

      • Зависимость употребления языковых средств от темы, цели, адресата и ситуации общения




        • Контрольная работа Тест Текст. Стили речи.

Изобразительно – выразительные

средства языка.

      • Творческий практикум Сочинение-рассуждение

/собственное высказывание на основе

прочитанного текста/


Литература


  1. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебник для

10–11 кл. общеобразоват. учреждений /А.И.Власенков. Л.М.Рыбченкова. – М.:

Просвещение, 2006

  1. Львова С.И. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник заданий. – М.: Эксмо, 2009

  2. Любичева Е.В. Русский язык. На пути к экзамену: ЕГЭ.Сдаём без проблем!/ Е.В.Любичева. – М.: Эксмо, 2007

  3. Е.В.Мазнева О.А., Михайлова И.М. Тренинг по стилистике. Пособие для

старшеклассников. – М., 2005

  1. Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ 2008. Учебно-методич. пособие. – Р н/Д:

Легион, 2008




Тест


Текст. Стили речи.



Вариант 1


задан

А. Задания с выбором ответа


эталон

А 1

Какое утверждение о тексте является неверным?

1) текст включает в себя не менее двух предложений (т.е. состоит из группы предложений)

2) предложения в тексте расположены в определённой

последовательности

3) предложения текста связаны между собой по смыслу и с

помощью различных языковых средств

4) текст не всегда можно озаглавить




Прочитайте предложения и выполните задания А2 – А4.

1)… что и возникли они, и совершенствуются одновременно, – ведь для того, чтобы облечь мысль в слово, нужно как минимум осознать, понять то, о чём хочешь сказать. 2)Поэтому речь человека всегда служит яркой и, как правило, безошибочной характеристикой культурного и интеллектуального уровня каждого из нас. 3)И значит, речь наша, если пользоваться известной пословицей, – это и та «одёжка», по которой нас встречают, и тот ум, по которому обычно провожают. 4) Заметьте – и то и другое вместе! 5)Как не вспомнить здесь слова древнегреческого философа Сократа: 6) «Заговори, … я тебя увидел!»



А 2

Какая фраза должна стоять в начале первого предложения данного текста?

1) Язык и мышление неразрывно связаны…

2) Философы давно доказали…

3) Философы давно доказали взаимную связь языка и мышления, доказали…

4) Философы давно доказали взаимную связь языка и мышления…



А 3

Какое слово пропущено в предложении 6?

1) когда 3) чтобы

2) так как 4) хотя



А 4

В каком ряду слов, взятых из текста, представлены синонимы?

1) осознать, понять (предложение 1)

2) произношение, интонации (предложение2)

3) набор и выбор (предложение 2)

4) встречают и провожают (предложение 3)





А 5

Укажите неверное утверждение.

1) тема – это то, о чём идёт повествование в тексте (предмет, понятие, явление, вопрос)

2) тема связана с содержательной стороной текста

3) идея – это основная мысль текста

4) в тексте может быть только одна тема




Прочитайте текст и выполните задания А6 – А9.

1)Что такое красота? 2)Одинаково ли мы воспринимаем красивое? 3)Можно ли оценить красоту? 4)Меняются ли со временем представления о красоте? 5)Часто мы называем красивым то, что соответствует нормам и идеалам нашего времени. 6)Идеалы и мода у каждой эпохи свои. 7)Но есть красота нетленная, непреходящая, к которой человечество обязательно возвращается. 8)Нас никогда не престанут радовать пропорции Парфенона, гармоничность и единство с природой церкви Покрова на Нерли… 9)Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фразу: «На вкус и цвет товарищей нет…» 10)Как раз обратное – удивляешься тому, как много людей одинаково оценивают красоту.

(По Л. Мигдалу)



А 6

Определите тип(-ы) речи данного текста. .

            1. повествование

2) рассуждение

3) повествование и описание

4) описание и рассуждение



А 7

Какое из высказываний вы бы выбрали в качестве эпиграфа к этому тексту?

  1. Чтобы создать красоту, надо самому быть чистым душой. (М.Глинка)

  2. Красота обладает удивительной силой и даром вносить мир в сердца. (М. де Сервантес)

  3. Чему бы жизнь нас ни учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть не скудеющая сила,

Есть и нетленная краса. (Ф.Тютчев)

4) Чтобы не нарушить, не расстроить,

Чтобы не разрушить, а построить… В.Высоцкий



А 8

Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

1) Идеалы и мода у каждой эпохи свои.

2) Много людей одинаково оценивают красоту.

3) Со временем представления людей о красоте не меняются.

4) Часто красивым называем то, что соответствует нормам и

идеалам нашего времени.



А 9

В каком предложении выражена основная мысль текста?

1) 5 2) 7 3) 9 4) 10




А 10

Выберите правильное определение

Функциональный стиль – это

1) единица текста

2) изобразительно-выразительные средства языка

3) разговорное употребление языка

4) разновидность употребления языка, функционирующая в

определённой сфере человеческой деятельности



Прочитайте и сравните несколько текстов. Выполните задания А11 –А14, В1 – В6 .


Текст 1.

Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка. Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд, то, наконец, ложатся в нашей памяти медленным строем, подобно течению звёзд.

Текст 2.

Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер ещё разлетелся, рванул со всей силы, и тогда слетели все листья и остались на старой липе только редкие золотые монетки.

Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, и брызнула туча, и сразу вся разошлась дождём. Другую тучу ветер нагнал и погнал, и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи – и мокрые леса и поля засверкали.

Текст 3.

Авторскую специфику всего написанного Пришвиным определяет присущее ему глубокое и острое чувство природы, умение видеть и понимать её законы, способность к диалогу с ней… Всем рассказам Пришвина присущ лаконизм в сочетании со смысловой и лексической насыщенностью. Язык простой, ёмкий и выразительный, обращает на себя внимание строгий словесный отбор. Нередко встречается ритмическая организация текста.

Текст 4.

Ну и ветрище! Налетел откуда ни возьмись Последние листья с деревьев посрывал! Вон липа, голым гола… Ещё и дождище нагнал! Надо же! Пасмурно, тоскливо… Хоть бы солнце что ли скорее из-за туч выглянуло… Только на него и остаётся уповать. Ну, слава Богу, вот и оно!



А 11

Укажите неверное(-ые) утверждение(-ия).

А) к публицистическому стилю относятся тексты 1, 3

Б) стиль художественной литературы представлен в текстах 1,2

В) к научному стилю речи относится текст 3

Г) разговорный стиль речи представлен в тексте 4

1) А 2) А, Б 3) В 4) В, Г





А 12

Укажите жанр, которому соответствует текст 1.

1) очерк

2) репортаж

3) памфлет

4) научная статья



А 13

Какие особенности характерны для стиля текста 2? Укажите верный вариант ответа.

А) единство коммуникативной и эстетической функций

Б) общественно политическая лексика

В) проявление творческой индивидуальности автора

Г) широкое использование изобразительно-выразительных средств

1) А, Б 2) А, Б, В 3) А, В, Г 4) Б, В, Г


А 14

Укажите вариант ответа, в котором названы языковые средства, характерные для стиля текста 4 .

А) прямой порядок слов

Б) неполные предложения

В) повторы слов

Г) оценочная и эмоционально-экспрессивная лексика (включая

частицы и междометия)

1) А, Б, В 2) Б, В, Г 3) А, В, Г 4) А, Б, В, Г



В 1

Определите ведущий тип речи в тексте 3.



В 2

Как называется художественный приём (основанный на сопоставлении предметов или явлений), который используется в последнем предложении текста 1?



В 3

Из текста 4 выпишите местоимения, которые выступают как средства связи между предложениями.



В 4

Как называются использованные в тексте 3 слова (словосочетания), обозначающие определённые понятия какой-либо специальной области науки смысловой и лексической насыщенностью», «ритмическая организация текста»)?



В 5

Из текста 4 выпишите устаревшее слово и синоним, которым можно заменить это слово в данном предложении.



В 6

Какие изобразительно-выразительные средства языка не используются в тексте 2?

1. градация

2. литота

3. метафора

4. парцелляция.

5. олицетворение

6. эпитеты

7. фразеологизмы

8. ряды однородных членов








Ответы к тесту


Текст. Стили речи.



Вариант 1



А 1


А 2

А 3 А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

1




+




2






+


3


+

+




+

4

+




+





А 8


А 9

А 10

А 11

А 12

А 13

А 14

1 1





+



2


+


+



+

3

+





+


4



+






В 1

рассуждение

В 2

сравнение

В 3

на него, оно

В 4

термины

В 5

уповать, надеяться

В 6

2, 4, 7








Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ