Конспект урока на тему "Три склонения имен существительных"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУЮК – ЕРЫКСИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
МАМАДЫШСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Технологическая карта урока русского языка .
Тема: «Три склонения имен существительных»
Выполнила учитель первой квалификационной категории Низамеева Лира Наилевна.
Технологическая карта изучения темы
«Три склонения имен существительных».
Тема
Три склонения имен существительных
Цель темы
- дать понятие о трех типах склонения имен существительных в единственном числе ;
- познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду;
- развивать орфографическую зоркость, творческое воображение;
- развивать умение находить существительные ;
- создать условия для успешного закрепления изученного материала.
– воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;
Планируемый результат
Знать и уметь применять общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова;
Знать о трех типах склонения имен существительных в единственном числе ;
Уметь распозновать типы склонения по окончанию и по роду;
Основные понятия
Понятия:
-орфограмма
- 3 склонение имен существительных
-определение склонения существительных;
Межпредметные связи
русский язык, литературное чтение.
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Учебник Т.Г Рамзаева « Русский язык»
Тема: «Три склонения имен существительных »
Методическое пособие, наглядный материал, ИКТ, рабочая тетрадь
Организация пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах
Технология проведения
Деятельность
ученика
Деятельность
учителя
Обучающие и развивающие задания каждого этапа
Диагностирующие задания каждого этапа
I этап. Организационный момент.
Цель – активизация учащихся.
Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.
Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.
I этап. Организационный момент.
Представьте, что мы в зимнем лесу. Греет зимнее солнце, улыбаясь нам с лазурного неба. Давайте, ребята, улыбнемся и мы ему в ответ и подарим хорошее настроение друг другу.
Личностные УУД
I этап. Организационный момент.
Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?
Коммуникативные УУД
II этап. Актуализация знаний.
Цель – - упражняться, в умении определять склонение существительных;
-развивать орфографическую зоркость;
- обогащать словарный запас, развивать речь.
Работать с информацией,
участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Организовать фронтальную работу по нахождению орфограмм в разных частях слова,
создать условия для повторения существитель-ных ,включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов.
II этап. Актуализация знаний.
Чистописание, формулирование темы урока и целеполагание.
Массаж рук:
-Похлопайте в ладоши.
- Погрейте ладони, потрите их.
- Постучите в кулачки.
-Покатайте ручку между ладонями, поверх ладоней
тпг птг гпт пгт Тт Ттт
труд-плот-прут
-К какой группе относятся буквы? (согласные буквы)
- Что вы знаете о согласных звуках? (они могут быть звонкие и глухие )
- В какой части слова мы изучаем правописание парных согласных ? ( в конце слова )
На доске:
Вода, ,страна,край,папа,степь,дом,Родина,поле,лес, мама,
-Какие чувства вы испытываете к своей Родине?
- Найдите в словах общее ( все существительные единственного числа)
-Давайте разделим имена существительные на три группы:
Жен.род-вода,степь,страна,мама,Родина.( окончание –а/-я/-ь)
Муж.род-край,папа,дом.(-а/ нулевое окончание)
Сред. род.- поле ( -е/-о)
Сформулируйте тему урока. ( С помощью рода и окончания можно определить склонение ) слайд №1.
- Какие цели поставим перед собой, у нас 3 цели:
- упражняться, в чем? …..(в умении определять сколнение существительных)
-развивать, что? … (орфографическую зоркость);
- обогащать, что? .. (словарный запас, развивать речь..).
II этап. Актуализация знаний.
Что необходимо знать о трех склонениях существительных?
Познавательные УУД
Познавательные УУД
III этап.
Закрепление пройденного материала
Цель –
- закреплять знания о склонении существитель-ных;
- развивать орфографическую зоркость, творческое воображение;
- развивать умение определять склонение имен существитель-ных;
- создать условия для успешного закрепления изученного материала.
Участвовать в практической работе по умению определять склонение существительных
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе).
Оценивать правильность выполнения заданий.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Работать с информацией, представленной в форме слайдов.
Формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Организовать практическую самостоятельную работу по умению определять склонение существитель-ных
Организовать работу в группах
обеспечить
контроль
за выполнением
задания.
Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов.
Организовать фронтальную работу по учебнику.
III Формирование и отработка умений определить склонение существителных Давайте докажем на практике и выполним следующее задание (устно)
(Слайд №2)
Яблоко, лимон,слива,вишня,помидор,мандарин,огурец,
тыква,морковь, капуста, горох, фасоль.
-Определите склонение каждого существительного?
-Как определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа? ( Узнать род, выделить окончание)
Сделайте вывод.
2) создание проблемной ситуации
«Соберите в корзинку» слайд №3
На слайде предметные картинки с овощами, фруктами , ягодами.
- Выполняя это задание, на что обратили внимание? ( На род и окончание существительных)
Задание: 1 вариант –записывают существительного 1-го склонения ; (репа,редька,малина,клюква, рябина, смородина ,кпуста, клубника)
2 вариант – записывают существительные 2-го склонения;
(картофель,кабачок,баклажан,перец,чеснок,лук,помидор,
редис)
3) Физкультминутка
- Я считаю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1 скл. Вы должны присесть ,руки вперед. Если это существительное 2 скл. -наклон вперед, руки должны достать носочки. Если 3 скл. -прижать в колене правую ногу к груди.
1. Кто ни в жару ,ни в стужу
Не снимает шубу?( баран)
2.Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз? (белка)
3.Заверчу,закружу.
В небеса улечу.(вертолет)
4.Ящик на коленях пляшет,
То поет ,то плачет.(гармонь)
5.Много рук ,а нога одна. (дерево)
6.Колюч ,да не еж.(ерш)
7.По земле ползет,
А к себе не допускает.(змея)
8.Над домами и дорожками
Висит кусок лепешки.( луна)
Думаю, что эти загадки помогли вам поднять настроение. Теперь активно продолжаем работу.
4) Словарно-орфографическая работа.
Прочитайте слова(слайд №4) постарайтесь их запомнить. Запишите данные слова по алфавиту ,впишите пропущенные буквы.
Х…зяйство, к…ллектив, …гр…ном, д…рога, п…том,с…м…лёт,г…реть, ..диннадцать, ш…ссе,х…рошо,
п…г…да.
- На какие правила слова с пропущенными буквами?(слайд №4)
5) Работа по учебнику.
Стр. 88 упр. 166
- прочитать;
- определить склонение каждого существительного
Задание: написать существительные в три столбика - по склонениям
Стр. 89 упр. 168.
Задание:
- написать пять существительных -1 скл.,
-пять существительных - 2 скл.,
- пять существительных – 3 скл.(сильным ученикам)
- по три существительных слабым ученикам.
Стр.90 упр.173. Самостоятельно выполняют.
Задание1.
Написать слова по группам: птицы, рыбы, деревья, цветы.
Задание 2.
Указать склонение имен существительных.
III этап. Формирование и отработка умений определять род и склонение существительных
Практическая работа :
1 задание:
Яблоко,лимон,слива,вишня
,помидор,мандарин,огурец,тыква,морковь, капуста, горох, фасоль.
-Определите склонение каждого существительного?
-Как определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа?
Делается вывод:
Узнать род,выделить окончание: по роду и окончанию определить склонение.
- Выполняя это задание, на что обратили внимание?
- На род и окончание существительных.
Задание:
Написать существительные в три столбика.
Написать по пять(3) существительных на каждое склонение.( для слабых можно пользоваться словарем)
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности
Домашнее задание : упр.170, стр. 90. Выучить 3 склонения имен существительных.
Подведем итоги нашего урока.
Я научился …
Я хотел бы …
Оказывается, что …
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ