Конспект урока "Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е" 7 Класс

7 класс. 15.01. Тема: Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е.

Цель:

  • формирование навыка написания Н и НН в наречиях на –О и –Е,

  • повторить изученные орфограммы в написании других частей речи;

  • развивать речь: конструирование предложений по схемам;

  • повторить знания по грамматике – лингвистические разборы.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания ( упр. 454).

3.Объявление темы урока, запись в тетрадях и на доске. Объявление цели урока.

4.Работа по повторению правил по наречиям.

А) Раскройте скобки, правильно выберите НЕ или НИ, укажите, к какой части речи относятся слова с НЕ и НИ. 3 слайд.

(Ни, не)сколько не удивился, (ни, не)мало не сожалел о своей поездке, (ни, не)когда (ни, не) откуда не получал писем, помощи ждать (ни, не)от кого, (ни, не)с кого спрашивать, шагу (ни, не)где ступить.

Б) Проверим работы. На экране 4 слайд.

В) Сделаем вывод: как пишутся приставки НЕ и НИ с наречиями на –О и –Е? (Под ударением НЕ, без ударения – НИ).

5.Орфографическая работа. Вспомним слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Объяснительный диктант.

Неглубокое озеро; небезынтересно; не вежливо, а грубо; невежливый; невкусный; невзлюбить; не дочитана; недобрый; не мог; не высоко, а низко; неестественно; не считая; недоверие; не приветливость, а грубость; невыученные; ничуть не примечательная; вовсе не смешно.(Взаимопроверка).

6. Вспомним написание Н и НН у прилагательных и причастий. (Ребята устно объясняют условия выбора данных орфограмм).

Распределительный диктант ( в 2 столбика: 1 – слова с Н, 2 – слова с НН).

Песчаный берег, желанный друг, раненый боец, местность пустынна, вовремя организовано собрание, смышленый малыш, тренированный спортсмен, соломенная шляпа, гусиное перо, внимательный ученик, уверенный ответ, мороженая рыба, тушенное в печке мясо.

7. Повторение правила по теме урока. Слайд 7. ( Прилагательное + суффикс О(Е) = наречие.)

Причастие + суффикс О(Е) = наречие). У наречия столько Н, сколько у прилагательного или причастия, от которого оно образовано.).

- Как наречие на –О(Е) отличить от краткого прилагательного и краткого причастия ? (По вопросу и синтаксической роли в предложении. Примеры в 8 слайде.).

8. Закрепление.  Выборочный диктант. Выпишите только наречия с Н и НН.

1) Все были уверены, что с работой справятся к сроку. 2) Сейчас он бежал уверенно, почти машинально. 3) Мальчик рассеянно смотрел по сторонам. 4) Войско противника рассеяно, победа за нами! 5) Сегодня она рассеянна и невнимательна. 6) Поведение ее было странно. 7) С крыш капала вода, и унылый звук ее падения странно сливался со звуком часов. 8) Это были настоящие рыцарские доспехи, искусно выклеенные из золотой и серебряной елочной бумаги.

9. Лингвистическая разминка. (Работа выполняется на доске и в тетрадях).

А) Запишите предложение: Это были настоящие рыцарские доспехи, искусно выклеенные из золотой и серебряной елочной бумаги. Произведите синтаксический разбор. (Простое, осложненное)

Б) Произведите морфемный и словообразовательный разборы слова выклеенные. (Суффиксальный)

В) Произведите морфологический разбор слова искусно. (Наречие)

10. Проверочная работа ( Правописание Н –НН).

1. Газированная вода, листва озарена, испуганно вскрикнул;

2. Странно посмотрел, местность пустынна, проблема изучена;

3. Оборудованный кабинет, квашеная капуста, рассказывает замечательно;

4. Небо облачно, исследование закончено, огорченно вздохнуть;

5. Ответить сдержанно, организованный отряд, жеваный лист;

6. Недостатки выявлены, насыщенный влагой, буйно разрастаться;

7. Бешеный зверь, ветреный день, раненый враг;

8. Обдуманное предложение, улыбался восторженно, решение продумано;

9. Девушка воспитанна, мальчик воспитан бабушкой, воспитанные дети.

12. Самопроверка. На экране 10 слайд.

13. Комментирование и выставление оценок.

14. Вывод, подведение итогов работы.

  • Как определить, одну Н или две НН писать в наречии? ( Определить, сколько Н в том слове, от которого наречие образовано)

  • На какие вопросы отвечают наречия на –О(Е)? (Как?)

  • Каким членом предложения являются наречия? (Обстоятельством).

16. Запишите домашнее задание. Повт. Стр. 41-42. Упр. 448, 453 (3, 4).



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ