Конспект урока по русскому языку "Большая буква в различных формах имен существительных" 2 класс

Большая буква в различных формах имен существительных

2 класс


Тип урока: обобщающий.

Цели и задачи урока:

  1. Закрепление навыков правильного написания большой буквы в различных именах собственных.

  2. Расширение знаний об окружающем мире.

  3. Развитие речи и интеллекта учеников.

  4. Поликультурное воспитание младших школьников.

Оборудование:

  1. Учебник Т.Г. Рамзаевой «Русский язык».

  2. Словарное слово (образец).

  3. Таблица «Имя существительное».

Х о д у р о к а


1. Оргмомент. Комментированная запись числа.


2. Минутка чистописания.

Учитель: Какие цели мы ставим перед собой на минутке чистописания? (развитие каллиграфии)

Демонстрация образца.

Учитель: Элементы каких букв есть в этом элементе? (ответы детей) На что нужно обратить внимание? Подчеркните самый красивый элемент.

Самостоятельная работа.


3. Словарная работа.

Учитель: Какие слова мы называем словарными? (ответы детей) Какие цели мы ставим при изучении словарных слов? (ответы детей)

Послушайте и скажите, о чем идет речь? «Крупный населенный пункт, промышленный, торговый и культурный центр». (город)

Запись в тетрадях, комментирование.

Учитель: Обратимся к истокам слова. «Это слово пришло к нам из старославянского языка. Там оно звучало как «гордь», из него получилось болгарское слово «град», а потом привычное нам полное «г – оро – д». Издревле оно обозначало «ограда, обнесенный частоколом поселок».

Подберите однокоренные слова к слову «город» (устные ответы – городок, городишко, городской и т.д.)

Учитель: Составьте словосочетания (запись в тетрадях – расположен, находится, экскурсия…) Когда так говорят? «Ни к селу, ни к городу» (некстати, не к месту, невпопад).

Учитель: Как вы думаете, почему сегодня я предложила вам для изучения слово «город»? (Сегодня день рождения нашего города, он получил этот статус в 1953 году). Кто может посчитать, сколько лет нашему городу? (ответы детей)

Составьте предложения со словами «город» или «Кумертау» (устная работа).

Учитель: А теперь мы поработаем с деформированным предложением:

Кр..ю, з..вод, на, гор..да, ст..ит, б..льшой.

    1. Запишите его с комментированием.

    2. Разберите предложение, указав главные и второстепенные члены.

    3. Найдите слова, в которых число букв и звуков различается. Объясните, отчего это происходит. Найдите в составленном предложении прилагательное. Поставьте его в форму женского рода единственного числа и объясните, почему при наличии мягкого знака количество звуков равно количеству букв? (большая)


4. Работа по теме урока. Закрепление.

Учитель: Посмотрите на работу по чистописанию и словарную работу, вспомните, о чем мы говорили, и попробуйте сформулировать тему урока. (Заглавная буква в именах существительных.)

Какие цели мы поставим, зная тему урока? (Научиться писать заглавные буквы в именах существительных, развивать орфографическую зоркость.)

Что такое имя существительное? (ответы детей)

На какие группы делятся имена существительные? (ответы детей)










Учитель: На какие ещё группы можно разделить имена существительные? (одушевленные, неодушевленные, собственные, нарицательные) Какие относятся к данным группам? (ответы детей) Итак, мы закрепляем правила написания заглавной буквы. В каких случаях пишется заглавная буква?

Имена, фамилии, клички, города –

Все с заглавной буквы пишутся всегда.

Начинает буква важные слова:

Иванова Катя, Барсик и Москва.

Учитель: Разделите на группы следующие слова: в..тер, с..бака, М..сква, планета, Агидель, г..ра, з..мля, ст..лица, р..ка, дев..ч..а, Т..т…на, Ямантау – и выполните задания, ответьте на вопросы:

  1. Вставьте пропущенные орфограммы (работа устно, по цепочке), исправьте ошибки.

  2. Разделите слова на группы. (устно) (собственные – нарицательные, одушевленные – неодушевленные, женского рода – мужского рода, словарные слова – проверяемые слова)

  3. Что можно из них составить? (словосочетания: столица Москва, река Агидель, собака Ветер, планета Земля, девочка Татьяна).

  4. Что можно сделать, чтобы использовать все слова? (использовать другое значение слова, заменить имя нарицательное именем собственным: ветер – Ветер, земля – Земля)

  5. Письмо по памяти: я диктую имя нарицательное, а вы записываете словосочетания.

Выполнение заданий.

Учитель: Проверьте, как вы написали имена собственные. (взаимопроверка, выставление оценок)


5. Подведение итогов урока.

Учитель: О чем мы говорили и что закрепили на уроке? (ответы детей) Достигли ли мы поставленных целей? (ответы детей, оценка работы учащихся учителем)

6. Домашнее задание.

Учитель: Запишите дома фамилию, имя и отчество свои, мамы, бабушки или дедушки, напишите адрес. Придумайте сказку о большой букве и запишите ее в тетрадях для творческих работ.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ